Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

      Святые Царственные страстотерпцы – первые пред Богом

святые предстатели за русский народ и державу Российскую

 

…как же не почитать одушевленные храмы Божии, одушевленныя жилища Божии? Святые – живы и с дерзновением предстоят пред Богом.

Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, кн4, гл. 15 О почитании святых и их мощей

 И ныне предстоя со ангелы и великимъ сонмомъ новомученикъ на небесехъ, * молитъ о спасеніи страны Россійскія отъ лютыхъ безбожникъ, * да обратятся къ Богу вси отступившія отъ Него, * да утвердится страхъ Божій въ сердцахъ, * и да возсіяетъ паки вера Христова.

Из службы святым Царственным мученикам. Стихира на стиховнах Велицей вечерни

Мы начали наше небольшое эссе с этих слов прп. Иоанна Дамаскина, первого и наиболее авторитетного систематизатора православного богословия, дабы напомнить всем о необходимости и важности почитания святых угодников Божиих. Почитание святых Церкви является одним из необходимых условий для спасения наших душ. Почитание святых является свидетельством того, что душа человека идет по верному, спасительному пути обожения. Прп. Иоанн Дамаскин более кратко это формулирует так: «Ибо честь, воздаваемая усерднейшим из соработников, указывает на расположение к общему Владыке».[1]

Сегодня мы в очередной раз обращаемся к памяти святых Царственных страстотерпцев-мучеников. При этом мы ставим знак равенства между богословским пониманием терминов страстотерпец и мученик, поскольку литургическая жизнь и богословие Церкви, которое находит свое ясное и яркое выражение в литургических текстах, а в особенности Октоиха, осмысляет эти понятия как синонимичные, взаимодополняющие. Мученики Христовы – это особый чин святости, который наиболее восхваляем и прославляем, поскольку именно в нем подвиг христианина не только является подражанием мученическим страданиях Христа Спасителя, но в некоторой степени является продолжением этих страданий и приобщением к этим страданиям. «Будем почитать мучеников Господних, избранных из всякого чина, как воинов Христовых, выпивших чашу Его и крестившихся крещением животворящей смерти Его, как участников страданий Его и славы».[2]

Святая Церковь под подвигом мученичества, или вернее сказать к подвигу мученичества относит и подвиги монашеского преподобнического жительства. Этот род подвига прп. Иоанн Дамаскин именует «продолжительное и более тягостное мученичество совести».[3]

Но чтобы подойти к такому славному завершению своей земной жизни, чтобы окончательно и навсегда вступить в самое непосредственное общение с Творцом и Создателем человеческого рода, человек совершает личный подвиг постепенного воспитания в себе произволения, воли, мысли и чувств, дабы они смогли устремиться к Богу, решительно порвать, если это будет необходимо, с миром и даже жизнью ради подлинной и единственной Жизни – Христа, который «есть пусть, истина и жизнь».[4]

Поэтому в жизни человека огромное значение играет полученное им воспитание, среда в которой он получал навыки в поведении, мышлении.

Итак, святые Царственные Страстотерпцы: святой мученик царь Николай Александрович, царица Александра Феодоровна, и их венценосные дети – наследник цесаревич Алексий Николаевич, цесаревны – Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия Николаевны.

Все они разные люди, со своими характерами и привязанностями. Но их всегда единит одно – любовь к Богу, святой Церкви, друг другу и людям. Эта любовь в их жизни выражалась в глубокой и осознанной вере, трепетном отношении к богослужению Церкви Православной, ее духоносным уставам, святым подвижникам веры как жившим еще на земле, так и уже отошедшим в небесныя селения.

О Царственных мучениках было написано достаточно много исследований и статей, были изданы книги. Безусловно далеко не все они исчепывающе описывали жизнь последней Императосркой семьи, преимущественно акцентируя внимание на «противоречивых» сведениях и фактах из жизни Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича, Самодержца Всероссийского. Истовые критики видели в нем все только негативное и плохое. И такая ретроспектива личности Императора была преимущественно продиктована господствующей государственной идеологией, которая стала в России доминирующей после мартовского, и в особенности октябрьского переворота 1917 года. Этот переворот ставил свои глобальные задачи и планы, направленные преимущественно на создание нового человека с новой психологией. В чем выражалась эта психология очень хорошо пишет выдающийся отечественный философ И. Ильин: «Государственная власть не считает личную душу человека самостоятельным источником воли, мысли и дел. Человек не есть для неё более «субъект права» с неприкосновенными правами и гарантированной свободой: он есть объект произвола, повинный беспрекословным послушанием; он есть трудовой механизм, подлежащий в любой момент – унижению, насилию, изоляции, пытке и казни».[5]Новосозданная нация оказывается оторванной от исторических, национальных и религиозных корней. Идеалы революции, ее ценности становятся главными идеологическими и психологическими ориентирами.[6]

