Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Uncategorised

       Обращение Первого Церковного канала к Его Высокопреосвященству Дионисию (Порубаю)

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему

 Дионисию (Порубаю),

митрополиту Воскресенскому,

Первому Викарию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси,

Управляющему делами Московской Патриархии,

Наместнику Новоспасского ставропигиального мужского монастыря 

115172, г. Москва, Крестьянская пл., д. 10

 

Ваше Высокопреосвященство,

Высокопреосвященнейший Владыка Дионисий!

 

31 января 2020 года Правительство России Постановлением № 66 дополнило Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, добавив туда, коронавирусную инфекцию (2019-nCov). 

01 августа 2020 года были завершены фаза 1 и фаза 2 клинических испытаний вакцины против коронавирусной инфекции «Спутник V».  

18 января 2021 года по поручению Президента в России стартовала массовая вакцинация от коронавируса.

По состоянию на 17.06.2021 г. в некоторых регионах России, в том числе в Москве и Московской области, объявлена обязательная вакцинация для отдельных категорий граждан.

Таким образом,  как минимум, 12 месяцев, с августа 2020 года по август 2021 года, в обществе активно обсуждается тема вакцин от коронавируса.

20 мая 2021 г. Вы, возглавили круглый стол  «Вакцинация: этические проблемы в свете православного вероучения», который был проведен по благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла[1]. По итогам этого круглого стола был принят Итоговый документ, который был направлен в Священный Синод для дальнейшего рассмотрения и формирования официального мнения Церкви.

Итоговый документ круглого стола «Вакцинация: этические проблемы в свете православного вероучения», в составлении которого Вы принимали непосредственное участие как руководитель этого мероприятия, был направлен в Священный Синод и будет использован для формирования официальной позиции Церкви.

В связи со всем вышесказанным, Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка Дионисий, позвольте задать Вам вопрос.

По какой причине, будучи руководителем круглого стола «Вакцинация: этические проблемы в свете православного вероучения» и одним из ключевых создателей Итогового документа этого круглого стола, Вы умолчали в тексте этого документа об официальной позиции Церкви, запрещающей создание и применение лекарств (в том числе вакцин), созданных с использованием человеческих эмбрионов, и включили в текст документа следующую фразу: «…православный человек, использующий вакцину от этой болезни, созданную или тестированную с применением эмбриональной человеческой клеточной культуры, не сопричастен греху аборта, в результате которого была создана эта клеточная культура.»?

 Обращаю Ваше внимание, Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка Дионисий, что эта фраза Итогового документа круглого стола «Вакцинация: этические проблемы в свете православного вероучения» является чудовищной, прямо греховной и откровенно противоречит решениям двух архиерейских соборов Русской Православной Церкви Московского Патриархата (2000 г. и 2008 г.) и одного поместного собора Русской Православной Церкви Московского Патриархата (2009 г.).

Приведу Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка Дионисий официальную позицию Русской Православной Церкви Московского Патриархата по вопросу вакцин, созданных с использованием эмбриональных клеточных линий.

Официальная позиция Русской Православной Церкви Московского Патриархата состоит в категорическом запрете на создание и применение вакцин, сделанных с использованием эмбриональных клеточных линий. В первую очередь, этот запрет Церкви распространяется на вакцину против коронавируса «Спутник V», которая создавалась с использованием эмбриональной клеточной линии HEK293[2].

Эта официальная позиция Русской Православной Церкви Московского Патриархата формировалась не один год и оформлялась не случайными документами, а решениями Архиерейских соборов 2000 г., 2008 г. и Поместного собора 2009 года.

В документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятом Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 15 августа 2000 г. утверждается безусловная недопустимость использования тканей и органов человеческих зародышей:

 «Безусловно недопустимым Церковь считает употребление методов так называемой фетальной терапии, в основе которой лежат изъятие и использование тканей и органов человеческих зародышей, абортированных на разных стадиях развития, для попыток лечения различных заболеваний и «омоложения» организма. Осуждая аборт как смертный грех, Церковь не может найти ему оправдания и в том случае, если от уничтожения зачатой человеческой жизни некто, возможно, будет получать пользу для здоровья. Неизбежно способствуя еще более широкому распространению и коммерциализации абортов, такая практика (даже если ее эффективность, в настоящее время гипотетическая, была бы научно доказана) являет пример вопиющей безнравственности и носит преступный характер» (Основы социальной концепции РПЦ, раздел XII.7)[3].

В документе «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», принятом Архиерейским Собором 26 июня 2008 г. еще раз подчеркивается недопустимость использования человеческих эмбрионов в медицине:

«...недопустимо возведение в норму безнравственных и антигуманных действий по отношению к человеку, таких как аборт, эвтаназия, использование человеческих эмбрионов в медицине, эксперименты, меняющие природу человека, и тому подобного.» (Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, раздел III.3)[4].

Пояснение Пресс-службы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 г.:

«Документ «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» был принят Архиерейским Собором 2008 года в развитие основ ее социальной концепции. Каноническим структурам, священнослужителям и мирянам нашей Церкви надлежит руководствоваться данным документом в своих общественно значимых выступлениях и действиях; он подлежит изучению в духовных школах Московского Патриархата. Документ предлагается братскому вниманию Поместных Православных Церквей с надеждой на то, что он послужит возрастанию в единомыслии и поможет координации практических действий.»[5].

При этом обращаю Ваше внимание, на то, что использование тканей и органов человеческого эмбриона не может считаться законной и нравственно приемлемой трансплантологией в соответствии с учением Церкви. В Разделе XII.7 «Трансплантология»  Основ социальной концепции Русской Православной Церкви указано следующее:

«Однако посмертное донорство органов и тканей может стать проявлением любви, простирающейся и по ту сторону смерти. Такого рода дарение или завещание не может считаться обязанностью человека. Поэтому добровольное прижизненное согласие донора является условием правомерности и нравственной приемлемости эксплантации. В случае, если волеизъявление потенциального донора неизвестно врачам, они должны выяснить волю умирающего или умершего человека, обратившись при необходимости к его родственникам. Так называемую презумпцию согласия потенциального донора на изъятие органов и тканей его тела, закрепленную в законодательстве ряда стран, Церковь считает недопустимым нарушением свободы человека

Таким образом, существует  критерий нравственной приемлемости пересадки органов от человека к человеку, который установлен Русской Православной Церковью и в зависимости от наличия которого, трансплантология может быть нравственно приемлемой или нравственно недопустимой (греховной). 

Очевидно, что в случае изъятия органов у убиваемого в утробе матери ребенка, в соответствии с учением Православной Церкви, выраженным в Решении Архиерейского Собора 2000 г. в этом случае невозможно выполнить критерий нравственной приемлемости такой трансплантологии. Убиваемый в утробе матери младенец не может дать добровольное прижизненное согласие донора на посмертную трансплантологию своих органов.

Поместный Собор Русской Православной Церкви Московского Патриархата 2009 года одобрил определения Архиерейских Соборов 2000 и 2008 годов о недопустимости использования человеческих эмбрионов. Это было сделано Определением Поместного Собора Русской Православной Церкви от 28 января 2009 года «О жизни и трудах Русской Православной Церкви». Пункт 4 указанного Определения содержит следующее решение Поместного Собора:

«4. Участники Собора одобряют деяния Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, состоявшихся в период между Поместными Соборами» (Определение Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 года)[6].  

Прошу Вас обратить внимание на то, Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка Дионисий, что выше указанная официальная позиция Русской Православной Церкви Московского Патриархата по вопросу недопустимости таких вакцин, как вакцина «Спутник V», оформленная решениями Архиерейских соборов 2000 г. и 2008 г. одобрена Поместным собором Русской Православной Церкви Московского Патриархата в 2009 году и поэтому не может быть изменена ни Патриархом, ни Архиерейским собором с формальной точки зрения.

