О Божественном Причащении
Περί τῆς Θείας Μεταλήψεως
Τοῦ Σεβ. Μητροπολίτου Μάνης κ. Χρυσοστόμου Γ'
Митрополит Манийский Хризостом III
Часть 1
Божественное Причащение – это центр жизни Церкви. Причащение является сердцем Церкви, которая, будучи верной божественной заповеди Господа, непрерывно совершает великое таинство Божественной Евхаристии. Церковь и Божественная Евхаристия являются идентичными друг другу. Церковь немыслима без Божественной Евхаристии, а Божественная Евхаристия — без Божественного Причащения верных христиан. Христианин означает участвующий в Божественном Причащении, божественном Приобщении, благодаря чему верный «смешивается» с Богом (свт. Кирилл Александрийский), становится «сотелесным Христу» (Иоанн Дамаскин), «он связывается единой тканью и соединяется с божественным естеством» (свт. Иоанн Златоуст).
Итак, что же такое Божественное Причащение? Это святейшее таинство, когда верующий христианин причащается под видом освященного хлеба самого Тела Христова, а под видом освященного вина самой Крови Христовой во оставление грехов и жизнь вечную. Как происходит это изменение-преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, мы не в силах понять. Ни разумом, ни образом. Только в свете веры мы можем подойти к таинству, опыт которого для верующего заключает в себе искупительных характер. Этот опыт хранится как откровение для верующих, а посему и существует заповедь: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Мф. 7, 6). В древней Церкви очень внимательно относились к этому повелению, и прилагали усилия к тому, чтобы охранять невыразимые тайны христианского учения. Откровение происходит сообразно возможности и восприимчивости верующих, «насколько это было бы возможно». Разряд, чин «оглашаемых» и готовящихся ко «просвещению»служили именно этой цели. Божественная Евхаристия, главенствующее Таинство оставалось «прикровенным Таинством», в отношении которого «Да молчи́т вся́кая пло́ть человеча, и да стои́т со стра́хом и тре́петом, и ничто́же земно́е в себе да помышля́ет» (Песнь Великой Субботы вместо Херувимской)
Итак, Евхаристия имеет таинственный, надмирный характер, и она не постигается рассудочными суждениями, земными и человеческими. Да, конечно некоторые «Катехизисы» святых Отцов Церкви направляют новых членов Церкви внутрь завесы-катапетасмы, где совершаются Божественные таинства не поддающиеся разъяснению и превышающие человеческий разум. Свт. Иоанн Златоуст говорит к новоначальным: «Итак, все те, которые удостоились быть записанными в этой небесной книге, предложили в дар свою веру и здоровое мудрование. Потому что все происходящее требует веры и душевного зрения, чтобы обращать внимание не только на видимое, но и проникать воображением в невидимое. Ибо таковы очи веры: как очи телесные могут видеть только доступное чувствам, так очи веры видят обратное. Ибо они ничего не видят из видимого, но зато могут узреть невидимое так, как если бы это было у нас перед глазами. Именно в этом заключается вера: созерцать невидимое так, будто оно видно наяву» (Слово Огласительное 2, е) Это факт, что интеллектуализм и рационализм отвергают таинство, но оно является основой существования человека именно потому, что человек является существом религиозным, кто «оттадст свою душу» Богу, и это является тайной, которая не подлежит исследованию. Они предаются Божественной всемудрости. Очень точно в этом случае Церковь также причащает и младенцев, потому что Божественное Причастие не является вопросом логики. В данном случае имеет место быть не неразумие, а превыше разума.
Таинство Божественной Евхаристии, а, следовательно Божественного Причащения является богоустановленным Таинством. Господь наш Иисус Христос его учредил и передал Церкви следующим образом. В Иерусалимской горнице, еще прежде Своих святых Страданий, произошло следующее: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Луки 22:19). Характерно, что Он не сказал, что хлеб не символизирует мое Тело, но Он сказал, что это Мое тело. То же самое верно для Его Крови, и это «есть» в настоящем времени, которое указывает на непрерывность, продолжительность, как коэффициент вечности. На самом деле, отцы Церкви подчеркивают, что Евхаристия - это бескровная жертва, потому что таки образом следовало быть для нашего человеческого подхода.
