|
UncategorisedСлова. ![]() ![]() ![]() ![]()
1. Насъ окружаютъ трубы разумныхъ архистратиговъ и озаряетъ красота божественныхъ священнослуженій; лики немолчныхъ пѣснословцевъ собрали насъ для бодрствованія въ пѣсняхъ, и воинства безплотныхъ существъ образовали хоръ съ плотскими. Предводитель небесныхъ начальствуетъ нынѣ въ одномъ и томъ же храмѣ и надъ земными. Кто же именно? — Это Михаилъ, по благодати Божіей, и самъ блистающій, и являющійся посредникомъ божественныхъ сіяній для смертныхъ. Людямъ даны въ первоначальныхъ откровеніяхъ Божіихъ справедливѣйшіе божественные законы, по которымъ тѣ, кто наибольше благодѣяній получаетъ, не должны оставаться забывчивыми и неблагодарными въ отношеніи къ своимъ покровителямъ, но сколько возможно прославлять ихъ милости. Наши же скорые и усердные предъ Богомъ ходатаи, нелѣностные и неутомимые заступники людей суть человѣколюбивые ангелы, отъ человѣколюбиваго Господа пріемлющіе даръ человѣколюбія, изначала взаимно просвѣщаемые свѣтомъ отъ несозданнаго Свѣта. Они истинные посредники смертныхъ предъ Богомъ; они — боги, по божеству отъ Бога, но не по природѣ; они — свободные граждане вышняго града свободы, который есть Іерусалимъ, матерь всѣхъ свободныхъ во Христѣ; они — одушевленный и духовный огонь, разумное пламя Божіе; они — свѣтлыя, высшія и превознесенныя вѣчныя горы: черезъ нихъ Господь дивно просвѣщаетъ насъ отъ горъ вѣчныхъ (ср. Псал. LXX, 5); они — скорые привратники небесныхъ селеній и обителей. Коль возлюбленна селенія Твоя, Господи силъ. Желаетъ и скончавается душа наша во дворы Твоя, Господи. Посему свѣтъ радованія и спасенія въ ангельскихъ обителяхъ праведныхъ (Псал. CXVII, 15). Во гласѣ радованія и исповѣданія, шума празднующаго, въ мѣстѣ селенія дивна даже до дому Божія (Псал. XLI, 5) вси ангели Его, сильніи крѣпостію, творящіи слово Его (Псал. CII, 20). Тамъ мирная и безмятежная простота жизни, тамъ (Богъ) велій и страшенъ есть надъ всѣми окрестными Его (Псал. LXXXVIII, 8). Тамъ таинственное молчаніе торжественныхъ гимновъ; тамъ неизреченное исполненіе святѣйшихъ пѣснопѣній; тамъ невидимое божественное сіяніе неизглаголанныхъ и великихъ славословій; тамъ невечерній свѣтъ, просвѣщающій недремлющія очи безплотныхъ (духовъ); тамъ, въ этомъ домѣ Божіемъ, собраніе звѣздъ, т. е. силъ ангельскихъ, содѣйствующихъ намъ во благо, постоянно посылаемыхъ Богомъ для служенія намъ ради тѣхъ, кто наслѣдуетъ спасеніе. 2. У этихъ безплотныхъ ангельскихъ силъ, безсмертныхъ воинствъ, служителей и соработниковъ Божіихъ — различныя положенія, разныя наименованія, неодинаковое достоинство, но одна природа, имѣющая многообразныя проявленія: есть чины пѣснословящіе и охраняющіе небеса, непосредственные служители Божіи; есть чины внутренніе и чины внѣшніе, которые называются и вратами небесными; есть чины высшіе и чины низшіе, которые нѣкогда говорили высшимъ: возмите врата князи ваша (Псал. XXIII, 7); есть чины посылающіе и посылаемые, чины тайноводствующіе и тайноводствуемые. У разныхъ ангеловъ и служеніе разное. Есть ангелы, которые по воздуху летаютъ и спасаютъ души святыхъ отъ воздушныхъ духовъ. Обозначая это, патріархъ Іаковъ сказалъ умирая: ангелъ, иже мя избавляетъ отъ всѣхъ золъ (Быт. XLVIII, 16). Равнымъ образомъ и управленіе земного міра ввѣрено ангеламъ, которые по повелѣнію Божію осуществляютъ планы Провидѣнія. Каждой вѣрующей душѣ также дается отъ Бога ангелъ для охраненія ея и покровительства ей. Ибо говоритъ Писаніе: не даждь во смятеніе ноги твоея, ниже воздремлетъ храняй тя (Псал. CXX, 4). И опять: блюдите, да не презрите единаго отъ малыхъ сихъ: глаголю бо вамъ: яко ангели ихъ выну видятъ лице Отца Моего небеснаго (Матѳ. XVIII, 10). И не только каждой благочестивой душѣ дается ангелъ отъ Бога, но и каждому отдѣльному вѣрующему народу дается ангелъ хранитель. Ибо говоритъ Писаніе: постави предѣлы языковъ по числу ангелъ Божіихъ (Втор. XXXII, 8). Черезъ небесныхъ ангеловъ совершается на землѣ откровеніе таинъ Божіихъ; черезъ ангеловъ — охраненіе водъ и источниковъ и бываемыя отъ нихъ исцѣленія; черезъ ангеловъ избавленіе достойныхъ отъ искушеній. Ибо говоритъ Писаніе: ополчится ангелъ Господень окрестъ боящихся Его, и избавитъ ихъ (Псал. XXXIII, 8). Черезъ ангеловъ — сохраненіе останковъ мучениковъ: хранитъ Господь вся кости ихъ (Псал. XXXIII, 21), хотя и таинственна здѣсь рѣчь о костяхъ. Черезъ ангеловъ охраняются жертвенники Божіи и храмы вѣрныхъ; черезъ ангеловъ молитвы и моленія возносятся отъ земли на небо къ Богу, равно какъ и приносятся оттуда людямъ божественныя дарованія, — и вообще всякое таинство Божіе на землѣ совершается черезъ ангеловъ. 3. Такъ, нѣкогда Богъ дѣйствительно поставилъ херувимовъ, которые бы охраняли древо жизни, сдѣлавшееся недоступнымъ для недостойныхъ. Онъ явился Аврааму, пославши къ нему въ образѣ мужей ликъ изъ трехъ ангеловъ, изображающій трисвятую тайну Троицы, а затѣмъ двухъ изъ этой ангельской троицы открылъ Лоту въ Гоморрѣ и черезъ наказаніе тамошнихъ жителей показалъ, что Отецъ не судитъ никого, но судъ весь далъ Сыну, Коему и Святый Духъ соприсутствуетъ существенно. И Іакову явился ангелъ-борецъ, въ знаменованіе закона, изреченнаго черезъ ангеловъ. И великому Моисею въ пламени огня явился огненный потокъ ангеловъ, невредимо опалявшій зеленѣющую купину и предъизображавшій несліянное (во Христѣ) единеніе Бога съ природой людей, приносящей терніе грѣха. Черезъ ангеловъ также при Моисеѣ быстрой рукой безъ меча, незамѣтно, ночью были истреблены первенцы фараона, а народъ еврейскій сохраненъ невредимымъ. Рукою ангеловъ также были связаны, какъ бы нѣкоторою веревкой, въ глубинѣ моря колеса у колесницъ (фараона) со всадниками тристатами: потому-то, когда нечестивые увидѣли эти ангельскія силы, потопляющія ихъ, то сказали: бѣжимъ отъ лица Израилева, Господь бо побораетъ по нихъ на египтяны (Исх. XIV, 25). И опять послѣ сего явился истиннымъ, какъ Христосъ, водителемъ народа въ столпѣ облачномъ ангелъ Божій, коего красота лика, имѣвшаго видъ облака, указывала народу мѣста остановокъ и стоянокъ. Затѣмъ, когда пришли къ горѣ законодательства тѣ, коимъ былъ данъ законъ, то они получили богописанныя скрижали черезъ множество ангеловъ: одни трубили въ трубы, другіе окружали гору огнемъ, а иные въ громѣ, молніи и бурѣ окутывали ее дымомъ, чтобы устрашить народъ, болѣвшій отсутствіемъ страха Божія. Впослѣдствіи также черезъ ангела Іисусъ Навинъ возвѣстилъ о побѣдѣ надъ филистимлянами. Но чтобы почтить праздникъ архангела упоминаніемъ о бóльшемъ количествѣ ангеловъ (ибо я вѣрю, что они всегда совмѣстно радуются со своимъ архистратигомъ), скажемъ и о томъ, какъ нѣкогда ангелъ въ Іерусалимѣ губилъ Израиля, пока великій Давидъ не закололъ воловъ на гумнѣ Сіонскомъ и не сжегъ ихъ въ жертву на огнѣ изъ сожженныхъ повозокъ и упряжи воловьихъ (2 Цар. XXIV, 22-25), и такимъ образомъ прекратилъ пораженіе народа. Какую же мысль намъ внушаетъ это явленіе и чему научаетъ? — Тому, что одна жертва Христа, принесенная Имъ на древѣ крестномъ, укрощаетъ гнѣвъ Божій противъ вселенной; ибо здѣсь Онъ явился, какъ великій Финеесъ (ревнитель), принесъ Себя въ умилостивленіе за насъ, и черезъ то прекратилось бѣдствіе. 