Необходимое вмешательство в вопрос о митрополите Пафском Тихике.
25.10.2025
Автор Элпидофорос С. Сотириадис
В связи с недавней публикацией решения Вселенского Патриархата по вопросу о митрополите Тихике Пафосском, считаю необходимым опубликовать это заявление в связи с систематическим распространением клириками и мирянами в своих публичных выступлениях ложной информации. Считаю долгом каждого человека исследовать истину. Поэтому, наблюдая за развитием и обострением событий вокруг митрополита Тихика, вызванных частью членов Священного Синода Кипрской Церкви, после вмешательства и внешних интервенций, как указано в решении самого Священного Синода, считаю своим долгом содействовать рассеиванию царящего недоумения, свидетельствовать об истине и бороться с клеветой, которой подвергается упомянутый иерарх.
Итак, начнём с самого начала, то есть с процедурных вопросов. Прежде всего, очевидно, что были нарушены все статьи Устава Кипрской Церкви, касающиеся уголовного судопроизводства в части предварительного производства. 1 Не была создана следственная комиссия для рассмотрения жалоб (Государственный кодекс Кипра, параграф B' II A', §2.1), не было проведено расследование «правонарушений» митрополита (Государственный кодекс Кипра, параграф B' II A', §12), не был назначен следователь (Государственный кодекс Кипра, параграф B' II A', §13-4), и не был назначен церковный прокурор для составления обвинительного заключения (Государственный кодекс Кипра, параграф B' II A', §15-16). Обвинения, представленные в виде обвинительного заключения, не были представлены в соответствии с обычной структурой, определенной Уставом (УК, пар. B' II A' §16.2), копии показаний свидетелей не были направлены обвиняемым, в то время как обвинительное заключение и повестка не были вручены в определенный день и время для явки в суд (УК, пар. B' II A' §19).
Помимо этого полного нарушения всех статей, касающихся досудебного производства, Священным Синодом также НЕ были соблюдены многие аспекты основной процедуры, предусмотренной Уставом. Митрополиту Тихику не была предоставлена возможность реализовать свои права обвиняемого, а именно: приглашать свидетелей обвинения или защиты, иметь адвоката и заявлять отводы (Государственный кодекс, параграфы Б' II Б' §26-27). Свидетели не были вызваны, и никакие другие доказательства не были представлены Духовным прокурором (поскольку прокурор не был назначен) (Государственный кодекс, параграф Б' II Б' §31), и у нас нет протокола судебного заседания (Государственный кодекс, параграф Б' II А' §39). Фактически, сам Священный Синод, созванный в качестве чрезвычайного, был автоматически преобразован (интересно, какая статья Устава предусматривает это?) и исполнял обязанности как Духовного прокурора, так и Суда одновременно! Нечто подобное выходит за рамки любых представлений о праве и логике.
Наконец, Статут предусматривает, что в случае подачи апелляции решение Церковного суда не применяется до её рассмотрения. Только в случае понижения в сане или отлучения от церкви решение вступает в силу немедленно (ККЦ 7 §82). Таким образом, вопреки этому установленному законом принципу, Священный Синод немедленно навязал митрополиту Тихику решение о понижении в сане и отстранил его от должности, даже лишив его половины жалованья, хотя это и не было предусмотрено Статутом. На практике иерархи, осудившие митрополита Тихика, превратили Статут Кипрской Церкви в бумажку и бесстыдно попрали его.
И все же, хотя митрополит Тихик претерпел все эти несправедливости и произвол, он не противился решениям Синода и не отреагировал на беспрецедентное и неоспоримое нарушение Устава Кипрской Церкви. Священный Синод вынес постановление 22 мая о его низложении и немедленном удалении от Пафосского митрополичьего престола и об обязанности его представить исповедание веры, в котором апостилизм будет осужден. [1] Хотя это решение Синода произвольно и не основано ни на одном каноне Церкви, поскольку не было никакого обвинения в том, что митрополит Тихик поддерживал какую-либо ересь, последний, тем не менее, выполнил условия этого решения, подписав 18 июня 2025 года полное исповедание веры, которое он направил всем членам Священного Синода. [2] Причина, по которой Кипрская архиепископия до сих пор продолжает распространять в СМИ информацию о том, что она не получила исповедания веры, остается непонятной. В свою очередь, Вселенский Патриархат, хотя и признал, что имелось много упущений относительно положений Хартии, неканонически оправдал решение Священного Синода [3] , однако Священный Синод до сих пор не выполнил решения, которые сам принял 22 мая 2025 года, утверждая, что якобы не получил никакого исповедания веры.
