К вопросу о возможности наименования великомученика императора Николая Второго искупителем грехов русского народа
Христос – это собственное имя Господа нашего Иисуса Христа. В переводе с греческого означает «помазанник». В Церковно – славянском словаре читаем, что христами Священное Писание называет также царей, пророков и священнослужителей (Исайи 45.2, 2Цар.14 и др.): «ибо у народа израильского обыкновенно помазуемы были цари, пророки и священники при поставлении их на должность, и назывались ХРИСТАМИ...». Христами называют и всех православных христиан, в данном случае это имена нарицательные. Значит и великомученика императора Николая Второго тоже можно назвать христом (с маленькой буквы, так как это нарицательное имя).
Святая Церковь называет также Господа нашего Иисуса Христа Искупителем. Согласно церковно – славянского словаря слово искупление означает выкуп, избавление от рабства и «особенно под этим разумеется совершенное Иисусом Христом дело нашего спасения, избавление Его страданиями и смертью рода человеческого от греха, проклятия и смерти». Но об искуплении в том же словаре читаем цитаты из Ветхого Завета: Исх.13,15 – «всякого первенца сынов Моих искуплю» - «мать первородного должна была в 40-й день явиться вместе с ним к святилищу и заплатить за него жрецу в 5 сиклей выкуп. В этом состояло посвящение Господу и выкуп служил знаком освобождения первенцев от повинности, наложенной потом на левитов (Числ.18,15-16)». Как видно, выкуп, искупление было и в Ветхом Завете.
В мытарствах блаженной Феодоры читаем, что когда ее душа после смерти отделилась от тела, то явился преподобный Василий «и сказал Ангелам: «Господие мои, эта душа (т.е. блаж. Феодоры) много служила мне, успокаивая мою старость, и я молился Богу, и Он отдал её мне». Сделав это, он вынул из-за пазухи золотой мешочек, весь полный, как я (т.е. Феодора) думала, чистым золотом, и отдал его святым Ангелам, сказав: «Когда будете проходить воздушные мытарствами и лукавые духи начнут истязать эту душу, ВЫКУПАЙТЕ её этим из её долгов; я по благодати Божией богат, потому что много сокровищ собрал себе своими трудами, и дарю этот мешочек душе, служившей мне».
Вот как блаженная Феодора описывает в видении свое прохождение первого мытарства – празднословия: «... святые Ангелы, водившие меня, положили конец моему испытанию на первом мытарстве: они покрыли грехи мои, указав лукавым на некоторые из бывшим моих добрых дел, а чего недоставало из них на покрытие моих грехов, добавили из добродетелей отца моего преподобного Василия и ИСКУПИЛИ меня из первого мытарства, и мы пошли далее».
Мытарства блаженной Феодоры – это неотъемлемая часть Священного Предания Православной Церкви. Из приведенного выше отрывка видно, что преподобный Василий ИСКУПИЛ душу блаж. Феодоры на мытарствах, значит его можно назвать ее искупителем.
По приведенным аналогиям и великомученик Царь Николай Второй, несомненно, может называться искупителем грехов русского народа, искупивший своими страданиями русский народ. Имя искупитель для великомученика Царя Николая Второго является именем нарицательным, это имя пишется с маленькой буквы. А имя собственное Искупитель, пишемое с большой буквы, является именем только Господа нашего Иисуса Христа, так как от рабства греху и от смерти искупил всех людей, всё человечество Господь наш Искупитель Иисус Христос.
И Спасителем, как собственным именем, Святая Церковь называет только Господа Иисуса Христа. Только Господь нас спас, принеся Себя в жертву за нас, умерев за нас, выкупив нас от рабства диаволу и смерти, примирив нас с Богом, то есть простив нас. Но есть и молитва Церкви: «Пресвятая Богородица, спаси нас!». Есть и спасители Отечества - это имена нарицательные и спасение здесь берется в понимании защиты от врагов Отечества.
Святой великомученик Царь Николай Второй, искупитель, моли Бога о нас!
Протоиерей Борис Прокофьев.