О почитании св.прав. Иосифа Обручника в Православной Церкви
Пророческая прореченія видѣ въ старости* явѣ Іосифъ Обручникъ,* проявленно исполняемая,* обрученіе воистинну странное,* откровеніе ангелы пріемъ, —* Богу слава, — вопіющихъ, —* на землю миръ низпославшему.
Стихира Велицей вечерни Недели по Рождестве Христове на "господи воззвахъ"
В данной, сравнительно небольшой, заметке мы хотели бы показать на несправедливость обвинений некоторых лиц, даже в священном сане ( прот. Георгий Митрофанов) Православной Церкви в том, что в отличие от Западной церкви она не почитает в должной мере Святое Семейство и, в частности, св.прав. Иосифа Обручника.
В службе Недели по Рождеству Христову Церковь прославляет память св. Прав. Иоасифа Обручника вместе с царем Давидом и св.свмч. Иаковом первым епископом Иерусалимским. Тем самым Православная Церковь указывает, что св. Прав. Иосиф был в непосредственном окружении Богоматери и Богомладенца и имел своим главным служением имел ,"странное обручение" (μνηστείας λαχὼν ξένης) Деве Марии, то есть как хранителя, защитителя девства и чистоты Богоматери и защитник всего Святого Семейства.
Седален канона на Утрени свидетельствует о почитании праведности св. Прав. Иосифа Этот канон составлен прп. Космой Маюмским выдающимся византийским гимнографом 8 столетия. Благодаря этой исключительной праведности он имеет особое дерзновение пред Богом о нашем спасении.
Іо́сифа пра́веднаго, Дѣ́вы обру́чника, съ Дави́домъ Іа́кова достодо́лжно воспое́мъ: сíи бо, пра́ведною ходи́вше стезе́ю, достиго́ша небе́сныя оби́тели, досто́йно лику́юще со а́нгелы, на́мъ про́сятъ согрѣше́ній оставле́ніе.
Все это опровергает ложное мнение о том, что наша Церковь, в отличие от римо-католиков, якобы не имеет особого почитания Святое Семейство и его главу св.прав. Иосифа Обручника.
Ошибка в данных суждениях заключается во- первых в пренебрежительном отношении в литургическому богослужебному кругу Православной Церкви, во- вторых - в незнании священной традиции нашей Церкви и святоотеческих творений. А в третьих - в попытке оценивать жизнь и Литургическое чествование святых в Православии
Это подтверждают и кондак канона:
Веселія днесь Давидъ исполняется божественный, Іосифъ же хваленіе со Іаковомъ приноситъ: вѣнецъ бо сродствомъ Христовымъ пріемше, радуются, и неизреченно на земли Рождшагося воспѣваютъ, и вопіютъ: Щедре, спасай Тебе чтущія.
И светилен канона утрени:
Со Іаковомъ воспоимъ, славнымъ богобратомъ, Давида богоотца, Іосифа же божественнаго, Богородицы обручника: Христову Божественному Рождеству послужиша во градѣ Виѳлеемѣ боголѣпно, со ангелы, волхвы же и пастырьми Тому пѣснь поюще, яко Богу и Владыцѣ.
Светилен канона, завершая канон утрени как бы резюмирует главное в служении и жизни св.прав. Иосифа - Христову Божественному Рождеству послужил во граде Вифлееме боголепно.
Литургическое почитание святых в Православной Церкви не только указывает на живую харизматическую связь собрания верующих (σύναξης) со святым, но эти принципиально отличает празднование памяти святого на Православном Востоке от латинского запада.
Иконография св. Прав. Иосифа в Византии достаточно разнообразна и в ней всегда подчеркивается и праведность и глубокая старость в соответствии с указаниями Синаксария и заметками Святых Отцов Церкви, среди которых находится и св. Епифаний Кипрский.
Проф. Опрос Скодзу справедливо замечает, что " Богоматерь совершала свое величайшее служение как Матерь Божия, и во многом благодаря оказанной помощи святого прав. Иосифа Обручника. Он был одним из главных лиц, кто окружал Господа. Обычно священная персона Иосифа скрывается за самой святейшей личность Всесвятой Девы, по этой причине и о его жизни мало что известно.
Предание же нашей Церкви учит нас о том, что он был хранителем девства Богородицы. Он был защитником как Богородицы, там и Иисуса Христа.(ΑΓΙΟΣ ΙΩΣΗΦ Ο ΜΝΗΣΤΩΡΛΑΜΠΡΟΥ Κ. ΣΚΟΝΤΖΟΥ Θεολόγου – Καθηγητού)
. В отличие он еретиков протестантов, учащих о том, что Дева Мария была супругой Иосифа, Православная Апостольская Церковь, опираясь на священную традицию утверждает, что св.прав. Иосиф никогда не был супругом Богоматери. Литургически Церковь утверждает догмат о непорочности и приснодевстве Марии согласно определению 3Вселенского собора (431г).