«Иисуса ищите, Назарянина распятого, Он воскрес. Его нет здесь. Вот место где Он был положен»(Мк.16.6).
Эти небесные, но в тоже время спасительные слова услышали из уст ангела «и весьма рано в едину от Суббот жены мироносицы, которые пришли на гроб, дабы помазать ароматами Иисуса»(Мк.16, 1-2).
Они удостоились евангельской радости, прияв сообщение о том, что Единородный Сын и Слово Божие вочеловечившийся от Святого Духа и Девы Марии, сходящий во ад через Крест, воскрес из мертвых.
Это то, что в сущности и является чудом Божественной премудрости, силы и человеколюбия в Го божественном домостроительстве ради нашего спасения. Иисус Назорей силой Своего Отца и силой Его божественной природа воскресил Его человеческое естество Он совоскресил Адама и совоскресил и нас всех людей
Согласно воле Бога Отца Он совершает это таинство на этом месте, на котором мы стоим.
На этом памятном месте был похоронен и из негоже и воскрес Богочеловек Иисус Христос. Этот пустой гроб является свидетелем совершившегося здесь таинства.
Свидетелями этого таинства являются также жены мироносицы и ученики апостолы, узревшие этот гроб пустым. Свидетель также и Сам Господь, Который явил «в ином образе» Свое распятое и прославленное тело в первый день Его Воскресения «прежде всего Марии Магдалине» (Ин 20, 27) и «отвещал мироносицам, говоря им, радуйтесь» (Мф 28 9), «явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение» (Мк 16 12), «явился наконец самим одиннадцати, возлежавшим на вечери» (Мк 16 14) и после восьми дней со дня Воскресения Он соизволил осязать Себя Фоме (Ин 20 27)и «явил Себя живым по страдании Своем со многими верными доказательствами в продолжении сорока дней являясь ученикам»(Деян.1, 3).
Его распятие по плоти и трехдневное восстание и вознесение от нас на небо Господа, ниспослание от Отца Его Святого Духа, Духа Пятидесятницы ученикам Своим.
Посредством Этого Духа Господь озарил, утвердил и явил миру Церковь как Его святое тело, которое Он искупил свое честной кровью. Она научает человека, наставляет его и вводит его в ее таинства, совершает над ним крещение и соделывает его честным своим членом.
Церковь очеловечивает человека, его освящает, примиряет его в самом себе и с его ближними, доставляет ему благолепное изменение, делает его богообразным, а посредством Причащения она соделывает его делателем милосердия и благотворения.
Церковь соделывает человека победителем даже и смерти. Она делает его способным презирать страх смертных наказаний.
Церковь выставляет миллионы мучеников, которые погибли ради имени Христа и пролили свою кровь, которая вместе с кровью Христа поддерживает устои Церкви, так что «врата ада не смогут ее одолеть» (Матф 16, 18). Этим деланием занимается Церковь и сегодня во времена порой тяжелого экономического и нравственного кризиса, голода, нищеты, эксплуатации, торговли человеком.
Церковь и сострадает и сочувствует человеку. Она оказывает помощь человеку всеми своими силами и различными способами и не только духовно и нравственно, но и материально. Она наставляет его, согласно своей природе и своему слову, жить довольствуясь малым.
Святый Град Царя всяческих первый получающий оставлением грехов воскресением осуществляет свое пастырское служение в пастве Святаго Града которая претерпевает бури и давление по причине нестабильности политической ситуации.
Она изливает елей и вино на раны этой Его паствы но одновременно Он осуществляет свое дело по спасению Святых Мест в которых произошло откровение Бога в Единородном Его Сыне и Слове.
Он с нежной любовью проявляет гостеприимство и к вам благоговейным паломникам рассматривая вас за ать ее церковной полноты в эти дни вашего паломничества.
Сион, матерь всех Церквей, переживая радость о воскресении Христа, ниспосылает от Всесвятого и Живносного Гроба благочестивой пастве Святаго Града и вне его, и вам христолюбивые и благочестивые паломники пасхальный гимн: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».
Не только люди, предающиеся порокам и страстям, находятся в вражиих сетях, являются врага нашего спасения пособниками, но и те, которые поставляют себе задачею жить благочестиво, не оставляются в покое тем же врагом; он и этих христиан старается завлечь в свои сети, но уже на почве их благочестия, — именно вовлекает в так называемую прелесть. Прелесть — это извращенное, неправильное внутреннее наше настроение, якобы высокое, духовное, но на самом деле фальшивое, обманчивое, поддельное, показное, — это то внутреннее наше состояние сердца, о котором святой апостол Павел говорит, что можно иметь только образ благочестия и быть лишенным силы его.
Уже каждый человек при своей немощной, греховной природе бывает в большей или меньшей степени подвержен этой прелести. Ты подумал, что хорошо сказал, хорошо сделал, — вот уже и прелесть. Размечтался о своих дарованиях, способностях — опять прелесть. Принял похвалу, усладился ею — и это прелесть. Святые отцы различают при этом два рода духовной прелести в ее крайнем развитии. Первый вид — это когда человек начинает воображать, что он видит Господа, Божию Матерь, Ангелов, духов и считает себя достойным таких видений. Второй род прелести — это когда человек возомнит о себе, что он высокой духовной жизни, что он необычайный постник, прозорливец, чудотворец, что он способен нести большие подвиги, что он призван учить и руководить людьми. Этот род прелести называется мнением, потому что в этом случае человек мнит о себе.
