Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Археология

Храм гроба Господня в Иерусалиме и археология (реконструкция по теории Дана Бахата)

Кирьянов Димитрий, священник  —  

В статье на материале церковной истории и археологических исследований реконструируется облик Храма гроба Господня и прилегающая к нему местность.

 


 Окруженная со всех сторон каменными зданиями с красными крышами, церковь Святого Воскресения хорошо видна по своим куполам. Большой купол накрывает кувуклию, гроб Иисуса Христа; малый коричневый купол стоит на пересечении трансепта и нефа. Многим кажется невероятным, что на территории этой церкви, сегодня расположенной в центре христианского квартала в Иерусалиме, помещался гроб Иисуса Христа, как и в IV столетии, когда эта область, находившаяся внутри городских стен, была определена царицей Еленой как место погребения Иисуса. Необычность местоположения является косвенным указанием на то, что святая Елена имела основания в пользу его аутентичности. 

С 1960 г. греческая, армянская и латинская общины, которые совместно заботятся о церкви Святого Воскресения в Иерусалиме, занялись общим реставрационным проектом одного из наиболее восхитительных и сложных зданий в мире. В связи с реставрацией были проведены интенсивные археологические работы в попытке установить историю комплекса и места, на котором он находится. Первоначально были выкопаны 13 траншей для того, чтобы исследовать устойчивость строений эпохи Крестовых походов, но эти траншеи также позволили начать археологические раскопки. Снятие штукатурки со стен позволило открыть структуры более раннего периода. Был сделан новый, современный дренаж, но сами работы использовались и для археологических исследований.

Профессором археологии Францисканской библейской школы в Иерусалиме Виргилио К. Корбо был сделан трехтомный отчет[1]. В. Корбо занимался археологическими исследованиями этого места в течение более 20 лет, и никто, кроме него, лучше не мог изложить результаты раскопок[2]. Тексты исследований были опубликованы в трех томах на итальянском языке, помимо того, существует шестнадцатистраничный обзор на английском языке, сделанный С. Лоффеда.

 В течение периода поздней иудейской монархии, начиная примерно с VIII-VII в. до н.э., область, где сегодня расположена церковь Святого Гроба, была большой каменоломней для добывания известняка. Сам город лежал к юго-востоку и расширялся сначала к западу, а затем позднее к северу. Под церковью при раскопках был обнаружен известняк высокого качества. Кроме того, следы каменоломни были найдены также при раскопках, проводившихся поблизости церкви в 1960-1970-е годы К. Кеньон в Муристанском анклаве христианского квартала и Ю. Луксом недалеко от церкви Искупителя. Известняк был разрезан на квадратные блоки для строительных целей. Искусственная изрезанная поверхность, обнаруженная археологами, служит свидетельством того, что первоначально в этом районе располагалась каменоломня. Иногда рабочие оставляли частично обтесанные камни, которые  до сих пор сохранились под храмом. В одной из областей (к востоку от часовни Святой Елены в храме Святого Гроба) каменоломня находилась на глубине около 40 футов. Земля и пепел, которые наполняли карьер, содержали керамику железного века, датируемую VII в. до н.э., так что датировка карьера сомнений не вызывает[3]. Свидетельства древней каменоломни были обнаружены повсюду ниже церкви Святого Гроба и вокруг нее. Крупные каменные блоки были найдены под часовней Святого Вартана к востоку от часовни Святой Елены, и керамика датируется VII в., возможно VIII в. до н.э. 

 По мнению Корбо, этот карьер продолжал использоваться до I в. до н.э. В то время карьер был завершен и засыпан слоем красно-коричневой почвы, смешанной с каменной крошкой. Карьер стал садом, где росли злаки, смоквы и оливковые деревья. Чтобы доказать существование сада, Корбо апеллирует к тому факту, что выше карьера он нашел слой плодородной земли[4]. В это время сад-карьер также стал кладбищем. 

На этой территории были найдены по крайней мере 4 гробницы, относящиеся к этому периоду. Первая гробница — это гроб, традиционно называемый гробницей Никодима и Иосифа Аримафейских (№. 28 в списке Корбо). Как сообщают Евангелия (Ин. 19, 38-41; Лк. 23, 50-53; Мф. 27, 51-61), Иосиф снял тело Иисуса со креста, Никодим принес миро и алоэ и вместе они обвили его тело плащаницей и погребли его в саду в недавно сделанной гробнице Иосифа. Гробница, традиционно приписываемая Никодиму и Иосифу Аримафейскому, является типичной гробницей кокх (kokh, kokhim) I в. н.э. Кокхим являлись длинными, узкими нишами в погребальной пещере, где могло полагаться либо тело, либо гроб умершего. Иногда в кокхим помещались оссуарии. Во время реставрационных работ в церкви Святого Гроба ниже ротонды был найден не известный до того времени проход к этой гробнице.

