(Часть 3-я. Пер. архим. Амвросія (Погодина). Монреаль, 1984).
произнесенная въ Недѣлю Отецъ, говорящая о родословной по плоти Господа нашего Іисуса Христа и о въ дѣвствѣ родившей Его Приснодѣвѣ и Богородицѣ [1].
1. И Давидъ [2] и Исаія [3] явили, что въ отношеніи Божества у Господа нашего Іисуса Христа нѣтъ родословной; послѣ нихъ и Апостолъ подтвердилъ это [4]. Потому что какъ могъ бы имѣть родословную Сущій въ началѣ, и Сущій у Бога, и Сущій Богъ, и Сущій Божее Слово и Сынъ [5], и не Имѣющій Отца пришедшаго въ бытіе раньше Его, и Имѣющій имя — паче всякаго имени и слова? — Потому что родословная линія проходитъ черезъ главенствующихъ въ родѣ и состоитъ изъ ряда различныхъ именъ. Нѣтъ же ничего старше — Божіяго имени; а это можно сказать относительно Отца и Сына и Духа Святаго: потому что оно [6] — едино и ни въ чемъ не разнствуетъ (въ понятіи Божественнаго Естества). Несказанна, дѣйствительно, родословная Христова по Божеству; но она возвѣщается по Его человѣческому естеству: потому что ради спасенія человѣка Сынъ Божій удостоилъ стать ведущими Свое родство отъ людей и стать Сыномъ Человѣческимъ. И эту Его родословную изложили совмѣстно двое Евангелистовъ: Матѳей и Лука. Но Матѳей [7], согласно сегодняшнему чтенію изъ его Евангелія, начавъ отъ предковъ, никого не поминаетъ прежде Авраама, но начавъ /с. 168/ съ него, доходитъ до Іосифа, Обручницей котораго стала Богородица Дѣва, Которая, по Божьему промыслу [8], происходила изъ того же отечества и племени, чтобы на основаніи сего и Ея родъ ничѣмъ не уступалъ его роду. Лука же [9] начиная не отъ предковъ, но отъ ближайшихъ (родныхъ), отъ самого Обручника, восходя, кончаетъ не на Авраамѣ, но, насчитывая выше, даже на Адамѣ не остановился, но и Бога насчиталъ среди Прародителей Христа по человѣчеству, желая, какъ мнѣ кажется, показать, что человѣкъ не только былъ твореніемъ Божіимъ, но и — Сыномъ по духу [10], котораго тогда (при твореніи) чрезъ жизненачальное [11] дуновеніе вдохнувъ, Онъ далъ человѣку вмѣстѣ съ душею. Далъ же его какъ бы залогъ: чтобы, если крѣпко держась Его, онъ сохранитъ заповѣди, то благодаря сему возможетъ стать участникомъ и болѣе совершеннаго единенія съ Нимъ, въ силу котораго имѣлъ бы вѣчно пребывать съ Богомъ, усвоивъ въ себѣ безсмертіе.
2. Поскольку же, внявъ злому совѣту губителя, онъ преступилъ Божію заповѣдь и показалъ себя недостойнымъ, онъ лишился (полученаго имъ отъ Бога) залога и ущербилъ Божій планъ; но поелику Божія благодать — неизмѣнна и намѣреніе — неложно, то избраніе производится изъ числа порожденныхъ Адамомъ, дабы послѣ долгаго срока было обрѣтено довлѣющее Вмѣстилище сего Божіяго усыновленія и благодати, полностью содѣйствующее Божіей волѣ, и былъ явленъ Сосудъ достойный для соединенія въ Немъ по ѵпостаси [12] Божіей и человѣческой природъ, не только высоко представляющій наше (человѣческое) естество, но исправляющій по его образу и весь человѣческій родъ; таковымъ Священнымъ Сосудомъ [13], Богоотроковицей и Богоматерью явилась Дѣва; почему Она и была объявлена со стороны Архангела Гавріила «Благодатной», какъ воистину Избранная изъ избранныхъ и Сосудъ безупречный и нескверный и достойный Богомужной Ѵпостаси, такъ чтобы вмѣстить и со/с. 169/дѣйствовать Ей. Итакъ, Богъ предвѣчно предъопредѣляетъ Ее для Себя и отъ вѣка избираетъ Ее и удостоиваетъ преимущественной, чѣмъ въ отношеніи всѣхъ, благодати, содѣлавъ Ее и прежде Ея чудеснаго рожденія — Святѣйшей изъ Святыхъ; почему и благоволилъ, чтобы Она обитала во Святая Святыхъ; принявъ, чтобы съ самаго Своего дѣтства Она пребывала вмѣстѣ съ Нимъ. Избираетъ же Ее не просто изъ числа многихъ, но — и изъ числа всѣхъ отъ вѣка избранныхъ и замѣчательныхъ и знаменитыхъ своимъ благочестіемъ и благоразуміемъ и общеполезными и богоугодными качествами и нравами и своими словами и дѣлами.