Всякий род духовной прелести есть, однако же, пагубнейшее состояние нашего духа. Оно основывается на духовной гордости человека, то есть на том самом грехе, коим пал и первый ангел. Вот почему вовлекать в духовную гордость сатана так стремится и всех рабов Божиих. Духовная гордость — его грех. Возгордившись, сатана удален был от Господа и низвержен в преисподнюю. То же падение ожидает и всех нас, если мы будем вовлечены, чего не дай Бог, в духовную прелесть. Жизненный опыт и писания духовных отцов указывают массу тому примеров; при этом тех, которые вовлекаются в прелесть видения духов, обыкновенно ожидает постыдное посрамление, а вторых, возмечтавших о себе, — нравственное падение и часто даже самоубийство.
Приведем пример того и другого случая. В одной келий молился инок, и вот, ему начинает казаться, что с иконы выходит ангел и говорит ему: если ты хочешь быть бесстрастным, выжги огнем с лампады свои глаза, чтобы тебе не видеть уже суеты мира сего. И прельщенный инок делает это: выжигает сначала один глаз; тогда голос повторяется и велит ему выжечь второй глаз; но тут инок приходит в чувство: в нем пробуждается мысль, что он, как грешный, немощной человек, и без глаз может быть борим грехом, если не поможет ему Господь. И как только инок так смиренно о себе подумал, прелесть о своем совершенстве быстро у него рассеялась, а вместе с этим исчезло видение, и он услышал только как бы вдали громкий смех и обонял необыкновенный смрад.
А случаев нравственного падения и самоубийств от прелести духовной, когда человек возомнит о себе, необычайное множество. Есть сектанты, так называемые хлысты и т.п., которые впадают именно в эту бесовскую прелесть и — знаете ли, чем дело их иногда оканчивается? — нравственным падением, развратом. Например, у хлыстов так называемые радения, как доказано, оканчиваются нередко повальным грехом. Или вот пример. Одна женщина говорила нам: «В настоящее время я нахожусь в сильной плотской брани, которая началась у меня после моего падения, тогда как до падения я была религиозна, часто посещала храм, исповедовалась и причащалась». — «А скажите: до падения, когда вы были религиозны, не мечтали ли вы о себе?» — «Да, было. Я по ночам, бывало, долго молилась и воображала себе: какая я счастливая — молюсь и не имею греха, тогда как, быть может, в эту самую ночь сколько совершается разврата, и мыслию о своей чистоте я услаждалась». — «Так вот и причина вашего падения: это — духовная гордость, или так называемая прелесть».
В одной пустыни жил схимонах, который отличался строгим образом жизни и был среди братии за это уважаем. Однажды он явился к настоятелю и объявил ему, что он был восхищен в рай, но, к сожалению, там увидел только себя и никого из братии. Настоятель по своей простоте не обратил внимания на то, что с этим иноком началась духовная прелесть, созвал братию и, передавая им видение схимонаха, убеждал их жить добродетельно, чтобы не лишиться рая. Но что потом случилось с схимонахом, вообразившим одного себя только достойным рая и никого из братии? Через несколько времени его нашли удавившимся в своей келий. Дело в том, что подвергшийся духовной прелести, будучи лишен благодати Божией, временами начинает испытывать страшное уныние, тоску, отчаяние, которое и увлекает прельщенных к самоубийству, а то и враг рода человеческого наталкивает на это самоубийство. Например, одному прельщенному отшельнику вообразилось, что ему хорошо себя распять на кресте, по примеру Христа Спасителя; другому показалось, что на нем могут осуществиться слова Святого Писания: яко Ангелом Своим заповесть о тебе... На руках возмут тя (Пс. 90:11-12), и вот он однажды, доказывая правоту своих религиозных убеждений, бросается из окна, заявляя, что он останется при падении невредим, но к несчастию разбивается.
Да, желающим проходить духовную жизнь крайне нужно остерегаться прелести. Следует при этом помнить, что прелесть начинается часто незаметно для тебя самого. Не дай Бог возомнить о себе что-либо высокое, что ты, например, выделяешься от других, что на твои подвиги удивляются, что ты влияешь на людей и т.п. Поддаться этому чувству — это значит открыть дверь для прелести, которая потом пойдет быстро развиваться, и вот, ты скоро вообразишь, что тебя уже окружает сияние, что ты изгоняешь бесов, и выйдет, таким образом, что ты возведешь сам себя в особенного человека, посланника Божия, духоносца, чудотворца и т.п. Чтобы избежать этой духовной прелести, надо твердо помнить, что только покаянное чувство, смирение, соединенное со страхом Божиим, создает в нас здоровое, духовное настроение, спасает нас.
Правда, нелегко достигается такое настроение. Мы иной раз желаем сокрушаться, смиряться, а нас борет самомнение. Пусть борет, а мы все-таки будем усиленно искать покаяния и смирения, будем молиться, укорять себя, плакать, что у нас нет покаяния. Помни всегда, что только потом и трудами можно достигнут смиренного чувства. И пока мы не проломим стены гордости, самомнения, нет нам спасения. Будем так воспитывать свое сердце, чтобы все наши подвиги казались нам ничтожными и что они нужны для изглаждения нашей неимоверной душевной скверны. Тогда мы не будем замечать их и ими услаждаться, а станем считать их малыми и ничего не значащими.
