Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Uncategorised

По решению Нюрнбернгского трибунала, ни одно медицинское вмешательство не может быть «обязательным».

 

 

Надпись на фото: НЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ВАКЦИНАЦИИ.

Профессор фармакологии Димитриос Кувелас: Так называемая «обязательная вакцинация» представляет собой медицинское вмешательство в организм, от которого нельзя отказаться и которое производится ради «общего блага человечества».

Точно такую же формулировку использовали немецкие врачи-нацисты в концлагерях, чтобы проводить опыты на заключенных, которых подвергали различным медицинским манипуляциям без их согласия.

 

Если мы сегодня введем новое законодательство об «обязательной вакцинации», то потомки нацистского изувера Менгеле могут подать апелляцию в суд и получить оправдание.

По сути, Нюрнбергский трибунал запретил медицинское вмешательство без согласия пациента. Это решение было ратифицировано Хельсинским соглашением и является действительным для всего мира (вспомним также решение Гаагского суда и другие).

На мой взгляд, неприемлемо, чтобы вакцинация стала обязательной, потому что это наносит ущерб ещё и в другом плане: любая медицинская процедура, которой мы подвергаемся, является конфиденциальной, и мы сами принимаем решение о её целесообразности. Независимо от того, вакцинированы мы или нет, мы имеем право не отчитываться об этом ни перед кем. Это конфиденциальная информация.

Природа этой прививки такова, что она не препятствует заражению. Привитый человек тоже может заразиться и заболеть.

Вопрос: Какова вероятность заражения человека, который получил 2 дозы вакцины по сравнению с тем, кто не прививался?

Профессор Д. Кувелас: Это зависит от организма. Молодой человек при контакте с коронавирусом может и не заболеть, поэтому нет смысла подвергать его вакцинации.

Что касается пожилых людей, то нет никаких исследований по этому вопросу. Если будет проведено такое исследование, можно будет сделать соответствующие выводы. А до тех пор этот вопрос обсуждению не подлежит и какие-либо выводы по этому поводу будут абсурдными, беззаконными и безнравственными.

 

Источник: https://orthodoxostypos.gr/σύμφωνα-με-την-δίκη-της-νυρεμβέργης-απ/

@Расшифровка и перевод «Трость Скорописца», 2021 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

Иерусалимский Патриархат – Официальный информационный сайт

 

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ

БЛАЖЕННЕЙШЕГО ФЕОФИЛА III

ПАТРИАРХА СВЯТАГО ГРАДА ИЕРУСАЛИМА И ВСЕЙ ПАЛЕСТИНЫ

Всей церковной полноте, благодать милость и мир от

Всесвятаго и Живоподательнаго Гроба Воскресения Христова

ΘΕΟΦΙΛΟΣ  Γ’

Ἐλέῳ Θεοῦ Πατριάρχης τῆς Ἁγίας Πόλεως Ἱερουσαλήμ

                                                                         καί πάσης Παλαιστίνης

 

Ныне вся исполнишася света;

Небо же земля и преисподняя.

Да празднует убо вся тварь восстание Христово,

 в Нем же утверждается.

Νῦν πάντα πεπλήρωται φωτός,

Οὐρανός τε καί γῆ καί τά καταχθόνια,

ἑορταζέτω γοῦν πᾶσα κτίσις τήν ἔγερσιν    Χριστοῦ, ἐν ᾖ ἐστερέωται.

(Тропарь 3-й песни канона Пасхи прп. Иоанна Дамаскина. Τροπάριον γ΄ ὠδῆς Κανόνος τοῦ Πάσχα Ἰω. Δαμασκηνοῦ).

 

 

Действительно ныне исполнилась вселенная невечернего и священного света, исходящего от Воскресшего из мертвых Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

Иисус Христос,Сын Божий и Бог Слово, Вочеловечившийся от Святого Духа и Марии Девы, Назарянин, Распятый, претерпевший телесные страдания и погребение и сошедшый во ад, победил смерть. Через Его смерть была попрана смерть. Пребыв три дня во аде Он проповедовал находящимся во аде от века содержащимися в его узах, и освободил их от него. Он освободил их от мучительных страданий от угрызения совести, от глубокого мрака неведения и невыносимой безнадежности и Он вновь ввел их в Рай. Завершая дело Своего Отца на земле, Он его исполнил и ниже земли, во аде. «Не узрело пречистое тело Искупителя наших душ истления во гробе». Он самовластно своей всемогущей силою воскрес из мертвых вместе с  Его восприятой плотью и встретил Праотца Адама и усопших Его сродников.

Это сверхъестественное дело обновления и пересоздания своего творение через Воскресение Христа возвестил Бог через ангела людям. Отвалив камень от гроба и, седя на нем, светоносный ангел сказал женам Мироносицам: «Не ужасайтеся, иисуса ищете Назарянина распятаго: восста, несть зде: се место, идеже положиша Его» (Марк. 16, 6). Это видение, этого исполненного света явления ангела и утешительным известием убедительным образом засвидетельствовало и запечатлело Воскресение из мертвых Господа. С уничиженным и прославленным Его телом, прободенным копием боком, имеющим на своих руках и ногах следы от гвоздей, «явися прежде Мирии Магдалине, из неяже изгна семь бесов» (Марк.16, 9), рече ей: «не прикасайся ко мне, не у бо взыдох во Отцу Моему (Ин. 20, 17)». Затем Он явился «сущее позде, в день той во едину от Суббот», собранным во едино Своим ученикам, «дверем затворенным», говоря им «Мир вам», и «приимите Дух Свят», «имже отпустите грехи, отпустятся им», и «по днех осми паки», «и Фоме с ними», исправляя его доброе неверие добрым убеждением и говоря «блажени не видевши, и веровавше» (Ин. 20-19-29). Действительно, «Сколь премудры суть его суды», как поет песнопевец , «идеже яко Петру дает познати Воскресение Свое в погребальных пеленах, такожде с Лукой и Клеопой вместе идя беседует и беседоваша не сразу явися има Сам, но в благословении хлеба даша им познать Себя... Онема отверзостеся очи, и познаста Ео, и Той невидим бысть има»(Луки 24; 30-31).  Сразу после сего, – о чудо Его вездесущности, – Он «ста посреде их и глагола има», говоря им: «Видите руце Мои и нозе Мои, яко сам Аз есмь: осяжите Мя и видите: яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща» и попросил у них пищу и «взем пред ними яде, рыбы печены часть и от пчел сот» (Лк 24: 36 – 43), как объясняет святой Иоанн Дамаскин, «не потому, что Он нуждался в пище после Воскресения, но по икономии, домостроительно, тем самым подтверждая истинность Воскресения».

Таким образом, Он «постави Себе жива по страдании Своем во мнозех истинных знамениих, деньми четыредесятьми являяся им и глаголя яже о Царствии Божии» (Деян 1: 3) и, когда они взирали на Него, «взятся, и облак подъят Его от очию их» (Деян 1: 9), «возшед на высоту» (Пс 67: 19, Еф. 4: 8), обожил нашу человеческую природу, принятую Им в воплощении, и сел одесную (справа) от Отца, «грядуший снова со славою, чтобы судить живых и мертвых».

Исполняя Свое обещание, Он оттуда послал нам другого Утешителя от Отца, Духа Истины, и их просветил, укрепил, одушевил и обрадовал святых учеников и апостолов и через них Свое тело – Церковь. Этой благодатью и данной от Него властью Церковь продолжает Его искупительное дело на земле. Она принимает людей, делает их своими членами крещением, «сочетает их со Христом», очеловечивает их Его учением, примирением, миром, согласием и любовью не только по отношению к ближнему, но даже к врагам, освящает их таинствами, делает их делателями добрых дел в обществе, и после их смерти она переносит их в небесную жизнь в радости и ликовании, в наслаждении вечным светом трисолнечного Божества в надежде на Воскресение к вечной жизни.