3. Посмотрите, откуда беретъ свое начало это избраніе: изъ числа дѣтей Адама былъ избранъ Богомъ прекрасный Сиѳъ, который порядочностью нрава и воздержаніемъ чувствъ и красотою добродѣтелей явивъ себя одушевленнымъ небомъ, былъ за это избранъ Богомъ, и отъ этого избранія должна была возникнуть Сія Дѣва — воистину Небо и приличествующая Богу Колесница пренебеснаго Бога, и воззвать людей къ безсмертному усыновленію. По этой причинѣ весь родъ Сиѳа былъ названъ «сынами Божіими». Потому что отъ сего рода долженъ былъ родиться какъ Сынъ Человѣческій, Сынъ Божій; поэтому и имя «Сиѳъ» въ переводѣ означаетъ «возстаніе», или лучше сказать: «воскресеніе», которымъ въ полномъ смыслѣ слова является Самъ Господь, обѣщающій и дарующій безсмертную жизнь вѣрующимъ въ Него. И какое — соотвѣтствіе образа! Такъ, Сиѳъ сталъ для Евы, какъ она говоритъ: «вмѣсто Авеля, его же уби Каинъ» по зависти (Быт. 4, 25); Сынъ же Дѣвы — Христосъ сталъ для человѣческаго, естества вмѣсто Адама, котораго по зависти умертвилъ начальникъ и родитель зла. Но Сиѳъ, вѣдь, не воскресилъ Авеля, потому что онъ былъ лишь образомъ воскресенія; Господь же нашъ Іисусъ Христосъ воскресилъ Адама: потому что Онъ Самъ — истинная Жизнь людей и Воскресеніе, силою Котораго сущіе отъ рода Сиѳа удостоились, на основаніи надежды, божественнаго усыновленія, будучи названы «сынами Божіими». А то, что они были названы «сынами Божіими» на основаніи этой надежды, явствуетъ на основаніи перваго такъ наименованнаго и наслѣдовавшаго это избраніе. Это былъ Еносъ — сынъ Сиѳовъ, который, согласно написанному Моисеемъ, — «Сей первый упова наре/с. 170/катися именемъ Господнимъ» (Быт. 4, 26) [14]. Видите ли ясно, что на основаніи надежды онъ получилъ божественное званіе? Если же Семьдесятъ говорятъ: «Сей первый упова призывати имя Господне», то этимъ они отнюдь не находятся въ разногласіи съ прочими (переводчиками Ветхаго Завѣта). Потому что Еносъ, живя богоугодно болѣе чѣмъ кто-либо иной въ тѣ времена, первый послѣ Сиѳа, пріявъ сію надежду отъ Бога, и призываетъ ее и самъ по ней именуется. Изъ дѣтей Адама Богъ избираетъ Сиѳа; почему и къ нему возводитъ Лука родословную всего рода, отъ котораго произошелъ по плоти Христосъ; изъ дѣтей же Сиѳа предпочтенъ избраніемъ Еносъ, какъ это было сказано; отъ происшедшихъ же отъ него — Енохъ, который самъ отъ себя показалъ, что добродѣтель не остается безъ награды и что не сей, подверженный смерти, міръ является достойнымъ жилищемъ для угождающихъ Богу: потому что, угодивъ Ему, онъ былъ перемѣщенъ съ земли. Опять же, отъ происшедшихъ отъ него, былъ судимъ быть достойнымъ избранія — Ламехъ; а послѣ него сынъ его, онъ же послѣ Потопа — единый отецъ всего міра, — Ной, удостоился получить избраніе; потому что въ его времена онъ былъ найденъ единственный вмѣстѣ съ своимъ домомъ, кто жили цѣломудренно, въ то время, какъ «сыны Божіи» брали въ жены дочерей человѣческихъ, какъ повѣствуетъ Моисей, т. е. — происходящіе отъ Праотца Богоматери — Сиѳа, но принадлежащіе къ числу отверженныхъ, какъ недостойные, которые были съ презрѣніемъ изгнаны изъ рода Сія Матери-Дѣвы, сами совершенно потерявъ Божій Духъ, Который позднѣе пришелъ на Дѣву, согласно словамъ возвѣстившаго Ей Архангела: «Духъ Святый найдетъ на Тя, и сила Вышняго осѣнитъ Тя» [15]; Который заранѣе же привелъ въ осуществленіе