4. Такъ какъ въ разсужденіи объ ангелахъ мы имѣемъ руководителемъ архистратига, то намъ необходимо разсмотрѣть и то, почему ангелы, будучи одной природы, открываются людямъ на землѣ не съ однимъ и тѣмъ же видомъ и не въ одинаковомъ образѣ; но являются въ образѣ юношей, и воиновъ, и коней, и шестокрылыхъ и многоочитыхъ животныхъ, и львовъ, и тельцовъ, и орловъ, и огненныхъ коней, и колесъ, и колесницъ? Итакъ, дивный Исаія, видѣвшій божественный и страшный престолъ, на которомъ возсѣдалъ Богъ всѣхъ, говоритъ, что вокругъ Него стояли силы высшихъ ангеловъ и херувимскихъ чиновъ, въ образѣ шестокрылыхъ (животныхъ): двумя крылами они закрывали лица свои, другими двумя — ноги, и двумя летали; верхнія и нижнія закрытыя части тѣла, очевидно, обозначаютъ, что таинство Божества пребываетъ невидимымъ, и сокровеннымъ, и утаеннымъ какъ для вышнихъ небесныхъ существъ, такъ и для нижнихъ земныхъ. Или, быть можетъ, они покрывали лица и ноги, чтобы тѣмъ научить насъ, что одинаково непостижимо какъ то, что было до схожденія съ неба Христа Бога Слова, такъ и то, что было послѣ Его вознесенія; тѣми же тайнами, которыя открылись въ воплощеніи Его, вѣрующая церковь, какъ крылами, возносится къ небу. Равнымъ образомъ черезъ сокрытіе своихъ лицъ и ногъ святые херувимы на то намекаютъ, что ни начала, ни конца божественной природы невозможно ни увидѣть, ни изучить, ни понять, — именно: сокрытіе лица означаетъ незримость несозданной природы, а сокрытіе ногъ — недоступность ея. 5. Затѣмъ божественный пророкъ, узрѣвшій это, говоритъ, что домъ наполнился славы Божіей. Вѣдомъ (бысть тогда) во Іудеи Богъ и во Израили (токмо) веліе имя его (Псал. LXXV, 2). Но вмѣстѣ съ тѣмъ и умнымъ силамъ вѣдомо таинство воплощенія Самого Бога Слова, возсѣдающаго на престолѣ. И такъ какъ Онъ долженъ былъ явиться людямъ на землѣ какъ человѣкъ, Безплотный долженъ былъ воплотиться, Невидимый даже для безплотныхъ долженъ былъ стать тѣлесно видимымъ и плотскимъ, и наполнить всю землю славой, хвалой и благодатію Своею: то ангелы, пораженные неожиданнымъ и непостижимымъ снисхожденіемъ Божіимъ и удивленные неизреченнымъ откровеніемъ Его людямъ, воспѣли пѣснь благодаренія и изумленія, взывая: Святъ, Святъ, Святъ Господь Саваоѳъ, исполнь вся земля славы Его (Ис. VI, 3), — и тѣмъ блаженнѣйшіе серафимы предвозвѣстили будущую Славу церквей, т. е. Христа. Посему и говорится, что вся земля полна славы Его. И посмотри, что происходитъ: и взяся (говоритъ Писаніе) наддверіе отъ гласа, т. е. отняты ограды и покровъ, свыше охранявшіе іудейскіе храмъ и народъ, и домъ наполнися дыма, т. е. опустошенія и мрака, заблужденія и невѣдѣнія. Внемлите прилежно, молю васъ: въ то время, когда вся земля безславно пребывала въ заблужденіи и невѣжествѣ, домъ іудейскаго храма былъ полонъ славы: когда же вся земля наполнилась славы и познанія Божія, тогда домъ (Израиля) наполнися дыма, такъ какъ угасъ для іудеевъ свѣтильникъ закона, чтобы, по слову Христа, мы невидящіе видѣли, видящіе же Іудеи стали слѣпы. До сихъ поръ Исаія. 6. Іезекіиль, имѣвшій умъ, способннй къ божественнымъ видѣніямъ, какъ никто другой, видѣлъ вышнихъ безплотныхъ ангеловъ въ образѣ не только двуликихъ, но и четвероликихъ животныхъ, которыя ясно предъизображаютъ собой, думаю, таинство воплощенія Еммануила отъ Дѣвы. Животныя имѣли видъ человѣка и тельца, и льва, и орла — вверху. Ибо Христосъ явился на землю воистинну какъ человѣкъ, истинный Богъ и истинный человѣкъ; явился, какъ телецъ, для закланія во спасеніе міра: какъ левъ, силою Своею воскресъ изъ мертвыхъ; какъ орелъ, вознесся на небо. Можно еще и такъ понимать видъ животныхъ въ отношеніи ко Христу: видъ человѣка обозначаетъ Его, какъ слово и образъ невидимаго Бога, ради разумной и невидимой силы Его души и ума; видъ тельца указываетъ въ Немъ сильнаго архіерея, несущаго на Себѣ иго закона, и нѣкогда возлежавшаго въ ясляхъ виѳлеемскихъ, подобно намъ неразумнымъ, и посѣявшаго во вселенной сѣмя евангельскаго слова; видъ льва указываетъ на Него, какъ на царя всѣхъ насъ, бывшихъ нѣкогда дикими, грубыми, кровожадными, плотоядными и нечистыми язычниками. Ибо говоритъ Писаніе: воцарися Богъ надъ языки (Псал. XLVI, 9). И Христосъ есть не только левъ, но и скименъ льва, какъ говоритъ о немъ Іаковъ (Быт. XLIX, 9), т. е. Сынъ Царя, происшедшій отъ царственнаго Отца. Посему, далѣе, Онъ есть и орелъ, какъ царь небесныхъ пернатыхъ и крылатыхъ, т. е. святыхъ умныхъ ангельскихъ силъ, — пернатыхъ, потому что, подобно намъ, птенцамъ Христа, и ихъ защищаетъ и питаетъ Богъ, — крылатыхъ, потому что они удобоподвижны и возносятся надъ всѣмъ земнымъ, — крылатыхъ, потому что они непрестанно носятся на высотѣ божественной любви. Пророкъ называетъ ихъ еще многоочитыми, потому что они освѣщаются обильнымъ божественнымъ свѣтомъ и ничѣмъ земнымъ не затемняются къ созерцанію Бога. Посему они названы и духами, какъ существа нематеріальныя, безплотныя, неосязаемыя, безсмертныя, не имѣющія никакого объема, безвоздушныя и, по благодати Божіей, нетлѣнныя и невредимыя. 7. Да убѣдитъ тебя въ этомъ ангелъ, который пришелъ къ друзьямъ Азаріи въ образѣ Господа, пылая огнемъ, угашая пещь (вавилонскую), издавая пламя, приносившее росу, а не огонь. И что поразительнѣе всего здѣсь, — это то, что кого внутри пещи, какъ во чревѣ, объяло пламя, тѣхъ ангелъ сдѣлалъ невредимыми, а нечестивыхъ, которые стояли кругомъ, будучи неприкосновенны, истребилъ. Таково всемогущее свойство божественной силы ангела, которая столь крѣпка, что и весь міръ можетъ погубить во мгновеніе ока. Объ этомъ свидѣтельствуетъ губительная язва, бывшая среди халдеевъ при Сенахиримѣ и ночью истребившая черезъ ангела, безъ шума и меча, сто восемьдесятъ пять тысячъ народа. Помолимся Господу, чтобы она и сейчасъ появилась среди нынѣшнихъ халдеевъ (магомотанъ). И пророкъ Аввакумъ, земной и облеченный плотію, легко былъ перенесенъ безплотнымъ ангеломъ изъ предѣловъ Іерусалима въ Вавилонъ, когда несъ пищу пророку Даніилу, содержавшемуся во рвѣ львиномъ: онъ вошелъ туда и вышелъ невредимымъ, сохранивши печати надъ рвомъ въ цѣлости, въ предзнаменованіе гроба Христа. Какъ Христосъ отъ смерти ада, и пророкъ возсталъ, избавившись отъ кровожадныхъ звѣрей и отправивши въ адъ тѣхъ, которые его самого (раньше) въ адъ низвели. И какъ въ отношеніи халдеевъ, такъ и здѣсь совершился нелицепріятный судъ опредѣленія Господа, творящаго ангелы своя духи и слуги своя пламень огненный (Псал. CIII, 4): такъ называются въ Священномъ Писаніи блаженные ангелы потому, думаю я, что они очищаютъ людей отъ страстей, сжигаютъ и наказываютъ враговъ Божіихъ и сообщаютъ свѣтъ непросвѣщеннымъ людямъ. 