Иерусалимская Церковь, «яковы врата возлюби Господь паче всех селений Иаковлих», которая «первая получиша оставление грехов Воскресением», теперь состраждет человечеству в пандемической чуме Covid-19 и молится в пустом и живоносном Гробе об исцелении всех, страдающих от нее, молится за возвращение паломников, за мир и процветание мира и Ближнего Востока, и особенно за здоровье, процветание и спасение христоименной полноты во всем мире.

 

Ἐν τῇ Ἁγίᾳ Πόλει Ἱερουσαλήμ ΠΑΣΧΑ 2021.

Μετά Πατρικῶν εὐχῶν καί Πατριαρχικῶν εὐλογιῶν,

Διάπυρος πρός Κύριον Εὐχέτης,

ΘΕΟΦΙΛΟΣ Γ’

Πατριάρχης Ἱεροσολύμων

В Святом Граде Иерусалиме ПАСХА 2021 года

с Отеческими пожеланиями и Патриаршими благословениями,

пылающий молитвенник ко Господу

ФЕОФИЛ III

Патриарх Иерусалимский

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2021г.

Источник: https://jerusalem-patriarchate.info/μηνυμα-του-μακαριωτατου-πατριαρχου-ι-2/

Протопресвитер Анастасий Гоцопулос: «Святой Марк Ефесский: его эпоха и наша эпоха».

 

 

 
Αποτέλεσμα εικόνας για Άγιος Μάρκος ο Ευγενικός: Ο ομολογητής της Ορθοδοξίας
 

 

Январь, как я уже говорил ранее, — это месяц великих отцов и учителей нашей Церкви. Он начинается с праздника святителя Василия Великого и заканчивается Собором Вселенских учителей и святителей, а между ними мы празднуем память великих богословов — Афанасия Великого, Кирилла Александрийского, Григория Богослова, Григория Нисского, Максима Исповедника, святого Игнатия Богоносца, великих преподобных отцов Антония, Евфимия, Феодосия, Павла Фивейского, Макария Египетского, Ефрема и Исаака Сирина.

В Синаксаре праздника святого Марка есть двустишие:

Держит Атлант небосвод на плечах в древних мифах,

Держит и Марк Православную веру — не в мифах, а в жизни.

То, что говорит церковный песнописец о святом Марке Ефесском — не просто одна из поэтических фигур речи. Он действительно по силе своего духа может быть назван атлантом Православия, который удержал на своих плечах все богатство святой Православной веры. Св. Марк был послан Самим Богом, Который никогда не оставляет Церковный корабль без управления, хотя иногда и кажется, что он брошен на волю стихии и подвергается смертельной опасности; что его вот-вот поглотят накатывающие одна за другой волны, вздымаемые из бездны врагом рода человеческого. Несмотря на все это, св. Марк Ефесский оставался «единоборцем», как называет его святой Никодим Святогорец; он боролся с западным папизмом и победил его. Он прославил Православный Восток и способствовал тому, чтобы воссияла истина — в ту эпоху, когда императоры и патриархи опасно заигрывали с волчищами Запада и готовы были предать им на растерзание паству многострадальной Восточной Церкви.

Прежде чем перейти к житию этого замечательного святого, необходимо хотя бы вкратце описать политическую и церковную обстановку того времени. Святой Марк Ефесский жил в первой половине XV века, за несколько лет до падения Константинополя. А именно — в период псевдовселенского Собора, проходившего сначала в Ферраре, а затем во Флоренции, показной целью которого было «объединение православных и папистов» или так называемая «уния» (1438–1439), а глубинной целью — порабощение Православия Папой.

Давайте кратко рассмотрим церковную историю того времени.

 

В те времена Византийская империя, занимавшая господствующее положение в мире в течение целых 1100 лет, находилась под натиском турок-османов. На помощь Константинополю, над которым нависла опасность попасть в руки варваров-османов, поспешили христиане Запада во главе с Папой Римским, их религиозным лидером. Папа Римский выразил большой интерес и решительное желание оказать военную помощь Византийской империи в борьбе против турок.

Однако взамен он кое-что попросил: полное подчинение Православной Церкви папской власти, т. е. чтобы православные признали Папу единственным и верховным главой во всей Церкви. Чтобы только он один принимал решения за всю Церковь, устанавливал догматы веры, вершил суд и оправдывал невиновных, а именно — обладал абсолютной властью, т. е. действовал в Церкви только по своему усмотрению, не считаясь ни с кем и не подвергаясь ничьему контролю.

Папа Римский готов был помочь Константинополю только при условии полного подчинения Православия его власти.

Византийская империя переживала тревожные времена. Аристократы разделились во мнениях. Одни говорили, что нужно принять унию, чтобы вместе с католиками противостоять варварам с Востока, пусть даже ценой предательства святоотеческого учения и подчинения Папе. При этом они забывали, что всего лишь двести лет назад папские крестоносцы разорили Константинополь и разделили Византийскую империю.

А другие, хорошо зная, какие опасности таила в себе уния, решили противостоять, пусть даже и до смерти, этому нечестивому объединению с папистами, которое требовало отступления от догматов Православной веры, и считали политическую зависимость (если таковая будет неизбежной) более предпочтительной, нежели церковное ярмо Папы.

Они полагали, что если народ сохранит веру, то сможет своими силами сбросить любое ярмо (как и произошло впоследствии). А если бы греческий православный народ охладел к вере и осквернил чистое и непорочное святоотеческое учение, то каким образом он смог бы найти в себе силы для борьбы за освобождение?

Однако церковные вожди Византии не оставались в стороне от политики и уже были готовы начать обсуждения и так называемые «диалоги» с латинянами по вопросу унии. В это бурное время, полное беспокойства о политическом и религиозном подчинении Православия папистам, было мало тех, кто стоял в истине и был действительно готов выступить на защиту Православия; раздавалось немного православных голосов, ратующих за истину и чистоту веры (речь идет о высшем духовенстве, потому что простой народ никогда не был на стороне униатов, видя, что уния будет заключена в ущерб Православию).

Этот народ не сильно разбирался в глубине догматических различий между православными и папистами, но устами православнейшего монаха и подвижника благочестия Иосифа Вриенния он говорил так: в случае объединения «наши догматы не должны потерпеть никакого ущерба». Своим просвещенным взором Иосиф Вриенний ясно предвидел, что скрывалось за новой попыткой унии, и — точно так же, как и в предыдущие разы — он не боялся говорить об этом открыто: «Никто из нас да не увлекается пустыми надеждами, что в скором или долгом времени к нам придет армия союзников из Италии. Ибо они никогда не подчинятся нашей вере, они поработили Константинополь и всегда уничтожали оружием нашу родину, наш народ и нашу веру». Действительно, слова Иосифа были пророческими, ибо Запад радовался тому, что православные жители Константинополя находятся в опасности. И позволял захватчику уничтожать его или брался за оружие, якобы собираясь помочь, но на самом деле — с целью «поработить Константинополь», «уничтожить нашу родину», пытаясь убрать со своего пути раз и навсегда «наш народ и нашу веру».

Так обстояли дела, когда после смерти Вриенния православное духовенство и народ стали упорно искать на горизонте нового хранителя Православного учения, дабы возложить на его плечи всечестной Ковчег своих священных традиций. И этот хранитель нашелся в лице скромного и ведущего аскетическую жизнь монаха из Манганского монастыря, в миру Мануила Евгеника, в церкви же нареченного Марком — исполненного святости и мудрости («внутренней и внешней»), обращенного к идеалам монашества и живущего ими.

