ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ Богословский комментарий на некоторые современные непростые вопросы вероучения.
«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»
Свт. Марк Эфесский
Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.
Uncategorised
«Распиленные» БРИЛЛИАНТЫ КОРОНЫ
Таисия БЕЛОУСОВА
Обозреватель «Совершенно секретно»
Семья императора Александра III в Большом театре
В 1719 году по указу Петра I для хранения «подлежащих государству вещей» была создана Камер-коллегия. В специальном помещении, Рентарее, позже получившей название Бриллиантовой комнаты, поначалу находились лишь государственные регалии – большая и малая императорские короны, венчальная императорская корона, скипетр, держава, орден и знак Андрея Первозванного и цепь к нему. При Екатерине II сюда поместили и парадные украшения, и коллекцию редких самоцветов, собранную русскими монархами со всего света.
До 1914 года сокровищница периодически пополнялась. По вышеупомянутому указу Петра ни одна из коронных драгоценностей не могла быть продана, обменена или подарена. При Николае II большую часть государственных сокровищ сосредоточили в Бриллиантовой комнате Зимнего дворца, меньшую – в галерее драгоценностей Эрмитажа, где ими могли полюбоваться желающие.
Через неделю после начала Первой мировой войны министр Императорского Двора и Уделов граф В.Б. Фредерикс спешно, не составляя описей, вывез практически все коронные драгоценности в Московский Кремль, в подвалы Оружейной палаты. В Зимнем дворце осталась лишь одна из диадем императрицы Александры Федоровны.
Шкатулка императрицы
Императрица Мария Федоровна смолоду знала толк в драгоценностях. После кончины мужа она, согласно акту, подписанному Павлом I, имела право носить не только фамильные, но и коронные бриллианты. А потому витрины для драгоценностей в ее Аничковом дворце были переполнены (только брошей насчитывалось около 200).
Февральская революция 1917 года застала вдовствующую императрицу с дочерьми в Киеве. В конце марта по настоянию Временного правительства все они перебираются в Крым. В это время горничная Марии Федоровны Кики пробирается в Петроград и вывозит из Аничкова дворца шкатулку с драгоценностями.
Поскольку большая часть сокровищ вдовствующей императрицы все еще в Петрограде, в октябре она посылает за ними мужа своей внучки – Феликса Юсупова. Однако тот опоздал. В августе Временное правительство объявило о национализации царских дворцов. 14–20 сентября управляющий Аничковым дворцом генерал-майор Петр Ерехович описал дворцовое имущество и упаковал его в 84 ящика, которые тут же отправили в Москву, в подвалы Оружейной палаты.
Старшая дочь императрицы, великая княгиня Ксения Александровна, захватила в Крым почти все свои украшения. Что до ее сестры Ольги, то ее драгоценности, помещенные дворцовым управляющим в банковский сейф в Петрограде, в октябре 1917-го национализировали большевики.
В апреле 1919-го Мария Федоровна вместе с семьями дочерей навсегда покинула Россию. Сначала поселилась в Англии у своей сестры – вдовствующей королевы Александры, затем перебралась на родину в Данию.
В эмиграции из драгоценностей она носила только бриллиантовую брошь, подаренную супругом – Александром III. Приютивший ее датский король Христиан X, не дождавшись, когда тетка поделится с ним сокровищами, выжил ее из дворца на виллу Видере. Трудно сказать, как Мария Федоровна свела бы концы с концами, если бы по просьбе сестры другой племянник – английский король Георг V – не выделил пенсион в 10 тысяч фунтов стерлингов.
Бедствовавшие дочери (Ксения, доверившая продажу своих украшений мошеннику, осталась ни с чем, хорошо, приютила английская королева Мария, Ольга жила при матери) несколько раз предлагали Марии Федоровне продать или заложить ее драгоценности. Та твердо отвечала: «Все будет ваше после моей смерти…»
Дорогая Аликс…
Сразу после обручения цесаревича Николая и гессенской принцессы Александры на невесту, происходившую из небогатого рода, буквально пролился драгоценный дождь. В июне 1894 года в Виндзоре Николай преподнес любимой перстень с розовой жемчужиной, ожерелье из крупного розового жемчуга, цепочку-браслет с большим изумрудом и брошь, украшенную сапфирами и алмазами. По прибытии в Россию его родители сделали будущей невестке поистине царский подарок – жемчужное колье из 280 белоснежных, идеально подобранных зерен величиной с виноградину, длиной около 2 метров. Во время бракосочетания, 14 ноября 1894 года, Александра обновила еще один романовский презент – бриллиантовую диадему и такое же ожерелье. В декабре она получила роскошную рубиновую парюру от мужа. А в 1895 году – парюру из сапфиров, бриллиантовый франж, диадему и брошь из бриллиантов с бирюзой. Собственно, драгоценные подарки императрица постоянно получала на дни рождения и именин, Рождество и Пасху, по случаю рождения детей и по другим поводам.
Рассказывает хранитель коллекции Фаберже и русских ювелиров конца XIX – начала XX веков Музеев Московского Кремля Татьяна Мунтян: «Александре Федоровне принадлежали поистине прекрасные драгоценности. Поскольку она любила чайные розы, которых было много в розарии у нее на родине, муж заказал для нее у Фаберже брошь-розу. К сожалению, эта уникальная вещь знакома нам только по фотографии из альбома 1925 года. Но, несмотря на черно-белое воспроизведение, роза кажется только что срезанной. Ее стебелек, усыпанный алмазами, как будто блестит от воды, а тугой бутон и цветок украшены крупными желтыми бриллиантами, которые должны были придавать им теплоту и колорит чайной розы.
Жемчужное ожерелье фирмы Фаберже, подаренное Александре Федоровне родителями мужа, стоило 176 тысяч рублей; рубиновая парюра 1894 года – 190 тысяч, а сапфировая 1895 года – 212 тысяч рублей. Суммы эти колоссальны. Приведу такой пример. В 1898 году муж подарил Аликс пасхальное яйцо «Ландыши», за которое было уплачено 6700 рублей. На аукционе «Сотби» в 2003 году его собирались выставить за 10-12 миллионов долларов. Нетрудно подсчитать, сколько сегодня могли бы стоить драгоценности Александры Федоровны».
Бриллианты в белье
В августе 1917 года Романовы, которых увозили из Царского Села в Сибирь, взяли с собой и фамильные драгоценности. Ценные вещи, оставшиеся в Александровском дворце, Временное правительство отправило в Москву, в подвалы Исторического музея.
По преданию, в Тобольске Романовы тайно передали какие-то драгоценности на хранение местному священнику Васильеву и епископу Гермогену, монахиням Ивановского монастыря, членам своей свиты. Когда в апреле 1918-го Николая, Александру и их дочь Марию отправили в Екатеринбург, с собой они везли часть драгоценностей, а часть осталась у дочерей. Согласно показаниям нянечки царских дочерей Александры Теглевой, данным следователю Соколову, перед отъездом девушек из Тобольска многие драгоценности спрятали: «Мы положили драгоценности в вату, и эту вату мы покрыли двумя лифчиками, а затем эти лифчики сшили… В двух парах лифчиков были зашиты драгоценности императрицы. В одном из них было весом 4 1/2 фунта драгоценностей вместе с лифчиками и ватой… Кроме того, княжны под блузки на тело надели на себя много жемчугов. Зашили мы драгоценности еще в шляпы княжон между подкладкой и бархатом. Из драгоценностей этого рода я помню большую жемчужную нитку и брошь с большим сапфиром и бриллиантами». Крупные бриллианты, замаскированные под пуговицы, были нашиты на восемь костюмов княжон.
Какое-то время большевики не делали попыток прибрать к рукам сокровища Романовых. Все изменилось 4 июля 1918 года, когда в Ипатьевском доме, где пребывала царская семья, появился новый комендант Яков Юровский. Вечером он объявил, что по решению Уральского областного совета Романовы обязаны сдать все имеющиеся у них драгоценности. Тем пришлось подчиниться, но спрятанные вещи они не выдали. Юровский, составивший подробную опись ценностей, остался недоволен, по его прикидкам их должно было быть гораздо больше. Через пару дней драгоценности Романовым вернули, но ежедневно Юровский проверял печати на шкатулке.
