Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

2-15 марта 1917 – Историческое Событие, о котором должен помнить и знать каждый русский человек

(повторная и дополненная публикация)

 

Ради действительного блага горячо любимой матушки России я согласен отречься от Престола

из телеграммы Государя Императора св.царя-мученика Николая Александровича на имя председателя Государственной Думы Радзянко

Картинки по запросу император Николай Второй фото

Его Императорское Величество, Государь Император Всероссийский, царь Польский и т.д., Николай II Александрович,

святой Царь-мученик

 

 

 

В истории России и русского народа, наверно нет более страшного события, чем то, что произошло на ст. Дно близ Пскова 2-15 марта 1917 года– вынужденное и вырванное врагами России и Церкви, Отречение Государя Императора Николая Александровича, ставшего со своей Августейшей Семьей первыми мучениками за Российское Отечество и народ российский. По своему масштабу и содержанию это событие можно сравнить с падением Константинополя в 1453г., крушением Византийской империи. В этот день прекратило свое существование государство, которое по своему содержанию и смыслу являлось святой Русью. И монарх, в особенности последний Всероссийский монарх, являются символом и носителем священной идеи "святой Руси".(См. прекрасный и ценный труд Л. П. Решетников. Вернуться в Россию).  Все эти роковые, и в то же время судьбоносные события в истории были попущены Божественным промыслом как вразумление и наказание за нераскаянность людей, за попирание заповедей Божиих, за отход от Бога. Они были предсказаны святым праведным Иоанном пресвитером Кронштадским, которому по особому промыслу Божию было суждено нести тяжкий крест пророческого служения фактически в самой столице Российской империи, Санкт-Петербурге. мы напомним некоторые его слова, ставшие плачевной исторической реальностью, но которое в те годы первой русской революции не воспринимались всерьез и с полной ответственностью. "Держись же, Россия, твердо Веры твоей и Церкви, и Царя Православного, если хочешь быть непоколебимой людьми неверия, безначалия и не хочешь лишиться Царства и Царя Православного. А если отпадешь от своей Веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, то не будешь уже Россией, или Русью Святой, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга. И если не будет покаяния у русского народа, конец мира близок. Бог отнимет у него благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозванных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами..". Только неверующий и глубоко невежественный человек может рассматривать все свершившиеся последующие  исторические события вне контекста Божественного промысла, вне связи нравственности, веры и жизненных реалий.

Чем для русского православного народа является православный монарх? Ответ на этот вопрос важен, поскольку вне правильного ответа на поставленный вопрос в наше время, когда сознание русского народа является преимущественно измененным или стертым по многим причинам, невозможно понять ни смысл совершенного Государем Императором Николаем  Александровичем подвига, началом которым является не только Отречение от Всероссийского Престола, но и восхождение на него в 1896году, ни причины последовавших за 1917г. трагических событий в истории русского народа - периода неслыханного геноцида русского народа (См. Л. П. Решентиков. Вернуться в Россию. И о чем в своих статьях пишет выдающийся русский философ И. Ильин). На этот поставленный вопрос нам могут ответить правильно только святые, ум которых не был пленен, как считают некоторые даже иерархи и священнослужители, монархической идеей, но был просвещен от Бога. Только такие святые угодники Божии обладали богопросвещенным умом и ясностью ума.

Безусловно, очень точные и важные оценки монаршего служения в России мы встретим в трудах святого праведного Иоанна Кронштадского и даже у священномученика Владимира, митрополита Киевского, в течение многих лет бывшего митрополитом обеих всероссийских столиц, а потом и матери русских городов Киева. Некоторые важные вероучительные положения о православном царе мы встретим у свт. Филарета, митрополита Московского и Коломенского.

В 1902 году О. Иоанн Кронштадский в свое проповеди на день Архангела Михаила сказал следующее: "И чем бы мы стали Россияне, без царя? Враги наши постараются уничтожить и самое имя России, так как Носитель, и Хранитель России, после Бога есть Государь России, Царь Самодержавный, без него Россия - не Россия... На Всеблагое Проведение не оставит Россию в этом печальном и гибельном состоянии. Оно праведно наказует и ведет к возрождению".(http://www.pokaianie.ru/article/prophecy/read/9294).