При этом, конечно, главную причину невозможности изменения официальной позиции Русской Православной Церкви Московского Патриархата по этому вопросу составляет не формальная необходимость созыва Поместного собора по этому вопросу, а противоречие такого рода препаратов как вакцина «Спутник V» требованиям Евангелия и Преданию Православной Церкви.

Также важным моментом работы вышеуказанного круглого стола «Вакцинация: этические проблемы в свете православного вероучения», на мой взгляд, является то, что не были опубликованы особые мнения отдельных участников круглого стола к Итоговому документу круглого стола, которые не совпадают с главной идеей этого Итогового документа.

Так, Сергей Чесноков, Координатор Общероссийского движения «За жизнь!» после окончания круглого стола, вынужден был 15.06.2021 г. на своей страничке «В контакте» опубликовать свою личную точку зрения на проблемы, обсуждавшиеся на круглом столе. В частности, он написал следующее:

«Считаю для себя абсолютно неприемлемым с точки зрения этики и совести любое участие в производстве, распространении, рекламе и лечении теми вакцинами, при изготовлении которых доказано используется клеточная линия на основе абортивного материала (плода эмбриона человека). Считаю это соучастием в грехе убийства ребенка до рождения и оправданием такого греха в будущем ради общего блага (отвечая на возражение, что в вакцинах используется давно абортированный ребенок)»[7].

Кроме того, известна личная позиция митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, которая была опубликована 19 мая 2021 г., за день до круглого стола. Митрополит Лука заявил, в том числе, следующее:  « Что касается использования эмбриональных клеточных линий при производстве вакцины, то независимо от того, каким образом и в какой период времени был использован абортивный материал для изготовления вакцин, это не снимает с нас причастности к данному греху. Формулировка «О связи с абортивным материалом можно говорить лишь в историческом плане» с точки зрения православной традиции является ложной. Грех не имеет срока давности и со временем он в добродетель не превращается. Мы до сих пор несем в себе грех Адама и Евы и, несмотря на его «давность», он доставляет нам массу проблем. Важно отметить, что допускать целесообразность использования того, что было получено в результате греховных действий – лукавство. Позиция «Если уж все-равно делают аборты, то почему бы и не использовать этот материла для блага», имеет далеко идущие аналогии. В таком случае, «если все равно люди умирают, то почему бы не использовать их тела в производстве удобрений, к примеру, или других хозяйственных нуждах»? Любые медицинские опыты, входящие в противоречие с Евангельскими заповедями, и препараты, полученные в результате этих опытов, использовать христианину нельзя[8].

В связи с этим, Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка Дионисий, позвольте задать Вам, как руководителю этого круглого стола, второй вопрос: По какой причине особые мнения этих двух участников Круглого стола, Сергея Чеснокова и митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки,  никак не были отражены в тексте Итогового документа либо каким-либо иным официальным образом донесены до православной общественности по итогам этого круглого стола?

Поскольку вопросы на круглом столе обсуждались чрезвычайно важные и острые, позиции этих участников круглого стола можно было оформить, например,  их особыми мнениями, как это делается у судей.

Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка Дионисий, я заранее благодарен Вам за Ваши ответ на вопросы, заданные в настоящем письме.

Ваши ответы на вопросы будут максимально оперативно и точно доведены до зрителей Первого Церковного Канала (ютуб-канал), а также распространены в православных средствах массовой информации (медиа-ресурсах) Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

Если Бог благословит, Ваши ответы на вопросы, озвученные в настоящем письме, будут переведены на английский и греческий языки и распространены в православных средствах массовой информации (медиа-ресурсах) других поместных православных Церквей.

 

Испрашивая Вашего святительского благословения,

 

 

Руководитель

Первого Церковного Канала

(ютуб-канал)

Дмитрий Константинович Малышев

 

 

_____________________

https://www.youtube.com/channel/UCwjxffSIJNaj8EkHMeictkQ

https://t.me/first_church_channel

 

Апостола Матфия;

Собор Соловецких святых;

Свт. Филарета, архиеп. Черниговского;

22.08.2021 г.

г. Санкт-Петербург.

 


[1] В СДА прошел круглый стол «Вакцинация: этические аспекты в свете православного вероучения». https://sdamp.ru/news/n9397/

[2] Доказательств того, что вакцина против коронавируса «Спутник V» создана с использованием эмбриональной клеточной линии HEK293 огромное множество. Среди них: 1) официальное заявление НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи об использовании HEK293 https://sputnikvaccine.com/rus/newsroom/pressreleases/zayavlenie-nitsem-im-n-f-gamalei/ 2) патент на изобретение № 2731342 «Фармацевтическое средство и способ его использования для индукции специфического иммунитета против вируса тяжелого острого респираторного синдрома SARS-CoV-2 (варианты)»; 3) патент на изобретение №2731356 «Экспрессионный вектор для создания иммунобиологического средства для индукции специфического иммунитета против вируса тяжелого острого респираторного синдрома SARS-CoV-2 (варианты)». (см. открытые реестры https://new.fips.ru/); 4) исследование от сентября 2020 г. Института Шарлотты Лозье (США), специализирующегося на исследованиях абортов и индустрии абортивных материалов (доступно по ссылке, обновленной 2 июня 2021 г.: https://lozierinstitute.org/update-covid-19-vaccine-candidates-and-abortion-derived-cell-lines/?fbclid=IwAR1dysft0B0y_qKjArHB4CAHuOmmsAxUSPMlzpKnY7ys0Z66zVe7hErHeTQ

[3] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви Московского Патриархата, принятые Архиерейским собором 2000 г.;

http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html

[4] Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. http://www.patriarchia.ru/db/text/428616.html

[5] Там же.

[6] Определение Поместного Собора Русской Православной Церкви (27-28 января 2009 года). http://www.patriarchia.ru/db/text/543669.html

[7] Личная страница «В контакте» Сергея Чеснокова, пост от 15.06.21 г.      https://vk.com/sergey.chesnokov?w=wall11427236_6437

[8] Митрополит Лука: «Христос Воскресе, дорогие мои читатели! О…» https://vera24.eu/mitropolit-luka-xristos-voskrese-dorogie-moi-chitatelio/

Геронда архимандрит Ефрем Филофейский (Аризонский)

Нас ожидает баня покаяния

Το λουτρό της μετανοίας μάς περιμένει

Γέροντας Εφραίμ Φιλοθεΐτης

 

Τι είναι η Ορθοδοξία

Давайте последуем по светлому пути покаяния; если мы искренне раскаиваемся, тогда Бог принимает наше покаяние и создает с нами новые отношения. Часто человек, находясь под тяжестью греха, подходит к тому, чтобы сказать: «Но может ли Бог простить меня за то, что я сделал?» С одной стороны, он прав. Он чувствует тяжесть и задается вопросом, может ли Бог поднять ее! Ради Бога! Разве Бог, Христос, море милосердия и сострадания не может поднять тяжкое бремя грешной души? В горсти песка, брошенной в океаны, есть какое-то вещество? Никакая субстанция не теряется. Что-нибудь появляется на поверхности? Ничего. Именно таковы все грехи человечества. Это ноль в бездне благоутробного милосердия Божия. Еще в большей степени грехи одной души!

Но с правой стороны к человеку приходит чуждый спасению человека, демон, и он нашептывает душе: «Мне ничего не проститься!» Он толкает ее, оказывает насилует и «давит», чтобы подтолкнуть к преступлению самоубийства. Вот почему мы никогда не должны доверять чему-то подобному этому внушению, даже если мы совершаем преступления каждый день. Никогда не теряйте надежду, что бы мы ни делали, как бы сильно мы ни падали, как бы сильно мы ни пострадали и нас не ударили; никакого отчаяния и безнадежности.

