Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Uncategorised

святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский
 
БЕСѢДА 
на Спасительное Рождество во плоти Господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа 
[1].
 
 
Рождество Христово: иконы и фрески / Православие.Ru
 

1. Нынѣ — празднество дѣвственнаго Рожденія: и величіемъ Праздника слово, въ силу самой необходимости, совозвысится въ глубину тайны и обыметъ ее, — насколько это достижимо и допустимо и позволяетъ время, — такъ чтобы и намъ стало явленнымъ нѣчто изъ заключающагося въ ней значенія [2]. Напрягите же и вы, братіе, молю, ваше вниманіе и совозвысьте ваши мысли, чтобы какъ бы ярко зажегшись отъ небеснаго, божественнаго Свѣта, онѣ, въ результатѣ сего, воспріяли божественное познаніе. Потому что сегодня я вижу, что небо и земля пользуются равной честью, и (вижу) возвышеніе всего сущаго внизу къ сущему за его предѣлами, какъ бы въ нѣкоемъ соревнованіи съ небеснымъ, которое какъ бы смиряется и умаляется: такъ какъ если есть нѣкое небо небесъ и если есть нѣкія верхнія воды, покрывающія небеса, и если есть нѣкое мѣсто или установленіе или сверхъ-мірный распорядокъ, однако нѣтъ ничего, что было бы чудеснѣе и почетнѣе Вертепа и Яслей и Младенческихъ бань и Пеленокъ; потому что изъ всего, отъ вѣка сотвореннаго Богомъ, нѣтъ ничего, что было бы общеполезнѣе или божественнѣе Рождества Христова, которое мы сегодня празднуемъ. 
 

2. Потому что предвѣчное и неограниченное и всемогущее Слово, какъ безпріютный, безкровный, бездомный, въ вертепѣ нынѣ рождается по плоти, и какъ Младенецъ въ яслѣхъ полагается и зрится очами и руками осязается, и обвя/с. 180/зывается пеленами; не въ силу того, что духовное существо предшествовало въ твореніи существа, котораго прежде не существовало, или, пріявъ плоть для бытія, затѣмъ вскорѣ разсталось съ ней, или плоть и духъ слились въ одно въ составленіе единаго разумнаго живаго существа, но — въ силу того, что посредствомъ Ума (или: Духа) Богъ и плоть несмѣшенно соединились въ существо единыя Богочеловѣческія Ѵпостаси, которое снизойдя до дѣвственнаго чрева, въ которомъ и отъ котораго, благоволѣніемъ Отца и содѣйствіемъ Духа, пришло въ бытіе преѵпостасное Слово, нынѣ разрѣшается отъ чрева и рождается какъ Младенецъ, не нарушивъ, но сохранивъ ненарушеннымъ знаменія дѣвственности Матери, родившись безстрастно (безболѣзненно), какъ и зачато было безстрастно, потому что Родившая явилась выше, какъ страстнаго наслажденія въ зачатіи, такъ и мучительныхъ болей въ рожденіи: потому что, какъ Исаія говоритъ: «Прежде нежели наступили Ей боли, Она избѣжавъ страданія» (Ис. 66, 7 парафр.), родила во плоти превѣчное Слово, Котораго не только Божество не поддается изслѣдованію, но и образъ соединенія Его съ плотью — непостижимъ, и снизхожденіе — безпредѣльно, и божественная и неизреченная высота воспріятія [3] — превосходитъ всякій умъ и слово, такъ что и оно отнюдь не можетъ имѣть сравненія съ тварью. Потому что если воззришь и по плоти на Того, Кто нынѣ родился отъ Неискусомужныя Отроковицы, однако (увидищь, что) и тутъ сравненіе не доступно; потому что Онъ, какъ говоритъ Псалмопѣвецъ, «красенъ добротою (прекрасностью), паче сыновъ человѣческихъ» (Пс. 44, 2); онъ не сказалъ: «прекраснѣе», но — просто: «Прекрасенъ», чтобы не дѣлать сравненія тѣхъ, которые не могутъ быть сравнены съ обычными людьми — естество единое съ Богомъ. 
 

3. «Помаза Тя Боже Богъ Твой, елеемъ радости паче причастникъ Твоихъ» (Псал. 44, 8) говоритъ далѣе Псалмопѣвецъ [4]. Онъ есть и Богъ и Человѣкъ совершенный; Тотъ же Богъ есть и помазующій и помазуемый. Потому что говорится: «Помазалъ Тебя, Боже, Богъ Твой»: потому что какъ Человѣкъ, Слово помазывается отъ Бога Отца, и помазыва/с. 181/ется соприсносущнымъ и единосущнымъ Духомъ: потому что это и есть «елей радости»; посему, опять же, Онъ есть и Богъ и Божественное Помазаніе и Помазуемый: потому что, если Онъ и помазуется, какъ Человѣкъ, но, какъ Богъ, Онъ имѣетъ въ Себѣ источникъ помазанія. Поэтому всѣхъ помазуемыхъ отъ Бога, божественно видя, онъ [5] и видѣлъ и предуказалъ ихъ какъ причастниковъ Его; потому что только единому Богу свойственно не принимать участія (въ чемъ-то съ другими), но — Самому быть Предметомъ участія для другихъ и имѣть причастниками радующихся въ духѣ. Вотъ, таковъ есть нынѣ Рождаемый въ убогой пещерѣ, и нами, какъ Младенецъ лежащій въ ясляхъ, воспѣваемый. 
 

