Святитель Григорий Палама: четвертый святитель и четвертый богослов
Ἅγιος Γρηγόριος ὁ Παλαμᾶς: Ὁ τέταρτος Ἱεράρχης καί ὁ τέταρτος Θεολόγος
митрополита Навпактского и святовласиевского Иерофея
Установление памяти святителя Григория Паламы во Вторую неделю Великого поста как продолжения Недели Православия свидетельствует о его большой ценности, и данный текст будет рассмотрен в этой связи.
Известен праздник трех святителей: Василия Великого, святителя Григория Богослова и святителя Иоанна Златоуста. Также из церковного предания известно, что звание Богослова носили трое святых: святой Иоанн Богослов, святой Григорий Богослов и святой Симеон Новый Богослов. И три святителя, и три богослова включены в церковное сознание как и четвертый — святитель Григорий Палама, который в текстах характризуется как богослов. Тот факт, что мы можем говорить о четырех святителях и четырех богословах, раскрывает огромное достоинство святителя Григория Паламы.
1. Святой Григорий и богооткровенное предание Церкви
В отношении святителя Григория Паламы существовало две различные точки зрения. Во-первых, он является консервативным богословом, который опирается на старые толкования духовной жизни, поддерживая необразованных отцов-исихастов, а во-вторых, он является богословом, который внес в Церковь новые учения и новые концепции.
Однако истина в том, что святитель Григорий является квинтэссенцией традиционного богослова, носителем православной традиции. Сохранение — это одно, а традиция — это другое. Первый сохраняет некоторые формы прошлого, тогда как второй представляет Откровение через формы настоящего. Вот почему Традиция динамична. Это мы ясно видим во всем творчестве святителя Григория Паламы.
Григорий Акиндин характеризует святого Григория Паламу как «нового богослова», а его учение — как «новое богословие». Иоанн Кипариссиотис, противник святого Григория, считает его «странным в вопросах религии» и «безрассудным». В отличие от них святитель Григорий считает, что он не сочиняет нового учения, а верно следует святоотеческой традиции и «отеческими гласами возносит Бога отцов (διά τῶν πατερικῶν φωνῶν ὑπερυψοῖ τόν τῶν Πατέρων Θεόν)».
Святой Филофей Киккин говорит, что зилоты Фессалоник не приняли его в качестве митрополита, утверждая, что святой внес новшество в божественные учения. «И вот нововведение божественных учений, ставшее легендой среди неверующих, и злое подозрение о нем».
Однако святитель Григорий Палама не вводит новое богословие, а скорее интерпретирует и тщательно анализирует святоотеческое предание и богословие Церкви через свой собственный опыт. Святитель не довольствуется простым цитированием отрывков из творений отцов Церкви, как это делали его оппоненты, но интерпретирует их в рамках подлинного православия и с учетом необходимых православных предпосылок. Вот почему он является великим Отцом и учителем Церкви.
Это значит, что те, кто достиг просвещения ума и зрения славы Божией в человеческой природе Слова, имеют одно и то же богословие. Невозможно, чтобы кто-либо достиг обожения и имел иное учение о Христе. Арий, дойдя до такой степени, что стал отстаивать тварность Бога Слова, показывает, что он не находился в церковных и патристических рамках.
У достигших обожения тот же опыт, они знают, что Слово есть «Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного», но они могут разниться в терминологии до созыва Вселенских Соборов. Однако когда обоженные отцы встречаются на Вселенском Соборе, то, имея одинаковый опыт, они отождествляются и в терминологии, то есть тогда «легко соглашаются на единообразие догматической формулировки своего одинакового опыта».
Святые, когда они участвуют в Пятидесятнице и получают Откровение Божие, переживают нетварные глаголы и смыслы, которые они впоследствии должны передать тварными глаголами и смыслами. Пятидесятница не становится лучше ни как откровение, ни как понимание. Другими словами, мы не имеем лучшего понимания Откровения с течением времени, и оно не дается Церкви в различные промежутки времени, поскольку оно было дано «однажды и навсегда святым». Однако с помощью терминов святые отцы закрепляют живую традицию, выходящую за рамки значений и глаголов, на языке своего времени. И они делают это, когда ересь уводит верующих от опыта Откровения, что является духовной смертью. (Отец Иоанн Романидис)
Так, святитель Григорий Палама, носитель этого же Откровения, единомышленник Отцов Церкви, трех Святителей и трех богословов, проанализировал и изложил само богословие святых Отцов, опровергнул ересь антиисихастов, опиравшихся на философию и теорию.
