|
История РоссииНАСТОЯЩАЯ РУССКАЯ ЦАРИЦА К 140-ЛЕТИЮ СО ДНЯ КОНЧИНЫ ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ АЛЕКСАНДРОВНЫ, СУПРУГИ ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II АЛЕКСАНДРОВИЧА
3 ИЮНЯ (22 мая по Юлианскому календарю) 2020года исполнилось ровно сто сорок лет со дня блаженной мирной и тихой кончины Государыни Императрицы Марии Александровны, супруги Государя Императора Александра Александровича Освободителя. Личности этой особы из чреды русских цариц уделялось кране мало внимания в русской исторической литературе. Это касается как советского периода русской исторической науки, так и постсоветского периода. В чем причина? Скорее всего причину нужно видеть в самом образе жизни русской императрицы, которую еще при жизни нарекли праведной и святой. Советская историческая наука искала лишь негативных персонажей из Императорского Дома, и ее несправедливость и антинаучность к некоторым представителям Императорского дома была вполне понятна. Историческая наука советской эпохи была строго идеологизирована и следовала выработанным штампам - негативного отношения ко всем представителям Царского Дома. Прекрасный пример - создание совершенно противоречивых и взаимоисключающих характеристик последнего Всероссийского Императора Николая II Александровича. (См. обзор библиографии и ее оценку у А. Боханов. Николай II .ЖЗЛ). Несмотря на то, что в постсоветское время были предприняты удачные порой попытки сделать объективные переоценки представителей Царского Дома, используя огромный архивный арсенал, однако же далеко не всегда и часто не всегда в новосозданных портретах можно увидеть подлинные черты лиц и верные характеристики представителей Царского Дома. Последние годы показали насколько болезненным является воображение и мышление нашего народа и представителей так называемой культурной элиты. Ярким примером тому может послужить создание фильма Матильда. Этот фильм является не только неисторичным, но и идеологизированным, сознательно напичканным ложью. Император Александр II и Императрица Мария Александровна Интимная сторона жизни Императорского Дома, как это не странно, волнует больное воображение публики и даже научного мира больше чем историческая правда. Вероятно именно поэтому чаще муссируются в кинопространстве отношения Императора Александра ΙΙ и княгини Долгорукой, а светлая личность и глубокая натура Императрицы Марии Александровны остается вне внимания и изучения. Праведность и чистота - не интересны, скучны для современных историков. В конце концов политически невыгодно говорить о таких лицах. Политический заказ сегодня таков - сохранить облик Царской династии Романовых в рамках лживых штампов и негатива принятых советской историографической наукой. Но наша задача состоит не в том, чтобы следовать политической лжи и обману, а показать подлинный облик тех лиц, которые были некогда дороги для русского человека. А в особенности это касается таких лиц, которые своей любовью и высокой нравственностью оказывали действенное влияние на русское общество. Такой личностью, ярким примером христианской жизни по заповедям Божиим является, несомненно, Государыня Императрица Мария Александровна ((2 марта 1855 — 3 июня 1880).) Молитва, составленная свт. Филаретом, Митрополитом Московским и Коломенским для Императрицы Марии Феодоровны «Господи; не знаю, чего мне просить у Тебя. Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! Даждь рабу Твоему – чего сам я и просить не умею. Не дерзаю просить – ни креста, ни утешения! Только предстою пред Тобою; сердце мое – отверсто. Ты зри нужды, которых я не знаю. Зри! – и сотвори со мною по милости Твоей: порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня желания, кроме желания – исполнить волю Твою… Научи меня молиться. Сам во мне молись. Аминь») Мы в данной публикации для наших дорогих читателей предлагаем прекрасную и обстоятельную статью профессора Н. Д. Тальберга об Императрице Марие Александровне, а также 2 документальных фильма: "Императрица Мария Александровна. Русские праведники" и "Русская Золушка". Мы надеемся, что эти материалы помогут нам составить наиболее точный и правильный портрет этой удивительной женщины, настоящей матери и подлинной русской ЦАРИЦЫ. Н.Д. Тальберг. Светлой памяти Царицы Марии Александровны (к 140-летию кончины)
Праведный Иоанн Кронштадтский и Император Николай II