Диадема с сапфирами, принадлежавшая императрице Марии Федоровне
В ночь с 16 на 17 июля царская семья и другие пленники Ипатьевского дома были расстреляны. Кое-кто из убийц и охранников, обыскав тела, снял кольца, браслеты и часы. Узнав об этом, Юровский пригрозил расстрелять любого, у кого найдет ценности Романовых. Пришлось мародерам вывернуть карманы.
О драгоценностях, спрятанных Романовыми, комендант вспомнил лишь в Коптяковском лесу. Перед тем как сбросить в шахту тела расстрелянных Романовых, Юровский приказал раздеть их. По его воспоминаниям, тогда «обнаружилось, что на дочерях и Александре Федоровне, на последней я точно не помню, что было, то же как на дочерях (Ольге, Татьяне и Анастасии. – Т.Б.), или просто зашитые вещи. На дочерях же были лифы, так хорошо сделаны из сплошных бриллиантовых и др(угих) ценных камней… Ценностей этих оказалось всего около полупуда… Ценности все были тут же выпороты, чтобы не таскать за собой окровавленное тряпье».
На сколько «потянули» драгоценности, находившиеся в двух небольших шкатулках, спрятанных в подушки, а также в шкатулке, которую он лично опечатывал, Юровский не указывает. Неизвестно также, сколько весило «множество крупных бриллиантов», зашитых в черном бархатном поясе, случайно обнаруженном при разборе царских вещей.
И сегодня многие считают, что после расстрела царской семьи ее драгоценности были сразу отправлены в Москву. По одной из версий, доставил их в столицу Филипп Голощекин и передал Якову Свердлову. В июне 1935 года на подземных складах коменданта Московского Кремля обнаружили сейф Свердлова, хранившийся там с 1919 года. После вскрытия его вором-медвежатником в сейфе обнаружили паспорта дореволюционного образца, большое количество золотых монет царской чеканки и ассигнация, а также 705 золотых изделий с драгоценными камнями, на которых была выгравирована буква «Р» – Романовы.
Сейф с документами, деньгами и украшениями и впрямь нашли. Только вот на драгоценностях не было никакой буквы «Р». К слову сказать, подобным образом драгоценности Романовых никогда не клеймили. Да и умер Яков Михайлович 16 марта 1919 года, тогда как сокровища Романовых попали в столицу не раньше осени. Вот что рассказывал по этому поводу Яков Юровский:
«19-го (июля. – Т.Б.) вечером я уехал в Москву с докладом. Ценности передал тогда члену ревсовета III Армии Трифонову. Их, кажется, Белобородов, Новоселов (члены Уральского совета, участвовавшие в расстреле царской семьи. – Т.Б.) и еще кое-что схоронили в подвале, в землю какого-то домика рабочего в Лысьве, и в 19-м году, когда ехала на Урал комиссия ЦК для организации советской власти на освобожденном Урале, я тогда тоже ехал сюда на работу, ценности тот же Новоселов, не помню с кем, извлекали, а Н.Н. Крестинский (в 1919 году нарком финансов РСФСР. – Т.Б.), возвращаясь в Москву, увез их туда. Когда в 21–23 году я работал в Гохране республики, приводя в порядок ценности, я помню, что одна из жемчужных ниток Александры Федоровны была оценена в 600 тысяч золотых рублей. В Перми, где я проводил разборку бывших царских вещей, была снова обнаружена масса ценностей, которые были попрятаны в вещах до черного белья включительно, а добра всякого было не один вагон».
Хаммер и «гохрановские товары»
Первую попытку продать драгоценности Романовых большевики предприняли уже в мае 1918 года. Тогда в Нью-Йорке на таможне задержали двух москвичей с драгоценностями (на 350 тысяч рублей), принадлежавшими царской дочери Ольге. Вероятно, это были украшения сестры Николая II Ольги Александровны, изъятые из банковского сейфа в Петрограде.
В марте 1919 года в Москве состоялся учредительный конгресс III Коммунистического Интернационала. С этого времени и до конца 1920-х годов агенты Коминтерна регулярно вывозили из Москвы золотые ювелирные изделия и драгоценные камни. У себя на родине они должны были их продать, а вырученные деньги потратить на местные компартии и подпольную работу. Поскольку контроля за агентами практически не было, трудно сказать, сколько из этих средств пошло на подготовку мировой революции, а сколько было попросту украдено.
В феврале 1920 года «для централизации, хранения и учета всех принадлежащих РСФСР ценностей, состоящих из золота, платины, серебра в слитках и изделий без них, бриллиантов, цветных драгоценных камней и жемчуга» создается Гохран. Первым делом в здание Гохрана в Настасьевском переулке доставили драгоценности Романовых, привезенные с Урала, и имущество Александровского дворца. Не исключено, что уже тогда многочисленные бриллианты и жемчуга бывшей императрицы и ее дочерей, хранившиеся россыпью, стали выдавать на нужды Совнаркома, ВЧК, ВЦИК и других организаций. Каждая из них стремилась продать камни за границей через надежных людей. Одним из них стал представитель Объединенной компании медикаментов и химических препаратов сын американского коммуниста Арманд Хаммер, появившийся в Москве в июле 1921 года.
Друг его отца Людвиг Мартенс, возглавлявший металлургическую промышленность, организовал ему поездку на Урал. Вернувшись в Москву, Хаммер решил поставить в голодающие районы зерно. Еще один знакомый хаммеровского отца – работник Коминтерна Б.И. Рейнштейн – сообщил о его предложении В.И. Ленину. Ильич с американцем встретился. После чего 14 октября 1921 года послал в ЦК следующую записку: «…Американский миллионер Хаммер, русский родом… дает миллион пудов хлеба уральским рабочим на очень льготных условиях (5%) с приемом уральских драгоценностей на комиссию для продажи в Америке. В России находится сын (и компаньон) этого Хаммера, врач, привезший Семашко в подарок хирургических инструментов на 60 000 долларов».
Что подразумевал Владимир Ильич под «уральскими драгоценностями»?
Из книги воспоминаний Арманда Хаммера известно, что на Урале большевики продемонстрировали ему запасы изумрудов. Можно было бы предположить, что в записке Ленина речь идет о них. Ан нет! По свидетельству того же Хаммера, за зерно с ним рассчитались уральскими мехами, кожами и черной икрой.
А не мог ли Владимир Ильич упоминать о драгоценностях Романовых? На эту мысль наводит его записка от 27 октября 1921 года, адресованная члену коллегии Наркомата внешней торговли Радченко: «Тов. Мартенс прислал мне подписанный Вами договор с американской компанией (Хаммер и Мишелл). Мне кажется, что этот договор имеет громадное значение, как начало торговли… Примите меры тройной предосторожности и проверки исполнения. Мне сообщите, кого назначаете исполнителем; какие товары готовите; налегаете ли особенно на артистические и гохрановские и т.д.».
Если сложить вместе «уральские драгоценности» и «гохрановские товары», получим сокровища семьи Романовых, привезенные с Урала и хранящиеся в Гохране.
Но прежде, чем передать что-то Хаммеру, следовало рассортировать и оценить драгоценности. А специалистов катастрофически не хватало. (В 1921 году в Гохране обнаружили хищения, трех оценщиков расстреляли, с десяток посадили.) В ноябре 1921 года заместитель наркома финансов А.М Краснощеков в Петрограде вел переговоры с экспертами и ювелирами А.К. Фаберже, Францем, А.Ф. Котлером, Масеевым, Меховым, Уткиным, К. Боком, суля им охранные грамоты на квартиры, позволяющие избежать подселения, и огромное жалованье. В декабре те приступили к работе в Гохране. Начали с драгоценностей Романовых.