Более того, святитель Григорий Палама не только углубил анализ святоотеческого учения, но и представил богословские предпосылки православного богословия и богословия Вселенских Соборов, с которыми мы, конечно же, сталкиваемся на протяжении всей святоотеческой традиции. Основной предпосылкой православного богословия является исихазм.
Поэтому богословие святителя Григория Паламы нельзя характеризовать как паламитское богословие именно потому, что оно является богословием Церкви. Обычно учение еретика получает свое название именно потому, что оно отличается от учения Православной Кафолической Церкви. По этой причине мы не можем говорить о богословии каппадокийских отцов или об александрийском богословии, как если бы это было иное богословие Церкви.
Конечно, можно и допустимо в определенной степени говорить о каппадокийских отцах, когда мы имеем в виду общее место происхождения и когда мы хотим также показать их вклад в образование терминов, но не то, что они создали собственное богословие.
2. Святитель Григорий Палама и три святителя
Богословие святителя Григория Паламы есть богословие Церкви и трех святителей: Василия Великого, святителя Григория Богослова и святителя Иоанна Златоуста, поскольку три святителя, как носители Предания, имеют общую жизнь и учение со святителем Григорием, а он — носитель Православного Предания.
Мы ясно видим это, изучая тексты святителя Григория Паламы. Он постоянно цитирует отрывки из творений трех святителей и других отцов, интерпретируя их аутентично. Благодаря своей способности толкования, основанной на общем опыте, он может представить их в рамках Православия, исправив ошибочное значение, придаваемое еретиками. Еретики всегда используют слова и тексты Святых Отцов для обоснования своих взглядов, предварительно изменив и адаптировав их к своему собственному контексту.
Таким образом, изучение трудов святого Григория Паламы, среди прочих, также показывает нам, каким образом еретики и отцы работают над этим важнейшим вопросом. Еретики «искажают» тексты и изменяют их, в то время как отцы представляют их в их подлинном измерении. Проблема, таким образом, заключается не в цитировании или не цитировании отрывков из Святых Отцов, а в понимании их содержания.
Если мы вернемся к труду святителя Григория «О священно-безмолствующих», то увидим, что многие отрывки из творений трех святителей используются для опровержения доводов Варлаама и изложения православного учения.
Перечисление всех отрывков из творений трех святителей, которые использует святитель Григорий, заняло бы много времени. Я просто хочу упомянуть их труды, из которых он черпал отрывки.
Василий Великий: из Шестоднева, из Бесед на псалмы, из Опровержения Евномия, из толкования пророка Исайи, из разных бесед, из его труда Для юношей изучающих философию, из терминов вообще, из его труда «О Святом Духе», из его посланий.
Григорий Богослов: Почти из всех его проповедей и посланий.
Иоанн Златоуст: Из его труда к Феодору, из труда О непостижимой природе Божией, из Бесед на пророка Исайю, на Евангелиста Матфея, на Евангелиста Иоанна, из бесед на послания апостола Павла.
Все творчество святителя Григория Паламы можно свести к трем моментам. Один из них посвящен Святому Духу, другой — различию сущности и энергии в Боге, а третья — исихазму, то есть способу, которым человек приобщается к Богу. И эти три вопроса также рассматривались тремя святителями, потому что и в их время на это были свои причины.
Я не собираюсь развивать учение трех святителей по всем темам, которых касался святитель Григорий Палама, но хочу подчеркнуть, что святитель Григорий Палама, говоря о Святом Духе, о сущности и энергии Бога, а также о возвращении ума в сердце, об очищении, просвещении и обожении человека и о священном безмолвии, не создал своего собственного богословия и школы, но выразил традицию Церкви, как ее пережили святые, ищущие Бога, Пророки, Апостолы, Отцы и, конечно, три великих Просветителя Трисиятельного Божества, Василий Великий, святитель Григорий Богослов и святитель Иоанн Златоуст.