8. Далѣе, ангелы являются въ образѣ коней, какъ говоритъ Захарія, потому, что все божественное быстроходно. Являются и въ образѣ колесницъ, потому что обходятъ небесныя сферы и тамъ обитаютъ. Ибо говоритъ Писаніе: гласъ грома Твоего въ колеси (Псал. LXXVI, 19). Посему и Илія Ѳесвитянинъ на огненной колесницѣ былъ вознесенъ отъ земли. Этотъ прообразъ понятенъ: онъ означаетъ запряженную четверней, т. е. изъ четырехъ стихій составленную, колесницу нашей природы, съ которой вознесся на небо Богъ Слово, носившій ее и управлявшій ею, по Своему желанію. Кони же царскихъ колесницъ являются образомъ святыхъ ангеловъ. Колесница Божія тмами темъ тысяща гобзующихъ и празднующихъ (Псал. LXVII, 18). И Даніилъ видѣлъ въ видѣніи мужа человѣкообразнаго, сидящаго на престолѣ, Бога, Ветхаго денми. И тысяща тысящъ служаху Ему, и тмы темъ предстояху Ему (Дан. VII, 10). Но все это и подобное этому изображено въ Ветхомъ Завѣтѣ, какъ бы въ видѣніяхъ и откровеніяхъ, ибо ни существа Божія, ни формы Его, ни образа, ни вида, ни красоты Его никто изъ облеченныхъ плотію никогда не видѣлъ, и видѣть не можетъ, какъ Священное Писаніе насъ научаетъ. Но и существа ангеловъ также никто не видѣлъ и не можетъ видѣть. 9. Но перейдемъ отъ сѣни (ветхозавѣтной) къ Новому Завѣту и разсмотримъ яснѣе служеніе ангеловъ. Итакъ, нѣкогда Гавріилъ, предводитель лика ангеловъ, и начальникъ высшаго собора избранныхъ безплотныхъ служителей, таинственный вѣстникъ неизреченныхъ Божіихъ таинствъ людямъ, богоподобный служитель, вѣстникъ радости для смертныхъ, — явился къ пренепорочной Дѣвѣ. Онъ вошелъ къ ней и открылъ Пресвятой природный свой образъ, какъ онъ есть. Ибо, какъ говорятъ, одной Пресвятой Богоматери дано было видѣть ангельскую природу, какова она въ дѣйствительности, какою была создана, чтобы по красотѣ твари ей можно было восхищаться красотой Господа. Поэтому архистратигъ, но повелѣнію Божію, вошелъ къ Дѣвѣ, явилъ ей свою неизъяснимую красоту и видъ свѣтлѣйшій самыхъ лучей солнечныхъ, и черезъ то незамѣтно открылъ Непорочной чистѣйшее свойство ея собственнаго образа. И она узрѣла видъ, являющійся отображеніемъ малаго и невидимаго истеченія (Божія), узрѣла красоту, которая выше самой превосхоцной красоты, узрѣла странное и необыкновенное сіяніе красоты, узрѣла сіяніе безплотнаго существа, превосходящее солнце, узрѣла вѣчный лучъ умной денницы, узрѣла духовное пламя, сверкающій блескъ умнаго свѣта. Пречистая Дѣва восприняла не невещественное ангельское видѣніе и явленіе, узрѣвъ то, что никому еще не открывалось. 10. И Захарія былъ пораженъ нѣмотой за то, что не повѣрилъ святому ангелу. Ибо, такъ какъ отъ него долженъ былъ родиться на свѣтъ Предтеча истиннаго Свѣта Іоаннъ, гласъ вопіющаго въ пустыни (Ис. XL, 3), т. е. намъ, составляющимъ церковь изъ язычниковъ, — гласъ, говорящій о ветхости закона: то онъ, отецъ его, являющійся прообразомъ закона, за шесть мѣсяцевъ до Христа рождаетъ Іоанна. Не бѣ той свѣтъ (Іоан. 1, 8), и посему Захарія за шесть мѣсяцевъ (до рожденія Свѣта) получаетъ сына Іоанна. Послѣ него Христосъ родился, какъ нѣкоторый седьмой день, ибо Онъ воистинну есть таинственный нашъ покой субботній, который Богъ благословилъ и освятилъ, такъ какъ въ этомъ покоѣ Онъ почилъ отъ всѣхъ дѣлъ Своихъ. И Христосъ есть подлинно истинный архангелъ великаго совѣта Отца, и Самъ Господь Богъ силъ (Саваоѳъ). Поэтому въ домостроительствѣ воплощенія Ему, какъ человѣколюбивому Владыкѣ, покоряются, служатъ и работаютъ всячески и на всякомъ мѣстѣ святые и человѣколюбивые ангелы. Во время Его рожденія по плоти ангелы явились къ пастухамъ съ первою вѣстью и возвѣстили имъ о рожденіи Христа въ ясляхъ виѳлеемскихъ. Пораженные великимъ и дивнымъ таинствомъ Его воплощенія въ бѣдности, они тотчасъ торжественно и свѣтло воспѣли: Слава въ вышнихъ Богу (Лук. II, 14). Далѣе, ангелъ, преобразившись въ звѣзду, какъ нѣкое свѣтило небесное, указываетъ волхвамъ путь и призываетъ ихъ къ тому пути, который говоритъ о Себѣ: Азъ есмь путь (Іоан. XIV, 6). А затѣмъ, по отшествіи волхвовъ, ангелъ снова даетъ указаніе, чтобы Іосифъ съ Матерью и Іисусомъ удалился въ Египетъ. И вотъ, Богъ поспѣшно удалился отъ смертнаго — по домостроительству, т. е. не потому, что Онъ (Судія смертныхъ) боялся смертнаго, но чтобы явить тебѣ образъ и примѣръ, и чтобы всѣ знали, когда нужно бояться и когда нужно быть мужественнымъ. И служеніе ангеловъ Своему Господу простерлось не только до Египта, ибо ангелъ открылъ Іосифу и время выхода изъ Египта. 11. Что же далѣе? — И нѣчто другое находимъ мы объ ангелахъ. Ангелы явились Христу послѣ крещенія, чтобы служить Ему въ пустынѣ, — и это не потому, чтобы они когда-нибудь отступали отъ своего Господа, но чтобы ты, вѣрующій, былъ убѣжденъ, что всякій крестившійся и сохранившій чистоту получаетъ невидимыхъ ангеловъ, которые служатъ ему и охраняютъ. Потому-то и въ овчей купели ангелъ совершалъ исцѣленіе, предъизображая крещеніе: въ ней великаго совѣта Ангелъ, Христосъ, даровалъ исцѣленіе тридцатилѣтнему разслабленному, который такимъ образомъ крестился тридцати восьми лѣтъ и чудесно исцѣлилъ пять своихъ чувствъ вѣрою въ Святую Троицу. Но вотъ мы едва не прошли молчаніемъ того, что въ священныхъ повѣствованіяхъ объ ангелахъ всего важнѣе и удивительнѣе. Это именно повѣствованіе о тѣхъ необыкновенныхъ и многообразныхъ ангелахъ у живоноснаго гроба Христа, которыхъ рѣчи и чудеса въ этомъ мѣстѣ были дѣйствительно странны и неизреченны. Обрати вниманіе здѣсь прежде всего на то, какъ всѣ любимые Христомъ люди бѣгутъ сюда, бесѣдуютъ, а высшія силы спокойно сидятъ. Ибо вотъ, Петръ всталъ и побѣжалъ ко гробу, а другой ученикъ побѣжалъ скорѣе Петра. И Марія Магдалина бѣжитъ и приходитъ къ Симону Петру. И другія Маріи побѣжали возвѣстить ученикамъ (о воскресеніи), равно и тѣ, о которыхъ повѣствуетъ Маркъ, поспѣшно ушли отъ гроба. А сидѣвшіе здѣсь ангелы являются въ образѣ не бѣгущихъ, но сидящихъ — одинъ у головы, другой у ногъ, гдѣ лежало Тѣло Іисуса, и одни внутри, а другіе снаружи на камнѣ. 