2 января — день памяти праведного Иоанна Кронштадского, чудотворца (1908). «Царь у нас праведной и благочестивой жизни. Богом послан ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду, как сказано тайновидцем судеб Божиих: “Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю” (Откр. 3:19). Если не будет покаяния у русского народа, конец мира близок. Бог отнимет у него благочестивого царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами». Св. прав. Иоанн Кронштадтский, 1905 г. Наше общество, пройдя через страшное искушение построить земное царство без Бога и ужаснувшись трагических последствий того опыта, ныне пытается нащупать спасительные пути. И чтобы не заблудиться вновь и не приблизиться опять к «вратам адовым», нам нужна помощь наших святых угодников, вот уже тысячу лет спасающих землю нашу своими молитвами. Один из таковых молитвенников, дарованный стране Богом в трудное, исполненное соблазнов время, – отец Иоанн Кроштадтский. Он ясно видел надвигающееся зло и перед смертью молился: «О, Господи! Спаси народ русский, Церковь Православную в России – погибают! Всюду разврат, всюду неверие, богохульство, безначалие! Господи, все в Твоих руках. Ты – Вседержитель». Между Государем Николаем II и Всероссийским пастырем существовала незримая тесная духовная связь. Каждый год в торжественные дни, посвященные коронации, тезоименитству и рождению Государя Императора Николая II святой праведный Иоанн Кронштадтский в своих проповедях выступал о роли Царя державногo: «… носитель и хранитель России, после Бога, есть Государь России, Царь самодержавный, без него Россия – не Россия…» Святой Иоанн Кронштадтский в речи, произнесенной в день тезоименитства цесаревича Николая, сказал: «Святителю отче Николае! Молитвами твоими сохрани, умудри и утверди во всех христианских и царственных добродетелях тезоименитого тебе Благоверного Государя Цесаревича Николая Александровича, наследника престола православной России». Личное знакомство их произошло 9 октября 1894 года в Крыму, где во дворце Ливадии отец Иоанн Кронштадский находился у постели тяжелобольного царя Александра III. К отцу Иоанну подошел под благословение Цесаревич Николай Александрович и выразил сожаление, что не смог быть на Литургии в церкви. Отец Иоанн пригласил Цесаревича на следующий день на молебен о здравии государя Александра III. О своей первой встрече будущий Государь Николай II записал в дневнике: «Познакомился и разговаривал с отцом Иоанном. День стоял чудный». Из дневника Цесаревича видно, как в эти скорбные для России дни молился святой праведный Иоанн Кронштадтский. 10 октября – «Папа был слабее сегодня, и приезд Аликс, кроме свидания с отцом Иоанном, утомили его». В 16 часов 2 ноября 1894 г. пушечный салют возвестил, что новый монарх Николай Александрович Романов воссел на Всероссийский престол. В газете «Новое время» была опубликована статья отца Иоанна Кронштадтского. Вот строки из нее: «Не плачь и не сетуй, Россия! Хотя ты не вымолила у Бога исцеление своему Царю, но вымолила зато тихую, христианскую кончину, и добрый конец увенчал славную его жизнь, – а это дороже всего. Теперь люби также его Наследника, Императора Николая Александровича, получившего от державного отца своего завет – идти по следам его». 27 мая 1896 г. в Москве в Успенском соборе Кремля прошло венчание и коронация Государя Императора Николая II , куда был приглашен отец Иоанн Кронштадтский. Отец Иоанн присутствовал и молился на крестинах нескольких детей государя Николая II. Великий князь Олег Константинович Романов в своих воспоминаниях о крестинах Цесаревича Алексия сообщает: «Началось богослужение. Служили митрополит Антоний, отец Янышев и отец Иоанн Кронштадтский; были еще два архимандрита, два диакона и два псаломщика – все в золотых ризах. Государь был в форме атаманцев». И. Файзуллин. “Крещение Цесаревича Алексея, сына Николая II” (фрагмент) Протопресвитер Иоанн Янышев был духовником государя Александра III. Каждый год в торжественные дни, посвященные коронации, тезоименитству и рождению Государя Императора Николая II святой праведный Иоанн Кронштадтский в своих проповедях и поучениях выступал о роли Царя державного, защитника веры и Отечества. В проповеди 14 мая 1897 г. Иоанн Кронштадтский сказал: «Будем всегда всем сердцем благодарить Бога, что Он дал и доселе дает нам самодержавных и единодержавных Царей по сердцу Своему, сохраняя преемство рода Романовых и в них дух Православия и стремления к возвеличению Веры и Церкви Православной и государства Российского». Во время болезни Иоанна Кронштадтского Государь Николай II позвонил по телефону в Дом трудолюбия с целью осведомиться о его здоровье. В телеграмме, направленной в Кронштадт, Государь пишет: «Благодарю Вас, батюшка Иоанн Ильич, за добрую память. Желаю Вам здоровья и сил, также дождаться радостного дня для освящения Морского собора. Николай». В 1905 г. Иоанн Кронштадтский писал: «Царь у нас праведный и благочестивой жизни – Богом послан ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду». Вероятно, отец Иоанн имел откровение о дне своей кончины. Последние дни был в забытьи. 