Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

История России

Иван Ильин: диагноз русской революции

   Юрий Лисица

 

РI: В 2015 году Русская Idea обсуждала творчество Ивана Ильина, выпустив в том числе посвященный ему номеристорико-культурного альманаха «Самопознания» под названием «Философ силы и свободы». В год столетия 1917 года крупнейший исследователь и популяризатор наследия Ивана Ильина — профессор Православного Свято-Тихоновского университета Юрий Лисица — предлагает читателям краткое изложение взглядов русского философа на причины, формы и последствия русской революции, уделяя особое внимание победе секуляризма как одной из главных предпосылок революционного кризиса. В свое время Русская Idea посвятила ряд материалов сокрушающей победе секуляризма во Франции XIX века. Как представляется, выявление тех консервативных тенденций, которые в прошлом и позапрошлом веке не смогли выдержать жесткой конкуренции с просвещенческим проектом, имеет не просто научную ценность, но и может помочь их возрождению и усилению в эпоху кризиса самого проекта в его постмодерном варианте.

 

Предисловие

Мы вошли в 2017 год – год столетия русской революции, которая, как оказалось, не только не закончена и не изжита в нашей жизни и в душах людей, но «перманентно» продолжается. Отмечать здесь нечего, так как это была большая неудача для России и всего её народа. В отличие от Великой Французской Революции 1789 года, которую наши революционеры чаяли видеть образцом русской революции, и которая осталась для самой Франции её сомнительной гордостью и идеалом[1], русская революция очень быстро потеряла провозглашенные ею идеалы, если таковые вообще имели место. В советское время большевистский переворот (это термин самих большевиков) 25 октября по старому стилю именовали Великой Октябрьской Социалистической революцией, и более 70 лет 7 ноября по новому стилю был главным и первым государственным праздником СССР. В период либеральной революции 1990 — 1993 годов пытались возродить память Февральской буржуазной революции 1917 года, но это не получилось ни у захвативших власть правителей и политиков, ни у широких слоев нашего народа, в сердцах которого Февраль не нашел отклика. Нынешняя власть, похоже, не собирается отмечать или праздновать ни Февральскую, ни Октябрьскую революции, – картина «цветных революций» отрезвила её самым серьезным образом.

За прошедшие сто лет в нашем сознании исказились многие фундаментальные понятия и представления, такие как «революция», «государство», «политика», «частная собственность», «справедливость» и многие другие. Все эти понятия с самого начала стали наполняться революционерами нужной для них интерпретацией. Например, «революционер – это высшая форма человеческой жизни на земле», о чём твердили на обязательном для всех учебных заведений СССР курсе «Истории КПСС». Или — «революция является высшей формой борьбы классов; она означает низвержение отжившего общественного и государственного строя, приход к власти нового, передового класса и утверждение нового, прогрессивного строя». А некоторые понятия просто исчезли из привычного лексикона или, как говорят сейчас, современного дискурса, например, понятие «политического преступления». А это ведь, по сути, и низвержение монархического строя Императорской России в феврале 1917 года, и сговор трех лиц в Беловежской пуще в 1991 году, приведшие к изменению, пусть даже «преступного» и многим «ненавистного» в первом случае монархического, а во втором – советского строя.

«Политическое преступление», о котором писал ещё Фёдор Достоевский, было затенено представлениями о «политических репрессиях» Иосифа Сталина, когда под 58 статью попадали и те, кто к политике не имел никакого отношения. Позднее же термином «политические заключённые» именовались диссиденты эпохи Брежнева — Андропова. Их освобождение называлось то «амнистией» Лавра Берии, то «реабилитацией» приНиките Хрущёве, то личным обращением генерального секретаря Михаила Горбачева к главному «политическому узнику страны» с извинениями и разрешением, даже просьбой, «вернуться из ссылки в Москву» (а вскоре «политический узник» был избран делегатом Съезда народных депутатов СССР). Всё это ещё больше отдаляло всех от понимания содержания настоящего «политического преступления». «Политических заключенных в СССР и в современной России нет», – такова была знаменитая фраза наших властей, обращенная к Западу. В современной же России политические преступления стали «подвигами» неформальной оппозиции существующему, по её мнению, «авторитарному режиму».

После революции не упоминалось вообще такое понятие как «аристократическая форма политической власти» (т.е. отбор лучших) и соответствующее ему государственное устройство, исказились представления о «диктатуре» и полномочиях «диктатора» (как это было в Древнем Риме), которые наполнились отрицательными коннотациями, как и «автократия», «авторитаризмм», «самодержавие» и «деспотизм» и которые стремящиеся к провокации именуют «фашизмом» и «нацизмом». А в забвении и искажении понятий и представлений прошлого кроется большая опасность непонимания смысла употребляемых слов и трагических последствий такого непонимания.

В связи с этим позволим себе несколько слов по поводу анализа причин и источников русской революции Достоевским.

Первое его наблюдение касалось главного русского революционера-эмигранта Александра Герцена: «Герценне эмигрировал, не полагал начало русской эмиграции; нет, он так уж и родился эмигрантом. Они все, ему подобные, так прямо и рождались у нас эмигрантами, хотя большинство их не выезжало из России. В полтораста лет предыдущей жизни русского барства за весьма малыми исключениями истлели последние корни, расшатались последние связи его с русской почвой и с русской правдой. Герцену как будто сама история предназначила выразить собою в самом ярком типе этот разрыв с народом огромного большинства образованного нашего сословия. В этом смысле это тип исторический. Отделясь от народа, они естественно потеряли и Бога. Беспокойные из них стали атеистами; вялые и спокойные — индифферентнымиК русскому народу они питали лишь одно презрение, воображая и веруя в то же время, что любят его и желают ему всего лучшего. Они любили его отрицательно, воображая вместо него какой-то идеальный народ, — каким бы должен быть, по их понятиям, русский народ. Этот идеальный народ невольно воплощался тогда у иных передовых представителей большинства в парижскую чернь девяносто третьего года. Тогда это был самый пленительный идеал народа. Разумеется, Герцен должен был стать социалистом, и именно как русский барич, то есть безо всякой нужды и цели, а из одного только “логического течения идей” и от сердечной пустоты на родине. Онотрекся от основ прежнего общества, отрицал семейство и был, кажется, хорошим отцом и мужем. Отрицал собственность, а в ожидании успел устроить дела свои и с удовольствием ощущал за границей свою обеспеченность. Он заводил революции и подстрекал к ним других и в то же время любил комфорт и семейный покой»[2].

Второе непосредственное наблюдение Достоевского касалось Виссариона Белинского:  «Я застал его (Белинского – Ю.Л.) страстным социалистом, и он прямо начал со мной с атеизма. В этом много для меня знаменательного, — именно удивительное чутье его и необыкновенная способность глубочайшим образом проникаться идеей. Интернационалка[3] в одном из своих воззваний, года два тому назад, начала прямо с знаменательного заявления: “Мы прежде всего общество атеистическое”, то есть начала с самой сути дела; тем же начал и Белинский. Выше всего ценя разум, науку и реализм, он в то же время понимал глубже всех, что один разум, наука и реализм могут создать лишь муравейник, а не социальную «гармонию», в которой бы можно было ужиться человеку. Он знал, что основа всему — начала нравственные. В новые нравственные основы социализма (который, однако, не указал до сих пор ни единой, кроме гнусных извращений природы и здравого смысла) он верил до безумия и безо всякой рефлексии; тут был один лишь восторг. Но, как социалисту, ему, прежде всего, следовало низложить христианство; он знал, что революция непременно должна начинать с атеизма»[4].

И, конечно, нельзя не процитировать Достоевского о себе как революционере-романтике: «Мы, петрашевцы, стояли на эшафоте и выслушивали наш приговор без малейшего раскаяния. Без сомнения, я не могу свидетельствовать обо всех; но думаю, что не ошибусь, сказав, что тогда, в ту минуту, если не всякий, то, по крайней мере, чрезвычайное большинство из нас почло бы за бесчестье отречься от своих убеждений… почти все приговоренные были уверены, что он будет исполнен, и вынесли, по крайней мере, десять ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти. В эти последние минуты некоторые из нас (я знаю положительно), инстинктивно углубляясь в себя и проверяя мгновенно всю свою, столь юную еще жизнь, может быть, и раскаивались в иных тяжелых делах своих (из тех, которые у каждого человека всю жизнь лежат в тайне на совести); но то дело, за которое нас осудили, те мысли, те понятия, которые владели нашим духом,представлялись нам не только не требующими раскаяния, но даже чем-то нас очищающим, мученичеством, за которое многое нам простится! И так продолжалось долго. Не годы ссылки, не страдания сломили нас. Напротив, ничто не сломило нас, и наши убеждения лишь поддерживали наш дух сознанием исполненного долга. Нет, нечто другое изменило взгляд наш, наши убеждения и сердца наши (я, разумеется, позволяю себе говорить лишь о тех из нас, об изменении убеждений которых уже стало известно и тем или другим образом засвидетельствовано ими самими). Это нечто другое было непосредственное соприкосновение с народом, братское соединение с ним в общем несчастии, понятие, что сам стал таким же, как он, с ним сравнен и даже приравнен к самой низшей ступени его»[5].