Свмч. Игнатий Богоносец совершенно верно называет святой Престол «жертвенником». А величайшее чудо преложения-изменения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа совершает Всесвятой Дух, что превосходит любу. Мысль, о чем говорит прп. Иоанн Дамаскин «Если же ты отыскиваешь тот образ, как это происходит, то тебе достаточно услышать, что с помощью Святого Духа, подобно тому как при содействии Святого Духа для Себя и в Себе осуществил и плоть от Святой Богородицы; и больше мы ничего не знаем, за исключением того, что слово Божие – истинно и действенно, и всемогуще». (Точное изложение Православной веры. Кн.4, гл. 13. О святых и Пречистых Таинствах Господних. P.G. 94,1145). И во время Божественного Причащения мы видим нашими земными очами хлеб и вино и вкушаем их, потому что так необходимо для человеческой немощи и одновременно для нашего бессилия. Но видами хлеба и вина находятся это честное и всесвятое Тело и честная и всесвятая Кровь Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, которых мы причащаемся во оставление грехов и в жизнь вечную. В это мы веруем и это мы исповедуем.
Такова традиция и таков состав Таинства. Такова жизнь и практика Церкви с первого момента своего появления. Первые христиане по водительству Святого Духа во время Пятидесятницы «постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деян. 2, 42).
Основополагающее убеждение каждого Православного христианина – что Иисус Христос, Сын Божий пришел на нашу землю не для того, чтобы дать только превосходное и самого высокого уровня учение, но для того, чтобы принести в жертву Свое тело и Свою кровь. И эта жертва должна нас приобщать к вечности, дабы верующие в Него причащались этого Тела Его и крови Его. Это является завершением Его божественного учения.
Божественная литургия, или Божественная Евхаристия совершается для того, чтобы верующие причащались Тела и Крови Христа во оставление грехов и в жизнь вечную. Без Божественного Причащения не может быть сознательный христианин истинным. Не может христианин жить духовно, если он уклоняется от Божественного Причащения. Это божественные слова: «Приимите ядите…» «Пийте от нея вси…». Слова премудрые, священные, слова Господа Иисуса Христа и нашего Искупителя. Совершивший чудо умножения хлебов, вечный Учитель даже сказал так: «Я есмь хлеб жизни, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6, 51).
Характерно то, что и в послеапостольское время, преемники Апостолов подчеркивают факт совершении ими Тайной Вечери Господне. Святой Игнатий Антиохийский, Богоносец, пишет к христианам г. Ефеса: «Итак, старайтесь чаще собираться для евхаристии и славословия Бога… преломляя один хлеб, это врачевство бессмертия, не только предохраняющее от смерти, но и дарующее жизнь во Иисусе Христе» (К Ефес. 13; 20). Древний труд-послание, который называется «Учение Апостолов» утверждает в твердом стоянии христиан первых столетий в вере в то, что Таинство является истинной пищей для души. Молтва, обращенная к Богу, гласит: «Благодарим Тебя, Отче святый, за имя Твое святое, которое Ты вселил в сердцах наших, и за ведение, и веру, и бессмертие, которые Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки! Ты, Владыко Вседержитель, сотворил все ради имени Твоего, пищу же и питие дал людям в наслаждение, чтобы они благодарили Тебя, а нам даровал духовную пищу и питие, и жизнь вечную чрез Отрока Твоего. (Дидахи. 10). В последующие столетия, как Климент Александрийский, так и свмч. Киприан Карфагенский повторяют те же слова о том, что мы нуждаемся в Божественном Причащении.
Три Великих Святителя Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст еще в большей степени отстаивают этот вопрос и раскрывают его с помощью многих примеров, говорящих о важности и необходимости уникального Таинства Божественного «пресуществления» (μετουσίας). То же повторяют и свт. Кирилл Иерусалимский и прп. Максим исповедник, а также и прп. Симеон Новый Богослов, используя к потрясающие высказывания. Это делали позднее и два корифея Византийские богословы свт. Григорий Палама и св. Николай Кавасила подчеркивая, что таинство Божественного Причащения является истинной пищей и истинным питием в жизнь вечную.
продолжение следует...
перевод интернет-содружества "Православный Апологет"2020год.