18 числа, придя в сознание, спросил, какое число. Получив ответ, произнес: «Ну хорошо, значит еще два дня». Утром 20 декабря 1908 г. душа его отошла ко Господу. Император Николай Александрович выразил свою скорбь в специальном рескрипте:«Неисповедимому Промыслу Божию было угодно, чтобы угас светильник Церкви Христовой и молитвенник земли Русской, всенародно чтимый пастырь и праведник, отец Иоанн Кронштадтский». С кончиной святого праведного Иоанна Кронштадтского началось увековечивание его памяти. Оно было положено императорским рескриптом от 12 января 1909 г. Описывая пастыря как праведника и молитвенника за всю землю Русскую, Государь Николай II призывал ежегодно и всенародно отмечать день поминовения отца Иоанна и так же широко в наступающем 1909 году почтить его память в сороковой день со дня его кончины. Кроме того Государь выразил надежду, что Святейший Синод предпримет шаги по канонизации отца Иоанна. Большевистский переворот 1917 года перечеркнул все планы… Общественно-исторический клуб ОБРАЩЕНИЕ К РУССКОМУ НАРОДУ ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ОТЦА НАШЕГО ИОАННА КРОНШТАДСКОГО «Возвратись, Россия, к святой, непорочной, спасительной, победоносной вере своей и к святой Церкви матери своей – и будешь победоносна и славна, как и в старое, верующее время…» «Несомненно, что все отпадшие от веры и Церкви русские разобьются, как глиняные горшки (сосуды скудельные, – псалом 2), если не обратятся и не покаются, а Церковь останется непоколебимою до скончания века…». «Держись же, Россия, твердо Веры своей и Церкви, и Царя православного, если хочешь быть непоколебимою людьми неверия и безначалия и не хочешь лишиться царства и Царя православного. А если отпадешь от своей Веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, – то не будешь уже Россией, или Русью Святою, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга. Помните слова Христа неверным иудеям: «отымется от вас Царство Божие и дастся языку (народу), творящему плоды его» (Матф. 21:42-43). ПРЕДСКАЗАНИЕ ИОАННА КРОНШТАДСКОГО О ВОССТАНОВЛЕНИИ РУСИ «Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях вот таких мучеников, помни, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая – по-старому образцу; крепкая своей верою в Христа Бога и в Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира – как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский». «А носитель и хранитель России, после Бога, есть Государь России, Царь самодержавный, без него Россия – не Россия…» МОЛИТВЕННОЕ ПРОШЕНИЕ ИОАННА КРОНШТАДСКОГО Отче наш, Иже еси на Небесех! … Горе нам, если под грузом тягот и лишений нынешней смуты, перед лицом предательства, ненависти и злобы, обрушившихся на нас со всех сторон, дрогнем и отречемся от служения, дарованного Господом нашему народу за веру и верность, самоотверженность и готовность к безкорыстной жертве. Тяжко смотреть на разорение Державы Российской. Пророческим набатом звучат сегодня давние призывы великого Кронштадского старца: «Да подумайте же вы, русский народ, трезво – к чему вы стремитесь? К низвержению всякого общественного строя и уклада житейского, к хаосу общественному? Познайте вы, ведь это дьявольские, а не Божеские дела! Вы забыли Бога и оставили Его, и Он вас оставил Своим отеческим Промыслом и отдал вас в руки собственного необузданного, дикого произвола: вы губите и себя, и Россию. Опомнитесь, одумайтесь, покайтесь, исправтесь… Господи Всемогущий, Всеблагий, Премудрый Царь царств земных! Устрой и утверди русское царство с Русскою Православной Церковью на непоколебимом Камне, какой еси Ты, Иисусе Христе, Боже наш! Да не поколеблют Державы Российской инородцы, и иноверцы, и инославные! Сохрани целость Державы Российской и Церкви всемогущею Твоею Державою и правдою!» Сейчас впору нам всем присоединиться к молитвенному воплю угодника Божия, взывая ко Господу об избавлении от страшной напасти – от пленения сатанинского, в коем вот уже многие десятилетия страждет Святая Русь: «Отче наш!… Не введи нас во искушение, но ИЗБАВИ НАС ОТ ЛУКАВОГО…». Из книги «Русская Симфония» Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский О причинах эпидемий и способах их преодоления