Революционные взгляды и сами революции коренным образом меняют и искажают человеческую суть, но не всю её, не природу человека и его предназначение. В это верил Достоевский и исповедовал эту веру исключительно по-русски и во вселенском масштабе: «Ну какой на самом деле наш народ протестант и какой он немец? И к чему ему учиться по-немецки, чтобы петь псалмы? И не заключается ли всё, всё, чего ищет он, в Православии? Не в нем ли одном и правда и спасение народа русского, а в будущих веках и для всего человечества? И может быть, главнейшее предызбранное назначение народа русского в судьбах всего человечества и состоит лишь в том, чтоб сохранить у себя этот божественный образ Христа во всей чистоте, а когда придет время, явить этот образ миру, потерявшему пути свои!»[6]

Итак, «тайнозритель человеческой души», как писал о нем Протоирей Георгий Флоровский[7], считал поистине главными причинами революции атеизм, презрение к Родине и ложные идеалы. Можно отметить, что революции и революционеры, без сомнения, могут быть с виду религиозными, например, Английская революция XVII века английских пуритан или Исламская революция в Иране во второй половине XX века, но они эквиполлентны, т.е. логически эквивалентны атеистическим революциям Франции конца XVIII века и России всего XX века своими крайностями, радикализмом и террористическим насилием.

Исторические события XX века в России и во всем мире — не только пророчества, сбывшиеся или не сбывшиеся – великих людей, а конкретные и сложные явления человеческой жизни, требующие особого и глубоко предметного освещения. Лучшим, по моему пониманию, являются фундаментальные исследования русского религиозного философа, ученого-правоведа и государствоведа, русского патриота и национального мыслителя, провозвестника Грядущей России Ивана Александровича Ильина.

 

Книги, брошюры и статьи Ивана Ильина о русской революции

Практически всё творческое наследие русского философа касается русской революции как духовного кризиса, путей преодоления этой болезни и грядущего обновления и возрождения России, так как Ильин «служил России и только России»[8]. Перечисление книг, брошюр и статей Ильина на эту тему заняло бы десятки страниц, но мы остановимся на трех его фундаментальных работах: «О религиозном кризисе наших дней» (1922), «Мировые причины русской революции» (1928) и материалы «О революции» (1907-1913-1918-1922, Москва, 1923-1928, Берлин, Гамбург, 1930-1931, Моршах, Бургенсток).

Все революции, после которых «умирают» предыдущие государственные устройства, как и, между прочим, обычная смерть отдельного человека, внешне происходят неожиданно, даже для самих революционеров. Как известно, в феврале 1917 года, когда пало самодержавие, главные революционеры были за границей, и революции не ждали. Но это только кажущаяся неожиданность. Причины и итоги указанных событий невидимо скрыты и «только обнаруживаются, выявляются, выступают с невиданной, необычайной, сокрушительной силой. Всё это уже было, имелось, действовало; только глухо, скрыто, подземно. <…> Так, внимательный, чуткий дух мог и должен был предсказать близость некоторого глубокого кризиса, надвигающегося на всё культурное человечество»[9].

И когда этот кризис сто лет тому назад начался формально и открыто, то его стали освещать и анализировать в многочисленных  газетах, журналах, философских сборниках и альманахах, но, по мысли Ильина, «главное о нем не сказано, и, может быть, главная волна ещё впереди»[10]. Попытки эмпирического анализа вроде обзора день за днем, год за годом тогдашней прессы или экономического, психологического исследования прошедших событий дают что-то, но это «что-то» либо ещё более запутывает, либо «бьет» мимо цели, так как опускает по умолчанию главное, довольствуясь второстепенным. «Самое существенное и общее, что необходимо увидеть и понять в критических итогах, – это их духовная природа. Как бы глубок, и всесторонен, и исчерпывающ ни был анализ историка, подходящего к этому процессу с точки зрения материального фактора, – то, что он исчерпывает и формулирует, будет не самый кризис, а только та задача, на НЕразрешении которой кризис разразился»[11]. Почти всегда не учитывается Божественная «координата», духовная компонента, ВСЕГДА присутствующая в нашей личной и общественной жизни, как и во всех исторических событиях. Ильин это учитывал: «Итак, самое телесное бытие человека, – множественное, субъективное, разъединенное, при едином общем материальном субстрате жизни, и едином, общем Предмете духа, Божестве, – ставит человеческому духу ряд заданий, с которыми он справляется, когда стоит на высоте, когда он верен своей природе и своему Предмету, – и с которыми он не справляется, когда он не верен своему Предмету и своей природе и когда он, обессилев, никнет долу»[12]. Другими словами, единственно верное освещение этих трагических и провиденциальных событий может быть только религиозное.

Однако и, как Ильин замечает, прежде всего, западное христианство в конце Средневековья утратило свою ведущую роль, поэтому и «церковное христианство наших дней НЕ ВЕДЕТ за собой человечество»[13]. Духовная культура последних двух веков (добавим — и сегодня тоже) есть культура секуляризованная. «Она, – пишет Ильин, – обособилась от христианской религии и ушла в без религиозную, безбожную пустоту», а «человечество перестает в своей массе культивировать церковно-христианский опыт»[14]. Процесс секуляризации захватил науку, государственность и искусство: «Касаясь обнаженного зла, не стыдящейся, кощунствующей порочности, – современный человек не ужасается и не трепещет, но любопытствует, присматривается и охотно поддается соблазну. Встают целые поколения не стыдящихся людей, нравственно тупых, страдающих этическим малоумием; слагаются в мировом масштабе целые организации нравственного извращения людей, выдающих ложь, предательство, лицемерие, насилие и убийство за благо и открыто осуществляющих свое учение. Человечество не мыслью, а чувствованием, волею и делом приняло и воплощает тезис Достоевского “если Бога нет, то всё дозволено”. Зверь, таящийся в человеке – только и ждал учения о вседозволенности, ибо осладости запретного он знал сам по себе»[15]. Именно «первородный грех» забыл и не осознает в себе секуляризованный человек, а его светская наука, государственность, экономика и хозяйство забывают эту «поврежденную природу человека» и всегда все удивляются своим провалам и неудачам. А на самом деле: «на государствах обнаруживается и будет обнаруживаться единый мировой закон, обнаруживающийся на индивидуумах и классах: наказание развертывается само из преступления, ибо оно имманентно заложено в самом преступлении»[16]. Примером таким может служить редкое для творчества Ильина замечание о хозяйственной деятельности человека и государства в целом, или, как сейчас говорят, об экономике: «Современное человечество увлекается хозяйственными закономерностями[17] которые властвуют над ними и над которыми оно не властно. Ещё не найдены верные способы для регулирования ни перепроизводства, ни недопроизводства, ни его уравновешивающей циркуляции. Открытие этих путей требуют высшей солидарности и мудрости, огромной волевой дисциплины в вождях и массах. А между тем души пребывают во власти стихийного распыления интересов и стихийного, беспринципного порыва к наживе. Человечество выработало удивительный международно-хозяйственный регулятор – международную биржу – и не может овладеть им, уподобляясь тому часовому мастеру, о котором рассказывает Гофман: он изобрёл танцующую куклу и потерял над ней власть – она до безумия и до смерти затанцевала свою даму. Религиозно неустроенная, релятивистически-беспринципная, деморализованная душа современного человека – только и может стать жертвою хозяйственных закономерностей в том виде их, как они сами слагаются, развертываются и увлекают»[18].

Называя глубинные причины религиозного кризиса наших дней, Ильин сформулировал и принципы его преодоления:

«I. Не следует думать, что мы уже пережили этот кризис, что он за плечами. Нет, он только начинается[19].

  1. II. Настаивая на том, что современное духовное разложение человечества связано исторически с процессом секуляризации, я совсем не хочу сказать, что христианская церковь как таковая могла бы властноурегулировать хозяйственную, политическую, международную и духовную разруху наших дней[20]. Религия при верном подходе к ней есть не лекарство (хотя и лекарство), но духовное здоровье и духовный расцвет; она не средство для благополучия, но само благополучиецель жизнисущность жизнисмысл жизни – и всё остальное есть средство для нее и ее расцвета. Без подлинной религиозности человечество гибнет; но НЕ ПОГИБНУТЬ – ему стоит только для подлинной религиозности. И вот эта подлинная религиозность, которая не сама по себе, как таковая, окажется политически и хозяйственно спасительной, но откроет в человеке глубину, ширину и силу духа, необходимого для земного братства и мирного служения Богу.

III. Религиозное возрождение есть цель человечества; но это возрождение должно быть не пассивным слепым впадением в прошлое, а активным, самостоятельным, зрячим и радостным восстановлением в себе того, что неизмеряется и не может быть прошлым.