Держи также в сердце своем такое чувство: все доброе, тобою совершаемое, ты делаешь не потому, чтобы заслужить венец у Господа, стать у него на первом плане, ибо у тебя тогда будет всегда опасность вообразить, что ты, кажется, уже достаточно потрудился и заслужил награды, но должен трудиться, чтобы не огорчить Господа, твоего Благодетеля, должен трудиться для спасения души. И знай: если мы имеем такое настроение, то у нас вырабатывается сильная чувствительность к своим грехам, так что всякое греховное пятнышко нам будет казаться уже тяжелым и глубоко огорчающим Господа делом. А так как ты никогда не будешь в состоянии избавиться от этих греховных пятнышек — греховных помыслов и чувств, то у тебя сама собой будет развиваться и укрепляться надежда только на Господа, могущего всю твою скверну очистить, себя же ты будешь представлять неключимым рабом, слабым и немощным.
Об авторе: Арсений (Жадановский Александр Иванович; родился 6.03.1874, слобода Писаревка Волчанского у. Харьковской губ. — расстрелян 27.09.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), епископ Серпуховской, викарий Московской епархии.
17 июля – трагическая и кровавая дата в истории России. В этот день 93 года назад были зверски убиты император Николай II, императрица Александра, великие княжны Татьяна, Ольга, Мария Анастасия, царевич Алексей. Вокруг этого события споры не утихают до сих пор, как и не ясна картина с останками царственных мучеников. В чем заключается особый смысл этих событий для русских людей? Какова подоплека этого зверства, если, по мнению ряда исследователей, оно носило явный ритуальный характер? С этих вопросов началась наша беседа со старшим научным сотрудником Российского института стратегических исследований (РИСИ), кандидатом исторических наук, членом Союза писателей России Петром Мультатули.
Петр Мультатули: Величайший смысл подвига святых Царственных Мучеников – это жертва во имя Христа-Спасителя, Которому они остались верными до мученической кончины, смирение перед Его Святой Волей. Это – жертва во имя России, во имя спасения Русского Народа. Царь был отцом народа, Царица – его матерью, царские дети – чадами народа. Царская Семья любила весь великий многонациональный русский народ как своих близких, своих родных. Вся жизнь Царской Семьи была направлена на процветание и благоденствие русского народа. Убивая Царскую Семью, изуверы думали, что убивают Россию. Во многом это было действительно так. Ибо, конечно, после Екатеринбургского злодеяния Россия стала совсем иной. Прошло всего 5 лет после страшной ночи в Ипатьевском доме, и само имя России исчезло с географической карты. И чтобы кто ни говорил, Советский Союз не был, конечно, Россией. Это была страна с совершенно иными моральными ориентирами и другой духовной основой. Но подвиг Царской Семьи, Новомученников и Исповедников Российских позволил сохранить православный дух России. Нет сомнений, что именно этот дух одержал победу в Великой Отечественной войне, проложил дорогу в космос, создал лучшие в мире науку и образование. Всё это было достигнуто потому, что дух русской православной цивилизации оказался сильнее коммунистических и большевистских догм.
Подвиг Царской Семьи – это торжество христианства, которое всегда обращает даже самые страшные мучения, понесённые за Христа в Его торжество и торжество Его Церкви. Убийцы Царской Семьи тщательно и задолго готовились к своему злодеянию. Само злодеяние было совершено настолько жутким способом, настолько покрыто завесой тайны, что до сих пор общепринятой является та версия убийства, которую навязали нам сами злодеи в 1918 году. Но по большому счёту эти вопросы являются второстепенными, ибо мученическая смерть Царской Семьи привела её к святости, а презренные имена убийц навеки прокляты и всё более придаются забвению. Величая святых Царственных Мучеников, мы повторяем Пасхальные слова: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?». Святые Царственные Мученики победили смерть и молятся у Престола всех Царя за спасение России, за спасение нас с вами.
— В России даже среди тех людей, которые считают себя православными, бытует мнение о слабости Царя Николая II. Иные же ставят его в один ряд с такими фигурами как Сталин и другими диктаторами. Не касаясь достоинств и недостатков других тех или иных исторических личностей, очевидны попытки принизить подвиг Николая II, показать ущербность царской власти. Русским уже век пытаются вдолбить в головы идею-фикс о неприемлемости, слабости и неэффективности царской власти. Кто, какие силы стоят за попытками умаления Русского Царя?
— Тот, кто повторяет революционно-большевистский тезис о «слабом» Царе, либо безграмотен в этом вопросе, либо сознательно повторяет лживый миф о Государе. О какой «слабой» воле Императора Николая II можно говорить, когда именно он в тяжелейших политических условиях начала ХХ века смог не только осуществить целый ряд важнейших государственных реформ, не только вывести Россию на путь научно-технической революции с небывалыми темпами роста ВВП, но и одновременно сокрушить страшную смуту 1905—1907 гг., довести русскую армию до порога победы в Мировой войне.
Часто говорят, что у Государя не было своей «команды». При этом забывают, что во время организованного террора 1901—1911 гг. было убито свыше 2 тыс. государственных чиновников, начиная от Н. П. Боголепова, Великого Князя Сергия Александровича, В. К. Плеве и заканчивая П. А. Столыпиным. Убивали лучших назначенцев Царя, преданных монархистов и талантливых организаторов. Не смотря на это, Государь сумел создать такие заделы русской военной и экономической мощи, что Россия смогла выдержать мощнейший удар Запада в 1914—1916 гг. Государь довёл Россию до порога победы, и не его вина, что ему не дали достигнуть этой победы политиканы из кадетско-либеральной оппозиции, представители крупного капитала и часть военной верхушки, которые возомнили, что они смогут сами, без Царя, и выиграть войну, и править Россией.
