Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Иоанн.М. Фундулис

почетный профессор Богословского факультета Фессалоникского университета  им. Аристотеля

 

ДУХ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ

Часть 2-я

 

ΤΟ ΠΝΕΥΜΑ ΤΗΣ ΘΕΙΑΣ ΛΑΤΡΕΙΑΣ [B´]
ΙΩ. Μ. ΦΟΥΝΤΟΥΛΗ 

(«ΟΡΘΟΔΟΞΟΣ ΠΑΡΟΥΣΙΑ»
τριμηνιαῖον θεολογικὸν περιοδικόν
τοῦ Κέντρου Ὀρθοδ. Θεολογικῶν Σπουδῶν
 
 «Ἡ τοῦ Θεοῦ Σοφία»,
τόμ. Α´ τεῦχ. 1&2/ 1964, σελ. 78-91) 

Στοιχειοθεσία «ΧΡΙΣΤΙΑΝΙΚΗΣ ΒΙΒΛΙΟΓΡΑΦΙΑΣ»

 

 

Ιερά Μονή Σίμωνος Πέτρας. Αγρυπνία του Αγίου Σίμωνος

 

 

А) православное богослужение – это надмирное поклонение-богослужение

 

Небесная литургия, «перед Сидящим на престоле»[1], «Агнца как-бы закланного»[2] и река Духа, «исходящая от престола Бога и Агнца»[3] , которых Иоанн описывает в Откровении, под тысячами и мириадами ангелов[4] и двадцатью четырьмя представителями воплощённого человечества[5], которых Церковь продолжает призывать на земле без перерыва. К своему голосу она пытается примешать голоса своих детей. «Одна заблудшая овца», человек, присоединяется к хору «девяноста девяти» [6], ангельских чинов, и из уст всех раздается общий гимн. «Всякое дыхание» восхваляет Господа[7]. Земля и небо, ангелы и люди, живущие и умирающие едины воедино. Мир превращается в «новую тварь»[8].

Давайте посмотрим на дискос во время совершения Проскомидии Христос посреди мира. Бог посреди богов. Посмотрим на икону Всех Святых. Это икона новой небесной семьи. Жертвенник (уготованный Престол), Триединый Бог и бесчисленные мириады словесных созданий в литургическом стоянии, в причащении и непрестанном славословном созерцании Его.

Так человек в общении с Богом предварительно наслаждается блаженством на небесах. Он хвалит и прославляет Бога. Это его единственная забота. Все перед престолом Божьим молчит. И как на небе никакие житейские заботы, попечения, боли, плачи, скорби, слезы не прервут этой хвалы[9], так и в богослужении все уступает божественному величию. Тот, кто переступает порог храма, входит на небо. Там его ждут Спаситель, Богородица, Святые, Пророки, Ангелы и Архангелы. Там воздух, которым он будет дышать, это преображенный в благоухание фимиам. Пища, которую он получит, — это «хлеб ангельский»[10]. Ангельские слова будут исходить из его уст. Его уши услышат небесные голоса. Его руки найдут изображение небесных предметов. «Яко страшно место сие» [11]. «И сия есть врата небесная»[12]. Небо снизошло на землю. «Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними» [13], «ибо первое прошло» [14]. Конец, цель мира достигнута. «Горнии с дольними спразднствует, и дольные с горними собеседуют»[15].

. При этом условии интерпретируются некоторые особенности христианского богослужения:

1) Ангелология божественного поклонения-боголужения. Множество праздников бесплотных и  установление им еженедельного праздника, множество храмов и приделов и икон в их честь, множество тропарей и молитв, в которых о них постоянно говорится, не составляют отступлением Церкви к некоему народному благочестию или простым литературным окраскам. В ангелах Церковь библейски видела «служебных (литургических) духов»[16], которые сослужат людям и, как и в Откровении, в одной Церкви благословляют и прославляют Бога. «Едино стадо ангелов и человеков и едино царство»[17].