Святой Марк Евгеник родился в 1392 году от Р.Х. в семье благочестивых и верующих родителей: Георгия, старшего судьи, сакеллария и диакона при храме Святой Софии, и Марии, дочери благочестивого врача Луки. Он был из аристократической семьи, от чего происходит и его фамилия — Евгеник (от греческого слова ευγενικός — благородный). Благодаря своим многочисленным дарованиям он получил блестящее богословское и философское образование и учился у самых знаменитых учителей своей эпохи, одним из которых был математик и философ Георгий Гемист Плифон.

Сам св. Марк был превосходным учителем риторики, и среди его учеников был Георгий (а в монашеском постриге — Геннадий) Схоларий, первый патриарх после падения Константинополя. В возрасте 25 лет он принял монашеский постриг в обители на острове Антигони. Позднее был рукоположен во диакона и во иерея, а в 1436 году  во епископа.

Все восхищались святой жизнью Марка Ефесского и его блестящим образованием, а также тем, что он исповедовал неповреждённое догматическое учение. Показателем уважения, которым пользовался св. Марк, было не только то, что его избрали одним из членов Византийской делегации, направленной на Феррарский собор, но и то, что он участвовал в нем от имени сразу трех патриархатов: Александрийского, Иерусалимского и Антиохийского. Святость и мудрость св. Марка были признаны всеми, равно как и его адамантовая твердость в вере и православный образ мыслей!

Прежде чем перейти к Феррарскому собору, стоит упомянуть, что в ту историческую эпоху папский престол переживал тяжелейший кризис (мы не будем останавливаться на этом подробно). Отметим только, что с конца XIV по начало XV века у власти одновременно находилось два, а то и три папы, которые низвергали друг друга (схизма 1378-1417 гг., когда один папский престол был в Риме, а другой  в Авиньоне). В таком болезненном климате на Западе были созваны два собора: Пизанский (1409) и Констанцский (1414-1418), с целью объединить папский престол. Однако они не добились своей цели, но напротив, этот кризис способствовал еще более активному развитию «консилиаризма» — богословского движения, которое отрицало концепцию абсолютной власти папы в Церкви и отдавало приоритет Вселенским соборам, подчеркивая верховенство собора над папой, а не папы над соборной системой.

На Базельском великом соборе (1434-1439) был низвергнут и анафематствован Папа Евгений IV.

Итак, византийцы оказались между двух огней: они приняли приглашение и от папы Евгения на собор, который тот созывал в Ферраре, и на собор в Базеле. Очевидно, что престиж собора с участием православных был очень велик. Поэтому в Константинополь прибыли две делегации с заманчивыми для византийцев предложениями. Однако отношения между разными группировками латинян были настолько враждебными, что, если бы им не помешали византийцы, то их корабли вступили бы в военное противостояние.

К сожалению, Константинополь выбрал приглашение папы Евгения. Возможно, что развитие Западной Церкви и в целом христианства Европы было бы совершенно иным, если бы наши византийские предки заняли сторону реформаторского собора в Базеле...

Итак, византийская делегация имела следующий состав: император, патриарх Иосиф, бывший тогда уже старцем и отличавшийся слабым здоровьем, 25 архиереев и многочисленные ученые, среди которых были Плифон Гемист и Георгий Схоларий  который станет первым патриархом после захвата Константинополя, а также великий экклесиарх храма св. Софии Константинопольской Сильвестр Сиропул, написавший воспоминания об этом соборе. 27 ноября 1437 года они отправились в Италию из Константинополя и, путешествуя по морю, 3 декабря 1438 года добрались до Венеции, а оттуда в начале марта 1438 года прибыли в Феррару.

Византийской делегации передали требование Папы, которое она встретила с нескрываемым удивлением: он желал, чтобы на первой встрече с ним в Феррарском соборном храме Византийский император, Патриарх Константинопольский и все православные пали перед ним ниц и всенародно поцеловали туфлю Папы. Настойчивость папистов была столь сильной, что византийцы подняли вопрос об отмене собора и немедленном возвращении в Константинополь. В конце концов, паписты побоялись, что их планы нарушатся, и уступили, но при этом была отменена и торжественная встреча православной делегации в кафедральном соборе в присутствии простого народа. Она прошла в доме, где жил папа, в очень узком кругу.

Торжественное открытие собора состоялось 9 апреля 1438 года в Феррарском храме св. Георгия, где было принято решение об обсуждении богословских расхождений [между православными и католиками] в специально назначенных для этого комиссиях.

После многочисленных задержек и переносов собор был собран в полном составе 6 октября 1438 года. Святой Марк потребовал, чтобы перед обсуждением были зачитаны Оросы  решения Вселенских соборов — и чтобы обсуждения проводились на их основании. «Латиняне всячески боролись за то, чтобы не читать решения Вселенских соборов или чтобы прочитать лишь немногие из них, причем на приватной встрече. Византийская делегация подняла шум и сказала, что нельзя продолжать собор, если прежде не будут зачитаны Оросы — во всеуслышание. В конце концов, латиняне «соблаговолили прочитать Оросы соборно». Святой Марк хотел, чтобы объединение западных и восточных христиан опиралось на незыблемую евангельскую и апостольскую веру, в том виде, как она была выражена святыми отцами Вселенских соборов.

Давайте теперь вкратце рассмотрим, что последовало за прочтением Оросов Вселенских соборов, как передает нам Сиропул, записавший это в своих мемуарах: «Те из известных латинян и добродетельных монахов, которые услышали решения Вселенских соборов и сказанное после этого Марком Ефесским, отвечали: «Мы такого не видывали и не слыхивали, и наши учителя не учили нас этому. Теперь-то мы видим, что греки мыслят правильнее, нежели мы». И все восхищались митрополитом Ефесским»!

Чтение решений Вселенских соборов показало, что прибавление к Символу Веры слов «и от Сына» (filioque) было запрещено, и святой Марк потребовал от латинян удалить эту вставку. Латиняне отказали в этом исправлении. Постепенно византийцы начали понимать, что латиняне уступать не собираются, и поэтому нет никакого смысла оставаться на соборе. Некоторые выразили желание вернуться в Константинополь, но император своим приказом запретил членам византийской делегации выезжать из города!

7 февраля 1439 года при содействии императора и патриарха собор был перенесен во Флоренцию. Преждевременный отъезд с собора до его завершения был участникам запрещен.

Поскольку богословские дискуссии затягивались, император и Папа оказывали давление, желая ускорить подписание унии  каждая сторона стремилась к этому по своим причинам. При этом использовались угрозы, политический шантаж, денежный подкуп и всяческие обещания.

Весьма примечательно, что Папа нарочно задерживал выдачу обещанного провианта византийской делегации — до такой степени, что византийским клирикам приходилось буквально голодать, и они вынуждены были продавать свое облачение, чтобы покупать еду.

Тем же, кто жаловался великому протосингелу Григорию (человеку императора и позднее патриарху), он отвечал: «Все претензии — к Марку Ефесскому. Это он не дает свершиться унии». Иногда он и сам обращался к членам делегации: «Чего вы хотите? Задарма проедаете деньги Папы и нисколько не печётесь об объединении церквей»!

Чтобы понять климат, в котором вел борьбу св. Марк, приведу два инцидента в том виде, в котором Сиропул сохранил их для нас:

Патриарх призвал к себе несогласных и сказал им: «Требуется, чтобы и вы разделили наше мнение». И так он увещевал и уговаривал их, и привлекал их на свою сторону. Затем Патриарх беседовал с Марком Ефесским и обращался к нему со многими просьбами и мольбами, чтобы ради молитв святых на небесах и ради души покойного отца он склонился на унию и, как говорит пословица  «ни одного камня не оставил не сдвинутым» и не упустил ни одного ухищрения, чтобы убедить сего адамантового мужа. Но он ничего не добился!».

