|
UncategorisedЭто диктатура, а не Церковь! Об отклонениях, заблуждениях и ересях в Регламенте так называемого Всеправославного Собора на Крите
Священник Михай Андрея Алдя (Румынская Православная Церковь)
Что говорит Регламент об организации и функционировании Святого и Великого Всеправославного Собора? Прежде всего бросается в глаза совершенно неясное его наименование. Подобная неясность не принимается Церковью за исключением тех случаев, когда мы говорим о Божестве, поскольку Божественное существо остается неизвестным для нас, и в Его отношении мы не можем быть ясными. Однако в жизни и деятельности Церкви дела должны быть совершенно прозрачными. На греческом «пан» означает «все-», а «ортодокс» — «православный». Всеправославный собор — то есть собор всех являющихся православными. Это наименование «веправославный» антиправославно, оно представляет собой глумление над Церковью Христовой и не имеет под собой никакого канонического основания. Когда термин «всеправославный» дефинируется иначе, чем «экуменический», мы имеем дело с отречением от Православия, поскольку утверждается, что Церковь Христова включает нечто еще, кроме Православия. Кроме того, в истории Церкви не бывает просто «Святого и Великого Собора» и всё. Существует Святой и Великий Собор Иерусалимский, поскольку это был собор Иерусалимской Церкви, может быть собор Никейский, однако ты говоришь, который собор, где он был и какой он.
Экуменический и экуменистический
Документы этого так называемого собора являются экуменистическими, и прошу вас делать различие между «экуменическим» [вселенским] и «экуменистическим». Движение, называемое экуменическим, не является экуменическим, а экуменистическим. Экуменический значит церковный, а не тех, кто находится вне Церкви. Соборы являются экуменическими [вселенскими], а это собрание на Крите — экуменистическое. Они этого и хотят — чтобы мы перепутали термины. Чтобы православный термин «экуменический» [вселенский] или был отвергнут, или превращен в ущербный, неправославный термин. Другое заблуждение: в Регламенте уточняется, что нельзя обсуждать иные проблемы, кроме тех, которые стоят в повестке дня. Это бесчинство, потому что не соответствует православному чину. Статья 1 данного Регламента имеет название — Введение и звучит следующим образом: «Святой и Великий Собор по благодати Святой Троицы является авторитетным[1] выражением канонического предания и устойчивой[2] церковной практики в отношении функционирования соборной системы в Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви». Говоря, что Святой и Великий Собор является «аутентичным выражением канонического предания и церковной практики», необходимо уточнить, к какому каноническому преданию и церковной практике он близок. Близок ли он к практике каждения ладаном? Вы знаете, что в Церкви существует практика кадить ладаном, которая является практикой аутентичной, она — часть канонического предания и всегдашней церковной практики. Является ли «Святой и Великий Собор» каким-либо образом частью преданий подобного рода? Связан ли он с тем, в каком положении ты молишься? С какой частью предания он связан? Или же это просто «некое выражение» наряду с прочими? Какие иные аутентичные выражения канонического предания и церковной практики близки к этому «некоему выражению», каковым является «Святой и Великий Собор»? Об этом не говорится, выражение же это является типично экуменистическим, то есть неполным, вводящим в заблуждение в силу того факта, что оставляет пробелы как раз в принципиальных моментах.
Словосочетание «Всеправославный Собор» является неправославным
К чему относится словосочетание «аутентичное выражение предания»? Может, речь идет о выражении соборного предания? Подобный тип собора, называемый Святым и Великим, ни разу не появлялся за всю историю Церкви, так что весьма интересно, как же он может быть «аутентичным выражением канонического предания и всегдашней церковной практики». В истории Церкви существует два типа соборов. Первый тип соборов — это поместные, которые могут быть собраниями епископов одной какой-либо местности. Если, к примеру, двое-трое епископов какой-либо местности встречаются, чтобы принять решение по некой проблеме своих епархий, эта встреча называется поместным собором. Собор может состоять из одного-единственного епископа и многих священников. Собором является и то, когда все клирики какой-либо местности встречаются со своим епископом. Поместный собор может быть собором одной митрополии, архиепископии или патриархии. Может статься, что Православная Церковь Болгарии, Православная Церковь Сербии, Православная Церковь Черногории или Православная Церковь Румынии решит принять некие меры, касающиеся верующих данной местности: для этого нужно, чтобы собрались все, подискутировали и пришли к каким-то выводам. Это и есть поместный собор. Существовали и такие соборы в истории Церкви, они могут быть более или менее крупными. Второй тип соборов представляют вселенские соборы, которые являются соборами всей Церкви Божией как по участию в них, так и по их признанию. Что значит, что они являются соборами всей Церкви по участию? Этот момент чрезвычайно важен. Это значит, что в них может принять участие любой. Любой епископ и даже любой клирик, утвержденный своим епископом, может принять участие во вселенском соборе, так же как и в поместном. На I Вселенском Соборе в Никее было более 200 епископов и 80 священников и диаконов, которые брали слово, если им было что сказать, и голосовали. Все они хранятся в каноническом предании и всегдашней церковной практике под наименованием 318 святых отцов I Вселенского Собора в Никее. Одним из фундаментальных условий вселенского, а в действительности и любого православного собора является свобода участия в нем. Бывают случаи, когда не все епископы могут попасть на него по различным причинам, однако они имеют это право, им можно принимать участие в соборе.