и предшествіе Ея, свыше отбирая и очищая родовое дерево, и достойныхъ или имѣющихъ быть отцами замѣчательныхъ (сыновей) принимая, а недостойныхъ — совершенно отвергая. Посему и сказалъ Господь Богъ относительно оныхъ отверженныхъ въ тѣ времена: «Не имать Духъ Мой пребывати въ человѣцѣхъ сихъ (во вѣкъ), зане суть плоть» (Быт. 6, 3); потому что если /с. 171/ Дѣва происходитъ отъ плоти и сѣмени Адама, отъ Нея же по плоти Христосъ, но Духомъ Святымъ этотъ родъ многоразлично былъ свыше очищаемъ, когда совершалось избраніе въ роду согласно достоинству; посему и Ной, «праведенъ и совершенъ сый въ родѣ своемъ», согласно написанному о немъ (Быт. 5, 29), былъ удостоенъ сего избранія.
4. И посудите, до какой степени Духъ Святый даетъ ясно понять для имѣющихъ умъ, что все богодухновенное Писаніе было написано ради Богородицы Дѣвы. Потому что, начиная Ея родовое дерево съ Адама, и проводя чрезъ Сиѳа и Ноя и Авраама, а затѣмъ Давида и Зоровавеля и сущихъ между ними и послѣ нихъ съ точностью упоминая, оно доводитъ родъ до того времени, когда явилась Богородица Дѣва; родословія же другихъ родовъ или вообще не начинало, а если и начинало, то вскорѣ оставляетъ, предавъ пучинѣ забвенія, и главнымъ образомъ упоминаетъ изъ нихъ тѣхъ, которые были предками Богородицы, которые или сами по себѣ или дѣлами какъ бы въ образѣ предъизобразили Грядущаго отъ Дѣвы Христа. Видите ли и въ семъ Ноѣ ясный образъ въ тѣ времена Имѣющаго родиться отъ Дѣвы, ради Которой производилось сіе избраніе: потому что Ной явился спасителемъ человѣческаго рода, но не всего въ цѣлокупности, а всего его дома (семейства), спасшагося благодаря ему: такъ и Христосъ есть Спаситель человѣческаго рода, но не всего въ цѣлокупности, а — всего Его Дома, т. е. Церкви Его, но не — и непокорныхъ. «Ной» въ переводѣ означаетъ: «успокоеніе»; но кто же — воистину Успокоеніе, какъ не Рожденный отъ Дѣвы, Говорящій: «Пріидите ко Мнѣ — путемъ покаянія — вси труждающіеся и обремененніи, и Азъ упокою вы» (Мѳ. 11, 28), — даруя вамъ освобожденіе и облегченіе и жизнь вѣчную? — Посему Ламехъ, давъ сыну своему Ною таковое имя, какъ бы видя въ немъ грядущаго позднѣе изъ его рода Христа, Который сталъ Успокоеніемъ всѣхъ отъ вѣка почитателей Бога [16], въ этомъ имени ясно пророчествуетъ о Христѣ. Потому что говорится: «Нарече имя ему: Ной, глаголя: сей упокоитъ насъ отъ дѣлъ нашихъ, и отъ печали рукъ нашихъ и отъ земли, юже прокля Господь Богъ нашъ» [17]. Эти слова не были сказаны въ отношеніи сбывшагося Потопа: /с. 172/ потому что смерть Ламеха предшествовала Потопу; между тѣмъ, какъ Ламехъ говоритъ: «Успокоитъ насъ, и дѣлаетъ себя со-участникомъ пророчествуемаго имъ успокоенія; и тогда еще не каждый человѣкъ «помышлялъ въ сердцѣ своемъ прилежно на злая (злое) во вся дни» своей жизни (Быт. 6, 5); по причинѣ чего произошла отъ Бога всемірная гибель на землю: на всѣхъ живущихъ на землѣ. Такъ къ кому же относились эти слова: «успокоитъ насъ»? Но еще и говорится: «Успокоитъ отъ земли, юже (которую) прокля Богъ»?! Кто же успокоилъ насъ отъ земли сей? — Не Тотъ ли, Кто отверзъ небеса и возвелъ туда наше естество и словами и дѣлами показалъ намъ путь восхожденія на небо и призвалъ насъ къ Сему пути? Если же и Потопъ былъ образомъ успокоенія, но — уничтоженіе и прекращеніе грѣха, а не какъ облегченіе и успокоеніе грѣшникамъ.
