Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Воплощение Бога Слова и история человечества

Архимандрит Кирилл Костопуло, проповедник священной митрополии Патрской, доктор богословия

 

 

 

Человеческая история проходит три фазы и ожидает четвертую.

Первая фаза начинается с сотворения человека Триединым Богом и развивается в Эдемском саду. Туда, куда Бог поместил человека с повелением «возделовать его и хранить» (Быт. 2, 15). В Эдеме человек, созданный «по образу Божию» (Быт. 1, 27), живет в непосредственном общении с Богом-Творцом. Он онтологически, экзистенциально знал, что его Отцом и Творцом был Триединый Бог, и он жил по Его воле, с любовью к Нему, как к творение, но и с любвовью к творению, которое он также глубоко знал как творение Самого Бога. Когда он преступил повеление Бога-Творца и захотел через непослушание уподобиться Богу, произошло его падение и последовал его исход из Рая.

Так начинается вторая трагическая фаза человеческой истории, в которой   человек отделяется от своего Создателя и попадает в царство тления и смерти. В результате этого происходит прекращение общения человека с Богом Творцом. Дистанция между Богом и человеком ясно видна в том повелении которое Бог дал Моисею, когда призвал его подняться на гору Синай, чтобы получить десять заповедей: «Да не приближется, — говорит Он ему,- кто-либо иной к горе Синайстей, мибо он да умрет» (ср. Исх. 19, 12). Через Пророков Он сообщает Свою волю человеку и возвещает о Своем пришествии как Спасителя и Искупителя. Так человек ходит во   тьме, обожествляя творение и ожидая искупления и света.

И когда пришла полнота времени, Бог как Любовь – «Бог есть любовь» (1 Иоанна 4, 16) – предложил Себя, чтобы спасти и искупить человека. Святой Кавасила говорит нам, что «и самого Законодателя  прежде всего любовь низвела, и Тело Его есть плод милосердия» (Λογ. στ´, Περί της εν Χριστώ ζωής. Слово 6. О жизни во Христе). Таким образом, завершаетя третья фаза Божественного Домостроительства в истории человечества.

Человек ожидает теперь, идя во Христе, через Христа, четвертую эсхатологическую фазу, которая начнется со Вторым пришествием Богочеловека, когда человек будет судим и войдет в свое вечное состояние либо вместе с Триединым Богом, либо удаленным от Него.

В сегодняшний материально процветающий век человек не понял, не принял и онтологически не пережил третью фазу человеческой истории. Он подвергает сомнению историческую и духовную истину Воплощения Бога Слова. Следовательно, отдалившись от Распятого Слова Бога Отца, он пытается «своими силами» остаться человеком. Однако, поскольку он создан «по образу» Божию с возможностью уподобиться Богу (ср. Быт. 1, 26), то он не может нигде успокоиться ни своими силами, ни силами других, но и ни от сил человеческой цивилизации, философии, науки, техники и многого другого в силах материального характера.   Нигде он не может объединиться как человек и примириться, кроме как в пространстве Бога-Творца. И если ему удастся интегрировать в это пространство указанные выше силы, то и они окажутся безвредными и по сути полезными как для него, так и для общества в целом. Если же он не пойдет таким путем, то никогда не сможет найти себя и оправдаться как личность и как высшее существо в творении. Вот почему все эти ужасные и отвратительные вещи происходят каждый день в нашем обществе.

Церковь вновь обращает наше внимание к Рождеству, празднованием величайшего события Воплощения Бога-Слова, к тому, чтобы напомнить нам, что Бог Слово сделал для нас, и побудить нас, при нашим существенном участии в нем, нам вновь войти в  общение с Ним, нашим Создателем и Богом. Но как это может произойти?

Украшение елок, покупка одежды, праздничных фонарей и т.д. это внешнее, мирское праздничное настроение, способствующее поверхностной эмоциональной атмосфере, без всякого осмысленного шествия во Христе. Конечно, и это произойдет, но для того, чтобы человек смог праздновать пришествие Богочеловека и пережить третью фазу человеческой истории, искупление, то есть человека под Богочеловеком, он нуждается в духовной подготовке, чистой исповеди, изучении того, что связано с Тайной Вочеловечения, и участии в Литургической жизни Церкви.

Таким образом человек сможет воспринять Воплощённое Слово Бога Отца, соединиться с Ним и выйти из области греховной жизни и страстей, войти в область Христа Спасителя, в истинном и любящем общении с Ним.

© перевод интернет-содружества «Православный Апологет»2025г.

Источник: http://aktines.blogspot.com/2024/12/blog-post_576.html#more

 



Подписка на новости

Последние обновления

События