Но помысел скажет: «Как долго Бог будет ожидать меня?» Поскольку Бог подает вам жизнь, это гарантия от Бога, что он вас ждет. Вы не можете отрицать право Бога на то, чтобы Он вас ожидал. С этой надеждой, с этим дерзновение мы подойдем к Престолу Божественной Благодати.

У нас есть бесчисленное количество ярких примеров покаяния людей, далеких от Бога, которые вернулись и не только спаслись, но и достигли великой степени святости.

Кто такая преподобная Мария Египетская? Кем она была? Сколько и сколько, подобных преподобной Марии, было грешных людей, которые впоследствии стали святыми! Вот почему никто не должен отчаиваться, но с покаянием приходить к духовнику, который своим словом может усыновить грешника Богу, чтобы немедленно его оправдать. «Вся, елико разрешите на земли, будет разрешено на небеси. Благодать Святого Духа тебя простит и обновит как в настоящем веке, так и в будущем ». Автоматически Божественный «компьютер» нивелирует грех и одновременно открывает врата Царства Небесного. Христос жених приемлет человека, у кого раньше не было «одеяния» хитона души.

За эту великую милость Божию давайте возблагодарим Его, давайте Ему поклонимся со всей признательностью нашей души. Если бы Бог не был таким бесконечно милосердным, никто бы не спасся. Никто не смог бы спастись, потому что никто не жил и не живет на земле безупречно, без ошибок и пятен. Никто не может похвалиться тем, что он сохранил свое сердце невинным и чистым. Но милость Божья имеет такую великую силу, это лекарство так страшно и ужасно, что все изглаживает. Она совершает ужасные операции, невероятные действия и спасает человека от неминуемой душевной смерти.

Здесь мы видим души, оставившие жизнь без раскаяния, и «божественное вмешательство и божественное провидение» по молитвам святых людей, возвращались и получали прощение. «После смерти нет покаяния» для души, осужденной на мучения. Чтобы она раскаялась, она должна вернуться к жизни. Даже и такие чудеса были совершены по Божьему промыслу, чтобы спасти человека.

Жених «совершил обновление», Христос ждет нас, мы не должны опаздывать. Сейчас мы входим в стадию поста и очищения, нас ждет баня покаяния. Давайте использовать время сейчас, когда все способствует покаянию. Слова Церкви трогательны, вызывают глубокое переживание, если мы обращаем внимание на их значение. Давайте вставать на колени каждый день, каждую ночь и призывать дух умиления, сокрушения слез, которые дает нам Бог.

И когда Бог касается наших очей, нам необходимо поблагодарить Его, необходимо смириться и высказать Ему наше бессилие, и что только по Его благоутробию мы каемся, а не в том, что мы способны и достойны для покаяния. И то, что мы верим в Бога и признаем свою греховность, - это Божественная благодать, это благосердие. Если благодать не покрывает человека, то он не меняется. Если мы думаем о возвращении, если мы раскаиваемся, если мы меняемся, это действие Божественной благодати. Для того чтобы пришла Божественная благодать, мы должны быть готовы к ее приятию.

 

 

Из книги: Старец Ефрем, Проигумен монастыря Филофей. Искусство спасения (Γέροντος Εφραίμ Προηγουμένου Ι.Μ. Φιλοθέου, Η τέχνη της σωτηρίας. Έκδ. Ι.Μ. Φιλοθέου, Άγιον Όρος 2005. Ομιλία Β’. Τον νυμφώνα Σου βλέπω, σελ. 35 (απόσπασμα).

 

 © перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2021г.

 

 

 

 

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ-Францисскій († 1966 г.) 

Слово въ недѣлю Всѣхъ святыхъ въ землѣ Россійской просіявшихъ.
 
Слово в неделю Всех святых, в земле Российской просиявших / Православие.Ru

Сегодня праздникъ Всѣхъ святыхъ въ землѣ Россійской просіявшихъ — всѣхъ святыхъ, которыхъ возрастила Русская Церковь, Русская земля. Нынѣ праздникъ духовнаго неба надъ Россіей. То небо широко простирается, начиная отъ святаго князя Владиміра и блаженной княгини Ольги. Они были какъ бы корни всѣхъ святыхъ въ землѣ Россійской просіявшихъ. Возросъ великій сонмъ, великое древо святости. Правда, еще и до Великаго князя Владиміра были святые, праведные, просіявшіе тамъ, гдѣ нынѣ земля Русская. Тѣ части, которыя нынѣ составляютъ предѣлы Россіи еще и прежде того какъ онѣ вошли въ составъ земли Россійской просіяли святыми угодниками Божіими.

Херсонесъ хвалится семью епископами еще въ первыя времена посѣщавшими тотъ край, такъ же впослѣдствіи Кириллъ и Меѳодій проповѣдывали тамъ. Въ Херсонесѣ крестился Великій князь Владиміръ и вмѣстѣ съ мощами древняго священномученика Климента Римскаго онъ принесъ Вѣру Православную въ Кіевъ, положилъ тамъ начало возрастанія Церкви Русской. Нынѣ мы и празднуемъ всѣхъ тѣхъ угодниковъ Божіихъ — преподобныхъ Антонія и Ѳеодосія и прочихъ многихъ чудотворцевъ Печерскихъ, всѣхъ преподобныхъ въ землѣ Россійской просіявшихъ, тѣхъ святителей, которые утверждали православіе, стяжали христіанство землѣ Русской, которые утверждали въ народѣ вѣру и благочестіе, тѣхъ святыхъ, которые притворились безумными, а въ дѣйствительности были мудры и своими кажущимися смѣшными поступками сами смиряли свою гордость, учили дѣтей преклоняться передъ святостью и слѣдовать Евангелію. Прославляемъ многихъ угодниковъ Божіихъ, которые въ разныхъ концахъ просіяли въ землѣ Россійской; тѣхъ страстотерпцевъ, которые терпѣливо перенесли ниспосланныя имъ страданія и, наконецъ, тѣхъ мучениковъ, которые въ маломъ чинѣ просіяли въ древности, но сейчасъ обильно кровью своей полили всѣ клочки земли Русской. Земля освятилась ихъ кровью, воздухъ освятился отъ восхожденія ихъ душъ. Небо надъ Русью освятилось тѣмъ ликомъ святыхъ угодниковъ Божіихъ, которые сіяютъ надъ ней. Безчисленное ихъ множество.

Есть чудная книга недавно написанная — «Святая Русь». Крестъ святости русской тамъ подробно изложенъ. Изъ этой книги можно узнать, какъ святость укоренялась и возрастала въ Россіи, какъ отъ однихъ святыхъ духовно происходили другіе, какъ между собой они были связаны и все то представляетъ дѣйствительно златую цѣпь святости земли Русской. Мы всѣхъ ихъ празднуемъ нынѣ, всѣхъ которыхъ невозможно даже перечислить. Мы видимъ дивныхъ святителей, которые укрѣпляли идею Русскую своимъ пастырскимъ дѣланіемъ. Мы видимъ какъ Русская земля славилась не только подвигами царей, бояръ, воиновъ, но и какъ ея части съ возрастомъ духовно связывались между собой этой святостью. Вотъ почему и называлась Русь Святой Русью — не потому что не было грѣховъ, не было беззаконія, — нѣтъ, всегда гдѣ только есть люди, были и будутъ грѣхи и беззаконія.

