Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Сатанизм и оккультизм: одно и то же?

  

  Прот. Стефанос Степопулос

    В последние годы среди верующих часто возникает путаница при обсуждении вопросов сект, парарелигий и особенно деятельности оккультных групп и отдельных гуру. Существует тенденция характеризовать всё как сатанинское, а намерения каждой из них – как «сатанизм», даже если они сами таковыми не признаются. Это порождает путаницу среди православных верующих, и наши аргументы слабеют, поскольку всякий раз, приписывая что-либо дьяволу, мы сталкиваемся с насмешками, иронией и даже высокомерием людей.

Конечно, всё, что отклоняется от Истины Евангелия и Священного Предания нашей Церкви, будь то изменение её догматов или учения и действия, не соответствующие православному образу жизни и богослужению, есть учение и прелесть сатаны в самом широком смысле. Тем более, что Псалмоповец подчёркивает, что «все боги народов — демоны»!  (Пс. 95:5)

Однако не всё обязательно сатанинское в узком смысле. В дальнейшем это различие будет проведено, в том числе между терминами «оккультизм» и «сатанизм».

    Неосатанизм зародился в Западной Европе в конце Средневековья. Сегодня, когда мы говорим о «сатанизме», мы подразумеваем практически любую девиантную или эзотерическую практику, от Таро до некромантии.  Путаница возникает из-за отождествления двух совершенно разных вещей :  сатанизма , представляющего собой культ или идеологическую отсылку к Сатане, и  оккультизма , представляющего собой гораздо более широкий набор верований о скрытых силах, астрологии, алхимии, теософии, восточных техниках и так далее. Их родство очевидно, поскольку каждый сатанист черпает вдохновение в оккультизме,  но большинство оккультистов не являются сатанистами .

В XX веке сатанизм существовал в трёх различных формах.  Первая — так называемый «теистический», или традиционный, сатанизм, где сатане поклоняются как реальному духовному существу, соперничающему с почитанием Бога.  Последователи этого течения совершают ритуалы вызова и кровопускания. Они часто имитируют христианскую символику, открыто выражая своё несогласие с верой.

Вторая версия — атеистический, или  философский, сатанизм,  основанный Антоном ЛаВеем в США в книге «Библия Сатаны» (1969). Здесь Сатана не является личностью, а выступает как  символ  индивидуализма и гедонизма. ЛаВеянцы объявляют себя атеистами, используют в качестве фона огненные изображения и перевёрнутые кресты, но настаивают на том, что всё вокруг — театр, служащий самоутверждению.

Третья категория – это неосатанинские течения  , возникшие в 1980-х годах. Среди них люцифериане, «антимирские» или «хаотичные» сатанисты, и Храм Сета, основанный  Майклом Акино  после его ухода из церкви ЛаБафа. В Храме Сета Сатана отождествляется с египетским Сетом, духом независимости и самообожествления? В антимирских блэк-металлических кругах Скандинавии Сатана представлен как сила хаоса, разрушающая порядок Творения. Во всех этих группах можно увидеть смешение оккультных техник, таких как алхимические символы, каббалистические заклинания, скандинавские руны и даже отрывки из Сведенборга, но общей идеологии и теологии нет.

Люциферианство   – особая категория сатанизма, которая не просто отождествляется с общим термином «сатанизм», хотя и имеет к нему прямое отношение. В православной апологетике отца Антония Алевизопулоса люциферианство включено в  идеологические апологеты.и теологические течения  сатанизма, имеющие ярко выраженный  гностический  и  антихристианский  характер.  Люциферианство утверждает, что  Люцифер  не обязательно злой, но  светоносное существо  , принесшее человеку знание и свободу. Его часто противопоставляют Богу Ветхого Завета, который представляется как «угнетатель». Этот образ восходит к  неогностическим, неотеософским и оккультным  течениям, особенно XIX и XX веков (например, теософия Блаватской, антропософия Штайнера, обходящая традицию Алистера Кроули и т. д.). 

Таким образом, Люцифер считается  символом мира, знания и революции . Многие отождествляют его с  высшим «Я» , «духовной эволюцией» или даже  полным освобождением от Бога . Таким образом, идея  самообожествления продвигается  без участия в Божьей благодати, то есть  чисто эгоцентрическими средствами .