Соскальзывание к папизму
В Статье 2 утверждается, в пункте 3, что вселенский Патриарх посредством патриарших писем, направленных Предстоятелям Автокефальных Церквей, «призывает Поместные автокефальные Православные Церкви, в соответствии со всеправославными соглашениями, достигнутыми на Собраниях Блаженнейших Предстоятелей, назначить своих представителей на Собор»[3]. То есть как это — «представителей Церкви на собор»? Представителями Церкви на соборе являются все епископы, так же как и другие клирики, которых епископы хотят привести с собой. Может, епископ является экспертом в нравственном богословии, но нуждается в клирике, который был бы экспертом в литургике, и он имеет право привести его с собой и дать ему говорить в решающий момент. Так действовали во всю истории Церкви. Не существует в истории Церкви ни одного собора, проведенного насильно, путем навязывания представителей. Это может быть названо соборной всеправославной конференцией, которая, возможно, подготавливала вселенский собор, но, согласно дефиниции собора, это не является собором — ни вселенским, ни поместным. Потому они и сказали «Святой и Великий Собор» безо всякого уточнения, что не могут назвать его ни вселенским, ни поместным, поскольку не соблюдают ни одного правила касательно того, что означает православный собор. Как может быть собор «Великим», когда в нем нельзя участвовать всем епископам, а только нескольким назначенным? Здесь было совершено великое беззаконие, чтобы не сказать — ересь. Я не ищу суровых слов, наоборот, стараюсь быть как можно деликатней, однако не знаю, как это сказать еще деликатнее. В Православной Церкви все епископы равны. Согласно же этому так называемому Регламенту, патриархи больше остальных епископов, они уподобляются католическим кардиналам. Католические кардиналы дают распоряжения католическим епископам. В Православии так не бывает. Патриарху нельзя командовать обычным епископом. Обычные епископы и патриарх равны. Должность патриарха или епископа является почетной, возможно — административной, и то с ограничениями, поскольку ему нельзя административно вмешиваться в епархию другого. Это можно сделать только посредством собора, а не индивидуально в качестве патриарха, митрополита или кого-либо еще. Догматически мы сталкиваемся с ужасающей проблемой. Огромной опасностью в этом документе является окатоличивание, соскальзывание Православной Церкви к папизму, потому что с того момента, когда патриархов превращают в кардиналов, это уже является выходом из Православия. Патриарху нельзя самому себя ставить выше даже последнего из епископов. У него нет канонического права делать это. Во всей истории Церкви не допускалось чего-либо подобного. Последний из епископов равен патриарху, кто бы им ни был. Когда один епископ сделался больше другого, он утратил Христа, утратил Православие. Между тем, именно это и говорит нам Регламент организации и работы Святого и Великого Собора: они хотят превратить этот Святой и Великий Собор в некий постоянный орган, посредством которого они контролировали бы Церковь Христову. Вновь вернусь к первой фразе Статьи 1: «По благодати Святой Троицы» — Боже упаси от этого богохульства — «Святой и Великий Собор является аутентичным выражением канонического предания и всегдашней церковной практики для функционирования соборной системы» — мы только что показали, что он, напротив, попирает ногами соборную систему — «в Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви». Дальше: «Он созывается Его Святейшеством Вселенским Патриархом с согласия их Блаженств, всех Предстоятелей Поместных автокефальных Православных Церквей, признанных всеми, и составляется из членов, назначенных всеми поместными Православными Церквями»[4]. Эта фраза звучит ошеломляюще для того, кто знает историю Церкви, кто знает, что значит корректная организация православного собора. В первую очередь, поместный собор может быть созван старшим в соответствующей местности. Если это собор равных епископов, то созыв делается всеми вместе, в один голос. Если один из них почетным образом является Предстоятелем, тогда он выражается от имени всех. Между тем, здесь имеет место первое беззаконие, с двумя аспектами: с одной стороны, в каком качестве вселенский Патриарх созывает этот собор? Этот вопрос ясно не обсуждался. Во-вторых, то есть как «с согласия их Блаженств»? Может, «от их имени», а не «с их согласия». Может показаться, что разница между этими двумя выражениями невелика, но на самом деле это принципиальный момент. В действительности любой патриарх, митрополит или епископ имеет почетные функции в Церкви. Тот, кто носит соответствующий титул, является голосом, посредством которого говорят остальные, он не их начальник и даже не говорит с их согласия. Он равен им и является голосом, выражающим их идеи. Епископ созывает собор от имени епископов той местности, в которой находится, не с их согласия, как если бы они были некими разделенными сущностями. Здесь мы касаемся проблемы единства Церкви, связи между епископами, и здесь уже имеет место соскальзывание в выражение католического, неправославного типа. Затем, это собор, на котором председательствует вселенский Патриарх, или же это поместный собор вселенской Патриархии, однако тогда он председательствует на нем не в качестве вселенского патриарха, а в качестве епископа, митрополита или поместного патриарха, или же, если он председательствует в качестве вселенского Патриарха, то это должен быть вселенский собор, но вселенский собор созывается императором. С канонической точки зрения, Константинопольский (Стамбульский) Патриарх уже давно не является вселенским Патриархом. Единственная причина, по которой Константинопольская Патриархия была канонически признана в истории Церкви как вселенская Патриархия, та, что столица переместилась из Рима в