 Другой тип гробницы, называемый акрозолиум, также был обычным для этого периода. Акрозолиум представляет собой низкий, вырезанный в камне гроб, идущий вдоль стороны погребальной пещеры. Он имел верх, оформленный в виде арки над углублением, от которой и произошло название. Гроб Иисуса, возможно, состоял из коридора и вырезанного в камне акрозолиума. К сожалению, за многие столетия гроб полностью изменился вследствие паломничества, из-за откалывания кусочков камня в качестве сувениров и святынь. Сегодня гроб полностью покрыт более поздней каменной кладкой.

Третья, гораздо более крупная гробница, вероятно, типа кокх, была найдена напротив церкви. Она была в большой степени расширена в эпоху Константина и использовалась как цистерна. Весьма незначительные остатки этой гробницы, изученные Корбо, свидетельствуют о ее первоначальной функции. Наконец, в конце XIX века под коптским монастырем была обнаружена другая гробница типа кокх, которая не упоминается Корбо[5]. Вероятно, другие гробницы, которые существовали в этой области, были разрушены позднейшими структурами. Но свидетельств того, что на рубеже тысячелетий эта область была большой погребальной землей достаточно.

 Гробница напротив Церкви была вырезана в скале, которая обычно называется Голгофой, где был распят Иисус. Возможно, что скальные породы Голгофы были nefesh, или мемориальным монументом[6]. Однако эта гипотеза нуждается в более тщательном исследовании, прежде чем можно будет утверждать это с уверенностью.

Следующая эпоха, свидетельства которой находятся в церкви Святого Гроба, — это период правления римского императора Адриана. В 70 г. н.э. римляне подавили первое иудейское восстание; тогда они разрушили Иерусалим и сожгли храм. Менее 70 лет спустя, в 132 г. н.э., евреи  снова подняли восстание под предводительством равви Акибы и Бар Кохбы. Римлянам понадобилось три года, чтобы подавить второе иудейское восстание. Затем император Адриан изгнал иудеев из Иерусалима и полностью перепланировал город, основав в его границах новый город — Элия Капитолина. По этой же причине он изменил название страны с Иудеи на Палестину.

На месте карьера и сада с кладбищем Адриан сконструировал гигантскую возвышенную платформу, почти сравняв с землей прямоугольные стены. На вершине платформы он построил небольшой поднятый подиум, а на вершине подиума храм. Хотя останки стен Адриана являются незначительными, их существование бесспорно. Поскольку область имела неровности, карьер и была изрезана гробницами и торчащими неотесанными скалами, для построения этой платформы было необходимо поднять уровень этого места.

 Многие из блоков (ashlar), использованных Адрианом для сохранения стен платформы, были в действительности старыми блоками эпохи Ирода, оставшимися после разрушения Иерусалима в 70 г. н.э[7]. Они идентичны по размерам и виду тем, которые найдены на Храмовой горе. Стены Адриана выглядели подобно стенам эпохи Ирода, более всего напоминая западную стену Храмовой горы (Стену Плача). Верхняя часть сохранившихся стен Адриана была декорирована пилястрами или колоннами с внешней стороны.

Таким образом, платформа Адриана копировала ограждение Храмовой горы Ирода, хотя, к сожалению, до настоящего времени пилястры не сохранились. Этот стиль может быть виден, однако, в стенах традиционных гробниц патриархов (пещера Махпела) в Хевроне[8]. То, что Адриан пытался копировать стены Ирода на Храмовой горе, имеет особое значение. Вместо храма Ягве Адриан построил на своем возвышении храм Венеры (Афродиты).


В. Корбо считал храм Адриана Капитолием, то есть посвященным Юпитеру Капитолийскому. В своей аргументации он ссылается на свидетельство Иеронима, который упоминает о том, что храм в Иерусалиме был посвящен Юпитеру. Однако в IV веке Евсевий говорит о том, что храм Адриана был посвящен Венере, кроме того, Дион Кассий в III веке указывал на место храма Юпитера на месте ранее стоявшего иудейского храма, то есть на Храмовой горе. Множество других древних авторов начиная с V века указывают также на то, что на месте церкви Святого Гроба стоял храм Афродиты. В поддержку своей аргументации Корбо ссылается на то, что в церкви-ротонде находятся фрагменты тройного деления, которые связаны со статуями Капитолийской триады: Юноны, Минервы и Юпитера. Однако нет оснований полагать, что эти фрагментарные остатки являются частью тройственной внутренней части храма или даже частью языческого храма. Датировки, предложенные Корбо, также не имеют никаких оснований. 

Части ограждающей стены Адриана сохранились. Фрагменты других стен, полагает Корбо, найденные на территории, где размещался сад в I в. до н.э., составляли нижние части храма Адриана. Но это только утверждение Корбо: археолог не дает никакого доказательства, на основании которого можно проверить его выводы. В любом случае, ничего из видимых останков храма Адриана не было открыто. Как мы знаем из исторических источников, он был разрушен до основания Константином, так что нет никакой надежды реконструировать его. Без следа исчез и небольшой подиум на вершине платформы.