4. Потому что Тотъ, Кто все изъ небытія привелъ въ бытіе, все что — на землѣ и на небѣ, — призрѣвъ на Свои разумныя творенія [6], которыя, по причинѣ устремленія къ большему [7], привели себя въ негодность, даруетъ, вотъ, имъ Самого Себя, — чего нѣтъ ничего большаго, ни равнаго, ни приближающагося, — и предлагаетъ Себя желающимъ быть причастниками Его, дабы уже съ тѣхъ поръ мы возмогли безопасно для себя пользоваться стремленіемъ къ лучшему, вслѣдствіе коего стремленія въ началѣ, мы подвергли себя крайней опасности, и, чтобы каждый изъ насъ желая стать Богомъ [8], не только были бы неповинны (за такое стремленіе), но и — достигли бы то, что желаемъ. Чудеснымъ же образомъ Онъ отстраняетъ поводъ, бывшій отъ начала, для паденій; поводъ же этотъ былъ: наблюдаемыя въ существахъ превосходство и инферіорность, и вслѣдствіе этого проистекаютъ зависть и коварство, а также явная и скрытая враждебность. Такъ, начальникъ зла, возжелавъ быть не ниже ни одного изъ Ангеловъ, но въ превосходствѣ быть равнымъ Самому Творцу, первый въ мірѣ, безъ того, чтобы кто-нибудь предшествовалъ ему испыталъ ужасное паденіе; затѣмъ, одержимый завистью и нападая обманомъ, онъ и Адама стащилъ въ адскую глубину, на основаніи подобной ему жажды къ большему, и такимъ образомъ ставшаго тяжкимъ для /с. 182/ возстановленія и нуждающагося для своего воззванія въ особомъ Пришествіи Божіемъ, которое нынѣ и совершилось, самому же себѣ разъ и навсегда причинивъ неисцѣльное паденіе, какъ стяжавшій гордыню не по преемству (отъ кого-либо прежде него бывшаго), но ставшаго само-зло и исполненіе зла и предлагающій себя желающимъ участвовать съ нимъ въ злѣ... Итакъ, соблаговоливъ нынѣ упразднить основаніе для гордыни, которая губитъ [9] Его разумную тварь [10], Богъ совершенно уподобляется ей: и такъ-какъ по Своему естеству Онъ равенъ Самому Себѣ и неизмѣненъ [11], то дѣлаетъ, чтобы и тварь была бы по своему естеству равной самой себѣ и неизмѣнной [12]. И какимъ образомъ совершаетъ это? — Тѣмъ, что Самое отъ Бога Богъ Слово, неизреченно истощивъ Себя [13] и снисшедъ съ высоты (Своей) въ человѣческую худость [14], и соединивъ ее неразрывно съ Собою, и смирившись и обнищавъ по нашему образу, сущее долу содѣлалъ горнимъ; лучше же сказать: свелъ и то и другое во едино: Божество сочетавъ съ человѣческимъ естествомъ; и такимъ образомъ всѣмъ показалъ путь, ведущій къ горнему, и этотъ путь — смиреніе: Самого Себя предложивъ днесь въ примѣръ людямъ и святымъ Ангеламъ. 
 

5. На основаніи сего Ангелы нынѣ пріяли непоколебимость (въ добромъ устроеніи), научившись на дѣлѣ отъ Владыки путю высоты и уподобленія Ему, заключающемуся не въ гордости, а въ смиреніи; на основаніи сего люди обладаютъ легко-доступнымъ средствомъ для благоисправленія, познавая, что смиреніе является путемъ къ возстановленію; на основаніи сего началозлобный, сущая сама гордыня, постыжденъ и низверженъ: казавшійся раньше яко бы твердо стоявшимъ и нѣчто представлявшимъ собою: какъ покорившій себѣ и увлекшій съ собою (жаждою къ бóльшему) возбужденной въ нихъ его дѣйствіемъ), другихъ же надѣясь покорить чрезмѣрностью безразсудства, — теперь онъ представ/с. 183/яется игрушкой, явно уличенный тѣми, которые были раньше злостно обмануты имъ. И нынѣ, когда родился Христосъ, онъ попирается тѣми, которые раньше находились подъ его пятой, которые нынѣ не высокомудрствуютъ (гордятся), какъ этотъ проклятый предлагалъ [15], но подражаютъ смиреннымъ, какъ это дѣлами явилъ примѣръ Спаситель, и путемъ смиренія пріобрѣтаютъ премірную высоту. 
 

6. Ради этого, возсѣдающій на Херувимахъ Богъ [16], на землѣ какъ Младенецъ предлежитъ сегодня; Невидимый для шестикрылыхъ Серафимовъ, — не только естество Его, но даже и сіяніе славы Его вполнѣ не могущихъ созерцать, почему и покрываютъ они крыльями свои лица [17], — нынѣ представляется земному зрѣнію и предлежитъ плотскимъ очамъ, ставъ Плоть; Опредѣляющій всему границы и ничѣмъ Неограниченный, объемлется сдѣланными на скорую руку и малыми яслями; Содержащій все и горстью дѣлающій это солиднымъ [18], малыми пеленами пеленается и малыми повязками сдавливается; Обладающій богатствомъ неизждиваемыхъ сокровищъ, добровольно подвергаетъ Себя такой нищетѣ, чтобы даже не имѣть себѣ мѣста въ жилищѣ, — почему и вертепъ принимаетъ, и въ Такихъ условіяхъ рождается Сущій Родившійся отъ Бога внѣ времени, безстрастно и безначально. И (о, какое чудо!), не только Своимъ рожденіемъ облекается въ поверженное естество, Сущій одного естества съ Высочайшимъ Отцемъ, и не только пріемлетъ эту крайнюю нищету, родившись въ убогой пещерѣ, но сразу же, еще будучи во чревѣ Матери, воспринимаетъ крайній приговоръ, бывшій отъ начала, нашему естеству [19], и сочисляется и записывается съ рабами Сущій естествомъ Своимъ Владыка всего міра, — всецѣло дѣлая (земное) рабство ничѣмъ не безчестнѣе (земного) владычества; лучше же сказать: являя рабовъ болѣе заслуживающими чести, чѣмъ бывшій въ то время владыка [20], если только они будутъ внимать и поко/с. 184/ряться Величію (Царству) благодати; потому что представляющійся тогда быть владыкою земли не причислилъ себя къ Царю Небесному, но только — всѣ подвластные его; и тогдашній владычествующій землей не вошелъ въ ихъ число; причислилъ же Себя къ нимъ Небесный Владыка. 
 

7. Праотецъ Давидъ въ одномъ мѣстѣ воспѣваетъ Богу по причинѣ нынѣ Родившагося отъ его отечества: «Руцѣ Твои сотвористѣ мя и создастѣ мя, вразуми мя и научуся заповѣдемъ Твоимъ» (Пс. 118, 73). Почему это онъ говоритъ? — Потому что только Создатель можетъ даровать истинный разумъ. Человѣкъ же ощутившій и осознавшій ту честь, которую наше естество пріяло отъ Бога, бывъ руками Его создано по Его образу, вдумавшійся въ Его человѣколюбіе, прибѣжитъ къ Нему и послушаетъ и научится заповѣдямъ Его; насколько же больше (сдѣлаетъ это), если осознаетъ, по силамъ, великую сію Тайну нашего возсозданія и воззванія? Потому что, поскольку создавъ Своею рукою наше естество отъ земли и жизнь отъ Себя вдунувъ въ него, Тотъ, Кто все остальное создалъ единымъ словомъ, — произвелъ его (это естество) какъ разумное созданіе, такъ и озаренное свободой воли, чтобы оно управлялось своими мыслями и по своему движенію; сочетавъ же себя съ совѣтомъ лукаваго, окраденное и безсильное устоять коварству (лукаваго), оно не сохранило присущее ему достоинство, но соскользнуло въ то, что противно — его естеству, то посему нынѣ не только Онъ рукою чудесно возсоздаетъ его, но и удерживаетъ его, не только Самъ воспринявъ и поднявъ его отъ паденія, но и непостижимо облекшись въ него и нераздѣльно соединившись съ нимъ родившись отъ женщины, Богъ вмѣстѣ и Человѣкъ, чтобы возвысить это же самое естество, которое Онъ создалъ въ Праотцахъ (Адамѣ и Евѣ); воспринимаетъ же это естество отъ Дѣвы, дабы содѣлать новаго человѣка
 