Прошло чуть больше года, и Россия попала под гнёт самых чёрных сил мировой истории и оказалась ввергнутой в Гражданскую войну. «Слабый» Царь не пустил захватчиков дальше территорий Царства Польского и Литвы. Исконные русские земли не испытали германского нашествия. Через 27 лет при «сильном» Сталине немцы будут стоять у порога Москвы и разглядывать Кремль в бинокли, Ленинград будет блокирован, а большая часть Европейской России со всем населением будет находиться в руках противника. Если этот аргумент мы приведём сторонникам теории «слабого» Царя, то услышим в ответ, что были «объективные» причины, у немцев была сильная техника, не было Второго фронта и т.п., и вообще Первую мировую и Великую Отечественную войны нельзя сравнивать. Но это не так.
Во-первых, во время самого мощного наступления противника против России в 1915 г. Западный фронт был пассивным. Во-вторых, число фронтов, на которых действовала русская армия в 1914—1917 гг., было большим, чем фронтов, на которых действовала Советская армия в 1941—1945 гг., так как у последней не было Кавказского и Персидского фронтов, не было корпусов во Франции и Греции, в-третьих, общая численность войск противника, задействованная против России, не уступала численности войск нацистской Германии и её сателлитов, действовавших против СССР в 1941—1945 гг.
Россия под руководством Императора Николая II предприняла не меньшие усилия, чем Советский Союз под руководством Сталина во время Великой Отечественной войны. Была создана отечественная химическая промышленность, построены с нуля десятки заводов, работавших на оборону, создан незамерзающий порт Романов-на-Мурмане, впервые в мировой истории была создана Эвакуационная комиссия, которая осуществляла плановую эвакуацию предприятий и учреждений из прифронтовых районов, были заложен и практически достроены мощнейшие линкоры, способные взять под контроль Черноморский театр военных действий. Между прочим, опытом Эвакуационной комиссии 1915 г. будут пользоваться советские власти в 1941 г. при организации эвакуации, а через Мурманск пойдут караваны судов западных союзников, сыгравших немалую роль в организации помощи Советскому Союзу.
А ведь положение России в 1915 г. было не менее опасным, чем положение СССР в 1941—1942 гг. В своей телеграмме Совету министров Государь прямо указывал на опасность прорыва противника к Петрограду, Москве и Киеву. И, тем не менее, Ставка Императора Николая II не пропустила неприятеля ни на одном из этих направлений. Более того, в 1916 г. русская армия нанесла тяжёлое поражение австро-германским войскам в Галиции и сокрушительное поражение туркам на Кавказе: практически шестая часть современной Турции была занята русскими войсками. На весну 1917 г. план, выработанный под руководством Государя, предусматривал повторение успеха на Юго-Западном фронте и Босфорскую операцию. Заговорщики не дали Государю этого сделать.
Представим себе, на минуту, что Сталина свергают или убивают в конце 1943 года после Курской дуги. Смог ли бы СССР добиться тех успехов, каких он достиг в 1944 и 1945 гг.? Весьма сомнительно. Если нам начнут говорить, что «сильный» Сталин никогда бы не допустил против себя заговора, то это новая ложь, так как сегодня уже не вызывает сомнений, что Сталин в 1953 г. стал жертвой, созданной им же партийно-номенклатурной системы, которая стала серьёзно опасаться своего создателя.
Вообще сравнения Государя Николая II и Сталина не выдерживают никакой критики. Как говорил Ницше, применительно к науке и религии, «они находятся на разных планетах». Император Николай II – законный русский Царь, Божий Помазанник, Хозяин земли Русской. Сталин – узурпатор, «красный царь», продукт богоборческой революции. Можно сколько угодно говорить, что Сталин был талантливым политиком, государственным деятелем, дипломатом, обладавшим личными незаурядными свойствами. Но всё это не меняет той истины, что это был государственной деятель иной страны, иных моральных ценностей, ничего общего с Российской Православной Империей не имевших. Для Сталина русский народ был разменной картой, материалом из которого он лепил свою лже-империю. Когда нужно было сломить русского крестьянина, Сталин говорил, что «история России есть история её битья», взрывал храмы, убивал священников. Когда ему нужно было спасать себя и свой режим от иноземного нашествия, он вспомнил о «наших великих предках» и о Русской Церкви. Когда ему нужны были деньги от Запада, Сталин говорил о том, что «антисемитизм в СССР карается смертной казнью», когда он решил, что сионизм опасен для его режима, то начал кампанию по «борьбе с космополитами». То есть, Сталин был своего рода шахматист, гроссмейстер от политики. Он мог спокойно жертвовать пешками, слонами и конями во имя того, чтобы любой ценой поставить своему противнику мат. То, что этими «пешками», «конями» и «слонами» были живые люди, Сталина волновало мало.
Принципиально иным был наш Государь. Господь оставил нам две равнозначные заповеди «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» и «возлюби ближнего своего как самого себя». В этом мире только Церковь Христова и семья («малая церковь») ставят Любовь во главу угла. Русские Цари и особенно Император Николай Александрович ставили Любовь во главе своей политики. В сегодняшнем секулярном мире – это утверждение вызовет у большей части людей смех и недоумение. Но у наших предков эти слова вызвали самое серьёзное отношение, ибо они были христианами, а Царь был хранитель христианской веры.