Съ грѣхопаденія нашихъ прародителей въ міръ вошло зло, но всякое зло никогда не представлялось идеаломъ и даже терпимымъ въ землѣ Русской. Было зло, но послѣ того каялись. Каялись даже разбойники; тѣ которые заканчивали жизнь на плахѣ, и то въ большинствѣ своемъ вспоминали передъ смертью Господа Іисуса Христа, кланялись народу, прося прощеніе въ тѣхъ преступленіяхъ, которыми они вносили соблазнъ и просили молиться за упокой ихъ душъ. Такъ было въ древности, такъ было въ русской исторіи, ту святость и сейчасъ еще хранитъ земля Русская. И хвалимъ всѣхъ святыхъ, которые подвигами всей жизнью землѣ Русской показывали примѣръ той святости. Вотъ Великій князь Владиміръ и Блаженная княгиня Ольга — то исторія князей просіявшихъ какъ угодники Божіи. Почему они святые? Потому, что хотя они изстари имѣли въ рукахъ своихъ власть, имѣли въ рукахъ своихъ большія богатства, они не плѣнялись богатствомъ, не были имъ порабощены. То богатство и та власть служили или для того, чтобы дѣлать добро, или для того, чтобы другимъ людямъ дать возможность жить по заповѣдямъ Божіимъ. А другіе угодники Божіи уходили въ пещеры, удалялись въ дремучіе лѣса, пустыни, однако тамъ они дѣлались магнитами, которые духовно привлекали искавшихъ укрѣпленіе душъ своихъ. И тѣ преподобные, которые уходили и старались быть неизвѣстными, — ихъ неизвѣстность становилась извѣстной и къ нимъ устремлялись люди. Они сіяютъ намъ изъ глубины вѣковъ въ наши времена. Господь прославилъ ихъ дѣла, прославилъ ихъ мощи святыя чудесами и понынѣ они являются проповѣдниками во славу Божію. Преподобный Сергій — сколько лѣтъ онъ прожилъ одинъ въ дремучемъ лѣсу, гдѣ не было никого кромѣ звѣрей. По сей день св. Троицѣ-Сергіева лавра привлекаетъ вѣрующихъ со всѣхъ концовъ не только Руси, но можно сказать, со всѣхъ концовъ и предѣловъ вселенной. И ничѣмъ другимъ она не славится, какъ подвигомъ преподобнаго Сергія и тѣхъ святыхъ, которые его ученіемъ спасались. И нынѣ она является какъ бы сердцемъ Земли Русской, вмѣстѣ съ первопрестольнымъ нашимъ градомъ Москвой, которая не только сіяетъ богатствомъ и древними постройками, но святостью тѣхъ святыхъ, которые тамъ подвизались и чьи мощи тамъ почиваютъ.

Мы прославляемъ всѣхъ тѣхъ, которые въ разныхъ концахъ Земли Русской утверждали христіанство, проповѣдовали тѣмъ, которые еще христіанства не знали. Русь объединяла всѣхъ въ единственномъ кровѣ, не столько единствомъ границы, сколько духовнымъ призывомъ къ святости святыхъ въ Землѣ Россійской просіявшихъ. Многія имена вошли въ составъ русскаго народа. И хотя въ основѣ русскаго народа — народъ славянскій, въ немъ есть множество разныхъ именъ, но никто не считался чужимъ, какъ только принималъ Православную христіанскую вѣру. Православная вѣра спасла Русь. Православная вѣра ее освятила. Православная вѣра ее укрѣпила. И въ тяжкія времена татарскаго ига чѣмъ спасались русскіе люди? Только вѣрой въ Бога и тогда, въ тѣ тяжкія времена, наибольше строилось храмовъ, наибольше основалось монастырей. И въ тѣ тяжкія времена русскіе люди всегда особенно призывали Бога и тогда духовно воскресала Русь.

Еще задолго до нашихъ бѣдствій и внѣ предѣловъ Россіи были святые, принадлежавшіе къ русскому народу, на Руси возсіявшіе и просіявшіе въ иныхъ мѣстахъ. Вотъ въ Греціи, одинъ изъ славныхъ угодниковъ Божіихъ кто? — Іоаннъ Русскій, который былъ плѣнникомъ во времена Петра Великаго, жилъ тогда среди турокъ и такъ былъ твердъ въ христіанской вѣрѣ, что передъ нимъ склонились мусульмане, видя праведную жизнь. Пытались его обратить въ мусульманство, но онъ остался твердъ — не стали они дальше настаивать и только удивлялись, видя праведную жизнь того русскаго человѣка, который среди нихъ находится прежде какъ рабъ и въ то же время духовно царствуетъ надъ ними. И когда греки должны были покинуть Малую Азію они принесли его мощи въ церковь на островѣ Евбея, недалеко отъ Аѳинъ. И теперь она является мѣстомъ, куда стекаются греческіе, а нынѣ и русскіе, бѣженцы-паломники.

За предѣлами Руси подвизался и Паисій Величковскій, не прославленный еще (преподобный Паисій Величковскій былъ Русской Православной Церковью заграницей мѣстно прославленъ въ Свято-Ильинскомъ скиту на Аѳонѣ, а затѣмъ и вмѣстѣ съ преподобными отцами Оптинскими въ 1990 г. — ред.), но сдѣлался духовнымъ отцомъ многихъ праведниковъ, которые были духовными водителями на Руси въ послѣднее время. Всѣхъ ихъ празднуемъ вмѣстѣ. Какъ разнообразны ихъ житія! Одни князья, другіе простолюдины. Одни же занимаютъ высокое положеніе, другіе скитаются по улицамъ, полуодѣтые — и въ то же время къ ихъ голосу прислушиваются цари! Іоаннъ Грозный, передъ которымъ трепетали всѣ, начиная отъ членовъ его семейства и который сослалъ митрополита Филиппа, святаго мужа, обличавшаго его, слушался полунагого Василія Блаженнаго. Однажды стоялъ Іоаннъ Грозный въ храмѣ и выходя изъ него видитъ Василія Блаженнаго. Онъ говоритъ: «Василій, я тебя не замѣтилъ, не видѣлъ здѣсь». — «А я тебя видѣлъ царь, не здѣсь въ храмѣ, а какъ ты ходишь по Воробьевымъ горамъ!». И смутился царь Іоаннъ: «Да, — говоритъ, — во время обѣдни я думалъ о томъ, какъ строить дворецъ на Воробьевыхъ горахъ». Разгромилъ онъ Великій Новгородъ. Подступилъ къ Пскову, и другой юродивый, Блаженный Николай, предлагаетъ ему мясо. «Не буду мясо есть нынѣ. Сегодня пятокъ» — говоритъ Іоаннъ Грозный. «Но ты хуже дѣлаешь, ты пьешь кровь человѣческую, — отвѣчаетъ ему Блаженный Николай, — скорѣе уходи отсюда. Если еще помедлишь, то не на чемъ будетъ тебѣ бѣжать отсюда». И Іоаннъ Грозный словами Блаженнаго ушелъ со двора. Стали уже исполняться слова Блаженнаго, т. к. сразу пропалъ любимый царскій конь. Быстро уѣзжаетъ изъ Пскова не учинивъ тамъ никакой расправы. Такъ святость побѣждала всюду.

Уже въ недалекія отъ насъ времена, пріѣзжаетъ царь Николай I въ Кіевъ. Тамъ его, сидя на полу, привѣтствуетъ Блаженный Ѳеофилъ, тоже не прославленный еще святой угодникъ земли Русской. Говоритъ ему разныя наставленія и царь, самодержавный правитель, передъ которымъ трепещетъ Европа, внимаетъ его голосу. До послѣдняго времени были праведники земли Русской. Многіе изъ нихъ прославлены, извѣстны всему міру, многіе изъ нихъ доселѣ неизвѣстны и просіяютъ, если Богу угодно, тогда, когда настанетъ для этого время. Святитель Гермогенъ, къ примѣру, послѣ своего подвига триста лѣтъ почивалъ непрославленный. Богъ такъ устраиваетъ, чтобы мы на разные примѣры взирали, не только прославляли нынѣшній день, а потомъ выйдя изъ храма принимались за другія дѣла и забывали о нихъ. Нѣтъ, надо чтобы святые были нашими великими руководителями, чтобы мы всегда имѣли ихъ передъ своими глазами.