12. Чему же все это насъ научаетъ? — Тому, что земнородные, совершенно не воспринимающіе божественныхъ таинствъ, справеддиво бѣгутъ, какъ и Павелъ сказалъ о нихъ, — бѣгутъ, чтобы получить награду, ибо бѣгущій бѣжитъ къ желаемой цѣли, а о всесвятыхъ ангелахъ говорится, что они сидѣли во гробѣ, такъ какъ они уже знали божественныя тайны воскресенія: и одинь у головы сидѣлъ, можетъ быть, какъ вѣстникъ высшихъ таинствъ, а другой у ногъ, какъ совершитель нѣкоторыхъ нисшихъ таинствъ и служеній: и одни внутри гроба, какъ созерцающіе сокровеннѣйшія чудеса Божества, другіе же внѣ, можетъ быть, какъ проповѣдующіе чудо воплощенія Христа: и опять — одинъ сидѣлъ по правую сторону, являясь наставникомъ благочестивыхъ душъ, пребывающихъ одесную Бога. Но они являлись также и въ образѣ прекрасныхъ юношей чуждыхъ болѣзней, старости и тлѣнности, знаменуя юношеской красотой своей твердую и добродѣтельную любовь свою къ Богу. Потому-то они являются также въ свѣтлыхъ одеждахъ, чтобы черезъ это показать какъ свѣтлый, чистый и достойный любви образъ воскресенія Христа, такъ вмѣстѣ съ тѣмъ чистоту, безстрастіе и безгрѣшность, въ силу присущей имъ благодати Божіей, своей природы. Ибо такъ какъ ангелъ означаетъ второй свѣтъ, свѣтъ ниже перваго, который есть свѣтъ свѣтовъ, то по этой причинѣ всесвятыя свѣтила (ангелы) являются достойнымъ людямъ въ блестящихъ, какъ молнія и какъ снѣгъ, одеждахъ. Въ нихъ нѣтъ ни краски, ни тѣла: нѣтъ у нихъ ни крыльевъ, ни рукъ съ локтями, ни головы съ волосами, ни прямого стана и вообще ничего такого, что относится къ созерцаемому или движущемуся въ матеріальной природѣ. Если же говорится, что они являются въ божественныхъ видѣніяхъ человѣкообразно, то мы не считаемъ усвояемыхъ имъ названій показателями ихъ природы; эти названія они получили отъ Бога и отъ богословствующихъ мужей, для обозначенія ихъ собственнаго дѣйствованія. Такъ и должно быть. Ибо разсмотримъ слѣдующее. Они называются — ангелами, потому что возвѣщаютъ людямъ божественныя опредѣленія и приносятъ ихъ на землю изъ другого міра: архангелами, — чтобы ты научился, что и среди людей долженъ быть порядокъ и благоустройство, образъ котораго представляетъ собою и церковь: также называются началами, какъ руководители низшихъ чиновъ къ наученію и просвѣщенію: властями, — какъ облеченные царскимъ и господскимъ достоинствомъ; силами, — какъ чуждые по благодати всякой немощи и страданіяи смерти; престолами, — такъ какъ Богъ, какъ на престолѣ, почиваетъ въ ихъ дѣлахъ и служеніи; господствами, — какъ приставленные Богомъ къ роду человѣческому для попеченія о немъ, спасенія и руководства, и какъ господствующіе по благодати Божіей надъ всякимъ вообще страстнымъ движеніемъ или искушеніемъ къ паденію; серафимами (это слово на еврейскомъ языкѣ означаетъ горѣніе), — какъ существа очищающія и просвѣщающія другихъ. Самые же высшіе и ближайшіе къ Богу ангелы называются херувимами и это слово означаетъ полноту вѣдѣнія. 13. Вотъ, что внушилъ намъ нынѣ сказать объ ангелахъ архистратигъ ангеловъ. Таковы девять чиновъ безплотныхъ силъ. А десятый чинъ есть человѣкъ. Ибо Христосъ говоритъ о десяти чинахъ или драхмахъ: кая жена имущи десять драхмъ, аще погубитъ драхму едину, не вжигаетъ ли свѣтильника, и помететъ храмину, и ищетъ прилѣжно, дондеже обрящетъ? И обрѣтши созываетъ другини и сосѣды, глаголющи: радуйтеся со мною, яко обрѣтохъ драхму погибшую (Лук. XV, 8). Или что означаетъ одна овца пропавшая изъ девяносто девяти не заблудившихъ, которую добрый и человѣколюбивый пастырь не презрѣлъ, но взыскалъ и нашелъ ее въ горахъ и на холмахъ эллинскихъ золъ блуждающею и служащею идоламъ, обратилъ ее, взялъ на плеча, возвелъ на небо, присоединилъ заблудившую къ стаду не заблудившему и удостоилъ вѣчнаго царства, котораго да достигнемъ и мы всѣ, благодатію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа, съ Которымъ слава Отцу, также и Святому, Животворящему, Единосущному Духу, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь. Источникъ: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. — СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. — С. 114-123. Революция, а не реформаАвтор — г-н Константинос Ватиотис, бывший доцент юридического факультета Салоникского университета. ЧАСТЬ В (3) После того, что было упомянуто в части Б этой статьи, давайте вернемся к Качиньскому, который отмечает, что технологии развиваются с огромной скоростью и угрожают свободе одновременно по многим различным направлениям (правила и положения, растущая зависимость людей от крупных организаций, пропаганда и другие психологические методы, генная инженерия, вторжение в частную жизнь с помощью устройств слежения и компьютеров и т. д.). Он считает, что для отражения любой из угроз свободе потребуется долгая и трудная социальная борьба, поскольку те, кто хочет защитить свободу, подавлены количеством и скоростью атак, становясь апатичными и не желая сопротивляться. Бороться с каждой из этих угроз по отдельности бесполезно. Надежда может быть только в случае борьбы с технологической системой в целом, но тогда это будет революцией, а не реформой. Переняв эстафету у Качиньского, можно сказать, что люди XXI (ложного) века разучились революционизировать. Ведь идею «революции» у нас украли представители глобальной системной элиты, которые постоянно жаждут ущемления наших индивидуальных свобод, искусно скрывая свои ненасытные устремления под видом максимизации трёх постоянно пропагандируемых целей: удобства, скорости и безопасности. Обещание элиты народу совокупного достижения всех трёх этих целей – отличительная черта Четвёртой промышленной (то есть цифровой) революции. Но в перевёрнутом мире, в котором мы живём, «революция» скорее означает «похороны» человека! Если верно афористичное высказывание французского философа Альбера Камю в его «Опыте об абсурде» [1], что «когда ты чувствуешь, насколько это возможно, свою жизнь, свою революцию, свою свободу, это значит, что ты живешь, насколько это возможно», то присвоение слова «революция» наднациональной элитой для реализации своих, бесчеловечных целей и подавления воли народа вернуть себе урезанную свободу означает, что отныне мы будем жить всё меньше и меньше (качественно и/или количественно). КОНТРОЛЬ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ИМПУЛЬСОВ В то же время, как проницательно отмечает Качиньский в другом своем эссе, опубликованном в 2008 году под названием «Технологическое рабство» [2], техно-индустриальная система (далее: Система) сумела взять под контроль революционные импульсы разочарованных