Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Сознание в цифровую эпоху

Συνείδηση στήν ψηφιακή ἐποχή

 

 

 

 

Сознание в цифровую эпоху – По случаю выдачи Личного Номера (ПА личного кода)

 

 

Использование все более «способного» искусственного интеллекта на основе все более обширных баз персональных данных в последние годы порождает два серьезных и взаимосвязанных риска, которые становятся все более заметными и различимыми на международном уровне:

 

I. Риск манипулирования общественным мнением посредством систематической, персонализированной, выборочной/направленной информации [1].

II. Риск системного, индивидуализированного введения социальных или экономических исключений или ограничений [2,3].

Эти два риска вместе составляют риск манипулирования поведением завтрашних граждан, как уже было показано [1].

Однако сверхконцентрация цифровой мировой мощи на данный момент обусловлена не столько самим обладанием искусственным интеллектом, сколько обладанием и управлением информацией различными крупными центрами власти, значительная часть которой хранится в больших базах данных и даже в полных и хорошо структурированных персональных базах данных.

Что касается нашей национальной цифровой реальности, то ключевым столпом цифрового управления является цифровой Реестр граждан [4], важной частью которого теперь является Личный номер, который начал выдаваться в июне прошлого года.

Как видно, выдача и распространение персонального номера полностью согласованы[5] с действиями ЕС по переходу к новой системе идентификации и безопасности в ЕС, с последующей целью распространения кошельков европейской цифровой идентификации (EUDI), т. е. цифровых европейских кошельков, в течение 2026 года [6, 7, 8].

Благодаря этому, вместо того, чтобы время от времени предоставлять свои персональные данные предприятиям и организациям здесь и там, граждане будут передавать их все сразу в совместимую европейскую систему управления персональными данными (через государства), чтобы с помощью этой системы они могли:

- с одной стороны, национальные и общественные институты ЕС (который институционально управляется посредством демократических процедур) должны контролировать и даже ограничивать сбор и управление персональными данными частными организациями (!) и
- с другой стороны, граждане должны в любое время иметь контроль над перемещением своих персональных данных с помощью простого инструмента на своем мобильном телефоне [9].

Мы отмечаем следующее:

A. Мы понимаем потребность Европы в институционализации некоторых стандартов и процедур, чтобы:

Доступ любого юридического или физического лица к данным другого лица должен быть обеспечен, в том числе на техническом уровне[10], как это определено по времени, месту доступа, цели и компетенции.

При этом гражданин должен быть своевременно и достоверно проинформирован о том, кто, с какими полномочиями, с какой целью, что именно и когда видел/записывал/обрабатывал.
Эти характеристики, вероятно, будут реализованы (в 2026 году, согласно графику) в европейском кошельке [6-8, 10] в сочетании с персональным номером [16].

Однако европейский кошелёк не должен быть улицей с односторонним движением. Граждане также должны иметь равноценные альтернативы, как цифровые (например, электронная почта), так и нецифровые (бумажные документы и т. д.). Например, деньги: существуют банки, существуют (и должны существовать) банкноты [11]. То же самое и с данными: цифровые услуги необходимы, но также необходимо, чтобы бесплатные и традиционные нецифровые способы их получения оставались. В противном случае мы создаём жёсткую, но в то же время хрупкую (что неразрывно связано) экосистему.

B. Мы также должны признать необходимость поддержки гражданами своих европейских демократически избранных правительств перед лицом все более асимметрично растущей власти крупных многонациональных ИТ-компаний, которая вытекает из возможности управлять океаном персональных данных [1, 12], которые мы, граждане, предоставляем им — возможно, неизбирательно и без особого понимания — с очевидным риском того, что эти цифровые сверхдержавы в конечном итоге будут доминировать [13] в цифровом мире завтрашнего дня.

С другой стороны, решение заключается не в чрезмерной концентрации наших персональных данных на «другом берегу», то есть в Европейском союзе. Это уже было опробовано в других государствах [2,3] и подверглось критике как потенциально репрессивное.

Давайте также учтём, что мы не знаем, как стремительно меняющиеся сегодняшние глобальные властные отношения повлияют на будущее. Хорошо организованные централизованные структуры управления данными могут попасть в опасные руки власти, ускользнув от демократическо-судебного контроля.
Ответственная позиция, основанная на существенной и осознанной поддержке как демократии, так и государства, — это «цифровое ограничение» [14] для всех нас в том, что касается публикации и предоставления каждого снимка нашей жизни в различных цифровых приложениях, без понимания и информации о возможных целях [12, 1].