Уже здѣсь зарубежомъ, въ наши дни мы имѣемъ праведниковъ, хотя еще непрославленныхъ, но отъ которыхъ люди получали дивныя знаменія. Вотъ напримѣръ епископъ Іона Маньчжурскій. Чувствуется приближеніе конца его земной жизни. Призываетъ онъ священника и начинаетъ самъ читать отходную, и въ тотъ часъ, когда духъ его отходитъ на небо, мальчикъ который лежитъ въ томъ городѣ больной ногами, который въ теченіе долгаго времени не могъ ходить, бѣжитъ и кричитъ: «Мама, мама явился мнѣ сейчасъ святитель Іона и говоритъ — вотъ мнѣ ноги больше не нужны. Вотъ тебѣ ноги». Тотъ мальчикъ, который лежалъ недвижимо на кровати, теперь бѣжитъ! Въ то время проносится слухъ, что въ тотъ самый часъ скончался Владыка Іона.

Во Франціи, нѣсколько лѣтъ тому назадъ, при переносѣ одного кладбища, когда разрыли одну могилу вдругъ рабочіе въ ужасѣ отскочили. Тамъ лежалъ въ полномъ облаченіи православный священникъ и оказалось, что этотъ священникъ больше шестнадцати лѣтъ пролежалъ тамъ. Умиралъ отъ рака, когда обычно человѣкъ разлагается заживо, а онъ лежалъ цѣлъ и нетлѣненъ и нынѣ тѣло его перенесено подъ Парижъ. Сіяютъ угодники Божій въ наше время. А сколько ихъ на нашей несчастной измученной Родинѣ! Сколько тамъ священномучениковъ! Сколько тамъ мучениковъ! Нѣсть имъ числа. Сколько въ различныхъ мѣстахъ сосланныхъ нашихъ святителей, которые скончались, которые подобны своимъ житіемъ тѣмъ святителямъ, которые были преслѣдуемы во время иконоборчества и другихъ ересей. И Петръ Крутицкій, и Кириллъ Казанскій и многіе иные, которые скончались гдѣ-то въ неизвѣстности, которыхъ и мощи никогда не будутъ можетъ быть найдены, но сіяютъ какъ свѣтъ пресвѣтлый передъ нашими духовными очами на русскомъ небѣ. Всѣ они, святые угодники Божіи, прославленные и непрославленные, молятся за насъ, показываютъ намъ примѣръ.

Повторяю, что были всегда грѣхи и беззаконія въ Россіи. Были они отъ самыхъ первыхъ временъ, какъ вообще грѣхъ наполнилъ землю, отъ того часа, когда прародители наши согрѣшили въ Раю. Но грѣхъ не долженъ оставаться грѣхомъ и, если кто кается, то изъ преступника святымъ дѣлается. Какъ была грѣшна Марія Египетская, другіе были разбойники, а потомъ стали преподобными. Помолимся нынѣ, чтобы Господь духъ ихъ послалъ въ сердца наши. Чтобы мы зарубежомъ, слѣдуя ихъ примѣру, помнили, что не напрасно мы носимъ имя сыновъ Россіи. Что не напрасно Господь намъ далъ даръ имѣть свои корни, далъ однимъ возрасти на Родинѣ, а другимъ родиться отъ русскихъ родителей. Потому, что если какая страна чѣмъ хвалится, то Русская земля хвалится именно святостью. «Прекрасная Франція», говорятъ. Разнымъ странамъ прилагаются разныя названія — что какой народъ удивилъ. Но Русская земля паче называется «Святой Русью». Только къ одной другой землѣ приложено это названіе — къ Святой Землѣ, въ которой просіялъ Господь нашъ. Никто изъ другихъ странъ, никто изъ другихъ народовъ не принимаетъ этого званія. Почему? Потому что самое важное для насъ, самое драгоцѣнное, самое великое — это святость. Это идеалъ, это предѣлъ стремленія русскаго народа. Мы забываемъ обращаться къ духовному небу, но я надѣюсь мы не навсегда забыли. Какъ спутники, идя по пустынѣ ночью, взираютъ на небо и по звѣздамъ находятъ свой путь — такъ и мы должны взирать на наше русское небо, чтобы Господь указалъ намъ путь и привелъ насъ къ миру и единству здѣсь зарубежомъ, чтобы Господь преобразилъ сердца русскихъ людей въ зарубежьи и тогда поверженные духовнымъ натискомъ, падутъ и внѣшнія цѣпи пространства. И воскреснетъ Русь во всей своей славѣ и величіи.

Благословеніе Господне на васъ. 
 

Источникъ: Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. / Составленъ протоіереемъ Петромъ Перекрестовымъ къ прославленію святителя Іоанна. — Санъ-Франциско: «Русскій пастырь», 1994. — С. 182-188. 

Святая Равноапостольная великая княгиня Ольга

рекомендуемые последние научные статьи и исследования

 

1. Ольга. Великая княгиня Киевская. https://nic-pnb.ru/istoriya-otechestva/olga-velikaya-knyaginya-kievskaya/

2. Два взгляда на княгиню Ольгу в древнерусской гимнографии Первушин Михаил Викторович. 
Правильная ссылка на статью: Первушин М.В. — Два взгляда на княгиню Ольгу в древнерусской гимнографии // Litera. – 2020. – № 10. – С. 18 - 27. DOI: 10.25136/2409-8698.2020.10.33861 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=33861.https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=33861

3. О. В. Розина.  Историко-культурологическая реконструкция паломничества княгини Ольги к святыням Царьграда. file:///C:/Users/USER/Downloads/istoriko-kulturologicheskaya-rekonstruktsiya-palomnichestva-knyagini-olgi-k-svyatynyam-tsargrada.pdf

4. Проблемы соотношения гимнографии и агиографии на память княгини Ольги. Осокина, Елена Анатольевна. 
Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/problemy-sootnosheniya-gimnografii-i-agiografii-na-pamyat-knyagini-olgi#ixzz71XcIFaYI

5. Н. Гринев. Подвиг святой благоверной равноапостольной княгини Ольги и историческая судьба России. https://www.pravmir.ru/podvig-svyatoj-blagovernoj-ravnoapostolnoj-knyagini-olgi-i-istoricheskaya-sudba-rossii-2/#ixzz38MoEYvKz

Ольга. Великая княгиня Киевская


Великая княгиня Ольга… При этом имени у каждого, знающего отечественную историю хотя бы поверхностно, всплывают разнообразные интересные и судьбоносные для истории Древней Руси факты.

Ольга – одна из немногих правителей-женщин в нашей истории. Однако своей политикой и внутренней организацией жизни государства Ольга заслужила звание авторитетной княгини, привнесшей весомый вклад в становление русской государственности. В произведениях фольклора и художественной литературы у Ольги сформировался имидж мудрой, целеустремленной, дальновидной женщины, хорошо разбиравшейся одинаково и в политике, и в хозяйстве.

Уже в ранних письменных источниках можно прочитать о том, что Ольгу собирались причислить к лику святых не только за ее гуманную и необходимую политику, но и за принятие христианской веры, популярность которой на Руси набирала существенные обороты. Канонизация Ольги произошла значительно позднее по неизвестным причинам. Точный год не установлен. Однако по сей день женщины с именем Ольга отмечают свой день ангела 11 июля по новому стилю.