5. Такимъ образомъ и по причинѣ сего (своего назначенія: быть прообразомъ Христа) Ной получилъ избраніе (быть прародителемъ Богородицы); изъ числа же его дѣтей въ избраніе рода Богоматери былъ пріятъ Симъ; посему, хотя и Іафетъ показалъ себя угоднымъ отцу, однако одинъ только Симъ слышитъ отъ отца: «Благословенъ Богъ Симовъ» (Быт. 9, 26): потому что изъ его рода произойдетъ Богъ. Потому что отъ него произошелъ Авраамъ, который предъизбранный, согласно избранію изъ всего потомства Сима въ наслѣдованіе рода Матери и Дѣвы, былъ избранъ и переименованъ со стороны Бога и получилъ великое оное обѣщаніе, говорящее, что въ сѣмени его благословятся всѣ племена земныя (Быт. 12, 3); Сѣмя же его — какъ говоритъ Павелъ — есть по плоти Христосъ Богъ (Гал. 3, 16), родившійся отъ Дѣвы. Что сказать о бывшихъ Аврааму видѣніяхъ Бога, божественныхъ знаменіяхъ, Божіихъ обѣщаніяхъ, которыя и предъизобразили и предвозвѣстили то, что относится къ Приснодѣвѣ и Богородицѣ и къ Неизреченному Рождеству Ея? Но дабы намъ быстро пройти остальное, потому что время не позволяетъ намъ затягивать рѣчь, помянемъ: что изъ рожденныхъ Авраамомъ, опять же избранъ былъ Исаакъ; а изъ его сыновей, въ свою очередь, — Іаковъ; отъ сыновей же Іакова — Іудино племя, отъ котораго произошелъ Іессеевъ Корень; а отъ произростшихъ отъ онаго Корня — Давидъ, Псалмопѣвецъ, Пророкъ и Царь, относительно ко/с. 173/тораго Богъ возвѣщаетъ; «Сѣмя его [18] во вѣкъ пребудетъ, и престолъ его яко солнце предо Мною, и яко луна совершена въ вѣкъ: и Свидѣтель на небеси вѣренъ» (Пс. 88, 37-38).
6. Кто же — Этотъ Свидѣтель? — Конечно, Сидящій на небесномъ престолѣ, о Которомъ, опять же, въ иномъ мѣстѣ, Псалмопѣвецъ говоритъ: «Прежде солнца пребываетъ имя Его, и благословятся въ Немъ вся колѣна земная» (Пс. 71, 17). Здѣсь же обнаруживается сугубое родословное древо блаженнаго рода Богоматери и Іосифа, Обручника Ея: потому что Оба: и онъ и Она, происходили изъ того же колѣна и отечества, согласно Закону. Итакъ, начиная отсюда, родословное дерево усугубляется, основываясь какъ на родныхъ дѣтяхъ, такъ и на дѣтяхъ по закону: оно сплетается и часто сходится другъ съ другомъ въ одно; но также часто оно раздѣляется на двое, такъ что представляется невѣроятнымъ, что тотъ же ребенокъ является чадомъ двухъ отцевъ, сущихъ между собою братьями: одного имѣя отцемъ по закону, поскольку тотъ его не родилъ, но считается таковымъ; другого же имѣя отцомъ по рожденію отъ него, въ немъ воскресившаго сѣмя (бездѣтному) своему брату [19]: такимъ образомъ чрезъ обоихъ отцевъ рожденный возводитъ свой родъ къ Давиду. Кто-нибудь могъ бы замѣтить, что иными словами, этотъ родъ — парный: царскій родъ часто и различными образами сходился со священническимъ родомъ. Такъ, напр., и Зоровавель, принадлежащій къ божественному дереву Божіей Матери, былъ причисленъ къ священникамъ чрезъ поколѣнія Наѳана, а чрезъ рожденныхъ отъ Соломона, который наслѣдовалъ царство послѣ Давида, возводитъ свой родъ къ Давиду. И, вотъ, поэтому различно у Евангелистовъ Матѳея и Луки возводится родословная по плоти Господа: одинъ — родныхъ отцевъ, другой — отцевъ по закону, приводятъ къ числу праотцевъ; одинъ (Матѳей) упомянулъ только принадлежавшихъ къ царскому роду; Лука же привноситъ и принадлежавшихъ къ Левитскому званію или сущихъ — царскаго рода относитъ къ священническому роду или (поминаетъ сроднившихъ свои роды путемъ брачнаго родства.
