Письменная Проповедь:
VII Вселенский Собор
Γραπτὸ Κήρυγμα: Κυριακή :- Ἡ Ζ΄ Οἰκουμενική Σύνοδος
Митрополит Навпакский и св. Власия Иерофей
повторная публикация
Апостол Павел, дорогие братья, однажды обратившись к пресвитерам Ефесской Церкви, сказал им, что после его ухода к ним войдут свирепые волки, которые не будут переживать за вверенную им паству, и поэтому из членов Церкви появятся люди, которые будут говорить превратно, чтобы за собой увлечь учеников ( См. Деян. 29-30).[1]
Это происходило на протяжении всех веков церковной истории, поскольку появлялись различные еретики, которые вводили антиправославные учения и создавали для Церкви Христовой проблемы.
Дьявол всегда борется с Церковью, он ненавидит Христа и хочет исказить Его учение. С этой точки зрения нужно смотреть на всякую ересь.
Верно то, что еретики используют в вопросах богословских философию и рассудок. Но проблема заключается еще и в том, что у них нет чистого сердца, в котором действует Бог, согласно словам блаженств Христа: «Блаженнии чистии сердцем, яко тии узрят Бога» (Матф. 5, 8). А посему в нечистом сердце действуют демоны. В результате чего ересь – это демоническая энергия.
В 8 веке н.э. появилась еще одна ересь, так называемое иконоборчество, которое напало на святые изображения и священные иконы. Христиане писали иконы Христа, Богоматери и Святых, и их лобызали, испрашивая у Христа благодать. Но несториане, павликиане, монофизиты отвергли поклонение священных изображениям, потому что у них была проблема с отношением к человеческой природе Христа, у каждого из них были собственные причины.
Таким образом, император Лев III Исаврянин издал 726 и 730 гг. два указа против священных икон и запретил им поклоняться. Позже, тоже самое делал император Константин Копроним. Православные отцы боролись против этих решений, потому что они знали по опыту о великой силе Христа, Девы Марии и святых, которые изображались на иконах, а также о достоинстве священных икон.
Год 787 г. н.э. в Константинополе, согласно решению императрицы Ирины Афинской и ее сына Константина, был созван VII Вселенский собор под председательством Патриарха Константинопольского Тарасия.[2] Этот Собор осудил иконоборческий Собор 754г. При Константине Копрониме, анафематствовал еретиков иконоборцев и изложил православное учение о священных иконах.
Вселенский собор основывался на учении свт. Василия Великого, Патриарха Константинопольского Германа, а, главным образом, на прп. Иоанне Дамаскине. Согласно православному учению одно - это истинное служение-поклонение (ἡ ἀληθινή λατρεία), которое воздается только истинному Богу, а не иконам и святым, а другое – это почтительное поклонение (ἡ τιμητική προσκύνηση), которое воздается священным изображениям, иконам. Естественно, что это поклонение восходит к первообразу. Это означает, что когда мы лобызаем священные иконы, то мы не поклоняемся веществу, из которого они сделаны, но ипостаси изображаемого, то есть тому, кто на иконе изображен.
Православная икона научает тайне вочеловечения Бога Слова, а отказ от почтительного поклонения иконе Христа в действительности означает отвержение Его вочеловечения. Даже святые изображаются, и им воздается честь потому, что они являются членами Тела Христова и в себе имеют божественную благодать. Иконы же служат своего рода носителями божественной благодати таким же в некоторой степени образом, как божественная природа Бога Слова действовала в человеческой природе Христа. Именно поэтому священные иконы чудодейственны. В этом, в нескольких кратких словах, состоит богословие священных изображений, икон, которое в действительности является богословием вочеловечения Христа, как его исповедали и изложили Вселенские Соборы, богословие о святых как членах преславного Его Тела.
Весьма важным является и то, что на этом Соборе говорилось о Христе, Который уневестил Себе святую Церковь, и, вместе с тем, Он на века одарил Своих учеников Светом Его познания, и их освободил от тьмы идолопоклонства. В силу как этого дара, так и в силу предания Церкви еретики удалились от Церкви по действию извечного врага.
Все это и многое другое доказывает, что между Святыми Отцами и еретиками существует разница. Поэтому Собор предает анафеме всех еретиков поименно, начиная с Ария и вплоть до еретиков того времени, и он провозглашает православное учение о почтительном поклонении священным иконам.
В Деяниях Собора имеется одно замечание: «Мы с любовию лобызаем (принимаем) также и Господни, и апостольские, и пророческие изречения, которыми мы научены почитать и превозносить…».[3] Эта фраза показывает большую разницу между богословами опыта, каковыми являются Отцы Церкви, философствующими богословами, которые, поскольку они имеют нечистое сердце, вынуждены действовать по действию лукавых духов.