В другой раз патриарх сказал тем, кто был не согласен с унией, следующее: «Я говорю с вами, как друг и как отец. Поверьте мне, что это благое начинание. Если об этом узнает собор, то нас не оставят на произвол судьбы, но окажут должную помощь. Мы должны дать ответ. Мы готовы подчиниться всему, что определит собор». И Патриарх обратился напрямую к св. Марку Ефесскому: «И собор, и все архиереи удовольствовались тем, что сказали святые, и только ты не хочешь за ними последовать? … Ты должен согласиться с собором». И он продолжил: «Если у тебя есть возражения, обсуди их с кем-то в личной беседе, но только так, чтобы об этом никто не узнал». И далее: «Когда мы приедем в Константинополь, там мы это изучим. Сейчас же последуй за своей Церковью и ответь мне после стольких увещеваний». На это св. Марк снова сказал: «Когда мне докажут, что эта уния не противоречит реченному святыми... только тогда я соглашусь»!

Стоит послушать и диалог св. Марка с латиномудрствующими:

Некоторые же другие сказали: «Невелика разница между нами и латинянами, и, если бы наши пожелали, то с легкостью бы упразднили её».

Св. Марк Ефесский ответил: «Разница между нами великая».

Ему сказали: «Латинство не есть ересь, и ты не можешь называть его ересью. И никто из ученых и святых мужей не называл латинство ересью».

Святитель на это возразил: «Нет, это — ересь, и именно так относились к латинству наши предшественники… таковой ее считали и до нас… А в доказательство того, что они считали их еретиками, я могу, если пожелаете, представить вам письменные свидетельства».

Митрополиты Митилинский и Лакедемонийский преисполнились гнева и сказали: «Что ты за человек, что называешь латинян еретиками?». Они встали перед Патриархом, возле митрополита Ефесского, и вдвоем, без стыда и страха, осыпали его насмешками и упреками: «До каких пор мы будем терпеть то, что ты говоришь?», ― возмущались они и всячески угрызали его своими дерзкими и колкими словами. Наконец, они сказали: «Мы сообщим Папе, что ты называл его еретиком, и тебе придется давать ответ».

Митрополит Никейский резко перебил Марка Ефесского и после долгих споров поднялся. Он сказал: «Излишне говорить и спорить с бесноватым [так он назвал святого Марка!], он — одержимый, и я не хочу пререкаться с ним», и вышел в гневе.

Святой Марк не поддавался ни насмешкам, ни угрозам. Однако другие согласились подписать унию и без каких-либо угроз. Латиномудрствующий митрополит Митилинский, подвергавший св. Марка запугиваниям, с остальными вел себя очень «благородно». В своих воспоминаниях Сиропул пишет:  «Но митрополит Митилинский, который открыто выступал за унию, сказал: «Пусть Папа, если хочет, даст мне своих монет, чтобы я передал их знакомым мне лицам в качестве папского благодеяния, и я легко устрою, чтобы они поддержали подписание Ороса собора и унии. Об этом узнал Папа и дал ему монет (не знаю, сколько, кто-то сказал — двести), и он передал их младшим архиереям. Он передавал их, не таясь… часть передал до заключения унии, а основное  после».

В конце концов, 5 июля 1439 года был подписан Орос этого собора. Из всех архиереев только святой Марк до конца удерживал православные позиции и, несмотря на давление и угрозы, причем даже угрозы для жизни, он не подписал документ о заключении унии. Когда об этом узнал Папа Евгений, то с величайшей досадой сказал: «Марк не подписал, мы ничего не добились!».

Император вместе с архиереями оказывал давление, чтобы документ подписали все члены делегации. Через своего представителя он передал им:

«Это решение было принято всем собором, и вы обязаны выполнять только решение собора и никакое другое». На их возражения он отвечал: «Только вы одни будете против всех? И наши мудрецы, и ученейшие мужи, и те, кто просиял в добродетели, — все говорили, что решение хорошее... Удивляюсь, почему это решение вам не по душе. Настоятельно прошу вас и обращаюсь к вам, как друг... действуйте с благоразумием и снисхождением. Смеете идти против царя? Подумайте, какие могут быть последствия!». Тогда они, опечалившись, прекратили спорить и, не ища более своего, согласились поступить так. Как от них и требовалось»!!!

После предательского Ферраро-Флорентийского союза византийцы покинули Италию и вернулись в Константинополь 1 февраля 1440 года.

Можно сказать, во Флоренции повторилось то, что описывает один из известнейших богословов ХХ века о. Георгий Флоровский:

«Очень часто мерой истины является свидетельство меньшинства. Может случиться, что соборная Церковь окажется лишь «малым стадом» [Лук. 12, 32]. Может быть, инославных больше, чем православно мыслящих. Может случиться и так, что еретики распространятся повсюду, везде (ubique), а Церковь окажется загнанной на задний план истории, что она уйдет в пустыню. В истории так случалось не раз, и очень возможно, что еще не раз повторится. (...) Обязанность послушания отпадает, когда епископ отклоняется от соборной нормы, и народ имеет право обвинить и даже сместить его».

И действительно: когда делегаты вернулись в Константинополь, жители встретили их враждебно и осуждали тех, кто подписал унию, подчиняющую их Папе. А святого Марка они приветствовали и оказывали ему почести, как сообщает его противник, греко-латинский епископ Иосиф Метонийский: «Марку Ефесскому было отдано много почестей, как не подписавшему [унию], и поклоняются ему так же, как Моисею и Аарону, и восхваляют его и называют святым» (Греческая патрология, 159, 992).

В то время как народ осудил союз с Папой, новый патриарх, который был приверженцем унии и филокатоликом, объединившись с императорским дворцом, ополчился против святого Марка, так что ему пришлось бежать из столицы, потому что его жизнь была в опасности, и уехать в Эфес. Однако, когда корабль ненадолго остановился на Лемносе, святого узнали и немедленно арестовали по приказу императора, после чего заключили в тюрьму на два года. За время своего заключения он перенес много страданий, но, как он писал иеромонаху Феофану из Эвбеи, «Слово Божие и сила Истины не могут быть связаны, но еще сильнее текут и процветают, и многие из братий, исполнившись дерзновения после моего изгнания, поражают порицаниями беззаконников и попирателей Православной веры...».

На Лемносе святой Марк издал свое знаменитое окружное послание против греколатинян и постановлений Флорентийского собора. В нем он строго порицает тех православных, которые приняли унию, и безошибочными аргументами доказывает, что латиняне — еретики: «Отвращайтесь их, как еретиков, и отделитесь от них по этой причине». Святой просит верующих избегать латиномудрствующего Константинопольского Патриарха и тех, кто имеет с ним общение, поскольку они «суть лжеапостолы и делатели лукавые».

«Надо бежать от них, как бегут от змеи, как от тех самых (т. е. латинян), или, быть может, и гораздо худших, чем они, — как от христопродавцев и христокупцев».

«Я совершенно уверен, что чем дальше я отстою от него и подобных ему, тем больше я приближаюсь к Богу и всем святым; и насколько отделяю себя от тех, настолько бываю в единении с Истиной и со святыми отцами, богословами Церкви».

И последний его завет перед смертью: «Будем избегать любым способом общения с ним [с патриархом] и не будем ни сослужить с ним, ни вообще поминать его, ни считать его архиереем, но волком и наемником».