C. Наконец, за пределами международного уровня, в отношении государственного уровня мы хотели бы выделить следующее:

1. Управление нашим цифровым Национальным реестром должно всегда находиться под демократическим контролем исключительно греческого народа. Взаимодействие нашего Национального реестра с наднациональными (например, европейскими) или, тем более, с частными реестрами представляет собой потенциальную уязвимость как для каждого отдельного гражданина, так и для государства в целом.

2. Биометрия должна оставаться добровольной и нерегулярной. Известно, что наши биометрические данные содержатся как в биометрическом греческом паспорте (с 2009 года), так и в электронной медицинской карте (электронном рецепте). Кроме того, фотографии действующих полицейских удостоверений личности, вероятно, также хранятся в цифровом виде в штаб-квартире.

Однако в настоящее время не существует полного набора биометрических данных для всех граждан в любой момент времени. Это существенно влияет на надёжность распознавания, осуществляемого системами искусственного интеллекта.
Возьмём в качестве примера системы распознавания лиц, возможности и угрозы которых вызвали обеспокоенность и оговорки на международном уровне, а также случаи злоупотреблений [15]. Надёжность этих систем зависит от типа и качества (разрешение, освещённость и т. д.) фотографий, наличия дополнительных биометрических данных (например, роста), полноты биометрических данных в базах данных обо всех гражданах и распределённости точек сбора биометрических данных (например, сети камер или приложения для профилирования в социальных сетях и т. д. [15]).

3. Информация, содержащаяся в удостоверениях личности сотрудника полиции, должна быть полностью читаема гражданами. То есть, она не должна содержать кодированной или зашифрованной информации, недоступной для прочтения гражданином, чтобы владелец удостоверения мог осознанно подтвердить свою идентификацию, используя содержание удостоверения.

4. Распространение инструментов, потенциально способных привести к социальной изоляции или ограничениям, недопустимо. Экстренные меры, принятые во время беспрецедентной эпидемии COVID-19, уже оставили свой след в коллективной памяти граждан, и государство должно активно заботиться о том, чтобы не возникало опасений, что они могут вернуться в будущем в качестве повседневной практики. В зарубежных странах, таких как Китай и Индия, усилия по разработке таких инструментов подверглись негативной международной критике.

 

В состоянии шока

Чем выше технологическая мощь, тем больше внимания, ответственности и зрелости требуется как на личном уровне, так и на общественном.

Поэтому мы должны постоянно проявлять бдительность в отношении прямой или косвенной эксплуатации наших персональных данных. Речь идёт не только о государственных органах, но и, что ещё важнее, о частных. Компании существовали раньше государств, и это, вероятно, привело к тому, что последние стали подражать им.

Осторожность в отношении внедрения новых процессов и инструментов, для которых пока может не быть достаточных гарантий, безусловно, является ответственной позицией активного гражданина. Однако будьте осторожны: давайте не будем фокусировать всё наше внимание фрагментарно на одном или двух направлениях, истощая все наши внутренние силы и теряя при этом столь же важную часть многомерной и сложной цифровой реальности.

«Цифровой туман» не оставляет места для самоуспокоенности или фанатизма. Здесь всё оценивается по деталям. Любые принимаемые нами решения всегда должны быть частью более широкой системы бдительности и глобального восприятия.


Журнал «Наше действие», выпуск август-сентябрь 2025 г.

Περιοδικό «Ἡ Δράση μας», Τεῦχος Αὐγούστου-Σεπτεμβρίου 2025

 ………………………………………

[1] Скандал с данными Facebook и Cambridge Analytica — Википедия: «…Методы Cambridge Analytica и их известные клиенты… привлекли внимание общественности к проблемам психологического нацеливания, о которых предупреждали учёные. Скандал вызвал повышенный интерес общественности к вопросам конфиденциальности и влияния социальных сетей на политику…»
https://en.wikipedia.org/wiki/Facebook%E2%80%93Скандал с данными Cambridge Analytica

[2] Система социального кредита — Википедия: «Система социального кредита (в Китае) — это процесс, посредством которого составляется единый национальный реестр для физических и юридических лиц, на основании которого оценивается их деятельность…»
https://en.wikipedia.org/wiki/Social Credit System

