Архимандрит Афанасий Мителенеос
«ОРУЖИЯ НАШЕЙ БРАНИ»
Τα όπλα του αγώνος μας
Слово казано было в священной обители Комнинской в Ларисе 22 сентября 1996г
И Павел вновь, дорогие мои, говорит об оружии. Сегодня он говорит: «во всём являем себя, как служители Божии… с оружием правды в правой и левой руке » (2 Кор. 6, 4, 7) «с оружием правды». С оружием святости. В правой и левой руке.
Как видим, здесь он говорит о некоем боевом образе. И чтобы это понять, давайте посмотрим, каким было вооружение солдата, которым он мог пользоваться во время боя. В правой руке он держал копье или меч. И этим оружием он атаковал.. В левой руке он держал щит, который был защитным оружием. Таким образом, слева было у воина оружие оборонительное.
И Павел использует образ воина, чтобы показать нам духовную борьбу, как мы должны в ней сражаться. Нет возражений, что у верующего постоянная война и борьба. И действительно он ведет внутреннюю войну, духовная война.
А противник... он принадлежит духовному царству. Это демоны. Но также и наше испорченное «я». Апостол Павел пишет: «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Ефес. 6, 12). Итак, у верующего бесконечная война, нескончаемая война.
Но как, возникает вопрос, христианину воевать? Преподобный пресвитер Исихий чудесным образом описывает это нам. Он говорит нам: «Тот, кто ведет брань, в каждое мгновение должен помнить эти четыре: смирение, предельное внимание, опровержение и молитву». Посмотрим, что это за возражение. Оружие атаки — смиренномудрие и молитва. И так как, когда мы сражаемся, мы не постоянно нападаем, не постоянно защищаемся, а делаем это попеременно, то и порядок их таков: первое - смирение, второе - внимание, третье - возражение (противоречие0, четвертое: молитва.
Но мы должны их проанализировать. Мы просто должны увидеть, что это такое. Чтобы мы могли правильно их использовать. И первым является смирение. Смирение — основа духовной брани. Мы страдаем напрасно, если есть борьба ведется без смирения. В буквальном смысле напрасно. Смирение открывает глаза, чтобы увидеть в точности цель, то есть демонов. Итак, не будем этого из вида. Это даже точное определение наших страстей. То есть смотреть на самих себя. Гордый никогда не видит своих страстей и, конечно, не признает их. Смирение делает ясным не только совесть, сознание, но и это подсознание.
Подсознание, которое приобрел Адам, как только он стал виновным и отверг свою, отодвинув ее в него пространство, которое ранее не существовало, которое сегодня называется подсознание. Это произошло тогда, когда Адам стал себя оправдывать пред Богом: «Не я, женщина, которую Ты дал мне, ввела меня в заблуждение, и я преступил Твою заповедь, а не я». Но Ева также приобрела в то время подсознание. «Не я, а змей». Таким образом, подсознание является местом всех отклонений, отвержений. Отказа от вины. Но и всех тех скрытых, нечистых устремлений, желаний, которые часто всплывают из подсознания во сне каждого из нас. То есть весть ветхий человек, все склонности и прародителей, которые вызывают стыд. Мы никогда не хотели бы раскрыть того, что находится внутри нашего подсознания. По крайней мере то, что мы можем видеть. Потому что мы не можем видеть. И все это проявляется во всеете, когда имеется у человека смирение. Поэтому псалмопевец в 18 псалме говорил: «От тайных моих очисти мя». Каковы же эти тайная? Те, о которых я вам сообщил. «От тайных моих», говорит «Господи, очисти мя».
Это также нечто очень серьезное, о чем мы должны помнить. Смирение делает человека союзником Бога[1]. Ибо Бог любит смиренного человека. Гордого же - никогда. То есть нет союза с Богом тогда, когда присутствует гордость. Но без помощи Божией никогда и никому ничего не добиться. Невозможно! Невозможно! Священное Писание в книге Притчей глаголет: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Он пинает гордых. Он дает благодать смиренным. Он же говорит через пророка Исайю, в 66-й главе: «И на кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих" «На кого, — говорит он, — я воззрю, только как на смиренного человека, который трепещет, чтобы не преступить заповедей Моих?» Таким образом, верующий имеет безраздельную помощь Христа. Безраздельную. Когда, конечно, он обладает, как мы сказали, смирением, которым бесы уж точно не обладают.
Второе — это внимание. Внимание, как мы видели, принадлежит оборонительному оружию. Снова и снова Священное Писание рекомендует соблюдать нам внимание. То есть, я бы сказал, как можно в большей степени. И в Ветхом, и в Новом Завете. Если бы первозданные люди были бы внимательны, то они бы не упали (т.е. не впали бы в грех - примеч.перводчика). Вот почему Священное Писание в книге Второзаконие подчеркивает, я взял это в качестве примера, потому что я сказал вам, что есть много текстов, которые относятся к сохранению внимания: «Вонми́ себе и снабди ду́шу твою́ зело́». (Втор. 4, 9) Здесь не говорится: «Смотри за своим ближним». Здесь не говорится: «Смотри за своим ближним». Здесь не говорится: «Смотри на своего друга, своего врага». Ничего этого не говорится здесь. Но внемли самому себе. Внимай и береги свою душу от всего чрезмерного. Весьма сильно.
Внимание, мои дорогие, нужно везде. Если мы пошлем нашего ребенка к бакалейщику, мы скажем ему: «Берегись машин на дороге» и так далее. Теперь, в эти дни, каждые выходные, когда люди выходят на улицу и происходит так много несчастных случаев, мы говорим: «будь осторожен, осторожнее». Поэтому внимание полезно везде. Но прежде всего в духовной борьбе. Где мы действительно можем бесспорно подвергнуться опасности. Внимательно означает быстро, поспешно, торопить - ся. То есть я пребываю в бодрствовании. И Господь много раз говорил нам: «Бодрствуйте». Просто потому, что Он хотел привлечь наше внимание. Видите, какая осторожность в Новом Завете? Что говорит Господь? «Бодрствуйте и молитесь». На самом деле, незадолго до того, как Он пришел в Гефсиманский сад, то есть незадолго до того, как предали Господа... "Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение" (Мф. 26, 42). Он соединяет здесь бдительность, внимание с молитвой. «Чтобы не впасть,— говорит,— в искушение». В чем же соблазн? «Когда меня придут арестовывать, вы придется пережить критическое состояние. Вы скажете: «Кем был Иисус, что мы следовали за Ним три года? Он не может за себя постоять? Какой он Мессия?» В это же искушение впали и Его распинатели. «Если, — говорит, — ты Сын Божий, если Бог хочет тебя, пусть сейчас снимет тебя с Креста». И даже такое неразумное: "И тогда уверуем". То есть просили сначала знания, а потом веры. Однако не так все на самом деле.
Продолжение следует…
Источник: https://tasthyras.wordpress.com/2022/10/01/τα-όπλα-του-αγώνος-μας/#/#more-58158
© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2022г.
[1] Σύμμαχο τιυ Θεού, то есть сражающимся с Богом вместе