2) Славословный характер богослужения. Все в нем всегда указывается на славу Божию. Литургический год, службы ночные и дневные, Божественная литургия, Таинства и различные церемонии являются поводом для хвалы и воспевания. «Исполнь небо и земля славы Твоея»[18] являются «главой и эмблемой божественного поклонения-богослужения. Эта фраза служит царственному служению Господа, и все в ней направлено на возвеличивание этого. Божественная литургия превратилась в ряд славословных возгласов: «Благословенно Царство», «Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение», «Яко Твоя держава, и Твоя есть царство и сила и слава», «И Тебе славу возсылаем», «Свят, свят, свят Господь Саваоф», «Благословенно имя Господне». Евангельские зачала фактически бегло проходят учение Господа и в большинстве своем относятся к Его наиболее впечатляющим чудесам, «да явятся в них дела Божии» [19].

3) Литургический год. Ему, безусловно, следуют все используемые политические и астрономические календари, но в этом году в том же году, но по сути своей, каждый год оказывается по обычаю связанным с текущим временем настоящего мира. Для каждого дня была найдена одна  из тем из жизни Спасителя, Богородицы и его святых. Вокруг них движутся интересы поклоняющейся души. Как мир возродился и преобразился во Христе, так и астрономический год стал годом поклонения, годом славословия, определяемым в каждом случае темой дня.

4) Надмирный характер богослужения также обусловлен и устойчивостью литургического типика. Он всегда развивается и растет подобно вечнозеленому дереву, «насажденному при исходищах вод»[20] Духа, но в своей совокупности он приобретает божественную славу, даже печать божественного вдохновения и божественного откровения. Богослужение на земле всегда было в литургическом сознании Церкви отростком и отпечатком неба. Эту службу совершают ангелы на небесах, служа Христу-Первосвященнику, как это изображено в апсиде алтаря. Они и он носят одни и те же одежды и богослужебные облачения, которыми украшается и земная иерархия. Моисей видел на горе небесную Скинию и по ее точному образцу была создана и земная Скиния[21]. И самые незначительные подробности богослужения Скинии были сокрыты сверху и подражания небесному совершались на земле. Иоанн видел поклонение Агнцу на небе и по его примеру и по боговдохновенному пророческому видению тех, кто на земле подражали тем, кто был на небесах. За большим следует меньший. И богослужение, в котором теперь незримо в храме участвуют Великий Первосвященник, ангелы и души праведных, чьё внимание возлагает на смиренных земных поющих и священнодействующих, дабы не нарушить небесной гармонии славословия «едиными усты» возносимому от всех творений!

 

Продолжение следует…

Истоник: https://christianvivliografia.wordpress.com/tag/ἰω-φουντούλης/page/2/

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2023.

СНОСКИ

[1] Откр. 4´ 10.
[2] Откр. 5´ 6.
[3] Откр. 22 1.
[4] Откр. 5 11.
[5] откр. 4 4.
[6] Μатф. 15 12.
[7] Пс. 150 6.
[8] 2 Κор. 5, 17, Γал. 6 15.
[9] Откр. 21 4.
[10] Пс. 87 25.
[11] Быт. 28´ 17.
[12] Пс. 116 20.
[13] Откр. 21 3.
[14] Откр. 21´ 4.
[15] Молитва на Великое освящение святой воды в день Богоявления свт. Софроний Иерусалимского Σωφρονίου Ἱεροσολύμων, Εὐχὴ τοῦ μεγάλου Ἁγιασμοῦ τῶν Θεοφανείων.
[16] Евр. 1´ 14, Пс. 102 21.
[17] Παρακλητική, ἦχος α´, Τετάρτη, ἀπόστιχα Αἴνων, τροπ. β´.
[18] Богожественная литургия. Победная песнь Θ. Λειτουργία, Ἐπινίκιος ὕμνος.
[19] Иоан. 9 3.
[20] Пс. 1 3.
[21] Исход. 25 40.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События