  1. IV. Современный религиозный кризис состоит, по существу, в том, что человеческий дух утратил цельность, а потому и подлинность и жизненную силу в очевидности. За последние полтысячи лет христианское человечество, имевшее в очевидности своей благую весть Христа, – приобрело другую очевидность, очевидность безразличных к Евангелию законов материальной природы.
  2. V. Таким образом, я глубоко уверен в том, что религиозное возрождение приблизится только в борьбе за цельность духовного опыта и очевидности. Но открыть человечеству доступ к духовной цельности вхристианском религиозном опыте – может только сама христианская церковь»[21].

 

Причины и последствия русской революции

Ильин неоднократно писал, что пошлость, насилие, несправедливость и безрелигиозность буржуазного мира расцвели в коммунизме. При этом он различал понятия «большевизм» и «коммунизм» или «социализм» как начальную стадию коммунизма. Большевизм, в понимании Ильина, – это действие, воля, причем злая воля, а «не только политический и хозяйственный строй, т.е. диктатура партии, водворяющий социализм посредством принуждения и страха»[22], а коммунизм с его первоначальной стадией социализмом – есть учение, доктрина, причем учение ложное и утопическое, это псевдо-вера или псевдо-религия, распространяемая I и II Интернационалами, коммунистическими и социалистическими, социал-демократическими партиями разных стран и, добавим от себя, принимающие различные, порой чудовищные формы (как, например, в Советском Союзе при Ленине-Сталине-Хрущеве-Брежневе-Андропове, в коммунистическом Китае при Мао Цзэдуне, в Кампучии при красных кхмерах, в Северной Корее при Кимах – живых и мертвых).

Этот соблазн большевизма и коммунизма[23] затронул не только широкие массы людей в России, но и часть русской эмиграции за рубежом в лице тех же сменовеховцев и евразийцев, корни которых, считал Ильин, были «в недугах старой интеллигенции и в творческой безыдейности новой». Русская интеллигенция несмотря на многочисленные публикации и дискуссии «не установила ни диагноза, ни объяснения русской революции». Мало было просто отвергать большевизм или наивно его принимать и пытаться перенаправить, как мечтали сменовеховцы и евразийцы. Ильин считал большевизм болезнью: «Может ли врач лечить заразную болезнь, просто “отвергая”, т.е. осуждая ее и стараясь не заразиться ею? Мало понять и причины болезни; надо воображением и мыслью увидеть те драгоценные, основные силы организма и их функции, без которых нетжизни и без верного действия которых нет здоровья. Надо увидеть не только болезнь, но и здоровье»[24].

Опасностью и соблазном Ильин считал «солидаризоваться с коммунизмом как с якобы побеждающей силой».Коммунистическая революция победила потому, что дореволюционная Россия болела недостатком в своем организме правильного хозяйственного устройства: «Один из источников русской коммунистической революции: в массе был не воспитан и болел хозяйственный акт – неутвержденность частной собственности[25]; недостаточная вера в труд[26]; необеспеченность правопорядка; воля к наживе не через труд[27] и безволие в труде, неуверенность и задержанность хозяйственного самовложения – отсюда экстенсивность хозяйствования, пониженная доходность; вера в объем и неверие в качество хозяйствования[28]; склонность напирать на соседа (особенно на богатого, но и на бедного), а не на природу»[29].

Еще одной ошибкой является отождествление «бунта» народа против несправедливости власть-имущих и «революции», которая свергает эту власть и само государственное устройство. Революция (историческая или современная «цветная») – это не просто «бунт – бессмысленный и беспощадный»[30], а нечто более коварное и злое: «Революция есть не просто свержение наличной власти, а разложение правосознания, политической и хозяйственной жизни, души, творчества, это есть разрушение, сгнивание, разложение. Нечего играть словами: “мы – революционеры!” Мы – враги революции; и именно потому мы за творческое воссоздание России и ее здорового бытия на духовно верных основах»[31].

Русскую революцию Ильин представлял как переход от рыхлого организма в злую механику, не стыдящийся произвол, приведший к экспроприации и рабству, как классовое самоубийство[32], как сочетание злой воли и  безволия, честолюбия и партийности и в самой России и в русской эмиграции. К причинам революции Ильин относил  и формализацию культуры и духовное беспутство русской публицистики и всего Серебряного века, честолюбие и вредную идейность русской интеллигенции, расхождение социальных классов и не восхождение к идее целого, безыдейность императорского правительства и волевой паралич, неизжитую травму крепостного права. Революция как разнуздание в человеке и обществе злых сил привела к узаконению уголовщины и политизации криминала, развращению честных, но слабых людей, что вылилось в новую дифференциацию в обществе и возникновение ордена коммунистических рабовладельцев[33]. Путь революции: через лозунг равенства к новому неравенству, как ставка на худшего и спайка преступлением. Революция подорвала веру и будущее русской творческой демократии, как и современная революция – глубокой идеи свободы и самоуправления.

Для преодоления революции недостаточно искоренить большевиков, нужно возродить религиозность и правосознание и создать новые, справедливые установления и учреждения. А главное — возродить подлинную, а не формальную частную собственность, но не через «черный передел» или несправедливую «приватизацию», а через творческую, не формальную демократию, учредить законную, а не исторически возникающую за происходящими событиями власть и возродить свободную лояльность к такой власти. «Власть» (которую часто и неверно смешивают с «управлением») является не просто политическим или философским термином, а имеет глубинную, мистическую природу и религиозное содержание. Смысл её необходимо понимать, а настоящую, Богом данную власть, нужно лелеять и беречь, даже от себя самой, так как власть по природе своей трагична: вот она есть и вдруг ее нет; она может быть хорошей, но не законной (см. «Борис Годунов» Александра Пушкина). Без власти государственный строй может рассыпаться вмиг как карточный домик: «Средний массив, толща русского простонародья – во всей своей активистической неудобоподъемности – долго следила за тем, что происходит, пока не накалились его страсти (1914-1917) и не развязался государственный узел и удерж (отречение Императора Николая II). С этим отречением как бы утратилась грамота русской национальной власти; великое средоточие авторитета, державшее и ведшее страну веками, – угасло; государственная власть как бы разбилась на тысячи пылинок, разлетевшихся по стране. Вокруг опустевшего святилища государственной власти началась больная суетня. В мае 1917 года я публично говорил о том, что “тени самозванцев зареяли над Россией”. Первыми самозванцами были временное правительство и совет рабочих депутатов; Россия закипела “автономными республиками” – чуть ли не по числу губернских и уездных городов. Началось междоусобие между самозванцами, разрешившееся[34] переворотом октября»[35].

 

Мировые причины русской революции

Ильин считал, что «русская революция не есть чисто-русское событие, в России зародившееся и разразившееся; она возникла в мировом контексте – она имеет не только внутри-русские причины, но и причины чисто внешние, общемировые. Она исторически обусловлена и вызвана всем предшествующим развитием человечества; строго и полно говоря: ее история – есть всеобщая история человеческого рода. Не только потому, что идея коммунизма и уравнительного грабежа стара, как и сам человек, но гораздо больше потому, что она, русская революция, есть порождение трех великих мировых явлений:

1) мирового кризиса, переживаемого религией и христианством;

2) мирового кризиса, переживаемого правосознанием и государством;

3) мирового кризиса, переживаемого идею собственности»[36].

Описывая революционеров как действительно особых людей, Ильин не считал, что они сугубо русское явление. Это люди «с особым способом мыслить; с особенною установкой воли; с особым укладом чувства; с каким-то специфическим напором, самоуверенностью, претенциозностью, ограниченностью, порочностью и одержимостью. Они настолько тверды и неизменны в этой своей установке, что к ним отбираются люди, похожие на них, а непохожие незаметно ассимилируются и принимают даже их внешние манеры (эта нервная суетливость, это обилие ненавистно-ругательных слов, этот повелительный категоризм, эта быстрота на ложь и жестокость, эта кривая улыбка…). Как если бы из всех народов, племен и рас, известных доселе, отбиралось новое, особое племя, с особой жестоковыйностью, хищностью и цепкостью. Оно проходит через ассимилирующий фильтр в Советской России и рассыпается для своего мирового дела по всему миру… И всего замечательнее, что это особое революционное племя, составленное из всех рас и наций, – встречает отклики во всем мире. Иногда получается прямо такое впечатление, что люди этого уклада зародились повсюду одновременно и ныне скликаются друг с другом, как ждавшие друг друга и предназначенные друг для друга»[37].

Этому новому движению противостоит безвольное и податливое большинство. «Почему это?», «Откуда это?», «Как это сложилось?», «Куда это ведет?» — задавался вопросами Ильин. И отвечал: «в человечестве постепенно возникло особое умонастроение и волевое направление, особое умонастроение, способствующее современной революции и ведущее к ней; в нем, в этом настроении души и ума, заключается основная творческая причина революции»[38].