Чтобы показать всю пагубность общения с папистами, святой Марк запрещает им присутствовать даже на своих похоронах: «Скажу же о Патриархе… не хочу и не принимаю общения с ним или иже с ним, ни в этой моей жизни, ни после смерти… Как в течение всей моей жизни я был в разделении с теми, так и во время отшествия моего, да и после моей смерти, я отвращаюсь от общения и единения с ними, и клятвенно заповедую, чтобы никто (из них) не приближался ни к моему погребению, ни к могиле моей… и пусть не смеют присоединиться и сослужить с нашими (иереями)»!

После освобождения святой Марк не смог удалиться на Афон из-за болезни и вернулся в Константинополь, где был принят с почестями как святой и исповедник. Из Манганского монастыря св. Георгия этот новый исповедник Православной веры вел борьбу с приверженцами унии, писал письма монахам и духовенству, призывая их сохранять Православную веру и не сотрудничать с униатами.

Гонения, непосильные труды и непрекращающиеся нападки усугубили состояние здоровья святого Марка, и 23 июня 1444 года от Р. Х., призвав своих духовных чад к себе и поручив Георгию Схоларию возглавить борьбу против унии, он упокоился о Господе. Ему было всего 52 года.

Сразу же после своего успения Марк был прославлен как святой и исповедник веры. Об этом с болью свидетельствует его современник и непримиримый враг, униатский епископ Иосиф Мефонийский, который сказал: «Точно так же, как и многих других, [Григория], называемого Паламой, и Марка Ефесского, людей, совершенно лишенных здравомыслия и мнящих себя мудрецами, не имеющих и тени добродетели и святости, вы прославляете и воспеваете только потому, что они устно и письменно выступали против латинян; пишете их иконы и устраиваете их праздники, признаете их святыми и поклоняетесь им» (Греческая патрология, 159, 1357).

Изначально память св. Марка Ефесского праздновалась 23 июня, но Патриарх Геннадий Схоларий в 1456 году от Р. Х. издал синодальный акт и постановил праздновать память святого 19 января, на следующий день после праздника великих Отцов и защитников веры св. Афанасия Великого и св. Кирилла Александрийского.

Борьба св. Марка и его ученика Геннадия получила признание великого Константинопольского собора 1484 года, который внес имена этих святых отцов в Синодик Православия.

Возлюбленные,

К сожалению, времена св. Марка очень похожи на нынешнюю действительность в нашей Церкви:

1. К величайшему прискорбию, сегодняшние вожди Православия в значительной степени повторяют ошибку византийского руководства ХV века, поскольку они в официальных документах предоставляют статус Церкви папизму, несостоятельному в плане экклезиологии и духовности. Более того: если наша Православная Церковь станет Церковью Папы, она понесет на себе груз всех беззаконий и ошибок папизма.

2. Как тогда, так и сегодня, политическая власть хочет вмешиваться в дела Церкви и управлять действиями церковных лидеров. Посмотрите, что происходит на Украине, где церковную повестку дня определяет внешняя политика США. Их малейшему слову подчиняются и наши архиереи.

3. А с другой стороны, многие из руководителей нашей Церкви отказываются от заветов святого Марка и ведут себя как самые настоящие франко-латиняне, признаваясь в любви к Папе и к другим еретическим группировкам, осужденным нашей Церковью. То, что те говорили святому, предлагая ему пойти на компромисс в делах веры и действовать «с благоразумием и снисхождением», повторяется и сегодня: Истина считается относительной, и поэтому может легко стать предметом компромисса и взаимных уступок.

4. Современные латиномудрствующие знают, что не могут оправдать свои антихристовы решения с помощью богословия, используя в качестве основания святоотеческое и церковное Предание, поэтому они запугивают противника и используют любые методы для сдерживания несогласных. Те же речи, что слышал св. Марк, дословно повторяются и сегодня: «Это решение было принято всем собором, и вы обязаны выполнять только решение собора и никакое другое»; «Только вы одни будете против всех?»; «И мудрецы, и ученые, и просиявшие в добродетели — все говорили, что решение хорошее… удивляюсь, почему это решение вам не по душе»; «Настоятельно прошу вас и обращаюсь к вам, как друг...»; «Действуйте с благоразумием и снисхождением»; «Смеете идти против царя? Подумайте, какие могут быть последствия!»; «Говорю тебе, как друг, с искренней заботой и любовью: будь осторожен, батюшка, навлечешь неприятности на свою голову. Ну зачем ты занимаешься этим?».

И когда «неблагоразумные» и «фанатики», подобно св. Марку, настаивают на своих взглядах, не подчиняются и продолжают оказывать сопротивление, в ход идет ирония, насмешки, издевательства, угрозы, словесные оскорбления со стороны тех, кто не согласен с их действиями и взглядами.

Чтобы вам было понятно, куда движется наша Церковь, позвольте мне зачитать несколько строк из письма Блаженнейшего архиепископа Албанского Анастасия на эту тему. Пожалуйста, подумайте, до чего дошли дела в Православии, если архиепископ, да еще и являющийся предстоятелем Албанской Поместной Церкви, вынужден опубликовать такое обращение по украинской проблеме и по тем методам, с помощью которых ведется полемика — с ним самим, и со всеми теми, кто не согласен с действиями Вселенского Патриарха в вопросе предоставления автокефалии:

«Жаль, что для решения такой важной проблемы были мобилизованы безответственные люди, целью которых является издевательство над теми, кто придерживается иного мнения, и в то же самое время лесть своим покровителям. Очевидно, что все это — сознательно запланированная операция. Некоторые используют социальные сети. Главным их «рупором» является один клирик Критской митрополии (под руководством и защитой вышестоящих лиц) вместе с другими конкретными лицами, составляющими «ударную группу», которые, выполняя свою задачу, злобно иронизируют, запугивают и, насколько им позволяет воображение, наказывают посредством оскорблений, угроз, недалеких измышлений и даже ненормативной лексики тех, кто предлагает иные варианты для выхода из кризиса.

Другие издают «серьёзные» публикации, в которых ссылаются на церковные и университетские источники... и приводят авторитетные мнения — даже предстоятелей Поместных Церквей и Архиерейских соборов.

Те, кто вовлечен в этот план, в открытой или в скрытой форме, без колебаний навешивают на других националистические ярлыки, такие, как «славянофилы», «русофилы» и тому подобное. В результате, в этот критический для Православия момент еще больше усугубляется конфронтация в Церкви, что имеет самые пагубные последствия для межправославного диалога».

Пожалуйста, обратите внимание на фразу Блаженнейшего Архиепископа Анастасия: «Главным их «рупором» является один клирик Критской митрополии (под руководством и защитой вышестоящих лиц) вместе с другими конкретными лицами, составляющими “ударную группу”». Только представьте себе, как далеко зашли дела, если Архиепископ Албанский совершенно открыто использует такие выражения… Подумайте только, куда могут завести нашу Церковь те, кто «руководит и защищает сверху» такую мораль, такой тон и эту «конкретную ударную группу»…

5. Однако нынешние времена отличаются от эпохи св. Марка по одному очень важному признаку. Тогда верующие участвовали в церковной жизни сознательно. Люди были воцерковленными и приходили в Церковь не просто для того, чтобы заказать требы. Они интересовались чистотой веры и соблюдением церковного порядка, и хорошо знали, что это такое. Они не терпели искажения истинной веры, искажения Евангелия. В то время церковное руководство, обслуживающее интересы определенных кругов, пошло на компромисс и согласилось на некоторые уступки. Однако же верующий народ, почитающий отеческую веру, отказался повиноваться приказам своих лже-пастырей.