Раз корона, два корона…
Голод, начавшийся летом 1921 года, заставил большевиков изыскивать средства на закупку хлеба. Вспомнили о коронных драгоценностях. В 1922 году ими занимались две комиссии. Первая в Оружейной палате разбирала сундуки и описывала вещи; вторая сортировала и оценивала их в Гохране.
«В теплых шубах с поднятыми воротниками идем мы по промерзшим помещениям Оружейной палаты, – вспоминал позже член комиссии академик Ферсман. – Вносят ящики, их пять, среди них тяжелый железный сундук, перевязанный, с большими сургучными печатями. Все цело. Опытный слесарь легко, без ключа открывает незатейливый, очень плохой замок. Внутри в спешке завернутые в папиросную бумагу драгоценности бывшего русского двора. Леденеющими от холода руками вынимаем мы один сверкающий самоцвет за другим. Нигде нет описей, не видно никакого порядка».
Мария Федоровна
По словам заведующего Оружейной палатой Иванова, «работали в необыкновенно быстром темпе, решая за секунду судьбу сокровищ мирового значения». Через неделю, когда добрались до ящиков с имуществом Аничкова дворца, заместитель особоуполномоченного Совнаркома по сосредоточению ценностей Базилевич подал Троцкому докладную записку с грифом «Совершенно секретно»:
«Доношу, что 8-го марта с.г. в Оружейной палате при вскрытии ящиков с имуществом бывш. Царицы – без всяких описей – оказалось, по оценке представителя Гохрана Чинарева, на 300 миллионов зол. рублей. Приглашенные 9/III ювелиры КОТЛЕР и ФРАНЦ оценили следующим образом: если бы нашелся покупатель, который смог бы покупать эти ценности, как вещи, то оценка 458.700.000 зол. руб. Продажа же их, как товар отдельными камнями даст 162.625.000 зол. руб. Оценка производилась в течение 1 1/2 часа и без детального определения качества камней. Должен оговориться, что это не коронационные драгоценности – те лежат в отдельных двух ящиках. По описи, которая у нас имеется, они оценены в 7 с лишним миллионов рублей. Люди сведущие утверждают, что коронационные драгоценности по качеству камней и художественному выполнению работы стоят гораздо ниже ценностей, уже разобранных нами и являвшихся “личной” собственностью бывш. Царской фамилии».
Троцкий наложил резолюцию: «Надо еще весьма и весьма проверить». Проверили. И срочно – без разбора и составления описей – перевезли ящики из Оружейной палаты в Гохран.
По словам Татьяны Мунтян, в ящиках из Аничкова дворца, помимо драгоценностей вдовствующей императрицы, хранились редкостные произведения ювелирного искусства Фаберже и других ювелиров. Лишь отдельные вещи позже попали в советские музеи, а остальное было бездарно, по дешевке распродано иностранцам…
К середине мая в Гохране сортировка и оценка драгоценностей короны, императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны была завершена. Вещи поделили на три категории, учитывая в первую очередь ценность камней и их подбор, художественность работы, в последнюю очередь – историческое значение изделия. В первую категорию – так называемый неприкосновенный фонд – вошли 366 предметов, оцененные в 654 935 000 рублей, из них украшенные отборными бриллиантами и жемчугом коронационные регалии стоили 375 миллионов. Изделия второй категории, имевшие историческую и художественную ценность, оценили в 7 382 200 рублей; третьей категории (однородные изделия) – в 285 524 рубля.
По окончании работы заместитель председателя Совнаркома и Совета Труда и Обороны (СТО) А.И. Рыков поинтересовался у Фаберже и Ферсмана, можно ли реализовать коронационные ценности на заграничном рынке. Те ответили: возможно, но торопиться не следует.
«Подозрительные» камни
«Алмаз – твое величие в прошлом! Не надо нам сейчас дорогих бриллиантов в золотой оправе, ожерелий, ривьер, диадем... В борьбе двух камней, углерода – прозрачного алмаза – и черного угля, победа за черным!»
Памятуя об этом опрометчивом заявлении А.Е. Ферсмана, современные историки клянут академика как одного из инициаторов продажи коронных драгоценностей. Однако есть и другие свидетельства. М.Ф. Клер-Парамонова, неоднократно встречавшаяся с академиком в 1942 году в Свердловске, вспоминала:
«Александр Евгеньевич… рассказывал, как он в начале гражданской войны отстаивал от продажи за границу царские сокровища, ценности прежних царей и последней императрицы А.Ф. Романовой. Был очень большой риск встать к стене, так как ЧК не доверяла русским интеллигентам и ученым, подозревала их в предательстве и саботаже… Но на упреки ЧК Александр Евгеньевич Ферсман отвечал, что он с группой ювелиров, Агафоном Фаберже и другими, в противоположность другой группе, решил, что советская власть, упрочившись, оценит их стремление оставить в своей стране сокровища».
В 1922 году в Лондоне и Амстердаме большевики продали гохрановские изумруды под видом добытых на Урале. Поскольку это сошло с рук, в апреле 1923 года в Амстердам привезли гохрановский жемчуг и бриллианты. Продать-то его продали, только вот кто-то из эмигрантов вроде бы опознал в них камни из коронных драгоценностей. Европейские газеты вышли с сенсационными заголовками. Советские тоже откликнулись: «В ответ на антисоветскую пропаганду по личному указанию В.И. Ленина сокровища бывших русских царей были выставлены для обозрения в 1924 году в Колонном зале Дома Союзов». Сия гневная отповедь даже вошла в предисловие к книге «Сокровища Алмазного фонда», изданной в 1980 году. Некоторые историки и сегодня на полном серьезе пересказывают эту байку. Между тем большевики и весной 1924-го, и в феврале 1925-го спокойно продолжали распродавать бриллианты и жемчуга из Гохрана в Париже.
Владимир Ильич к открывшейся в Доме Союзов выставке вряд ли мог иметь какое-то отношение. Ибо случилось это 18 декабря 1925 года, уже после его смерти. Организованную Ферсманом выставку приурочили к 200-летию Академии наук, на празднование которого пригласили много зарубежных ученых.
9,644 кило «ювелирки»
Заключительным итогом работы экспертов Гохрана, возглавляемых Ферсманом, стало издание в 1925–1926 годах четырех выпусков каталога «Алмазный фонд СССР», иллюстрированного 232 фотографиями.
Каталог, переведенный на английский, французский и немецкий языки, с целью привлечения покупателей распространялся в Европе. И уже в октябре 1926 года в Москве появился знатный купец – представитель некоего англо-американского синдиката Норманн Вейс. Он купил вещи из Алмазного фонда оптом, на вес. 9,644 килограмма уникальных произведений русского ювелирного искусства, имевших огромную историческую ценность, обошлись ему в пятьдесят тысяч фунтов стерлингов. Часть драгоценностей Вейс тут же перепродал аукционному дому «Кристи». А тот в марте 1927 года провел в Лондоне аукцион «Драгоценности государства Российского». На нем ушли 124 лота (брачная императорская корона, диадема из колосьев, драгоценности императрицы Екатерины II – брошь в виде букета цветов из бриллиантов и рубинов, броши-банты с бриллиантами и т.д.).
