Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Γραπτὸ Κήρυγμα: Κυριακή :- Ἡ Ζ΄ Οἰκουμενική Σύνοδος

Письменная Проповедь: VII Вселенский Собор

Митрополит Навпакский и св. Власия Иерофей

0-653

 

 

Апостол Павел, дорогие братья, однажды обратившись к пресвитерам Ефесской Церкви, сказал им, что после его ухода к ним войдут свирепые волки, которые не будут переживать за вверенную им паству, и поэтому из членов Церкви появятся люди, которые будут говорить превратно, чтобы за собой увлечь учеников ( См.  Деян. 29-30).[1]

Это происходило на протяжении всех веков церковной истории, поскольку появлялись различные еретики, которые вводили антиправославные учения и создавали для Церкви Христовой проблемы.

Дьявол всегда борется с Церковью, он ненавидит Христа и хочет исказить Его учение. С этой точки зрения нужно смотреть на всякую ересь.

Верно то, что еретики используют в вопросах богословских философию и рассудок. Но проблема заключается еще и в том, что у них нет чистого сердца, в котором действует Бог, согласно словам блаженств Христа: «Блаженнии чистии сердцем, яко тии узрят Бога» (Матф. 5, 8). А посему в нечистом сердце действуют демоны. В результате чего ересь – это демоническая энергия.

В 8 веке н.э. появилась еще одна ересь, так называемое иконоборчество, которое напало на святые изображения и священные иконы. Христиане писали иконы Христа, Богоматери и Святых, и их лобызали, испрашивая у Христа благодать. Но несториане, павликиане, монофизиты отвергли поклонение священных изображениям, потому что у них была проблема с отношением к человеческой природе Христа, у каждого из них были собственные причины.

Таким образом, император Лев III Исаврянин издал 726 и 730 гг. два указа против священных икон и запретил им поклоняться. Позже, тоже самое делал император Константин Копроним. Православные отцы боролись против этих решений, потому что они знали по опыту о великой силе Христа, Девы Марии и святых, которые изображались на иконах, а также о достоинстве священных икон.

 Год 787 г. н.э. в Константинополе, согласно решению императрицы Ирины Афинской и ее сына Константина, был созван VII Вселенский собор под председательством Патриарха Константинопольского Тарасия.[2] Этот Собор осудил иконоборческий Собор 754г. При Константине Копрониме, анафематствовал еретиков иконоборцев и изложил православное учение о священных иконах.

Вселенский собор основывался на учении свт. Василия Великого, Патриарха Константинопольского Германа, а, главным образом, на прп. Иоанне Дамаскине. Согласно православному учению одно -  это истинное служение-поклонение (ἡ ἀληθινή λατρεία), которое воздается только истинному Богу, а не иконам и святым, а другое – это почтительное поклонение (ἡ τιμητική προσκύνηση), которое воздается священным изображениям, иконам. Естественно, что это поклонение восходит к первообразу. Это означает, что когда мы лобызаем священные иконы, то мы не поклоняемся веществу, из которого они сделаны, но ипостаси изображаемого, то есть тому, кто на иконе изображен.

Православная икона научает тайне вочеловечения Бога Слова, а отказ от почтительного поклонения иконе Христа в действительности означает отвержение Его вочеловечения.  Даже святые изображаются, и им воздается честь потому, что они являются членами Тела Христова и в себе имеют божественную благодать. Иконы же служат своего рода носителями божественной благодати таким же в некоторой степени образом, как божественная природа Бога Слова действовала в человеческой природе Христа. Именно поэтому священные иконы чудодейственны. В этом, в нескольких кратких словах, состоит богословие священных изображений, икон, которое в действительности является богословием вочеловечения Христа, как его исповедали и изложили Вселенские Соборы, богословие о святых как членах преславного Его Тела.

Весьма важным является и то, что на этом Соборе говорилось о Христе, Который уневестил Себе святую Церковь, и, вместе с тем, Он на века одарил Своих учеников Светом Его познания, и их освободил от тьмы идолопоклонства. В силу как этого дара, так и в силу предания Церкви еретики удалились от Церкви по действию извечного врага.

Все это и многое другое доказывает, что между Святыми Отцами и еретиками существует разница. Поэтому Собор предает анафеме всех еретиков поименно, начиная с Ария и вплоть до еретиков того времени, и он провозглашает православное учение о почтительном поклонении священным иконам.

В Деяниях Собора имеется одно замечание: «Мы с любовию лобызаем (принимаем) также и Господни, и апостольские, и пророческие изречения, которыми мы научены почитать и превозносить…».[3] Эта фраза показывает большую разницу между богословами опыта, каковыми являются Отцы Церкви, философствующими богословами, которые, поскольку они имеют нечистое сердце, вынуждены действовать по действию лукавых духов.

Опытные богословы, каковыми были Пророки, Апостолы и Отцы, исходя из своего опыта знали, что когда кто-либо достигает зрения Божественной славы в ипостаси Бога Слова, то таковой видит Божественный Свет, превышающих знание и чувства, а посему он не находится в никаком рассуждении, никакой фантазии, каком-то заблуждении. Однако же, после полученного опыта откровения таковые могут изображать Христа, Богоматерь и святых. Но они также прекрасно знают, что одно – это нетварные глаголы, то есть опыт откровения, а другое – тварные изображения, которые возводят к этой нетварной славе, которые не могут ее выразить в совершенстве.

Они, эти богословы опыта, также знают, что когда они лобызают  священные иконы, они приемлют благодать от Бога, сообразно их собственному духовному состоянию, и таким образом в них возжигается огонь, стремление к зрению нетварной Божественной славы.

Именно с этой точки зрения и в этой ретроспективе вы лобызаем Честной Крест, священные иконы Христа, Богоматери и святых, священные мощи, благословенные священные предметы и прославляем Христа, Который стал человеком, обожил человеческое естество и нас сделал членами Церкви, членами Его преславного Тела.

 

Ὁ Μητροπολίτης
† Ὁ Ναυπάκτου καὶ Ἁγίου Βλασίου ΙΕΡΟΘΕΟΣ

+Митрополит Навпактский и св. Власия Иерофей

http://www.parembasis.gr/index.php/el/menu-teyxos-252/4959-2017-252-13

 

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2018г.

 

[1] Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; /images/st/3433/img_3433_493f8963b91d02e48da6a85e190503a0.pngДеян.20:29/images/st/3433/img_3433_493f8963b91d02e48da6a85e190503a0.png  с толкованием

 

и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. 

 

[2] В Константинополе было только открытие Собора, а все заседания его проходили в Никее

[3] «Ἀσπαζόμαστε δέ καί τάς κυριακάς καί ἀποστολικάς καί προφητικάς φωνάς, δι’ ὧν τιμᾶν καί μεγαλύνειν ἐδιδάχθημεν».



Подписка на новости

Последние обновления

События