Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

ВРЕМЯ И ЗНАКИ ВТОРОГО ХРИСТОВА ПРИШЕСТВИЯ [1]

Καιρός και τα σημεία τῆς Δευτέρας Παρουσίας τοῦ Κυρίου ἡμῶν

Прп. Иустин (Попович)

 ὁ ἅγιος Ἰουστίν Πόποβιτς

 

Начав свое существование Христом, время и закончит свое существование Им: последний день будет в то же время и день Второго пришествия Христова. В этот необычный день время перестанет существовать. Тогда сбудется чудесное слово святого Откровения лета уже не будет (Откр. 10, 6). Каким-то таинственным образом время утонет в вечности. Хотя в Священном Писании нам ясно открыто, что произойдет в последний день, нам не открыто мгновение, в который наступит этот день. Оно осталось сокровенным в неиспытанных глубинах Божественного молчания и составляет непостижимую тайну Божию. Она сокровенна и от ангелов, и от людей, и пребывает в неприступном свете Божественного всеведения. На непосредственнейший вопрос апостолов об этом Спаситель отвечал: о дни же том и часе никто же весть, ни Ангели небеснии, токмо Отец Мой един (Мф. 24, 36; ср Мк. 13, 32). Этой тайны Он им не сказал, даже когда между воскресением и вознесением открывал им тайны Богочеловеческого домостороительства спасения и говорил им о Царствии Божием (Деян. 1, 3). А когда они Его вопрошали: Господи, аще в лето сие устрояеши царствие Израилево (Деян. 1, 6)? Он им отвечал: несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи во Свей власти (Деян. 1, 7). Даже великому апостолу языков, которому по откровению сказася... тайна (Еф. 3, 3) Евангелия Христова, причем рассказана Самим Господом Иисусом (Гал 1, 12), не была открыта тайна о том, в какой момент наступит последний день, день Второго пришествия Христова. Он пишет солунским христианам: о летех и о временех, братие, не требе есть вам писати, сами бо вы известно весте, яко день Господень, яоже есть тат в нощи, тако приидет (1 Фессал. 5, 1-2).

Благовестие святого Откровения заключается в том, что Господь придет второй раз, а когда – этого мы не знаем. По промыслительному человеколюбию Божию это сокрыто от нас, чтобы мы денно и нощно блюли себя с помощью святых добродетелей, ожидая прихода Спасителя. На это указывает нам предупреждение Спасителя Его последователям: бдите убо, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет (Мф. 24, 42; сравните Мф. 24, 44, 50; Мк. 13, 33-3; Лк. 12,  35-40;17, 24-30); бдите убо, яко не весьте дне, ни часа, в онь же Сын Человеческий приидет (Мф. 25, 13).

Такая промыслительная неожиданность Второго пришествия Спасителя полезна для настоящих христиан, но не для тех, кто расслабил свою душу, помрачил ее пороками, осквернил страстями и таким образом стал пленен окамененным нечувствием. Небрежность и каменное нечувствие людей перед Вторым пришествием Господа Христа будет подобно небрежению и окамененному нечувствию людей во времена Ноя, ибо, по слову Спасителя, якоже бо бысть во дни Ноевы, так будет и пришествие Сына Человеческого: якоже бо беху во дни прежде потопа, ядуще и пиюще, женящеся и посягающе, до него же дне вниде Ное в ковчег, и не уведеша, дондеже прииде вода и взят вся, тако будет и в пришествие Сына Человеческаго (Мф. 24, 44). Сего ради, - советует Спаситель, - и вы будите готови: яко, в онь же час не мните, Сын Человеческий приидет (Мф. 24, 37-39). Живя этим советом Спасителя, апостолы передают его с великим усердием христианам: пришествие Господне приближися (Иак. 5, 8), всем же кончина приближися (1 Петр. 4, 10); последний час есть (1 Ин. 2, 18).

Но хотя Господь спасения нашего ради оставил нас в неизвестности относительно часа Своего Второго пришествия, Он не оставил нас в неизвестности относительно знаков, которые будут предшествовать Его Второму пришествию и знамений, которые будут предвещать близость Его пришествия. Эти знаки – проповедь Евангелия всем народам, всей твари; обращение Израиля ко Христу; появление антихриста; великие потрясения среди людей и в природе: войны, революции, голод, мор, землетрясения, великие знамения небесные.