"Да, чрез посредство Державных Лиц Господь блюдет благо Царств земных, и особенно блюдет благо мира Церкви Своей, не допуская безбожным учениям, ересям и расколам обуревать ее, - и величайший злодей мiра, который явится в последнее время, - антихрист не может появиться среди нас по причине самодержавной власти, сдерживающей бесчинное шатание и нелепое учение безбожников. Апостол говорит, что дотоле не явится на земле антихрист, доколе будет существовать самодержавная власть."(http://rus-orden.com/Docs.aspx?doc=texts3/131023bnews.html)

""Если не будет покаяния, Бог отнимет кроткого и благочестивого Царя и попустит бич в лице самозванных и жестоких правителей, которые зальют страну кровью и слезами." Эти слова о. Иоанна Кронштадского фактически резюмируют все то, что произошло в 1917 году, и что продолжается и до нашего времени.

Картинки по запросу "митрополит владимир богоявленский"

Свмч. Владимир, митрополит Киевский, первоприсутствующий и первоиерарх  Святейшего Правительствующего Синода, с в своей небольшой обзорной статье "Монархия и республика", приводя многочисленные исторические доказательства превосходства монархии над республикой и демократией, указывает на важные и основные причины и истоки благоговейного почитания русским народом монарха. "В лице царя своего, который в продолжение многих веков является вождем русского народа, он чувствует себя соединенным как бы родственными узами. Царь составляет естественный средоточный пункт, в котором объединяется весь народ, где сосредотачивается вся его общественная жизнь" (свмч. Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий. Проповеди, слова, поучения., Тверь. Булат. 2009., т. 3 ,с. 83). такая мысль и такое отношение к монарху русского народа, как подчеркивает свмч. Владимир, основаны не только на религиозном чувстве, но и на соображениях разума. Ибо Всероссийский монарх принципиально отличается от протестантских, католических и и иных монархов, основавших свою власть на жестком администрировании и подавлении народа в угоду своим страстям и политическим выгодам и расчетам, а на служении Высшей Правде, Богу и народу. "Наши цари и прежде были далеки от того, чтобы, подобно Людовику 14, говорить: "Государство - это я". Восходя на престол с христианским смирением, они всегда объявляли себя слугами своего народа". (Свмч. Владимир. Там же., с. 85). Не менее ценные оценки и сравнения даны свмч. Владимиром в следующих словах: ""Монарх посвящается на власть Богом, - президент получает власть от гордыни народной; монарх силен исполнением заповедей Божиих, президент держится у власти угождением толпе; Монарх ведет верноподданных к Богу, президент отводит избравших его от Бога." Но при этом необходимо и важно осознавать связь между духовно-нравственным состоянием русского народа и тем видом правления страной, который подается Богом по попущению и педагогическому промышлению.

Картинки по запросу "митрополит филарет дроздов"

Святейший патриарх Алексий (Симанский) в своем труде "Митрополит Филарет о Церкви и государстве. Учение митрополита Филарета о власти и государстве" дает краткое резюме учения свт. Филарета, митрополита Московского и Коломенского о Всероссийском монархии и самодержавии: "Митрополит Филарет в своих отношениях к государству, в своих мыслях об управлении, о власти, в своем государственном учении о царе как помазаннике Божием, о царстве как о "преддверии Царства Небесного" исходил из высших начал вседержительства Божия. Вот те замечательные строки из одной его проповеди, в которых он рисует образ самодержавного царя: "Бог по образу Своего небесного единоначалия устроил на земле царя; по образу Своего вседержительства - царя самодержавного; по образу Своего Царства непреходящего, продолжающегося от века и до века, - царя наследственного. О, если бы все цари земные довольно внимали своему небесному достоинству и к положенным на них чертам образа небесного верно присоединяли требуемые от них богоподобную правду и благость, небесную недремленность, чистоту мысли, святость намерения и деятельности! О если бы все народы довольно разумели небесное достоинство царя и устроение царства земного по образу небесному и постоянно себя ознаменовывали чертами того же образа, - благоговением и любовию к царю, смиренным послушанием его законам и повелениям и взаимным согласием и единодушием, и удаляли от себя все, чему нет образа на небесах, - превозношение, раздор, своеволие, своекорыстие и всякое зло мысли, намерения и действия... Все царства земные были бы достойным преддверием Царства Небесного. Россия, ты имеешь участие в сем благе паче многих царств и народов. Держи, еже имаши, да никтоже приимет венца твоего (Апок.3:11)".

