Европейский суд по правам человека рассматривает вопрос о религиозных символах в государственных учреждениях.
Страсбург (16 января 2026 г.) – Европейский суд по правам человека рассматривает дело об удалении религиозных символов из общественных зданий. Организация ADF International выступила в качестве посредника в деле «Союз атеистов против Греции», утверждая, что религиозные символы, включая произведения искусства, иконы и другие христианские изображения, отражающие историю и традиции страны, не могут быть навязаны на основании неверного толкования свободы вероисповедания.
Дело, возбужденное в Греции, касается двух заявлений, в которых заявители, называющие себя атеистами, просили убрать христианские символы, выставленные в зале суда во время слушаний по религиозным вопросам. Заявители утверждали, что присутствие икон носит дискриминационный характер, ставит под угрозу объективность суда и нарушает их право на справедливое судебное разбирательство, а также право на свободу мысли, совести и религии. Греческие суды отклонили их просьбы об удалении икон.
«Размещение религиозных символов в общественных местах никоим образом не противоречит законодательству о правах человека. Общественные места не должны быть лишены крестов, икон или других символов религиозного, культурного и исторического значения во имя плюрализма», — заявила Адина Портару, старший юридический советник ADF International. «Суд неоднократно подтверждал, что религиозные символы, особенно те, которые являются частью национального наследия страны, не нарушают свободу вероисповедания или право на справедливое судебное разбирательство».
Культурное наследие, а не навязывание.
В своем юридическом заключении ADF International подчеркнула последовательную судебную практику Суда, признающую широкие права государств-членов Совета Европы в вопросах, касающихся религии в общественной жизни. В заключении пояснялось, что демонстрация религиозного изображения сама по себе не может ограничивать свободу вероисповедания или ставить под сомнение справедливость суда, и что нет права не быть оскорбленным присутствием религиозного изображения, как утверждают критики религиозных символов. В заключении утверждалось, что любой принцип «государственного нейтралитета» не должен приравниваться к враждебности по отношению к христианству, и подчеркивалась важность социального, культурного и исторического контекста христианства в Греции.
В Европе давно существует практика размещения религиозных символов, включая кресты, в государственных учреждениях Италии, религиозных произведений искусства в исторических зданиях судов в Австрии и Испании, а также крестов в каждом правительственном учреждении в Баварии (Германия), в то время как во Франции суды признали допустимым использование религиозных изображений в общественных зданиях, если они служат культурным или историческим целям.
Ранее суд уже подтвердил правомерность демонстрации религиозных символов.
Большая палата суда ранее рассматривала аналогичный вопрос в деле Лаутси против Италии (2011), знаменательном деле, касающемся размещения крестов в классах государственных школ, в котором также участвовала организация ADF International. На основании представленных аргументов Большая палата постановила, что крест сам по себе не может представлять собой индоктринацию или препятствовать праву на свободу мысли, совести или религии.
При этом Суд признал, что религиозные символы, размещаемые в государственных учреждениях, часто являются частью исторического и культурного наследия Европы, отражая традиции, которые формировали национальную идентичность на протяжении веков.
Пространство для религиозного наследия в общественных местах
«Европейская конвенция по правам человека решительно защищает свободу вероисповедания. Религиозные символы или произведения искусства, имеющие культурные корни, такие как многовековые православные христианские иконы, не навязывают никому свои убеждения и не влияют на принятие судебных решений», — добавил Портару.
После уведомления о возбуждении дела Европейский суд по правам человека рассмотрит его с учетом представленных сторонами документов и обращений третьих лиц.