В нынешнее время нам пришлось столкнуться с явлением пандемии короновируса. Оно было воспринято нашим обществом с невероятным испугом, который вызвал неоправданных масштабов панику и ужас почти что во всех слоях населения. Судя по реакции Священного Синода РПЦ и рекомендованным мерам по борьбе с пандемией короновируса, панические настроения проникли и в сердца даже высшей церковной иерархии, епископата и духовенства. Однако последняя статистика по распространению вируса в России свидетельствует о том, что пандемия не приобрела массового характера, имеются лишь по местам единичные случаи заболевания коронавирусом. Кроме того, в последнии дни поступили сообщения о выздоровлении 8 человек, ранее пораженных коронавиросом, в Москве. Более того, уже разработаны средства борьбы с коронавирусом.[1] Как известно, в истории многие события и факты нередко повторяются. И эпидемии различных тяжелых заболеваний, что теперь называют пандемией, не раз охватывали Россию и в средневековье и в 18 и 19 столетиях. И русские люди справлялись с этими всплесками губительных и заразных эпидемий, прибегая и к медицине, но, прежде всего, к Богу, к Его святой Церкви Православной. И религиозное чувство русского народа, вера и доверие Богу никогда не подводили. Все эпидемии постепенно покидали Россию. В 1830г. в России вспыхнула невероятная эпидемия холеры, которая пришла с Востока, из Персии. Они быстро охватила с начала 1830 года восточные губернии, а в конце сентября пришла в Москву. Эта невиданная гостья породила панику у жителей Первопрестольной Москвы. Однако она была предотвращена благодаря мудрой деятельности свт. Филарета, митрополита Московского и Коломенского, благодаря его глубокой религиозности, которая вывели «затворившихся в своих домах от страха холеры» жителей Москвы и вдохновила на молитву и покаяние. Свт. Филарет сразу же совершил молебен и крестных ход из Успенского собора Московского кремля, распорядился совершать ежедневно на каждой литургии молебные прошения, крестные ходы. Все это воодушевило население Москвы, вселило надежду и веру во всесильную помощь Божию. И это происходило тогда, когда число умиравших ежедневно в Москве достигало порой до двухсот человек. Свт. Филарет пользовался в России невероятным авторитетом. Его ценили и уважали и в Императорском доме и считались с его мнением и взглядом по многим вопросам, как церковным, духовным, так и по государственным. "Для своего времени святитель Филарет – фигура, безусловно, легендарная. Он был доступен абсолютно для всех. Его знала вся купеческая и простонародная Москва. Святитель вел переписку с Александром Пушкиным, Николаем Гоголем, Василием Жуковским, Федором Тютчевым. Общение с ним ценил даже такой вольнодумец как Петр Чаадаев. Иностранные послы считали своим долгом, оказавшись в Москве, лично представиться святителю, хотя это и не входило в официальный дипломатический церемониал." (Святой интеллектуал: 11 фактов о жизни святителя Филарета Дроздова. https://foma.ru/svyatoy-intellektual-11-faktov-o-zhizni-svyatitelya-filareta-drozdova.html) Аскетичный и предельно простой образ жизни, глубокий и тонкий ум, широкая образованность и эрудиция свт. Филарета делали его незаурядной личностью. Все искали его мудрого совета. И никто и никогда не сможет приписать свт. Филарету чрезмерное религиозное чувство, которое было бесконтрольно и не управлялось разумом. В сравнительно небольшой статье мы предприняли попытку представить важные высказывания выдающегося иерарха и святого Всероссийской Православной Церкви свт. Филарета, митрополита Московского и Коломенского о причинах появления эпидемий и способах их преодоления. В его словах звучит, прежде всего, глубочайшая вера в Божественный Промысел, которым управляется весь мир и судьбы стран и отдельных людей. Все приведенные слова свт. Филарета не нуждаются в дополнительных комментариях. Однако в наше время духовного оскудения и отсутствия у людей и глубокой веры в Бога, и молитвенного делания важно еще и еще раз подчеркнуть необходимость и важность каждому христианину учиться личной молитве, и прежде всего Иисусовой молитве, через которые мы вступаем в общение со Всесвятым и Благим Богом. Через молитву человек укрепляется в вере и надежде на Бога. Молитва требует о человека усердия, постоянства и сознания ее важности. Свт. Филарет не раз говорил о действенности молитвы к Богу, о ее благих плодах: «Напрасно более боятся молитвы (чаще всего молитвы в храме, за богослужением. Примеч. ПА), нежели болезни. Неужели молитва вреднее болезни? Пережив три холеры прежде нынешней, я видел довольно опытов, что где усиливалась молитва, там болезнь ослабевала и прекращалась».[2]
++++++++++++++
"Не смотрите большими глазами страха, которые обыкновенно видят то, чего нет, и не видят того, что есть: взирайте острым и мужественным оком проницания и благоразумной предосторожности" свт. Филарет, митрополит Московский и Коломенский, Слово по освящении храма и по принесении Господу Богу молитв о предохранении от губительной болезни.