По воспоминаниям великой княгини Ольги Александровны, тогда некоторые драгоценности Романовых купила английская королева Мария (Мэй): «Среди ювелирных изделий, вывезенных в Англию на продажу, был, по крайней мере, один предмет, похищенный из моего дворца в Петрограде. Но его цена оказалась слишком высока даже для Мэй… Это был один из моих свадебных подарков – изысканный веер из перламутра, усыпанный алмазами и жемчужинами». По незнанию, Ольга Александровна считала, что аукцион устроили большевики, они же увезли ее непроданный веер в Кремль…
В то время как в Лондоне продавали коронные драгоценности, заведующий Оружейной палатой Иванов обивал чиновничьи пороги с просьбой вернуть из Гохрана предметы музейного значения. В июне 1927-го все советские газеты опубликовали сообщение о том, что СТО передает из валютного фонда Наркомфина в Оружейную палату «ряд золотых монет» и «46 предметов, принадлежавших Николаю II», среди которых были и 24 пасхальных яйца работы Фаберже из коллекций Марии Федоровны и Александры Федоровны. В начале 1930 года, когда стало известно о предстоящих изъятиях из музеев вещей для продажи за границей, Дмитрий Дмитриевич Иванов покончил жизнь самоубийством. «Не расхищал, не продавал, не торговал, не прятал палатских ценностей…» – таково было его последнее слово…
В 1930-м из Оружейной палаты было изъято 318 предметов (в том числе и 11 пасхальных яиц). После подчинения Оружейной палаты комендатуре Кремля, в феврале 1933 года, отсюда «на основании словесного распоряжения» коменданта Петерсона были выданы еще три пасхальных яйца. В Оружейной палате чудом осталось десять.
19 октября 1928 года в Дании скончалась вдовствующая императрица Мария Федоровна. Ее дочь Ксения, не поставив в известность сестру Ольгу, с помощью английского посольства срочно переправила опечатанную шкатулку матери в Лондон. Через полгода ее вскрыли в Букингэмском дворце под восхищенные возгласы англичан. Оценили драгоценности в 350 тысяч фунтов. После келейной распродажи – покупателями выступили королева Мэй, а также отдельные представители британской аристократии и финансовых кругов – Ксения и Ольга получили на руки только сто тысяч фунтов стерлингов.
На Александре Федоровне – колье из розового жемчуга
В 1931 году на аукционе в Нью-Йорке были выставлены вещи Романовых, которые американцы приобрели у немецкой антикварной компании. Великие княгини Ксения и Ольга обратились с заявлением в суд с просьбой помешать продаже принадлежавших Романовым драгоценностей и произведений искусства. По одной версии, из-за скандала аукцион пришлось свернуть, по другой, все пришлось быстро распродать по дешевке. На следующий год драгоценности Романовых появились на аукционе в Берлине.
В 1932 году распродажу царских сокровищ устроил в универсальных магазинах США Арманд Хаммер. Трудно сказать, сколько из проданных тогда вещей действительно принадлежало Романовым. А вот в антикварном магазине, который он открыл в том же году в Нью-Йорке, действительно можно было купить пасхальные яйца, принадлежавшие императрицам, иконы в ювелирных окладах Николая II и Александры Федоровны, портсигар Фаберже, сделанный по заказу Марии Федоровны, ее записную книжку с монограммой и короной…
Долгое время я полагала, что Хаммеру охотно продавали из Гохрана и со складов всесоюзного объединения «Антиквариат» только «безделушки». Но недавно, перелистав его воспоминания, поняла, что ошибалась. Похоже, в антикварном магазине ушлого американца продавались камни из тех самых «уральских драгоценностей».
Тобольский клад
Поиски сокровищ Романовых, спрятанных в Сибири, продолжались долгое время и в 1933 году наконец-то увенчались успехом. Вот что доносил об этом полномочный представитель ОГПУ по Уралу Решетов Генриху Ягоде: «В результате длительного розыска 20 ноября 1933 года в городе Тобольске изъяты ценности царской семьи. Эти ценности во время пребывания царской семьи в г. Тобольске были переданы на хранение камердинером Чемодуровым игуменье Тобольского Ивановского монастыря Дружининой. Последняя незадолго до смерти передала их своей помощнице – благочинной Марфе Уженцевой, которая прятала ценности в колодце, на монастырском кладбище, в могилках и ряде других мест. В 1924–1925 годах Уженцева собиралась бросить ценности в реку Иртыш, но была отговорена от этого б(ывшим) Тобольским рыбопромышленником В.М. Корниловым, которому и сдала ценности на временное хранение. 15 октября с.г. Уженцева призналась в хранении ею ценностей царской семьи и указала место их нахождения (ценности в двух стеклянных банках, вставленных в деревянные кадушки, были зарыты в подполье в квартире Корнилова)».
Тобольский клад состоял из 215 предметов, оцененных уральскими экспертами в 3 270 693 рубля 50 копеек. Все вещи были переданы в Гохран. Дальнейшая их судьба неизвестна.
Последняя диадема
Из 773 предметов Алмазного фонда в 1920–1930-е годы было продано 569. Оставшиеся 114 изделий – это коронационные регалии и украшения работы второй половины XVIII – первой половины XIX века плюс уникальные драгоценные камни из старых запасов: алмаз «Шах» (88,7 карат), цейлонский сапфир (270,37 карат), колумбийский изумруд (136,25 карат)…
Пытаясь выяснить, что же у нас осталось из драгоценностей Марии Федоровны и Александры Федоровны, перелистывала каталоги, расспрашивала знающих людей. Знакомый историк утверждал, что в 1967 году, когда в Оружейной палате Московского Кремля открывалась временная выставка сокровищ Алмазного фонда, на ней демонстрировалось знаменитое жемчужное ожерелье Александры, только вот длиной оно было не в два метра, а покороче. Но с тех пор его никто не видел.
А Татьяна Мунтян поведала такую историю:
«В 1903 году в Зимнем дворце состоялся так называемый «Русский бал», участники которого были одеты в костюмы XVII века. Император нарядился в костюм царя Алексея Михайловича, а его супруга предстала на балу в наряде первой жены царя Марии Ильиничны Милославской.
Драгоценности к костюму императрицы были спешно изготовлены фирмой Карла Фаберже, который использовал для их создания старинные камни из кладовой Кабинета Его Императорского Величества. Поверх барм царицы, расшитых изумрудами и бриллиантами и украшенных бахромой из жемчужин и изумрудных панделоков, было прикреплено мягкой серебряной проволокой роскошное колье из жемчугов, бриллиантов и изумрудов. Застежка на костюме представляла собой огромный изумруд величиной с ладонь в бриллиантовой оправе. «Коруну» украшали рясны из жемчуга и бриллиантов.
Долгое время считалось, что этих украшений больше не существует. Но в 1990-е годы, сравнивая документы и фотографии с шедеврами Алмазного фонда, я пришла к волнующему выводу: отдельные детали убора сохранились до наших дней!
Так, застежка – это знаменитый изумруд в 250 карат из Алмазного фонда России, окаймленный 54 круглыми бриллиантами в ажурной оправе из золота и серебра. Сохранились в Гохране рясны – две нити из жемчужин и ромбовидных звеньев с алмазными розами, которые заканчивались бриллиантовыми кистями. А также набор перламутровых вставок и запон (застежек) в бриллиантовых оправах, украшавших платно (платье) императрицы. А вот от колье императрицы не осталось и следа».
Застежка, рясны да полтора десятка вставок и запон – все, что осталось в России от сокровищ последних русских императриц, попавших в Гохран в 1920-е годы. Но, может быть, распроданные на Запад, они хотя бы осели в крупнейших коллекциях? Увы. Ни один собиратель не может сегодня похвастаться подобными экспонатами. В наши дни на западных аукционах несколько раз появлялись царские сокровища, но это вещи XVIII века, прошедшие через аукцион 1927 года.
Куда же делись из Гохрана драгоценности императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны? Скорее всего, их просто «обезличили». Ломали и корежили драгоценные оправы, выковыривали рубины-сапфиры-бриллианты. А потом камни и слитки золота, платины и серебра распродали.
