Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Отменил ли «папа» Лев XIV «Филиокве»? (Комментарий к папской энциклике «In Unitate Fidei»)

 

 

 

В Пирее 8 декабря 2025 г.

СВЯЩЕННАЯ ПИРЕЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ЕРЕСЕЙ И РЕЛИГИЙ

ОТМЕНИЛ ЛИ «ПАПА» ЛЕВ XIV «ФИЛИОКБЕ»?

Комментарий к папской энциклике: «In Unitate Fidei» )

      Папство – достаточно известная ересь, или, скорее, система и утроба в которой зачинаются ереси. Об этом свидетельствует соборная и патристическая традиция, по крайней мере, последних двенадцати веков, поскольку догматическое и литургическое разделение варваров-франков началось с осуждения Седьмого Вселенскиого собора (787г.), Франкфуртским (794) и Ахенским (809) соборами .

 

    Первой и главной ересью, появившейся в Западной Церкви с VI века н. э., была ересь «Filioque-Филиокве », изменённая Никео-Константинопольского Символа веры добавлением слов « и от Сына» к эманации Святого Духа. Это, как мы увидим, серьёзное догматическое отклонение, которое серьёзно подрывает учение о Троице и имеет серьёзные последствия для всей жизни Церкви и имеет решающее значение для спасения верующих.

     Эта ересь таилась на Западе с ранних христианских времён, беря начало от трудов Тертуллиана и Августина, которые «богословствовали»  в отсутствие подлинной церковной традиции, поскольку не знали греческого языка и находились под влиянием римского легизма. Она впервые появилась в 542 году благодаря Цезарию Арелату , представившем так называемый Псевдоафанасьевский Символ веры , который он ложно приписал Афанасию Великому , в то время как его автором был Викентий Леринский , и который содержал добавление « и от Сына ». Впоследствии Третий Толедский собор (589) , возвёл в ранг «догмата» и предал «анафеме» тех, кто не признавал исхождения Святого Духа от Сына. Это ужасное заблуждение распространилось среди варваров Запада, и главным образом среди франков , которые использовали его, чтобы отделить себя от Востока, по политическим причинам. Главным проповедником этой ереси был лютый враг греческого православия и псевдосвятой папской «церкви» Карл Великий (800-814), включивший ее в свой « богословский» труд.

      Римский Патриархат сопротивлялся этой ереси, несмотря на ужасный натиск варварских племён, принявших её. В 803 году Папа Лев III (795–816) повесил в церкви Святого Петра в Риме две таблички с православным Символом веры на греческом и латинском языках. Фотий Великий (810–893) проявил себя как поборник Православия, созвав в Константинополе в 789–880 годах Восьмой Вселенский Собор , который осудил «Филиокве» как ересь, заручившись подписью Римского Патриархата и тогдашнего православного Папы Иоанна. 

     Однако, в связи с нашествием варваров-франков, в 1009 году на патриарший престол Рима взошёл Сергий IV (1009–1012), который включил «Филиокве» в Символ веры, а его преемник Бенедикт VIII (1012–1024) возвёл его в ранг веры Церкви и ввёл в богослужение. В ответ православный Восток разорвал общение с Западом (1009). Это первый и существенный разрыв церковного общения между Востоком и Западом, вызванный ересью «Филиокве», который продолжается и по сей день.

     Во время драматических событий «раскола» 1054 года главным вопросом было Филиокве. Восточные христиане обвиняли западных христиан в ереси из-за Филиокве, а западные христиане обвиняли восточных христиан в «еретиках», поскольку те не принимали его как якобы «изначальное учение Церкви »!

     Впоследствии и по сей день папская «церковь» упорно остаётся в этой ереси. В 1274 году Второй Лионский « собор» постановил, что Святой Дух исходит от Отца и Сына, согласно Филиокве в современной латинской версии Никейского Символа веры, и вера в него имеет сотериологическое значение. Это убеждение доминирует в папской « церкви» и по сей день.

     Но в последние годы, под давлением православных в богословских диалогах, Ватикан был вынужден прибегнуть к тактическим манёврам относительно «догмата Филиокве». Ведь тактические манёвры тесно переплетены с сущностью и «политикой» папства, которое использует любые средства, законные и несправедливые, моральные и безнравственные, для достижения своих целей, поскольку, согласно иезуитскому « догмату» , «цель оправдывает средства »!