 

Православная монархия, как высший и наилучший способ управления Россией может даться русскому народу как дар Божий вследствие покаяния и обращения к Богу, к Церкви Православной. Но тем не менее, необходимо закладывать в сознании русского народа современного те исконно- исторические мировоззренческие взгляды на государя Императора, царя как на "символ, священный символ русской нации". 

"«Бог по образцу Своего небесного единоначалия устроил на земле царя, по образцу Своего вседержительства – царя самодержавного, по образцу Своего царства непреходящего … - царя наследственного», - говорил свт. Филарет Московский.

""Царь есть «батюшка» для народа, как трогательно называет его сам народ. Самодержавие и основано на чувстве отеческой любви к народу, и любовь эта устраняет всякую тень деспотизма, порабощения, своекорыстного обладания, что теперь иные стараются набросить на русское самодержавие. Да и как не стыдно говорить о деспотизме царской власти, когда носители ее — возьмем ближайших к нам государей — великого царя-освободителя Александра II, мудрого и праведного Александра III, кроткого и доброго Николая II — составляют предмет удивления и восхищения благомыслящих людей даже и вне России! Не странно ли говорить о тирании царской власти, когда «с молоком матери» всасывает русский человек любовь к царю своему, когда потом любовь эту он воспитывает в себе до восторженного благоговения, когда к царю своему он проявляет полное повиновение и преданность, когда разные смутьяны даже обманывают его и подбивают на бунты именем царя, когда за царя он всегда готов и умереть? Нет, деспотов и тиранов боятся и трепещут, но не любят", - так говорил о самодержавной власти и царе будущий свт. Тихон, Патриарх Всероссийский в 1905, в годы страшной первой Русской революции, отвечая на вопросы уже либеральной русской паствы в Америке.

