Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Мнимые оскорбления эллинизма в Неделю Торжества Православия 

Οι δήθεν ύβρεις κατά του Ελληνισμού την Κυριακή της Ορθοδοξίας

 

 

Ламброс Сконцос, богослов

Наша Святая Православная Кафолическая, Соборная Церковь, как и должно быть, точно определила границы истины и заблуждения, поскольку она верит, что истина является синонимом спасения. Решения Вселенских Соборов закрепляют библейскую истину и самосознание нашей Церкви, так что они представляют собой непогрешимый навигационный компас ее мысленного корабля до конца истории. 

Внимательно изучая « Синодик » VII Вселенского Собора, который читается в храмах в Неделю Православия во время церемонии выноса святых икон, мы можем ясно увидеть заботу Отцов об очищении веры Церкви от распространенных идей прошлого, которые некоторые примешивали к Ее учению с целью внести смущение в среду верующих.

      Однако в последние годы некоторые странные люди, любящие выдавать себя за «ревнителей эллинизма», резко раскритиковали «вероопределения» святого Седьмого Вселенского Собора, заявив, что посредством них... оскорбляется эллинизм, поскольку он отвергает некоторые верования наших древних предков как противоречащие христианскому учению! Однако они не удосуживаются изучить, что это за верования, насколько они противоречивы и устарели, даже в Древней Греции.

       В качестве примеров приведем учения о предсуществовании душ и имманентности мира, которые большинство древних мудрецов, филосов (например, софисты, эпикурейцы и т. д.) отвергали, хотя они были сформулированы великими философами(например, Платоном). Существование и, следовательно, предсуществование души отвергалось большинством древних философов. Учение о вечности материального мира, хотя и сформулированное некоторыми философами (гилозоистами - υλοζωιστές), тем не менее, было отвергнуто многими другими философами, такими как неоплатоники, поскольку оно находилось в явном противоречии с их верой в «Единое», первичный, по их мнению, «нематериальный-άυλη» принцип мира! Упомянем также древнегреческие верования в судьбу, рок, а также веру в «божественность» звезд стоиков, которые не только были отвергнуты большинством древних философов, но и яростно боролись с ними отдельные философы, Анаксагор , Карнеад , Гиппарх и т. д.

      Итак, если эти теории были отвергнуты другими мудрецами Древней Греции, почему Церковь должна была их принять, если эти доктрины противоречили Ее учению? Давайте также не будем забывать, что существуют учения, верования и институты наших древних предков, которые совершенно неприемлемы, например: институт рабства, положение женщины в обществе, общность женщин (Платон), «священная проституция», ужасные человеческие жертвоприношения на протяжении всей античности и до IV в. н.э. и т.д. которые, если судить по духу христианства и сегодняшней реальности, явно неприемлемы. Имела ли Церковь основания принять нечто подобное, чтобы не считаться «оскорблением» эллинов-греков? И зачем ей это делать, ведь она явилась, чтобы полностью освободить человека от суеверий и зла дохристианского мира, а не увековечить его!

Но если они хотят назвать некоторых людей оскорбителями греков, то пусть начнут с древнегреческих мудрецов, которые в большинстве своем отвергали все, что современные «приверженцы древнего культа» считают «греческим». Пусть они начнут с самих философов, которые отвергли мнения других философов. Пусть они назовут первых оскорбителей греков, софистов и эпикурейцов , которые не принимали и боролись с идеологической системой Платона . Пусть сначала назовут Платона (427-347 до н.э.) клеветником Греции за то, что он считал архетипические идеи единственной реальностью, а якобы вечный материальный мир анималистов - нереальным, отражением идеального мира, «спектром идей» !

Пусть они назовут философов и ученых (почти всех), не согласных с обскурантистскими учениями древней религии и суевериями жрецов и жестоко преследуемых ими, оскорбителями греков. Известно также, что более пятисот известных философов и ученых трагически погибли во время чисток, проводимых языческим духовенством посредством политической власти, только в Афинах, во время ужасных «судов над атеизмом »!

Пусть они назовут Сократа (469-399 гг. до н. э.) оскорбителем греков, потому что он учил «новым демонам» , то есть религиозной вере, чуждой господствующей, якобы греческой, и за это они его убили. Пусть они назовут Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) оскорбителем греков, который, желая осудить суеверные обычаи жрецов и отрицать веру в несуществующих «богов» древней религии, был вынужден бежать из Афин и укрыться в Халкиде, чтобы спасти свою жизнь. Пусть назовут великого Эзопа (VI в. до н. э.) оскорбителем греков, который обличал обман древней религии и практику мошеннических жрецов Дельфийского «святилища»  и они убили его в этом нечестивом месте. Пусть они назовут оскорбителями греков свободомыслящего Алкивиада , ораторов Леогора и Андокида, великого философа-киника Диогена (V в. до н. э.), высмеивавшего нелепые спиритуалистические Элевсинские мистерии .

Пусть они назовут Пифагора ( 580-490 гг. до н. э.) и его учеников, которые из-за страха перед жрецами и их органами создали тайную школу, где преподавали учения, противоречащие учениям власть имущих, и которых жрецы сожгли заживо в Кротоне в 430 г. до н. э., оскорбителями греков!