      Таким образом, в последние годы, исключительно по прозелитическим причинам, папистам в православных странах, униатам, маронитам и другим религиозным общинам, имеющим общение с папской «церковью», было разрешено читать Символ веры без добавления Филиокве.

      Причиной нашего настоящего заявления стали недавние сообщения о том, что « Папа Лев XIV признаёт Символ веры без Filioque » [1] . Эти сообщения основывались на « апостольском послании, посвящённом 1700-летию Никейского собора,  In Unitate Fidei  («В единстве веры») » [2] .

     Поскольку многие могут быть взволнованы этим фактом и сочтут, что папство «изменилось» и « больше не является еретическим », а также что « настало время объединения церквей », мы попытаемся истолковать вышеуказанную папскую энциклику с точки зрения православной и, конечно, с точки зрения папской целесообразности, которая, как мы уже упоминали выше, очевидно является очередным тактическим маневром Ватикана.

     Наше первое наблюдение заключается в том, что нигде в своей энциклике «папа» Лев XIV не отрекается от Филиокве, но пытается в призрачной форме прославить Никео-Константинопольский Символ веры. И у него есть своя цель. Во время поездки в Турцию он должен был принять участие в торжествах по случаю 1700-летия созыва Первого Вселенского Собора (325 г.) , чтобы представить себя «уважающим» церковное Предание и «хранителем» христианской веры, которая вытекает из Православного Символа веры. Он не мог поступить иначе, кроме как прославить искупление этого Великого Собора, который есть Святой Символ веры!

     Однако вся энциклика полна темных моментов, скрытых мотивов и скрытых позиций, которые стремятся представить папство как «истинную и непогрешимую церковь», которой должен подчиняться весь раздробленный христианский мир, включая нашу Православную Церковь. 

     Он изо всех сил пытается доказать, что его «церковь»  остаётся верной учению Символа веры. Он писал: « В течение столетий это постоянное исповедание веры было общим наследием христиан и заслуживает того, чтобы его исповедовали и понимали по-новому и по-новому». Действительно, на протяжении столетий истинное исповедание веры было общим и постоянным, которое его собственная «церковь» нарушала и разделяла, отделяясь от общей веры и внося десятки заблуждений, в отличие от нашей Православной Церкви, которая остаётся абсолютно верной изначальной апостольской вере и не отступила ни на йоту! Он ничего не сказал об этой великой истине! Он не упомянул о дополнениях и изъятиях своей «церкви» , и особенно о «соборных отлучениях» всех нас, не следующих им, которыми он « отправляет нас в ад » за то, что мы не принимаем папских ересей, а в данном случае – ереси filioque! Конечно, когда он говорит о « постоянном исповедании веры, (которое) было общим наследием христиан », он имеет в виду свою «церковь» , которую он характеризует как « православную »!   

      Он также не говорит нам, что это за «новые » и «актуальные» способы « исповедания и понимания общего наследия христиан» . Это означает, что он готов самокритиковать свою «церковь» , которая не только подделала и изменила Символ веры, но и добавила десятки ошибок, как «подлинное учение церкви», которых либо не существует в древней Церкви, либо они были осуждены, например, ересь Filioque. Как мы уже упоминали выше, он не отрекается от этой ереси и в то же время говорит о « постоянном исповедании веры», об «общем наследии христиан», очевидно, в «линии» его собственной «церкви »!   

      Именно это   он хочет доказать следующим абзацем: « Даже сегодня, во время каждого воскресного Евхаристического богослужения, мы читаем Никео-Константинопольский Символ веры, исповедание веры, объединяющее всех христиан ». Его «церковь» и он сам читают не православный, подлинный Символ веры, а измененный, с добавлением filioque, что принципиально оскорбляет догмат о Святой Троице, осужденный Восьмым Вселенским собором (879–880) и подписанный тогдашним Православным Патриархатом Запада!