Не нужно думать, что русский философ скатывается к банальной конспирологии, несмотря на то, что он больше всего сейчас известен, как автор часто употребляемого термина «мировая закулиса». Обывательское мнение, что «революция есть просто результат заговора – все равно чьего (одни говорят английского, другие немецкого, третьи еврейского; масоны говорят католического, католики говорят масонского). Отсюда мир управляется заговорщиками, всех водящими за нос и всемогущими. А нам остается бежать за последствиями их поступков и разоблачающе их регистирировать – всюду подозревая иезуита, масона, еврея, англичанина или немца. Вот от этого вульгарного и демагогического подхода я совершенно отказываюсь. Совсем не потому, чтобы я думал, что иезуиты и масоны не влияют на события; нет, несомненно, влияют – одни в одну сторону, другие в другую, обычно прямо противоположную. Но потому, что это есть не объяснение, а мнимоеобъяснение; это ссылка не на причину, а на одно из проявлений причины»[39].

Для него важнее всего направить русский взгляд на подлинные, главные, а не второстепенные причины русской революции. Значит ли это, что я отрицаю влияние иезуитов, масонов, англичан и евреев – в ходе войны и революции? Не значит. Значит ли это, что я отрицаю целесообразность и необходимость научного изучения их деятельности? Нет, не значит. Что же я отрицаю?

  1. Компилятивную болтовню об этом из вторых и третьих рук, ненаучную и демагогическую;
  2. возможность объяснить этим причины мировой и русской революции;
  3. пользу для русского национального дела, если кто-нибудь начинает заменять самообличение – мнимыми разоблачениями чужого злодейства, начинает подменять серьезный диагноз – бактериологической манией преследования»[40].

 

***

Вот, пожалуй, основные и главные причины, по Ильину, русской революции. Столь глубокий и фундаментальный анализ стал возможен за счет феноменологического метода, по явлению определяющегосущность его, которая не есть ни голая эмпирия, ни психологизм. Этот метод может быть продуктивно использован в наше сумбурное время, когда революция и революционеры приобрели новые современные формы, а ошибки и промахи отдельных людей или даже всех стран и народов остались неизменными: «заменятьсамообличение – мнимыми разоблачениями чужого злодейства», или вместо раскаяния и религиозного понимания природы человека, находить извечного и знакомого по Библии «козла отпущения», считая, что после этого все сложные проблемы решатся сами собой. Однако нет «монополии» ни на зло и злые поступки, ни на мнимые добрые дела, которые под видом благотворительности или под видом «выполнения социальных обязательств» демонстрируют себя, – но есть внутренняя свобода человека, народов, стран и государств на Божье дело на земле. Именно внутренняя свобода может дать шанс отказаться от своей порочной воли.

 


[1]  Даже в последней попытке восстановить монархию во Франции в 1873 году легитимисты Французского Собрания требовали от претендента на престол «принятия триколора с лилиями, а не белого королевского флага, а также всех идеалов революции 1789 года – «свобода, равенство, братство», которые так и не осуществились, а, по Владимиру Соловьеву, никогда и не могут быть осуществлены.

[2]  Ф.М. Достоевский, ПСС в 30-ти тт., Т. 21, Л., 1980, с. 9. Выделения сделаны мною.

[3]  Интернационалка – это I Интернационал в понимании Достоевского и его читателей, а на самом деле цитата из бакунинского «Альянса социалистической демократии». Откуда, заметим, и растут ноги будущего социал-демократического движения и одноименных партий.

[4] Ф.М. Достоевский, ПСС в 30-ти тт., Т. 21, Л., 1980, с. 10. Выделения сделаны мною.

[5] Там же, с. 133. Выделения сделаны мною.

[6] Там же, с.59.

[7] См. Прот. ,Георгий Флоровский, Пути русского богословия. Париж, 1983, с. 299.

[8] Из письма И.А. Ильина к господину Председателю Правления Фонда имени И.В. Кулаева.

[9] И.А. Ильин, Собрание сочинений, [Т. 19] «О революции. О религиозном кризисе наших дней», М., 2001, с. 147.

[10] Там же.

[11] Там же, с. 147-148. Все выделения и особые поднятия букв в цитатах Ильина сделаны им самим и оставлены здесь (выше и ниже) без изменения.

[12] Там же, с. 149.

[13] Там же, с. 154.

[14] Там же, с. 155-156

[15] Там же, с. 164.

[16] Там же, с. 166.

[17] Здесь можно вспомнить «Капитал» Карла Маркса, марксистскую экономическую науку и многочисленных западных лауреатов Нобелевской премии по экономике.

[18] Там же, с.166. Здесь можно добавить, что так называемая «протестантская этика», которая служила и продолжает служить «образцом религиозного протестантского влияния на бизнес, или хозяйствование», не более, чем проведенное выше сравнение религиозных пуританской и исламской революций с революциями атеистическими и безбожными.

[19]  Добавим от себя, что он до сих пор продолжается и осложняется в современных условиях и реалиях.

[20] Добавим от себя, что у Христианской Церкви совсем другие цели и задачи – служение Богу, миссия людям и спасение человека. Ильин ниже определит роль Христианской Церкви в других областях.

[21] Там же, с. 167-175.

[22] И.А. Ильин, Яд большевизма. См.: Ильин И.А., Собр. соч. [Т. 18], М., 2001, с. 358.

[23] В Советском Союзе мало кто различал эти понятия – «большевизм» и «коммунизм», поэтому частый вопрос ребенка своему отцу: «Папа, ты большевик или коммунист?» ставил родителя в затруднительное положение; ещё бы, не только его.

[24] И.А. Ильин, Яд большевизма. См.: Ильин И.А., Собр. соч. [Т. 18], М., 2001, с. 103.

[25] Эта болезнь остается и в современной России.

[26] Сейчас «труд» не в тренде, как выражаются сегодня в России.

[27] Даже, кажется, что это и есть  подсознательная современная «русская идея», а потом уехать за границу («свалить за бугор» на слэнге).

[28] Назовем это в современном мире «китайской болезнью».

[29] И.А. Ильин, Яд большевизма. См.: Ильин И.А., Собр. соч. [Т. 18], М., 2001, с. 104.

[30] Цитата из А.С. Пушкина так много раз повторяется к месту и не к месту, что сделалась невоспринимаемой в сознании современного читателя. Хочется, чтобы здесь было последнее ее упоминание в контексте революции и ее неприятия.

[31] И.А. Ильин, Яд большевизма. См.: Ильин И.А., Собр. соч. [Т. 18], М., 2001, с. 105.

[32] Характерна фраза в «Истории КПСС»: «5 миллионов кулаков были уничтожены как класс», а ведь этим революционным действием было на долгие годы подорвано и уничтожено русской сельское хозяйство.

[33] В современной русской революции – это слой олигархов – искусственных собственников и владельцев несметных богатств в России, а в мире – транснациональные корпорации.

[34] На самом деле не разрешившееся, так как следующие затем «власти» сменяли друг друга внутренними переворотами: власть Свердлова и покушение на Ленина, власть Ленина и борьба за власть во время его болезни между Троцким, Каменевым, Зиновьевым, Бухариным и Сталиным, загадочная смерть Сталина и устранение «авантюриста» Берии Маленковым, Булганиным и Хрущевым, захват власти Хрущевым и его низвержение ближайшими соратниками через 10 лет «волюнтаристкого правления», устранение Подгорного Брежневым и его правление в немощном и болезненном состоянии до Андропова и следующего Черненко уже с его болезнями, Горбачева, подхватившего эту «умирающую власть» и растерявшего ее, отказавшегося от нее после «обретения» власти Ельциным — власти, ставшей результатом сознательного распада или точнее расчленения страны и создания нежизнеспособного СНГ, и дальнейшие передача власти «преемнику» и «местоблюстителю», как новые формы политической «преемственности», отражают почти столетнюю «проблему власти» в революционной и не обретшей себя России.

[35] И.А. Ильин, Яд большевизма. См.: Ильин И.А., Собр. соч. [Т. 18], М., 2001, с. 110-111.

[36] Там же, с. 181-182.

[37] Там же, с. 176-177.

[38] Там же, с. 178.

[39] Там же, с. 179.

[40] Там же, с. 180-181.

Источник: https://politconservatism.ru/articles/ivan-ilin-diagnoz-russkoj-revolyutsii

Рекорды Империи. Эпоха Николая II

В книге собраны новейшие данные о России времён императора Николая II — факты, цифры, фотографии. Подробно рассматривается уровень жизни населения, транспорт и связь, промышленность, сельское хозяйство. Разбираются главные мифы об Империи и Императоре. Показаны рекорды, многие из которых до сих пор остаются неизвестными.


 

 

Специально для книги раскрашены десятки дореволюционных фото

Материал сопровождается наглядными сравнениями


Показатели, достигнутые в годы правления Николая II (1894-1917), сравниваются с аналогичными показателями за равные периоды до и после него. Пример:

Факты, цифры и графики сопровождаются ссылками на документальные исторические источники, что делает материал проверяемым и подтверждает его достоверность.


ПОЛУЧИТЬ КНИГУ
.
 