Узнав о страшной расправе над Царской Семьей в 1918 году, Патриарх Тихон велит служить панихиды по Государю Николаю именно как по убиенному царю. Несмотря на то, что тот сам отрекся от престола; несмотря на то, что в обстановке большевистского террора это было опасно лично для Патриарха;  В протоколе совещания есть собственноручная приписка Святейшего: «Благословляю архипастырей и пастырей молиться о сем (об убиенной Царской Семье) на местах». А два дня спустя, в праздник Явления Казанской иконы Божией Матери, патриарх служил литургию в Казанском соборе, находившемся по соседству с Кремлем, занятым ВЦИК, и в переполненном храме произнес проповедь, ставшую исторической. В этой проповеди Святейший Патриарх в частности сказал: "Так, на днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший государь Николай Александрович, по постановлению Уральского областного совета рабочих и солдатских депутатов, и высшее наше правительство — Исполнительный комитет — одобрило это и признало законным. Но наша христианская совесть, руководясь Словом Божиим, не может согласиться с этим. Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Не будем здесь оценивать и судить дела бывшего государя: беспристрастный суд над ним принадлежит истории, а он теперь предстоит перед нелицеприятным судом Божиим. Но мы знаем, что он, отрекаясь от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринял для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе…" (Вострышев Михаил Иванович. Патриарх Тихон. Император и патриарх.  https://biography.wikireading.ru/288657). В первые годы своего патриаршества святитель Тихон вовсе не был безразличен к тому, какой строй, какая власть управляет русским народом. Он всегда оставался убежденным монархистом, хотел и стремился, пока это было возможно, восстановить монархию. Об этом часто умалчивается и не говорится в современных публикациях, но нам это известно. Борьбу за восстановление попранной монархии свт. Тихон прекратил, когда полностью убедился в невозможности это сделать. В сознании массы русского народа произошел серьезный революционный переворот.  Позднее Патриарх лишь свидетельствует о том, что в государстве могут быть разные формы правления: "монархия, республика, демократия", однако он никогда не скажет что какая-то иная, нежели монархическая форма власти является наилучшей или священной. И на это есть вполне объективные причины, которые прежде всего опираются на православное миросозерцание, которое указывает на власть православного царя-императора и патриарха, и их симфонию, как "наивысшее благо". Кроме того, Святейший патриарх Тихон, управлявший Русской Православной Церковью в период "красного террора", беспощадно уничтожавшего русский народ, и в первую очередь лучшую ее образованную часть, считал большим благом даже для самого русского народа не политический бунт и насильственное переустройство власти, а глубокое покаяние, а в связи с этим и следование верной евангельской позиции т.н. аполитичности. Он считал, что выбор формы государственной власти - это дело народа, а не Церкви, которая, прежде всего, является не просто хранительницей сознания нации, а спасительной веры, ведущей русского человека ко Христу, ко спасению души. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что исторически, до реформ императора Петра Великого, русский народ и цари считали святейших Патриархов духовными отцами русского народа, которым должны повиноваться и цари. (См. Л. П. Решетников. Вернуться в Россию, Л. Морозова. Два царя. М. Русское слово 2006. ) Непонимание этого привело многих исследователей церковной и гражданской истории к резким, крайне негативным и принципиально неверным оценкам деятельности Святейшего Патриарха Тихона.

Вернемся опять к событиям 1917 года 2-15 марта и к личности святого мученика Государя Императора Николая II. 

До сих пор ведутся совершенно ненужные и бесполезные с поры о действительности Акта об Отречении Государя от Престола(сам документ, хранящийся в ГАРФ в личном фонде Императора Николая II (ф. 601) не вызывает у историков архивистов никаких сомнений в его подлинности). Или «богословские споры» об искупительности подвига Государя Императора. Эти споры уводят от главного – осознания нами того почему и за что произошло  нечто такое, что низринуло русский народ в бездну, привело к потере своего государства, священной Монархии. Они уводят русского человека от осознания всего величия подвига и личности последнего Всероссийского Монарха.

Акт отречения от престола императора Николая II. 2 марта 1917 года. Машинопись. ГАРФ