8. Потому что если бы Онъ происходилъ отъ сѣмени, то тогда бы Онъ не былъ Новымъ Человѣкомъ, и будучи ветхой чеканки и наслѣдникомъ его недостатка, не могъ бы воспріять въ Себя полноту чистаго Божества и стать Источникомъ неоскудѣваемаго освященія, такъ чтобы преизбыткомъ силы не только смыть оскверненіе оныхъ Прародителей, оскверненіе происшедшее отъ грѣха, но также довлѣть и для освященія послѣдующихъ людей. Потому — какъ для /с. 185/ постояннаго напоенія города, и то какого-нибудь очень большого города, не довлѣла бы имѣющаяся въ водохранилищѣ вода, но необходимо, чтобы городъ имѣлъ въ себѣ источникъ воды (потому что такимъ образомъ онъ никогда не сдастся врагамъ, вынужденный жаждой), такъ не, могъ бы довлѣть для постояннаго освященія всѣмъ ни человѣкъ, ни святой Ангелъ, такъ чтобы освящать всѣхъ путемъ общенія съ ними въ пріобрѣтенной ими благодати, но необходимо — чтобы тварь имѣла въ самой себѣ источникъ, такъ чтобы пріобщающіеся къ нему и піющіе отъ него, пребывали неодолимыми со стороны внѣдрившихся въ ней немощей и недостатковъ. Поэтому не Ангелъ, не человѣкъ, но Самъ Господь пришелъ и спасъ насъ, ради насъ ставъ какъ мы Человѣкомъ, пребывая неизмѣннымъ Богомъ. Потому что строя Новый Іерусалимъ и уже возводя Себѣ храмъ изъ одушевленныхъ камней, и собирая насъ въ священную и всемірную Церковь, Онъ утверждаетъ въ ея основаніи — которое есть Самъ Христосъ (Ефес. 2, 20) — приснотекущій Источникъ благодати. Потому что полная Жизнь и владычнее и присносущное, всемудрое и всемогущее Естество соединяется съ естествомъ, которое по неразумію было введено въ обманъ и по немощи поработилось лукавому: и, вслѣдствіе неимѣнія въ себѣ божественной жизни, лежало въ адскихъ глубинахъ, — соединяется, дабы присвоить ему мудрость и силу и свободу, и непрекращающуюся жизнь. 
 

9. И посмотрите на непосредственныя знаменія сего неизреченнаго соединенія и пользы, которая проистекаетъ отъ сего и на тѣхъ, которые — далеко. Звѣзда спутешествуетъ Волхвамъ, останавливаясь; когда и они останавливались для отдыха; и когда они движутся, она вмѣстѣ съ ними проходитъ путь, а лучше сказать: она сама ихъ влечетъ въ путь и призываетъ, начиная походъ и предводительствуя имъ: когда они движутся, представляетъ себя въ путеводительство, а во время, когда они даютъ передышку тѣлу, и она уступаетъ имъ и сама остается на мѣстѣ, чтобы, если бы оставила ихъ, не огорчить своимъ отсутствіемъ отъ представленія, что она оставила свое путеводительство ихъ незаконченнымъ; потому что, дѣйствительно, она не мало огорчила ихъ, скрывшись отъ нихъ, когда они пришли въ Іерусалимъ. Почему же она скрылась, когда они пришли туда? — Дабы избавить отъ подозрѣнія, по причинѣ распросовъ, глашатаевъ родившаго/с. 186/ся по плоти въ то время Христа. Если же они и настаивали узнать отъ іудеевъ: гдѣ, по священнымъ предреченіямъ, рождается Христосъ? — одиако въ это время имъ опять явилась божественная звѣзда, научая насъ этимъ уже больше не отъ іудеевъ искать сущее въ законѣ и у пророковъ, но — стремиться къ небесному ученію, пришедшему съ небесъ, чтобы намъ не лишиться вышней благодати и свѣтолитія. Когда же они вышли оттуда (изъ Іерусалима), снова явившись, она обрадовала ихъ и повела ихъ, идя передъ ними, «дондѣже пришедши ста верху, идѣже бѣ Отроча» (Мѳ. 2, 9), конечно, вмѣстѣ съ ними поклоняясь Земному и вмѣстѣ Небесному Младенцу. И она, по-истинѣ, ихъ первыхъ привела, какъ рождественскій даръ родившемуся на землѣ Богу; и по причинѣ ихъ ассирійскій народъ, согласно словамъ Исаіи: «И будетъ въ оны дни первый народъ Богу Ассиріане, и послѣ сихъ Египтяне и третій — Исраиль» (Ис. 19, 1, 23, 24), — что, какъ вы видите, нынѣ сбывается: потому что поклоненіе отъ Волхвовъ сразу же смѣнилось на Его бѣгство въ Египетъ; благодаря чему Онъ освободилъ египтянъ отъ идоловъ [21], а послѣ возвращенія оттуда, Онъ избралъ достойный для Своего удѣла народъ Божій изъ среды Израиля. И, вотъ, это ясно предвозвѣстилъ Исаія; сами же Волхвы пали ницъ, принося золото и ливанъ и смирну Тому, Кто Своею смертью, — символъ чего была смирна, — даровалъ намъ божественную жизнь, — образомъ чего былъ ливанъ, — и даровалъ намъ божественное озареніе и царство, что изображало собою золото, приносимое Начальнику присносущной славы. По причинѣ Родившагося сегодня и пастыри вмѣстѣ съ Ангелами составляютъ общій хоръ и тотъ же воспѣваетъ похвальный гимнъ и общую начинаютъ пѣснь; не потому, что бы Ангелы взяли въ руки пастырскія свирели, но потому что пастыри были озарены свѣтомъ Ангеловъ и оказались въ средѣ небеснаго воинства и научаются отъ Ангеловъ небесному гимну, лучше же сказать: вмѣстѣ небесному и земному. Потому что они вѣщаютъ: «Слава въ вышнихъ Богу и на землѣ миръ» (Лк. 2, 14). Потому что Обитающій въ вышнихъ и Держащій небесныя высоты, нынѣ землю имѣетъ Своимъ престоломъ, и славится на ней и въ равной мѣрѣ, какъ тамъ (на небѣ) славится Святыми и Ангелами Его [22].