Кстати, лет пять назад известный питерский эксперт-геммолог рассказывал мне, что ему довелось оценивать изумительную диадему императрицы Александры Федоровны. Принадлежала драгоценность семье матроса-балтийца, штурмовавшего в октябре 1917-го Зимний дворец…
От редакции "Православный Апологет": Мы приводим нашим читателям статью архимндрита Тихона (Шевкунова), которая достаточно ясно показывает насколько диаметрально противоположными "вдруг" стали взгляды о. Тихона в 2001 году. Каковы причины такого "преображения" о. Тихона - это некая закулисная тайна. Однако мы достоверно знаем, что изложенная здесь информация почти в точности совпадает с действительными событиями в Греции, а оценка их в апокалипситеском русле соотвествует и изначальному видению описанных процессов у приснопамятного архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Именно он благословлял о. Тихона на создание Сретенского монастыря в качестве антиглобалисткого плацдарма. Однако эта задача оказалась неисполненной. И вместо задуманной борьбы за Россию Православную, по духу противную идеям глобализма, здесь стала создваться идеология рафинированно патриотизма, компромисса с глобализмом, его поравдания. Возникшее неизбежно помрачение ума, породило безразличие и к символу антихриста 666 и его начертанию и активной электронной кодификации людей по своей сути являющейся богоборческим процессом. Именно о. Тихон, споткнувшись на идее использования "ПЕРЕДОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ" в церковном пространстве, первым в водит в торговую сеть сканирование товаров через штриховой код EAN -13, а теперь и первым он вводит в Сретенской Семинарии сбор персональных данных. Поразительное но и возмутительное служение не Богу а Кесарю и маммоне. Но это служение, его образ и вид является соблазном и гибельным поглощением человеческих умов. Интересен также и тот факт, что выступление о. Тихона по центральному Российскому телевидению в 1998 году по этой же проблеме оказалось странным образом везде стертым. Вероятно решили замести следы. Однако Бога не обманешь, как не переступишь навсегода свою совесть.
Передо мной документ, возникший в результате огромной проверочной работы с привлечением специалистов в области экономики, математики и компьютерных технологий. Каждое слово в этом документе в силу понятных причин выверено и взвешено — это обращение Священного Синода Элладской Православной Церкви, принятое в июне 1997 года, накануне заседания парламента Греческой Республики, на котором должны были ратифицировать вступление Греции в Шенгенскую группу…
Признаться, когда автору этих строк около двух лет назад стали попадаться первые материалы, которые легли в основу этой статьи, то меньше всего хотелось принимать их всерьез. Но факты упорно копились, а подвести некий итог все не хватело решимости: слишком уж странный материал подбирался в папке с пометкой «Шенгенская зона». Игумен Тихон (Шевкунов)
Но вначале об известной стороне вопроса: 14 июня 1985 г. в небольшом местечке Шенген, находящемся в Люксембурге, на границе трех государств, был подписан тайный договор между представителями нескольких европейских стран об отмене пограничного контроля в рамках создающегося общеевропейского дома. Несмотря на то, что была декларирована столь прекрасная инициатива, соглашение это, повторим, было тайным, и обнародовал его французский сенатор П. Масон лишь через три с половиной года. «Свобода, равенство, братство» без границ — эта великая триада вновь засветилась над Европой. К концу XX века все, конечно, успели основательно подзабыть, что эти слова писались в истории только кровавыми буквами, а похмелье от опьянения ими лечилось исключительно гильотиной.
Удобства от нового соглашения сразу испытали миллионы людей, которые теперь не должны были заботиться о скучных формальностях при передвижении из страны в страну. Наши соотечественники, которые как раз в это время громадными стаями стали выпархивать из родного гнездовья, тоже отдали должное всем прелестям шенгенской визы. Но вскоре на безоблачном прежде горизонте появились и тревожные, а самое главное, пугающие сообщения: оказалось, что на каждого без исключения человека, являющегося теперь гражданином Шенгена и въезжающего в его великие пределы, собирается и постоянно обрабатывается электронное досье, которое содержит множество сведений, в том числе и сугубо личного характера. Оказалось, что уже созданы национальные информационные филиалы, связанные с главным компьютером, находящимся в Страсбурге. Несколько обескураженным и встревоженным европейцам пояснили: делается это из соображений безопасности, для борьбы с терроризмом, преступностью и наркоторговлей. Но граждане великого Шенгена уже начали подозревать, что вместо безграничной свободы они получают небывалую по масштабам тайную диктатуру: кто-то целеустремленно создает единое полицейское государство с мощнейшей системой контроля. Начались протесты. Западные европейцы по старой привычке взялись за свое любимое занятие — борьбу за права человека. Но намного более интересные и глубокие процессы происходили в последней из присоединившихся к Шенгену стран — маленькой, бедной Греции. В маленькой, бедной, но православной и поэтому правильно оценившей необычную ситуацию. Итак, пока французы и немцы возмущались ущемлением их свобод, православные греки взглянули на великий Шенген совершенно по-другому. Что-то в устройстве свободного Шенгена с его тотальным общеевропейским, а затем, в перспективе, и мировым контролем напоминало им о грандиозном и последнем государстве в человеческой истории, о котором рассказывает книга Апокалипсиса. Особенно они насторожились, когда в Шенгене повсеместно стали вводить новые паспорта. Особенность этих паспортов заключается в том, что в нижней их части нанесена магнитная полоса, способная нести информацию в двести тысяч слов или цифр, то есть в объеме среднего формата тома в тысячу страниц. Таким образом, все более или менее важные отношения шенгенца с внешним миром с недавнего времени фиксируются непосредственно при предъявлении им паспорта и передаются в центральный компьютер в Страсбурге, где соответствующим образом анализируются и учитываются.
Принятие новых паспортов сопровождалось в Греции весьма бурными событиями. Вот как их описывает газета «Аргументы и факты» от 12.06.97: «Около 200 православных фанатиков, включающих многочисленных представителей духовенства, но без официальной поддержки Греческой православной церкви, провели во вторник всю ночь у здания парламента в знак протеста против соглашения, которое, по их мнению, нарушает свободу личности… Готовится кампания общественного неповиновения, чтобы убедить греков не соглашаться на новые удостоверения личности, которые будут выдаваться взамен старых». Заметим, что на самом деле речь идет не о двухстах, а о нескольких тысячах демонстрантов, среди которых были как простые люди, так и представители духовной и интеллектуальной элиты Греции. Но неужели и они, и «многочисленные представители духовенства» не спали всю ночь всего лишь в знак протеста против компьютерного нарушения свобод? И стоит ли верить, что этих «фанатиков» не поддержала официальная Церковь, которая, исходя из обычных газетных стереотипов, как всегда предпочитает малодушно оставаться в стороне?
Передо мной документ, возникший в результате огромной проверочной работы с привлечением специалистов в области экономики, математики и компьютерных технологий. Каждое слово в этом документе в силу понятных причин выверено и взвешено — это обращение Священного Синода Элладской Православной Церкви, принятое в июне 1997 года, накануне заседания парламента Греческой Республики, на котором должны были ратифицировать вступление Греции в Шенгенскую группу. Вот этот текст с некоторыми сокращениями: «В последнее время много вопросов возникает в связи с Шенгенским соглашением. Св. Синод хотел бы напомнить, что в связи с этим документом вновь стала дискутироваться тема «Антихрист и его печать», о которой нам повествует святая книга Апокалипсиса. Это впрямую затрагивает христианскую веру и дело спасения человека, поэтому Св. Синод и решается высказаться по этому поводу. С сожалением отметим, что достижения в области электроники в данной ситуации связаны с числом 666, которое используется в качестве основного кодового знака в технологии изготовления электронных паспортов. Это число совершенно ясно указано в Апокалипсисе как число антихриста. О нем написано и сказано много. Наша Церковь признает, что печать Христова не есть некий внешний символ, но есть благодать Святого Духа, освящающая человека в Таинстве Крещения. Так и печать антихриста не есть нечто внешнее, навязанное извне, но есть вольное отсечение себя от благодати Святого Духа через добровольное отречение от веры в то, что Иисус Христос есть Сын Божий и Спаситель мира. На эту тему тоже написано много. Но в то же время число 666, как число антихриста, указанное в Апокалипсисе, не может нами игнорироваться в то время, как оно под самыми разными предлогами систематически вводится в нашу жизнь. Безусловно, число 666 может фигурировать и без всякого мистического значения. Но сам факт, что наша православная страна примет закон, по которому она автоматически включается в электронную систему, главным элементом которой является кодовый номер 666, говорит о многом». Здесь необходимы некоторые пояснения. Говоря о числе 666, члены Св. Синода имеют в виду то, что хорошо известно всем христианам — 13 главу Апокалипсиса святого Иоанна Богослова, где пророчески описываются последние годы человеческой истории, воцарение на земле антихриста (который здесь назван «зверем») и принцип механизма тотального управления обществом в те отдаленные от жизни святого апостола, времена, которые он пророчески прозревал: И он [антихрист] сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их. И что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть. Каким же образом это число введено в шенгенские паспорта и почему Священный Синод утверждает, что число 666 «под самыми разными предлогами систематически вводится в нашу жизнь»? На самом деле все мы уже давно и почти ежедневно сталкиваемся с этим в повседневной жизни. И в первую очередь в отношении купли-продажи, в том, что называется «Всемирной Кодировкой Продукции» (UPS), или, попросту говоря, штрих-кодом, нанесенным на все зарубежные, а теперь уже и почти все отечественные упаковки.