Так было всегда в нашей Православной Церкви. Напомню, что именно простые верующие первыми оказали сопротивление Константинопольскому Патриарху Несторию: возвысили свой голос во время Божественной литургии, выразили несогласие и, наконец, вышли из храма, как только услышали, что Патриарх проповедует ересь.

Теперь происходит то же, что и тогда: сначала тех, кто подписал унию, осудили верующие. Они отказались участвовать в литургии, где поминали Папу и тех, кто имел с ним общение. А уже потом прошел Собор (в 1443 году, в Иерусалиме), созванный Патриархом Иерусалимским, на который были приглашены патриархи Александрийский и Антиохийский, а также митрополит Кесарийский. Иерусалимский собор осудил латиномудрствующего Патриарха Константинопольского Митрофана и Ферраро-Флорентийский собор.

Вот почему Патриархи Востока в своем знаменитом ответе Папе 1848 года написали, что «хранитель благочестия у нас есть самое тело Церкви, т. е. самый народ»: вы и мы  все мы вместе.

Сегодня, увы, обмирщение затронуло даже внутреннее ядро церковной жизни: саму веру. Наблюдается её постепенное вытеснение из нашей жизни, проводимое системно, очень скрытным и коварным образом. С верой не воюют открыто, но она либо считается величиной «относительной», либо принижается и не воспринимается больше как основной критерий церковной жизни.

В чем это проявляется?

1. Термином «Церковь» называют даже еретические сообщества, осужденные Вселенскими соборами! Для экуменистов папизм, монофизиты, несториане, протестанты, которые не имеют правой веры и проповедуют целый ряд еретических учений, осужденных многими Вселенскими соборами, представляют собой каноническую «Церковь» и имеют действительные таинства, якобы обладающие спасительной благодатью. Ужасно, что Критский собор, который некоторые хотели бы объявить «Святым и Великим», провозглашает, что «Православная Церковь положительно оценивает тексты ВСЦ»! Такой Собор не является православным, он — злославный и в высшей степени еретический. Это ли не релятивизация и деградация веры?

2. Избитая фраза «церковное мышление» может иметь множество значений (и в первую очередь означает полнейшее послушание и выполнение всех указаний церковного руководства, даже греховных и ошибочных), но не имеет связи с акривией и строгостью веры, без уклонения одесную или ошуюю. Таким образом Церковь легко может быть преобразована в «социальную службу», которая существует для того, чтобы с другими, ей подобными, помогать страждущим и нуждающимся. Она преобразуется в некую организацию, которая, как и другие образования, поддерживает национально-народную традицию, причем её фольклорную версию. Она превращается в мирскую структуру, призванную поддерживать социальную, национальную или любую другую сплоченность. В конце концов она становится самым верным прислужником политики и помогает политическим деятелям, отечественным или зарубежным.

Но подобная организация не может называться Церковью Христовой.

Потому что главное служение Церкви — это свидетельство об Истине, то есть свидетельство о Господе нашем Иисусе Христе. Церковь у нас Христова, когда Она продолжает дело Господне. И когда Она тоже, подобно Спасителю, становится «знамением пререкаемым» — причиной множества разногласий и споров, между познавшими и не познавшими Его.

То же самое касается и пастырей, начиная с Патриарха и заканчивая последним батюшкой. Когда мы забываем, что наша цель — угодить Богу, и буквально лезем из шкуры вон, чтобы угодить людям, показаться им приятными, особенно тем, кто стоит у власти, то тогда прежде всего страдает Православная вера.

Как вы думаете, почему экуменизм продвигается вперёд большими шагами? Неужели такое влияние на умы имеет их болтовня о любви, так называемая «агапология»? В этом «заслуга» не только экуменистов. Они лишь стараются выполнять приказы сверху. Самая большая ответственность лежит на тех, которые внешне являются традиционалистами и, хотя видят, куда нас ведут, и осознают предательство веры, но при этом молчат… и под знаменем преступной «терпимости» становятся соучастниками в унижении веры. И все это — для того, чтобы угодить власть имущим, владыкам, патриархам, политикам и т. д.

Несколько дней назад я беседовал с одним достопочтенным клириком на тему украинских раскольников, не имеющих канонического рукоположения и апостольского преемства, и подробно разбирал этот вопрос. Вы не представляете себе, как я расстроился, когда мой собеседник, не имея каких-либо других аргументов, сказал: «Эх! И ты туда же! Ну ты и прицепился со своим апостольским преемством, ты просто помешался на нем!». Если бы это сказал мне какой-то протестант или экуменист, я бы не расстроился (как говорится в пословице: куда ворона летит, туда и глядит). Но когда это говорит православный священник, считающий себя традиционалистом, и когда он называет «помешательством» разговоры о том, что архиерейское рукоположение должно быть каноничным — это кажется совершенно немыслимым. И все это с какой целью? Чтобы оправдать то, что сотворили на Украине — беззаконие, не подлежащее оправданию… И угодить таким образом людям…

Вот что такое обмирщение — это настоящее унижение веры.

Святой Марк своими сочинениями и самой своей жизнью — исповеданием веры и борьбой за чистоту Православия — показывает нам замечательный пример того, что «дела веры не допускают икономии». Он учит, что Православная вера — это ценнейшее наследие, переданное нам святыми отцами, и мы должны сохранить её без изменений, не отступая от веры ни при каких обстоятельствах.

Святой Марк Ефесский и все наше святоотеческое Предание возлагают на нас величайшую ответственность: «бороться за переданную нам веру». Каждый из нас — в соответствии со своим положением и обязанностями, в соответствии со своими способностями и возможностями — должен отстаивать Православную веру, с полным осознанием того, что мы всего лишь выполняем свой долг, а результат находится в деснице Божией. Не мы спасаем Церковь (это утверждение было бы богохульством!). Мы должны сделать все, что в наших силах, и, может быть, так спасем душу свою… и только её. Все остальное — дело Божие. Только Он есть Спаситель нашей Церкви, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь. 

Протопресвитер Анастасий Гоцопулос     

г. Патры, 03.02.2020.

Греческий оригинал: http://aktines.blogspot.com/2020/01/blog-post_62.html

@Перевод «Трость Скорописца», 2020 г. Разрешается свободное распространение текста с указанием источника публикации.

http://myrophoros.blogspot.com/2021/01/blog-post_31.html#more

Протоиерей Дмитрий Шишкин

Еще раз о вакцинации

вокруг полемики о вакцинации в церковных кругах

 

Протоиерей Дмитрий Шишкин (род. в 1970 г.) — священник Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, окончил Одесскую духовную семинарию. В настоящее время является настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Почтовое Бахчисарайского района. Отец Дмитрий — известный православный публицист, его рассказы и очерки публиковались на сайте Православие.ру, в журнале Фома и других православных изданиях.

 

Продолжается полемика по поводу разворачивающейся в стране массовой вакцинации. Причем сами врачи и ученые говорят о принципе «Добровольного информированного согласия», как о ее важнейшем условии. В этой связи у православных возникает серьезный вопрос по поводу состава вакцин и, в первую очередь, самой известной из них – вакцины «Спутник V».

Серьезность вопроса вызвана тем, что для разработки некоторых вакцин используют эмбриональные клетки абортированных младенцев.

На данный момент существуют прямые высказывания разработчиков вакцины «Спутник V» о том, что для ее производства действительно были использованы ткани абортированных эмбрионов. Так руководитель лаборатории механизмов популяционной изменчивости патогенных микроорганизмов в НИЦЭМ имени Гамалеи Владимир Гущин заявил, что для производства вакцины «Спутник V» была использована клеточная линия HEK 293, которая была извлечена в 1973 году из эмбриональных тканей.