/с. 187/

10. Но что за причина общаго сего Ангеловъ и людей славословія и что это за многохвалебная и до такой степени радостная для пастырей и всѣхъ людей благая вѣсть? «Се бо», говоритъ Ангелъ пастырямъ, «благовѣствую вамъ радость велію, яже будетъ всѣмъ людѣмъ» (Лк. 2, 10). Итакъ, что это и какая эта всемірная радость, возвѣщаемая евангельскимъ гимномъ, говорящимъ: «Миръ, въ человѣцѣхъ благоволѣніе», — выслушай до конца, и узнаешь. — Ибо Богъ, Который разгнѣвался на человѣческій родъ и подвергшій его страшнымъ проклятіямъ, нынѣ пришелъ во плоти, имѣя Свой миръ даровать имъ и примирить ихъ съ Высочайшимъ Отцемъ. Потому что Ангелъ возвѣщаетъ пыстырямъ: «Родился не намъ, Ангеламъ, хотя нынѣ на землѣ Онъ бываетъ видимъ, Кого на небесахъ мы воспѣваемъ, но вамъ, людямъ, т. е. — ради васъ, а также и въ вашемъ естествѣ родился Спаситель, Христосъ Господь, въ городѣ Давидовомъ». — Что же желаетъ присущее миру благоволѣніе Божіе? — Присущее миру, потому что: «миръ», говоритъ Ангелъ, «благоволѣніе въ человѣцѣхъ». Случалось когда и раньше Онъ являлъ примѣры мира къ людямъ: потому что и Моисею Богъ «глагола, якоже аще бы кто возглаголалъ къ своему другу» (Исх. 33, 11); и Давида Онъ нашелъ по Своему сердцу (Дѣян. 13, 22); и самому всему Іудейскому народу Онъ явилъ знаменія мира, снисшедъ ради нихъ на гору (Синайскую) и говоривъ къ нимъ изъ среды огня и мрака, но — не въ благоволѣніи: потому что благоволѣніе — угодная сама по себѣ и предшествующая и совершенная воля Божія. Итакъ, предшествующая и совершенная воля Божія въ отношеніи къ нѣкимъ людямъ или одного изъ народовъ не заключается въ (оказанномъ имъ) благодѣяніи, и оно не было «совершеннымъ»; посему, какъ «сыновьями» Богъ называлъ многихъ, Единый же есть Тотъ, «въ Которомъ Его благоволѣніе» (Мѳ. 3, 17); такъ и многократно Онъ даровалъ людямъ Свой миръ; единый же есть оный миръ, который заключаетъ въ себѣ также и Его благоволѣніе, миръ, который, благодаря Воплощенію Господа нашего Іисуса Христа, дается какъ совершенный и неизмѣнный всякому народу и всѣмъ желающимъ.

/с. 188/

11. Такой, братіе, миръ сохранимъ въ нашей средѣ, насколько это — въ нашихъ силахъ: потому что его мы воспріяли какъ наслѣдіе отъ родившагося нынѣ Спасителя нашего и Дарователя намъ духа усыновленія, благодаря чему мы, воистину, стали наслѣдниками Богу, сонаслѣдниками же Христу (Рим. 8, 17). Будемъ въ мирѣ съ Богомъ: дѣлая угодное Ему, цѣломудрствуя, истинствуя, дѣлая правду, «въ молитвахъ и моленіяхъ терпяще» (Дн. 1, 14), «воспѣвающе и поюще въ сердцахъ нашихъ» (Ефес. 5, 19), а не только губами. Будемъ въ мирѣ съ самими собою: покоряя плоть духу и избирая образъ жизни по совѣсти и имѣя внутренній въ насъ порядокъ [23] мыслей благоустроеннымъ и благоговѣйнымъ; потому что такимъ образомъ мы погасимъ сущій въ насъ самихъ и подлинно междоусобный (внутренній) раздоръ. Будемъ въ мирѣ и друтъ съ другомъ: «пріемлюще другъ друга и прощающе себѣ, аще кто на кого имать пореченіе: якоже и Христось простилъ есть вамъ» (Кол. 3, 13); и проявляя милосердіе другъ ко другу, вытекающее изъ взаимной любви, какъ и Христосъ, только по любви къ намъ, помиловалъ насъ и ради насъ сошелъ до насъ; потому что такимъ образомъ, Его помощью и благодатью вызванные отъ грѣховнаго паденія и поднявшись высоко путемъ добродѣтелей, «будемъ имѣть жительство на небесахъ» (Фил. 3, 20), на основаніи чего мы съ надеждой ожидаемъ освобожденія отъ тлѣнія (Рим. 8, 21) и наслажденія небесными и вѣчными благами, какъ чада Небеснаго Отца, что да будетъ всѣмъ намъ получить въ будущемъ во славѣ Пришествія и явленія господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, Которому подобаетъ слава во вѣки. Аминь. 
 

Примѣчанія: 
[1] Въ изданіи 1861 г. числится за № 58, стр. 224-234. 
[2] Ориг.: «тисъ энъ тоито динамэосъ». 
[3] «Воспріятіе», т. е. человѣческое существо, которое воспринялъ Богочеловѣкъ. 
[4] Рус. пер.: «Посему помазалъ Тебя, Боже, Богъ Твой, елеемъ радости болѣе соучастниковъ Твоихъ». 
[5] Т. е. Псалмопѣвецъ Давидъ. 
[6] Т. е. людей. 
[7] Т. е. къ гордому желанію сравниться съ Богомъ. 
[8] Хотя слово относится къ людямъ, но въ оригиналѣ написано съ заглавной буквой. 
[9] Ориг.: «стаскиваетъ внизъ». 
[10] Въ ориг. множест. число. 
[11] Ориг.: «единочестенъ», т. е. неизмѣненъ въ Своемъ достоинствѣ. 
[12] См. предыдущее примѣчаніе. Т. е. Богъ дѣлаетъ, чтобы естество наше пребывало вѣрнымъ своей первоначальной чести, ущербленной вслѣдствіе грѣхопаденія. 
[13] «Божественное истощаніе» — богословскій терминъ, см. выше въ 1-й Бесѣдѣ на Введеніе во храмъ Божіей Матери, примѣчаніе къ отд. 4. 
[14] Ориг. «тинъ антропининъ эсхатіанъ», крайность. 
[15] Быт. 3, 1-5. 
[16] Іез. 1, 25. 26; 10, 1. 2. 
[17] Ис. 6, 1. 2. 
[18] Ориг.: «уплотняющій». 
[19] Вѣроятно имѣется въ виду, что Богочеловѣкъ воспріялъ смертное тѣло, подверженное немощамъ вслѣдствіе грѣхопаденія людей. 
[20] Имѣется въ виду Римскій Императоръ Августъ, по велѣнію котораго была перепись населенія Имперіи. Лк. 2, 1. 
[21] Ис 19, 1. 
[22] Относительно даровъ Волхвовъ родившемуся Спасителю существуетъ рядъ /с. 187/ толкованій, среди которыхъ особое мѣсто занимаетъ толкованіе Св. Грагорія Паламы. Бл. Августинъ и Св. Григорій Двоесловъ видятъ въ приношеніи Волхвовъ признаніе Христа: Царемъ — почему приносится золото, Богомъ — почему приносится ладанъ, Человѣкомъ, вмѣющимъ подъять смерть — почему приносится /с. 188/ смирна, служащая для помазыванія мертвецовъ. Св. Іоаннъ Златоустъ видитъ въ ихъ дарахъ еще и слѣдующее: они принесли Христу свою науку, послушаніе и любовь. Св. Григорій Двоесловъ еще говоритъ, что эти дары также символизировали: мудрость (золото), силу молитвы (ладанъ) и умерщвленіе тѣла въ подвижничествѣ (смирна). См. толкованія также у Св. Григорія Богослова, Св. Василія Великаго и Бл. Фотія. 
[23] Также: «внутренній миръ». 
 