Текст Отречения Императора Николая Александровича из фонда ГАРФ

Пусть в Российской империи было много несовершенств, недостатков с точки зрения, как светской историографии, так и с точки зрения духовной. В истории не было ни одного идеального государства и ни одного идеального правителя. И не следует об этом забывать. Даже Византия, блиставшая святостью и ученостью в своей истории имела немалое число нечестивых императоров, восстававших против Церкви и угнетавших свой же народ. Для многих политиков факт отречения Государя Императора остается неким Гордиевым узлом. И чтобы его разрубить, используют меч несправедливых упреков и клеветы на последнего Императора. Но такой подход к событию для истории России, который для нее является судьбоносным, как и для всей Августейшей семьи и монархии, является несправедливым и неоправданным с точки зрения подлинных исторических фактов, и  с точки зрения психологии события 2 марта, и с точки зрения исторической правды. Единственным путем к подлинному пониманию Отречения Государя  Императора является вера. Ибо именно она являлась и для Царя-Мученика определяющим фактором для всех его поступков. Митрополит Анастасий (Грибановский), Первоиерарх РПЦЗ, лично знавший Императора Николая II писал о глубокой вере и благочестии последнего Всероссийского монарха: «Это был подлинно Царь православный, в котором воплотились многие евангельские добродетели и прежде всего те, за которые ублажает Христос-Спаситель Своих последователей в Нагорной Проповеди. Во главе их поставлена нищета духовная, то есть смирение сердца, которым наш Самодержавный государь обладал в такой степени как никто другой из венценосцев». (Цит. По П.Мультатулли. Император Николай II. Человек и Монарх. М.Вече. 2016, с. 560)И это доказывают не столько Его Дневниковые записи, которые преимущественно имели отчасти полупротокольный характер, сколько Его переписка с близкими к Государю людьми. Круг таких людей был, как это не странно, очень узок: мать, вдовствующая Императрица Мария Феодоровна (Мама), супруга – императрица Александра Феодоровна (Аликс), а остальные близкие по духу и воззрениям – вел. Князь Сергей Александрович(+1905), вел. Князь Константин Константинович (К.Р.+1915), к тому времени, то есть к 1917году, уже давно преставились. Одинокость Государя – это естественное следствие крайней степени нравственного разложения как в среде разросшейся Императорской Семьи (великие князья, которые с поразительным пафосом и претензией на объективность написали свои мемуары заграницей). Написанные в Дневнике Государя слова: «Кругом измена и трусость и обман» являются наилучшей характеристикой общества «верноподанных».В этом же Дневнике Государь, не скрывая пишет: "Нужно мое отречение...К 2 1/2 пришли ответы от всех ( то есть о всех командующих фронтами.- примеч. ПА). Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии нужно решиться на этот шаг. Я согласился. Из Ставки прислали проект манифеста". (Дневники Императора Николая II. ЦГАОР СССР. М. 1991, с. 625.). Хотя следует учесть и тот несомненный факт, что несколькими днями позже, уже после отказа от Престола Вел. князя Михаила Александровича, отрекшийся Государь, по воспоминаниям генерала А. И Деникина, взвесив все произошедшее подал генералу Алексееву срочную телеграмму для разослания всем о согласии на вступление на престол Его сына цесаревича Алексея. Однако и это решение Государя было проигнорировано изменником генералом Алексеевым. Император оставался заложником и узником у изменивших присяге генералов, и притом самых близких.(См.Ю. В. Кудрина. императрица Мария Феодоровна и император Николай II. М. Вече. 2013, с.186)

Картинки по запросу император Николай Второй фото

Искаженный грехами ум людей, и прежде всего высшего сословия, жаждавшего революционных перемен, находился в страшном самообольщении. Идеей о свержении Ники болели все великие князья, которых Император  часто «вздергивал» за их непрестанные амурные романы, пачкавшие честь Императорского Дома. Их честолюбию было непосильно сносить «святость» и «русскость» Императора и всей Августейшей семьи. Они не кутили, не разгуливали по приемам и балам. "Морганатические браки и любовные интриги обрушились на Императорский Дом, как некая эпидемия"- пишет известный и авторитетный современный историк и биограф последнего Всероссийского Императора П. Мультатулли. (П. Мультатулли. Император Николай II, человек и монарх. М. Вече. 2016, с. 654). На этом фоне "благочестивая семья Императора Николая была почти что исключением в многочисленном Императорском доме". (П. Мультатулли. Указ. сочин., с. 650) Император постоянно работал. В объем этого слова, которое часто встречается в Дневнике Государя, сосредоточено многое: забота о Государстве, армии, людях и Семье и т.д. Но этой подлинной отеческой заботой и работой не были обременены члены Императорского Дома на которых всегда лежала огромная ответственность за управление Российским государством, за небольшим лишь исключением. По-другому и иначе думали о благе революционно настроенные чиновники. Они тоже бредили идеей об устранении Государя Императора, словно он был единственной помехой для процветания и счастья России.[1] М. В. Родзянко, писал в своих Записках об умах того общества: «Мысль о принудительном отречении царя упорно проводилась в Петрограде в конце 1916 и начале 1917 года. Ко мне неоднократно и с разных сторон обращались представители  высшего общества с заявлением, что Дума и ее председатель обязаны взять на себя  эту ответственность перед страной и спасти армию и Россию…Из среды царской семьи, как ни странно, к председателю Думы тоже обращались за помощью, требуя, чтобы председатель Думы шел, доказывал и убеждал». (М. В. Радзянко. Крушение империи.  Харьков. Интербук. 1990, стр. 202-203 ) Последующие события в истории доказали, а не только показали, что эта идея была ложной. К глубокому сожалению современные историки, претендующие на объективную оценку Отречения Государя исключают почти что все, что нами было сказано. В таком случае бы должны говорить о полной необъективности этих оценок, все той же тенденциозности и предвзятости, которые перекочевали из советской исторической школы и были дополнены некоторыми новыми веяниями.