 
 
 

 


Оглавление

Предисловие. Великая эпоха великой страны.

Глава 1. Транспорт и связь

1.1. Железнодорожный транспорт
1.2. Речной транспорт
1.3. Морской транспорт
1.4. Автотранспорт
1.5. Проводная, беспроводная и почтовая связь

Глава 2. Промышленность
2.1. Угольная промышленность
2.2. Металлургия
2.3. Машиностроение
2.4. Электроэнергетика
2.5. Производство строительных материалов
2.6. Нефтяная промышленность

Глава 3. Сельское хозяйство
3.1. Системные преобразования
3.2. Земледелие
3.3. Животноводство

Глава 4. Население и уровень жизни
4.1. Рост численности населения
4.2. Снижение смертности
4.3. Школьное образование
4.4. Высшее образование
4.5. Работа и зарплата
4.6. Развитие городов

Глава 5. Вооружённые силы
5.1. Финансирование вооружённых сил
5.2. Стрелковое оружие
5.3. Артиллерия
5.4. Авиация
5.5. Бронетехника
5.6. Военно-Морской флот

Приложения. Основные мифы
П. 1. Миф об «отсталой аграрной стране»
П. 2. Миф о рекордных займах и долгах
П. 3. Миф: без революции не было бы индустриализации
П. 4. Миф: все основные предприятия были частными
П. 5. Миф о 20% грамотных в 1917 году
П. 6. Мифы о Первой мировой войне
П. 7. Мифы о причинах революции
П. 8. Миф об отказе Императора от власти
П. 9. Мифы о личности Николая II

Для приобретения книги необходимо перейти по адресу http://www.rekimper.ru/

Исторические источники

Каждая глава заканчивается тематической фотоподборкой

Великая Царская икона Богоматери

14-27 марта празднование чудотворной иконы Богоматери Феодоровской

в память об избрании в 1613г. Михаила Феодоровича Романова на царство

Пелена «Богоматерь Феодоровская», которая считается вкладом старицы Марфы, матери царя Михаила Федоровича, в Ипатьевский монастырь

Пелена «Богоматерь Феодоровская», которая считается вкладом старицы Марфы, матери царя Михаила Федоровича, в Ипатьевский монастырь

 

великая национальная святыня - чудотворная икона Богоматери Феодоровская,Богоявленский собор Богоявленско-Анастасиева монастыря в г. Кострома 

Чудотворную икону Божией Матери «Феодоровская» в Екатеринбург доставит  епископ Костромской и Галичский Ферапонт

 

После страшной февральской и октябрьской революций 1917 года, когда была уничтожена благословенная Царская Россия, началась страшная чистка русского народа: уничтожение целых миллионов ни в чем не повинных людей (более 20 миллионов), формирование нового революционно атеистического сознания, которое высмеивало благочестие Всероссийских царей, все религиозное. Главные святыни Православной Церкви, которые были самым непосредственным образом связаны с династией Романовых, уничтожались, сжигались или вывозились. Феодоровская икона Богоматери, которая являлась родовой святыней Царствующего дома Романовых, как и Державная икона Богоматери, изымались из храмов, у людей. И до сих пор многие храмы и монастыри не имеют этого чтимого образа Богоматери. В наше время, постперестроечное, мы продолжаем даже в церковной ограде, переживать сильный напор "советского мышления", которое с неприязнью, с равнодушием, а порой и враждебностью относящегося к памяти русского народа о своих благочестивых царях. Проявлением этой неприязни является и отсутствие указания в Православных календарях празднования Феодоровской иконы 12-27 марта. 

Чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы известна с XII века, когда она находилась в часовне близ старинного поволжского города Городца. Впоследствии здесь был основан мужской монастырь,именовавшийся Богородице-Феодоровским; чудотворный образ являлся главной святыней обители до 1239 года – когда монголо-татарские захватчики разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города.

По преданию, подтверждаемому исследованиями современных историков, в описываемое время Феодоровская икона стала моленным образом святого благоверного великого князя Александра Невского, и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра – на брак с полоцкой княжной Параскевой. Вместе с благоверным князем Феодоровская икона путешествовала в Орду, где святой Александр отстаивал интересы Русской земли; этот образ Пресвятой Богородицы он брал с собой в военные походы; перед ликом Феодоровской иконы Божией Матери благоверный князь, приняв монашество, завершил свой жизненный путь.

Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме князю Василию Ярославичу, младшему брату святого Александра Невского, совершилось в конце 50-х – начале 60-х годов XIII столетия. Накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках. В воине костромичи узнали святого великомученика Феодора Стратилата – по его иконописному изображению в соборном храме Костромы. На следующий день, 16 августа, по старому стилю, князь Василий Ярославич во время охоты увидел эту икону на ветвях дерева вблизи речки Запрудни. Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме во имя великомученика Феодора Стратилата, после чего и стала именоваться Феодоровской.

 

Повѣсть о иконѣ Пресвятыя Богородицы Одигитрія, Ѳеодоровскія, иже на Костромѣ, нарицаемыя.
 

Влѣто 6747 [1239], во дни великаго князя Василія Костромскаго и Галицкаго, рекомаго Квашни, сія чюдотворная Богородицына икона обрѣтенá бысть и принесенá во градъ Кострому сице: мѣсяца Августа въ 16 день преждереченный великій князь Василій пойде внѣ града на ловитву, яко обычай есть княземъ веселитися; и егда бѣ внѣ града поприще едино, начашя пси лаяти притужно. Великій же князь на то мѣсто ускори, и пріѣхавъ самъ, зритъ пречудную óну икону Пречистыя Богородицы, на сосновѣ древѣ стоящу, и скоро съ коня сниде, хотя святую икону взяти; икона же взятся горѣ и не дадеся ему взяти. Онъ же отступи мало и нача покланяніе творити со слезами, и паки вторицею покусися, хотя взяти ону Божественную икону, и не получи желаемаго. И всѣдъ на конь скоро пойде во градъ и повѣда протопопу бывшее, и повелѣ ему со кресты и со освященнымъ соборомъ пойти немѣдленно на мѣсто то, идѣже явися ему Богородицына икона. Самъ же князь пóйде со множествомъ народа, и пріидоша на мѣсто, и молитвовавше довольно, и подъяша Пречистыя икону священническими руками съ великою честію, невозбранно, и принесоша во градъ, и поставиша въ соборной церкви святаго великомученика Ѳеодора Стратилата; и видѣша народи честную ону икону, и начаша повѣдати, глаголюще, яко мы вчера видѣхомъ сію икону, несому сквозѣ градъ нашъ воиномъ нѣкимъ: подобенъ той воинъ видѣніемъ святому великомученику Ѳеодору Стратилату: и тако свидѣтельствоваху народи. На мѣстѣ же томъ, идѣже обрѣтеся икона Богородицына, повелѣ великій князь церковь возградити во имя Господа Бога и Спаса нашего Ісуса Христа, нерукотворенаго образа Его, и монастырь устроити повелѣ, и отчины многи даде на препитаніе братіи. И по нѣкоемъ времени пріидоша человѣцы отъ града, глаголемаго Городца, и вшедше во святую церковь, и видѣша икону Пресвятыя Богородицы, и повѣдаша о ней, яко тая икона изъ ихъ града. Глаголюще же: егда попущеніемъ Божіимъ Городецъ градъ прегордый царь Батый поплѣнивъ пожже, и отъ того времени не обрѣтеся икона тая у нихъ во градѣ. И видѣвше ю, поклонишася ей, и повѣдаша многая чюдеса, бывшая отъ тоя иконы во градѣ ихъ. По семъ же быша многая чюдеса и во градѣ Костромѣ отъ иконы тоя; дважды бо церковь угорѣ, икона же óна невредима пребысть отъ огня. Потомъ же пріидоша поганіи татарове на градъ Кострому, и князь великій Василій пóйде противу ихъ; икону же ту Богоматере повелѣ предъ собою носити. И тогда видѣша поганіи отъ иконы лучи огненыя, и видѣвше смутишася, и на бѣжаніе устремишася. Князь же великій гнаше въ слѣдъ ихъ и многихъ поби и живыхъ пойма. И потомъ великій князь повелѣ устроити церковь соборную каменную во имя Пресвятыя Богородицы — честнаго и славнаго ея Успенія. Въ той бо день принесена бысть икона Богородицына во градъ Кострому святымъ великомученикомъ Ѳеодоромъ Стратилатомъ. Ѳеóдора же Стратилата церковь повелѣ князь устроити въ придѣлѣ у соборныя церкве, и оттолѣ нача именоватися икона Пречистыя Богородицы Ѳеóдоровская, и многая чюдеса творяше съ вѣрою приходящимъ къ пречистому Ея образу и до сего дне о Христѣ Ісусѣ Господѣ нашемъ, Ему же слава нынѣ и присно, и вó вѣки вѣкомъ. Аминь. 
 

Источникъ: Исторія Русской Церкви. Макарія, Архіепископа Харьковскаго. Томъ III. — Второе, исправленное изданіе. — СПб.: Типографія Юлія Андр. Бокрама, 1868. — С. 302-303. 