Источникъ: Бесѣды (Омиліи) иже во святыхъ отца нашего Григорія, Архіепископа Ѳессалоникійскаго, Паламы. [Часть III]. / Пер. съ греч. яз. архим. Амвросія (Погодина). — Первое изданіе на русскомъ языкѣ. — Монреаль: Изданіе Братства преп. Іова Почаевскаго, 1984. — С. 179-188. 

Уведомление о ситуации с вакцинацией непосредственно со Святой Горы Афон: какие из 20 монастырей Афона согласились, а какие отказались вакцинироваться экспериментальным препаратом.

 

 
 

Красным крестом отмечены монастыри, где большинство насельников поддержали вакцинацию, а синим — где большинство или все насельники категорически отказались от неё.

 

 

❌? Симонопетра - ДА...

кроме 5–6 монахов...

 

❌? Ксенофонт - ДА...

почти все монахи...

 

❌? Пантократор - ДА...

кроме 4–5 монахов...

 

❌? Ставроникита - ДА...

Из 27 монахов 6 не сделали прививку...

 

❌? Иверский - ДА...

Из примерно 30 насельников 10 не сделали прививку...

 

❌? Кутлумуш - ДА...

Из 25 насельников примерно 7 человек не сделали прививку...

 

➡️ Великая Лавра - НЕТ...

Из 50 монахов сделали прививку лишь 7 человек...

Протоэпистат Святой Горы Старец Павел Лавриот, к сожалению, сделал три дозы. Умер на днях от побочных эффектов: тромбоз, инсульт, сердечный приступ… Ему было 66 лет.

 

➡️ Ватопед: до того, как в сентябре игумен Ефрем сделал объявление (в поддержку вакцинации) из 110 монахов отказались от вакцинации 80 человек, а 30 человек согласились.

В настоящий момент в монастыре 65 человек НЕ вакцинировано и примерно 45 вакцинировано…

 

Остальные монастыри:

 

⬆️ Дионисиат – НЕТ…

Общим решением...

 

⬆️ Филофей – НЕТ…

 

⬆️ Каракалл – НЕТ…

 

⬆️ Констамонит – НЕТ…

 

⬆️ Ксиропотам – НЕТ…

 

⬆️ Григориат – НЕТ…

 

⬆️ Святого Павла – НЕТ…

Кроме трех монахов

 

⬆️ Дохиар – НЕТ…

 

⬆️ Болгарский монастырь Зограф – НЕТ…

 

⬆️ Сербский монастырь Хиландар – НЕТ…

 

⬆️ Русский Свято-Пантелеимонов монастырь – НЕТ…

 

⬆️ Старый Эсфигмен – НЕТ…

Из примерно 120 монахов ни один не вакцинирован.

 

❌ ? Новый Эсфигмен, которых справедливо называют «подсадными утками».

Оба насельника, конечно, первыми побежали делать «прививку»…

 

⬆️ 95% келлиотов НЕ вакцинированы

 

Настало время духовной брани!

Просим молитв…

 

P. S. Информация получена непосредственно со Святой Горы Афон.

Да воссияет истина…

Да будет опровергнута клеветническая пропаганда новых «экспериментальных вакцин».

 17.12.2021 года.

 

«Познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8, 32).

 

 

 

@«Трость Скорописца», 2021 г.

http://myrophoros.blogspot.com/2021/12/20.html

Митрополит Морфский Неофит: «Настало такое время, когда смирятся все».

 

 

Отрывок из проповеди митрополита Морфского Неофита во время Божественной литургии в селении Фласу на о. Кипр (06.11.2021), на престольном празднике храма, освященного в честь св. Димитриана, епископа Хитрского.

 

…Прошу вас только об одном: держитесь как можно ближе к Церкви, участвуйте в Божественной литургии, приносите усердное покаяние, исповедуйтесь у духовника, чтобы получить благословение на Причастие, и причащайтесь настолько часто, насколько это возможно.

Мы вступили в ОЧЕНЬ трудные годы. Апокалиптические годы. Многие святые хотели жить в это время, потому что святые не искали лёгкого пути, но выбирали то, что труднее. В отличие от нас, боязливых и малодушных людей 20-го и 21-го века, которые привыкли к комфорту и к удобствам безбожной Европы. Но сейчас, когда настали трудные времена (и эти трудности будут умножаться на всех уровнях), очень важно, чтобы мы черпали силы там, где черпали силы наши отцы и матери, наши дедушки и бабушки. Им тоже довелось пережить непростые времена: нападения захватчиков, болезни, эпидемии, голод и бедность. Но они были богаты верой, терпением и поэтому говорили: «Бог нас не оставит» [1]. И от этих слов, от этого упования на Бога освящались их уста, освящалось их сердце. И они передавали эту благодать своим детям и внукам.

 

К сожалению, в наше время мы очень сильно доверились науке и технике. Но сейчас все эти надежды —на науку и новые технологии, деньги и интеллект, будь то человеческий или искусственный  не оправдались. Сам Бог, Сам Христос хочет нам показать, что мы обладаем лишь ограниченными возможностями — в области науки и техники, электронных приборов, спутников, нанотехнологий, искусственного интеллекта — чтобы вынудить нас стать на колени и смириться. Именно «вынудить», потому что сами мы не смиримся никогда. По всей нашей планете гордыня и развращение достигли просто чудовищных масштабов. Святые больше не могут на это смотреть. А люди не в силах обратиться ко Христу хотя бы с одной короткой молитвой: «Господи помилуй!».