Константинополь, и было сказано, что состав Церкви должен следовать составу Государства. Если обойти этот аспект, то нигде в каноническом предании и церковной практике вселенская Патриархия не имеет права созывать всеправославный собор. Речь тут идет о лжи от начала до конца. Необходимо сказать, что вводится некое новшество в истории Церкви. На I Вселенском Соборе, к примеру, был введен новый богословский термин. Имели место дискуссии, однако никто не пришел, чтобы солгать, будто этот термин существовал всегда. Честно дискутировали: да, это новый термин, однако он охватывает древнее понятие. В нашем же случае дискуссий о соборе подобного типа нет нигде. Церковь может вводить что-либо новое, однако соборно, с богословским обсуждением. Между тем, богословского обсуждения нового типа собора, в котором нельзя будет принимать участия всем епископам, не существует. Всё было сделано подло, скрытно, без свободной богословской дискуссии в широких масштабах. Действуют по принципу, дескать, миряне, монахи, священники, диаконы и епископы, не являющиеся патриархами, не знают, о чем идет речь, и должны делать то, что им говорят. Не зря несколько голосов назвали эту встречу на Крите «разбойничьи собором», поскольку в истории Церкви единственные случаи соборов, в которых не позволялось всем епископам принимать участие, являлись разбойничьими соборами. Однако они ни разу не были признаны как церковные, а были отвержены Церковью как псевдособоры. То были собрания разбойников, а не православных. Повторяю, это были единственные случаи в истории Церкви, в которых участие епископов было ограничено. Канонически говоря, самим названием и первой статьей это Критское собрание само себя упраздняет в качестве православного собрания и православного собора. Мы с самого начала сталкиваемся со всецело еретической концепцией, лежащей в основании организации этого так называемого собора. Невозможно было составить столь еретический Регламент без того, чтобы имелась еретическая богословская база, на которой он был бы задуман!
Отклонения догматические и даже ереси
Можно увидеть, сколько богословских заблуждений содержится лишь в первых двух статьях Регламента. Статья 2 гласит: «О созыве Собора объявляется патриаршими письмами, изданными вселенским Патриархом и адресованными всем Предстоятелям поместных Автокефальных Церквей»[5]. Нельзя не отметить тот факт, что они исключают из дискуссии местные автономные Церкви, что совершенно неканонично. Статья 2 продолжает: «которыми: 1. объявляется о завершении предсоборных подготовок пунктов повестки дня Собора, одобренной на всеправославном уровне»[6]. Как мы продемонстрировали, выражение «всеправославный» не может означать ничего иного, кроме или «экуменистический», или «ересь». Если проанализировать Шамбезийские документы от октября 2015 года, то увидим эту вопиющую проблему в пункте 3: «Ответственность Православной Церкви и ее экуменическая [вселенская] миссия в отношении единства Церкви были выражены на вселенских Соборах»[7]. Трудно поверить, что существует подобный документ, подписанный людьми, называющими себя «православными». Этот текст обладает двойственностью, достойной лицемерия Македония после II Собора, и внушает, что якобы существует, с одной стороны, Православная Церковь, а с другой стороны — Церковь в целом, в выражении «миссия Православной Церкви в отношении единства Церкви». Смысл текста таков, что существует Церковь, частью которой является Православная Церковь и в которой у нее имеется эта экуменическая [вселенская] миссия. Кульминацией является то, что в пункте 1 предсоборной конференции в Шамбези Православная Церковь названа «Единой, Святой, Соборной и Апостольской». Выражение из пункта 1 типично для экуменистов: Православная Церковь, будучи «Единой, Святой, Соборной и Апостольской, твердо верит в своем глубоком церковном самосознании»[8]. Текст пункта 2 Шамбезийской конференции содержит величайшую ересь: «Православная Церковь основывает свое единство на том факте, что она была основана Господом нашим Иисусом Христом, и на общении во Святой Троице и Святых Таинствах»[9]. Между Учением о православно-христианской вере, одобренным Святым Синодом, и данным текстом имеется расхождение. Кажется, Святой Синод Румынской Православной Церкви с течением времени поменял свою религию. Мы стоим на грани апостасии. Данный текст не исповедует православного учения о том, что Церковь Божия есть тело Христово, а связывает единство Церкви с историческим фактом. Церковь была основана Господом нашим Иисусом Христом, но, может, со временем она стала еретической! К примеру, индийские ученики св. ап. Фомы отклонились от православного учения. Единство не задается одним основанием. Проблема учения, веры истинной неясно и двояко затрагивается в пункте 3. Всё это выражение неправославно, в нем очень много моментов, свидетельствующих об отречении от Православия. Коль скоро Тело Христово более не рассматривается как основание единства Церкви, то дело доходит до того, что патриархов делают кардиналами. Остается только объявить Стамбульского Патриарха папой псевдоправославной церкви, изобретенной на Крите. Пункт 3 статьи 2 Регламента организации и работы Святого и Великого Собора оговаривает, что «патриаршими письмами, изданными вселенским Патриархом и адресованными всем Предстоятелям поместных Автокефальных Церквей», он «приглашает поместные Автокефальные Церкви, в согласии с решениями, принятыми на всеправославном уровне, на Синаксы Блаженнейших Предстоятелей, назвать своих представителей на Собор». Подчеркиваю, что этот абзац является еретическим. Если решения, о которых идет речь, приняты на всеправославном уровне, их надо принимать не на Синаксах Блаженнейших Предстоятелей, а на соборе, реальным, корректным образом, с дискуссиями и богословским обсуждением, чего не случилось.