царственные сестры милосердия и цесаревич Алексий

Этот новосозданный психологический типаж Великого октября, несомненно, существенно повлиял на сознание многих поколений русских людей, он отразился и на психологии духовенства. Необходимо понять, что почти что все послереволюционное поколение и вплоть до наших времен питалось и питается со школьной парты отравой антимонархизма и клеветы на последнего Императора и членов его семьи. Сорвать пелену заблуждения можно было только при некоторых важных условиях, которые основываются на нравственной чистоте человека и его искреннем стремлении к исторической правде. Но в этом процессе, несомненно, первое место необходимо отвести просвещающему действия Божественной благодати. Именно она, действуя в сердцах чистых и искренних людей, раскрывает многие тайники истории, содействуя и в научно-исследовательском поиске, и в выборе правильного исторического подхода и в богословском осмыслении многих исторических личности и их деятельности. Святейший патриарх Кирилл в своем слове относительно 400-летия празднования Дома Романовых совершенно верно в связи с этим отметил, что «у Церкви иные критерии оценки деятельности исторических лиц», нежели у светских историков. Историк смотрит на факты  и на основе их и в ракурсе доминирующей в обществе идеологии, в результате чего он дает далеко не объективную оценку исторической личности. Это касается в данном случае и Царской Семьи. Еще современники святого мученика императора Николая Александровича, впитавшие в себя политическую имперскую идеологию, были, как правило, далеки от понимания смысла Российской империи и российского монарха в плане не историко-богословском. Более того, мышление современников последнего монарха было крайне испорчено идеями конституционных широких преобразований, цель которых сводилась к нивелированию роли монарха в государственном управлении, превращении его в некую историческую куклу. Все это свидетельствовало о том, что понимание монаршего служения православного правителя, и в первую очередь императора, как «епископа внешних дел Церкви», как «удерживающего» от реализации «тайны беззакония, уже действующей в мире»[7], была, если не полностью, то в большинстве случаев утрачено. Было утрачено ощущение и сознание священности монаршей власти, как обладающей законной властью, непосредственной от Бога. Эта утрата онтологического видения истории, ее глубинного и богословского восприятия были следствием расцерковленности высшего света Российской империи.[8] Об этом не раз в своих пламенных проповедях и речах говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Однако и это пламя Божественного предупреждения и вразумления тонуло в море богоотступничества, ветрености и легкомыслия.

И если святой праведный Иоанн видел в последнем Государе «святой жизни монарха»[9], то даже члены Императорского дома видели в Николае «помеху для их счастья и подлинного блага». И именно представители Императорской фамилии сыграли решающую роль в революционном мартовском перевороте 1917 года.[10] Поражает то, что даже такие выдающиеся фигуры отечественной науки как И. Ильин, не понимали и не принимали последнего Государя как яркую политическую фигуру. Они видели в нем странного святошу, преисполненную нерешительности личность и «неверность и нестроительность личного уклада».[11] Высказывания и оценки личности императора Николая II, сделанные И. А. Ильиным порой поражают[12], поскольку его многие труды доказывают то, что он обладал не просто талантом в области права и отечественной истории, но и  глубоким, проницательным умом и верой, которые могут иметь только люди, имевшие окормление у таких опытных духовных наставников как Оптинские старцы. Однако, именно несомненно искусственно созданный в начале XX столетия информационный шум из лжи и сплетен вокруг последнего Всероссийского императора является прекрасным ключом к разгадке ошибочных взглядов И. А. Ильина о Государе Николае Александровиче, о мотивах его Отречения 2 марта 1917 года. Собственно говоря, распущенность высшего общества, породившего лживый образ Всероссийского Императора Николая Александровича, являлась одной из главных причин грязных сплетен. Более того лица, ставшие в силу сложившихся обстоятельств, в оппозицию к Царской семье, в дополнение ко всему, превратились в страстных писак исторических мемуаров, в которых вместо того, чтобы донести до последующих поколений в знак собственного раскаяния, подлинные описания событий и фактов, связанных с жизнью последней Царской семьи, они всячески пытаются оправдать себя и исказить историческую правду.[13] Именно поэтому наш современный российский историк и автор нескольких книг об Императоре Николае II А. Н. Боханов акцентирует свое внимание на необходимости осторожного и рассудительного подхода в различного рода мемуарам.[14] А. Н. Боханов, глубоко изучив историографию по Царской Семье, делает весьма важно экспертное заключение: «И уже сто лет все, коиму не лень, вершат пристрастный самосуд, «уличают», «обвиняют», «разоблачают». Началось это еще при жизни Монарха и продолжалось потом десятилетие за десятилетием. И та остервенелость, другое слово трудно побрать, с какой велось непрестанное судилище, лишь вновь и вновь подчеркивала, что «закрыть тему» никак не удается, что «окончательный вердикт» не может состояться…»[15]

