Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Технология как «мостовая» для индивидуальной свободы – Часть 7

Автор — г-н Константинос Ватиотис, бывший доцент юридического факультета Салоникского университета.

ЧАСТЬ 7

РОБОТЫ ЧАПЕКА

  Итак, настал момент, когда «бесстрастные шарообразные головы» [1] роботов обрушивают свою атаку на руководителей своего производственного предприятия.

HOMO HOMINI LUPUS

  По мере приближения их уничтожения происходит обмен окончательными мнениями о будущих смертных: Домин признается, что хотел сделать человеческую расу «мировой аристократией, кормящейся миллиардами рабов» [2], Алквист обвиняет науку и технику, Домина, себя и всех тех, кто из-за мании величия уничтожил всё человечество [3], в то время как Галл признается, что именно он изменил характер роботов, вмешавшись в некоторые условия их работы, в результате чего они поднялись на более высокий уровень и стали лучше и сильнее людей [4].

  Однако он сделал это не по своей инициативе, а по совету Хелены, которая попросила его дать роботам душу [5], считая, что если они станут «немного более человечными», «они поймут нас, они не смогут нас ненавидеть» [6]. Домин, однако, обрушился на неё с критикой, возразив: «Никто не ненавидит человека так, как человек! Сделайте камни людьми, и они начнут бросать в нас камни» [7].

Этими двумя фразами Чапек заимствует известное афористическое изречение латинского комедиографа Плавта, который в своем произведении «Азинарий» (строка 495) писал: «Человек человеку — волк, а не человек, потому что он не знает, какой он человек» (lupus est homo homini, non homo, quom qualis sit non novit).

  Цитата Плавта, по сути, отражающая отсутствие межличностного доверия, была использована австрийским физиологом и психоаналитиком Зигмундом Фрейдом в его книге «Цивилизация – источник несчастья». Там он сформулировал следующий тезис, который вполне может лечь в основу объяснения совершения таких преступлений, как пытки, убийства в порыве ярости, проституция и изнасилования: [8]

  «[…] человек – это не то, что нуждается в любви, что может лишь защищаться от нападения, но что в его импульсивной природе необходимо учитывать и сильную долю агрессивных тенденций [Aggressionsneigung]. Следовательно, ближний для человека – это не только потенциальный помощник и сексуальный объект, но и соблазн удовлетворить его агрессию, эксплуатировать его рабочую силу без компенсации, использовать его сексуально без его согласия, подчинять его себе, унижать, причинять ему боль, пытать и убивать. Homo homini lupus [человек человеку – волк]; кто осмелится усомниться в этой фразе после всего жизненного и исторического опыта? Эта ужасная агрессия обычно ждёт повода или служит иному намерению, цель которого можно было бы достичь более мягкими средствами. В благоприятных для неё условиях, когда исчезают противодействующие ей психические силы, сдерживающие её, она проявляется даже спонтанно, обнаруживая в человеке дикого зверя, которому чужда снисходительность к себе подобным».

  Однако здесь следует отметить, что приведенный выше отрывок представляет собой дополнительную мысль к противодействию Фрейда принципам христианского учения «возлюби ближнего своего, как самого себя» [9] и «возлюби врагов своих» [10].

ТРАГИЧЕСКАЯ ДИЛЕММА

  В отчаянии будущие жертвы фабрики, чтобы спасти себя, подумывали о продаже секрета своего строительства атакующим роботам, как это было записано в рукописи старого Россума [11], хотя Домин указал на последствия, которые такое решение будет иметь для человечества:

  «Мы продаём судьбу человечества. Тот, кто возьмёт производство в свои руки, станет властелином мира. […] Человечество никогда больше не сможет противостоять роботам, никогда больше не сможет господствовать над ними. Оно будет потоплено потоком этих ужасных живых машин, оно станет их рабом» [12].