Опасность очень велика, и наш черед решать: отречемся ли мы или сохраним Православие
Но нам не из-за чего волноваться, поскольку это не первый разбойничий или неканоничный собор в истории Церкви. Были и другие. Задумайтесь: в Греции было шесть епископов, которые собрались, чтобы подискутировать о Великом Соборе. И это тоже собор. Они собираются свободно, их не притесняют, на них не давят в их исповедании. Как они [решения] были приняты «всеправославно», если до недавнего времени эти митрополиты не знали о всех документах, которые были приняты? Что же это за «всеправославие», когда имеется столько православных епископов, которые противятся ему? Кажется, дело дошло до такого тяжелого клерикализма, так глубоко смоделированного по католическому образцу, что уже не считаются с епископами, что чрезвычайно тяжко. Знаете, как поступил св. Константин Великий, чтобы пришли все епископы? Он оплатил дорогу всем, что означает, что не пришел только тот, кто не захотел прийти. И существует правило, чтобы тот, кто организует собор, сделал это таким образом, чтобы на него мог прийти каждый. Тогда имеет место свобода Церкви, тогда имеет место выражение Духа Святого, когда есть свобода слова, а не когда ты стучишь кулаком по столу и решаешь, кто придет, а кто нет. Это диктатура, а не Церковь. Что будет — это мы увидим и справимся с Божьей помощью. Опасность очень велика, и наш черед решать — отречемся ли мы от Православия или сохраним его. Кажется, скоро мы вступим в испытание самым жестким и непосредственным образом. Это очень серьезная угроза, висящая над нами, и мы не избежим ее ни причитаниями, ни истерикой. Надо быть трезвенными, укреплять себя молитвой, поучением, исповедью, причащением ради этих моментов, потому что возможно, что завтра — послезавтра мы войдем в самые прямые гонения. Не будем забывать, что в гонениях выстояли те, кто умел прощать других. Кто умеет прощать, тот выстоит в гонениях, какими бы они ни были. В конце концов, самое большое испытание в гонениях — это смочь простить. Гонение сломает тебя с того самого момента, когда ты не прощаешь и не полагаешься на Бога. Если мы не войдем в гонения по милости Божией, нам в любом случае нельзя ложиться на бочок, мол, всё, уже прошло. Может произойти чудо: может не состояться собрание на Крите или несколько епископов могут встать и сделать так, что заблокируют работы. Не будучи безнадежными пессимистами, нужно, однако, отдавать себе отчет в одном: всегда каждому человеку, желающему жить во Христе и истине, придется терпеть гонения, испытания, скорби, и перед лицом их ему надо выстоять. Однако все они служат очень хорошим поводом ко спасению. Священник Михай Андрей Алдя Перевела с румынского Зинаида Пейкова
[1] «Аутентичным» в рум. пер. [2] «Всегдашней» в рум. пер. [3] В рум. пер.: «призывает поместные Автокефальные Православные Церкви, в соответствии с решениями, принятыми на всеправославном уровне, на Синаксы Блаженнейших Предстоятелей, назвать своих представителей на Собор». [4] Дословный перевод с рум. Русский вариант звучит следующим образом: «Святой и Великий Собор по благодати Святой Троицы является авторитетным выражением канонического предания и устойчивой церковной практики в отношении функционирования соборной системы в Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви и созывается Его Святейшеством Вселенским Патриархом с согласия Блаженнейших Предстоятелей всех общепризнанных Поместных автокефальных Православных Церквей. Он состоит из членов, назначенных в состав их делегаций». [5] В рус. пер.: «Вселенский Патриарх извещает о созыве Собора всех Предстоятелей Поместных автокефальных Православных Церквей Патриаршими письмами». [6] В рус. пер.: «в которых: 1) объявляет о завершении предсоборной подготовки тем повестки дня Собора, решение о которой было принято всеправославно». [7] В рус. пер.: «Ответственность Православной Церкви в отношении единства, равно как и ее вселенская миссия, были выражены Вселенскими Соборами». [8] Последние слова можно перевести с румынского и следующим образом: «твердо верит в свое глубокое церковное самосознание». [9] В рус. пер.: «Православная Церковь основывает свое единство на факте ее основания Господом нашим Иисусом Христом и общении во Святой Троице и таинствах. Это единство выражается в апостольском преемстве и святоотеческом предании, и Церковь доныне живет им. Православная Церковь имеет миссию и долг передавать и возвещать всю содержащуюся в Священном Писании и Священном Предании истину, которая и придает Церкви кафолический характер». СВЯТОЙ И ВЕЛИКИЙ ВСЕПРАВОСЛАВНЫЙ СОБОР ИЛИ ЖЕ АНТИХРИСТОВ И БОГОХУЛЬНЫЙ ВСЕЕРЕТИЧЕСКИЙ СОБОР? ΑΓΙΑ ΚΑΙ ΜΕΓΑΛΗ ΠΑΝΟΡΘΟΔΟΞΗ ΣΥΝΟΔΟΣ Ή ΑΝΤΙΧΡΙΣΤΗ ΚΑΙ ΒΛΑΣΦΗΜΗ ΠΑΝΑΙΡΕΤΙΚΗ ΣΥΝΟΔΟΣ; Святогорский Монах Паисий о Всеправославном Соборе: «Как это возможно, господин Варфоломей, чтобы православные христиане соединились с еретиками?» Αγιορείτης μοναχός Παΐσιος για την Πανορθόδοξη Σύνοδο: «Πώς είναι δυνατόν κύριε Βαρθολομαίε να ενωθούν οι Ορθόδοξοι Χριστιανοί με τους αιρετικούς;»