В оценке подвига Государя Императора Николая Александровича чаще всего указываются его поистине мученические страдания, которые он и его семья претерпевали с момента объявления об аресте и заключения в положении арестантов в Александровском дворце в Царском Селе. Однако его подлинное мученичество, выраженное в глубоком душевном терзании и несносном переживании за Российское государство началось после вырванного  изменниками Царю и Отечеству Отречения. «В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена и трусость и обман!»[16] Издевательства и бесчеловечное обхождение с членами Царской семьи достигли своего апогея в Екатеринбурге. Мы не знаем до конца всей правды об образе мученической кончины Царской семьи во время зверского расстрела в подвале Ипатьевского дома в ночь с 3 (16)на 4 (17) июля 1918 года. Однако существуют предположения, основанные на частных мнениях и даже откровениях, что во время расстрела члены Царской Семьи подвергались неимоверным длительным издевательствам. Царская семья не была быстро и поспешно расстреляна. Они умирали мученически под пытками и издевательствами. Но еще до завершения своего жизненного пути все члены Царской семьи часто являли поразительное свидетельство того, что они «избранники Христовы». Это выражалось в их мужественном, терпеливом, по-истине христианском перенесении выпавших на их долю испытаний, унижений, в духе всепрощения, а также в том, что тех, кто с ними тесно общался, они располагали к себе и преображали своих ненавистников и кандидатов в палачи. С духовных очей врагов и ненавистников Царской семьи часто спадала пелена ненависти и вражды, разрушались предубеждения. Из-за этого приходилось менять и личный состав караула. «В истории заточения Царской Семьи обращает на себя внимание одна закономерность. С большинством тех, кто с ними общался, кому доводилось часто и постоянно наблюдать за Царем и Его Семьей, неизбежно случались превращения: предубеждения постепенно проходили. Незлобивость, любезность Семьи производили сильное впечатление и смягчали даже каменные сердца. Даже такого убежденного революционера-рецидивиста, как комендант Авдеев, «проняло»».[17] Даже перед началом своего заключения, Государь при первой встрече с главой самозваного Временного правительства А. Ф. Керенским, произвел на последнего потрясающее впечатление. Хотя это благодатное свидетельство было А. Ф, Керенским, в последствии перечеркнуто почти полностью его решительными мерами, направленными на уничтожения последнего российского монарха и его Семьи.[18] Однако это впечатление, этот благодатный проблеск глубоко запал в его сердце, заставил кое-то изменить и смягчить судьбу Императорской семьи. Что это? Разве не преображающее действие Божественной благодати, почивающей и живущей в Помазаннике Божием, благочестивом Государе Императоре? Несомненно, это именно она.

Императрица Александра Феодоровна

императрица-мать Мария Феодоровна

Характеристикой всей жизни и страданиям Царской семьи, их христианскому подвигу могут послужить всем хорошо известные слова святого мученика Царя Николая Александровича, записанные им в телеграмме, посланной на имя председателя Государственной Думы Родзянко, ранее не раз встречавшиеся в виде излияния души и личного откровения в переписке императора с матерью императрицей Марией Феодоровной: «Нет той жертвы, которую Я не принес бы во имя действительного блага и для спасения родимой Матушки России».[19] Осознание своей жизни, своего положения в России как жертвенного служение России, которое необходимо и важно – вот та главная черта в жизни, как Государя Императора, так и всех членов святой Царской семьи. Осознание своего монаршего положения как служения Богу и народу – это специфическая сторона православного понимания служения царя. Она прекрасно выражена в словах святого отца Церкви Христовой свт. Амвросия Медиоланского, который смог влиять на умонастроения императоров Римской империи, призывать их совесть к ответственному осознанию своего служения. «Все живущие под римским господством, служат императору; но сам император должен служить всемогущему Богу».[20]