/с. 174/
7. Конечно, Зоровавель, поскольку и онъ былъ предъизбранъ быть въ Праотцахъ Богоматери, и самъ явился образомъ Христа и удостоился великихъ пророченій и дѣлъ: потому что, рожденный въ плѣну, онъ по причинѣ своей добродѣтели и учености, становится предметомъ восхищенія Кира царя персов, и научаетъ евреевъ и иноплеменниковъ силѣ Истины: и освобождаетъ еврейскій народъ отъ плѣна, и обновляетъ храмъ Божій, какъ и Христосъ сдѣлалъ позднѣе, обновляя не неодушевленный храмъ, но храмъ, одаренный душею и разумомъ, — наше естество, и искупая отъ плѣна не историческаго [20] и недавняго, но — духовнаго и древняго, и переводя послѣдователей не изъ одной страны въ другую, но переводя отъ земли на небо. Этотъ же Зоровавель является Праотцемъ какъ Дѣвы, такъ и Обручника (Іосифа), но Дѣвы — только по родству по рожденію; предкомъ же Іосифа онъ является и по родству на основаніи рожденія и по родству по закону: потому что Іосифъ имѣлъ двухъ отцевъ: — Илія, согласно Лукѣ (3, 23), и — Іакова, согласно Матѳею (1, 16). Потому что поскольку Илій и Іаковъ были братьями и возводили свой родъ къ Зоровавелю, то когда Илій умеръ бездѣтнымъ, сей Іаковъ, на основаніи соотвѣтствующаго закона, родилъ для рода Илія отъ супружницы онаго — Іосифа. Все же это были предначертанія и образы большихъ тайнъ: такъ, необходимо было, чтобы царскій родъ многообразно соприкасался со священническимъ, составляя родословную по плоти Христа: потому что Христосъ многообразно является воистину Царемъ вѣчнымъ и Архіереемъ. То, что законъ опредѣляетъ, чтобы усыновленные были на равномъ положеніи съ сынами и чтобы отцы по закону любили дѣтей по закону не меньше, если даже не больше, чѣмъ своихъ кровныхъ дѣтей, — соотвѣтственно же сему законъ регулируетъ иные виды родственности, — это было предначертаніемъ и яснымъ образомъ, сущаго отъ Христа, по духу и по закону благодати, Усыновленія (насъ со стороны Бога) и родственности и званія. Потому что Самъ Господь говоритъ въ Евангеліяхъ: «Творящій волю Отца Моего, Иже есть на небесѣхъ, той братъ Мой и сестра Моя и Мати Ми есть» (Мѳ. 12, 49).
/с. 175/
8. Видите, что происхожденіе Христово и родственность съ Нимъ совершается не по закону естества, но по благодати и по закону, основанному на благодати? который настолько лучше закона, даннаго чрезъ Моисея, насколько призванные сыны, на основаніи сего закона, не отъ Бога родились и не превзошли естество; сыны же, пріобрѣтенные на основаніи закона благодати, отъ Бога родились и содѣлались выше естества и чрезъ Христа усыновились Аврааму и стали ближе тѣхъ, которые являются кровными сынами. Потому что всѣ во Христа крестившіеся, во Христа облекшіеся, какъ говоритъ Павелъ (Гал. 3, 27), сущіе по естеству чада иныхъ родителей, выше естества рождаются отъ Христа, настолько превозшедшаго естество, насколько и Самъ безсѣменно воплотился отъ Духа Святаго и Приснодѣвы Маріи; вѣрующимъ же во имя Его даровалъ силу и власть быть чадами Божіими. Потому что тѣмъ, которые приняли Его — говоритъ Евангелистъ — далъ имъ власть быть чадами Божіими, вѣрующимъ во имя Его, «иже не отъ крове, ни отъ похоти плотскія, ни отъ похоти мужескія, но отъ Бога родишася» (Ін. 1, 12-13).