Хотя в ее биографии также много различных спорных фактов, как и у других правителей Руси. Например, доподлинно неизвестно об истинном происхождении Ольги. Одни источники говорят, что она родом из Новгородских земель, другие – что из Псковских. Третьи считают, что Ольга происходит из варягов.

Согласно сохранившимся данным, каждый раз покидая Киев, Великий князь Игорь оставлял управление государством на свою жену Ольгу. Именно она в данный период вела переговоры с наместниками, принимала послов и занималась другими политическими делами. Основываясь на данных фактах, можно смело утверждать, что уже тогда Ольга смогла изучить азы управления страной, ещё до гибели мужа.

Так получилось, что внутренняя политика княгини Ольги после убийства князя Игоря древлянами, по большей части, касалась именно отмщения и усмирения этого племени. В 945 году после гибели князя Игоря от рук древлян власть по наследству переходит к сыну Святославу, но он, будучи ещё мал (3 года), был не способен управлять Русью, и регентшей становится Ольга, его мать.

Считается, что смерть Игоря была выгодна славянским племенам древлянам, так как они хотели сместить действующую киевскую власть и установить там свое господство, направив туда своего ставленника.

Сначала Ольга «отомстила сама древлянам, как требовал закон». Речь идёт об обычае мести за гибель родного человека. Месть древлянам за смерть Игоря стала первым примечательным событием в период её правления. Конечно, это предание подвергалось критике и различным трактовкам, но принято считать, что это кровная месть. Хотя нельзя не предположить, что эта месть носила политический характер: древлянская земля находилась в сфере интересов Руси, и её завоевание давало возможность далее расширить свою территорию. К тому же таким образом Ольга смогла повысить свой авторитет среди киевской знати. Недаром сохранилась поговорка «Волос долог, а ум короток» – отношение к управлению женщины в Киевской Руси было неоднозначным. А для того, чтобы удержать власть после смерти Игоря в своих руках, княгине пришлось прибегнуть к столь жестоким методам воздействия.

Разгром древлян произошёл, конечно же, и вследствие налогового спора, поэтому следующей задачей Ольги было упорядочение сбора дани и полного контроля над этим процессом.

С.Н. Соловьёв раскрывает подробно то, что стало новым в правление княгини: «Ольга объехала всю землю, повсюду оставила следы своей хозяйственной распорядительности. …Ольга с сыном и дружиною пошла по их земле, установляя уставы и уроки: на становища ее и ловища, то есть на места, где она останавливалась и охотилась, указывали еще во времена летописца. Под именем устава должно разуметь всякое определение, как что-нибудь делать; под именем урока – всякую обязанность, которую должно выполнять к определенному сроку, будет ли то уплата известной суммы денег, известного количества каких-нибудь вещей или какая-нибудь работа»[1]. Все эти данные отражают внутреннюю политику княгини. Пока подрастал молодой князь, Ольга провела административное деление территории, упорядочила и упростила сбор дани и организовала работу на местах. Это качество особенно отмечено летописью и историками.

Этот важный шаг стал основой для дальнейшего развития системы налогообложения в русском государстве. «Уставы» (периодичность налоговых сборов) и «уроки» (размер налоговых сборов) – это фиксированные величины. В результате сбор дани стал упорядоченным экономическим действием.

Внутренняя политика Ольги также отличалась прогрессивностью для того времени, поскольку затронула не только завоёванные земли, но и земли русские. При Ольге впервые появляются погосты – центры торговли и обмена. «Повесть временных лет» повествует нам: «В год 6455 (947) отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге – оброки и дани, и ловища ее сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места ее и погосты, а сани ее стоят в Пскове и поныне, и по Днепру есть места ее для ловли птиц, и по Десне, и сохранилось село ее Ольжичи до сих пор»[2].

В.О. Ключевский пишет, что Ольга учредила сельские судебно-административные округа и устанавливала податные оклады. Обычай полюдья сохранился и после, …это был для князя единственный способ исполнять свои обязанности относительно народонаселения, …суд и расправу; …для этого князь … останавливался в каком-нибудь удобном для себя месте, куда окружное народонаселение и позывалось к нему для своих надобностей».

Естественно, что для большего удобства эти места княжеской стоянки, эти погосты могли быть определены навсегда, могли быть построены небольшие дворы, где могли быть оставлены княжие приказчики (тиуны), и, таким образом, эти погосты могли легко получить значение небольших правительственных центров и передать свое имя округам. Впоследствии здесь могли быть построены церкви, около церквей собирались торги. Хотя летописец упоминает о распоряжениях Ольги только в земле Древлянской и в отдаленных пределах Новгородской области, однако, как видно, путешествие ее с хозяйственною, распорядительною целию обнимало все тогдашние русские владения; по всей Земле оставила она следы свои, повсюду виднелись учрежденные ею погосты. Н.М.Карамзин также отмечает хозяйственность княгини: «Она поехала в северную Россию, в область Новогородскую; учредила по Луге и Мсте государственные дани; разделила землю на погосты, или волости; сделала … все нужнейшее для государственного блага по тогдашнему гражданскому состоянию России и везде оставила знаки своей попечительной мудрости».  Помимо этого на каждую землю Ольга приставила тиуна – княжеского администратора, человека, призванного заботиться о процветании вверенной ему административной единицы, а также собирать дань.

Подобные новшества в русских землях дали возможность развиваться городам, соблюдение порядка сбора налогов с каждого погоста влияло на развитие хозяйство и обогащение казны. Ольга, действительно, является новатором в своём времени, делает шаг вперёд к цивилизованной жизни, какой она была в европейских государствах.

С начала 950-х годов Византия была весьма заинтересована в прочных дипломатических и военных контактах с Русью. Перед Константинополем крайне остро стоял вопрос о противодействии арабам, и Константин VII предпринял активные дипломатические и военные усилия для поисков союзников как на Западе, так и на Востоке. Позиция Руси, имевшие союзные договоры с Хазарией, вызывали его тревогу. В то же время русское войско было необходимо Византии для новых походов против Арабского халифата.

Отношения с Византией уже давно не удовлетворяли Русь. Ей никак не удавалось встать вровень с империей, которая имела исключительное политическое и религиозное положение. Понимая необходимость повысить престиж Руси, Ольга решила лично принять христианство.

Европейские торговцы и посланцы римской церкви уже давно проложили путь в Киев, но стабильных дипломатических отношений с Западом у Руси в ту далекую эпоху еще не существовало. В немецких источниках имеются указания на переговоры княгини Ольги с императором Священной Римской империи Оттоном I. Осенью 959 года в отношениях с византийским императором Константином у Ольги наметился разрыв, и киевская княгиня направила посольство к Оттону I с просьбой учредить на Руси епископию.

Аббат Прюмского монастыря близ Трира Регинон составил «Хронику», которая была широко известна в Германии и Франции. Он довел свое повествование до 906 года, а затем вплоть до 967 года хроника была продолжена анонимом. Под 959 годом в «Хронике» помещено известие о том, что «послы Елены, королевы ругов, крестившейся в Константинополе» прибыли к королю Оттону I с просьбой прислать «епископа и священников».

О факте призвания Ольгой немецких священников свидетельствуют также «Хильдесхаймские анналы».  Не называя имени киевской княгини, они утверждают: «К королю Оттону явились послы народа Руси с мольбою, чтобы он послал кого-нибудь из своих епископов, который открыл бы им пусть истины; они уверяли, что хотят отказаться от языческих обычаев и принять христианскую веру…» В документе определенно шла речь о намерении Ольги крестит Русь с помощью западного монарха. Учитывая, что раскол в христианской религии на православие и католичество произошел лишь в 1054 году, для княгини Ольги обращение к германскому императору почти на сто лет раньше вовсе не было отступлением от греческой веры.