Мы не канонизируем само правление государя императора Николая Александровича, ибо это делать неверно и это означало бы закрывать глаза на все реальные промахи и ошибки. Они, несомненно, были, поскольку и Государь является человеком, а идея цезарепапизма чужда православному богословию. Нужно помнить и о том, что спастись такой фигуре как Государь весьма сложно в принципе, поскольку в отличие от преподобных отцов, удалявшихся в пустыни и монастыри ради спасительного уединения, царь вынужден управлять судьбами многих людей. И ошибки неизбежны.  А в правление Государя Николая Александровича они совершались из-за неинформированности  царя о реальной обстановки, либо, как это происходило в трагические дни конца февраля и начала марта 1917года, распоряжения Государя не исполнялись, корреспонденция умышленно задерживалась. Однако что касается самого государя императора Николая Александровича, то мы должны признать в целом его правление Россией – эпохой духовного и экономического расцвета. Хотя и не это является главным критерием святости монарха. Главным критерием являются, несомненно, итог его жизни и многочисленные чудеса, случаи реальной помощи людям, которые отмечаются уже с 20-х годов прошлого столетия.[21]

Но в Церкви Христовой часто поднимались дебаты о положении и славе тех или иных святых. И они, как правило, решались с помощью соборной молитвы народа Божия. Одним из таких ярких примеров является в 11 столетии в правление императора Константина Мономаха или Алексия Комнина откровение епископу Евхаитскому Иоанну Мавроподу о славе Трех Святителей, которые оказываются равными пред Богом: «Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство.»Этот случай завершил многолетние споры установлением единого дня празднования памяти Трех Святителей.[22]

Безусловно, важным для нас, православным является и откровение о славе царя-мученика Николая Александровича и цесаревича Алексия, которое было дано последней Дивеевской насельнице схимонахине Марии за год до ее блаженной кончины (+ 2007). Она, то есть ее душа, была проведена по райским селениям и преисподней. И она стала свидетельницей удивительного явления – души всех русских людей, которые только преставились из этой земной жизни к вечной, восходя для поклонения к Богу, прежде подводились к Государю Императору Николая Александровичу и цесаревичу Алексию, которые благословляли души усопших. А далее они восходили на поклонение к Богу. При этом ей дано было откровение о том, что святая Царская Семья стоит в непосредственной близости к Престолу Божию, а Царь-мученик и цесаревич Алексий являются первыми молитвенниками и предстателями за русский народ.

Мы не станем комментировать данное откровение человеку, несомненно, святой жизни. Однако именно это откровение проливает свет нм всем на подлинную близость к Богу Царской Семьи и о их молитвенном дерзновении за русский народ. Скептически относящимся к откровениям и видениям в Церкви Христовой, мы дадим ответ из жития прп. Максима Кавсокаливита, помещенном в русском Добротолюбии: «Ибо когда благодать Святого Духа придет в человека посредством молитвы (имеется в виду умно-сердечная молитва. Примеч. автора), тогда молитва прекращается, так как ум тогда весь овладевается багодатью Святого Духа и не может более действовать своими собствнными силами, но пребывает бездейственен и повинуется только Духу святому, и куда хощет Дух Святый, туда и ведет его, или в невещественный воздух света Божественного, или в другое какое созерцание несказанное, или, как часто бывает, в божественную беседу…Таким же образом, - говорит прп. Максим Кавсокаливит, указывая на то, что именно посредством такой молитвы таких видений и откровений сподоблялись святые Апостолы и Пророки, - и ныне рабы Христовы сподобляются видеть разные видения, которым некие не верят и никак не признают их истинными, но считают прелестями и тех, которые видят их, называют состоящими в прелести».[23]

В пламенном почитании Царственных Страстотерпцев многих наиболее благочестивых и патриотически настроенных людях необходимо видеть «глас Божий», свидетельство Церкви о славе, пребывающих «во свете неприступном Божества» последнего Всероссийского монарха и всех членов Царской семьи. И это благодатное сердечное чувство народной веры, находит свое подтверждение в опытном богословии смиренной и благодатной Дивеевской старицы. Почему богословии? Потому что по учению святых отцов Церкви существует два вида богословия – практическое, выражающееся в аскетическом делании по преданию святых отцов, и академическое, которое исследует тексты святых отцов Церкви.[24] Но именно первое богословие, или опытное богословие является критерием и основанием второго богословия, его мерилом. А богословами в подлинном смысле слова являются те, кто «достигли личностного познания Бога, посредством откровения».[25] А этому предшествует путь «очищения и исцеления всех душевных сил человека посредством Божественной благодати».[26]