О Божественном Промысле в судьбах людей и народов «Поелику Бог бесконечен, вездесущ и всемогущ, то нет во вселенной никакого состояния тварей, которое было бы Ему недоступно, через которое бы не лежал какой-т путь Господень; нет происшествия, которое бы не было ведено путем Господним, впрочем, так, что путь Господень никогда не стесняет свободы для существ нравственных. Поелику Бог вездесущий и всем управляющий есть также Бог Премудрый, Праведный и Всегблагий, то все действия Провидения Его, все происшествия мира, касающиеся существ нравственных, ведутся так, чтобы все было средством к добру и противу зла; чтобы то, что называют злом по неприятному ощущению и разрушительным действиям в видимой прирде, сие, так сказать, поверхностное явление зла, было врачевством или противоядием зла более глубокого и подлинного…»[3] «Случаи сынов человеческих, которые многоразличная Премудрость Божия ведет путями праведного и благого Провидения, так многочисленны, так разнообразны, так соплетены взаимными отношениями, так глубоко сокрыты своими началами в сердцах, которые един Сердцеведец испытует, так далеко простерты своими последствиями по смертному и бессмертному бытию человеков, что желать все темное оных понять, все трудное изъяснить значило бы хотеть пересчитать песок или горстью вычерпать море[4]».[5]
О видах наказаний Божиих людей
«Примечай из сего примера (о наказании Богом израильского народа мором за дерзновенное предприятие царя Давида – перепесь населенияиз тщеславия), что войн, голод, мор и подобные бедствия, хотя кажутся приключениями случайными, хотя происходят частию от известных причин естественных, тем не менее, однако, суть орудии правосудия Божия, употребляемые для наказания согрешивших человеков».[6]
Различные эпидемии, нестроения, бедствия – суть средства вразумления, наказания Богом человека за греховную жизнь «Вселенная есть дом Отца Небесного Человеков, особенно детей веры, бережет Он более, нежели мать детей своих (Ис. 49, 15). Общественное бедствие, без сомнения, не венок, а розга, Итак, когда вижу сию розгу, не умею думать иначе, как что земные чада, видно, заслужили наказания от Отца Небесного»[7] «Если думают, что бедствие пришло не путем истины и милости Господней, наказующей зло и обращающей к добру, то спрашиваю; как же пришло в мир бедствие? Украдкою? – нельзя. Бог всеведущ. Насильственно? –Нельзя. Бог всемогущ. По слепому движению сил природы? – Нельзя. Ими управляет Бог Премудрый и Всеблагий. Куда не обращайся догадками, отовсюду принужден будешь возвратиться к одной неоспоримой истине, что если как-нибудь допущено в мир бедствие, то допущено не иначе разве как средство Провидения, наказательное и исправительное, а иногда испытательное и усовершительное, как истина и милость путей Господних».[8] Действенные средства к избавлению от эпидемий – покаяние пост, молитва, дела милосердия, постройка храмов «Что же нам делать? Я дума, то же, что сделали Давид и жители Иерусалима при виде Ангела погубляющего. Паде Давид и старейшины Израилевы, облеченные во вретище, на лице свое. То же должно нам делать, чем ниневитяны отвратили не по догадкам и опасениям ожиданную беду, но определительно предсказанную погибель…»[9] «Повторяю, и не могу довольно повторять: покаяние, исправление жития, молитва, вера во Христа Спасителя и какие кому по состоянию и дару возможны добродетели христинаские и плоды духовные – вот истинные потребности наши на всякое, и наипаче в настоящее время! Вот верные средства нашей безопасности во всякой видимой опасности и благонадежные залоги неотъемлемой жизни в самой смерти! По благодати Божией спасительные средства сии всегда готовы для вас, никогда не удалены от нас: войди только каждый в себя, взирай умом, обращайся сердцем, воздыхай духом к Богу крепкому, живому, многомилостивому».