Известный историк, доктор исторических наук А. А. Боханов пишет: 

«Вообще все разговоры: «правильно» или «неправильно» император Николай II отрекся от престола, возможны лишь в том случае, если эту тему вырвать из общего ситуационного контекста, развить без учета конкретных исторических обстоятельств времени и места.

В силу сакральной харизматической природы Царской Власти Основные закону Российской Империи не содержали (и не могли содержать) положений, предусматривающих добровольный отказ Монарха от своих прерогатив. В статье 28 лишь говорилось, что «наследие Престола принадлежит, прежде всего, старшему Сыну царствующего Императора, а по нем всему мужскому поколению».

Царское служение – священный долг, возлагаемый на правителя по Божественному соизволению.

Лучше императора Николая II эту прописную истину, наверное, никто не знал. Но Монарх надевал на себя корону во имя блага России и он давал в том клятву у алтаря. Именно в интересах страны последний Самодержец переступил через букву закона, перечеркнул Свою жизни и принял роковое решение.

Фактически же Царя свергли. Монарх делал тот судьбоносный выбор в условиях, когда выбора-то, по существу, у Него не было. Пистолет был нацелен, и на макушке была не только Его жизнь (Это Его занимало мало), но жизнь близких и будущее Отечества.

Ну а если бы не отрекся, проявил «твердость», тогда все могло бы быть по-другому? Не могло. Теперь это можно констатировать со всей определенностью. Практически все, без исключения, к кому не обращался обреченный Император, умоляли, призывали, советовали отказаться от Короны. Если бы отречение не произошло, наверняка, случились бы кровавые столкновения, развернулась скоротечная гражданская война, которая неизбежно бы завершилась бы поражением исторической власти.

В этот период практически не было сколько-нибудь значительных  организованных сил, готовых жертвовать собственной жизнью за «Помазанника Божия». Исторический ресурс монархизма был исчерпан; времена Сусанина, Минина и Пожарского давно миновали.

Высшие элементы общества: аристократия, чиновничество, интеллигенция, офицерский корпус – в значительной своей части уже настолько европеизировались, настолько прониклись эгалитаристическими настроениями, что не воспринимали больше Царя фигурой исключительной.

Суть дела заключалась совсем не в том, «хороший» или «плохой» Монарх занимал Трон…Падению Монархии предшествовало численное и качественное оскудение монархистов, падение монархического духа, расслабление монархической воли». (А. А. Боханов. Последний Царь. М. Вече. 2006, стр. 325-326)

Святитель Макарий (Невский)