Желание княгини Ольги приобщить киевлян к новой религии наталкивалось на их активное сопротивление. Во главе языческого движения стоял молодой князь Святослав Игоревич, отважный полководец и прирожденный лидер. Княгиня убеждала сына принять святое крещение, он же не внимал ее словам. Говоря: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться». Мать уверяла: «Если ты крестишься, то и все сделают то же». Но он не следовал ее увещаниям, «продолжая жить по языческим обрядам»[3].

Оттон I всерьез задумался о кандидатуре русского иерарха. Его выбор пал на брата Адальберта из монастыря Святого Максимина. Адальберт вовсе не обрадовался новому назначению. Проклиная судьбу, новоиспеченный епископ поехал на Русь, имея при себе верительные грамоты монарха. Вероятно, он прибыл в Киев в 961 году. Там адепт христианства развернул бурную деятельность: он настойчиво пропагандировал свои взгляды, призывая знать, бояр и купцов принять веру Христа.

Латинская миссия на Русь завершилась сокрушительным крахом. Хотя Адальберт не поведал о том, что случилось в Киеве, можно предположить, что в столице Руси, раздираемой острейшими противоречиями между христианами во главе с Ольгой и языческой дружиной, возглавляемой ее сыном Святославом и активно поддерживаемой народной средой, деятельность германского епископа вызывала протест. Миссионеру пришлось спасаться бегством, теряя соратников. И все же дипломатические контакты Руси со Священной Римской империей были установлены.

Для княгини Ольги первоочередной задачей было сопротивление хазарам, а не война с Византией. С этой целью она стала настойчиво добиваться союза с империей, для чего отправилась в Константинополь. Главной целью поездки княгини Ольги в Константинополь было утверждение прочного союза Руси с Византией, направленного против Хазарского каганата. После трагической гибели князя Игоря в 945 году важнейший русско-византийский договор, заключенный им годом ранее, нуждался в подтверждении. В 944 году Император Роман I, с которым подписывалось соглашение, был свергнут, а на византийский престол взошел Константин VII Багрянородный.

Между тем Киевская Русь продолжала исполнять свои союзнические обязательства, посылая воинские рати на Крит для службы в императорской армии. Русские гарнизоны стояли в крепостях на границе с Арабским халифатом, защищая Византию от вторжений с Востока.

Поездка в Константинополь стала ярчайшим примером того, насколько единение народа в духовной жизни влияет на успешное развитие экономической и политической сфер. Летопись не останавливается подробно на этом эпизоде, но сохранились записи византийского императора об этом визите, где ярко выражено отношение византийской знати к русской княгине. Это сотрудничество было выгодно обоим, и Ольге был оказан особый приём.

Особо примечательных событий во внешней политике летопись не отмечает. Пока рос сын Святослав, военных походов не совершалось. Ольга зарабатывала авторитет для Руси путём дипломатических переговоров. Поэтому поездка в Константинополь считается наиболее ярким и важным событием, поскольку, по летописи, во время этого визита Ольга принимает христианство.

Немаловажным является эпизод крещения княгини  с именем Елена. Принятие христианства носило, очевидно, ещё и яркую политическую окраску – Ольга таким образом проводила курс на сближение с Византией. Несмотря на связи с западноевропейскими землями, княгиня и киевская знать остались на стороне христианской общины руссов, пришедших из Моравии, а, значит, и Византийской империи.

Характеризуя политику Ольги до и после крещения, стоит отметить её смягчение. Новая вера делала её нрав добрее; по летописи, пропала её языческая жестокость, такая явная в предании о мести древлянам. К тому же Ольга уже была в возрасте – Н.И. Карамзин сообщает, что княгине было уже более шестидесяти лет на момент поездки в Константинополь. Так, Ольга стала первым правителем-христианкой, и новая вера невысокими темпами, но всё же, уже распространялась по русской земле.

Конечно, ориентации Святослава на языческие ценности сильно тормозили процесс христианизации Руси, но уже в правление князя Владимира Святославича вся русская земля будет обращена в христианскую веру. Это важный шаг для Руси, ведь развитие духовной жизни означало толчок к развитию хозяйства, появление авторитета среди других государств и, как следствие, бурное развитие торговых и политических связей. Отход от архаических, языческих устоев повышал уровень Руси среди западноевропейских стран. Поэтому принятие христианства Ольгой можно считать весьма важным этапом на пути принятия новой веры.

«Крещение княгини Ольги в Константинополе» Худ. Акимов И.А.

Принятие крещения, означало заключение темного союза с Византией, естественным врагом иудейской Хазарии. После этого события хазарский каган Иосиф потерял надежду на мирные отношения с Русью. Сразу после крещения Ольги начались военные походы князя Святослава против хазар, закончившиеся разгромом их каганата.

Годы правления княгини не отмечены крупными военными завоеваниями. Сначала было важно укрепить государство внутри и лишь затем, начинать вести активную внешнюю политику. С.М. Соловьёв недаром проводит аналогию между первыми годами правления Ольги и князя Олега. Помимо сходства в характере, видно, что оба они, лишь укрепив позиции великокняжеской власти, приступали к решению внешнеполитических задач. Княгиня старалась поднять престиж Руси не военными завоеваниями, а умелой мудрой дипломатией, что принесло свои плоды.

Ольга, будучи регентшей Святослава, а затем и правителем Руси в отсутствие князя, запечатлена в летописи как мудрый, хозяйственный управитель, а также справедливой. Несмотря на принятую в то время традицию передачи власти по мужской линии, княгиня становится ярким исключением в историческом процессе: успешная внутренняя политика и дипломатические переговоры с другими странами становятся по-настоящему новаторским шагом для русской земли, не ведавшей ранее дипломатических методов урегулирования отношений.

Таким образом, внешняя политика княгини Ольги носила мирный характер. В своем правлении она стремилась дополнить внутреннее «устроение» государства повышением его политического престижа. Древнерусское государство в Х веке настойчиво расширяло свои международные связи, стремилось ввести регулярные обмены посольствами, содействовать развитию торговли. Руси удалось стабилизировать свои отношения с Византией, Хазарией, Болгарией, Польшей и Чехией. Сама Ольга не развязывала войн, но давала возможность своему сыну Святославу совершать военные походы на Дунай. В своем правлении она стремилась расширить пределы государства.

Период правления Ольги совпал с взрослением и совершеннолетием ее сына Святослава. Также она управляла княжеством впоследствии, когда Святослав, уже взрослый мужчина и состоявшийся правитель Руси ушел в военный поход против печенегов, защищая свои земли. Это хождение не было единственным. Святослав в свое княжение провел большую часть в войнах, а его мать правила за него в Киеве и следила за внутренним укладом в государстве. Таким образом, она все равно оставалась правительницей Руси, и Киев она считала ее центром.

Предприняв поход на племена древлян и новгородцев, Ольга понимала, что ставит под угрозу целостность автономии союза славянских племен, которые были объединены в русское раннефеодальное государство. Это имело очень весомый вклад в укрепление Ольгиной внутренней политики: племена потихоньку объединялись в единое целое вокруг киевского княжества. Так, власть в Киеве постепенно признавалась единоличной.

Отношения с кочевниками отличались напряжённостью. На протяжении многих десятилетий Русь поддерживала разнообразные отношения с печенегами, кочевавшими в южных степях от Дона до Дуная. Впервые летопись упоминает о вторжении печенегов на Русь 915 годом, однако хазарам они были известны, начиная с VIII века. Кочевнический союз печенегов сформировался из русскоязычных финно-угорских племен. Он кочевал в заволжских степях, беспокоя славянские земли. Печенеги разделялись на восемь орд, причем одна часть их кочевала между Дунаем и Днепром, а другая – между Днепром и Доном. Император Константин сообщал, что печенеги часто совершали набеги на Русь, угоняя скот и захватывая мирных жителей в рабство. Нередко они поджидали торговые караваны у днепровских порогов на пути «из варяг в греки» и, пользуясь их беззащитностью при перетаскивании судов волоком, нападали на купцов и захватывали товары. По возможности, руссы старались не вступать в открытую войну с кочевниками, ведь в таком случае они могли оказаться совершенно отрезанными от Крыма и Византии.