Опытные богословы, каковыми были Пророки, Апостолы и Отцы, исходя из своего опыта знали, что когда кто-либо достигает зрения Божественной славы в ипостаси Бога Слова, то таковой видит Божественный Свет, превышающих знание и чувства, а посему он не находится в никаком рассуждении, никакой фантазии, каком-то заблуждении. Однако же, после полученного опыта откровения таковые могут изображать Христа, Богоматерь и святых. Но они также прекрасно знают, что одно – это нетварные глаголы, то есть опыт откровения, а другое – тварные изображения, которые возводят к этой нетварной славе, которые не могут ее выразить в совершенстве.
Они, эти богословы опыта, также знают, что когда они лобызают священные иконы, они приемлют благодать от Бога, сообразно их собственному духовному состоянию, и таким образом в них возжигается огонь, стремление к зрению нетварной Божественной славы.
Именно с этой точки зрения и в этой ретроспективе мы лобызаем Честной Крест, священные иконы Христа, Богоматери и святых, священные мощи, благословенные священные предметы и прославляем Христа, Который стал человеком, обожил человеческое естество и нас сделал членами Церкви, членами Его преславного Тела.
Из Определения VII Вселенского собора об иконопочитании:
"Кратко сказать: мы неприкосновенно сохраняем все церковныя предания, утвержденные письменно или неписьменно. Одно из них заповедует делать живописные иконныя изображения; так как это согласно с историею евангельской проповеди, служит подтверждением того, что Бог Слово истинно, а не призрачно вочеловечился, и служит на пользу нам: потому что такие вещи, которые взаимно друг друга объясняют, без сомнения и доказывают взаимно друг друга. На таком основании мы, шествующие царским путем и следующие божественному учению святых отцов наших и преданию кафолической церкви, – ибо знаем, что в ней обитает Дух Святой, – со всяким тщанием и осмотрительностию определяем, чтобы святые и честные иконы предлагались (для поклонения) точно также, как и изображение честного и животворящего креста, будут ли они сделаны из красок или (мозаических) плиточек или из какого либо другого вещества, только бы сделаны были приличным образом, и будут ли находиться в святых церквах Божиих на священных сосудах и одеждах, на стенах и на дощечках, или в домах и при дорогах, а равно будут ли это иконы Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, или непорочной Владычицы нашей святой Богородицы, или честных ангелов и всех святых и праведных мужей. – Чем чаще при помощи икон они делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самых первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобызание, почиташе и поклонение, но никак не то истинное служение, которое, по вере нашей, приличествует одному только божественному естеству. Они возбуждаются приносить иконам фимиам в честь их и освещать их, подобно тому, как делают это и в честь изображения честного и животворящего креста, святых ангелов и других священных приношений и как, по благочестивому стремлению, делалось это обыкновенно и в древности: потому что честь, воздаваемая иконе, относится к ея первообразу и покланяющийся иконе покланяется ипостаси изображенного на ней. Такое учение содержится у святых отцов наших, то есть, в предании кафолической церкви, в которой евангелие преемственно переходило от одного отца к другому. Таким образом мы следуем Павлу и всему сонму божественных апостолов и святых отцов, содержа принятыя нами предания. Таким образом мы пророчески воспеваем церкви победныя песни: «радуйся дщи Сионова зело, проповедуй дщи иерусалимова, веселися и преукрашайся от всего сердца твоего: отъят Господь неправды твоя, избавил тя есть из руки враг твоих: воцарится Господь посреде тебе и не узриши зла к тому и мир тебе во веки» (Софон. 3, 14 и 15).
Итак мы определяем, чтобы осмеливающиеся думать или учить иначе, или по примеру непотребных еретиков презирать церковные предания и выдумывать какие либо нововведения, или же отвергать что либо из того, что посвящено церкви, будет ли то евангелие, или изображение креста, или иконная живопись, или святые останки мученика, а равно (дерзающие) с хитростию и коварно выдумывать что либо для того, чтобы ниспровергнуть хотя какое либо из находящихся в кафолической церкви законных преданий, и наконец (дерзающие) давать обыденное употребление священным сосудам и досточтимым обителям, – определяем, чтобы таковые, если это будут епископы или клирики, были низлагаемы, если же будут иноки или миряне, были бы отлучаемы».(https://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejanija-vselenskikh-soborov-tom7/1_15)
Ὁ Μητροπολίτης
† Ὁ Ναυπάκτου καὶ Ἁγίου Βλασίου ΙΕΡΟΘΕΟΣ
+Митрополит Навпактский и св. Власия Иерофей
http://www.parembasis.gr/index.php/el/menu-teyxos-252/4959-2017-252-13
©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2018г.
[1] Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; Деян.20:29 с толкованием
и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.
[2] В Константинополе было только открытие Собора, а все заседания его проходили в Никее
[3] «Ἀσπαζόμαστε δέ καί τάς κυριακάς καί ἀποστολικάς καί προφητικάς φωνάς, δι’ ὧν τιμᾶν καί μεγαλύνειν ἐδιδάχθημεν».