В отличие от других форм сатанизма, люциферианство  не тождественно «театральному» сатанизму типа ЛаВея (более  атеистичному и материалистичному ). Оно не обязательно «антисекулярно», как сатанизм блэк-метала (тяготеющий к хаосу и разрушению, но сосредоточенный на  «сияющем» Дьяволе , которого он идеализирует, часто  демонизируя христианство  и представляя Бога «тираном»). В целом, люциферианство встречается в  оккультных группах  , использующих каббалу, герметизм, теософию, розенкрейцерство, в  неосатанинских организациях , таких как  Церковь Люцифера ,  Храм Сета или некоторые течения  теистического сатанизма, а также в неоязыческих  и нью-эйдж кругах , где «Люцифер» представлен как древний бог мира.

Другие известные люциферианцы:  Элифас Леви (1810–1875).  Французский священник, обратившийся к оккультизму и находившийся под влиянием люциферианской символики (например, образа Бафомета). Хотя он не был люциферианцем как таковым, он внёс  герметические  и  каббалистические  идеи, которые впоследствии были включены в люциферианство.

Елена  Блаватская (1831–1891).  Основательница  Теософского общества  , которая в своих трудах называет Люцифера  носителем мира и божественного знания , отвергая ортодоксальное христианское богословие.

Альберт Пайк (1809–1891).  Американский масон, которому приписывают  поклонение Люциферу  на высших уровнях масонства.

И  Мария де Нагловская (1883–1936).  Мистик и оккультист. Проповедовала эротико-люциферианский мистицизм.

   Отец Антониос подчёркивает, что люциферианство, каким бы утончённым и «духовным» оно ни казалось, — это  замаскированное поклонение дьяволу . Оно не имеет ничего общего со «свободой» Христа, но способствует  духовной гордыне, эгоизму и заблуждению , которые являются наиболее яркой формой демонического разложения.  «Сегодня дьявол не появляется с рогами и хвостом. Он приходит как «свет», как «внутреннее знание», как «истина, которая не была нам открыта» — и человек впадает в заблуждение, потому что хочет стать богом без Христа»  (отец Антониос Алевизопулос).

Оккультизм, с другой стороны , — это обобщающий термин, охватывающий герметическую традицию, розенкрейцерство, теософию, масонство, астрологию, антропософию, различные энергетические теории Нью-Эйдж, карты Таро, рейки, кристаллы и десятки других. В его основе лежит вера в то, что материальный мир принизан известными силими? Посвященные могут использовать тайные правила, «соответствия», звуки и символы, чтобы направлять эти силы в свою пользу. Это не подразумевает поклонения какому-либо дьяволу, но многие оккультные школы заявляют о поклонении ангелам, космическим духам или высшим сферам мира.

Путаница с сатанизмом по сути не онтологическая, а скорее терминологическая, поскольку многие сатанисты заимствуют техники из оккультизма, поэтому в глазах мира все они кажутся одним целым. Однако семинар по «выравниванию чакр» или астрологический сеанс — это не сатанизм? это может быть блудением и песдонаукой, но это не отклонение Диаволу.

ПО СЛОВАМ ОТЦА АНТОНИО

В текстах покойного отца Антониоса Алевизопулоса о неосатанизме сначала проводится главное различие:  одно дело – оккультизм – всеобщий поиск скрытых сил, карт, «энергий» и техник самопознания – и другое дело –

p.antwnios7

Сатанизм, то есть явное или даже скрытое поклонение сатане как врагу Христа.  Первая категория может включать тысячи практик, вторая же, хотя и менее многочисленна, добавляет элемент открытого духовного конфликта с Церковью и поэтому требует особого внимания. 1

В современном мире сатанизм проявляется во многих формах. Отец Антониос упоминает то, что он называет « традиционными » – небольшие группы, где Сатане поклоняются как живому духу. Ритуалы включают в себя извращение христианских символов, употребление крови животных, а иногда, в самых крайних случаях, даже преступные действия. Пример этой тенденции можно найти в личных свидетельствах бывших членов. Молодой человек по имени «Костас» признаётся, что вступил в такую группу «ради развлечения», но вскоре оказался под давлением, требуя продлить свой «контракт» с демоническими силами, пока не сломался психически и не обратился за помощью, чтобы снова обрести себя 2