граждан, умело направляя их (через пропаганду СМИ и университетских интеллектуалов, которые поощряют стандартизированную форму восстания [3]) в те каналы, которые служат самой Системе: Активисты «бунтуют» против старых и устаревших ценностей, которые больше не нужны Системе, и за новые ценности, которые Системе необходимо принять. Таким образом, революционные импульсы, которые в противном случае были бы опасны для Системы, получают выход, который не только безвреден для Системы, но и полезен ей. Это включает, например, борьбу за равенство рас и полов, принятие гомосексуализма и межрасовых браков [4]. Более того, помимо подавления расовой, этнической, религиозной и другой враждебности, Система должна подавлять или манипулировать в своих интересах все другие тенденции, которые могут привести к беспорядкам или волнениям, агрессивным импульсам и любой тенденции к применению насилия. [5] Таким образом, Система воспитывает население, которое является грубым, ненасильственным, прирученным, послушным и покорным [6], так что правительство дня имеет монополию на применение физической силы. [7] По этой причине пропаганда интеграции должна учить нас быть запуганными, чтобы у нас не возникало искушения применить насилие, даже когда мы очень злы [8]. О разумных механизмах поглощения революционного импульса и волнения народа говорили за пятнадцать лет до Качиньского ведущие советские учёные, опубликовавшие коллективный труд о «борьбе идей в современном мире» [9]. Они сделали следующее наблюдение: Современный капитализм располагает достаточно опытным механизмом власти, достаточно мощным производственно-управленческим механизмом и достаточно изощренными средствами интеллектуального и идеологического воздействия на массы, так что ему не страшны ни левый экстремизм, ни громкие радикально-революционные фразы, ни догматические, абстрактные обличения империализма, ни болтовня о его «тоталитарном разложении» и «дикой разоблачительности», которые нравятся различным маоистским группам и фракциям. Гораздо более того, буржуазный класс сегодня может позволить себе включить некоторые концепции и формы леворадикальной мысли в сеть своих собственных идеологических конструкций. Он «принимает», в лучшем случае, гиперреволюционную фразу, превращая её в свою защиту от научной критики капитализма, он умело эксплуатирует скандальные, но лестные, экстремистские обвинения в адрес теоретических выводов, бунтарские настроения в адрес революционных. Конечно, со временем стало очевидно, что дихотомия капитализма и коммунизма является не чем иным, как идеологической дихотомией, созданной духовенством Нового мирового порядка, которая вводила народы в заблуждение, пока мировая элита методично работала над своей вечной целью, а именно подчинением народов под антихристианским зонтиком мирового правительства или, точнее, мировой диктатуры (ср. намек, сделанный во второй части этой статьи). Что касается, в частности, демонстраций, организуемых во времена крупных кризисов, скандалов, несправедливости и т. д., то их можно сравнить с обезболивающим, которое дают больному раком: оно дает временное облегчение, но не может обратить вспять прогрессирование болезни. Американский активист Майка Уайт в своей книге «О будущем восстания» [10] писал: «Хватит демонстраций. Организация синхронного марша по всему миру, когда миллионы людей выходят на улицы с единым требованием, — это впечатляющее число, которое привлекает огромную огласку, но неэффективно как метод социальных изменений». Тот же автор обращает наше внимание на нечто очень важное: как только власти осознают закономерность ритуального протеста, протест немедленно терпит поражение. Баланс сил смещается в сторону движения, но статус-кво оказывается особенно устойчивым, и методы протеста при повторении становятся бесполезными и неинтересными [11]; демонстранты теперь представляют собой приемлемый – и, следовательно, легко игнорируемый – побочный продукт политической сцены [12]. С другой стороны, Уайт признаёт, что: [13] Отсутствие любого протеста крайне опасно для общества. Протест — это симптом необходимости социальных перемен, а люди на улицах — предвестники более сильной демократии. Поддерживаете ли вы протестующих или презираете, история учит нас, что оппозиция необходима для социального развития и коллективного обновления. И что происходит, когда правительство не отвечает на требования народа? Куда обратиться, когда уличный протест исчерпан и этот путь не ведёт из лабиринта? – задаётся вопросом Уайт, чтобы дать следующий ответ: наша цель как революционеров – предвидеть методы и манёвры, которые нарушат статус-кво [14]. Нельзя не согласиться полностью с афоризмом Уайта о том, что более слабая сторона обычно выходит победителем из конфликта, когда она оригинальна, отказываясь подражать тактике своего более сильного противника. [15] Он добавляет, что, хотя все убеждены в необходимости политических перемен, революции не происходят чаще, потому что мы не знаем, как их осуществить. [16] Приводя в качестве примера позицию трансгуманистов, которые представляют себе человечество, процветающее в виртуальных мирах и симулированных средах, подключенное к машинам и сосуществующее с искусственным интеллектом, Уайт говорит о всемирном движении людей, которое положит конец престижу и отношению к жизни постоянно растущих трансгуманистов. Автор не упускает из виду и технологический фактор: [17] Технологии интегрировали человечество в автоматически взаимосвязанную сферу, где революционные настроения и новые методы протеста распространяются быстрее, чем когда-либо в истории. Достигнув своего пика, глобализация преподнесла нам неожиданный дар: коммуникационную сеть, объединяющую сообщества людей во всех уголках Земли. Мечты о народной революции теперь воплощаются в жизнь в реальном времени. […] Новейшие этапы глобализации — сложные и взаимосвязанные сети связи, транспорта и торговли, обеспечивающие высокие скорости гиперкапитализма, — заперли человечество в автоматическом и «одновременном» мире, где событие, произошедшее где бы то ни было, может иметь значительные последствия повсюду. Одно-единственное, случайное событие, например, протест, нарушающий установленные правила, может вызвать глобальное цунами. Однако быстрый протест — это одно, а революция — другое. Уайт утверждает, что: [18] «Быстрые» протесты будут происходить всегда, возможно, даже чаще. Но отдельных и повторяющихся «быстрых» событий недостаточно для революции. Медленное течение времени — вот что гарантирует историческим событиям смысл, продолжительность