Подумайте только, насколько важны те Божественные литургии, которые мы служим. Это словно глоток свежего воздуха для всей нашей планеты, всего мира, всей Вселенной. От вас, дорогие отцы, зависит дальнейший путь всего мира. То, что я говорю, — это не преувеличение. От литургий, которые вы будете служить. И от певчих, и от каждого произносимого вами «Господи, помилуй!». Сейчас наступила так называемая «Новая Эра», когда большинство людей доверились бездушным механизмам. Это предсказывал еще св. Косма Этолийский. Настало такое время, когда смирятся все…

Мы непременно должны делать три следующие вещи:

1) хранить нашу Православную веру, потому что это единственная истинная вера, все остальные — ущербные и ложные;

2) приносить покаяние в грехах. Мы уже многократно рассказывали на проповеди о сердечном, внутреннем, непрестанном покаянии. Увидев свои страсти и грехи, мы должны просить Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он нас от них избавил, что постепенно и произойдет, с Божией помощью.

3) причащаться Тела и Крови Христовых. Тех самых Тела и Крови Христовых, которые победили грех, смерть и диавола. Хотите быть вместе с Победителем — не упустите эту возможность! Это то, что пребудет во веки. А все остальное — преходящее и временное: сегодня есть, а завтра уже нет… Это поможет нам пережить последующие дни, последующие месяцы и последующие годы. Тем, кто верует во Христа.

Святой Димитриан, настоящий епископ Христов, имевший здравую веру, указал нам направление, в котором нам следует двигаться. Он имел величающую любовь к своей пастве, которая была для него как родная семья.

А что делаем мы для своей семьи, для своих детей? Мы оставляем их наедине с этим безбожным телевидением, позволяем смотреть скверные видео, ходить во всякие клубы… Мы все должны молиться о них: и отцы, и матери. Читать Псалтирь, акафист Матери Божией и неопустительно приходить на Божественную литургию — величайшее событие, которое совершается по всей Вселенной. Какой же всё-таки это великий дар: Божественная литургия в каждой нашей общине верующих!

Ценим ли мы её по достоинству? Или мы приходим в храм только занести панихиду и освятить яйца на Пасху? Если мы так считаем, то мы пребываем в глубоком помрачении.

Да просветит нас всех Господь! То время, в которое мы живем, выдвигает к нам многие требования, и, судя по всему, мы отвечаем лишь немногим из них.

И всё же, невозможное человекам возможно Богу. Молитесь такими словами: «Господи Иисусе Христе, даруй мне веру и терпение святых». Такую веру, как была у святого Димитриана, память которого мы отмечаем сегодня. И тогда она перейдет и к нам.

Также вы должны знать: трудности будут длиться лишь несколько лет. Потом за несколько десятилетий Православие умножится по всему миру. Но прежде мы должны пережить «операцию». Мы должны пройти испытания. Кто сможет, тот и пройдет. Святой Димитриан прошел их с честью… Сейчас митрополит Неофит говорит вам высокие слова, но, дай Бог, чтобы мы прошли испытания на деле.

Покаяние — это путь. Самый лучший путь. Советую его вам вместе со святою молитвой.

Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй и спаси нас! Аминь. 

 

 

[1] Под словами έχει ο Θεός (смысловой перевод: Бог имеет попечение о нас или Бог нас не оставит) греки подразумевают: нет причин впадать в малодушие и смущение, потому что Бог имеет непрестанную заботу о нас в любых обстоятельствах и в итоге все испытания и трудности направляет ко благу человека, то есть ко спасению души и душевной пользе, только нужно продолжать доверять, без сомнения вручать Богу всю свою жизнь и мужественно, с молитвой и терпением, в любых обстоятельствах поступать по заповедям Божиим и высшим духовным принципам, не тяготясь узким путём и несением своего жизненного креста, потому что только через это мы обретаем воскресение души и обновление внутреннего человека ещё в этой жизни, ибо таков есть божественный порядок, божественная мудрая педагогика любящего нас Бога и единственный способ терапии души от глубокой травмы и раны греха, полученной Адамом и нами, его детьми, в результате преслушания Бога в своих поступках и устремлениях сердца.

 

Источник: https://www.romfea.gr/ekklisia-kyprou/46574-morfou-neofytos-irthe-epoxi-pou-ola-tha-tapeinothoyn

@Перевод «Трость Скорописца», 2021 г.

 

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

Св. Иоанн Златоуст: Грех, не имеющий оправданий.

 


 

Если скажу тебе — постись, ты представляешь мне в свое оправдание немощь телесную.

Если скажу — подавай бедным, указываешь на недостаточность средств и необходимость вырастить детей.

Если скажу — ходи в церковь, говоришь мне о разных заботах житейских.

Если скажу — слушай внимательно то, что говорят в храме, и уразумей смысл Божественных слов, ты ссылаешься на недостаток образования.

Если скажу — позаботься о том, чтобы помочь душе брата твоего, отвечаешь: «Он советов моих не послушает, ибо много мы с ним говорили и он презрел слова мои».

Пустые, конечно, это предлоги, но, по крайней мере, хоть что-то ты можешь выставить в качестве оправдания.

 

А если скажу — перестань гневаться и прости брата своего, каким ты можешь воспользоваться предлогом?

Не можешь указать ни на немощь телесную, ни на бедность, ни на отсутствие образования, ни на занятость и заботы, ни на что-либо другое.

Посему этот грех непростителен более, чем всякий другой! Как сможешь ты воздеть руки к Небу? Как повернешь язык для молитв? Как будешь просить о прощении?

Если и захочет Бог простить твои грехи, то ты сам не позволишь Ему, не прощая грехов брата своего...

Если ты отомстишь и отплатишь — или словами, или делами, или проклятиями, — Бог уже не вступится за тебя, так как ты сам взял на себя наказание обидящего. И не только не вступится Он, но ещё и тебя привлечёт Он к ответу, ибо ты отнесся к Нему с поруганием.

 

Источник: https://fanpage.gr/plus/thriskia/agios-ioannis-chrisostomos-i-asigchoriti-amartia/

@Перевод «Трость Скорописца», 2021 г.

       Обращение Первого Церковного канала к Его Высокопреосвященству Дионисию (Порубаю)

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему

 Дионисию (Порубаю),

митрополиту Воскресенскому,

Первому Викарию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси,

Управляющему делами Московской Патриархии,

Наместнику Новоспасского ставропигиального мужского монастыря 

115172, г. Москва, Крестьянская пл., д. 10

 

Ваше Высокопреосвященство,

Высокопреосвященнейший Владыка Дионисий!

 

31 января 2020 года Правительство России Постановлением № 66 дополнило Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, добавив туда, коронавирусную инфекцию (2019-nCov). 