Все имеющиеся авторитетные источники доказывают, что поступок Государя в отношении Отречения был продуманным и взвешенным.((См. П. Мультатулли. Император Николай II. Крестный путь. М. ФИВ.2013 ) Государь Отрекался от Всероссийского Престола, исполняя волю Божию. Она была ему открыта в тот момент. И в этом не приходится сомневаться. Она Ему была возвещена еще намного ранее в Дивеево в 1904г.в дни празднования обретения святым мощей и прославления в лике Святых прп. Серафима Саровского, Блаженной Пашей Саровской.[2] Мы предполагаем, что эти слова не имеют для многих людей никакого значения. Но для христианина, православного историка эти штрихи не являются второстепенными. И вот почему. Для христианина смысл его жизни заключается в научении исполнении воли Божией. Это определяет спасительный характер жизни человека.[3] Только в русле исполнения Божественной воли, Его святого промысла оправданной является жизнь человека. Только при таком подходе к историческим фактам и христианским святым, царям, мы сможем обрести ключ к объективному пониманию и более глубокому важных исторических фактов. Поэтому любые рациональные объяснения факта отречения Императора, такие как даже "недосмотр" согласно известному публицисту Солоневичу, будут всегда недостаточными и неубедительными. Всякий очередной рациональный аргумент будет порождать очередной вопрос. И так без конца...Для нас очевидным является и то, что явление чудотворной иконы Божией Матери Державной, как символа помилования русского народа и залога будущего возрождения России, является следствием подвига Государя. Именно так воспринимается описание видения о подвиге Государя императора, который имел свт. Макарий, митрополит Московский: "Государь взял и испил горькую чашу, предназначенную русскому народу". В противном случае те бедствия, которые обрушились на Россию после 1918 года, были бы еще больших масштабов, если даже не полным завершением ее истории.

"События в феврале-марте 1917 года были не чем иным, как свержением Императора Николая  II с прародительского престола; незаконным, совершенно преступным путем, против воли и желания Самодержца, лишением Его власти. "Мир не слыхал ничего подобного этому правонарушению. Ничего иного после этого, кроме большевизма, не могло и должно было быть", - подчеркивает биограф Государя Императора, известный современный историк П. В. Мультатулли.(П. В. Мультатулли. Свидетельствуя о Христе даже до смерти...., с. 43) Мемуарная литература и многочисленные стихи-посвящения последнему Императору того времени свидетельствуют и о том, что у многих здравомыслящих людей ум переполнялся апокалипсическими настроениями.

"Над кровавой русской нивой

реют дьявольские сны;

Слышан хохот юродивой,

обезумевшей страны..." 

(С. Бехтеев. Торжество антихриста)

Явление Державной иконы Богоматери русскому народу в эти смутные дни, как нами было уже сказано, было проявлением особой милости Самой Царицы Небесной по молитвам Царя-Мученика. Такого было всегда сознание русского православного народа. Об этом, хотя и косвенно, свидетельством одно событие, которое описывает Сам Император. Оно произошло буквально за неделю до рокового события 2 марта и за одни день до начала революционного мятежа в Петрограде: «Я едва выстоял, и лоб мой покрылся каплями пота. Я не помню, что это было, потому что сердцебиения у меня не было, но потом оно появилось и прошло сразу, когда я встал перед образом Пречистой Девы». Описанное Государем в письме к Императрице Александре Феодоровне необычайно переживание, которое случилось 26 февраля в церкви г. Могилева дает повод для многочисленных размышлений, учитывая исторический контекст последующих драматических событий в истории Росси и, в особенности именно в эти дни чудесное  явление Державной иконы Богоматери.(Цит. По П. В. Мультатулли. Свидетельствуя даже до смерти…с. 27). В этот же день было чудесное видение самой иконы Богоматери Державной и церкви Вознесения Господня в Коломенском: "Какъ бы въ отвѣтъ на усердную молитву, 26-го февраля Андріановой снится бѣлая церковь; и въ ней величественно возсѣдаетъ Женщина, въ Которой своимъ сердцемъ Андріанова признаетъ и чувствуетъ Царицу Небесную, хотя и не видитъ Ея святого лика".

Великая национальная святыня - икона Богоматери Державная

Точно также мы, верующие люди, должны осознавать, что все последующие трагические события, бедственные катастрофы 20 столетия, а также нынешнее страшное состояние России являются наказанием Божием за богоотступничество. Непочитание Царской Семьи, повторение лживых и клеветнических мнений и оценок в адрес святых Царственных мучеников, выпуск заведомо клеветнического и лживого содержания кинофильмов – все это следствие нераскаянности в русском народе, его продолжающегося в массе отхода от Бога, от нравственных принципов христианской веры.