 

Сквозь это учение и понимание Церкви сути богословия мы правильно можем отнестись и к словам святых угодников Божиих о последнем Всероссийском Императоре. Их высказывания – это не мнения личные и не догадки, а свидетельства, скрепленные действием Божественной благодати. Среди них, несомненно, первое место необходимо отвести свт. Иоанну Максимовичу, архиепископу Шанхайскому и Сан-Францисскому, который был свидетелем революционного хаоса, и который постоянно молился за Россию. Что он говорил о Царской семье? В одной из своих проповедей, касаясь разных исторических примеров убийства российский правителей и необходимости спасительного отрезвляющего покаяния народа, свт. Иоанн говорит следующее: «Величайшее преступление, совершенное в отношении его, должно быть заглажено горячим почитанием его и прославлением его подвига. Пред униженным, оклеветанным и умученным должна склониться Русь, как некогда склонились киевляне перед умученным ими преподобным князем Игорем, как Владимирцы и Суздальцы — перед убитым Великим князем Андреем Боголюбским!

 


  

  Тогда Царь-Страстотерпец возымеет дерзновение к Богу, и молитва его спасет Русскую землю от переносимых ей бедствий. Тогда Царь-Мученик и его сострадальцы станут новыми небесными защитниками Святой Руси. Невинно пролитая кровь возродит Россию и осенит ее новой славой!»[27]
Но склонилась ли сегодня Русь перед Государем и всей Царской семьей? Видим ли мы сегодня явные признаки спасительного для русского народа «горячего и пламенного почитания» Государя-мученика? Мы только можем склонить понуро наши головы и с глубокой печалью сказать – нет!. Прославление Русской Православной Церковью святых Царственных Страстотерпцев в 2000 году было радостным событием для большинство русских людей. Оно имело своим последствие и столь  желанное благодатное воссоединение с Русской Зарубежной Церковью. Но далее развернулась не совсем утешительная картина, ибо далеко не во всех храмах и даже монастырях в которых не раз бывал святой царь-мученик Николай Александрович, делал большие вклады и усердно молился угодникам Божиим, есть святые иконы. Что это? Как можно расценить данный факт? Это на самом деле признаки нераскаянности человеческих сердец, проявление нелюбви и недопонимания не только в личности святого царя-мученика, но и в Российской истории.

Но сегодня мы все призываемся к горячей молитве к святым Царственным мученикам-страстотерпцам, как первым в сонме Святых угодников Божиих ходатаях о государстве Российском и ее многострадальном народе. Дай Бог, чтобы иконы этих новомучеников и страдальцев заняли свое почетное место во всех храмах и домах православных христиан.

Святые Царственные Страстотерпцы

Святии Царственные страстотерпцы молитве всесильного Бога нашего о спасении отечества Российского и душ всех верою и любовию чтущих честную память вашу!

 ИС.

Специально для  редакции Православного Апологета 2015год.

 


[1] Прп. Иоанн Дамаскин. Творения. СПб, 1913, т.1, Точное изложение православной веры., кН.4, гл 15, с. 318

[2] Там же, с. 320

[3] Там же, с. 320

[4]

[5] И.А,Ильин. ПОЛИТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ РЕВОЛЮЦИИ

 

[6] Там же. «Первое и основное, чем отличается государство XX века – это сознательный, планомерный и последовательный отрыв его от тех духовных корней, которыми оно доселе держалось и питалось: от религии, от нравственности и от национально-патриотического чувства.
Итак, прежде всего – от религии…Отсюда: поругание святынь, разрушение храмов, истребление или унижение духовенства, система кощунства и запрещение книг Св. Писания. Это есть некое грубое вторжение в исторически и свободно сложившийся строй души: запугивающее, насильственное, мучительное подрезание и засушивание религиозных корней правосознания.»