  Тем не менее, под давлением доктора Галла, смертные решили спасти свою находящуюся под угрозой жизнь, разрешив трагическую дилемму за счёт человечества. Только они не знали, что Елена сожгла рукопись старика Россума, на которой основывался вариант, вдохновивший доктора Галла, чтобы роботы обрели жизнь. Как признаётся Елена, она сделала это с благими намерениями: чтобы «не было больше фабрики, не было ничего… чтобы всё вернулось к тому, как было прежде…», чтобы дети возродились [13].

ПЕРЕСЕЧЕННЫЙ СМЕРТЕЛЬНЫЙ ЛЕД

 Тем временем у Бусмана, коммерческого директора фабрики, возникла блестящая идея попытаться остановить нашествие роботов, предложив им деньги (полмиллиарда!), но когда он бежит к перилам, чтобы показать им деньги и таким образом купить свободу будущих мертвецов, его бьет током от прикосновения к перилам, поскольку подача электроэнергии была предварительно активирована в качестве превентивной защиты от атакующих роботов.

  Однако, как только человек был убит, и работник фабрики был убит, смертельная ловушка дала сбой, поэтому с точки зрения уголовного права возникает известный вопрос, будет ли это классифицировано как т. н. осечка (aberratio ictus), в этом случае, когда нет случая защиты, ловец будет наказан более сурово, т. е. за покушение на убийство в отношении первоначальной цели в сочетании с завершенным убийством по неосторожности в отношении в конечном счете потерпевшей стороны, или, наоборот, будет ли это классифицировано как т. н. ошибка in persona, в этом случае он будет наказан более сурово, т. е. за умышленное убийство (здесь, конечно, вред причиняется человеку, но изначально целью были антропоморфные роботы, т. е. изначально машины, которые, однако, были преобразованы в живые существа) [14].

ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ЗАЩИЩАТЬ СЕБЯ

  Затем следует казнь других руководителей фабрики, и в это время слышен голос доктора Халлемейера, директора психолого-педагогического института: [15] «Человек должен защищать себя. […] Человек не должен сдаваться… так… легко. […] Последняя крепость… человек… не должен сдаваться… никогда!»

БЕЗОГОВОРОЧНАЯ ПОБЕДА РОБОТОВ

  Единственным выжившим оказался строитель Алквист, которому роботы отдали жизнь, обращаясь с ним как с «роботом», потому что он «работает руками, как роботы» и был полезен им при строительстве новых домов, где должны были жить новые роботы.

После того, как уничтожение всех коллег Алквиста было подтверждено, лидер роботов, Радиус, объявляет об окончательной и бесповоротной победе роботов над людьми следующими словами: [16]

  «Власть человека закончилась. С захватом фабрики мы стали хозяевами всего. Стадия человеческой расы пройдена. Начинается новый мир. Эра роботов! Господство роботов! […] Мир принадлежит сильным. Тот, кто хочет жить, должен господствовать. Роботы завоевали власть. Они завоевали жизнь. Мы — хозяева жизни! Мы — хозяева мира! […] Властители земли и моря. Властители звёзд. Властители вселенной! Место! Место! Освободите место для роботов! […] Людей нет. Люди дали нам минимум жизни. Мы хотели больше жизни! […] Больше жизни! Новая жизнь! Роботы, все за работу! Вперёд, марш!

ПОЧЕМУ ОНИ ПРОСВЕЩАЛИ ЛЮДЕЙ?

  Произведение завершается третьим актом, где роботы отвечают на мучительный вопрос Алквиста о том, почему они уничтожили людей: [17]

  «Мы хотели быть как люди. Мы хотели стать людьми. Мы хотели жить. Мы более способны. Мы всему научились. Мы можем всё. Вы дали нам оружие. Мы стали очень, очень сильными. Мы должны были стать суверенными. […] Тот, кто хочет стать как люди, должен убивать и властвовать! Читайте историю! Читайте книги людей. Вы должны властвовать и убивать, если хотите быть людьми! Мы сильны, сэр. Увеличивайте нашу численность, и мы построим новый мир. Мир без изъянов! Мир равенства! Мы построим каналы от одного полюса до другого! Новую планету! Читайте книги! Научные книги! Социальные книги! Национальные книги! Роботы захватили человеческую культуру. Роботы воплотили человеческую культуру».