Штрих-код — это новый компьютерный тип счисления, где каждой цифре соответствуют разные по толщине линии. Цифры от 0 до 9 записываются компьютером в двух или трех вариантах — сетах (как и в обычном счислении, цифры могут быть арабскими, римскими и славянскими). Штрих-код говорит о стране-производителе, качестве, наименовании, стоимости продукта. Естественно, штрих-коды разных товаров отличаются друг от друга, но есть и то, что объединяет их все без исключения — на всех континентах и на всех товарах. Это цифра 666. Каждый из вас легко может ее увидеть на любом штрих-коде — две тонкие параллельные линии, которые несколько длиннее всех остальных и находятся всегда в начале, в середине и в конце штрих-кода. Это компьютерные шестерки второго сета. Называются они «параллелями безопасности». Реже, но бывает, что используются шестерки и других сетов, но это не меняет «кода безопасности», числа 666. Так вот, совершенно тот же принцип кодирования заложен и в шенгенские паспорта. Настоятель одного из греческих монастырей, архимандрит Нектарий (Мулациоти), обратился в прошлом году, в период дискуссий о вступлении Греции в Шенген, с запросом к известному в Афинах специалисту по компьютерным системам Фоме Псарасу. Ниже приводятся выдержки из ответа ученого в письме от 7 апреля 1997 г. «Глубокоуважаемый о. Нектарий! В связи с Вашим запросом о техническом оправдании использования числа 666 в системах штрих-кода или в «смарт» карточках («думающих» карточках) сообщаю следующее: Чтобы правильно и безошибочно использовать штрих-код, для разделения информации используются потаенные двойные штрихи кода, котрые волей случая обозначают число 6, в начале, в середине и в конце всякой числовой информации, воспроизводимой с помощью штрих-кода. Для избежания копирования с помощью фототехники информации, содержащейся в штрих-коде, в новейших разработках она помещается на магнитную ленту. Проблемы, связанные с воровством карточек, окончательно решаются другими способами — например, упомянем технические термины F (forehead — лоб) и Н (hand — рука) — при этом способе карточка может быть использована только тем, кто имеет нанесенное число на своей руке или же на лбу». Оставим до времени в стороне поразительные слова о проекте маркировки на лбу и руке индивидуального компьютерного кода. Это предмет отдельного разговора. Попытаемся найти ответ хотя бы на то, почему у творцов новой мировой системы такая странная и упорная приверженность именно к «числу зверя»? Ведь специалисты единодушно утверждают, что «установочным кодом», «параллелью безопасности», может быть любой другой набор цифр. Тем же летом, когда в Греции велись дискуссии о вступлении страны в Шенген, мне довелось быть в Америке. Тогда меня поразило какое-то несоизмеримое количество цифр 666 в Нью-Йорке. Это было похоже на чью-то пошлую и дурную игру. Три гигантские шестерки светились на небоскребе, они же были укреплены на крыше такси, водитель которого предлагал нам свои услуги в аэропорту, в номере гостиницы «Мариот-Маркиз» на Бродвее телефонный аппарат был украшен теми же цифрами — оказалось, это вызов экстренной помощи в чрезвычайных ситуациях. К концу поездки я, не удержавшись, спросил у одного из жителей города, зачем им такое количество именно этих цифр? Мой собеседник ответил не сразу, но ответил неожиданно серьезно, вопросом на вопрос: «А вы разве не догадываетесь?..» Я ответил, что, честно говоря, с ужасом догадываюсь, но пытаюсь списать эти догадки на свое «православное мракобесие» и «фундаментализм». — Не надо их списывать, — так же серьезно ответил собеседник. — Ваши предположения совершенно верны. Просто с ним нам больше везет.
«Должно ожидать врага, и он уже начал отчасти посылать своих предшественников, и готов прийти за добычею, — писал святитель Кирилл Иерусалимский. — Посему наблюдай за собой, человек, и охраняй душу. Церковь предварительно сказывает об антихристе до его пришествия. При тебе ли оно будет, не знаем, или после тебя, также не знаем. Но для тебя хорошо знать это и предостерегаться. Имеешь ли признаки антихристовы: не сам один помни их, но и всем сообщай без зависти… Ибо тайна беззакония уже в действии (2 Фее. 2,7)». Уже в четвертом веке, когда жил святитель Кирилл, да и до этого, в апостольские времена, Церковь сознавала, что «тайна беззакония уже в действии». Но, пожалуй, никогда мы не приближались так буквально к исполнению пророчеств о последних судьбах мира. Именно поэтому и Синод Элладской Православной Церкви, и Синод Критской Церкви, и Кинот (соборное управление монастырей) Святой Горы Афон обратились в прошлом году к правительству Греции с одинаковыми увещаниями и ходатайствами, одно из которых — Элладского Синода — мы приводим здесь: «Св. Синод обращается к правительству с просьбой: — не принимать кодовый номер 666 для электронной системы паспортов; — обратиться к руководству стран — членов Европейского Союза, имеющих христианскую культуру, обсудить вопрос о замене числа 666 в единой компьютерной системе Союза на любое другое число; — ни под каким видом не допускать, чтобы кодовое число 666 попало в новую систему внутренних паспортов Греции». 12 июня 1997 года Парламент Греции ратифицировал Шенгенское соглашение незначительным большинством голосов.
Статья напечатана в журнале «Русский дом» № 3, 1998.
1Πρωτ. Θεόδωρος Ζήσης - Περί της Αγίας και Μεγάλης Συνόδου μέρος Α' [ΠΕΡΙΛΗΨΗ & ΒΙΝΤΕΟ-2015]
Протопресвитер Федор Зисис - О Святом и Великом Соборе,
часть 1 (резюме и видео)
Резюме:
РЕЗЮМЕ
(Резюме является непростотой и сложной работой работой моей духовной дочери. Обработка видео и его подготовка является работой и попечением технических модераторов блога "Katanyxis" (а иногда и других лице). Да пребудет над ними всеми мое молитвенное благопожелание1) П. Николай Манолис
В нижеследующем видео отец Феодор Зисис говорит о подготовке Святого и Великого Собора, в подготовке некоторых вопросов он принимал сам личное участие.
Во время третьего Предсоборного Совещания, которое состоялось в 1986 году, был принял огромный список вопросов по доктринальным и нравственным проблемам, из них были утверждены десять. Эти вопросы перечисляются о. Феодором и он даем им краткие поясения:
1.Православная диаспора
2.Автокефалия и ее провозлашение
3.Автономия и способ ее провозглашения
4.Диптих
5.Вопросо о Календаре и проблема, связанная с общим празднованием дня Святой Пасхи
6. Препятствия для вступления в брак - родственники браки -смешанные браки
7. Урегулирование положений о посте
8. Отношения Православной Церкви к остальному христианскому миру
9.Православие и Экуменическое движение
10. Вклад в распространенние христианских идеалов мира, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой дискриминации
В последующем Предсоборной конференции, была предпринята попытка разрешить вопрос "о сексуальной дискриминации".
