Пост и трезвение как важные характеристические черты спасительного образа жизни и благочестия
Некоторые святоотеческие замечания о посте
Цель предлагаемой статьи состоит в том, чтобы показать на основе Священного Писания и Отцов Церкви, что пост, соединенный с духовным трезвением является образом жизни православного христианина, который восходит непосредственно к Апостолам. В связи с этим всякие современные тенденции, направленные на ослабление дисциплины поста, которая окончательно сложилась к 8-9 столетиях в Православной Церкви, и которая просвещенными Отцами Церкви передана в виде весьма облегчённой по отношению к апостольскому времени форме, являются не просто неоправданными, но по сути несут в себе дух глубокого противоречия к Апостолам и первохристианскому времени. А если смотреть по существу, то ревизия постов и настойчивое приспособление к "требованиям современной жизни" церковной жизни является разрушением Церкви изнутри, отказом от спасительного образа жизни, профанацией христианства. С такой профанацией мы встречаемся у римо-католиков и протестантов, где вслед за утратой православия произошла утрата памяти о образе жизни раннехристианской Церкви и жизни Апостолов.
часть 1
пост и трезвение как образ жизни святых Апостолов
Православная Церковь с 28/15 ноября вступила в период Рождественского поста. Это древнее установление поста перед великим праздником Рождества по плоти Христа Бога нашего, которое пришло на Восток из Рима вместе с самим праздником во второй половине 4 столетия, является, по словам свт. Иоанна Златоуста "древней апостольской традицией", принесенной в Рим самими Первоверховными Апостолами./см. Слово на Рождество Христово. Творения. Т. 2.,с.394/. Эта традиция как празднования Рождества Христова 25 декабря по Юлианскому календарю, так и предшествующий столь великому празднику пост имеют свое происхождение апостольское. (См. М.Скабалланович
Приготовление к празднику Рождества Христова. Рождественский (или Филиппов) пост. http://www.sedmitza.ru/text/522435.html) То есть день празднования Рождества Христова хранился в памяти Римской Церкви как апостольское предание и установление, и эта традиция Церковью не оспаривалась, а "так скоро сделалась известной"/свт. Иоанн Златоуст. Слово на Рождество Христово.,с.393/ и была благоговейно усвоена всей Церковью к концу 4 столетия. Это касается, безусловно, и самого поста. (См. М. Скабалланович. Указ. сочин. сноска. 3) В Древней Церкви пост, жизнь в строгом воздержании и целомудрии были почти что нормой и правилом. О чем мы можем найти прекрасное свидетельство в Послании к Диогнету, уникальном памятнике раннехристианской письменности 2 столетия. "Они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни...Они во плоти, но живут не по плоти. Находятся на земле, но суть граждане небесные". Христиане всегда отличались от окружающего мира своим образом жизни: В целомудрии, крайней степени воздержания, взаимной любви. Окружающий мир, погруженный в нескончаемые поиски удовольствий и развлечений, как мы читаем в том же Послании к Диогнету, "ненавидит христиан, от которых он не терпит никакой обиды,- за то, что они вооружаются против его удовольствий"./Послание к Диогнету. 5, 6/. То есть образ жизни христиан первых веков был таков, что он был полностью противоположен окружающему миру. Этот образ жизни был продолжением образом жизни святых Апостолов. О нем пишет св. апостол Павел: "Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога. О горнем помышляйте, а не о земном...Итак, умертвите земные члены ваши: Блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления". / Кол.3, 1-2/. Апостолы сами вели такой образ жизни, что не были пристрастны ни чему земному /см. Иоанн Златоуст. Беседа о св.апост. Павле 1-я, с. 518/. Их жизнь постоянно сопровождалась голодом, холодом, жаждой. Они "постоянно подпадали всюду опасностям..., терпя бесчисленные искушения"./ свт. Иоанн Златоуст. Там же, с. 518/. То есть пост, крайняя степень воздержания были нормой и правилом их жизни. Этот образ жизни апостолов, как подчеркивает свт. Иоанн Златоуст, и является каждодневным принесением себя в жертву. "Он, - пишет об апостоле Павле свт. Иоанн Златоуст, - непрестанно боролся с опасностями,и закалал себя волею, и так умерщвлял естество плоти, что нисколько не меньше находился в состоянии закалаемых жертв, но еще гораздо более. Поэтому он и осмелился сказать: Аз до уже жрен бываю, называя жертвою кровь свою"./ свт. Иоанн Златоуст. Там же, с. 516/. То есть образ жизни святых апостолов, сопровождаемый строжайшим постом и многочисленными скорбями, делал им вместилищами Святого Духа, Который через них действовал и обращал народы от погибели вечной ко Христу, к жизни спасительной и благочестивой. Этой благодатной силой апостолы "истребляли терния грехов, посевали учение благочестия, изгоняли заблуждения, распространяли истину, делая из людей ангелов, или лучше- делая людей из бесов ангелами"./ свт. Иоанн Златоуст. Слово 1-е о св. Ап. Павле, с.516/. Св.