01 августа 2020 года были завершены фаза 1 и фаза 2 клинических испытаний вакцины против коронавирусной инфекции «Спутник V».  

18 января 2021 года по поручению Президента в России стартовала массовая вакцинация от коронавируса.

По состоянию на 17.06.2021 г. в некоторых регионах России, в том числе в Москве и Московской области, объявлена обязательная вакцинация для отдельных категорий граждан.

Таким образом,  как минимум, 12 месяцев, с августа 2020 года по август 2021 года, в обществе активно обсуждается тема вакцин от коронавируса.

20 мая 2021 г. Вы, возглавили круглый стол  «Вакцинация: этические проблемы в свете православного вероучения», который был проведен по благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла[1]. По итогам этого круглого стола был принят Итоговый документ, который был направлен в Священный Синод для дальнейшего рассмотрения и формирования официального мнения Церкви.

Итоговый документ круглого стола «Вакцинация: этические проблемы в свете православного вероучения», в составлении которого Вы принимали непосредственное участие как руководитель этого мероприятия, был направлен в Священный Синод и будет использован для формирования официальной позиции Церкви.

В связи со всем вышесказанным, Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка Дионисий, позвольте задать Вам вопрос.

По какой причине, будучи руководителем круглого стола «Вакцинация: этические проблемы в свете православного вероучения» и одним из ключевых создателей Итогового документа этого круглого стола, Вы умолчали в тексте этого документа об официальной позиции Церкви, запрещающей создание и применение лекарств (в том числе вакцин), созданных с использованием человеческих эмбрионов, и включили в текст документа следующую фразу: «…православный человек, использующий вакцину от этой болезни, созданную или тестированную с применением эмбриональной человеческой клеточной культуры, не сопричастен греху аборта, в результате которого была создана эта клеточная культура.»?

 Обращаю Ваше внимание, Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка Дионисий, что эта фраза Итогового документа круглого стола «Вакцинация: этические проблемы в свете православного вероучения» является чудовищной, прямо греховной и откровенно противоречит решениям двух архиерейских соборов Русской Православной Церкви Московского Патриархата (2000 г. и 2008 г.) и одного поместного собора Русской Православной Церкви Московского Патриархата (2009 г.).

Приведу Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка Дионисий официальную позицию Русской Православной Церкви Московского Патриархата по вопросу вакцин, созданных с использованием эмбриональных клеточных линий.

Официальная позиция Русской Православной Церкви Московского Патриархата состоит в категорическом запрете на создание и применение вакцин, сделанных с использованием эмбриональных клеточных линий. В первую очередь, этот запрет Церкви распространяется на вакцину против коронавируса «Спутник V», которая создавалась с использованием эмбриональной клеточной линии HEK293[2].

Эта официальная позиция Русской Православной Церкви Московского Патриархата формировалась не один год и оформлялась не случайными документами, а решениями Архиерейских соборов 2000 г., 2008 г. и Поместного собора 2009 года.

В документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятом Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 15 августа 2000 г. утверждается безусловная недопустимость использования тканей и органов человеческих зародышей:

 «Безусловно недопустимым Церковь считает употребление методов так называемой фетальной терапии, в основе которой лежат изъятие и использование тканей и органов человеческих зародышей, абортированных на разных стадиях развития, для попыток лечения различных заболеваний и «омоложения» организма. Осуждая аборт как смертный грех, Церковь не может найти ему оправдания и в том случае, если от уничтожения зачатой человеческой жизни некто, возможно, будет получать пользу для здоровья. Неизбежно способствуя еще более широкому распространению и коммерциализации абортов, такая практика (даже если ее эффективность, в настоящее время гипотетическая, была бы научно доказана) являет пример вопиющей безнравственности и носит преступный характер» (Основы социальной концепции РПЦ, раздел XII.7)[3].

В документе «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», принятом Архиерейским Собором 26 июня 2008 г. еще раз подчеркивается недопустимость использования человеческих эмбрионов в медицине:

«...недопустимо возведение в норму безнравственных и антигуманных действий по отношению к человеку, таких как аборт, эвтаназия, использование человеческих эмбрионов в медицине, эксперименты, меняющие природу человека, и тому подобного.» (Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, раздел III.3)[4].

Пояснение Пресс-службы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 г.:

«Документ «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» был принят Архиерейским Собором 2008 года в развитие основ ее социальной концепции. Каноническим структурам, священнослужителям и мирянам нашей Церкви надлежит руководствоваться данным документом в своих общественно значимых выступлениях и действиях; он подлежит изучению в духовных школах Московского Патриархата. Документ предлагается братскому вниманию Поместных Православных Церквей с надеждой на то, что он послужит возрастанию в единомыслии и поможет координации практических действий.»[5].

При этом обращаю Ваше внимание, на то, что использование тканей и органов человеческого эмбриона не может считаться законной и нравственно приемлемой трансплантологией в соответствии с учением Церкви. В Разделе XII.7 «Трансплантология»  Основ социальной концепции Русской Православной Церкви указано следующее:

«Однако посмертное донорство органов и тканей может стать проявлением любви, простирающейся и по ту сторону смерти. Такого рода дарение или завещание не может считаться обязанностью человека. Поэтому добровольное прижизненное согласие донора является условием правомерности и нравственной приемлемости эксплантации. В случае, если волеизъявление потенциального донора неизвестно врачам, они должны выяснить волю умирающего или умершего человека, обратившись при необходимости к его родственникам. Так называемую презумпцию согласия потенциального донора на изъятие органов и тканей его тела, закрепленную в законодательстве ряда стран, Церковь считает недопустимым нарушением свободы человека

Таким образом, существует  критерий нравственной приемлемости пересадки органов от человека к человеку, который установлен Русской Православной Церковью и в зависимости от наличия которого, трансплантология может быть нравственно приемлемой или нравственно недопустимой (греховной). 

Очевидно, что в случае изъятия органов у убиваемого в утробе матери ребенка, в соответствии с учением Православной Церкви, выраженным в Решении Архиерейского Собора 2000 г. в этом случае невозможно выполнить критерий нравственной приемлемости такой трансплантологии. Убиваемый в утробе матери младенец не может дать добровольное прижизненное согласие донора на посмертную трансплантологию своих органов.

Поместный Собор Русской Православной Церкви Московского Патриархата 2009 года одобрил определения Архиерейских Соборов 2000 и 2008 годов о недопустимости использования человеческих эмбрионов. Это было сделано Определением Поместного Собора Русской Православной Церкви от 28 января 2009 года «О жизни и трудах Русской Православной Церкви». Пункт 4 указанного Определения содержит следующее решение Поместного Собора:

«4. Участники Собора одобряют деяния Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, состоявшихся в период между Поместными Соборами» (Определение Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 года)[6].  