 

В память явления чудотворной Феодоровской иконы было установлено празднование, совершаемое 16/29 августа и традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом из кафедрального собора к храму Спаса-на-Запрудне, воздвигнутому на месте явления святыни. Эта традиция, насильственно прерванная в ХХ веке, возрождена в 1990 году.

14 марта, по старому стилю, 1613 года в костромском Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре Михаил Феодорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским собором на престол государства Российского.

 

 

Похожее изображениеПосльство от Земского собора в Костромском монастыре - миниатюра 17в.

Это избрание было торжественно провозглашено в Успенском соборе Московского Кремля еще 21 февраля 1613г. В особой торжественной обстановке Михаил Романов был наречен "Царем и Великим Князем всей Русии". Волю Собора объявили на Красной площади всему народу, и тогда "все возопиша: Михаил Феодорович! Да будет Царь и Государь Московскому государству и всеа Русския держава". Как свидетельствуют видные историки исследователи этого периода истории Московского государства, "успеху Михаила Романова способствовало не только то, что он был ближайшим из оставшихся родственников царя Феодора Иоанновича, но и то, что он принадлежал к одному из наиболее славных и знаменитых боярских родов. Его представители были "вечными боярами" московских князей,"крепко стоящими" за них и никогда не предававшими. Многие из них пользовались большой симпатией и даже любовью у простых людей". (См. А. А. Преображенский и др. Первые Романовына Российском Престоле. М.  Русское слово. 2000, с. 44).  Однако, избрание Земского собора, не было принято матерью избранного царя инокиней Марфой Иоанновной. Это избрание она и ее сын встретили с недовольством. По летописным свидетельствам, посланцы собора, представлявшие все сословия земли Русской, много часов просили Михаила Феодоровича и его мать, великую инокиню Марфу Иоанновну, принять соборное определение; согласие было получено лишь после длительных и настойчивых просьб со стороны посольства и обращения возглавлявшего посольство архиепископа Рязанского и Муромского Феодорита, призвавшего юного Михаила и его родительницу преклониться перед волей Божией. Как сообщает член этого посольства и достоверный свидетель этих событий Авраамий Палицын, келарь Троице-Сергиева монастыря, "архиепископ Феодорит со всем Освященным собором и боярин Феодор Иоаннович, и весь царский синклит со многими слезами моляше Государыню на многие часы".

Похожее изображениепалата бояр Романовых в Ипатьевском монастыре, современный вид

Мать избранного на царства ее сына, после вразумлений и длительной мольбы, и осознания справедливости слов посольства, что нет иного выхода из новых кровопролитий и междоусобных распрей, как вступление избранного Земским собором Михаила Феодоровича на царский престол, приняла решение о благословении своего сына на царство. После этого "благовернаа Государыня инока марфа Ивановна многи слезы пред образом пречистыя излиа и вземлет благородного сына своего благовернаго и благочестиваго Великаго Государя Михаила Феодоровича, пред всеми со слезами рече: "Се тебе, о Богом Пресвятая Богородица, и в Твои пречитеи руце, Владычице, чадо свое предаю и, яко хочеши, устроиши ему полезная и всему православному христианьству". У чудотворного Феодоровского образа Пресвятой Богородицы Михаил Феодорович Романов принес обеты верности Отечеству, Православной Церкви и русскому народу. Со времени этого события, явившегося началом преодоления Великой смуты, Феодоровский образ Божией Матери и Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь града Костромы стали особо чтимыми святынями царственного дома Романовых, а в память о призвании Михаила Феодоровича на царство было установлено еще одно празднование иконе – 27 марта, по новому стилю.

Михаил Фёдорович

прижизненный портрет царя Михаила Феодоровича

Со второй половины XVIII столетия многие члены царской семьи, в том числе все российские императоры, начиная с Николая I, считали своим долгом посетить  Кострому – «колыбель дома Романовых» – и поклониться чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы. В 1913 году, в ходе общегосударственного празднования 300-летия дома Романовых, Кострому посетили святые царственные страстотерпцы – последний русский император Николай Александрович и его августейшая семья.

Похожее изображение

посещение палаты бояр Романовых в Ипатьевском монастыре св. Царем мучеником Николаем II 1913г.

Особое почитание чудотворного образа Божией Матери династией Романовых нашло свое выражение в постройке в Царском Селе Феодоровского городка с храмом во имя чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, а также в том, что переходившие из инославия в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество «Феодоровна». Один из списков с этой чудотворной иконы находился во время "крестных страданий" с последним Всероссийский Императором, святым царем-мучеников Николаем  II Александровичем и всей Августейшей Семьей.

Картинки по запросу освящение Феодоровского собора в Царском Селе, фотоПохожее изображение

выход Царской семьи из Феодоровского собора в Царском Селе после богослужения

 

 

Картинки по запросу освящение Феодоровского собора в Царском Селе, фото

 

 памятник святому царю-мученику у Феодоровского Государева собора в Царском селе (г. Пушкин)

Житіе святыя великія княгини Ольги.
(древнее житие)
Святая равноапостольная княгиня Ольга / Монастырский вестник
 

Святая великая княгиня Олга родися въ плесковской странѣ, въ веси зовомыя Выбуто. Отца имѣаше невѣрна сущи, такожъ и матерь некрещену отъ языка Варяжска; и отъ рода не княжска, ни отъ велможъ, но отъ простыхъ бяше человѣкъ. О имени жъ отца и матере писаніе нигдѣжъ изъяви. Образомъ бяше святая тиха и кротка и любима ко всѣмъ и мудра зѣло. Посемъ князь Рускій Игоуръ поня ю за ся за премногую ея добродѣтель и добронравіе. По времени жъ родися сынъ има Святославъ, еще бо въ невѣрствіи има сущи. Посемъ Древяне убиша великаго князя Игоуря. Сыну жъ его Святославу въ то время еще младу сущу, оста отца своего и сѣде въ Кіевѣ. Святая же княгиня Олга, по смерти мужа своего Игоря, просвѣщена бывши Божіею благодатію, и иде въ землю греческую, въ царствующій градъ взыскати вѣры Христовы, идѣже христіянъство утвердися. И паки пришедъ святая въ царствующій градъ, и испроси отъ патріярха святаго крещеніа. Посемъ царь въсхотѣ пояти святую за ся, понеже бо мудра бѣ и красна зѣло. И абіе Божіею помощію упремудри царя и глагола: царю, не подобаетъ христіяномъ поганыхъ поимати. Посемъ царь же с патріархомъ самъ крести, споима рукама, святую, въ имя Отца и Сына и Святаго Духа, и нарекоша имя ей: Елена. И паки поучивъ ю патріархъ отъ божественыхъ писаній. Посемъ святая даде патріярху блюдо злато з драгими камыкі, иж женчюгомъ устроено, на послуженіе святому олтарю соборны церкви. И паки царь глагола святѣй: пойди за мя: сее уже крещена еси. Святая же глагола: царю, не подобно ти есть поняти; понеже породилъ мя еси въ купѣли святаго крещеніа. Царь же, помысливъ, и патріярхъ, яко не подобаетъ поняти ей, и даде святей дары многи, — царь такожъ и патріярхъ; и отпустиша ю съ великою честью въ землю Рускую к людемъ своимъ. И посемъ святая нача требища и кумиры сокрушати по многимъ мѣстомъ, и въ тѣхъ мѣсто нача кресты Христовы поставляти: кресты же тѣ Христовы знаменіа и чюдеса творятъ и до сего дни, идѣже святая поставила бяше. Посемъ же святая хожаше по градомъ и по мѣстомъ, учаше вѣры Христовѣ, и уроки легкіи и дани полагаше на людехъ. И паки пріидѣ святая на мѣсто Плесковы рѣки и Великіе, и възлюби мѣсто вельми; бяху бо на мѣстѣ томъ лѣсъ великъ и дубровы многи. И ту видѣ лучю трисіятельнаго Божества, и на мѣстѣ томъ крестъ постави: крестъ же той стоитъ и до сего дни въ память святыя. Святая же пророчески глагола бояромъ своимъ и рече: на мѣстѣ семъ будетъ церковь Святыа Троицы; градъ же будетъ великъ и славенъ зѣло, и изобиліа въ немъ будеть многа. И посемъ святая пріиде къ сыну своему Святославу и живяше съ нимъ. И абіе нача святая учити сына своего Святослава о вѣрѣ Христовѣ; сынъ же святыя нимало внятъ о семъ, но хожаше въ мнозѣ силы, и плѣняше грады и языцы, и дани многи полажаше на нихъ, и послѣди и самъ Святославъ въ невѣріи убьенъ бысть отъ агарянъ. И посемъ святая посла много злата на Плескову реку, идѣже видѣ лучю трисіятельнаго Божества, на поставленіе церькви Святыа Троица. И посемъ по крещеніи живяше лѣтъ 15 и угоди Богу, и съ миромъ предавъ святую свою и честную душю въ руцѣ Христу Богу въ лѣто 6477, мѣсяца Іюля въ 11 день. И посемъ, времени многу минувшу по преставленіи святыа, внукъ же ея — блаженный князь Владимеръ въспомяну о мощехъ святыа бабы своеа, и пріиде на мѣсто самъ с митрополитомъ и со всѣмъ священнымъ соборомъ и съ фимяномъ, и раскопавше землю, и обрѣтоша честныа мощи святыя бабы своея княини Олги цѣлы и нерушимы пребывають. Они же прославиша Бога, и въземъше мощи, и положиша въ церкви Святыа Богородица, въ гробѣ каменѣ мале; и на верху гроба того честнаго оконце сътвориша: и тудѣ видять блаженныа тѣло лежаше цѣло и тлѣнію непричастно, но свѣтяшеся яко солнце. А иже кто пріидѣтъ съ вѣрою ко гробу святыя: и оконце оно, иже на гробѣ святыа, само о себе отверзется, и видятъ честное тѣло и мнози пріемлютъ исцѣленіе неоскудно; а другимъ, иже не съ вѣрою приходящимъ къ честному ковчегу святыа, не отворится оконце гробное, и не видятъ святаго и честнаго ея тѣла, но токмо гробъ видяху святыя (Рук. Рум. Муз. XVI в. № 397, л. 380 об., Восток. Опис. стр. 601). 
 

