«Три Святителя: как человек становится по благодати бессмертным»
Ираклис Реракис, профессор, Университет имени Аристотеля в Салониках
Президент Всегреческого союза богословов
Ηρακλής Ρεράκης, Καθηγητής ΑΠΘ
Πρόεδρος της Πανελλήνιας Ενώσεως Θεολόγων
« Три Святителя: Как человек становится, по благодати, бессмертным »
«Τρεις Ιεράρχες: Πώς γίνεται ο άνθρωπος, κατά χάριν, αθάνατος»
Три великих Вселенских Святителя (Святители Григорий Богослов, Василий Великий и Иоанн Златоуст) были гуманистами не только потому, что они отдавали нуждающимся все, что у них было и чего не было, но, прежде всего, потому, что они напояли все человечество вечными водами богословия.
Другими словами, они с помощью Божественной премудрости истолковывали людям и то, что Бог делает из любви к человеку, и то, что Бог хочет, чтобы человек делал для себя и своих ближних.
Вот почему Трое Святых Отцов являются не только защитниками греческого образования, но и защитниками и воспитателями всех людей, поскольку одной из самых интересных и важных вещей, которые они передали человечеству, как духовные Божественные светильники, было послание Спасителя Христа о том, что человек может стать из смертного бессмертным.
Действительно, в Раю люди направляемы были к бессмертию, поскольку жили рядом с Бессмертным Богом и подчинялись его воле и наставлениям.
Однако когда из-за злоупотребления своей свободой они пали жертвой дьявольских грехов от лукавого, нарушив заповеди Творца, тогда они утратили свою изначальную связь с Бессмертным Богом и вошли в смертность.
Как подчеркивает апостол Павел: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе» (Рим. 6:23).
Итак, смерть происходит не от Бога, а от непослушания людей, поскольку Бог не создал для человека смерть, а только бессмертие.
Бог бессмертен, и человек, как творение по образу и подобию Божьему, был создан не активно бессмертным, но с потенциалом участвовать в бессмертии Бога.
Священное Писание учит нас, что «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он сотворил все существующее» (Прем. Сол. 1:13-14). То есть смерть не была волей и планом Бога, так как Он хочет не смерти, а бессмертия людей.
Когда Бог дал первозданным людям заповедь не вкушать плодов с дерева познания добра и зла, Он в то же время сказал им: «В тот день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:17).
Адам, зная волю Божию, не повиновался ей. Это имело трагические последствия как для него, так и для его потомков.
Смерть пришла в мир как плод греха. «Одним человеком, — пишет Ап. Павел, - грех вошел в мир, а грехом смерть, и таким образом смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12). То есть одним человеком грех вошел в мир, а грехом вошла смерть.
Таким образом, смерть перешла на всех людей, потому что в лице Адама согрешили все его потомки.
Адам из-за своего непослушания умер дважды. Душевно он умер в момент грехопадения, утратив общение с Богом, которым он наслаждался до тех пор. Он умер и физически, опять же, из-за греха.
Таким образом, весь род человеческий оказался под властью этой двойной смерти. Физическая смерть, по мнению святых отцов, была попущена Богом как средство божественного благоволения и милосердия, «дабы зло не стало бессмертным» (για να μη γίνει το κακό αθάνατο).
После грехопадения первых людей Бог допустил, чтобы смерть и страдания пришли немедленно, не для того, чтобы наказать согрешившего, а чтобы предложить лекарство больным.
Однако духовная смерть, то есть отпадение человека от Бога, была величайшим бедствием человека. Самому Слову Божьему необходимо было стать плотью, быть распятым, быть погребенным, а затем победить смерть и воскреснуть.
Таким образом, Он даровал людям бессмертие и вечную жизнь, то есть связь и общение с Бессмертным Богом, восстановив изначальное состояние человеческой природы.
Христос — Спаситель и Искупитель человечества, ибо Своим воплощением Он вернул людям то, что они утратили в раю, и вновь научил их пути и возможности жить рядом с Богом, соединив в Своем лице человеческую природу с божественной «нераздельно и неразлучно» (ασυγχύτως και αχωρίστως).
Однако данное Богом человеку наставление соблюдать Его спасительные заповеди и не грешить, чтобы сохранить бессмертие, восстановлено Иисусом Христом и преподано Святыми Отцами как профилактическое упражнение для верующих, чтобы они имели то, что даровал им Богочеловек, а именно, способность быть бессмертными.
Поэтому, обладая особым и почетным даром быть по образу и подобию, Бог возвращает людям в потенциале дар, то есть бессмертие, которое они имели в раю, чтобы они могли снова стать бессмертными во Христе.
Свт. Василий Великий подчеркивает, что посредством дара образа Бог предложил необходимые духовные дары, чтобы человек мог достичь подобия.
Таким образом, вместе с образом человек получает в дар «силу быть сотворенным по подобию своему», то есть условия для того, чтобы стать бессмертным.
То есть Бог, говорит нам свт. Василий Великий, на нашем пути «к тому, чтобы стать подобными Богу, оставил нас делателями подобия Божия. То есть, Он творит нас по благодати, «силой подобия Божия». Как он подчеркивает, по сути: «Ибо я имею слово по образу и становлюсь по подобию, становясь христианином».
Добродетели, таким образом, как подчеркивает святой Григорий Богослов, были даны человеку Богом и подаются, «в семени» (εν σπέρματι), по образу Божию, и человек, следовательно, несет ответственность за их умножение. Их рост и реализация способствуют «богоподобному» (ομοιωτικήν προς τον Θεο) совершенству, или обожению, или бессмертию человека.
Таким образом, совершение Божественных добродетелей представляет собой участие человека в Божественном плане, в содействии всех его сил Божественной воле и Божественной благодати.
Иными словами, святой Григорий Богослов разъясняет возможность, но и необходимость участия человека в приобретении и умножении имеющихся Божественных даров, рассматривая добродетель как подвиг, а не только как дар Божий.
Он считает признаком благости Божией тот факт, что Он не только насаждает добро в человеческой природе, но и делает его пригодным для возделывания или осуществления человеком посредством его свободы: «προαιρέσει γεωγούμενον»[1].
Однако с грехопадением образ Божий в человеке изменился, но не утрачен. Таким образом, с пришествием в мир Богочеловека человек полностью восстанавливается в свое допадшее состояние (προτωτική κατάσταση), поскольку, как подчеркивает святой Григорий, «Бог стал человеком, чтобы мы могли быть обожены».
Фактически, как подчеркивает в своем Катехизическом слове святитель Иоанн Златоуст, Своей жертвой на кресте Господь искоренил страх смерти: «Не бойтесь смерти, ибо смерть Спасителя освободила нас». И, как отмечает Кондак Великой Пятницы, с благодарением обращаясь к Искупителю: «Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею Кровию, на Кресте пригвоздися, и копием прободся, безсмертие источил еси человеком».
Итак, бессмертие ныне истекает для людей и возвещается тем, кто причащается и достойно принимает Тело и Кровь Христовы в Таинстве Святой Евхаристии. Евхаристия, как «лекарство Его чтобы не умирать» (φάρμακον του μη αποθαμείν), как сказал сам Христос: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6:54).
Источник: http://aktines.blogspot.com/2025/01/blog-post_681.html#more
©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2025г.
[1] Возделывающего произволение