    Далее он написал: « Мы разделяем одну и ту же веру в единого Бога, Отца всех людей. Мы вместе исповедуем единого Господа и истинного Сына Божьего, Иисуса Христа, и единого Святого Духа, который вдохновляет нас и движет к полному единству и общему свидетельству Евангелия. Воистину, то, что нас объединяет, гораздо больше того, что нас разделяет!»"! Нет! Мы не поклоняемся одному и тому же Триединому Богу, а именно: мы не поклоняемся одному и тому же Отцу, Который « разделяется» в своих испостасных свойствах, исхождение от Святого Духа от Сына, мы не поклоняемся одному и тому же Сыну, Который обходит ипостасные свойства Отца, упраздняет Свою монархию и вводит двойственность в Божество, мы не поклоняемся одному и тому же Святому Духу, Который имеет два источника исхождения и становится подчинённым двум другим Божественным Лицам. И он также писал: « Воистину, то, что нас объединяет, гораздо больше того, что нас разделяет!» Мы отвечаем: спасительная православная вера Единой и Неделимой Церкви Христовой не вступает ни в какие противоречия, ни в какие еретические фантазмы. Учение Христа имеет вечный характер, вплоть до последней детали, и именно поэтому Он сказал: « Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдут небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдут » (Мф. 5:18)! « Максималистское богословие », выраженное здесь «Папой» Лвом — это опасное, вредоносное восприятие, лживое учение, ловушка для релятивизации единственно спасительной Православной Веры. 

      Затем, чтобы произвести впечатление, он придаёт Символу веры странный и непостижимый богословски «гуманистический» характер: « В эти трудные времена, в которые мы живём, среди стольких тревог и страхов, угроз войны и насилия, стихийных бедствий, серьёзных несправедливостей и дисбалансов, голода и страданий, от которых страдают миллионы наших братьев и сестёр, этот Символ веры даёт нам надежду »! Нам непостижимо, как Символ веры может устранить войны, голод и даже стихийные бедствия! Символ веры имеет чисто сотериологический характер и ничего более!

     Также, чтобы показать, что он изучает Отцов, он упоминает следующий парадокс: позицию Афанасия Великого об обожении человека благодатью: « Святой Афанасий объясняет, что Сын Божий стал человеком, чтобы человек был обожен. Это просветляющее понимание божественного откровения было подготовлено святым Иринеем Лионским и Оригеном и впоследствии было далее развито с большим богатством в восточной духовности ». Как известно, обожение человека достигается нетварной Божественной Благодатью , через которую Бог общается со Своими творениями и распространяет Свои благословения и Свою любовь. Однако папство верит не в нетварную Божественную Благодать, а в тварную , которая не может даже спасти, не говоря уже о том, чтобы обожить, поскольку сама нуждается в спасении! Фактически, эта ересь « соборно » закреплена, с «анафематизмами» для тех, кто принимает Божественную Благодать как нетварную! По этой причине папство не приемлет обожествления человека по благодати, а лишь некое призрачное нравственное улучшение и некое посмертное блаженство. 

      Анализируя (со своей точки зрения) положения Символа веры, касающиеся Отца и Сына, он, как ни странно, но не непостижимо, не анализирует веру в Святого Духа . Мы полагаем, что это «упущение» — « от лукавого» , очевидно, чтобы не пришлось ссылаться на православную версию Никео-Константинопольского Символа веры, где говорится об исхождении Святого Духа только от Отца! Он ограничился лишь неопределённым заявлением: « Святой Дух есть связующее звено единства, которому мы поклоняемся вместе с Отцом и Сыном »!

     Затем он снимает маску « непогрешимого учителя » своей «церкви » и приступает к раскрытию адского плана папства по подчинению всего раздробленного христианского мира папской власти. Как? По его словам, мы должны « оставить позади богословские споры, утратившие смысл существования , чтобы обрести общее понимание и, более того, общую молитву Святому Духу, дабы Он собрал нас всех в единой вере и единой любви »! Он приписывает Святому Духу поистине магические свойства объединять нас всех « в единой вере и единой любви », отбрасывая богословские разногласия, которые для него являются «спорами, утратившими смысл существования »! Другими словами, борьба Святых Отцов за укрепление спасительной веры Церкви была спорами, утратившими смысл существования! « Единая вера », о которой он упоминает, — это не что иное, как папская вера, и поэтому он косвенно, но недвусмысленно призывает подчиниться « благодати Божией» папской власти!