9. Почему же, говоря, что они отъ Бога родились, онъ не сказалъ, что они стали чадами Божіими, но (говоритъ) что они приняли силу стать таковыми? — Потому что, взирая на конецъ и на оное возстановленіе, совершенство будущаго вѣка, тотъ же Евангелистъ въ своихъ Посланіяхъ говоритъ: «Не у явися, что будемъ: егда же явится, подобни Ему будемъ» (1 Ін. 3, 2) [21]. Итакъ, тогда-то мы и будемъ чадами Божіими, видящими и испытывающими сіяніе Божіе и осіяваемые свѣтозарносгью Христовой славы и вмѣстѣ съ Нимъ сіяющіе, какими Моисей и Илія на Ѳаворской горѣ въ славѣ съ Нимъ явившись, предстали намъ; потому что: «Праведницы просвѣтятся», говоритъ Христосъ, «яко солнце, въ царствіи Отца ихъ» (Мѳ. 13, 43); нынѣ же для этого мы принимаемъ силу, благодаря благодати, подаемой въ божественномъ (святомъ) крещеніи. Потому что какъ рожденное дитя, восприняло отъ своихъ родителей силу стать мужчиной и наслѣдникомъ ихъ дома и достатка; не имѣетъ же еще этого наслѣдія по причинѣ несовершеннолѣтія; но не восприметъ сего вообще, если будетъ похищено смертью раньше /с. 176/ сего срока; — такъ и возрожденный в духѣ, силою крещенія во Христа, дѣйствительно, принялъ силу быть сыномъ и наслѣдникомъ Божіимъ, со-наслѣдникомъ же Христу, и твердо и неотъемлемо восприметъ божественное и безсмертное усыновленіе въ будущемъ вѣкѣ, если только не лишится сего вслѣдствіе духовной смерти: грѣхъ же является этой духовной смертью; обычная смерть сводится на нѣтъ съ наступленіемъ будущаго вѣка; духовная же смерть властвуетъ надъ тѣми, которые навлекли ее на себя еще здѣсь.
10. Слѣдовательно, всякій крещенный, если намѣренъ получить уповаемое присносущное блаженство и спасеніе, пусть проводитъ жизнь внѣ всякаго грѣха; и являютъ это Петръ и Павелъ, корифеи лика корифеевъ въ священныхъ Апостолахъ; такъ, первый, сказавъ о Христѣ, что «еже бо умре, грѣху умре единою: а иже живетъ, Богови (непрестанно) живетъ», — присовокупляетъ: «Такожде и мы должни есмы мертвыми убо быти грѣху, жити же Богови» (Рим. 6, 10-11 парафр.); Петръ же говоритъ: «Христу убо умершу [22] за ны плотію, и мы въ ту же мысль вооружимся [23] — зане пострадавый плотію, преста отъ грѣха, — во еже не ктому человѣческимъ похотемъ, но волѣ Божіей прочее во плоти жити время» (1 Петр. 4, 1-2). Если же Господь прожилъ ради насъ, оставляя намъ въ примѣръ ту жизнь, которую прожилъ на землѣ, — прожилъ же Онъ безгрѣшно, — то и намъ необходимо безгрѣшно жить въ память Его; если же и чадамъ по плоти Авраамовымъ Онъ сказалъ: «Аще чада Авраамля бысте были, дѣла Авраамля бысте творили» (Ін. 8, 39), — то насколько больше скажетъ намъ, которые ни родства по плоти не имѣемъ съ Нимъ: — Если бы вы были Мои чада, то и дѣлали бы Мои дѣла? — Такъ, вотъ, тому, кто — послѣ божественнаго крещенія, послѣ договора, заключеннаго въ немъ, съ Богомъ, по силѣ полученія, проистекающей отъ него, божественной благодати, — (однако) не слѣдуетъ образу жизни Христа, но преступаетъ и оскорбляетъ Благодѣтеля, — послѣдовательно и справедливо слѣдуетъ быть совершенно лишеннымъ божественнаго усыновленія и вѣчнаго наслѣдія.