и освобождающую силу. Ударь систему по больному месту Качиньский отмечает, что гражданам, которые действительно хотят нанести сильный удар Системе, придётся бить её по больному месту, по самым чувствительным и жизненно важным органам, всегда законными средствами, такими как мирные протесты [19]. В противном случае, если сопротивление граждан будет сосредоточено на одном из кулаков Системы, она немедленно и безболезненно залечит полученный удар, совершая какие-то манёвры или уступки. Если, например, активисты-экологи начнут организовывать протесты против лесной промышленности или загрязнения окружающей среды, всё, чего они добьются, – это подтолкнуть Систему к принятию мер, которые смягчат неблагоприятный антисистемный климат. Согласно вдохновенной притче Качиньского: [20] Ударить по Системе – всё равно что ударить по куску резины. Удар молотком может разбить чугун, потому что чугун жёсткий и хрупкий. Но удар по куску резины ничего с ним не сделает, потому что он гибкий. Он поддаётся удару молота и тут же возвращается в исходное положение, как только молот прикладывает к нему силу. То же самое происходит и с «демократической» промышленной системой: она поддаётся протесту, настолько, что тот теряет свою силу и импульс. Таким образом, Система восстанавливается. Итак, если вы хотите ударить Систему по больному месту, вам придётся выбирать вопросы, по которым Система не отступит, по которым она будет бороться до конца. Потому что требуется не компромисс с Системой, а борьба с ней не на жизнь, а на смерть. (Продолжение…) «Придет время, когда миром будут править глупцы и идиоты».«Θα έρθη καιρός που θα διευθύνουν τον κόσμο τα άλαλα και τα μπάλαλα»
![]() Автор Константинос И. Вафиотис, адвокат г. Афин
Одно из самых известных пророчеств, приписываемых великому святому нашей Церкви, равноапостольному Косме Этолийскому , память которого мы чтим 24 августа 2025 года , заключается в следующем:
Согласно одной из трактовок, глупцы и идиоты — это безжизненные машины различных изобретений , которые все больше доминируют в жизни продажных людей2 . Это можно отнести, например, к телевидению , Интернету или искусственному интеллекту , которые мало-помалу духовно оскопляют современного человека , стремясь к нему с помощью обманчивого триптиха Люцифера: «быстро — легко — безопасно» . В другом трактате термин «глупец и идиот» характеризует всех тех политиков , которые ведут национальные государства, и в первую очередь Грецию, к абсолютной гибели , чтобы давно подготовленный мировой властитель , т. е. мировой диктатор , взял бразды правления в свои руки. Любой, кто посмотрит на людей, управляющих как нашей, так и другими странами, легко заметит, что у руля власти находятся жалкие и недостойные марионетки, которые при обычных обстоятельствах не смогли бы управлять даже... кабаком. Хотя эти недостойные люди не достойны, он достигли вершины, они чувствуют себя умиротворёнными и счастливыми . Напротив, достойные , достигшие вершины с мечом в руках, постоянно беспокоятся, что не смогут проявить себя по-настоящему достойными. Кроме того, « ни один по-настоящему великий человек не верит в глубине души, что он велик ». В тот момент, когда он начинает верить в это, он перестает быть великим. Мудрец « каждое мгновение беспокоится о том, что не потерять скромности и не впасть в высокомерие. И это уважение — безопасность просмотра» 3 . Поэтому бессмысленность и абсурдность новой диктатуры Мицотакиса постоянно доказывают, что их высокомерие пропорционально их некомпетентности : Чем некомпетентнее синие (точнее: сине-зеленые) министры и депутаты , тем более высокомерно они ведут себя по отношению к народу. Однако чрезмерная надменность является предвестником длительного падения высокомерных . Репрезентативным карикатурным проявлением глупости и тупости , помимо самого господина Мицотакиса, является Спирадонис Георгиадис , который месяц назад цинично и бесстыдно заявил, что мнение Европейской прокуратуры не имеет значения . Поскольку у НД большинство в парламенте, именно она будет решать, кого проверять, а кого нет . Однако звание «болтуна» для этого министра оправдывает не только содержание его высказываний , но и манера речи: из-за плохой артикуляции он говорит, но невнятно . Однако некоторые граждане , называющие себя «верующими» , но ведущие себя как «неверующие», стали дураками , согласно логике перевернутого мира : Даже сегодня, спустя 5 лет после объявления пандемии коронавируса , находятся неверующие-верующие, которые приходят в церковь в маске , которую они быстро снимают, чтобы приложиться к иконам, и так же быстро надевают ее обратно . Другие паломники в масках целуют иконы, на мгновение касаясь его своими искусственными клювами . Самые смелые из тех, кто носит маски, поклоняются иконам с открытым носом, но закрытым ртом . В таких случаях, конечно же, верующие целуют не саму икону, а внутреннюю ткань маски! Особую категорию составляют те люди в масках, которые даже не лобызают икону, а просто прикасаются к ее стеклу рукой, так чтобы безопасно стать получателями энергии чудотворных благодатных икон ! Это немые и глухие члены церковной паствы , которые, поклонившись иконам, безмолвно и с кляпом во рту присутствуют на Божественной литургии , но без вкушения ладана . Замечание отца Антония Алевизопулоса о том, что «Новый Век хочет не опустошать церкви, а менять мышление тех, кто в них приходит » 5 , подтвердилось в третьем десятилетии XXI (ложного) века, как и пророчество святого Космы Этолийского о том, что «придет время, когда глупцы и идиоты будут править миром» . ![]() Это конкретное пророчество является еще одним признанием того, что в эпоху, когда это произойдет, т.е. в нашу эпоху конца времен будет царить перевернутый мир . ПРИМЕЧАНИЕ: В дополнение к наблюдению отца Антония Алевизопулоса и пророчеству Космы Этолийского, справедливо предсказание Христофора Каливаса , близкого друга покойного митрополита Флоринского, Преспанского и Эордейского Августина Кантиотиса :
СНОСКИ
Για μια άλλη δημοφιλή προφητεία του Πατροκοσμά βλ.:
«Το κακό θα σας έρθη από τους διαβασμένους»· 25 Αυγούστου 2022 Read full story Βλ. και:
Ρετρό 22.0: Οι ανάξιοι στην κορυφή, οι άξιοι στον πάτο· 7 Ιουλίου 2023 Read full story Βλ. και:
Ψηφιακό πασχαλινό σνακ: Η πουλόμασκα ως αυτοσχέδιο μπολ για το αναστάσιμο Αντίδωρο· 16 Απριλίου 2023 Read full story Βλ. Δάφνη Βαρβιτσιώτη, Νέα Εποχή. Εξέλιξη ή χειραγώγηση;, εκδ. Αθ. Σταμούλη, Αθήνα 2004, σελ. 22 Βλ. και:
Θρησκευτικά και τεχνοεπιστημονικά θαύματα στους εσχάτους καιρούς: Μία (ακόμη) ανάποδη σχέση