[7] 2 Фесс. 2, 7-8

[8] А. Н. Боханов пишет: «Февральская революция (а это была в полном смысле слова революция) явилась результатом глубочайшего духовного кризиса, стала следствием в первую очередь дехристианизации сознания. Как предупреждал еще раньше митрополит Московский Владимир (Богоявленский): «Враги нашего отечества так много употребляют усилий к подрыву нашей веры и Церкви, конечно, выходя из того убеждения, что там, где падают алтари, - падают и престолы». Владыка оказался провидцем. Фактически «алтарь» в России начал падать значительно раньше «престола».

[9] «Царь у нас праведной и благочестивой жизни, Богом послан ему тяжелый крест страданий, как своему избраннику и любимому чаду…Если не будет покаяния у русского народа, конец мира близок. Бог отнимет у него у него благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозанных правителей, которые зальют всю земю кровью и слезами». Иванов В. Ф, Православный мир и масонство. Харбин. 1935, с. 1

[10] Хотя именно отвергает в своих Воспоминаниях Мослов, тем не менее именно роль представителей Императорского Дома в революции 1917 года теперь уже является фактом доказанным.

[11] И. А. Ильин. Собрание сочинений. М. 1996, т.4. Государство и право. О монархии., с. 553

[12] См. А. И. Боханов. Российская империя. Образ и смысл. Гл. 19. Органические причины крушения империи « В начале XX веке Россия уверенно развивалась, темпы индустриального развития накануне Первой мировой войны были самыми динамичными в мире. Происходили качественные изменения в аграрном строе России: на смену латифундиальному (помещичьему) и коллективному (общинному) владению приходили капиталистическое частновладельческое хозяйство; стал ускоренно формироваться обширный слой крестьян-собственников. Росло общее благосостояние населения, повышалась грамотность, возникали новые социальные возможности для выходцев из «непрестижных» слоев населения, которых ранее не существовало».

[13] Это касается Воспоминаний С. Ю Витте, Дневников генерала Деникина, воспоминаний генерала Рузского, Книги воспоминаний Вел. Князя Александра Михайловича, а также ряда иных подобного рода произведений

[14] См. А. Н. Боханов. Император Николай II. Русское слово. 2002.

[15] А. Н. Боханов. Последний царь. М. Вече. 2006, с. 3

[16] Дневник Государя Императора Николая Александровича за 2 марта, четверг 1917года. См. http://militera.lib.ru/db/nikolay-2/1917.html

[17] См. А. Н. Боханов. Последний царь, с. 434

[18] См. П. В. Мультатули. Николай II. Дорога на Голгофу, стр. 58-72

[19] См. П. В. Мультатули. Император Николай  II и заговор 17-го года. М. Вече. 2013., с. 314

[20] Цит. По. И. А. Ильин. Указ. Сочин., с. 583

[21] Многие из них собраны протоиереем Александром Шаргуновым в многотомные издания «»

[22] Γαζή Έφη, Ο δεύτερος βίος των Τριών Ιεραρχών. Μια γενεαλογία του "ελληνοχριστιανικού πολιτισμού", Νεφέλη, Αθήνα 2004, σελ. 183-184

[23] Об умной  благодатной молитве. Из жития преподобного отца нашего Максима Кавсокаливита. Добротолюбие. Репринт. М.1900, с. 474

[24] См. Митрополит Иерофей Влахос. Святитель Григорий Палама как святогорец. СТСЛ, 2011, с. 402-404

[25] Ασθένεια, θεραπεία και θεραπευτής, κατα τον αγίο Ιωάννη τον Σιναϊτη. Μητροπολίτης Ιερόθεος Βλάχος. ΑΠΟ ΤΟ ΠΕΡΙΟΔΙΚΟ: ΝΕΑ ΚΟΙΝΩΝΙΟΛΟΠΑ 30 - ΚΟΙΝΩΝΙΟΛΟΓΙΚΗ ΕΠΙΘΕΩΡΗΣΗ ΤΗΣ ΝΕΑΣ ΕΛΛΑΔΑΣ -Β’ ΠΕΡΙΟΔΟΣ 13οςΧΡΟΝΟΣ - ΑΝΟΙΞΗ 2000 - ΕΚΔΟΣΕΙΣ ΠΑΠΑΖΗΣΗ www.egolpion.com

[26] Там же

[27] Слова иже во святых отца нашего Иоанна Архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, стр. 229, М., "КАЗАК", 1998, репринтное издание, "Русский пастырь", Сан-Франциско. Грех цареубийства.

 

 



Подписка на новости

Последние обновления

События