Вторая форма, послевоенная, — это так называемый «философский», или атеистический сатанизм . В Церкви Сатаны, основанной Антоном ЛаВеем в 1966 году, Сатана объявлен символом радикального индивидуализма: «поставь себя выше всего, наслаждайся своими страстями, не служи никому другому». Члены Цервков произносят  онтиповеди , например, «блаженны сильные, блаженны слабые»? Эта идеология прямо опровергает евангельское «блаженны короткие» 3 . Здесь нет упоминания о буквальном дьяволе? Однако театральная обстановка (перевёрнутые кресты, чёрные евангелия) и презрение ко всему святому приводят к тем же внутренним результатам: гордыне, изоляции, холодному восприятию жизни.

С 1980-х годов появились новые тенденции.  Храм Сета, основанный Майклом Акино, заменил Сатану египетским богом Сетом и говорил об «автотеизме»? Здесь человек определяется как будущий бог, который «должен научиться формировать реальность». В то же время в североевропейских блэк-металических кругах появился «антисекулярный» сатанизм: Дьяволу поклоняются как силе хаоса, которая однажды свергнет созидательный порядок. Такие пространства сочетают в себе музыку, изобразительное искусство и крайнюю идеологическую проповедь, часто с нацистской эстетикой? Типичный пример — Дэвид Майатт, биография которого опубликована на entaxis.gr, связавший сатанизм с пронацистской пропагандой ненависти 4 .

Но почему в общественном сознании это путают с оккультизмом? Потому что сатанизм заимствует инструменты из оккультизма, такие как каббалистические символы, руны, техники медитации, карты Таро. Когда обычный человек видит человека с перевёрнутой пентаграммой и картами Таро, он без труда подумает: «Сатанист». Однако отец Антоний настаивает на необходимости проводить различие. Яго, рейки, кристаллы — практики, чуждые духу церкву, но они они не не не не не быть как прокультация прокуления дяволу. Их опасность заключается в другом. Они переносят надежду человека с Божьей благодатью на безличные «энергии», что приводит к тонкому идолопоклонству над собой.

Однако на практике их пути пересекаются . Многие, начав невинно, «попробовав немного Таро», погружаются в болере глубокую тягу. В интервью с бывшим сатанистом было зафиксировано то же самое: сначала гадание, затем вызывание духов, затем кровь животных в церемонии, пока он не обнаружил себя ментально связанным и полным страха5 .

Православная позиция, которую отец Антоний повторяет в каждом тексте
, проста и ясна. Сатанизм в любом проявлении – это прямое отступничество от Христа.  А оккультизм, даже без прямого упоминания дьявола, ведёт человека к поиску «таинственной силы» вне любовных отношений с Богом. В конце концов, разве человек не подчиняется никакой  силе? Напротив, он одержим страхами, духовным разложением и духовным опустошением.

Отец Антоний предупреждал тридцать лет назад, что « дьявол обещает свет и даёт его ему ». Опыт стольких молодых людей, прошедших через группы «хаотичного» сатанизма и в конечном итоге достигших психологического истощения, подтверждает бдительность Церкви. Исцеление — это не тайные практики, а смирение, исповедь, участие в таинствах. «Только свет Христов всегда просвещает человека», — писал он, заключая: «Жждущий свети́ного света пусть не ищет фонарей во тьме».

У православия есть чёткий критерий. Поклонение сатане – это осознанное отступничество. Оккультизм, даже если в нём не упоминается дьявол, ведёт человека к практике подмены божественной благодати безличными космическими силами, поэтому он характеризуется как опасный путь. Важнейшая потребность нашего времени – различать подлинный поиск Бога от «техники» тёмной или безличной силы.

Когда кто-то использует термин «сатанизм» для обозначения всего – от Таро и карт до эзотерики и псевдоцелительства – он искажает истинный смысл сатанизма. Таким образом, теряется способность называть и различать истинную духовную опасность. Когда же кто-то относится ко всем этим практикам небрежно и характеризует их совокупно как «невинные формы энергии», он забывает, что за некоторыми из них кроется не просто человеческое заблуждение, но зачастую и явное приглашение духовных сил, враждебной жизни, дарованной Богом.

Источник: https://orthodoxostypos-gr/σατανισμός-και-αποκρυφισμός-ταυτίζο/?



Подписка на новости

Последние обновления

События