ИОАНН М. ФУНДУЛИС
Профессор Фессалоникского университета
ΙΩΑΝΟΥ Μ. ΦΟΥΝΤΟΥΛΗ
Καθηγητοῦ Παν/μίου Θεσσαλονίκης
Введение во храм Богородицы
Τὰ Εἰσόδια τῆς Θεοτόκου
Наша Церковь 21 ноября (по Юлианскому календарю или 4 декабря по гражданскому) торжественно празднует Введение во Храм Богородицы, или как обстоятельно об этом пишет синаксарий дня «память во храм введения Богоматери» (τὴν μνήμην τῆς ἐν τῷ ναῷ εἰσόδου τῆς Θεομήτορος). Во время праздника Успения у нас была возможность говорить о влиянии евангельских апокрифов на составление и развитие богородичных праздников. В данном случае у нас перед лицом находится характерные примеры этого влияния. Жизнь Богоматери, разве кроме оставленном повествовании авторитетных Евангелий о благовещении, посещении Ей Елизаветы и других отдельных случаев из Ее жизни, которые непосредственно связаны с жизнью и делом Господа, нам не известна, но только известна апокрифическим сказаниям, которые взяли на себя некий груз восполнить имеющуюся пустоту. Введение во храм Богоматери, который Ἐпразднуем, в больших деталях описывается в так называемом Первоевангелии Иакова. Бездетные родители Иоаким и Анна обретают благодаря божественному провозвещению дитя, Марию, а теперь, будучи трех лет, она посвящается в храм Соломона в Иерусалиме, согласно их обещанию, что бы Она там воспитывалась и чтобы она там прислуживала. Ее принимает первосвященник Захария, в последствии отец Иоанна Предтечи, и пророка, знающего о божественном предназначении девочки, вводит Ее в качестве уникального исключения во святая святых, где она получает пищу, которую Ей приносят ангелы. Именно эти события являются содержанием и предметом нынешнего праздника. Итак мы это видим запечатленным на иконах праздника и об этом мы слышим как поется в священной гимнографии праздника.
Огромный храм в честь Богоматери построил император Юстиниан на месте древнего иудейского Иерусалимского храма на горе Мориа. Его открытие произошло 21 ноября 543г. Этот храм назывался «Святая Мария Новая» (Ἁγία Μαρία ἡ Νέα) или «Новая Церковь» (Νέα Ἐκκλησία). Благодаря тому, где был сооружен храм, там где ранее была «святая святых» , было легко связать его и с повествованием Первоевангелия. Так праздник открытия этого храма связали с этим повествованием, и он был распространен в христианском мире как праздник, и вовсе не как открытие «Новой Церкви», который имел чисто местный характер, но как память введение Пресвятой Девы во святая святых, как «Введение Богородицы». Нечто подобное, как мы видели, произошло и с праздником Успения Богородицы, который оказался и занял место в эортологии день открытия храма в Гефсимании, когда он был построен на Ее гробе.
Тематика сегодняшего праздника раскрывается как параллель и встреча между храмом Ветхого Завета и Новым храмом. Древней скинии с Божией с новой. Он был храмом единственного истинного Бога. Его Скиния между людьми. Незапятнанный, святой, чистый храм. В нем совершалось таинство духовного явления Бога в Его народе. Тот, которого не могло вместить небо небес, жил в священном храме. Соломон очень характерно подчеркивает в молитве, которую он произнес в великий день открытия храма: «Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают тебя, тем менее сей храм, который я построил имени твоемуЧтобы Бог воистину обитал с людьми на земле?»[1]. И все же неизменный Бог любил и избрал это место. «Сей покой мой во век века, зде вселюся, яко изволих и», поет о Сионе священный творец 131 псалма. Только в этот храм приходил Израиль и приносил единственное поклонение, приемлемое и угодное Богу. Это был единственный храм единственного истинного Бога.
Теперь же в этот храм приносится Дева. Этот трехлетний ребенок был принесен в жертву Богу как чистая и невинная жертва человеческого рода, точно так же, как начальник рода Авраам принес Богу трехлетнюю телицу [2]. И эта словесная живая жертва принимается Богом и вносится в святое святых, в святилище Божье. Земное жилище всемогущего Бога становится жилищем для самого прекрасного и чистейшего существа, когда-либо созданного человечеством. Это торжественно воспевается в хвалитной стихире 2-го сласа на «Славу» утрени праздника, творении Льва магистра:
Дне́сь въ хра́мъ приво́дится Всенепоро́чная Дѣ́ва, во оби́телище Всецаря́ Бо́га и всея́ жи́зни на́шея Пита́теля; днесь Чистѣ́йшая Святы́ня, я́ко трилѣ́тствующая Юница, во свята́я святы́хъ вво́дится; То́й возопіи́мъ, я́ко а́нгелъ: ра́дуйся, Eди́на въ жена́хъ Благослове́нная.
