Старец Ефрем Филофейский(†)
Преставление Богоматери
Η μετάσταση της Θεοτόκου
Γέροντας Εφραίμ Φιλοθεΐτης (†)
В праздник Успения Пресвятой Богородицы воздается почтение самому святому человеку, святейшей женщине, нашей Пресвятой Дева. Наша Пресвятая Дева осталась нетленной при жизни, она осталась нетленной и во время смерти. Рождение Ее сына не нарушило Ее девственности, грех не погубил ее душу. Ее смерть не разрушила Ее тело.
Как тело Христа осталось нетленным после смерти креста, так и тело нашей Богородицы осталось нетленным. Она умерла, но пребыла нетленной.
Если в Православной Церкви есть нетленные тела святых, которым мы поклоняемся, то насколько естественнее было остаться нетленными и богоносной скинии Матери нашего Господа и Бога? И разве ему более возможно было оставаться на земле? Нет. Оно было перенесено на Небеса.
Наша Пресвятая Дева во время своего Входа в храм Соломона вошла во Святая Святых, в то время как через Свое Успение Она вошла Своей кристально чистой , прекрасно душой Своей в и вместе со стоим достославным и нетленным телом во Святая Святых Небес
Если для других смерть – это истление тела, для Богородицы она была живоносной. Конечно, произойдет преображение всех верующих во время всеобщего воскресения, но в Богоматери это преображение произошло через три дня после Ее погребения. То есть Ее исход ко Господу - это начало второго существования вечного как по душе, так и по телу. Смерть не могла удержать «всего Бога единым».

Если для земного пути Иисуса Христа Предтечи был Иоанн Креститель, то для небесного пути Девы Марии Предтечей был Христос. Христос перворожденный из мертвых, взошел на небо и приготовил путь, чтобы по нему верные восходили на небеса.. Апостол Павел говорит: «куда Предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседекову» (Евр. 6:20).
Как Ангелы были удивлены Вознесением нашего Христа, потому что они видели как восходит на небеса Бог и человек, соединенные вместе в единой испостаси Богочеловека, в то время как для вочеловечения сошел на землю только Бог, - так теперь они удивляются прехождению на небо Богородицы. До сих пор они привыкли принимать только души спасенных и искупленных святых. Но теперь, при Успении, они тоже принимают и тело. Это пречистое пренепорочное тело Богородицы, которое «гроб и умерщвление не удержаста».

Источник: книга Γέροντος Εφραίμ Προηγουμένου Ι.Μ. Φιλοθέου, Η τέχνη της σωτηρίας. Έκδ. Ι.Μ. Φιλοθέου, Άγιον Όρος 2005. Ομιλία ΚΘ’, Η Πλατυτέρα των Ουρανών, σελ. 444 (αποσπάσματα).
©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2021г.