Напомню, что Русская Православная Церковь выступает категорически против употребление методов так называемой фетальной терапии, в основе которой лежат изъятие и использование тканей и органов человеческих зародышей, абортированных на разных стадиях развития. «Осуждая аборт как смертный грех, - говорится в Социальной концепции РПЦ, - Церковь не может найти ему оправдания и в том случае, если от уничтожения зачатой человеческой жизни некто, возможно, будет получать пользу для здоровья».

Вместе с тем, еще в 2009 году появилось «Совместное заявление Совета и Общества православных врачей России о проблемах вакцинации в России», в котором, между прочим, говорится: «При отсутствии альтернативы, применение вакцин, изготовленных с использованием диплоидных клеток человека, полученных из абортированных плодов, следует рассматривать как меньшее зло, чем инфекции, от которых эти вакцины защищают».

С этим заявлением нельзя согласиться и вот почему.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что в собственном смысле злом можно считать только грех, а все остальное: «голод, язва, смерть, болезнь, и тому подобное» называется нами злом условно, поскольку причиняет страдания. На самом же деле такое «зло» святитель называет орудием промысла Божьего, наказывающего, вразумляющего человека и приводящего его к покаянию. («Беседы о бессилии диавола», Беседа 1, ч. 5). Так что если употребление вакцины, произведенной с использованием эмбриональных клеток, мы, безусловно, можем назвать злом, то сама болезнь и опасность заразиться ей в собственном смысле злом не является. Но тогда и разговор о выборе из двух зол меньшего в данном случае неуместен. И в собственном смысле злом можно считать только пусть опосредованное, но соучастие в смертном грехе аборта.

На это апологеты использования вакцины «Спутник V» возражают, что сам аборт был произведен несколько десятилетий назад, а из эмбрионального материала была лишь выделена клеточная культура, на основании которой производятся вакцины… и что уже как бы ничего не осталось от того – первоначального материала, а всё было обновлено множество раз… да и пользы сколько приносит эта работа, так что жизни младенцев, вроде как не зря загублены…

Стоп, стоп! Давайте остановимся. Такие рассуждения просто недопустимы. Они могут нас далеко завести. Это как если «в гигиенических целях» мыть руки сваренным много лет назад из узника Освенцима мылом, оправдываясь тем, что руки-де – это не мыло, да и польза от мытья очевидна…

Упаси Бог от таких рассуждений! Вот почему позиция Церкви в этом вопросе однозначна: Использование вакцин, для изготовления которых используются ткани абортированного эмбриона, недопустимо.

Вообще сейчас в информационном пространстве звучит множество отрывочных свидетельств, суждений, мнений о том – использовались ли при производстве отечественных вакцин те самые эмбриональные ткани или нет. И может ли православный человек принимать эти вакцины или нет. И нам, православным, конечно, хотелось бы услышать официальное суждение Церкви на этот счет.

Ведь можно же собрать экспертную комиссию, состоящую из ученых, врачей и богословов и пусть такая комиссия вынесет взвешенное и ответственное решение, которое, в конечном итоге примет вид официального Церковного документа. А мы, как послушные чада Церкви, будем тогда совершать свой выбор, исходя из этой, новой для нас, более высокой и авторитетной степени информированности.

Проблема эта не надумана и не «высосана из пальца». Потому что уже сейчас, в отсутствии ясной информации и однозначного суждения на высшем Церковном уровне, идет разделение в Церкви (сверху и донизу) на тех, кто принимают вакцину ничтоже сумняшеся и даже утверждают, что отказ от нее есть «самоубийство» (sic!) и на тех, кто говорят, что принятие этой вакцины есть грех соучастия в убийстве и поощрения убийства, что недопустимо для православного человека.

И когда говорят о том, что «вакцинация – это вопрос не религиозный», хочется напомнить, что всякий вопрос, относящийся к сфере нравственного выбора и затрагивающий духовную жизнь людей – это, несомненно, вопрос религиозный и Церковный.

Невольно вспоминается Украина времен Майдана. Тогда тоже говорили, что начинающееся противостояние – это не Церковный вопрос. И что же? Теперь, когда развал и хаос и братоубийственная война, возникшие в результате государственного переворота на Украине, коснулись миллионов верующих, в том числе и православных, кто из нас посмеет сказать, что это всё не касается Церкви? Не только касается, но и стало её болью, скорбью и обратилось в молитвенный плач. И, может быть, нам не стоит так уж решительно отстраняться от решения вопросов, которые относятся ко всей полноте народной и общественной жизни и имеют этическое, нравственное измерение?

Притом сами православные врачи говорят о возможности производства «альтернативных» или так называемых «этических» вакцин, в которых не используется ткани абортированных эмбрионов. Вот нам, православным людям, и хочется знать в этом контексте о составе по крайней мере тех трех вакцин против коронавируса, которые произведены и распространяются на территории нашей страны. Согласитесь, вполне понятное и обоснованное желание. И если среди означенных вакцин есть такая «этическая» вакцина, то честь и хвала нашим ученым и медикам! И если безопасность и эффективность такой вакцины будет подтверждена – отчего же нет? Наверное, можно будет и привиться. А если такой вакцины нет, то что мешает нам, православным, просить и даже настойчиво о том, чтобы такая вакцина была произведена.

Еще один этический аспект данной проблемы – это несовпадение государственной и Церковной позиций в отношении использования вакцины «Спутник V». Понятно, что вопрос непростой. Потому что открыто и во всеуслышание заявить, что православному человеку прививаться этой вакциной нельзя – это значит пойти против официозного «мейнстрима». Но в том-то и дело, что, может быть, не надо этого бояться. Может быть нам, церковным людям, надо научиться, наконец, при доброжелательном и почтительном отношении к «властям предержащим», не бояться открыто высказывать свою позицию в том числе и там, где она не совпадает со светской позицией государства.

Ну и последнее. По мнению авторитетных ученых вирусологов и эпидемиологов, главной проблемой человеческой цивилизации сейчас является даже не нынешняя пандемия, а катастрофическое ослабление популяционного иммунитета. Желая обеспечить себе комфортное существование, человек создал такую среду, в которой самым уязвимым и слабым звеном оказался он сам. И следующим серьезным вызовом, куда более грозным, чем нынешний, может быть эпидемия, например, бубонной чумы или нового птичьего гриппа, с которым обессиленному человечеству будет справиться куда труднее, чем с нынешней эпидемией коронавируса.

Причем «технического решения» этого вопроса не существует, просто потому, что сама проблема носит не технический, а духовный, нравственный характер. Человек в какой-то момент решил, что он сам себе бог и может построить безбожный рай на земле. Но это намерение оказалось ничтожным и недостижимым. И в грозных явлениях восстания природных стихий, в том числе и в «приливных волнах» моровых поветрий – Господь напоминает нам о суровой реальности мира, обезображенного грехом, в котором главный заповеданный нам труд заключается не в обеспечении комфортных и беспечных условий существования, а в покаянном преображении собственной жизни и приведение ее в согласие с Богом.