Вот письмо: Святой и Великий Всеправославный Собор является не единственным, что готовит наш Вселенский Патриарх, потому что он своей целью имеет соединить Православную Церковь с ересями Всемирного Совета Церквей, который верит в «теорию ветвей», то есть в то, что все ереси «обладают истиной», поскольку Патриарх уже принимает «крещальное богословие», веря в то, что крещение еретиков является действительным, потому что до него Вселенский Патриарх Афинагор снял анафемы наших Святых Отцов на еретиков и признал их таинства. Он в особенности хочет соединить Православную Церковь с «церковью сестрой» начальника ересей и подчинить ее первенству и непогрешимости Папы, который хулит Христа и говорит, что он представляет Его на земле, и он совершает дело спасения, поэтому продает индульгенции и учредил некий суд Священной Инквизиции, который сжигал и убивал тех, которые в нем сомневались. а тем самым привел запад к атеизму и испачкал землю преступлениями такими как: Крестовые походы, с помощью которых был захвачен Константинополь и исчезла Византия, колонизация, с помощью которой исчезли народы и племена, он превратил Ватикан в государство темной силы с банком «Святого Духа», незаконной торговлей, партнерскими отношениями с диктаторами (Гитлер, Муссолини, Пиночета и т.д.), Папа, который благословил геноцид таких как Кемаля, Освенцим, кардинальство, которое причислило к лику святых Степинаца, воевавшего против православных сербов, который создал лукавую «Униатскую церковь» для борьбы с Православной Церковью внутри ее самой же, который подписал, что евреи не распинали Господа, который говорит, что Иуда помог в спасении людей благодаря своей изменен, который часто говорит, что Иисус не Бог и что все религии одинаковы и имеют те же цели, и что Совет Ватикана, что новый Папа сказал упразднить все старое, что сказал Христос в Евангелии. Как, г-н Варфоломей, могут православные христиане объединиться с еретиками, которые изменили догматы Святой и Апостольской Церкви и взяли на свои выи такое множество, миллионы верующих? Как вы не ощущаете того, что Православная Церковь должна оставаться неискаженной, потому что только через нее Бог совершает дело спасения, потому что иные церкви являются человеческими изобретениями ведущими в погибель людей, и что только в Православной Церкви действует Святой Дух? Но, к сожалению, Патриарха не беспокоют те случаи его антиканонических действий, которые запрещаются нашими Святыми Отцами, и что через 1 месяц он создаст глубокий раскол во всей Православной Церкви, как это уже случилось при изменении календаря. Мои христианские братья, давайте молиться о том, чтобы не был осуществлен этот сатанинский план Отцов Экуменистов, то есть соединение Православной Церкви с еретическими «церквами», потому что Глобализация, которая подготавливает приход антихриста, желает сединения религий, а Вселенский Патриарх является более чем горячим сторонником и будет наказывать тех, которые не примут решения этого Собора, который упразднит решения предыдущих Соборов. После Собора многое изменится и горе тому, кто осмеливался говорить вопреки решениям Собора. Давайте братья покажем нашему Богу и «перед людьми», что мы не согласны с предательством нашей веры и начальника Церкви нашей Иисуса Христа Иисуса Христа. Монах Паисий Святогорец http://www.pentapostagma.gr/2016/05/αγιορείτης-μοναχός-παΐσιος-για-την-πα.html?utm_source=newsletter&utm_medium=email&utm_campaign=Αγιορείτης+μοναχός+Παΐσιος+για+την+Πανορθόδοξη+Σύνοδο%3A+«Πώς+είναι+δυνατόν+κύριε+Βαρθολομαίε+να........ / Старец Иосиф Ватопедский (†2009) Искажения в духовной жизни [Наставления с Афона]
Хоть мы и находимся посреди зимы, вчерашний день был хорошим, солнечным. У нас появилась надежда, что погода и впредь будет мягкой, но вот сегодня снова наступила непогода. И вот мы вновь заперты в доме, забросив все наши дела. Мы вынуждены занять оборонительную позицию и переждать, пока не пройдет ненастье, которое, как всем нам известно, явление временное. Подобные изменения погодных условий происходят и в нашей духовной жизни. Повороты и искажения являются следствием падения человека. После падения человек, к сожалению, потерял свой подлинный образ и стал подвержен изменениям в худшую сторону. До падения он жил во благодати Святого Духа. Он жил согласно природе, не имел никаких нужд, и как «хозяин над всякой тварью» властвовал над временем, над пространством, не будучи подвержен никакой форме искажения, ибо имел совершенную личность. Однако, захотев стать Богом при помощи диавола, как пишет блаженной памяти Иустин Попович, он не только не стал Богом, но и стал причастен диаволу. И вот теперь он подвержен искажениям, ставшим неотделимой частью его духовного мира, и не властен он ни над чем в своей личности. И не может он знать, что он найдет в ней. Лишь сила разума сохранилась у него, и