апостол Павел свидетельствует, что такой образ жизни в крайней нужде, испытаниях и скорбях разного рода был присущ не только ему одному, но и всем Апостолам: " Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены;низлагаемы, но не погибаем"/2 Кор.4, 8-9/. Немного далее апостол Павел дает более точную и более глубокую характеристику образа жизни Апостолов- "ношение в теле мертвости Господа Иисуса", "преданием себя на смерть ради Иисуса"/2 Кор. 4, 10,11/. С одной стороны, эта мертвость является ни чем иным как разного рода злострадания и скорби, телесные и духовные. Все они имеют, согласно сыт. Иоанну Златоусту, промыслительного божественного покушения и промысла, направленного на очищение и совершенствование апостолов. /свт. Иоанн Златоуст. Толкование на второе послано к Коринфянам. Беседа9, с. 553/. "Хотя постигают нас искушения, но не постигают следствия этих искушений;и все это происходит действием силы благодати Божией". Но эти испытания и искушения имеют еще один смысл - смирить апостолов и явить Свою силу. / свт. Иоанн Златоуст. Там же., с. 553/. В этом подвиге умирания святых Апостолов совершается особо и таинство воскресения. "Для того, говорит, мы предаемся, т.е.носим мертвость Его, чтобы открылась в нас силу жизни Его, когда Он не попускает смертной плоти нашей, столько страждущей, быть побежденной множеством зол". Но это умирание и мертвость Апостолов приносили и иной плод - "если мы пренебрегая жизнью, идем на смерть, то и Он нас приведет от смерти к жизни"/свт. Иоанн. Златоуст.,с.554/. Но есть и еще один плод умирания - "наслаждение благополучием паствы./Там же..с.554/. То есть, согласно свт. Иоанну Златоусту, страдания Апостолов, их ежедневное умирание ради Христа приносило обильный плод мира и благословения пастве.
Итак, для апостолов пост, нищета, полное порабощение тела духу были правилом. Этим образом жизни Апостолы содействовали обильному действию на них Всесвятого Духа. Подвиг внешний и внутренний лежали в основе проповеди Евангелия, содержанием которого были не философские доводы и и теории, "убедительных слов человеческой мудрости"(1 Кор.ю2, 4), а "явление духа и силы".Именно этой силой, силой Святого Духа, апостолы покорили вселенную. Под действием благодатной проповеди язычники меняли свои нравы, изменялась и преображалась вселенная. свт. Иоанн Златоуст так говорит о плодах проповеди св. апостола Павла: "когда явилась проповедь, которую Павел сеял везьде, заблуждение исчезало, а водворялась истина: смрад и дым, кимвалы и тимпаны, пьянство и обжорство, блудодеяни\ и прелюбодеяния и прочее, соверршавшееся в идольских капищах, прекращалось и уничтожалось, подобно тому как воск тает от огня, или как солома истребляется пламенем, а светлое пламя истины восходило ярко и высоко до самого неба..." (свт. Иоанн Златоуст. Беседа о св. апостоле Павле 4-я, с.537)
И существующий устав четырех постов является лишь отголоском апостольского времени, является крайне облегченным образом и правилом спасительной и богоугодной жизни по отношению к образу жизни святых Апостолов. Деятельность Апостолов и их миссия в мире была направлена на просвещением светом Евангелия, приобщение людей к вечной жизни, что было сопряжено с огромными рисками и опасностями, поскольку "весь мир лежал во зле", "был в состоянии порабощения дьяволу".
Однако же мы, православные христиане, хотя и живет в иное время нежели Апостолы, и наша миссия преимущественно носит внутренний характер, тем не менее это не означает, что духовных рисков и опасностей у нас вовсе не существует. В противном бы случае апостол Павел, обращаясь к христианам города Эфеса, не называл бы образ жизни христиан "бранью". "Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы можно было стать против козней дьявольских;потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять". / Еф. 6. 11-13/. Комментируя данный текст ап. Павла, сыт. Феофан затворник делает важное замечание относительно образа жизни христианин, который исключает всякую беспечность и легкомыслие: " Жизнь христианская есть непрестанная борьба - борьба с живущими в нас грехом, борьба с прелестями и неприязненностью мира, борьба с дьяволом и слугами его. Наш подвигоположник - Христос Господь; противною стороною заправляют бесы. Ничто грешное не обходится без участия сих последних. Всюду они окружают борца Христова и всяким случаем пользуются, чтобы делать ему пакости. И плоть влечет, и мир соблазняет и теснит, но и тут всюду приражаются бесы. Их вмешательство в наши дела обширнее, нежели сколько мы вообразить можем. Потому св. Павел всю брань духовную почитает бранию с ними одними". Но самое непосредственное столкновение с этими падшими духами христианин закономерно вступает уже после того, как " плоть и кровь оказываются бессильными". / сыт. Феофан. Толкование на послание ап. Павла к Ефесянам., с. 543/
В этой жестокой брани за наше спасение и вечность каждый должен знать принципы ведение этой брани с врагом. Для этого каждый христианин обязан "встать", "облечься в броню правды" и "препоясавши чресла свои истиною" Это состояние предельной бодрости и трезвения, бдительности.
продолжение следует....