Таким образом, мы в этом видео преставили первую часть названных вопросов, подлежащих рассмотрению на Соборе, хотя существвует и много других вопросов, которые можно было бы обсудить.
Ассамблея-Синаксис православных священнослужителей и монахов в сотрудничестве с некоторыми епископами, решила в силу грядущего созыва Святого и Великого Собора, организовать одно совещание и назначить десять окладчиков, которые проделают анализ некоторые вопросы, которые должны будут обсуждаться на предстоящем Соборе. Все эи важные вопросы представлены о. Феодором, который говорит об опасном безразличии к ним пастырей и паствы.
часть 2 Πρωτοπρ. Θεόδωρος Ζήσης, Περί της Αγίας και Μεγάλης Συνόδου (μέρος Β΄) [ΒΙΝΤΕΟ 2015].wmv
В РПЦ может произойти раскол?
по поводу подзахоронения в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга в императорской усыпальнице в Екатерининском приделе с "царскими останками" "останков цесаревича Алексия и великой княжны Марии"
а 18.10.2015 г. в Петропавловском соборе С.-Петербурга намечено захоронение останков, предположительно царевича Алексея и великой княжны Марии. Их погребут вместе с останками, так же спорными, Николая II и других членов его семьи. Корреспондент «Россия – Ноев Ковчег» попросил прокомментировать это событие президента фонда «Русский предприниматель» (г. Екатеринбург) Сергея Владимировича Писарева. РНК: Сергей Владимирович, я знаю, что Вам не безразлична эта тема. Как Вы относитесь к предстоящему 18 октября событию? Сергей Писарев: Крайне отрицательно. Мало того, я считаю, что в случае, если священноначалие РПЦ поменяет свою позицию и примет участие в этом сомнительном мероприятии, в ней может возникнуть серьезный внутренний конфликт. Более того, настроения среди верующего народа, чтущих святых Царственных Мучеников, таковы, что признание Церковью «Екатеринбургских останков» за святые мощи, может вызвать настоящий раскол. Этого допустить ни в коем случае нельзя. На сегодня, по отношению к «Екатеринбургским останкам», существует две основные взаимоисключающие версии. 50-ти тысячный Крестный ход в Екатеринбурге во время Царских дней Первая. После убийства, тела Царской Семьи и её слуг были вывезены в район Ганиной Ямы, где в течение трех суток неустановленные лица под руководством Я.Юровского расчленили тела, сожги их на кострах и оставшийся прах залили серной кислотой. При этом, по всей вероятности, головы Государя, Государыни и Цесаревича были отправлены большевикам в Москву как доказательство убийства. То есть трупы были полностью уничтожены. Собственно, на месте их уничтожения и был построен монастырь на «Ганиной Яме», освященный Патриархом Алексием II.
То, что мы называем версией, белым следствием во главе с опытнейшим профессионалом следователем по особо важным делам Н.А.Соколовым было установлено как окончательный вывод в 1918-1920-х гг. Его выводы строились на основе вещественных доказательств, а также показаний арестованных соучастников Екатеринбургского злодеяния, в том числе лиц, входивших в состав охраны Дома особого назначения (Ипатьевского дома). Выводы следствия Н.А.Соколова озвучиваются всем паломникам, посещающим монастырь на Ганиной Яме, и их разделяют участники ежегодного многотысячного крестного хода от Храма на Крови до монастыря. Да что говорить: подавляющая часть православного народа верит выводам следователя Соколова и не верит «открывателям» «Екатеринбургских останков». В последнее время появилось много солидных исторических трудов, а также научной публицистики, которые подтверждают выводы белого следствия. Могу назвать лишь несколько из них: труд П.В.Мультатули «Свидетельствуя о Христе до смерти… Екатеринбургское злодеяние 1918 года», получившее благословение покойного Патриарха, книга А.К.Голицына «Кому же верить?», в которой автор убедительно разоблачает «фальшивонотчиков», то есть «открывателей» «Екатеринбургских останков», труд французского историка русского происхождения Н.Росса «Смерть Царя», исследование судмедэксперта Ю.Григорьева «Последний император России. Тайна гибели», работы В.Корна и др. Необычное явление во время посещения Патриарха Алексием II Ганиной ямы Имеется немалое число исследователей, которые считают, что убийство, а затем и уничтожение тел носило ритуальный характер. Приводятся показания свидетелей о присутствии и при убийстве, и при уничтожении тел неких таинственных представителей какого-то тайного культа, разрушение Ипатьевского дома, с целью уничтожения улик и т.д. Понятно, что эта версия, вне зависимости от того верна она или ошибочна, в силу известных внутрироссийских и международных обстоятельств будет иметь очень серьезных оппонентов. Сторонники второй версии опираются на воспоминаниях организаторов убийства Царской Семьи Я. Юровского, М. Медведева (Кудрина), Г. Никулина, И. Радзинского, а также проведенные научные экспертизы. Согласно этой версии тела Царственных Мучеников не были уничтожены, а захоронены в Поросенковом логу в двух могилах (чтобы запутать следы) – девять в одной и два в другой, после того, как грузовик с телами застрял в лесу и красноармейцы никак не могли его оттуда вытащить. Пока они его доставали из грязи, организаторы якобы умудрились экспромтом заказать, но главное, успеть (!) получить из Екатеринбурга 170 л кислоты. Так объясняется наличие кислоты на месте преступления. Кроме того, как мы знаем, Юровский и его подельники стремились к максимальной засекреченности уничтожения тел. Вокруг Коптяков и Ганиной ямы было выставлено тройное оцепление красноармейцев, которые не пускали местных крестьян к месту манипуляции с трупами аж за несколько километров. А сторонники второй версии пытаются нас убедить, что в «Поросенковом логу» Юровский почему-то пренебрег этой секретностью, хотя рядом с местом якобы захоронения была будка железнодорожника, который там жил со своей семьей. То есть этот железнодорожник не мог не видеть и не слышать того, что делают вблизи его дома. Как не мог он не почувствовать смрад от горящих трупов, если бы действительно все было так, как описывает Юровский. Примечательно, что железнодорожник и его жена были допрошены следствием, но ничего подозрительного или примечательного они не рассказали. Однако нынешних следователей и членов комиссии это совершенно не волнует. Они просто игнорируют всякие «неудобные» вопросы. Например, они утверждают, что тела, как из первого захоронения, так и из второго пытались сжечь. Однако в выводах комиссии под названием «Покаяние» утверждается: «тела термического воздействия не испытывали». Как такое может быть? На что нам отвечают: что, дескать, кожа сгорела, а кости не обуглились. И таких «удивительных» объяснений у «второй» версии с избытком. Примечательно, что сторонники второй версии изображают Юровского как крайне хитрого, опытного, циничного и умелого преступника, профессионально заметающего следы своего чудовищного злодеяния. Таким он в действительности и был. Но затем, с удивительной, почти детской наивностью, эти же сторонники верят «воспоминаниям» и рассказам этого же коварного Юровского. Что касается научных экспертиз останков, то здесь дело обстоит еще более интересно. Оказывается, экспертиза генетического материала проводилась в лаборатории генетической идентификации Вооруженных сил США (!) и именно ее выводы являются основной «научной» базой для признания подлинности «екатеринбургских останков». Давайте представим на минуту, что правительство США даст заказ российским силовым структурам провести судмедэкспертизу по делу Кеннеди и будет затем через свои центральные СМИ ссылаться на выводы «русских», как не подлежащие сомнению?! К слову, в этих же лабораториях Пентагона проводились «экспертизы» и были сделаны выводы о наличии у Ирака химического оружия. Что было потом, мы все знаем. Но сторонники второй версии, как и в случае с Юровским, полностью доверяют нашим «американским партнерам». Правда, в подтверждение второй версии вроде бы выступили и российские генетики. В частности, группа ученых под руководством зав. лабораторией Института общей генетики им. Н. И. Вавилова РАН – Евгения Рогаева. Но при этом г-н Рогаев является еще и профессором Массачусетского университета США и, в отличие от других российских ученых, с удивительной легкостью публикуется в самых престижных западных научных изданиях, типа «Nature» или «Science», объясняя это просто – своей гениальностью. Дай Бог, если так. А если не так? РНК: Сергей Владимирович, Ваши сомнения понятны, но что бы Вы могли конкретно предложить в данной ситуации? Сергей Писарев: Первое. Воспользоваться тем, что первые лица России, от которых зависит решение этой проблемы: Президент Путин и Патриарх Кирилл, еще не высказывались лично относительно намеченного на 18 октября мероприятия и перенести его на более поздний срок или отменить. Не лишнее также вспомнить послание ныне покойного Патриарха Алексия II и Священного Синода РПЦ, по случаю 80-летия убиения Николая II и его семьи от 17.07.1998 г., где сказано: «Когда будут сняты все сомнения относительно «екатеринбургских останков» и исчезнут основания для смущения и противостояния в обществе, следует вернуться к окончательному решению вопроса о месте их захоронения. Учитывая вышеизложенное, считаю невозможным участие в захоронении «екатеринбургских останков» Предстоятеля РПЦ или любого иерарха РПЦ». Может не стоит забывать и то, что первую комиссию по захоронению «екатеринбургских останков» почему-то возглавлял Б. Немцов, человек, который при жизни не был замечен в симпатиях не только к православной монархии, но и просто к самостоятельной независимой политики современной России. Более того, скажем прямо, он был врагом суверенной России. Судьба его трагична. Боюсь показаться суеверным, но интересно, у кого хватит смелости встать на место Немцова и возглавить сегодняшнюю комиссию по захоронению якобы останков «цесаревича и княжны»? План монастыря на Ганиной яме С практической точки зрения, для преодоления противоречий и конфликтов, очевидна необходимость создания международной группы исследователей, при обязательном условии вхождения в нее в равной пропорции сторонников первой и второй версий. К сожалению, на сегодня федеральные СМИ транслируют лишь версию организатора убийства Юровского и «американских партнеров». Кстати, в группу по захоронению «Алексея» и «Марии» зачем-то пригласили Л. Нарусову, и ни одного специалиста с альтернативной точкой зрения на проблему. Я уверен, что граждане РФ хотели бы знать и альтернативную точку зрения, и в процессе диалога найти выход из этой проблемы.