При просвещении Святым Духом он изложил эти истины более подробно, поскольку в его время в этом была необходимость, ввиду того, что антиисихастов охватила мания, и даже демоническая, против этих догматических положений. Действительно, вся живая исихастская традиция, которую нашел святитель Григорий на Афоне, помогла ему в дальнейшем блестящем развитии этих православных истин, и он сделал это с богословским мастерством и оригинальностью.
3. Четыре Святителя и богословы в традиции Церкви
В Церкви мы говорим о трех святителях: Василии Великом, святителе Григории Богослове и святителе Иоанне Златоусте. Также мы говорим о трех Богословах, а именно о святом Иоанне Богослове, святом Григории Богослове и святом Иоанне Златоусте.
Однако в сознании Церкви святитель Григорий Палама причислен к трем святителям и трем богословам, составляющим квартет святителей и квартет богословов. Эту истину мы увидим и в агиографии, и в гимнографии.
В святом монастыре Великой Лавры, где святой Григорий некоторое время был монахом, он помещен вместе с тремя другими святителями в нише за Престолом. То же самое мы встречаем в Святом монастыре Влатадон, основанном в середине XIV века митрополитом Солунским Дорофеем Влаттисом и его братом Маркосом, учениками святого Григория Паламы. На алтаре Католикона этой Святой Обители изображен Святой Григорий вместе с тремя Святителями, а именно Василием Великим, Святым Григорием Богословом и Святым Иоанном Златоустом. В куполе южной часовни Католикона Святой Обители (четыре сферических треугольника) он помещен вместе с другими тремя богословами Церкви, а именно Святым Иоанном Богословом, Святым Григорием Богословом и Святым Симеоном Молодым Богословом. Поэтому в агиографии представляется, что святитель Григорий характеризуется как четвертый святитель и четвертый богослов.
Но и в священной гимнографии он восхваляется вместе с тремя великими Иерархами и Покровителями Трисолнечного Божества. Святитель Филофей Коккин, составивший службу святому, в канон праздника включает и прославляет святителя Григория вместе с тремя святителями. Также святитель Григорий Палама характеризуется как соратник и единомышленник трех богословов, к которым теперь присоединился четвертый богослов, действительно единомышленник и современник. В качестве примера я процитирую первый (а') стих Канона.
- ᾽Ωδή αʹ : Ἧχος πλ. δʹ.
- Ὁ Εἱρμός. Ἁρματηλάτην Φαραώ
- Τῶν θεολόγων τῶν τριῶν τόν σύμπνουν τε καί συνῳδόν σε καί νῦν
- ἀνευφημεῖν, Πάτερ,
- ἐν ᾠδαῖς προθέμενος
- τήν τῆς Τριάδος ἔμπνευσιν δι᾿ ὑμῶν ἐξαιτοῦμαι καί λόγον, ὅν συνεπνεύσατε,
- μάκαρ ἱεράρχα Γρηγόριε.
- ῾Ως θεολόγοι καί σοφοί καί ρήτορες καί συγγραφεῖς ἱεροί
- τῶν ἱερῶν λόγων
- καί δογμάτων ἄριστοι
- τρεῖς θεοφόροι κήρυκες,
- τόν κλεινόν ὑμῶν μύστην
- καί συνῳδόν καί ὁμώνυμον
- ὕμνων κοινωνόν καί νῦν ἐχετε.
- Νόμους φιλίας καί θεσμούς τούς ἄνωθεν τετιμηκότες καλῶς
- οἱ τρεῖς Θεοῦ λόγῳ
- προσφυῶς, ἡρμόσθητε
- Χριστόν ἐν μέσῳ φέροντες,
- ὡς ἐκεῖνος προέφη,
- νῦν δέ πλουτεῖτε καί τέταρτον
- ὄντως συμφυᾶ καί ὁμότροπον.