Сегодня часто можно слышать утверждение, что «русский народ любит кнут», что править им надо жестоко, только тогда, дескать, он доволен. Это очередная клевета на наш народ. На Руси глубоко уважали Грозного Царя Иоанна Васильевича, но любили и почитают как местночтимого святого его сына блаженного Царя Феодора Иоанновича. Глубокое почитание было в народе к суровому Императору Николаю Павловичу, но памятники на собранные им деньги, народ тысячами по всей России ставил его сыну – Царю Освободителю Александру II. Велик был Царь-Миротворец Александр III, могучий исполин, перед которым дрожала Европа, но святым мучеником стал его сын – Император Николай Александрович. Государь любил свой народ. И поэтому он не мог вешать и расстреливать его сотнями тысяч, гноить в лагерях и тюрьмах, обрекать на голодную смерть миллионами во имя своих политических целей и даже для подавления смуты и революции.
Православная монархия – это сосотрудничество Царя и народа, и если это сотрудничество исчезает, то исчезает и монархия.
— В последнее время, среди так называемой элиты в России активизировалась некая идея «ручной», конституционной монархии по примеру английской королевы. Это допускает навязывание русскому и другим народам, населяющим Россию, фигуру некоего управляемого, декоративного монарха, сохраняющего все внешние ритуальные атрибуты самодержавия, но полностью вписывающегося в создаваемый на наших глазах новый мировой порядок, в систему грабительского капитализма. В чем опасность такого подхода и его неприемлемость для русских людей и Государства Российского?
— Восстановить монархию в России искусственно невозможно. Для этого надо, что бы хотя бы треть населения понимало смысл и значение православной монархии. Русская монархия в лице Царя-Мученика ушла святой, незапятнотой. Поэтому на фоне святой Царской Семьи любые навязанные «цари» и «царицы» будут выглядеть особенно карикатурно. Такая карикатурная монархия долго не продержится, но самое главное она скомпрометирует в глазах народа истинную монархию.
Царь должен быть выстрадан народом. А это может произойти только в результате потрясения (духовного или исторического), как это было в 1612 г. Ведь тогда, не Михаил Феодорович Романов предлагал себя «в цари». Наоборот, он и его мать всячески пытались избежать этой ноши. Но народ умолял его принять венец. Ибо народ за время Смутного времени, настолько измучился без царской власти, настолько устал от всех этих самозванцев, Лжедмитриев, Тушинских воров, польской шляхты, что чувство им движимое было одним – обрести законного Царя. И когда это произошло, народ воспринял это событие как величайшее благо.
Так и сейчас, если народ поймёт, что либерально-коммунистическая модель никогда не сможет принести России успокоения и мира, то сакральная память его неминуемо приведёт его к мысли о монархии и тогда появится сам Царь. Все остальное: создание монархических партий, движений, провозглашение отдельных отпрысков ушедшей Великой Династии «государями» и «государынями» ничего кроме недоумения вызвать не могут.
Партиями и «монархическими» спектаклями подлинную монархию не восстановишь. Но то, что потребность в монархии в народе возрастает – это факт. Об этом пишут даже люди, далекие от православного монархизма. У недругов нашей страны восстановление подлинной монархии вызывает страх. Вот почему, они либо предлагают нам посадить на престол принца Гарри, либо подсовывают идею возвращения к культу «красного царя» Сталина. Любые попытки нынешней власти хоть как-то проявить уважение к дореволюционному прошлому, вызывают немедленные нападки. Вот, только что глава правительства В.В. Путин предложил установить в Москве памятник П.А. Столыпину. И сейчас же один из сайтов, считающих себя «православным» и даже «монархическим», назвал Сталина великаном, а Столыпина – пигмеем. При этом ещё распространяют небылицы о том, что Государь хотел Столыпина отправить в отставку, так как тот был «либералом» и «врагом самодержавия». Так и хочется сказать, господа-товарищи, врите, но не завирайтесь! Никаких документальных подтверждений того, что Государь планировал отставку Столыпина – нет! Да, отношения между Государем и Столыпиным к 1911 г. были, действительно, непростыми, и Столыпин подвёл Государя с роспуском Думы. Однако, в том же 1911 г. Государь писал Столыпину, что он ему доверяет также, как и в 1906 г. Кроме того, Столыпин, умирая за Царя, уже будучи смертельно раненым, перекрестил его.
Духовная жизнь
Старец Иосиф Ватопедский Подвиг законный
Иоанн Предтеча , будучи в темнице, послал двоих из своих учеников вопросит Иисуса: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют». (Мф. 11, 3-5). Хотя исторически вс эти чудеса действительно совершались, в более широком смысле они имеют и другое значение. Все эти болезни нашего естества символизируют страсти души, в который действует закон развращения. Слепых в физическом отношении не так много среди людей. Но в духовном смысле не являемся ли мы все слепыми, когда не видим нашей цели и призвания? Тот, кто прилепляется надеждой к мирским благам, - слеп и может обрести зрение только тогда, когда обратит к Богу свою веру и упование. Подобно и в отношении других устремлений противоестества: того, кто пленяется ими и только в них имеет надежду и попечение, можно назвать и глухим, и прокаженным, и скорченным, и бесноватым.