Сегодня наша Церковь празднует всемирную радость Рождения Госпожи Богородицы. И где-то в одном из прекрасных тропарей праздника, Ее называют «корнем рода нашего»(ρίζα τοῦ γένους ἡμῶν)[1]. По сути своей наша Пресвятая Дева является новым корнем, который в некоем бесплодном мире, в некоем лишенном всякого плода мире, в некоем духовно мертвом мире смог нам принести цвет жизни, Христа Спасителя. Без этого нового корня человечество не смогло бы иметь сладчайший плод, Христа Спасителя. Поэтому то Ее Рождество, как начало пересоздания человеческого рода, является причиной всемирной радости.
Для того, чтобы явилась эта радость, необходимо было бы, и полагаю мы не ошибемся в этом, чтобы возсияли две простые и смиренные души. Святой Иоаким и святая Анна. Они таинственно в своем сердце служили Богу. Они возложили свою боль из-за своего безчадия со всем доверием и молитвой на Богу. Из этого служения Богу, из этого питания доверия Богу, вручения своей жизни Богу, чистоты их сердца, их простоты и их смирения, свершилось великое таинство. Из прежде бесплодных родителей должно было явиться разрешение человеческого бесплодия. «Бог, идеже хощет, побеждается естества чин». Ни философы, ни политики, ни иные видные и знаменитые личности человеческого рода не могли разрешить бесплодия человеческой природы.
И кто-либо размыслит: какие-же великие дела могут происходить с простыми и смиренными людьми. Мир их не оценил, поскольку он не обладает такими критериями, чтобы оценивать такие виды духовных подвигов. Очень часто он их игнорирует или же презирает. Однако тогда только, когда души вручают себя Богу, когда они освящаются, когда они очищаются, молятся и живут ради Бога, только тогда Бог может благодаря этим простым и смиренным душам свершать нечто великое для всего мира, как это случилось и с Иоакимом и Анной. Святой Иоаким и святая Анна не знали, каков будет плод их смирения, их святого супружества, их непорочного брака, их послушания Богу, их стремления и их веры в Бога. Однако же в таких случаях Бог творит великие деяния, как я сказал, для всего мира.
Сегодня мы ублажаем святого Иоакима и святую Анну и приносим им свою признательность, поскольку их благочестный брак, их бра в молитве и в непорочности и святости, стал причиной пришествия в мир цвета девства, Госпожи Богородицы, матери Искупителя.
И мы таинственно, сердечно, молитвенно, свершая служение, становимся соучастниками в этой всемирной радости. Мы поклоняемся, как говорят писания нашей Церкви, пеленам которыми бала повита во время своего рождения Госпожа Богородица. Ее благодарим, поскольку в своей материнской утробе даровала жизнь Богу. И посему Она с младенческих и ранних лет жизни Себя всецело принесла Богу. И тем самым Она стала продолжением святости святого Иоакима и святой Анны, Ее богодухновенных и боговещанных родителей, и Она стала тем «богопрозябен плод»(θεόβλαστος καρπός)[2] девства, Материю Искупителя.
И сегодня, в день Ее святого Рождества, мы Ее умоляем, как Ту, Которая разрешила бесчадие[3] человеческого рода, дабы Она оказала помощь и нам в том, чтобы нам преодолеть бесчадие греха. Поскольку по своей сути человечество было бесчадно. Оно произвело множество детей по природе, но только одно дитя, которое необходимо было породить людям, человечество и не могли его родить. Бога никто не мог родить. А посему, пусть даже мир породил множество детей, они были духовно бесплодны, наша Пресвятая Дева разрешила бесчадие человеческого рода и родила Сына Божия. Итак, поскольку Она родила Сына Божия, точно также и Ее молитва и благословение удостаивает нас чести, тех, которые следуют по Ее стопам и по стопам Ее Единородного Сына, дабы нам преодолеть бесчадие греха, бесплодие человеческой природы вне Святого Духа. И дабы Она соделала нашу природу плодоносимой по благодати Святого Духа, способной порождать святые добродетели и дабы наше естество было бы плодносимой и духовной. И да удостоится наше естество той славы, какую ей даровал Бог при творении. Поскольку Бог не сотворил человека для того, чтобы он был смертным и бесплодным и бездетным, но создал его живым и плодоносным и способным творить. Дабы он творил святость и родил себя самого для Христа. Каждый человек является Христоносцем, как и Госпожа Богородица, Которая стала первым Христоносным человеком, когда Он явился на земле.
Итак, молитвами Ее и нашим собственным подвигом да последуем стопам Ее, и да будет Она нашей надеждой в том, если мы ведем жизнь в подвиге, чтобы не оставаться нам бесплодными и бездетными.
Источник: Ομιλίες σε ακίνητες Δεσποτικές και Θεομητορικές εορτές (των ετών 1981-1991), Έκδοσις Ιεράς Μονής Οσίου Γρηγορίου Αγίου Όρους, Α΄έκδοσις 2015, σελ. 165-169
[1] См. 4-й тропарь 2-го канона, 9 песни канона праздника Рождества Богородицы. «… се бо Тя вси блажим, яко корень нашея жизни»
[2] См. 1-ый тропарь 2-го канона 9 песни праздника Рождества Пресвятой Богородицы «Достойное, Богомати, / Твоея чистоты рождество наследовала еси чрез обещание: / иногда бо неплодней богопрозябен плод вдалася еси. / Тем Тя, вся племена земная, непрестанно величаем.»
Принимаются на рассмотрение совета интернет-содружества «ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ» востребованные статьи и материалы,
замечания и предложения, от преподавателей и студентов и всех благочестивых православных христиан,
способных помочь и стремящихся содействовать хранению чистоты Апостольского Кафолического Православного вероучения.