Пусть они назовут софиста Протагора (480-411 гг. до н. э.) оскорбителем греков , который учил, что истинное божественное неизвестно людям и что «боги» древней религии не существуют, и за это жрецы яростно преследовали его и сжигали его «еретические» книги на рыночной площади Афин. Пусть назовут Анаксагора (490-427 до н. э.) оскорбителем греков , учившим, что материальный мир не вечен, а есть поэма Разума, а звезды — не боги, а огненные массы, и едва не погибшим от рук афинского жречества и суеверной толпы. Пусть они назовут Ксенофана (570-480 гг. до н. э.), говорившего о едином Боге и отрицавшего грубое идолопоклонство, глупый многобожие и нелепый антропоморфизм древней религии, оскорбителем греков . Пусть они назовут Эпикура (341-270 до н.э.) оскорбителем греков , отрицавшим существование «богов» античной религии, черни, загробной жизни, царства Плутона в Аиде, островов блаженных и т.д. Пусть они назовут Эвмероса (II в. до н. э.) оскорбителем греков , который характеризовал «богов» античной религии как некоторых выдающихся людей старой эпохи, которых лживые жрецы обожествляли и навязывали свое поклонение невежественной толпе с целью ее эксплуатации.

Наконец, пусть они назовут своего кумира, параноика Юлиана (361-363 гг. н. э.), оскорбителя греков, запретившего преподавание трудов философов в школах.

Древние философы и поэты, писавшие против древней религии, яростно сжигали свои труды! Посмотрите, что написал в письме этот жалкий «коронованный философ»: «да не дойдут до ушей речи эпикурейцев и пирронистов. И вот, поистине, боги ( ред. через него ) поступили хорошо и уничтожили свои творения, к счастью, их книги были утеряны» (Jul.Επιστ.89β, Προς αρχιερέα Θεόδωρο, 301c)!)!

Неужто заскрипят честные кости всех наших древних мудрых предков от их непонятной «защиты» современными «ревнителей древнего культа», которые умели испытывать уважение к другим, даже если они с ними не согласны, за исключением мракобесов-жрецов, паразитов религии и суеверной и невежественной черни! Их кости будут хрустеть от негодования, потому что современные «последователи античного культа» отождествляют их с темными элементами древней религии и с вульгарной религиозной чернью, которая так и не смогла создать цивилизацию и преследовала оппозиционное мнение! Их кости будут хрустеть от негодования, потому что некоторые фанатичные, невежественные и страстные современные «ревнители античного культа» помазали себя их покойными почитателями и защитниками, несчастные, не знающие, что вечная греческая цивилизация, от глубин истории до наших дней, представляет собой синтез, а не догматическую монолитность!

      Богоносные отцы нашей Церкви, как истинные эллины-греки (по происхождению, мышлению и складу ума), в данном случае отцы VII Вселенского Собора, думали и действовали по-гречески, свободно выражаясь по своим убеждениям, они исключили из официального учения Церкви некоторые идеи, которые с ним не согласовывались. Они думали и действовали так же, как их знаменитые предки, которые были эклектичны, и как греки в непреходящей форме эллинизма. Они поступили так же, как древнегреческие философы, которые отвергали все, что не соответствовало их собственным взглядам. Что наиболее естественно для цивилизованных, здравомыслящих и свободомыслящих людей?

     Печальным исключением из нашей многовековой традиции являются современные «сторонники античного культа»-антиквариаты и прочие приверженцы малоизвестной культуры, страдающие неизлечимым монизмом в отношении Древней Греции. Как будто древние «назначили их хранителями» своих бессмертных, вечных имений, которые являются имениями всего цивилизованного мира и особенно нас, их потомков! Церковь, с ее вполне оправданным эклектизмом, не та, кто оскорбляет наших древних предков, но настоящие оскорбители — это те, кто оскорбляет вечный эллинизм, те, кто отрицает его историческое единство и ограничивает его во времени в соответствии со своей субъективной оценкой. В этом случае настоящими и даже жалкими оскорбителями являются те, кто с известной истерией оскорбляет веру миллионов современных греков, которые, вопреки своим оскорбителям, переживают греческий идеал несравненно более подлинно, нежели они, исповедуя православную веру.

 В отличие от всех современных иконоборцев истинного и вечного эллинизма, не исключая и «приверженцев античного культа», мы, как православные христиане, приобщаемся к истине и в то же время, как греки, приобщаемся к прекрасному. Благодаря этим двум константам мы отличаемся от всех тех, кто имеет однобокие убеждения и сводит монизм к монолитной доктрине. Вот почему мы являемся лидерами истинного прогресса и всемирной цивилизации и заставляем других следовать за нами! Наш эклектизм – наш величайший секрет того, что наша Церковь торжествует уже две тысячи лет и вместе с Ней торжествует подлинный греческий дух, который без Нее был бы утрачен, может быть, без памяти, где-то в последних днях античности, когда Христианство нашло волнующую душу силу эллинизма и воскресило его из неминуемой гибели!

Следовательно, мы продолжим, как христиане и как греки, нашу неделимую, вечную традицию эклектичности, применяя слова Василия Великого: «Пчелы не летают на все цветы одинаково. И где бы они ни сидели, они не стремятся забрать все. Они берут только то, что им нужно для работы, а остальное бросают и уходят. Мы тоже так поступаем, если мы мудры. Мы возьмем из этих текстов то, что связано с истиной и что нам нужно, а остальное оставим позади себя» (Василий Великий: К молодым о полезности чтения слов греческих философов. Προςτους Νέους, όπως αν εξ ελλην­ι­κών ωφελοίντο λόγων )! Этот наш эклектизм есть и будет нашим отличительным отличием от наших монистических и монолитных оскорбителей, как предполагаемых оскорбителей греков. К счастью, мы обладаем способностью брать то, что изысканно и полезно из человеческого духа, и отвергать то, что шатко и вредно для человека и цивилизации, безразлично к злобным рычаниям наших критиков!

Источник:https://www.pemptousia.gr/2025/03/oi-dithen-yvreis-kata-tou-ellinismou-tin-kyriaki-tis-orthodoxias/

© перевод выполнен интернет-содружеством "Православный Апологет" 2025г.



Подписка на новости

Последние обновления

События