с ее помощью выдумывает он способы спастись от опасностей, проистекающих от искажений. Это великая мудрость, которая призвана помочь нам, монахам, спастись, ибо жизнь наша есть внимательное изучение совести. Мы учитываем не только результаты поступков, чтобы воздерживаться от них. Мы учитываем и те предлоги, которые их вызывают. Во времена Благодати Иисус научил нас вырывать корень зла. Во времена Закона Моисеева наказывались поступки и их результаты. Мы же живем во времена Благодати. Мы не ждем того часа, когда зло случится, чтобы остановить его или чтобы попытаться предотвратить его воплощение. Мы, монахи, следим за мыслью с момента ее зарождения, следим за «помыслом-прилогом» в терминологии Отцов Церкви, чтобы выдрать с корнем сами растения, рождающие дурные плоды, ибо и это само по себе есть грех. Чтобы преуспеть в этом, необходимо научиться во всем, до мельчайших подробностей, управлять искажениями. Искажения, как мы уже говорили, подобны погодным условиям. Они не постоянны, но переменчивы во времени. Они не должны никого пугать, не должны менять ход нашей жизни. Возьмем, к примеру, моряков. Они не меняют свою профессию, когда море превращается в ад, когда на нем шторм. Что же они делают? Просто бросают якорь в бухте и пережидают. А затем продолжают свой путь, не заботясь больше о прошедшем шторме. Так же и мы не имеем страха, если умеем правильно справляться с искажениями. Посредством искажений сатана пытается пробудить в нас страх, преградить нам дорогу. Однако, хорошо зная заранее, что искажения это временные и обманом прокравшиеся в нашу душу явления, мы не будем обращать на них внимания, но, подобно морякам, бросим якорь и будем ждать, когда пройдет шторм и мы сможем продолжить наш путь. Вы видите и из чтений за трапезой, что Отцы Церкви не придают совершенно никакого значения проблеме мыслей – так называемых «помыслов-прилогов». Особенное внимание этой проблеме уделял великий учитель распознаваний, Преподобный Пимен Великий. Искажения для нас, для тех, кто находится далеко от причин изменений, воистину смешны, ибо не способны ничего нам сделать. Ибо мы находимся в действительной реальности. В какой? В реальности тех, кто слышал зов. Нас призвал Иисус пророческими словами Исайи: «И выйдите из среды их и отделитесь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас, и буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями». И мы услышали этот зов, каждый в своих летах и в своей жизненной ситуации, устроенной Божественной благодатью, и «вышли из среды их». Кого же? Причин, а не людей. Конечно же! Ведь люди – наши братья. Люди не приносят нам вреда. С людьми мы общаемся. Мы отошли именно от зова мамоны, согласно Иисусу Христу, символизирующей закон противоестественного, закон страстей. Мы отошли от него и больше ничего такого нечистого, составляющего самое тело мамоны, не касаемся… Вопросы злоупотреблений и страстей больше не волнуют нас. И мы не просто отдаляемся на мгновение от причин, но строим себе жилища и шалаши в пустыне, как дикие звери, и ждем там, уповая на милость Божию, уверенные в том, что Тот, Кто нас призвал, сдержит свое обещания. И вот поэтому диавол почти ничего не может от нас добиться, если мы будем хоть чуть-чуть бдительны. Ибо, на языке Святых Отцов, подробно разъясняющих повседневную часть нашей жизни, многообразное зло, способное с нами приключиться, происходит от предлогов и причин. Происходит из мира, где сатана, играя на наших естественных чувствах и законах нашей природы, порождает многообразные и непристойные соблазны, вводя нас во искушение. Сейчас же, находясь вдали от всего этого, мы лишили сатану его силы. Божья благодать с Крестом Иисусовым лишила диавола силы, ибо «врагу оскудеша орудия в конец». И Иисус говорил нам, что «идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» и «мужайтесь: Я победил мир». Конечно же, Он имел в виду диавола. Однако, не имея возможности поразить нас теперь напрямую из сути вещей, где находятся причины и искушают нас, он пытается посредством искажений возродить прежние воспоминания для того, чтобы нас привести в замешательство, смутить наш покой и умалить нашу сосредоточенность на нашей цели. Какой цели? Забыть о прошлой жизни и утвердиться в будущем. Забыть прошлую жизнь, прошлого человека греха и злоупотреблений и утвердить грядущую новую жизнь. Поступим по примеру нашего Иисуса и Святых Отцов, чьими последователями являемся. Важной частью монашеской жизни является целомудрие. Поставив перед собою целью идеал чистоты и целомудрия, мы удалились от причин, смущающих нас. Целомудрию сопутствуют смирение и отвержение самого желания, то есть послушание, за которым следуют диакония, скромность, кротость, молчание, молитвенная сосредоточенность и все то, что нам дали Отцы нашей Церкви и чему мы следуем. Эти благодати Христовы каждый из нас в меру своих скромных сил поддерживает в себе, стремясь на деле удалиться от причин. До этой