Господь наш Иисус Христос, Который взял на себя наши немощи и понес болезни (Мф. 8, 17), есть истинный Вра нашего больного естества: всякий, кто верует в Него и следует за Ним, исцеляется. Его непорочные страдания, которые Он вольно подъял ради нашего спасения, имеют тот же смысл, ибо Христос не сделал ничего, достойного бесчестных страданий: Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (1 Петр. 2, 22). Господь ради исправления наших членов, которые побуждались к нарушению заповедей и работе греху, предает всесвятые Свои члены на страдания. Вот, Адам простер руку к запретному плоду, а Господь распростер Свои руки на Кресте. Его обнажили и смеялись над Ним, и так Он уврачевал наготу прародителя, лишенного Божественной благодати. Пронзили ребра Господа копьем, и так Он исцелил Еву, сотворенную из ребра Адама. Ноги Его пригвоздили ко Кресту, чтобы исцелились ноги Адама, идущие к погибели. Он предал Себя на заплевание и заушение, чтобы омыть стыд «лжеобожения», которого возжелала Ева по наущению врага. Он принял трость от глумищихся воинов, чтобы подписать ею прощение всечеловеческой вины и разодрать рукописание наших прегрешений. Господь вкусил уксуса и желчи, чтобы извергнуть сладость греха. Каждый из Его святых членов претерпел надлежащее наказание нашей собственной вины.
Священное Писание образно указывает на некоторые полезные средства, подогревающие наше усердие. Да будут чресла ваши препосаны и светильники горящи (Лк. 12, 35), - говорит Господь. Удобный пояс на талии, символизирующий готовность к невидимой брани, считается вместилищем воздержания, а также и смиренномудрия. Но почему именно воздержание должно предшествовать нашему выходу на арену борьбы? Потому что противник начинает атаку, когда находит к этому некую причину. Господь наш, как Военачальник, указывает на практический способ избавления от этих причин. Ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего (Ин. 14, 30). неприятель, не находя в нас повода и «материала», посредством которых он вовлекает нас в грех по закону воздействия, не может нас победить.
Светильники горящи — это теплая молитва и любовь, которые подобно щиту, отражают разженные стрелы лукавого. Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию (Гал. 6, 16). Таковые подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими (Лк. 12, 36-37).
Главное в нашем подвиге — ослабить действие страстей на душу и затем победить их с помощью благодати Божией. Во-вторых, необходимо приобрести в противность ветхим страстям добродетели, чтобы душа не осталась пустой и лишенной духовного одеяния. В-третьих, необходимо их тщательное хранение, чтобы мы не лишились нашего сокровища. Так мы исполняем заповедь возделывать и хранить (ср. Быт. 2, 15). Через практическое делание мы подчиняем страстное желание и укрощаем гнев, совлекаемся образа ветхого человека, адуховное ведение и созерание помогает уму возвысится к Богу и освободиться от плена чувственых вещей.
Многие отцы справедливо замечают, что ни в каком деле человек не находит успокоения, если не обратит ум от внешних вещей к памяти Божией, дабы он чувствовал, что есть только он и Бог. Это может показаться странным для тех, кто не вкусил этого делания. Но те, кто небольшим усилием сделали память Божию своим достоянием, наслаждаются без труда Божественными созерцаниями и освобождаются от лукавых помыслов, согласно священному слову: Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя (Пс. 62, 9).
Как в общественной сфере необходима находчивость, усердие, планирование в делах, так и в духовной сфере «любящий спасение Его проявляет изобретательность». Тот, кто верит в Бога, страшится Его суда, а тот, кто страшится суда и разлучения с Богом, старается соблюдать заповеди, хранение же заповедей поставляет человека на тесный и скорбный путь, и, значит, христианину приходится терпеть скорби. Плод терпения скорей есть надежда благодати, которая не постыжает. Эта надежда отлучает ум от земных пристрастий и ожиданий, и тогда, как награда, приходит Божественная любовь.
Блаженный Старец (т. е. о. Иосиф Исихаст) учил нас так: «»»Сначала лукавые демоны нарушают мир помыслов постыдными представлениями у тех, кто не хранит память Божию, затем возбуждают страсти желательной стороны души. Чтобы свергнуть ум с небесных высот, к которым устремляется верующий, ни поставляют перед ним как бы завесу из сладострастных образов и возбуждают биологические инстинкты (как будто это неизбежная естественная потребность), и так дезориентируют человека и отвлекают от духовной деятельности. Многообразие действующего внутри нас зла берет свое начало от пленяющих душу страстей и накопленных грехов. Посему человеколюбивое Божественное домостроительство врачует нас, прикладывая подходящие лекарства на наши язвы».
Приснопамятный Старец говорил нам, что существует одно противоядие, дающее легкое исцеление и избавление от прилогов, - это смирение. Единственное оружие средство, благодаря которому мы становимся неуязвимыми от врага и непобедимыми, есть смиренный образ мыслей, к которому сатанинская гордость н может даже приблизиться. Иное дело смиреннословить, иное дело смиренномудрствовать, а иное дело — иметь истинное смирение. Смиреннословие и смиренномудрие рождаются от многих трудов и злострадания ради заповедей и принадлежат внешней сторонне так называемой «практики». А истинное смирение — это Божественный и высокий дар, дается же он Божественной благодатью тем, ко уже миновал ступень практического делания и возвысился благодатию Христовой к созерцанию.
(из книги: Старец Иосиф Ватопедский. Афонское свидетельство. М. 2009, стр. 119-123)
«Кто хочет подробнее ознакомиться с этим всемирным заговором против христианства, тот пусть прочтет, хотя бы знаменитые "Протоколы сионских мудрецов" (Протоколы, между прочим, напечатаны в книге Нилуса: "Великое в малом", ч. II, "Близ грядущий антихрист") - этот гениальный план завоевания всего мира иудеями. Весь мир опутан их сетями. И в числе средств к разрушению христианства они не пренебрегают и подрывом авторитета самой Библии: ведь что такое эта книга для их "ученых", потерявших веру во все духовное, отдающих все силы своего ума, все материальные средства, всю душу служению одной цели - покорению мира жидовскому племени и его ожидаемому царю-лжемессии - антихристу?...»
