Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Отвержение Ветхого Завета современными и древними ересями

 

 

 

Архимандрит Феофил Лемонцис, доктор богословия.

Отвержение Ветхого Завета современными и древними ересями

С ранних христианских времён появились еретики, отвергавшие Ветхий Завет. Это были гностики, например, еретик Маркион, который отвергал Ветхий Завет и утверждал, что он противоречит Новому Завету, поскольку, по его словам, Бог Ветхого Завета не тождествен Богу Нового Завета. По мнению Маркиона, существует злой Бог – Бог Ветхого Завета, и добрый Бог – Бог Нового Завета. Аналогичных взглядов придерживались манихеи. Они отвергали Ветхий Завет и утверждали, что он противоречит Новому Завету. Бог Ветхого Завета, утверждали они, отличен от Бога Нового Завета.

 

В наше время мы наблюдаем своеобразный феномен возвращения к грубым языческим практикам и обычаям, отвергающим христианство. Среди этих кругов сформировались более умеренные группы, которые, признавая, что христианство – это благо греческой традиции, тем не менее, отвергают Ветхий Завет, утверждая, что христианство должно быть отделено от ветхозаветной традиции.

Напротив, Отцы Церкви всячески прославляют единство Священного Писания, то есть Ветхого и Нового Заветов. Это единство выражается в том, что один и тот же Бог, Сын и Слово Божие, явился во плоти, как в Ветхом Завете, так и в Новом. Эта истина, что воплотившийся Сын и Слово явился в богоявлениях Ветхого Завета, является одним из самых веских аргументов, который мы противопоставляем всем, кто хочет разорвать неразрывную связь между Ветхим и Новым Заветами.

Единство двух Заветов выражается также в том, что тема Ветхого и Нового Заветов одна и та же: Божий план и Его деяния по спасению человека. Это поясняется следующим образом: согласно Ветхому Завету, человечество было подготовлено к пришествию Мессии: «Многообразно и многообразно говорил Бог издревле отцам в пророках» (Евр. 1:1). Само воплощённое Слово Божие говорило к людям, чью несотворённую славу видел пророк Исаия: «Сие сказал Исаия, когда увидел славу Его и говорил о Нём» (Ин. 12:41). Ветхий Завет говорит нам об этой подготовке человечества. Однако в недавнее время Бог «говорил нам в Сыне» (Евр. 1:1). Бог стал человеком, «чтобы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2:14-15). Своим учением, смертью и воскресением Христос дал людям возможность спасения. 

Различные события, описанные в Ветхом Завете, не имели бы для нас никакого смысла, если бы они не составляли первого акта дела спасения, которое должно было быть завершено в Новом Завете. Божьи обетования, избрание патриархов, исход из Египта, Синайский Завет, пророческие предсказания обретают своё истинное значение только тогда, когда мы рассматриваем их как часть Божьего плана для мира. С другой стороны, события Нового Завета были бы для нас непостижимы, если бы мы не знали Ветхого Завета. Без Ветхого Завета мы не можем понять, почему Христос пришёл в мир и какие обетования Он пришёл исполнить.

Иисус Христос есть исполнение пророческих предсказаний, исполнение ожиданий народа Божьего, цель ветхозаветных пророчеств, что проявилось во время Его Преображения на горе Фавор, где явились Моисей и пророк Илия, «беседовавшие с Ним» (Мф. 17:3).         

Таким образом, изучая Ветхий Завет, мы изучаем не древнюю историю народа израильтян, а нашу духовную предысторию. Мы следуем историческому пути всего человечества к искуплению.

 

Иисус не отвергал учение пророков, напротив, Он осуждает любые враждебные действия против пророков (Луки 11:47). Он также призывает нас: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете в них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют обо Мне» (Иоанна 5:39). Поэтому Ветхий Завет стал Священным Писанием для первой Церкви после Пятидесятницы, основываясь на авторитете Господа и присутствии Утешителя. Мы также верно следуем этому божественному авторитету.

https://www.entaksis.gr



Подписка на новости

Последние обновления

События