границы доходят человеческие возможности и силы, больше ничего мы не способны сделать. Будут ли вырваны из нас корни зла и на их месте посажены добрые корни, которые начнут приносить в наших душах плоды чистых мыслей и добродетелей – это уже не зависит от нас. Мы тоскуем по этому, мы жаждем этого, мы уповаем на это, мы верим в это, но мы не властны в этом. Это может быть дано лишь ожидаемой нами Божией благодатию. Это не подвластно нашей воле. Нашей воле подвластно лишь удалиться на деле от всего того, что называется и является грехом. И изо всех наших сил пытаться удержаться в границах добра и добродетели. Вот это при помощи Христовой мы и делаем по возможностям нашим. До сих пор доходят наши силы. На все остальное мы лишь уповаем по вере нашей и жаждем получить это по благодати. Итак, диавол не может нас поразить, если лишь не замутит воду и не совратит монаха, заставив его начать удаляться от своих устоев. Каковы же эти устои? Это чистота, послушание и смирение. Если монах будет держаться этого незыблемо, то диавол не сможет причинить ему вреда. Чистоту, прежде всего, он не может испортить, ибо нет для этого причин. Сколь же безумен должен быть монах, чтобы соблазниться и войти в неестественное зло, и изобрести способы найти наслаждение в этих нечистотах и сговорах, которые непристойно и упомянуть. Одним из важнейших искушений, преграждающих путь нам, возжелавшим соблюдать целомудрие во всей его строгости, является противоположный пол. Ибо при наличии этого искушения наша чистота подвергается угрозе. Все, что может склонить нас возжелать этот вид наслаждения, абсолютно чуждо для нас. На настоящего монаха столь сильно действие благодати, что такие мысли не могут вызвать у него ничего, кроме смеха. Если же иной раз Бог допускает, чтобы в нашей душе разразилась эта битва, значит, на то есть своя причина. Либо потому, что мы, забыв наш долг, предались беспечности и нерадению, думая, что сама по себе благодать придёт и пробудит нас, либо потому, что пришел час, когда нам будет дан венец чистоты, окончательная печать целомудрия, и потому должен нас искусить сатана, чтобы доказали мы на деле искренность нашего стремления к чистоте. И в этой битве даст нам Бог и нужную силу. «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы вы могли перенести». Перейдем теперь ко второй обязанности нашей, к послушанию и смирению. Как вы знаете, именно от непослушания произошло падение всех мыслящих существ, как ангелов, так и человека. И когда пришел наш Иисус, чтобы вновь привести в гармонию заблудших, не повелевал, не распоряжался, не предпринимал действий и не выбирал для обратного пути иной двери, кроме как двери послушания. Ибо если бы он прибег к другому пути, могло бы показаться, что он сделал ошибку в творении. Однако Бог все сотворил хорошо. В одном из своих слов Святой Неофит Затворник, разъясняя это «хорошо», говорит: «Да и как же возможно, чтобы Ты, Пресвятой Владыка, сотворил что-либо несовершенное, что не было бы хорошо? Ибо ты есть центр всего доброго. Как можешь Ты – высшая добродетель – ошибиться и содеять что-либо, что не было бы, подобно Тебе, хорошо?». Следовательно, то, что было сотворено Богом хорошо, не может изменить диавол, человек или любая другая причина. Когда Иисус пришел к нам, Он имел возможность, будучи Хозяином всему, изменить даже и закон творения, ибо «Той рече, и быша, Той повеле, и создашася». Он есть Творец всего. Однако, чтобы доказать совершенство Своего Божественного величия, Он решил вернуть нас на тот путь, на котором произошло падение. И вот по Своей любви Он должен принять нашу природу и подвергнуться такому жестокому унижению, которое непостижимо сознанию разумных существ, чтобы на деле убедить нас в том, что наше возвращение может произойти лишь по пути послушания. Мы, монахи, хранящие капитал евангельского совершенства, во всем следуем примеру Иисуса. И потому после чистоты мы взяли на себя обет послушания и смирения. Если монах живет в послушании и смирении, диавол никогда не может причинить ему зла, независимо от того, касается ли оно искажений, болезней, опасностей, страхов, либо других мыслимых и немыслимых предлогов. Как раз потому, что монах в послушании никогда не воспринимает собственной мысли. И поэтому сатана сам никогда не может появиться и вступить с ним напрямую в беседу, не может он и порождать видения, чтобы обмануть нас. Он все-таки действует, но каким же образом? Коварно, посредством мыслей. Туда, где разум порождает свои собственные мысли и мутит ими процесс мышления, именно туда приходит сатана и смущает нас лукавой мыслью. Разум невежественный и непонимающий видит образ и не разбирает, кто поместил его туда. Он принимает его за свою собственную мысль. Ибо мысль появляется коварно. Сатана не говорит прямо: «поешь, поспи, поленись, укради, солги, посмейся». Ибо если он прямо так скажет, человек его не послушает. Человек по своей доброй природе напрямую к лукавому