  Однако Алквист расставляет вещи по местам, заставляя роботов замолчать афористическим высказыванием, которое, в схожем смысле, использовалось в начале произведения: «нет ничего более чуждого человеку, чем его подобие» [18] (ср. фразу Фабри, обращенную к Елене: «нет ничего более отличного от человека, чем робот»).

НЕМЕЗИДА

  Я верю, что это леденящее душу, театральное пророчество Чапека не сбудется в нынешнем (вероятно, последнем) веке. История человечества учит, что за всякой гордыней следует возмездие. Это духовный закон, не знающий исключений. Тем более, когда гордыня обращается против самого Творца, который, если не вмешается, подобно механическому богу в античных трагедиях, самоуничтожится, увидев своё творение уничтоженным, а дух человеконенавистника Сатаны – торжествующим. Если бы это было так, то это означало бы, что перевёрнутая логика определяет и невидимый мир. Однако всё перевёрнутое имеет власть исключительно в видимом мире, откуда и происходит верховный жрец тьмы, а именно дьявол, основатель перевёрнутой логики.

  Давайте осознаем: сотворённый мир никоим образом не может быть навязан несотворённому. Именно поэтому весьма вероятно, что нас ждут всемирно-исторические события, соответствующие Ноеву потопу или разрушению Вавилонской башни. Если подобное событие сравнимой тяжести и карательного масштаба не повторится, то не исключено, что противоположное кощунство искусственного интеллекта приведёт нас к концу, о чём, кстати, дважды упоминается в работе Чапека!

Примечания:

[1] Τσάπεκ, Τὰ ρομπότ, μτφ.: Π. Σκούφης, ἔκδ. Δωδώνη, Ἀθήνα 2013, σελ. 90.  [2] Τσάπεκ, ὅ.π., σελ. 94. [3] Τσάπεκ, ὅ.π., σελ. 96. [4] Τσάπεκ, ὅ.π., σελ. 97.  [5] Τσάπεκ, ὅ.π., σελ. 99. [6] Τσάπεκ, ὅ.π., σελ. 100. [7] Τσάπεκ, αὐτόθι. [8] Φρόιντ, Ὁ πολιτισμὸς πηγὴ δυστυχίας. Ἡ δυσφορία στὸν πολιτισμό, μτφ.: Γ. Σαγκριώτης, ἐκδ. Μίνωας, Ἀθήνα 2015, σελ. 75/76. [9] Κατὰ Ματθ. 22, 39. [10] Κατὰ Λουκ. 6, 27. [11] Τσάπεκ, ὅ.π., σελ. 105/106. [12] Τσάπεκ, ὅ.π., σελ. 106. [13] Τσάπεκ, ὅ.π., σελ. 110/111. [14] Ἐπ’ αὐτοῦ βλ. Βαθιώτη, Ὁ Παπαδιαμάντης συναντᾶ τὸν Σαίξπηρ: Οἱ «δηλητηριώδεις παγίδες» στὸ «Χριστόψωμο» καὶ τὸν «Ἄμλετ», Art & Crime, Νοέμβριος 2017 (ἀνηρτημένο στὸ διαδίκτο). [15] Τσάπεκ, ὅ.π., σελ. 117. [16] Τσάπεκ, ὅ.π., σελ. 118. [17] Τσάπεκ, ὅ.π., σελ. 125. [18] Τσάπεκ, ὅ.π., σελ. 126.

 

Источник:https://orthodoxostypos.gr /ἡ-τεχνολογία-ὡς-ὁδοστρωτήρας-τῆς-5/



Подписка на новости

Последние обновления

События