[10] Свт. Филарет, в одном из своих слов приводит пример из Ветхого Завета об устроении алтаря Божия святым царем Давидом по совету пророка Божия для "довершения" или ускорения, большего срока сокращения наказания Божия и его прекращения. Эта традиция была усвоена и Церковью Христовой, ибо для прекращения эпидемий, укрощения гнева Божия и примирения с Богом, в знак покаяния, строились храмы, закладывались пределы в существующих храмах, которые посвящались Божией Матери, особым святым, как свт. Николай и т.д. "Чтобы довершить действие помилования, избавления и спасения, пророк, по наставлению Ангела, побудил Давида поставить Господеви алтарь на гумне Овны Иевусеанина, там, где в последствии времени создан и храм Соломона. "И созда тамо Давид олтарь Господеви, и вознесе всесожжения и мирная. И послуша Господь земли, и отъят язву от Израиля". Примечайте необходимость молитвы во время общественных бедствий, и в особенности пользу молитвы, приносимой торжественно перед алтарем, по наставлению духовному и небесногму, по установлению Божественному" (Слова и речи., т. 2, с. 301)
В чем же состоит деятельное покаяние человека, которое предшествует таинству Исповеди и следует после исповеди у духовника? «Покаемся, братия, и принесем плод, достойный покаяния, то есть исправление жития. Возбудим веру нашу. Утвердимся в надежде на Бога и на имя Иисуса Христа, Ходатая Бога и человеков, Спасителя грешных и погибающих. Исторгнем из сердец наших корень зол, сребролюбие. Возрастим милостыню, правду, человеколюбие. Прекратим роскошь. Откажем чувственным желаниям, требующим ненужного. Возлюбим воздержание и пост. Облечемся если не во вретище, то в простоту. Отвергнем украшения изысканные, ознаменованные легкомыслием и непостоянством. Презрим забавы суетные, убивающие время, данное для делания добра. Умножим моления, тайные на всяком месте и во всякое время, общественные по руководству Святой Церкви. Употребим внимательно, благовременно, благонадежно всегда благотворное и всецелебное врачевство, мирную, Бескровную Жертву приобщением Пресвятого Тела и Крови Христовы».[11]
От Редакции «Православного Апологета» 2020г. [1] Российские ученые из Петербурга готовы приступить к клиническим испытаниям нового лекарства от коронавируса. https://planet-today.ru/novosti/obshchestvo/zdorove/item/119982-rossijskie-uchenye-iz-peterburga-gotovy-pristupit-k-klinicheskim-ispytaniyam-novogo-lekarstva-ot-koronavirusa?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews
[2] Профессор Иван Николаевич Корсунский. Деятельность Филарета, митрополита Московского в холеру 1830-31 годов. Прибавления к Творениям св. Отцов. Ч. 39б кн. 2, . с 222-239 [3] Слово в день восшествия на Всероссийский престол Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича., Слова и речи. СТСЛ.2009, т.2, 1825-1836, с. 314 [5] Там же, 316 [6] Слово по освящении храма и по принесении Господу Богу молитв о предохранении от губительной болезни. Святитель Филарет Митрополит Московский. Слова и речи. СТСЛ. 2009, т. 2, 301 [7] Слово в день восшествия на Всероссийский престол Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича., с. 315 [8] Там же, с. 316 [9] Слов по освящении храма и по принесении Господу Богу молитв о предохранении от губительной болезни. Слова и речи. СТСЛ. 2009, т. 2, с. 302 [10] Слово в день святых Трех Святителей Московских, при продолжении молитв об избавлении от губительной болезни. Слова и речи., т. 2, с. 304 [11] Слово по освящении храма и по принесении Господу Богу молитв о предохранении от губительной болезни. Слова и речи. Т, 2, с. 302 |
|
© 2007-2018 «ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ»
При использовании материалов с сайта ссылка обязательна. Принимаются на рассмотрение совета интернет-содружества «ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ» востребованные статьи и материалы, замечания и предложения, от преподавателей и студентов и всех благочестивых православных христиан, способных помочь и стремящихся содействовать хранению чистоты Апостольского Кафолического Православного вероучения. Все замечания и предложения просим присылать по почте: mail@apologet.spb.ru |