- Θεολογίας τῆς σεπτῆς τάς σάλπιγγας, τάς τῆς Τριάδος φωνάς,
- τάς ἱεράς μούσας
- ἱερῶς ὑμνήσωμεν·
- Βασίλειον, Γρηγόριον,
- Ἰωάννην τόν μέγαν
- σύν Γρηγορίῳ τῷ πνεύσαντι
- χάριν σύν αὐτοῖς τήν τοῦ Πνεύματος.
- Θεοτοκίον
- Φίλοι σοφίας γεγονότες ἔνθεοι ἐνυποστάτου Θεοῦ
- καί ἱερός οἶκος
- τόν ναόν τόν ἔμψυχον,
- ὅν ἑαυτῷ ἐδείματο,
- τήν Παρθένον, τοῖς λόγοις
- ὡς Θεοτόκον ἐκήρυξαν
- κόσμῳ τά τῆς χάριτος ὄργανα».
Общtее сознание Церкви признает святителя Григория Паламу великим Отцом Церкви, Вселенским Учителем и включает его в сонм трех Святителей и трех великих богословов Церкви. Данная ему характеристика богослова делает его избранным членом сонма святых отцов.
Воистину, святой Григорий — «неоспоримый поборник богословов».
4. Непогрешимый учитель Церкви
Соборно Церковь характеризует святого Григория Паламу как непогрешимого отца, учителя и богослова. Соборный томос 1347 года характерен, когда он упоминает этого великого афонского святого:
«Но если что-либо из этого когда-либо будет произнесено, или в мыслях, или в речи, или в письме, против упомянутого досточтимого иеромонаха Григория Паламы и монахов с ним, или, лучше сказать, против святых богословов и этой Церкви, мы осуждаем их и подвергаем тому же осуждению, будь то рукоположенные или миряне. Сего часто упоминаемого достопочтенного иеромонаха, господина Григория Паламу, и монахов, которые были с ним, которые не преминули написать и поразмыслить о Божественном учении, после тщательного исследования и понимания, но, напротив, всеми способами, как подобает, защищая Божественное учение и наше общее благочестие и традицию, мы объявляем не только превосходящими во всем их, но и ересей против Церкви Божией, как это сделал прежний соборный томос, но и самых верных поборников, защитников и помощников Церкви и этого благочестия».
В этом синодальном тексте подчеркиваются три истины, которые должны знать все христиане.
Во-первых, святитель Григорий Палама характеризуется как непогрешимый и надежный учитель Церкви.
Во-вторых, учение святителя Григория о различии сущности и энергии в Боге, о причастности человека нетварной энергии Божией и об исихастском образе жизни является учением Церкви и правилом благочестия и жизни.
В-третьих, всякий, кто отрицает и умаляет святого Григория Паламу, а также исихастскую жизнь, которую он жил и которой учил, осуждается Православной Церковью.
В нашу эпоху, которая, к сожалению, находится под влиянием схоластических, неосхоластических, протестантских и философских — старых и новых — традиций, учение святителя Григория Паламы актуально по всем вопросам. С этим учением, которое является учением Церкви, мы можем жить как православные и дышать чистым кислородом православного богословия. Действительно, он — четвертый святитель и четвертый богослов, он — уста богословов, как поется в службе, составленной святителем Филофеем Коккиным, Патриархом Константинопольским:
Ра́дуйся, богосло́вія глубино́, правосла́вія пра́вило пра́вое, Тро́ицы еди́но естество́ возвѣсти́ высо́ко, во еди́номъ хотѣ́ніи и дѣ́йствіи, про́сто Божество́, всеси́льно и не созда́но, посрами́вый же благода́тію духо́вною и отве́ргшихся обоже́нія, уста́ богосло́вецъ, святи́телю Григо́ріе, сла́во отце́мъ боже́ственнымъ и, соприча́стникъ исчи́сленъ, свети́льниче церко́вный, да́руяй на́мъ моли́твами ти́ ве́лію ми́лость.
Источник: https://www-analogion-gr/logos/saints/290-agios-grhgorios-palamas-mhtr-iero0eos?
перевод выполнен интернет-содружеством "Православный Апологет"2025г.