 Мы таже глубоко обеспокоены тем, что Священноначалие Русской Православной Церкви, проведя церковные торжества в Екатеринбурге в 2018г., не сочло нужным в 100-ие расстрела Царской Семьи издать Послание к русскому народу и призвать к деятельному покаяниюодним из плодов которого, несомненно, является глубокое почитание святых Царственных Страстотерпцев.  Такое почитание должно ясно быть отражено и в литургической жизни Русской Церкви совершением Всенощного бдения 4-17 июля, строительством храмов в честь Царственных мучеников и повсеместным установлением святых икон Августейших Мучеников. В богослужебных текстах, утвержденных Русской Православной Церковью неоднократно подчеркивается, что "Царственные Страстотерпцы явили образ-икону страдания всей России и русского народа". Безусловно, что таким же днем особого богослужебно-литургического почитания Царственных Мучеников должен быть и 2-15 марта, день явления Державной иконы Богоматери. Ибо данное чудесное событие явилось следствие пламенной молитвы Царя и Его семьи к матери Божией. При этом важно сочетать службу иконы Державной Божией Матери со службой Царственным Мученикам, или только Государю-мученику.

Вполне естественно возникает у каждого мыслящего и верующего человека вопрос: Что помешало Священному Синоду и Святейшему Патриарху издать столь важное и нужное Послание? Почему Святейший Патриарх Алексий II считал своим долгом обнародовать такие Послания к 85 и 90-летию расстрела Царской Семьи? Проведение Крестного хода и проведения заседания Священного Синода в Екатеринбурге, безусловно, важные действия со стороны Священноначалия. Но они являются не достаточными для того, чтобы обратить внимание всего нашего народа к мученическому подвигу Святой Царской Семьи, чтобы русские люди задумались над прошлым и изменили свои «примитивные, порочные и ангажированные» взгляды. Отсутствие каких-либо научно-богословских конференций и иных официальных просветительных мероприятий в 100 летний юбилей национальной трагедии может быть расценен и как нежелание далее продолжать Царскую тему, как желание просто закрыть страницу и не возвращаться к Царской тематике. И такие мысли не безосновательны. Тем более если учесть, что священство по священным канонам Церкви несет служение пастырского просвещения по всем важным вопросам жизни и спасения. И Царская тематика, имеющая судьбоносный характер для русского народа, должна постоянно освящаться и быть направлена на исправление неверных и ошибочных мнений о Царской Семье. В противном случае, на иерархии и священнослужителях Русской Православной Церкви будет лежать тяжелым грузом грех попустительства в нераскаянности русского народа перед Царскими Страстотерпцами, следовании и распространении ложных и выдуманных неискренними историками нашего времени и политическими интриганами слухов и домыслов о Государе Императоре Николае Александровиче и всей Августейшей Семьи. И как не вспомнить слова свмч. Владимира Киевского - ""Священник-республиканец всегда маловер… Священник не-монархист не достоин стоять пред Святым Престолом". Иерарх и священник должен и обязан заботиться о возрождении и правильном воспитании исконного русского православного сознания в современной пастве. В противном случае, то есть в случае безразличия к такому воспитанию, на священнослужителе будет лежать тяжкая двойная вина - пред Богом и перед исторической памятью самой нации. И это не может не остаться вне Божественного правосудия. "Ибо изливается праведный гнев Божий на всякую неправду человеков", - свидетельствует апостол Павел.

Царственные Мученики заслужили того, чтобы обратить внимание на их жизнь и страдания всего нашего православного народа. Неужели подвиг Государя «пощечиной нам будет навсегда»[4]?

От Редакции Православного Апологета.2019г., 2020г.

 


[1] См. А. Боханов. Николай II. ЖЗЛ. 1997

[2] См.Россия перед Вторым пришествием. Изд.СТСЛ. 1993, стр.129

[3] См. свт. Феофан Затворник. Путь ко спасению

[4] Из стихотворения военного офицера С. Бехтеева

 



Подписка на новости

Последние обновления

События