Печенеги, или «пацинаки», как их называли греки, продавали руссам скот, а также контролировали поступление товаров из Причерноморья. Современник свидетельствовал, что через Херсонес печенеги торговали с Русью и Византией: «Это племя занимается торговлей с херсонитянами и отправляет поручения их и царя в Россию, Хазарию, Зихию (древнюю Адыгею) и прочие тамошние страны, получая, разумеется, от херсонитов условленное вознаграждение за такую службу, смотря по свойству услуги и положенному на нее труду, по продаже шелковых тканей, перевязей, муслина, бархата, перца, красных парфянских кож и других подобных вещей…».

Ради своего спокойствия русские князья старались заключить с печенегами военные союзы, используя их отряды для усиления своих ратей. Однако на поле брани они были плохими соратниками. Предпочитая вступать в бой только в случае явной победы руссов. В 915 году печенеги «створили мир с Игорем, идя к Дунаю», чтобы обеспечить себе надежный тыл: захватывая степные просторы, печенеги попытались освоить и лесостепные области, но натолкнули на сопротивление местных племен. Тогда они откочевали к границам Болгарии и Венгрии.

Весной 969 года в русские пределы вторглись бесчисленные орды печенегов и подступили к Киеву. Княгиня Ольга, которая уже передала бразды правления страной сыну Святославу, оказалась в осажденном кочевниками городе с маленькими внуками Ярополком, Олегом и Владимиром. В это время князь Святослав находился в военном походе на Дунае, и помощи ждать была неоткуда. Осада была длительной. Ольга держалась стойко, что вселяло надежду в сердца измученных горожан. Летописец рассказывает, что нашелся смельчак, который пробрался сквозь лагерь печенегов и вызвал подмогу. В тот раз печенеги отступили, а подоспевший со своей дружиной Святослав нагнал их и заставил отойти в степь.

В целом, внутренняя и внешняя политика Ольги заслуживает уважения и знания еще одного этапа в становлении русской государственности, образования единого централизованного государства.

Ольга – пример воли, женской мудрости, хозяйственности. Недаром Ольгу называют «матерью народа русского». Она, руководствуясь не столько личными интересами, но интересами своего государства, поступала чётко, хитро: эпизод мести древлянам – прекрасное тому подтверждение. Ольга – одна из первых христиан на Руси. По летописи, она положила начало новой вере, не испугалась язычников, не приветствовавших христианство на родной земле.

Судьба княгини тесно переплетена в предании с судьбой Руси, и учёные неоднократно отметили эту крепкую взаимосвязь в своих трудах: предание чтит Ольгу, возвышает образ её, ставит в один ряд с другими крупными политическими деятелями: отмеченное сходство в характере Ольги и Олега и сравнение с её деятельности с деятельностью князей Олега и Игоря говорят о том, что личность Ольги столь же важна в жизни русского государства. Но её можно считать неким исключением из традиции, ведь во главе государства встала женщина, и вся деятельность княгини крепко связана с именно женскими качествами, что выделяет её в истории.

Политика княгини способствовала укреплению государства, единению земель, повышению авторитета княжеской власти. Именно Ольга сумела чисто дипломатическими действиями заручиться доверием и почтением как дружины, так и мирного населения. Предание чтит Ольгу как прекрасную управительницу, сумевшую хладнокровно преодолеть произвол при сборе дани. Ольга принесла на русскую землю христианство; с неё, по сути, начинается новая эпоха на Руси, ведь Русь получает авторитет и доверие в европейских странах. Своей дипломатией Ольга громко заявила о мощи русского государства, что обеспечивало дальнейшее развитие хозяйства и торговли с Западом.

Источник: https://nic-pnb.ru/istoriya-otechestva/olga-velikaya-knyaginya-kievskaya/

Точка зрения автора статьи не во всем совпадает с точкой зрения Православного Апологета.

Все это позволяет судить о том, насколько важную роль сыграла княгиня Ольга в становлении российской государственности.

Овсянникова Ольга Александровна,
исполнительный директор Научно-исследовательского центра проблем национальной безопасности,
кандидат педагогических наук, доцент


[1] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Сочинения: В 18 кн. – М.: Голос; Колокол-Пресс, 1993-1998. – Т. 1.

[2] Повесть временных лет / подгот. текста, пер., ст. и коммент. Д. С. Лихачева; под ред. В. П. Адриановой-Перетц. – СПб., 1999.

[3] Повесть временных лет / подгот. текста, пер., ст. и коммент. Д. С. Лихачева; под ред. В. П. Адриановой-Перетц. – СПб., 1999.

Митрополит Найроби Макарий: «Ни Церковь, ни Государство не имеют такого права принуждать человека ее делать… это Сатанизм!

Μητροπολίτης Ναϊρόμπι Μακάριος: «Ούτε η Εκκλησία, ούτε η Πολιτεία δεν έχουν αυτό το δικαίωμα να επιβάλλουν υποχρεωτικά στον άνθρωπο να κάνει αυτό το… Διαβόλιο!

от Православного Апологета: "В то врем как в Русской Православной Церкви мы все чаще начинаем слышать позорные и возмутительные высказывания и даже решения некоторых епископов (епископ Панкратий Троицкий, митрополит Тобольский Димитрий, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, ректор Сретенской Академии протоиерей Вадим Леонов и др) о необходимости вакцинации всего духовенства", тем самым не только оправдывая проводимый через лжевакцинацию, и позорно пособствуя настоящему геноциду русского народа в угоду политикам, мы слышим совершенно иные, преисполенные пастырской заботой о спасении и любви к народу Божию слова  епископа-миссионера из Александрийской Патриархии - не принимать вакцину от коронавируса:


Его Высокопреосвященство Митрополит Найроби Макарий выступил с ярким выступлением на Focus FM 103.6 и с журналистом Стефаносом Дамианидисом.

«Нет причин, - сказал он, - принимать эту вакцину».

«Наличие этого вируса с самого начала является полностью обманом, человеческим изобретением против человеческого достоинства», - сказал он. "Она имеет смертельные последствия для человека".

«Ни Церковь, ни государство не имеют права навязать ее (силой) человеку, сделать эту вакцину обязательной», - подчеркнул он.

+++++++++++++++++++++

Что касается решения о закрытии церквей, он задавался вопросом, «разрешено ли нам закрывать церкви, а политикам при этом продолжать свои собрания? Почему виновата Церковь, почему виноват Христос, почему мы должны осуждать Церковь?

Священник в Янине, который причащал пластиковой лжицей, тем самым дал повод и послужил причиной для «отрицании нашей веры, оскорбления и богохульстве…».

Послушайте, что он сказал ниже:

 

ΣΕΒΑ. ΜΗΤΡΟΠΟΛΙΤΗΣ ΝΑΪΡΟΜΠΗ ΜΑΚΑΡΙΟΣ 240621

by Focus FM 103.6

18:02

ΣΕΒΑ. ΜΗΤΡΟΠΟΛΙΤΗΣ ΝΑΪΡΟΜΠΗ ΜΑΚΑΡΙΟΣ 240621

 

https://www.mixcloud.com/Focusfm/σεβα-μητροπολιτης-ναϊρομπη-μακαριος-240621/



Подписка на новости

Последние обновления

События