«Общение с Иисусом»: тысячи людей общаются с цифровым «Христом» с помощью ИИ — ложные мессии наступают
«Общение с Иисусом»: тысячи людей общаются с цифровым «Христом» с помощью ИИ — ложные мессии наступают Чаботы с искусственным интеллектом, имитирующие библейских персонажей, оказывают впечатляющее воздействие: вместо того, чтобы обратиться к Богу, люди обращаются к идолам. Автор: Элефтериос Андронис
Искусственный интеллект развивается в технократическом «оракуле» алгоритмов , в то время как всё больше людей основывают свои экзистенциальные проблемы на ответах безжизненного робота. Помимо человеческих связей, образования, обучения, работы и даже мышления, которые искусственный интеллект впитывает в себя как цифровое горнило человечества, для многих он начинает заменять даже контакт с божественным. Приложение под названием «Text With Jesus» набирает большую популярность в США (и во всем мире) , с помощью которого пользователи могут общаться с чат-ботом искусственного интеллекта, который выдает себя за... Христа, а также за других персонажей из Библии, таких как Дева Мария, апостолы и пророки Ветхого Завета. «С момента запуска приложения большинство людей заходят в него из любопытства, и невероятно видеть, как много людей хотят попробовать пообщаться с библейскими персонажами», — сказал Стефан Питер, генеральный директор American Catloaf Software, компании, которая разработала «Text With Jesus». Как же работает эта конструкция? Например, если пользователь приложения просит совета по поводу стресса, цифровой «Иисус» процитирует подходящий стих из Библии, чтобы ободрить его. Если у пользователя возникнет теологический вопрос, ИИ предоставит пояснительные отрывки, которые приведут к конкретным толкованиям. Стефан Питер описывает приложение как «увлекательный и доступный способ исследовать Писание и духовность в новом формате» , которое позволяет людям «задавать вопросы о вере, Писании или жизни, которые они не решались бы задать где-либо ещё». Компания Catloaf Software недавно добавила пасторов и «духовных наставников» в «Text With Jesus», роли которых также исполняет искусственный интеллект. Подумайте об этом. Бог дал человечеству 76 различных книг (49 в Ветхом Завете и 27 в Новом), чтобы ясно раскрыть Свою волю. Однако в конечном итоге человек приходит к тому, что больше не желает читать то, что говорит сам Бог, а предпочитает посредничество робота, тянется к ложному подражанию Богу, ищет утешения в обожествлённом образе себя. В то время как молитва для верующего человека является самой прямой, чистой и полезной формой общения с (тем же) Богом, материалистичный человек предпочитает общаться с цифровым изображением, чтобы удовлетворить свою пустоту, получить ответы, льстящие его мятежу, получить пророчества, которые усыпят его духовную смерть. Само собой разумеется, что цифровые лжемессии типа ИИ будут давать «теологические» ответы в соответствии с пропагандой нью-эйдж , которую хотят продвигать их программисты , и в соответствии с еретическими заблуждениями , в которые верит большинство клиентов компании, как это сейчас происходит с «Text With Jesus», который алгоритмически воспроизводит ереси протестантов (и не только). Естественно, что использование искусственного интеллекта в качестве «духовного наставника» сначала найдёт отклик в дегенеративных христианских псевдоцерквях, где ценность межличностного общения рухнула. Где исчезает Святое Причастие, там рушится и человеческое общество, рушится даже простая возможность взаимопонимания. В условиях крайнего индивидуализма, пропагандируемого Новым Порядком вещей, прогнозируется, что подобные приложения начнут прорываться. У каждого, кто отрицает Христа, будет свой личный «Бог», уже не в его воображении, а «воплощённый» в программном обеспечении и виртуальной реальности, но также контролируемый технологическими гигантами.
ИИ: идеальное оружие панрелигии ИИ утверждает, что сначала становится «равным богом», а затем в конечном итоге превращается в антибога и мерзость запустения . Аналогичное программное обеспечение на основе ИИ уже выпускается для всех основных религий, например, Deen Buddy для ислама, Vedas AI для индуизма и AI Buddha для буддизма. Предполагаемая панрелигия помещает отдельные религии в алгоритмический плен, чтобы объединить их в цифровом «боге», в конечном сверхразуме, который обеспечит элите автоматизированную диктатуру. В эпоху, когда лица заменяются информацией, экуменизм не мог найти лучшего инструмента для своего влияния на планете, чем искусственный интеллект. Искусственный интеллект, действительно, очень полезный инструмент, но, к сожалению, его продвигают как золотого тельца , которому всё больше людей поклоняются и приносят в жертву своё «существование», чтобы нарушить заповеди Божьи. Однако сам Христос через Евангелия предупреждал нас, что многие будут использовать его имя, говоря: «Я — Христос», чтобы обмануть мир. Если вы хотите по-настоящему услышать Бога, вам нужно лишь открыть Священное Писание и прочитать Его личный призыв к каждому из нас. Вам нужно лишь молиться о Его вмешательстве в вашу жизнь тысячью чудесных способов. А если вам нужна помощь в толковании Писания, вам нужно лишь обратиться к богатой библиографии Отцов Церкви, к просвещённым богословам и проповедникам. А если вам нужен духовный совет, вам нужно лишь обратиться к хорошему духовному наставнику или хотя бы послушать духовно полезную проповедь из тысяч, циркулирующих в интернете. Следуя антиутопическому сценарию книги «451 градус по Фаренгейту», возможно, недалек тот час, когда Библия будет объявлена криминализированной как «нетерпимая» и «террористическая» книга, а её единственные цензурированные толкования будут одобрены искусственным интеллектом. В тёмном мире, где он объявит нежелательными исповедь, проповеди, христианские собрания и всё, что напоминает о покаянии. Но мы знаем, что нетленное и вечное Слово Божие «вчера и сегодня во веки то же» , оно не обновляется машинами, не подлежит толкованию кощунственными программами, не подтверждается холодной автоматикой, но исповедано кровью святых, исповедников и мучеников. Всё остальное – сор в блестящей оболочке, ведущий к заблуждению и погибели. sportime.gr 06 окт. 2025 г. http://aktines.blogspot.com/2025/10/text-with-jesus.html#more
Догмат и нравственность Δόγμα καὶ ἦθος
Преосвященнейший Иерофей, митрополит Навпактский и Святовласиевский
Догмат – это не какие-то теоретические учения, независимые от жизни христиан, а тесно связанные с их нравственностью, то есть со всей их жизнью. Мы это сможем далее увидеть.