Прошу Вас обратить внимание на то, Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка Дионисий, что выше указанная официальная позиция Русской Православной Церкви Московского Патриархата по вопросу недопустимости таких вакцин, как вакцина «Спутник V», оформленная решениями Архиерейских соборов 2000 г. и 2008 г. одобрена Поместным собором Русской Православной Церкви Московского Патриархата в 2009 году и поэтому не может быть изменена ни Патриархом, ни Архиерейским собором с формальной точки зрения.

При этом, конечно, главную причину невозможности изменения официальной позиции Русской Православной Церкви Московского Патриархата по этому вопросу составляет не формальная необходимость созыва Поместного собора по этому вопросу, а противоречие такого рода препаратов как вакцина «Спутник V» требованиям Евангелия и Преданию Православной Церкви.

Также важным моментом работы вышеуказанного круглого стола «Вакцинация: этические проблемы в свете православного вероучения», на мой взгляд, является то, что не были опубликованы особые мнения отдельных участников круглого стола к Итоговому документу круглого стола, которые не совпадают с главной идеей этого Итогового документа.

Так, Сергей Чесноков, Координатор Общероссийского движения «За жизнь!» после окончания круглого стола, вынужден был 15.06.2021 г. на своей страничке «В контакте» опубликовать свою личную точку зрения на проблемы, обсуждавшиеся на круглом столе. В частности, он написал следующее:

«Считаю для себя абсолютно неприемлемым с точки зрения этики и совести любое участие в производстве, распространении, рекламе и лечении теми вакцинами, при изготовлении которых доказано используется клеточная линия на основе абортивного материала (плода эмбриона человека). Считаю это соучастием в грехе убийства ребенка до рождения и оправданием такого греха в будущем ради общего блага (отвечая на возражение, что в вакцинах используется давно абортированный ребенок)»[7].

Кроме того, известна личная позиция митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, которая была опубликована 19 мая 2021 г., за день до круглого стола. Митрополит Лука заявил, в том числе, следующее:  « Что касается использования эмбриональных клеточных линий при производстве вакцины, то независимо от того, каким образом и в какой период времени был использован абортивный материал для изготовления вакцин, это не снимает с нас причастности к данному греху. Формулировка «О связи с абортивным материалом можно говорить лишь в историческом плане» с точки зрения православной традиции является ложной. Грех не имеет срока давности и со временем он в добродетель не превращается. Мы до сих пор несем в себе грех Адама и Евы и, несмотря на его «давность», он доставляет нам массу проблем. Важно отметить, что допускать целесообразность использования того, что было получено в результате греховных действий – лукавство. Позиция «Если уж все-равно делают аборты, то почему бы и не использовать этот материла для блага», имеет далеко идущие аналогии. В таком случае, «если все равно люди умирают, то почему бы не использовать их тела в производстве удобрений, к примеру, или других хозяйственных нуждах»? Любые медицинские опыты, входящие в противоречие с Евангельскими заповедями, и препараты, полученные в результате этих опытов, использовать христианину нельзя[8].

В связи с этим, Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка Дионисий, позвольте задать Вам, как руководителю этого круглого стола, второй вопрос: По какой причине особые мнения этих двух участников Круглого стола, Сергея Чеснокова и митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки,  никак не были отражены в тексте Итогового документа либо каким-либо иным официальным образом донесены до православной общественности по итогам этого круглого стола?

Поскольку вопросы на круглом столе обсуждались чрезвычайно важные и острые, позиции этих участников круглого стола можно было оформить, например,  их особыми мнениями, как это делается у судей.

Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка Дионисий, я заранее благодарен Вам за Ваши ответ на вопросы, заданные в настоящем письме.

Ваши ответы на вопросы будут максимально оперативно и точно доведены до зрителей Первого Церковного Канала (ютуб-канал), а также распространены в православных средствах массовой информации (медиа-ресурсах) Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

Если Бог благословит, Ваши ответы на вопросы, озвученные в настоящем письме, будут переведены на английский и греческий языки и распространены в православных средствах массовой информации (медиа-ресурсах) других поместных православных Церквей.

 

Испрашивая Вашего святительского благословения,

 

 

Руководитель

Первого Церковного Канала

(ютуб-канал)

Дмитрий Константинович Малышев

 

 

_____________________

https://www.youtube.com/channel/UCwjxffSIJNaj8EkHMeictkQ

https://t.me/first_church_channel

 

Апостола Матфия;

Собор Соловецких святых;

Свт. Филарета, архиеп. Черниговского;

22.08.2021 г.

г. Санкт-Петербург.

 


[1] В СДА прошел круглый стол «Вакцинация: этические аспекты в свете православного вероучения». https://sdamp.ru/news/n9397/

[2] Доказательств того, что вакцина против коронавируса «Спутник V» создана с использованием эмбриональной клеточной линии HEK293 огромное множество. Среди них: 1) официальное заявление НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи об использовании HEK293 https://sputnikvaccine.com/rus/newsroom/pressreleases/zayavlenie-nitsem-im-n-f-gamalei/ 2) патент на изобретение № 2731342 «Фармацевтическое средство и способ его использования для индукции специфического иммунитета против вируса тяжелого острого респираторного синдрома SARS-CoV-2 (варианты)»; 3) патент на изобретение №2731356 «Экспрессионный вектор для создания иммунобиологического средства для индукции специфического иммунитета против вируса тяжелого острого респираторного синдрома SARS-CoV-2 (варианты)». (см. открытые реестры https://new.fips.ru/); 4) исследование от сентября 2020 г. Института Шарлотты Лозье (США), специализирующегося на исследованиях абортов и индустрии абортивных материалов (доступно по ссылке, обновленной 2 июня 2021 г.: https://lozierinstitute.org/update-covid-19-vaccine-candidates-and-abortion-derived-cell-lines/?fbclid=IwAR1dysft0B0y_qKjArHB4CAHuOmmsAxUSPMlzpKnY7ys0Z66zVe7hErHeTQ

[3] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви Московского Патриархата, принятые Архиерейским собором 2000 г.;

http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html

[4] Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. http://www.patriarchia.ru/db/text/428616.html

[5] Там же.

[6] Определение Поместного Собора Русской Православной Церкви (27-28 января 2009 года). http://www.patriarchia.ru/db/text/543669.html

[7] Личная страница «В контакте» Сергея Чеснокова, пост от 15.06.21 г.      https://vk.com/sergey.chesnokov?w=wall11427236_6437

[8] Митрополит Лука: «Христос Воскресе, дорогие мои читатели! О…» https://vera24.eu/mitropolit-luka-xristos-voskrese-dorogie-moi-chitatelio/



Подписка на новости

Последние обновления

События