 

Источник: страница автора ВКонтакте

https://vk.com/wall6418994_7681

 

Митрополит Навпактский и святого Власия Иерофей Влахос

Почитательное поклонение священным иконам

Η τιμητική προσκύνηση των ιερών εικόνων

(Σεβ. Μητροπολίτης Ναυπάκτου και Αγίου Βλασίου Ιερόθεος Βλάχος)

 

Родословие Иисуса Христа (+ВИДЕО) | Софийский собор, Религиозное искусство,  Стамбул

 

С самого раннего времени истории Церкви, это также происходило и в ранний период древне-греческой истории, наблюдается столкновение между идеализмом и материализмом, рационализмом и мистицизмом, служения богам народа и принятие Бога метафизическим идеализмом со стороны аристократии. В период иконоборчества столкнулись два взгляда, то есть дух азийского антииконничества (ανεικονiστός, то есть не приемлющий священные иконы, образы), чуждый образности, и иконнический, иллюстративный (εξεικονιστικός) эллинский дух, а святые Отцы, конечно же, на этот вопрос отвечали богословски, в результате чего на VII Вселенском соборе закрепилось православное учение об иконах. В разные времена велись прения относительно священных икон, как это случилось и на этой недели. И мне бы хотелось написать в краткой форме некоторые мысли в отношении данного вопроса. И конечно же, хотелось бы подчеркнуть, что данный вопрос имеет три стороны: богословскую, пасторскую и практическую.

Богословская сторона имеется связь с терминологией слова икона и ее значением в богослужебной и церковной традиции.
 В Церкви слово икона имеет свое происхождение не от глагола изображаю – εικονίζω , а от еврейского слова целем, которое означает явление – явление Бога. Образ – εἰκών Бога, то есть явление невидимого Бога, это Бог Слово, в то время как человек создан по образу Христа( κατ’ εικόνα του Χριστού), то есть он является образом образа. Святые, которые соединяются со Христом переживают эту славу Божию, а их иконы являются выражением этой славы. В Православной Церкви мы не верим в идеализм, основным принципом которого является «в начале была идея» (“εν αρχή ήν η ιδέα”), ни в материализм, основным принципом которого является «в начале была материя», но мы верим в богооткровенную истину, что «в начале было Слово» («εν αρχή ήν ο Λόγος») (Ин. 1, 14).

VII Вселенский собор, который занимался этим вопросом, изложил все богословие касательно святых икон.  Если кто-либо будет внимательно изучать преимущественно пятое и шестое его деяние, то он найдет много ответов на то, чтобы в наши дни было написано. Главным принципом является то, что мы можем изображать и почитать священные иконы, потому что Христос воплотился и освятил тело и все творение, а не почитательное поклонение святым иконам оно относится в воплощенному Слову. Следовательно, почитание священных икон возводит к первообразу, а тот, который поклоняется священной иконе, то поклоняется ипостаси изображенного на ней.

Но даже, с одной стороны, с помощью почтительного поклонения священных иконам освящаются глаза взирающих на них, а, с другой стороны, освящаются и губы целующих иконы, как мы это непосредственно делаем клирики, когда читаем Евангелие, а в завершении его лобызаем.  И это вещество имеет достоинство, потому что оно освящается нетварной Божественной энергией, поскольку божественная благодать через человека переходит и нм неразумное творение.

 

Собор Святой Софии (Стамбул), Турция, город Стамбул, площадь Айя София -  Храмы - Рублев. Ищите и обрящете

В особенности это что касается икон Богородицы и  различных их наименований, с которыми они оказываются связанными, то следует подчеркнуть, что они, с одной стороны, связаны с чудесами Богородицы, а, с другой стороны,  они сообщают о том, каким образом создаются иконы, и о месте, где они хранятся, и инее не имеют никакого отношения к якобы, многим Богородицам. То есть речь идет о многочисленных прекрасных наименованиях одной Богородицы.

В Православной Церкви мы не верим в различие между физическим и метафизическим, но в различие между тварным и нетварным, с тем отличием, что нетварное входит через тварное и его оживотворяет. Женщина из Евангелия имевшая кровотечение в течение многих лет выразила свою веру и получила исцеления, прикоснувшись к краю одежды (гиматия) Христа. Тогда Христос сказал: «Прикоснулся ко мне некто». И далее продолжил: «Ибо Я чувствовал, исшедшую из Меня» (Лук. 8, 46). Наша встреча со Христом происходит не фантастически, идеалистически, мистически, воображаемо и чувственно, а через личностно, освящая материальные предметы и через священные иконы. «Синодик Православия» характерным образом затрагивает этот вопрос – об иконопочитании.

Но протестантский историк Гарнак, как в целом и все протестанты, которые не знали православного богословия, утверждали, что Православная Церковь это идолопоклоннический вид христианства.

Мы, знающие, глубоко православное богословие Святых Отцов противостояли этой ошибке, на которую следует всякому смотреть как на взгляд на мир воображаемый, идеалистическй, деистический, дуалистический.

Большую ценность имеет и пастырская сторона этого вопроса, потому что имеет большое значение имеет тот способ (ο τρόπος ), образ, с помощью которого мы подходим к священным иконам. Это впрочем происходит и со всеми Таинствами и даже с Божественной Евхаристией. Причащение Тела и Крови Христовых может  подавать человеку освящение, но может приводить и к осуждению.

Бог, согласно учению Святых Отцов, является очищением очищенных, просвещением просвещаемых и обожением достигающих обожения. Сам Христос может стать адом для тех, кто не имеет духовных чувств, чтобы к Нему правильно приблизиться. Духовенство должно учить верующих тому, чтобы они лобызали, целовали священные иконы, имея в своих умах мысль о том, что почитательное поклонение относится к личности изображаемого на иконе, но и духовная потребность зависит от духовного уровня, в котором находится человек. За пределами Православия эти условия для поклонения святым иконам могут быть восприняты как магия. Хотя известно, что в разных магических действиях колдуны используют священные иконы и другие священные церковные предметы.

Поэтому следует подчеркнуть и указать на ценность той стороны, которая относится к вопросу об использовании святых икон. Все священные предметы, даже и догматы Церкви, безусловно, и само богословие, и теоретическая вера, могут использованы правильным и неправильным образом. Страстный человек, который находится в состоянии падения может все подчинить своему страстному образу мышления и своему нарциссизму. То же происходит и со священными иконами. Если пастыри предлагают верующим в богослужебной жизни Церкви почитательное поклонение священным иконам и на православных условиях, которые мы описали несколько ранее, то они делают правильно и хорошо. Потому что таким образом они освящают народ и оказывают ему помощь увидеть внутреннюю сторону жизни Православной Церкви. Однако же, если первоочередной целью духовенства становится материальное использование христиан и эксплуатация священных икон, тогда их использование превращается в антиправославное. Следовательно, использование священных икон находится в зависимости от того, что хочет священник - духовной помощи верующим или материального их использования.

Если пастырское окормление верующего совершается таким образом, чтобы он поклонялся священным иконам в богословской атмосфере, о которой мы говорили прежде, но когда он сам свободна и без всякого насилия хочет, как выражение любви, чтобы принести свой вклад, с тем чтобы стремиться к сохранению того места, где находится и священная икона – например в случае  если она находится в Иерусалиме, - то это соответствует традиции Церкви.

Завершая мою статью, мне хотелось бы подчеркнуть, что все то, что было написано в эти дни (то есть имеется в виду критика в адрес иконопочитания) скрывают некоторые истины, несмотря на пафосность, преувеличение и субъективность, но они должны нам дать повод для научения богословствовать, потому что, как пишет свт. Василий Великий, что обычно люди «анализируют, не богословствуют», то есть рассуждают, а не богословствуют православно. А посему, конечно же, нам следует осознать, что нам следует заниматься с народом, неся пастырское богословское душепопечение, касаясь и вопроса о почитательном поклонении священным иконам, анализировать, исключая субъективные размышления,  язык символов, с помощью которых мы лучше, нежели чем с помощью рационализма, рассудка и сентиментальностью, подходим к изучению православных вопросов.

(Источник“Ελευθεροτυπία”, 12-2002)

©перевод выполнен интернет-содружеством «Правосалвный Апологет» 2020г.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События