11. Но кто достойно воспоетъ, о, Христе Царю, величіе Твоего человѣколюбія: потому что то, въ чемъ Тебѣ не было /с. 177/ нужды, то, что Ты Самъ не совершалъ, — я имѣю въ виду: покаяніе (потому что, отнюдь, не нуждается въ покаяніи Тотъ, Кто — сущій безъ грѣха) [24], это самое Ты, какъ посредника, даровалъ намъ, согрѣшающимъ и послѣ (полученія) благодати! Потому что оно является на основаніи раскаянія, опять обращеніемъ къ Нему и къ образу жизни по Его волѣ. Итакъ, если кто даже и согрѣшитъ смертнымъ грѣхомъ, но отъ души отвратится отъ него и откажется отъ него, обратится же дѣлами и истиною къ Богу, пусть дерзаетъ и имѣетъ весьма большую надежду, потому что онъ не лишится вѣчной жизни и не погрѣшитъ въ надеждѣ на спасеніе; потому что, хотя дитя по плоти, если умретъ, уже не воскресится своимъ родителемъ, однако рожденный Христомъ, хотя бы и впалъ въ смертные грѣхи, если, обратившись, прибѣгнетъ къ Нему, къ своему Отцу, Который и мертвыхъ воскрешаетъ, — онъ снова оживаетъ и получаетъ божественное усыновленіе, и не лишается, сожительства съ праведниками, — что да будетъ всѣмъ намъ получить въ славу Его и Безначальнаго Его Отца и Животворящаго Духа, нынѣ и присно и въ нескончаемые вѣки. Аминь.
Примѣчанія:
[1] Согласно изданію 1861 г. числится за № 57 стр. 212-224.
[2] Пс. 119, 4.
[3] Ис. 53, 8.
[4] Евр. 7, 3.
[5] Ін. 1, 1.
[6] Т. е. — имя Божіе.
[7] Мѳ. 1, 1-16.
[8] Этого примѣчанія нѣтъ въ изданіи (прим. «Русскаго Портала»).
[9] Лк. 3, 23-28.
[10] Здѣсь въ оригиналѣ, хотя и говорится о человѣкѣ, слово «Сынъ» написано съ заглавной буквой, что и мы сохраняемъ; слово «духъ» — съ маленькой буквой, что и мы сохранили въ нашемъ переводѣ.
[11] Т. е. Богъ вдохнулъ въ человѣка жизненное начало.
[12] Т. е. въ одномъ Лицѣ, Лице Богочеловѣка.
[13] Слова: «Священный Сосудъ» мы вставили отъ себя ради ясности текста.
[14] Такой переводъ, какъ разночтеніе къ «упова призывати имя Господне» (Быт. 4, 7) наводимъ въ переводѣ Акилы и въ употребленіи у Бл. Ѳеодорита; также у Св. Григорія Паламы, кромѣ этой бесѣды, въ его первой бесѣдѣ на Введеніе во Храмъ Божіей Матери, отд. 6; разночтеніе.
[15] Лк. 1, 35.
[16] Ориг.: «Богочестивые».
[17] Быт. 5, 29.
[18] У Св. Григорія: «Сѣмя твое...».
[19] См. Втор. 25, 5. Мѳ. 22, 24.
[20] Ориг.: «чувственнаго», т. е. матеріальнаго.
[21] Рус. пер.: «Еще не открылось, ЧТО будемъ, когда же откроется, будемъ подобны Ему».
[22] Ориг.: «пострадавшу».
[23] Ориг.: «и вы въ ту же мысль вооружитесь».
[24] Скобки принадлежатъ оригиналу.
Источникъ: Бесѣды (Омиліи) иже во святыхъ отца нашего Григорія, Архіепископа Ѳессалоникійскаго, Паламы. [Часть III]. / Пер. съ греч. яз. архим. Амвросія (Погодина). — Первое изданіе на русскомъ языкѣ. — Монреаль: Изданіе Братства преп. Іова Почаевскаго, 1984. — С. 167-177.