1. Терминология Когда приступаешь к рассмотрению какого-то вопроса, необходимо определить значение каждого термина, ибо «начало мудрости состоит в исследовании имен», по словам мудрого Антисфена. Поэтому и здесь мы должны определить, что мы подразумеваем под терминами «догмат» и «этос-нравственность». Слово догмат происходит от глагола δοκῶ, который означает верую, думаю, у меня есть убеждение, и этим словом объявляется фундаментальный принцип, выражающий научную истину, политический, гражданский факт. В христианстве под словом «догмат» понимается учение по фундаментальным вопросам веры, которое считается имеющим абсолютный авторитет. Указ Цезаря Августа переписать всех жителей Римской империи называется догматом – δόγμαч . «Бысть же во дни тыя, изыде повеление (δόγμα) от Кесаря Августа, написати всю вселенную» (Лк. 2, 1).[1] В «Деяниях Апостолов» термином догмат описываются, обозначаются решения Апостолов, принятые на первом Апостольском Соборе, поэтому написано: «и якоже прохождаху грады, предаяше им хранити уставы суждения от Апостол и старец, иже во Иерусалиме, проходя по городам, доставляли хранившим учения апостольских» (Деян. 16, 4). В этом смысле решения Вселенских Соборов также назывались догматами. Однако по сути решения по основным богословским вопросам называются на языке Соборов оросами-верооопределениями - οι ὅροι. Слово вероопределение- ὅρος, связанное с границами, означает границы между истиной и заблуждением. Даже наука проводит границы между реальным и воображаемым. На богословском языке, например, термин ὁμοούσιος-единосущный указывает на то, что Слово имеет ту же сущность, что и Отец, и несотворено. Это истина, а за этой терминологией кроется заблуждение, ложь. Поместные и Вселенские Соборы, кроме терминов, также составили священные Правила. Оросы-догматы относятся к триадологическим, христологическим и экклезиологическим вопросам, при этом употребляется словосочетание «изволися Святому Духу и нам», а священные Каноны относятся к единству Церкви и к пути христиан-членов Церкви к усвоению спасения и при этом употребляется главным образом фраза «выразил Собор». Фактически священные Каноны — это перевод догматов в церковную жизнь и способ, с помощью которого христиане могут применять эти догматы в своей личной жизни. С этой точки зрения мы должны рассматривать священные Правила, а не через юридические процедуры. Слово ἦθος- нрав, этос обозначает качество характера человека. Это слово во множественном числе, мораль, относится к формам поведения и восприятию людей и обществ, и когда они фиксированы и упорядочены, они называются обычаями. Святитель Игнатий Богоносец в одном из своих посланий говорит о христианах, связанных со Христом, имеющих «богоподобие Божие» (ὁμοήθειαν Θεοῦ). В частности, он пишет: «Все вы, приняв богоподобие Божие, сострадайте друг другу, и не смотрите на ближнего вашего по плоти, но во Иисусе Христе любите друг друга во веки веков». Здесь «подобие» означает христоцентрическое отношение, жизнь во Христе. Аристотель использует слово «этика» в своих трудах, и достаточно известна так называемая его «Этика - Ἠθικά». Как слово оно происходит от слова этос- ἦθος и связано с обычаем- ἔθος , и указывает на особое состояние людей, их образ жизни и связано с привычками и аскезой.
2. Связь догмата и нравственности. Существует тесная связь между термином догмат и этос- ἤθους, какова бы ни была связь между теорией и практикой. Ученый использует эксперимент и приходит к результату, заключенному в виде предложения, а затем каждый человек получает возможность использовать это предложение в качестве принципа для проверки эксперимента на себе. То же самое можно сказать и о соотношении догмата и морали. Догмат является выражением опыта людей, достигших обожения, он становится образом жизни, так что христиане через этику, нравственность могут достичь созерцания. Я приведу некоторые святоотеческие цитаты, чтобы наглядно показать взаимосвязь догмата и этики-делания (δόγματος καὶ τοῦ ἤθους – πράξεως). Святитель Григорий Нисский в одном из своих писем, ссылаясь на повеление Христа Своим ученикам , чтобы они научали «все языкы, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам» (Мф. 28, 19), говорит: «поскольку жительство христиан делится как бы на две части, то одно заключается к передаче крещаемому спасительных догматов веры нашей жизни, а другое - в жизнь наша посредством соблюдения его заповедей» . Это значит, что крещение тесно связано с соблюдением заповедей Христовых. И далее, он пишет, что диавол все свое внимание уделил тому, как бы ему ввести людей в заблуждение главным образом в деле догматов веры, потому что, как следует, из-за этого происходит изменение жизни христианина. Вот почему св. Григорий Нисский советует тем, кто заинтересован в своем спасении, не отступать от простоты первых слов, так как следует признавать «в душе Отца и Сына и Святого Духа», лица которых не являются одной полиномиальной ипостасью, но каждое лицо Святой Троицы является ипостасью. Св. Кирилл Иерусалимский пишет, что. Бог хочет, чтобы человек соблюдал догматы, но и совершал добрые дела, то есть жил истинной жизнью. Анастасий Синайти пишет, что совершенный христианин — это «истинный дом Христов, состоящий из добрых дел и догматов благочестия». Святой Максим Исповедник, говоря о христианском пути спасения, говорит, что оно достигается тремя способами, а именно соблюдением заповедей, сохранением догматов и верой в Святую Троицу. И далее он поясняет, что заповеди, когда их применяют, отделяют ум от страстей (очищение), учения знакомят нас с познанием сущего (просвещение), а вера сводит человека к учению о Святой Троице (обожение - κάθαρση). В другом месте он говорит, что Христос через заповеди делает людей, которые их соблюдают, бесстрастными, а через божественные догматы дает им просвещение познания (φωτισμὸ τῆς γνώσεως)». По мнению преподобного Иоанна Синаита, глубина догматов неисследима[2], а это значит, что догмат не просто теоретическое учение, общий термин, но имеет в себе целую жизнь. И далее он говорит, что ум безмолвствующего-исихаста прыгает и погружается в учения не без опасности[3]. Как опасно плавать в одежде, так опасно прикасаться к богословию страстному человеку[4]. Как пловец сбрасывает с себя одежду, чтобы плыть, так и человек, чтобы понять догматы веры, должен освободиться от страстей. Св. Григорий Синаит пишет, что «вероучение Православия таково: два учения веры видны и познаются из состояния чистоты - троицы, я говорю, а также двоицы». Говоря о троице, он разумеет Триединого Бога, «троицу, как единство, смутно и смутно рассматриваемое и познаваемое», а под двоицей он разумеет две природы в лице Христа «в одной ипостаси», т. е. один Сын и прежде воплощения, и после воплощения в двух природах, исповедутся и зрится, в двух волях, божественной и человеческой, прославляемый несмесно». Здесь необходимо подчеркнуть, что эти учения можно увидеть и познать «из чистоты», а значит, они предполагают абсолютно чистоту сердца и откровение Божие. Это не логическое принятие теоретического учения, а откровение Бога человеку, изменяющее все его существо. И в другом месте он пишет: «слава Богу истинному, и неложное познание сущих; совершенством догматов это и составляет православие». Фактически можно сказать, что оно происходит благодаря возрождению человека, по Благодати Божией и свободой человека, а затем Бог открывает Себя человеку. Мы видим это в жизни Моисея, который взошел на гору Синай, восшел во тьму, увидел Бога, Сущего, принял закон и передал его людям, чтобы и они, применив закон, могли быть приведены к зрению Бога . С этой точки зрения трактуется жизнь Моисея святым Григорием Нисским в его труде «О жизни Моисея». Это мы видим и у апостолов, проживших три года рядом со Христом, после отказа от всякой связи с мирской жизнью, трое из них достигли горы Фавор и увидели славу Его Божества. Но все, кроме Иуды, достигли и пережили тайну Пятидесятница. Путь человека к взаимоотношениям и общению с Богом — это то, что называется этикой, которая, как мы увидим дальше, связана с аскетизмом. Πηγή: “Εκκλησιαστική Παρέμβαση” Μάιος 2009 ©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2025г. разрешается копировать и перепечатывать при условия обязательной ссылки на интернет-портал "Православный Апологет". 2025г.
[1] Ἐγένετο ἐν ταῖς ἡμέραις ἐκείναις ἐξῆλθε δόγμα παρὰ Καίσαρος Αὐγούστου ἀπογράφεσθαι πᾶσαν τὴν οἰκουμένην [2] ὁ βυθὸς τῶν δογμάτων εἶναι βαθύς [3] Уму безмолвника не безбедно в нее пускаться. Лествица. Слово 27. 10 [4] Там же, 11 «Небезопасно плавать в одежде, небезопасно и касаться богословия тому, кто имеет какую-либо страсть». |
|
|
|
© 2007-2018 «ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ»
При использовании материалов с сайта ссылка обязательна. Принимаются на рассмотрение совета интернет-содружества «ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ» востребованные статьи и материалы, замечания и предложения, от преподавателей и студентов и всех благочестивых православных христиан, способных помочь и стремящихся содействовать хранению чистоты Апостольского Кафолического Православного вероучения. Все замечания и предложения просим присылать по почте: mail@apologet.spb.ru |