Архиепископ Никон (Рождественский)
«Просить Святейший Синод признать талмудическое жидовство изуверской религией, несовместимой с Православием ни в каком отношении, погибельной, при современном положении жидовства в России не только для государства, но и для Церкви, а потому ходатайствовать об ограждении Церкви Русской от талмудического жидовства изгнанием его из России»
(Из решений Нижегородского совещания монархистов. 1915 г.)
Если мы вспомним, что богоотступный народ иудейский ослеплен непримиримою злобою к самому имени Господа нашего Иисуса Христа, что он сам на себя призвал страшную клятву за Христоубийство, что за это ужасное преступление на время некое (Рим. 11, 25, 26) отступила от него та благодать Божия, которая промыслительно охраняет все народы земные, приуготовляя их к принятию учения о спасении, что именно от этого народа произойдет последний враг христианства - антихрист, то невольно приходишь к заключению, что именно сей народ и является орудием сатаны в осуществлении им тайны беззакония по всякому образу, и в том числе в виде страшного масонства...
+++
Нечто о тайне беззакония
1911 год
Мир добра, света и красоты и мир зла, тьмы и всякого уродства бесконечно противоположны друг другу, до полного взаимного отрицания; а человек живет посреди сих двух миров, склоняясь своею свободною волею то в сторону добра, то в сторону зла. Его сердце способно возноситься до превыспренных высот небесных, к самому престолу Бога Творца и Вседержителя, и опускаться до преисподних глубин сатанинских; духовная природа человека может совершенствоваться до богоуподобления и ниспадать до осатанения. И опасность для человека в том, что он не может стоять на одной точке: он или идет к совершенству, или ниспадает долу в нравственном отношении, причем и в том и другом случае он влечет за собою других, с ним соприкасающихся людей.
От веков древних были выдающиеся люди того и другого, типа. Христианская древность дала нам высочайшие образцы духовного совершенства святых людей; язычество дало нам образцы противоположные. Вседействующая сила благодати спасающей избирает себе от всех народов земных всех, способных восприять спасение во Христе - так совершается тайна спасения людей; сатана ловит в свои сети всех, кто не способен становиться к восприятию благодати Божьей: так совершается тайна беззакония, о коей говорит св. Апостол Павел. И чем ближе подходит к концу круг Богом определенных для бытия сего мира времен, тем менее остается среди людей избранников благодати, тем дерзостнее становится враг Божий в распространении своего царства, тем ужаснее раскрываются глубины сатанины, о коих пишет св. Апостол Иоанн Богослов, тем более открывается и тайна беззакония.
В наше время зло уже не считает нужным лицемерно только прикрываться именем добра: оно без всяких колебаний объявляет, что оно-то и есть настоящее добро. И до каких поистине ужасных пределов разрастаются замыслы сатаны в борьбе с добром - страшно подумать! Теперь уже не тайна, что существуют тайные общества, имеющие специальною целью уничтожение христианства, разрушение государства, семьи, уничтожение собственности и всей культуры, тысячелетиями накопленной в человечестве, и обращение всего человечества к состоянию дикости каменного века...
Не тайна это, а между тем многие ли верят этому факту? Недавно один из уважаемых святителей говорил мне: "Да что такое масоны? Что-то чудовищное говорят о них, а где они? Это похоже на какую-то сказку"... И в обществе нередко приходится слышать шутливое отношение к этой "сказке".
Недавно вышла небольшая книжка графини С. Д. Толь под названием "Ночные братья. Опыт исторического исследования о масонстве в Германии". Эту книжку я усердно рекомендовал бы прочитать всем, сомневающимся в существовании масонства как опаснейшей организации для всего культурного мира. Речь идет о Германии, но когда читаешь книжку, то невольно страшно становится за нашу матушку-Россию. Уж если хитроумные немцы попались на удочку этим агентам сатаны, то тем скорее может попасть на эту удочку наше простодушие, наша широкая русская натура. И перечитывая то, что совершалось в Германии, невольно вспоминаешь и то, что творилось в последние годы у нас на Руси...
Автор упомянутой книжки имеет целью фактами доказать и убедительнейшим образом доказывает, что: 1) масоны, или, как они называются в книжке, "ночные братья" - озлобленные враги всякой христианской веры, а в особенности Божественной Личности нашего Спасителя; 2) что они враги всякого монархического правления и вообще государственности; 3) что они враги семейного начала и - 4) упорные преследователи института частной собственности, кроме, конечно, своего личного имущества. Для достижения вышеозначенных целей они действуют тремя способами: лукавством, насилием и изменой.