Несмотря на все эти произволы Священного Синода, самое главное — это сама суть вопроса, а именно: справедливы ли обвинения, выдвинутые против митрополита Тихика, и достаточны ли они для того, чтобы лишить его митрополичьего престола.
Что касается первого обвинения в удалении отстранении, то клирик, упомянутый в первом пункте объявления1 , конечно же, не был направлен в Салоники митрополитом Тихиком с каким-либо обманом, а, как отметил осужденный в своем публичном разъяснении, он просто отправился в Салоники в очередной отпуск для учебы, и митрополит Тихик не имел никакого отношения к тому, что он делал после своего отъезда из Пафской митрополии.
Оценивая второй вопрос о смешанных браках, митрополит Тихик снова пояснил, что он никогда не препятствовал их осуществлению, как это видно из количества заключенных смешанных браков. Он лишь призывал неправославных христиан стать православными, не оказывая, однако, на них никакого давления. [4] Наконец, Святая часовня, открытая 6 июля 2024 года в Месане, Пафос, была освящена в честь святителя Епифания Саламинского и, во-вторых, святителя Нектария, епископа Пентапольского, [5], а не клирика Нектария Виталия, как ложно распространяют различные СМИ. Тот факт, что в часовне было написано житие в честь вышеупомянутого клирика, не означает, что она была освящена ему. Следовательно, митрополит не нарушил ни одного канона Церкви, и ни одно из обвинений не соответствует действительности.
Учитывая всё вышеизложенное, я хотел бы обратиться к членам Священного Синода Кипрской Церкви с искренним призывом соблюдать Устав и правила Церкви. Полагаю, что, основываясь на вышеизложенном, члены Священного Синода должны пересмотреть и отменить своё несправедливое решение о восстановлении митрополита Тихика на престоле. Если это звучит чрезмерно, я считаю, что существует неоспоримая необходимость в пересмотре вопроса о митрополите Тихике компетентным церковным судом, который будет создан и будет действовать в соответствии с требованиями Устава Кипрской Церкви. Именно такое решение должен был вынести Вселенский Патриархат, исходя из выявленных им упущений.
В заключение я хотел бы поделиться своим личным опытом нынешнего потрясения единства тела Церкви.
Разделение, недавнее разжигание которого было вызвано теми, кто управляет государством и Церковью Кипра, живо напоминает мне о суровых 1972-73 годах, когда мы вновь столкнулись с трагическим расколом в кипрском обществе. Этот разлад и разрушение единства среди наших соотечественников в конечном итоге привели к трагическим событиям Аттилы I и Аттилы II, приведшим к активации духовных законов.
Надеюсь, я ошибаюсь...
Однако я очень опасаюсь, что нынешнее разделение имеет все предпосылки вновь привести нас к третьему трагическому Аттиле. Поэтому, если вдруг случится нечто подобное, не будем скорбеть на руинах по павшим, спрашивая «зачем». Ответ на вопрос о новом Аттиле 3 можно найти в настоящем тексте и во всех трагических и антицерковных событиях, которые мы переживаем сегодня на нашей родине.
Надеюсь, мы все образумимся, пока не стало слишком поздно...
«Господи Иисусе Христе, помилуй нас.
Пресвятая Богородица, спаси и помоги нам.
Драгоценный Крест, защити нас и мир Твой всей Своей силой.
Апостол Варнава, основатель и покровитель Кипрской Церкви,
Он опередил нас.
Все сияющие святые на Кипре, ходатайствуйте за нас».
С невыразимой тоской за это место и за верных Богу людей.
[1] https://churchofcyprus.org.cy/97978
[2] православное новостное агентство
https://orthodoxostypos.gr/μία-οφειλόμενη-παρέμβαση-ως-προς-το-ζή/