[3]  Индийская система Aadhaar – Википедия: «Aadhaar — это двенадцатизначный уникальный идентификационный номер, который может быть добровольно получен всеми жителями Индии на основе их биометрических и демографических данных... Aadhaar — крупнейшая в мире биометрическая система идентификации. По состоянию на май 2023 года более 99,9% взрослого населения Индии получили удостоверения личности Aadhaar. Главный экономист Всемирного банка Пол Ромер описал Aadhaar как «самую сложную программу идентификации в мире...» https://en.wikipedia.org/wiki/Aadhaar

[4] Реестр граждан – Сертификаты (данные о гражданском состоянии) / Генеральный секретариат информационных систем и цифрового управления: https://www.gsis.gr/dimosia-dioikisi/ked/webservices/mitroo-politon-pistopoiitika

[5] Греция вводит обязательные цифровые идентификационные номера на новых национальных удостоверениях личности – ID Tech: «Новый регламент требует, чтобы все вновь выдаваемые удостоверения личности включали уникальный 12-значный личный идентификационный номер, который будет служить единым идентификатором для всех взаимодействий со странами. Новая система представляет собой серьезную модернизацию инфраструктуры идентификации Греции, соответствующую более широким усилиям Европейского союза по улучшению проверки личности и безопасности во всех государствах-членах. Эта инициатива следует за текущим переходом ЕС от системы eIDAS к более всеобъемлющей инициативе кошелька Европейской цифровой идентификации (EUDI)...» https://idtechwire.com/greece-mandates-digital-id-numbers-on-new-national-identity-cards/

[6] Европейская цифровая идентичность: «...государства-члены сделают кошельки доступными для каждого гражданина, резидента и предприятия к концу 2026 года...» https://commission.europa.eu/strategy-and-policy/priorities-2019-2024/europe-fit-digital-age/european-digital-identity ru 

[7] Главная страница цифрового кошелька идентификации ЕС: «… Европейская система цифровой идентификации вступила в силу в мае 2024 года. Каждое государство-член предложит по крайней мере одну версию цифрового кошелька идентификации ЕС, созданную по тем же общим спецификациям, к 2026 году…» https://ec.europa.eu/digital-building-blocks/sites/display/EUDIGITALIDENTITYWALLET/EU+Digital+Identity+Wallet+Home

[8] Регламент – ЕС – 2024/1183 – EN – EUR-Lex https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32024R1183&qid=1716986198888

[9] Первый взгляд на возможности цифрового кошелька идентификации ЕС https://www.youtube.com/watch?v=smiM0GFRuw

[10] Создание масштабируемой структуры цифровой идентификации, сохраняющей конфиденциальность: от eIDAS до EUDI с Web3 – ID Tech https://idtechwire.com/building-a-scalable-privacy-preserving-digital-identity-framework-from-eidas-to-eudi-with-web3/

[11] Отключение электроэнергии: как пострадала банковская система Испании – Economic Postman: – ot . gr https :// www . ot . gr /2025/04/28/ diethni / mplak - aout - pos - epireastike - to - trapeziko - systima - stin - ispania /

[ 12 ] Они призывают заблокировать DeepSeek и для Греции / KATHIMERINI https://www.kathimerini.gr/society/563447650/ zitoyn mploko - stin deepseek kai - gia -tin ellada /

[13] Следующая мировая сверхдержава — это не то, о ком вы думаете / Ян Бреммер / TED https://www.youtube.com/watch?v=uiUPD-z9DTg

[14]  Когда неодушевленная материя приобрела « разум » – Цифровые технологии : ожидания и риски , Петрулеас Василис , Ear Publications https://ear-books.com/shop/kata-ilikia/enilikes/otan-i-apsychi-yli-apektise-noimosyni-psifiaki-technologia-prosdokies-kai-kindynoi/?srsltid=AfmBOooCHTEskqchaFbP p55cwZV29iePufVY -j-KKazIDBuFStYQ-Bh

[15] Система распознавания лиц – Википедия https://en.wikipedia.org/wiki/Система распознавания лиц 

[16] Указ Президента 40/2025 – Правительственный вестник 67/A/5-5-2025, статья 7: Вопросы защиты персональных данных.

osotir.org



Подписка на новости

Последние обновления

События