Этот законный храм был прообразом Девы Марии, пророчески изображающий и прообразующий сверхъестественное таинство, которое свершиться во чреве чистой девочки. Потому что только в Ней обитал только Бог. Ее материнская утроба стала святая святых, в которой вселился Сын Божий и Слово. Она восприяла истинную скинию Божественного свидетельства, , земным и неразрушимым Его храмом, одушевленным и и неложным кивотом завета Божия. Ее поразительным образом образом прообразовал кувшин с манной, ангельским хлебом, который ели люди в Ветхом Завете, и высохший жезл Аарона, который пророс чтобы обозначить божественное избрание и предпочтение ветхозаветного священства, священные предметы, хранящиеся в ковчег завета, как свидетели завета Бога с Его народом Израилем. [3] Именно это Дева Мария изображена в восточных воротах храма, которые пророк Иезекииль видел в своем видении. Врата, через которые Бог вошел в мир, и которые всегда оставались «закрытыми»[4]. Пророчески Ее символизировала завеса храма, которая висела между Богом и людьми и разделяла, но также объединяла святых еврейского храма со святая святых [5]. Именно эти пророческие образы использовал гимнограф Георгий, чтобы воспеть славу Богородицы и восхвалять чистую Деву, высшую из всех творений. Поются два характерных тропаря 9 песни первого канона праздника, ирмос и третий тропарь. Предлагаются и два мегалинария-величания (το μεγαλυνάριο), которые вводят к тропарям этой песни:
Ангели, вхожде́ніе Всечи́стыя зря́ще, удиви́шася: ка́ко со сла́вою вни́де во свята́я святы́хъ?
Яко одушевле́нному Бо́жію киво́ту да ника́коже ко́снется рука́ скве́рныхъ, устнѣ́ же вѣ́рныхъ Богоро́дицѣ немо́лчно, гла́съ а́нгела воспѣва́юще, съ ра́достію да вопію́тъ: и́стинно вы́шши всѣ́хъ еси́, Дѣ́во Чи́стая.
Ангели и человѣ́цы, Дѣ́вы вхожде́ніе почти́мъ, я́ко со сла́вою вни́де во свята́я святы́хъ.
Пресла́вно прообразова́ше, Чи́стая, зако́нъ Тя́ ски́нію и Боже́ственную ста́мну, стра́ненъ киво́тъ, и катапета́сму, и же́злъ, хра́мъ неразруши́мый и две́рь Бо́жію. Тѣ́мже науча́ютъ Тебѣ́ зва́ти: и́стинно вы́шши всѣ́хъ еси́, Дѣ́во Чи́стая.
Итак, Богородица это «чистейший храм», «скиния небесная». В этом богословское значение сегодняшнего праздника. Это не просто воспоминание апокрифического повествования, а нечто более глубокое и существенное. Возвеличивание богоматеринской особенности Марии. Подчеркивание догмата V Вселенского Собора. Празднование и литургическое прославление Богородицы, Девы Марии, живого храма и непорочного жилища Божия. «Скинии Божией с человеками» [6].
Но этот праздник имеет и богословско-экклезиологическое измерение. Богородица также является прообразом Церкви. Нового народа Божия, в котором Бог обитает и ходит. [7] Все мы, которые воплощением Слова Божьего в Ней и через Нее стали храмами живого Бога, по благодати земными селениями и нерукотворными жилищами пренебесного Бога. Апостол Павел прямо пишет об этом к коринфянам: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? …ибо храм Божий святы; а этот храм - вы»[8].
Источник: ΙΩΑΝΝΟΥ Μ. ΦΟΥΝΤΟΥΛΗ, Καθηγητοῦ Παν/μίου Θεσσαλονίκης. ΛΟΓΙΚΗ ΛΑΤΡΕΙΑ. Έκδοση Τρίτη. ΕΚΔΟΣΕΙΣ ΑΠΟΣΤΟΛΙΚΗΣ ΔΙΑΚΟΝΙΑΣ ΤΗΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ ΤΗΣ ΕΛΛΑΔΟΣ. 1997, σελ.299-305
©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2020г.