Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Великий раскол

Τὸ Μέγα Σχίσμα

 

 

Великий раскол или великая ошибка? Μέγα Σχίσμα ἢ μέγα λάθος;

Под этим впечатляющим заголовком в блоге «Свет Фанара - Φῶς Φαναρίου» (13.1.2025) мы читаем новость о том, что по предложению профессора Католического Богословского факультета Университета Граца (Австрия) Грегори Ларенцакиса 16 и 17 января 2025 года в Австрии должна состояться международная конференция для рассмотрения вопроса о том, произошел ли «Раскол» 1054 года между Восточной и Западной церквями.

 

Профессор считает, что в 1054 году в Константинополе не произошло так называемого «Великого раскола» Церквей Востока и Запада, ни одна из церквей не осудила другую, но их отношения ухудшились. Некоторые лица, кардинал Гумберт и патриарх Михаил Керулариос, анафематствовали друг друга, а не церкви. Эти его идеи, как утверждается, были оценены как очень важные, поэтому было сочтено необходимым рассмотреть их на специальной конференции.

Тема была определена следующим образом: «1054 год – действительно ли произошел «раскол» между Восточной и Западной церквями?» («1054 – ἔγινε πράγματι τὸ ‘‘Σχίσμα’’ μεταξὺ τῆς Ἀνατολικῆς καὶ Δυτικῆς Ἐκκλησίας;»)

Кардинал Курт Кох, президент Папского совета по содействию христианскому единству и сопредседатель Официального Богословского диалога между Католической и Православной церквями, а также докладчик на конференции, уже подтвердил, что он принимает вывод г-на. Ларенцакиса.
И они говорят, что если будет принята идея о том, что в 1054 году не было раскола, то Экуменический диалог о единстве Церквей обретет совершенно новую перспективу успеха.

На момент написания статьи выводы конференции не были обнародованы. Однако ее цель уже стала очевидной: поскольку официальные богословские диалоги с треском провалились, то был избран путь оспаривания исторических свидетельств, чтобы путь к широко разрекламированному единству мог обойти богословские тупики.

Но по сути. Анафема со стороны Папистов первоначально относилась к патриарху Михаилу Керуларию, архиепископу Охридскому Льву и патриаршему сакелларию Никифору, но впоследствии была распространена на все духовенство Константинопольской Церкви и другие православные патриархаты.

С православной стороны анафема кардиналу Гумберту распространялась на всех, кто был связан с ее составлением, публикацией и низложением, даже на тех, кто хотя бы в какой-то степени соглашался с его действиями. Они были ратифицированы эндемическим Собором 24 июля 1054 года в Константинополе, решения которого были приняты Патриархами Востока в их посланиях.

Вопросы, которые сейчас задаются на конференции, как показывает практика, имеют решающее значение. Скажем лишь одно: если в 1054 году не было всеобщих анафем, то в чем был смысл их впечатляющего литургического снятия в 1965 году (7 декабря) Патриархом Афинагором и Папой Павлом VI одновременно в Риме и Константинополе? В самом деле, в какое время снятие анафем в Риме совпало с окончанием Второго Ватиканского собора, тем самым приняв на себя более общий авторитет, в соответствии с требованиями Православия?

Важно то, что эта конференция, по-видимому, не лишена связи с недавно поднятым вопросом об установлении совместного празднования Пасхи с папистами в следующую дату.

Проблема возникла из-за совпадения дат празднования Пасхи в этом году (2025) православными и католиками, но она используется как мост для расширения общего празднования во все последующие годы.

При этом в качестве аргумента приводится тот факт, что в этом году исполняется 1700 лет со дня созыва Первого Вселенского Собора, определившего тогда способ исчисления дня празднования Великого Праздника, и поэтому подчеркивается, что установление общего празднования соответствует духу Собора.

Роковая ошибка! Потому что великий Собор определил общее празднование Пасхи только между Православными Церквами, а не между православными и еретиками. Нынешний план — это осквернение, а не воздаяние чести Собору.

К сожалению, эти события, а также недели молитв о единстве христиан всех видов еретических ответвлений с театрализованными церемониями, показывают, что тенденция к единству на практике в настоящее время усиливается. Те, кто это подстрекают, идут по минному полю.

Но хватит опасных игр во вред вере. Давайте не будем провоцировать болезненное вмешательство Бога!

Православный журнал «О СОТИР»

Источник: https://www.osotir.org/2025/02/12/to-mega-schisma/

перевод выполнен интернет-содружеством "Православный Апологет" 2025



Подписка на новости

Последние обновления

События