Толкование Божественной литургии
Высшее Таинство Церкви
Ερμηνευτική στη Θεία Λειτουργία
Η κορυφαία Μύηση τής Εκκλησίας
Σεβ. Μητροπ. Πισιδίας Σωτηρίου
Преосвященнейший. Митрополит Писидийский Сотирий
Беседа 9
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
«Благословенно Царство Отца…»
Α' ΜΕΡΟΣ ΤΗΣ ΘΕΙΑΣ ΛΕΙΤΟΥΡΓΙΑΣ:
"Ευλογημένη η βασιλεία τού Πατρός…”
Божественная литургия начинается с возгласа Священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа...», при этом он с благоговением крестообразно возносит Святое Евангелие над Святым Престолом.
Итак, почему же Божественная литургия начинается с этого славословия, обращенного к «Царству Отца и Сына и Святого Духа», а не непосредственно к Самому Богу? Обратим наше внимание, хотя бы вкратце, на толкования, которые давали этому Святые Отцы Церкви, занимавшиеся толкованием Божественной литургии со II века:
Божественная литургия - это видимое, осязаемое явление в мире Царства Божия. Когда вы подходите к Святому Престолу, то почувствуйте живое присутствие Царя всего сущего. Он совосседает со Своим Отцом на царском престоле и Духом Святым совершает Таинство Церкви для спасения мира. Он там со всеми своими верными детьми, в общении с ними. Это явление Христа совершается в Божественной литургии и преображает землю в небо. Храм, где собираются верующие, чтобы возносить благодарение и поклоняться Господу, есть место ангелов, место архангелов, Царство Божие, само небо. Воплощением Сына Божия открылась дверь в Царство. Господь говорит: «достигло вас Царствие Божие» (Мф. 12:28). Таким образом, те, кто участвует в Божественной литургии, входят в Царство, которое уже открыто. Они идут к Престолу, где вместе с Христом будут пить новое вино. Поэтому, когда сердца полны радости и стремления к Царству Божию, которое является нашим конечным местом нашего призвания, они изливают свое славословие Царству Триединого Бога, Отца и Сына и Святого Духа.
Таким образом, первые слова нашего служения Богу – это слова славословия. Это соответствует этому священному моменту. Из четырех видов молитвы: славословия, благодарения, хваления, прошения, высшим является славословие. Святой Николай Кавасила пишет по этому поводу: «Тот, кто просит, делает это для того, чтобы приумножить то, чтоо приносит ему пользу. Тот, кто хвалит, делает это, потому что хочет избавиться от зла, и в нем он обвиняет себя. Тот кто благодарит, тот радуется своим благам и благодарит Того, Кто дал их ему. А кто славословит Бога, оставляя в стороне себя и свои интересы, тот славословит Господа ради Самого Господа и за Его силу и славу». (Толкование на Божественную литургию, 12:4). Ведь только когда мы ощущаем безграничную силу, величие Божие и творимые Им чудеса, душа наша наполняется чувствами восхищения и удивления и внезапно переполняется славословием Богу!
Конечно, остальные три вида молитвы, о которых мы упомянули, имеют место и в наших личных молитвах, и в Божественной литургии. Вот почему в Божественной литургии славословие чередуется с благодарением, хвалением и с молениями. Таким образом, в Божественной литургии мы имеем ряд пространных молитв о всем мире и всех наших духовных и жизненных нуждах, прошение о прощении наших грехов у Бога и благодарение за Его неисчислимые благодеяния. Чем больше мы возрастаем в духовной жизни, тем в большей мере мы сможем познавать благость, доброту и милосердие Бога! Как же нам в таком случае можно оставаться равнодушными и не спешить благодарить Бога! Когда же мы думаем, что, несмотря на наше непослушание воле Божией и на наши многочисленные грехи, Господь не гнушается нами, но ожидает нашего возвращения к Нему в покаянии, мы чувствуем духовную потребность в нашей молитве, необходимость сообразовывать свою жизнь с наставлением пророка Исаии: «глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися[1]» (Ис. 43:26).
Наконец, в своих просьбах к Богу, чувствуя свое недостоинство, мы дерзаем во всякой скорби и нужде просить у Бога защиты, поддержки и помощи, черпая мужество и силу в словах Господа нашего: «Просите и дано будет вам…стучите и отворят вам…Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею?» (Мф. 7:7,9,10). И Господь приходит к неизменному выводу: «Итак, если вы будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш небесный даст блага просящим у Него» (ст. 11). ).
Итак, Божественная Литургия есть наиболее полная Молитва Церкви. Можно сказать, что нет духовной или даже жизненной потребности, относящейся к настоящей, но и к будущей жизни, которая не была бы покрыта молитвами, молениями (просьбами) и песнопениями Божественной литургии. Вся Божественная литургия, от начала до отпуста, украшена славословными возгласами Триединому Богу! Таким образом, славословие занимает первое место в Божественной литургии.
Славословный возглас священника скрепляется словом верующих людей Аминь. Это слово еврейского происхождения. С помощью слова Аминь мы выражаем молитву и пожелание, чтобы сбылось то, что сказал другой. То есть: Да будет это сделано. Верующие с Аминь, с одной стороны, принимают и проповедуют истину, содержащуюся в возгласе служителя, с другой стороны, желают вкусить блага Триединого Царства. При всецелом, всей душой, участии народа священное благоговение ныне восходит к пренебесному Жертвеннику. Аминь
http://oodegr.com/oode/biblia/8_leitoyrgia/9.html
©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2022г.
[1] Русский перевод не сохраняет греческий текст слов пророка Исайи «Λέγε συ πρώτος τας αμαρτίας σου ίνα δικαιωθείς» «говори ты, чтоб оправдиться», слово грехи- τας αμαρτίας русский перевод опускает полностью, тем самым теряя смысл слов пророка.