Для тех, кто склонен считать масонство сказкой, может оказать незаменимую услугу опубликованная еще в 1818 году так называемая "Кельнская хартия". Ничего бы не пожалели масоны, если бы было возможно уничтожить или по крайней мере дискредитировать этот документ; по счастью для человечества этого сделать невозможно. Эта грамота была найдена в архиве главной масонской ложи в Гааге с постановлениями Конвента Вольных Каменщиков, бывшего в Кельне 24 июня 1535 г. Насколько этот документ важен для самих масонов, видно уже из того, что в 1835 году ими была выбита особая медаль в память 300-летия этой хартии. Из этой хартии видно, что масонство представляет собою тайное государство в государстве, что во главе его стоит "мало кому ведомый невидимый начальник или патриарх", что при этом патриархе имеется "совет мастеров высших степеней", что богослужение масонов совершенно отличается от церковного богослужения, что и само масонство совершенно чуждо и враждебно христианству, и последняя фраза этой хартии: "по летосчислению, называемому христианским" дышит явным пренебрежением к Христу, почти ненавистью к Нему. Но что особенно поразительно, что особенно должно бы обратить на себя внимание верующих лютеран - это три из 19-ти подписи лиц, вполне исторически известных. Вот эти лица: Гарманнус, архиепископ Кельнский, приложивший все свои усилия, чтобы перевести свою паству из католичества в лютеранство, адмирал де Колиньи, бывший главою гугенотов во Франции, и наконец, знаменитый Филипп Меланхтон, всем известный друг Лютера, его сподвижник и самый близкий к нему человек. Итак, трое известнейших деятелей Реформации являются отрицателями Христа, врагами христианства, врагами не только католичества, но и самого лютеранства со всеми его бесчисленными разветвлениями...
Отсюда нетрудно вывести заключение, что и сама Реформация была делом рук масонов, причем если еще не доказано, что Лютер был масон, зато теперь бесспорный факт, что его присный друг, имевший на него беспредельное влияние, был один из главарей масонских... Справедливо замечает графиня Толь: "После этого как-то странно звучит название "Евангелической церкви", которое так любят присвоять себе последователи Виттенбергского монаха, почему-то- присвоившие себе исключительную монополию Св. Евангелия".
После этого замечу и я от себя: становится понятным, почему масоны так усердно стараются совратить и наш русский народ из православия в то же лютеранство: ведь оно, это лютеранство, есть их же детище, созданное для разрушения христианства при помощи тех искажений христианства, какие допустило католичество. Далее автор и показывает, как масонство шло рука об руку с лютеранством, как оно возродилось в немецком иллюминатстве, приводит из секретных документов масонства речи к посвящаемым, в коих раскрывается масонская теория происхождения священников и царей, патриотизма, любви к родине... Инструкции этим "священникам" в сильной степени напоминают недавно опубликованные "Протоколы Сионских мудрецов".
Любопытно, что сам основатель иллю-минатства Вейсгаупт в письме к своему сообщнику смеется над своими же последователями. "О люди! - восклицает он. - Подумаешь, что можно внушить вам такие мысли! Никогда не думал я, что я сделаюсь основателем новой религии..." Интересна та страшная клятва, какую приносят масоны в сохранении тайны своего учения: уже из этой клятвы можно заключать, как ужасна эта тайна. "Если я не сдержу, - говорит масон, - этой тайны, то да сожгут и испепелят мне уста раскаленным железом, да отсекут мне руку, да вырвут у меня изо рта язык, да перережут мне горло, да будет повешен мой труп посреди ложи при посвящении нового брата, как предмет проклятия и ужаса, да сожгут его потом и да рассеют пепел по ветру, чтобы на земле не оставалось ни следа, ни памяти изменника..."
Пусть вдумаются в эту ужасную клятву те, которые считают масонов какими-то невинными мечтателями. Автор замечает при этом: "И это - не пустые угрозы; дословно они теперь, конечно, не исполняются, но масону, изменившему ордену, несдобровать и в наши дни..."
Но что же это за ассоциация - масонство? Какая его цель? Кому оно нужно?
Автор отвечает: "Существуют два предположения: или масонство есть дело рук Англии, желающей довести до анархии все народы, чтобы завладеть мировым могуществом, или оно создано иудеями для достижения той же цели. Выдающуюся роль Англии в насаждении масонства легко доказать исторически, так как основателями всех лож во всем мире всегда являлись англичане. Проследить же иудейское влияние исторически пока невозможно: Его фактами нигде доказать нельзя, его можно доказать только логически. Рассеянные уже более двух тысячелетий по лицу земли, часто гонимые, упорные и мстительные, ненавидящие арийские народы, иудеи, привыкшие действовать тайно, хотя бы из чувства самосохранения, всегда мечтали царствовать над миром, а этого они могут достигнуть лишь тогда, когда рушатся все устои христианской цивилизации, а для этого нужно объявить беспощадную войну христианству, монархическому строю, семейному началу и праву собственности, т.е. сделать то, что делают масоны".
Если мы вспомним, что богоотступный народ иудейский ослеплен непримиримою злобою к самому имени Господа нашего Иисуса Христа, что он сам на себя призвал страшную клятву за Христоубийство, что за это ужасное преступление на время некое (Рим. 11, 25, 26) отступила от него та благодать Божия, которая промыслительно охраняет все народы земные, приуготовляя их к принятию учения о спасении, что именно от этого народа произойдет последний враг христианства - антихрист, то невольно приходишь к заключению, что именно сей народ и является орудием сатаны в осуществлении им тайны беззакония по всякому образу, и в том числе в виде страшного масонства...
В безумной вражде против Бога и люди могут дойти до осатанения и потерять здравый разум, который должен бы подсказать и масонам, что в общей гибели культуры неизбежно погибнут и они, как бы ни хитро были сплетены их мудрецами - "мастерами" козни, направленные против христианства и всей христианской культуры...
Принимаются на рассмотрение совета интернет-содружества «ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ» востребованные статьи и материалы,
замечания и предложения, от преподавателей и студентов и всех благочестивых православных христиан,
способных помочь и стремящихся содействовать хранению чистоты Апостольского Кафолического Православного вероучения.