Проповедь Евангелия всем народам и все, что она вызовет среди них, будет сигналом Второго пришествия Спасителя по слову Его: и проповестся сие Евангелие Царствия по всей вселенней, во свидетельство всем языком[2], и тогда приидет кончина (Мы. 24, 14). Это значит, что во всех языцех подобает прежде проповедатися Евангелию (Мк. 13, 10), но не значит, что все народы его усвоят. На это указывают слова: во свидетельство всем языком. Они означают: во свидетельство всем народам о любви Божией к ним, об искупительном подвиге Единородного Сына Божиего, о Церкви и о всецелом чудесном Богочеловечесом домостроительстве спасения в ней и вообще о всех вечных истинах Божиих, в ней заключенных. Поэтому никто не будет иметь оправдания в неверии во Христа Бога, никто не сможет отговариваться, что он не знал Христа, о силе и мощи Его Евангелия и о вечных истинах Божиих. Это свидетельство всем народам о Евангелии, о слову апостола языков, даст возможность войти в Церковь Христову исполнению языков (τὸ πλήρομα τῶν ἐθνῶν) (Рим.11, 25), то есть  «всем предузнанным Богом (бывшим. -  И. П.) язычникам».[3] С другой же стороны, многие, узнав о Евангелии, яростно восстанут против него и тем самым покажут, насколько люди влюблены во зло, насколько стали рабами греха и лжи, насколько стали орудием сатанинского зла против вечного Божиего добра (ср. Мф. 24,9). И в этой общей борьбе за Евангелие и против него наступит мгновение, когда, по слову апостола, весь Израили будет спасен (Рим. 11, 26) и исполнится пророчество ветхозаветного евангелиста: и приидет от Сиона ради избавляй, и отвратит нечестие от Иакова (Ис. 59, 20; ср. Ис. 27, 9; Ос. 3, 5). Это обращение Израиля ко Христу, по предсказанию пророка Малахии, совершит пророк Илия Фесфитянин (Мал. 4, 5-6), который вместе с Енохом придет с неба во дни антихриста и будет бороться против него за правду Евангелия Христова.[4]

В противоположность распространения Евангелия Христова подвижники зла будут распространять и расширять зло во всех возможных обличиях. Чтобы воспрепятствовать успеху евангелия, они мобилизируют всю ложь, всю злобу, всякое насилие, все ужасы и натравят их на христиан, дабы соблазнить, если возможно, и избранных. Недалекие умом поклонники зла преуспеют во зле; в капле меда они будут подавать яд зла; будут замаскировывать зло под привлекательнейшими масками; умножат беззакония до ужаса; проникая в глубины христоборческих душ, неистовое зло будет вызывать в них потрясения, начинять их взрывчаткой, и они будут взрываться бесстыдной хулою на все Христово; ад всесмехливый[5] - всеосмеивающий ад осмеет все Божие; тайна зла многих обворожит, сведет с ума; своим лживым сиянием и временным успехом зло соблазнит многих.

Все это бешеное пиршество зла апостол называет тайной беззакония (τὸ μυστήριον τῆς ἀνομίας), которая действует в сынах противления (2 Фессал. 2, 7), действует против всего Христова и Божьего и делает так, что люди отступают от Господа Христа (2 Фессал. 2, 3). Против тайны Божией, тайны Христовой – а это и есть Церковь – выставляется тайна сатаны, тайна зла. Умело маскируя себя, зло будет успешно действовать в последние дни через лжехристов и лжепророков (Мф. 24, 5). Описывая это время, Спаситель говорит: мнози бо приидут во имя Мое, глаголюще: аз есмь Христос, и многи прельстят (Мф. 24, 5). И мнози лжепророцы востанут и прельстят многия (Мф. 24, 11). А святой апостол Павел в своём пророческом прозрении, словно объясняя эти слова Спасителя, говорит: Дух же явственне глаголет, яко в последняя времена отступят неции от веры, внемлюще духовом лестчим и учением бесовским (1 Тим 4, 1). Разоривши ложью даже и совесть свою, они будут жить в соответствии со своими желаниями, издеваясь над всем Христовым (2 Петр. 3, 3; Иуд.1, 18; 1 Тим. 4, 2). Сведенные с ума злом, они здраваго учения не послушают, но по своих похотях изберут себе учители, чешеми слухом, и от истины слух отвратят, и к баснем уклоняться  (2 Тим. 4, 3-4).

Рассматривая со своей Богочеловеческой небесной смотровой башни последние времена и обилие злобы в них, апостол Павел пишет Тимофею: Сие же веждь, як в последния дни настанут времена люта. Будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы, величав, горди, хульницы, родителем противящиися, неблагодарни, неправедни, нелюбовни, непримирительны... клеветницы, невоздержницы, некроцы, неблаголюбцы, предателе, нагли, напыщени, сластолюбцы, паче нежели боголюбцы, имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися ( 2 Тим. 3, 1-5). Зло же сильно умножится, начинит взрывчаткой народы и царства, восстанет бо язык на язык и царство на царство, и будут глади, и пагубы, и труси по местом (Мф. 24, 7), страхования (Лк. 21, 11), мятежи (Мк. 13, 8) и скорбь велия, яковаже не  была от начала мира доселе, ниже имать быть (Мф. 24, 21), и за умножение беззакония иссякнет любы многих (Мф. 24, 12), и тогда соблазнятся мнози (Мф. 24, 10), мерзость запустения... на месте святе (Мф. 24, 15). Обаче Сын Человеческий пришед убо обрящет ли си веру на земли (Лк. 18, 8)?



[1]    Догматика Православной Церкви. Эсхатология. М. 2005, стр. 69-73

[2]    т.е. всем народам – в переводе на разговорный русский язык

[3]    Бл. Феофилакт Болгарский. Толкование на Послание к Римлянам, cap. 11, vers. 25 // PG 124, 493 ΑΒ

[4]    Ср. Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры IV, 26; c. 333; PG 94, 1217 BC

[5]    Великий Пяток. Стихиры на стиховне.



Подписка на новости

Последние обновления

События