Митрополит Писидийский Сотириос Трампас
Праведный Иосиф, самоотверженный
Ο δίκαιος Ιωσήφ, ο ανιδιοτελής
СЛОВО НА ПАМЯТЬ СВЯТОГО ИОСИФА ОБРУЧНИКА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ВОСКРЕСЕНЬЕ
ПО РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВЕ
В воскресенье после Рождества Христова Церковь в числе других святых лиц, связанных с Рождеством Господним во плоти, чтит Иосифа, обручника Пресвятой Богородицы. Он происходил из Вифлеема, но поселился в Назарете, где работал плотником.
Иосиф стал отцом шестерых детей от другой жены. Из Евангелий мы знаем имена его сыновей: Иаков, Иосиф, Симон и Иуда (Мф. 13:55). В Евангелиях упоминаются и его дочери (стих 56), не записывая их имен, из христианской традиции мы знаем, что Мария и Саломея (стих 56); жена Зеведея, а затем и мать апостолов Иакова и Иоанна).
Иосиф, очевидно, совершал паломничество в Храм в Иерусалиме во время крупных праздников, как это было принято у благочестивых израильтян. В один из своих п посещений Храма, когда Иосиф был уже в преклонном возрасте (80-лет)[1], священники Храма по инициативе священника Захарии (впоследствии отца святого Иоанна Предтечи), по действию Святого Духа они поручили Деву Марию, достигшую 15-летнего возраста, находиться под покровительством Иосифа. Они были обручены. Таким образом, по обычаям того времени, Дева Мария последовала за Иосифом в Назарет, и они жили в молитве и страхе Божием.
Как мы знаем из Евангелия от Луки (1,26-38), там в Назарете Дева Мария получила весть от Ангела, что Она зачнёт Сына от Святого Духа. Дева Мария по смирению и скромности не открыла того факта, что она станет Матерью Сына Божия, своему покровителю Иосифу. В результате, когда через месяцы стали очевидны признаки поздней беременности, Иосиф был потрясен великим искушением. Поскольку у Иосифа не было супружеских отношений с сохраняемой им Марией, он не знал, как истолковать ее беременность!
Это смущение Иосифа подтверждает Девственность Богородицы. Святой Иосиф был хранителем девственности нашей Девы Марии. Он был неутомимым защитником Богородицы и Иисуса. Но он так и не стал и не считался ее мужем. И это вера нашей Церкви.
Пока Иосиф еще находился в этой озадаченности, ангел Господень сказал ему: «Иосиф, потомок Давида… дитя, которого ожидает Мария, исходит от Духа Святого. Она родит сына, и наречешь Ему имя Иисус, потому что Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1,20-21).
Из этих просвещающих слов Ангела Иосиф понял миссию, возложенную на него Богом, стать подле Марии, стать ее вечным защитником и помощником. И Иосиф со смирением и уважением принял известие Божие и исполнил его с верой, с послушанием Богу и с любовью к Деве Марии и Ее Сыну.
То, что Иосиф охотно предлагал для защиты Девы-Матери и Иисуса в Его младенчестве и детстве, очень важно.
Присутствие Иосифа, которого мир считал мужем Марии, защищало мать и ребенка от побиения камнями, что предусматривалось Моисеевым законом в случае беременности незамужней женщины. (Где назаряне поверили в реальность!)
Когда вышел указ о переписи Римского императора Августа, Иосиф перевез Марию, находящуюся в состоянии беременности, из Назарета в Вифлеем.
В Ночь Рождения Божественного Младенца Иосиф позаботился о том, чтобы найти им место, хотя бы в Пещере, для ночлега.
Когда святому Младенцу грозила опасность от убиения Иродом, Иосиф позаботился о переходе в безопасную страну, в Египет. А позднее их возвращение в Назарет и обеспечение посредством его работы необходимыми средствами для их содержания. И все это Иосиф делал с верой и послушанием Богу и с любовью к Деве Марии и Ее Сыну.
Иосиф в Святом Евангелии упоминается в последний раз во время посещения Иерусалимского Храма, когда Иисусу было двенадцать лет. Предание сообщает нам, что вскоре после этого паломничества Иосиф завершил свою миссию и предал свой дух Богу.
Иосиф – превосходный человек, образец для подражания. Все сложные ситуации он переносил спокойно, без злости и вспышек гнева на Марию, когда она осознавала свою беременность и не знала, что произошло! Он охотно предпринимал длительные путешествия из Назарета в Вифлеем, а затем уходя в дальний путь для укрытия в Египте. И многое другое! И все это смиренно, без выпячивания себя, только из послушания воле Божией, направлявшей его.
Обязанностью Церкви было ежегодно чтить память праведного Иосифа, служителя Пресвятой Богородицы.
Подражаем и мы благоразумию святого Иосифа, его самоотверженности, его готовности брать на себя трудные миссии, не думая о себе, и вообще о сообразовании его жизни с волей Божией. Аминь.
https://www.pemptousia.gr/2024/12/o-dikeos-iosif-o-anidiotelis/
©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2025г.