Источникъ: Исторія Русской Церкви. Макарія, Архіепископа Харьковскаго. Томъ I. — Второе, исправленное изданіе. — СПб.: Типографія Юлія Андр. Бокрама, 1868. — С. 276-278. 

Крушение монархии. Был ли акт отречения Государя Императора Николая II от престола правомерен?

783265962983652352353.jpg

От редакции ПА: Наша Редакция публикует данную статью доктора исторических наук В. Цветкова в качестве мнения одного из историков, но не во всем разделяет убеждения автора. И это прежде всего касается мнения В. Цветкова, что Отречение Государя Императора было абсолютно сознательным и не был следствием насилия и обмана. Автор, пытаясь доказать свое мнение приводит хорошо известную запись из Дневника Государя за 2 марта 1917: «Утром пришел Рузский и прочел длиннейший разговор по аппарату с Родзянкой. По его словам, положение в Петрограде таково, что теперь министерство из Думы будто бессильно что-либо сделать, так как с ним борется соц.-дем. партия в лице рабочего комитета. Нужно мое отречение. Рузский передал этот разговор в Ставку, а Алексеев – всем главнокомандующим. К 2,5 часам пришли ответы от всех. Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии нужно решиться на этот шаг. Я согласился…". Ставя многоточие, В. Цветков тем самым вырезает из огромной исторической важности текста следующие слова: "Из ставки прислали проект манифеста. Вечером из Петрограда прибыли Гучков и Шульгин, с кот[орыми] я переговорил и передал им подписанный и переделанный манифест. В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена и трусость и обман!" (Цитация по публикации Дневника Государя http://militera.lib.ru/db/nikolay-2/1917.html)  мы полагаем, что В. Цветков вырезает из приводимого им текста Императора выделенные нами слова, чтобы доказать  свое мнение. Но такие действия являются не просто непорядочностью, но скорее умышленным подлогом и обманом, а значит и искажением исторической действительности. Вторая часть статьи автора доказывет действительность и правомерность Отречения Государя. С позицией по этим мнениям мы высказываем свое согласие. О действительности Акта Отречения мы писали и в последней нашей статье: 2-15 марта 1917 – Историческое Событие, о котором должен помнить и знать каждый русский человек.

Одно из важнейших событий Великой Российской революции 1917 г. – отречение от престола императора Николая II. За 100-летний период, прошедший с февраля 1917 г., опубликовано множество воспоминаний и исследований, посвященных этой теме.

К сожалению, нередко глубокий анализ заменяли весьма категоричные оценки, основанные на эмоциональном восприятии тех давних событий. В частности, распространено мнение, что сам акт отречения не соответствовал действовавшим на момент его подписания законам Российской империи и вообще был сделан под серьезным давлением. Очевидно необходимо рассмотреть вопрос о правомерности или неправомерности самого отречения Николая II.

Нельзя категорически утверждать, что акт отречения есть следствие насилия, обмана и иных форм принуждения в отношении Николая II.

«Акт отречения, как явствует из обстановки подписания… не был свободным выражением Его воли, а посему является ничтожным и недействительным», 

– утверждали многие монархисты. Но данный тезис опровергается не только свидетельствами очевидцев (их можно приводить множество), но и собственными записями императора в дневнике (например, запись от 2 марта 1917 г).

«Утром пришел Рузский и прочел длиннейший разговор по аппарату с Родзянкой. По его словам, положение в Петрограде таково, что теперь министерство из Думы будто бессильно что-либо сделать, так как с ним борется соц.-дем. партия в лице рабочего комитета. Нужно мое отречение. Рузский передал этот разговор в Ставку, а Алексеев – всем главнокомандующим. К 2,5 часам пришли ответы от всех. Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии нужно решиться на этот шаг. Я согласился…»

(Дневники императора Николая II. М., 1991. С. 625).

«Нет той жертвы, которой я не принес бы во имя действительного блага и для спасения России», 

– эти слова из дневниковых записей государя и его телеграмм от 2 марта 1917 г. лучше всего объясняли его отношение к принятому решению.

9436985634865983465

Факт сознательного и добровольного отказа императора от престола не вызывал сомнений и у современников. Так, например, киевское отделение монархического «Правого центра» 18 мая 1917 г. отмечало, что «акт об отречении, написанный в высшей степени богоугодными и патриотическими словами, всенародно устанавливает полное и добровольное отречение… Объявлять, что это отречение лично исторгнуто насилием, было бы в высшей степени оскорбительно прежде всего к особе монарха, кроме того, совершенно не соответствует действительности, ибо государь отрекался под давлением обстоятельств, но тем не менее совершенно добровольно».

Но наиболее ярким документом, пожалуй, является прощальное слово к армии, написанное Николаем II 8 марта 1917 г. и изданное затем в форме приказа № 371. В нем в полном осознании совершенного говорится о передаче власти от монарха к Временному правительству.

«В последний раз обращаюсь к вам, горячо любимые мною войска, – писал император Николай II. – После отречения мною за себя и за сына моего от престола Российского власть передана Временному правительству, по почину Государственной думы возникшему. Да поможет ему Бог вести Россию по пути славы и благоденствия… Кто думает теперь о мире, кто желает его, тот – изменник Отечества, его предатель… Исполняйте же ваш долг, защищайте доблестно нашу великую Родину, повинуйтесь Временному правительству, слушайтесь ваших начальников, помните, что всякое ослабление порядка службы – только на руку врагу…»

(Корево Н. Н. Наследование престола по Основным государственным законам. Справка по некоторым вопросам, касающимся престолонаследия. Париж, 1922. С. 127–128).

Примечательна и оценка известных телеграмм от командующих фронтами, повлиявших на решение государя, в воспоминаниях генерал-квартирмейстера штаба Верховного главнокомандующего Ю. Н. Данилова, очевидца событий:

«И Временным комитетом членов Государственной думы, Ставкой и главнокомандующими фронтами вопрос об отречении… трактовался во имя сохранения России и доведения ею войны до конца не в качестве насильственного акта или какого-либо революционного “действа”, а с точки зрения вполне лояльного совета или ходатайства, окончательное решение по которому должно было исходить от самого императора. Таким образом, нельзя упрекать этих лиц, как это делают некоторые партийные деятели, в какой-либо измене или предательстве. Они только честно и откровенно выразили свое мнение, что актом добровольного отречения императора Николая II от престола могло быть, по их мнению, обеспечено достижение военного успеха и дальнейшее развитие русской государственности. Если они ошиблись, то в этом едва ли их вина…»

1 3171 453445455445434534

Конечно, следуя конспирологической теории заговора против Николая II, можно предположить, что принуждение могло быть применено к государю в случае непринятия им отречения. Но добровольное решение монарха отречься от престола исключало возможность принуждения его кем-либо к такому действию.

Уместно в этой связи привести запись вдовствующей императрицы Марии Федоровныматери Николая II, из ее «памятной книжки»:

«…4/17 марта 1917 г. В 12 часов прибыли в Ставку, в Могилев, в страшную стужу и ураган. Дорогой Ники встретил меня на станции, мы отправились вместе в его дом, где был накрыт обед вместе со всеми. Там также были Фредерикс, Сергей Михайлович, Сандро, который приехал со мной, Граббе, Кира, Долгоруков, Воейков, Н. Лейхтенбергский и доктор Федоров. После обеда бедный Ники рассказал обо всех трагических событиях, случившихся за два дня. Он открыл мне свое кровоточащее сердце, мы оба плакали. Сначала пришла телеграмма от Родзянко, в которой говорилось, что он должен взять ситуацию с Думой в свои руки, чтобы поддержать порядок и остановить революцию; затем – чтобы спасти страну – предложил образовать новое правительство и... отречься от престола в пользу своего сына (невероятно!). Но Ники, естественно, не мог расстаться со своим сыном и передал трон Мише! Все генералы телеграфировали ему и советовали то же самое, и он, наконец, сдался и подписал манифест. Ники был невероятно спокоен и величествен в этом ужасно унизительном положении. Меня как будто ударили по голове, я ничего не могу понять! Возвратилась в 4 часа, разговаривали. Хорошо бы уехать в Крым. Настоящая подлость только ради захвата власти. Мы попрощались. Он настоящий рыцарь»

(ГА РФ. Ф. 642. Оп. 1. Д. 42. Л. 32).