не идет, иначе как заблудши. И вот приходит он под благовидным предлогом и говорит: «Я плохо себя чувствую, пойду-ка я посплю», бывает и множество других постыдных предлогов. Когда приходят эти мысли, настоящий послушник немедленно думает: «Какая бы мысль не появилась во мне, на всякий случай сообщу-ка я о ней старцу». Так он не выходит за границы смирения и послушания. Лишь увидит диавол, что послушник делает так, он сразу теряет свою силу. Попробуйте и увидите. Когда настойчиво вновь и вновь к вам приходит изощренная мысль, лишь только скажете: «Пойду к старцу, и что он скажет, то и сделаю», сразу мысль исчезает. Искажения вызываются разными причинами. Однако, независимо от того, справа или слева они приходят, искушения имеют одну цель – благо, пользу для человека. Господь жизни и смерти, прежде чем допустить, чтобы что-либо произошло с человеком, должен рассудить по Своей Божественной справедливости, которая непременно судит во благо человека. Ибо любовь и промысел Божий, как и все божественные совершенства, суть божественные и совершенные. Бог неизменен, так что ни из одного Его решения не может проистекать зло. Только лишь доброта, лишь любовь, лишь добродетель, лишь сострадание, лишь милость есть Бог. Значит, и Тот, Кто любит, и Тот, Кто наказывает, наказывает согласно своим свойствам, из любви. Если Господь допускает – и в особенности в человеке, которого столь сильно возлюбил, что «иже убо сына Своего не пощаде» – искажение, искушение, то Он допускает их из любви, для его же пользы. Источник на новогреческом: Старец Иосиф, Наставления с Афона, Душеполезные Ватопедские наставления т. 8, 3-е издание, Издательство Святого Великого Ватопедского монастыря, Святая Гора 1999. Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания «Пемптусия».
схождение Благодатного Огня на Гробе Господнем 2016 Определение границы между Православием и ересью — свт. Григорий Палама Οριοθέτηση Ορθοδοξίας και αιρέσεως – Άγιος Γρηγόριος Παλαμάς Почетный профессор Георгий Мантзаридис Καθηγητής Γεώργιος Ι. Μαντζαρίδης
(повторная публикация) В первую Неделю Великого поста святой Четыредесятницы наша Церковь празднует победу Православия над ересями. Особым историческим событием, которое является основой и истоком этого празднования была победа Церкви над иконоборчеством. Иконоборцы настаивали на том, что использование икон противно христианству. Они не принимали поклонение иконе Христа, точно также как и почитание икон и святых мощей. Это их убеждение не носило поверхностный и случайный характер, но имело свое происхождение в отрицании изображения Христа. А это в действительности ведет к отрицанию Его воплощения и Его явления в этот мир как истинного человека. Уничтожение этого иконоборчества указывает на еретический характер этого явления, свидетельствует о том, что оно действительно является ересью. Ересь это не какое-то ошибочное богословское мнение и даже не искажение какого-то смыла Священного Писания или традиции Церкви. Ересь, как говорит сама этимология сего слова это избрание какой-то части богословской истины и ее абсолютизация. То есть ересь - это кромсание истины, избрание какой-то ее части, ее абсолютизирование и таким образом разрушение и оспаривание всей истины. Когда, например, Арий учил о том, что Христос был неким совершенным человеком, то он не говорил ложь, он говорил истину. Однако он не говорил всей истины, но излагал только ее часть. Он не говорил о том, что Христос был и совершенным Богом. Тем самым он искажал и извращал всю христианскую истину. Арий не признал соединения в лице Христа двух природ — божественной и человеческой, что в свою очередь является основой единения человека с Богом, то есть спасения и обожения человека. Он извратил и разрушил основу христианства и создал ересь. Итак, суть ереси в христианстве заключается в оспаривании соединения Бога с человеком, что составляет основу в личности Богочеловека Христа. То есть ересь отвергает возможность спасения человека, которая отождествляется с его обожением. Константинопольский собор 1351 года, провозгласивший учение свт. Григория выражение учения Православной Церкви
рака со святыми мощами свт. Григория в митрополичьем соборе г. Фессалоники ©перевод выполнен интернет-содружеcтвом «Православный Апологет» 2015 год.
Источник: http://www.vatopedi.gr/2012/03/οριοθέτηση-ορθοδοξίας-και-αιρέσεως-ά/ |
|
© 2007-2018 «ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ»
При использовании материалов с сайта ссылка обязательна. Принимаются на рассмотрение совета интернет-содружества «ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ» востребованные статьи и материалы, замечания и предложения, от преподавателей и студентов и всех благочестивых православных христиан, способных помочь и стремящихся содействовать хранению чистоты Апостольского Кафолического Православного вероучения. Все замечания и предложения просим присылать по почте: mail@apologet.spb.ru |