Георгий Заравелас, богослов
Божественная Литургия апостола Иакова, брата Господня, в церковном богослужении
Часть 1
Η Θ. Λειτουργία Ιακώβου του Αδελφοθέου στην εκκλησιακή λατρεία (1ο μέρος)
В воскресный день (Неделю) после Рождества Христова, между всего прочего, наша Церковь совершает память св. Иакова, брата Господня, первого епископа Иерусалимского. В связи с чествованием его памяти во многих православных храмах Православного Востока (в Русской Церкви эта традиция не нашла своего распространения и ее совершение крайне редкостное, преимущественно в храме св. апостола Иоанна Богослова при Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии. Прим. переводчиков), по традиции совершают Божественную литургию, которая носит имя этой символической личности древней Церкви. Однако какова же история этого литургического текста. К сожалению, лишь немногие из нас об этом знают. По этой причине мы пришли к решению о публикации обстоятельной статьи г. Г. Заравелоса, богослова.
В Христианской Церкви в ее литургической жизни мы обнаруживаем многочисленные литургические образцы, то есть принятых вариаций совершения таинства Божественной Евхаристии. Вплоть до 12 столетия, каждая поместная Церковь, в рамках церковной пентархии, имела свой собственный типикон, изложенный в разных литургических типиках. Между прочим, в литургической традиции Антиохии преобладающей стала литургия апостола Иакова, брата Господня.
Под этим именем, брата Господня, Антиохийский образец литургии встречается в Западной Сирии. Приписывание авторства этой литургии апостолу Иакову, брату Господню, и первому Иерусалимскому епископу основывается на формировании ее в Иерусалиме, а также на том факте, что она собой представляет традицию Святого Града. Ядро Божественной Литургии явно имеет апостольское происхождение, но его единая, первая структура не старше четвертого века. Текст Литургии свидетельствует о ее древности, поскольку в прошениях ее имеются такие, как избавление от гонений, изгнания, тюремного заключения и принудительного труда в шахтах. Литургия апостола Иакова изначально была написана на греческом языке. Позже она был переведена на сирийский и другие языки.
Апостольской основы Божественной литургии Иакова, за пределами ее центральной части, не существует, это просто невозможно. По словам профессора П. Трембелоса, если бы она была произведением руки Апостола Иакова, то она была бы в каноне Нового Завета. Однако этим вовсе не отвергается ее древность. Наоборот, есть основательные аргументы, которые доказывают древность Литургии. С одной стороны, она до сих пор совершается в сирийском переводе у Антихалкидонских церквей, которые оторвались от общения с остальным христианским миром после IV Вселенского собора(451г.). С другой стороны, тип литургии Иакова в точности описывается в 5 Тайноводственном огласительном слове свт. Кирилла Иерусалимского.
Тем не менее, особые положения текста Литургии согласуются с ее древним происхождением. Из них мы отмечаем общую лексическую простоту и стиль молитв, расположение чтений из Ветхого и Нового Заветов, ссылки на святых апостолов без украшательных прилагательных, безыскусственность и сравнительная обычность, стиль речи по сравнению с литургиями свт. Василия Великого и свт. Иоанна Златоуста.
Свидетельства о литургии св. апостола Иакова мы встречаем во всей традиционной святоотеческой письменности. Первое упоминание мы встречаем в Апостольских Постановлениях. Сведения о ней мы находим у псевдо-Прокла, св. Иеронима, который достаточное время жил в Вифлееме – епархии Иерусалимской Церкви, у свт. Иоанна Постника Константинопольского, у Иакова Эдесского, Николая Мефонского, у свт. Марка Евгеника. Кроме того, о литургии Иакова имеется свидетельство в 32 правиле Пято-Шестого «Трулльского» Вселенского собора[1], и в комментарии на него канониста Аристина.[2] Сомнения в подлинности ее выдвигают армянский католикос Нерсес Милосердный и канонист Вальсамон[3].
Божественная литургия апостола Иакова уже с 4 столетия распространилась на Восток и на Западе. Ее распространению способствовали паломнические поездки верующих на Святую Землю. Литургическо-богослужебное свечение Иерусалима, и авторитет апостольского имени под которым оно преподносилось стали главной причиной быстрого распространения иерусалимского богослужения за пределами Иерусалима. Достаточно рано литургия апостола Иакова была принята в устав Антиохийской церкви. Принятие ее Антиохийской литургической традицией можно отнести к V веку: между 397, когда святитель Иоанн Златоуст был переведен из Антиохии в Константинополь, и 431 годом, когда связи между Иерусалимом и Антиохией оказались нарушенными по причине возведения до патриаршего статуса Иерусалимской Церкви. Согласно Диксу (Dix), литургия апостола Иакова становится доминирующим литургическим образцов в Антиохии между 400 и 430 годами.
[продолжение следуетι]
http://www.pemptousia.gr/2013/12/i-thia-litourgia-iakovou-tou-adelfoth/
©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2019г.
[1] «…Понеже и Иаков, Христа Бога нашего по плоти брат, коему первому вверен престол Иерусалимской Церкви, и Василий Кесарийской Церкви Архиепископ, коего слава протекла по всей вселенной, письменно предав нам таинственное священнодействие, положили в Божественной литургии, из воды и вина составляти святую чашу.»
[2] «не зная, что и сам Златоуст, и Василий Великий, и Иаков брат Божий приносили жертву, смешивая вино с водою, и передали нам приносить таким образом». (с. 386)
[3] На самом деле, Феодор Вальсамон, выдающийся византийский канонист 12 столетия, в своем комментарии на 32 правило Пято-Шестого Вселенского собора не отвергает существования литургии апостола Иакова, а дает важное свидетельство о ее применении в Иерусалиме и Палестине: «Заметь из настоящего правила, что первый святы Иаков, брат Божий, как бывший первым архиереем иерусалимской церкви, передал божественное священнодействие, которое не известно у нас, а у иерусалимских и палестинских христиан совершается в великие праздники». (Правила святых Вселенских Соборов с толкованиями. М. 1877.,с. 387). Поскольк Феодор Вальсамон хотя и был поставлен патриархом Антиохийским (1193—1199), тем не менее, по причине оккупации крестоносцами Антиохии и создании ими католического княжества, постоянно жил в Константинополе. Поэтому, когда Вальсамом пишет, что священнодействие, то есть Божественная литургия, апостола Иакова «не известна у нас», то, необходимо учесть, что он говорит только о традиции Великой Церкви, то есть Константинопольской, но не Антиохийской.