Сторонники версии незаконности отречения заявляют об отсутствии соответствующего положения в системе российского государственного законодательства. Однако отречение от престола предусматривала статья 37 свода Основных законов 1906 г.:

«При действии правил… о порядке наследия престола лицу, имеющему на оный право, предоставляется свобода отрещись от сего права в таких обстоятельствах, когда за сим не предстоит никакого затруднения в дальнейшем наследовании престола».

Статья 38 подтверждала:

«Отречение таковое, когда оно будет обнародовано и обращено в закон, признается потом уже невозвратным».

Толкование этих двух статей в дореволюционной России, в отличие от толкования русского зарубежья и части наших современников, не вызывало сомнений. В курсе государственного права известного российского правоведа профессора Н. М. Коркунова отмечалось:

«Может ли уже вступивший на престол отречься от него? Так как царствующий государь, несомненно, имеет право на престол, а закон предоставляет всем, имеющим право на престол, и право отречения, то надо отвечать на это утвердительно…»

Аналогичную оценку содержал курс государственного права, написанный не менее известным российским правоведом, профессором Казанского университета В. В. Ивановским:

«По духу нашего законодательства… лицо, раз занявшее престол, может от него отречься, лишь бы по причине этого не последовало каких-либо затруднений в дальнейшем наследовании престола».

Но в эмиграции в 1924 г. бывший приват-доцент юридического факультета Московского университета М. В. Зызыкин, придавая особый, сакральный смысл статьям о престолонаследии, отделил «отречение от права на престол», которое, по его толкованию, возможно только для представителей правящего дома до начала царствования, от права на «отречение от престола», которым уже царствующие якобы не обладают. Но подобное утверждение условно. Господствующий император не исключался из царствующего дома, вступал на престол, имея на то все законные права, которые сохранял за собой в течение всего царствования.

Теперь об отречении за наследника – цесаревича Алексея Николаевича. Здесь важна последовательность событий. Напомним, что первоначальный текст акта соответствовал варианту, предписанному Основными законами, т. е. наследник должен был вступить на престол при регентстве брата императора – Михаила Романова.

1_img1554333434345.jpg

Российская история еще не знала фактов отречения одних членов царствующего дома за других. Однако это могло считаться неправомерным в случае, если осуществлялось бы за совершеннолетнего дееспособного члена императорской фамилии.

Но, во-первыхНиколай II отрекался за своего сына Алексея, достигшего в феврале 1917 г. лишь 12,5 лет, а совершеннолетие наступало в 16. Сам несовершеннолетний наследник, разумеется, не мог принимать каких-либо политико-правовых актов. По оценке депутата IV Государственной думы, члена фракции октябристов Н. В. Савича,

«цесаревич Алексей Николаевич был еще ребенком, никаких решений, имеющих юридическую силу, он принимать не мог. Следовательно, не могло быть попыток заставить его отречься или отказаться занять престол».

Во-вторых, государь принял данное решение после консультаций с лейб-медиком профессором С. П. Федоровым, заявившим о неизлечимой болезни наследника (гемофилии). В связи с этим возможная кончина единственного сына до достижения им совершеннолетия стала бы тем самым «затруднением в дальнейшем наследовании престола», о котором предупреждала статья 37 Основных законов.

После состоявшегося отречения за цесаревича неразрешимых «затруднений в дальнейшем наследовании престола» акт от 2 марта 1917 г. не создавал. Теперь великий князь Михаил Александрович возглавил бы дом Романовых, а его наследники продолжили бы династию. По оценке современного историка А. Н. Каменского,

«манифест и телеграмма стали по существу законными документами тех лет и письменным указом об изменении закона о престолонаследии. Этими документами автоматически признавался и брак Михаила II с графиней Брасовой. Тем самым автоматически граф Георгий Брасов (сын Михаила Александровича – Георгий Михайлович. – В. Ц.) становился великим князем и наследником престола государства Российского».

Конечно, следует помнить о том, что на момент составления и подписания акта об отречении государь не мог знать о намерении своего младшего брата (бывшего в те дни в Петрограде) не принимать престола до решения Учредительного собрания…

И последний довод в пользу незаконности отречения. Мог ли император принимать данное решение в соответствии со своим статусом главы государства, ведь Российская империя после 1905 г. – это уже думская монархия, и законодательная власть разделялась царем с законодательными учреждениями – Государственным советом и Государственной думой?

Ответ дает статья 10 Основных законов, которая устанавливала приоритет государя в исполнительной власти:

«Власть управления во всем ее объеме принадлежит государю императору в пределах всего государства Российского. В управлении верховном власть его действует непосредственно (т. е. не требует согласования с какими-либо структурами. – В. Ц.); в делах же управления подчиненного определенная степень власти вверяется от него, согласно закону, подлежащим местам и лицам, действующим его именем и по его повелениям».

Особое значение имела также 11-я статья, позволяющая издавать нормативные акты единолично:

«Государь император в порядке верховного управления издает в соответствии с законами указы для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления, а равно повеления, необходимые для исполнения законов».

Разумеется, эти единолично принятые акты не могли менять сути Основных законов.

Н. М. Коркунов отмечал, что указы и повеления, издаваемые «в порядке верховного управления», носили законодательный характер и не нарушали нормы государственного права. Акт отречения не менял системы власти, утвержденной Основными законами, сохраняя монархический строй.

11_img1343443344354.jpg

Интересную психологическую оценку этому акту дал известный русский монархист В. И. Гурко:

«…Русский самодержавный царь не имеет права чем-либо ограничивать свою власть… Николай II почитал себя вправе отречься от престола, но не вправе сократить пределы своих царских полномочий…»

В акте об отречении не нарушалась и формальная сторона. Он был скреплен подписью «подлежащего министра», так как по статусу министр императорского двора генерал-адъютант граф В. Б. Фредерикс скреплял все акты, касавшиеся и «учреждения об императорской фамилии», и имевшие отношение к престолонаследию. Не меняли сути документа ни карандашная подпись государя (впоследствии защищенная лаком на одном из экземпляров), ни цвет чернил или графита.

Что касается формальной процедуры окончательной легализации – утверждения акта Правительствующим сенатом, – то с этой стороны затруднений не возникло. 5 марта 1917 г. новый министр юстиции А. Ф. Керенский передал обер-прокурору П. Б. Врасскому акт об отречении Николая II и акт о «непринятии престола» великим князем Михаилом Александровичем. Как вспоминали участники этого заседания,

«рассмотрев предложенный на его обсуждение вопрос, Правительствующий сенат определил распубликовать оба акта в “Собрании узаконений и распоряжений правительства” и сообщить об этом указами всем подчиненным Cенату должностным лицам и правительственным местам. Оба акта приняты Сенатом для хранения на вечные времена».

В условиях продолжающейся войны важнейшим делом становилась победа над врагом. Ради блага Родины, по существу, – ради этой победы отрекался от престола государь. Ради нее он призывал своих подданных, солдат и офицеров, принести новую присягу.

Формально-правовое толкование законности или незаконности отречения никак не умаляло нравственного подвига государя. Ведь участники тех далеких событий – не бездушные субъекты права, не «заложники монархической идеи», а живые люди. Что было важнее: соблюдение обетов, данных при венчании на царство, или сохранение стабильности, порядка, сохранение целостности вверенного государства, столь необходимые для победы на фронте, в чем его убеждали члены Государственной думы и командующие фронтами? Что важнее: кровавое подавление «бунта» или предотвращение, пусть и ненадолго, надвигавшейся «трагедии братоубийства»?

Для государя-страстотерпца стала очевидной невозможность «переступить через кровь» во время войны. Он не желал удерживать престол насилием, не считаясь с количеством жертв…

«В последнем православном российском монархе и членах его семьи мы видим людей, стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных царской семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4/17 июля 1918 г. был явлен побеждающий свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке»,

– так оценивался нравственный подвиг императора Николая II в определении Архиерейского собора Русской православной церкви о прославлении новомучеников и исповедников российских ХХ века (13–16 августа 2000 г.).

Василий Цветков,
доктор исторических наук

https://historyrussia.org/tsekh-istorikov/konets-monarkhii-byl-li-akt-otrecheniya-nikolaya-ii-ot-prestola-pravomeren.html



Подписка на новости

Последние обновления

События