      Он даже указывает путь к «единству» , к «общему пониманию» , иными словами, призывает нас проявить понимание к десяткам пороков своей «церкви », отречься от которых он не может себе представить! Он совершенно ясно выражает свою позицию: он не может представить себе возвращения к вере Церкви до отделения от неё своей религиозной общины. Он пишет: « Это не подразумевает экуменизма, пытающегося вернуться к состоянию до разделений, и не подразумевает взаимного признания нынешнего положения дел в многообразии Церквей и церковных общин »! Эта его позиция также свидетельствует о его видении «союза церквей», основанного на унии. Его интересует не вера тех, кто присоединяется к его «церкви» , которую он   также характеризует как « разнообразие », а их подчинение его авторитету, как « представителю Христа на земле »! Это « трудный путь взаимного слушания и принятия», «духовный вызов, требующий покаяния и обращения от всех ». Другими словами, он призывает нас к «принятию» , очевидно, папских злодеяний, и самого возмутительного из них: к «покаянию и обращению» . В чём нам следует каяться? Для него – в нашей «ереси» , которая заключается в нашем нежелании подчиниться его демоническому «главенству» над всей Церковью! Куда нам следует обратиться? Присоединившись к папской «церкви» ! Если бы он был искренен, он бы сначала предложил себя для покаяния и возвращения, но он этого не сделал, потому что считает себя « непогрешимым »!

      Мы не должны забывать, что для папства мы, православные, считаемся « еретиками» и чем-то большим, как выразился моральный и физический виновник геноцида 880 000 православных сербов во время Второй мировой войны, «архиепископ» Хорватии А. Степинац и нынешний «святой» папской «церкви» следующим образом: « дух Византии — то есть Восточной Православной Церкви — есть нечто ужасное, что может терпеть только Всемогущий и Всеведущий Бог… раскол Восточной Православной Церкви — величайшее проклятие в Европе, едва ли не большее, чем протестантизм… » [3] . И конечно же, они попытались «исправить» этот « ужасный» «раскол» самыми дикими геноцидами и резней за тысячу лет истории папства, а в данном случае — демонический «святой» «архиепископ» — резней 880 000 «еретиков»-сербов ! Вот почему « непогрешимый » Лев призывает нас к покаянию и возвращению!

      Мы завершаем наше объявление трагическим наблюдением, что еретическое папство остаётся абсолютно невозмутимым в своих десятках заблуждений и, что хуже всего: оно пытается, с помощью софизмов и дипломатических уловок, представить себя в новом обличье, якобы « православным ». Чтобы показать, что, « исполненное любви », оно призывает всех к единству, оставляя позади своё « непоколебимое» прошлое. Именно это и сделал «папа» Лев в своей энциклике «In Unitate Fidei» . Якобы желая почтить 1700- летие созыва Святого Первого Вселенского Собора, он пытался показать, что уважает Символ Никео-Константинопольского Символа веры. Будучи приверженцем святого Августина , (к сожалению) первого сторонника Филиокве, и обладая невероятно поверхностным богословским рассуждением, он лицемерно пытался показать, что принимает неискажённый Символ веры, создавая ложное впечатление, будто он изгнал эту ересь из своей «церкви» . Но, как мы доказали, это совершенно не так. В своей энциклике он даже не намекает на подобное! Если бы он изгнал её, он бы её написал! Мы полагаем, что он никогда этого не сделает, потому что изгнание «догмата» Филиокве (и всех папских заблуждений) торжественно отрицало бы другой папский «догмат» – догмат о непогрешимости Папы ! «Авторитет» всех «пап» до сих пор рухнул бы ! Само папство, отождествляемое с «первенством» и «непогрешимостью» « папы » , рухнуло бы !   

     Наконец, вышеупомянутая папская энциклика создала «атмосферу эйфории» среди многих православных, ярых приверженцев «союза церквей» , которые считали, что папство, «отрекшись» от ереси Филиокве, стало «православным» , и поэтому пришло время для «союза»! Но, к сожалению, они закрывают на это глаза. Они не желают видеть трагическую реальность: истинная ортодоксализация папства будет означать его упразднение! Папство и Православие — две совершенно несовместимые величины, ибо первенство власти и соборность, которая проявляется в решительном   равенстве голосов, — это противоречивые реальности! 

     В следующем сообщении мы прокомментируем нелепые вещи, произошедшие во время «празднования» 1700- летия Первого Вселенского собора.

Из Управления по ересям и культам

 

[2] Где выше

[3] Личный дневник А. Степинаца, 28 марта 1941 г., стр. 176, книга4

Источник:http://aktines.blogspot.com/2025/12/in-unitate-fidei.html



Подписка на новости

Последние обновления

События