Реконструкция храма Адриана, предложенная Корбо, является полностью спекулятивной и неудовлетворительной. Прежде всего, он утверждает, что это была трехнишная структура, соответствующая его ошибочной теории того, что он был посвящен Юпитеру Капитолийскому, а не Венере (Афродите)[9]. Но не существует никаких параллелей плану Корбо[10].

Дан Бахат предполагает, что храм Адриана мог быть ротондой, подобной римскому храму Геркулеса Победителя, а не храмом прямоугольной формы, а также то, что ротонда Адриана была, вероятно, посвящена Венере, а не Юпитеру, как утверждал Корбо. Особый интерес представляет стена 408, внизу справа. Это точная часть огораживающей стены Адриана. Небольшие белые выемки на южной (внешней) стороне этой стены свидетельствуют, что стена имела пилястры или была украшена колоннами, похожими на те, которые находились на стенах Ирода.

 Большие камни ограждения Адриана (верхний правый угол лестницы) были найдены при раскопках восточной части церкви Святого Гроба. На некоторых блоках видны узкие поля. Эти ашлары были взяты из ограждения, с того места, где начинались пилястры (см. стену 408 на плане). Пилястры видны на верху внутри углового камня выше 10-12-й ступени лестницы. Эта малая часть ограждающей стены Адриана, которая являлась основанием языческого храма, демонстрирует желание Адриана подражать ограждению Храмовой горы. Ирод Великий построил также монументальное ограждение в Хевроне, окружающее традиционное место погребения патриархов Авраама, Исаака и Иакова и их жен, Сары, Ревекки и Лии. Это единственное строение Ирода, которое сохранилось неповрежденным до сего дня. Его замысел идентичен ограждению Ирода на храмовой горе в Иерусалиме и может служить аналогом того, что сделал Адриан на месте Святого Гроба.

Царице Елене, матери Константина Великого, в 326 г. н.э. при посещении Иерусалима было показано место Гроба Господня. Мы не знаем, в каком состоянии оно было в то время. Возможно, что языческий храм, созданный Адрианом, был уже разрушен христианами и находился в руинах. После визита царицы христианская община продолжала удалять то, что осталось от храма Адриана, а также адриановскую платформу.

Как сообщает Евсевий Кесарийский, намерение Адриана заключалось в том, чтобы уничтожить навеки не только гроб Иисуса, но и камень Голгофы, где он был распят. Согласно письменным источникам Константин построил ротонду вокруг гроба Иисуса[11]. Напротив ротонды было место распятия (Голгофа), там, где находился Святой Сад. С другой стороны сада Константин построил длинную церковь в форме базилики — Мартириум, состоящую из центрального и боковых нефов, отделенных рядами колонн. Здесь верные могли совершать молитвы. Между ротондой и базиликой находилась скала Голгофа.

Была ли ротонда Константина действительно построена на месте погребения Иисуса? Хотя мы никогда не сможем с уверенностью ответить на этот вопрос на основании данных археологии, вполне вероятно, что это именно так. Как мы видели, на рубеже тысячелетий это место служило кладбищем. Кладбище вместе с гробом Иисуса было утеряно почти на 200 лет. В пользу аутентичности места говорит, во-первых, факт, что оно в самом деле было кладбищем и что память о гробе Иисуса сохранилась, несмотря на то, что Адриан полностью закрыл его своим строением, а во-вторых, что христианская община Иерусалима никогда не исчезала в течение этого периода и что епископы Иерусалима хранили о нем память.

 Возможно, наиболее сильным аргументом его подлинности, однако, является то обстоятельство, что оно должно было рассматриваться как совершенно невероятное, когда его указали в IV веке матери Константина Елене. Тогда (впрочем, и сейчас) эта площадь находилась в переполненном городском центре, что было столь же странно для паломников IV века, как и для нынешних. Но сегодня мы знаем, что ее местоположение вполне соответствует историческим реалиям I в. н.э.

В IV столетии уже в течение длительного времени эта территория находилась внутри городских стен. Стены, охватывающие эту часть города, называемые Иосифом Флавием третьими стенами, были построены Иродом Агриппой, который правил Иудеей между 41 и 44 годами. Таким образом, эта стена была построена в скором времени после распятия Иисуса, не более чем 10-15 лет спустя. И это решающий пункт.

Когда Иисус был распят около 30 г. н.э., эта область была вне города, в саду, где находилось кладбище. Эти факты открыты современной археологией. Но кто мог знать об этом в 325 г. н.э., если бы память о месте погребения Иисуса не сохранялась в точности? Евангелия говорят нам, что Иисус был погребен «недалеко от города» (Ин. 19, 20). Место, которое мы рассматриваем, было тогда вне города. Городская стена была только в 165 м к югу и в 115 м к востоку.

Кроме того, здесь был сад (Ин. 19, 41), что согласуется с археологическими данными. Исходя из результатов исследований нет никаких оснований отвергать аутентичность этого места. Базилика Константина, построенная напротив гроба, была типичной для этого времени. Она состояла из центрального нефа и боковых нефов с каждой стороны, отделенных рядами колонн. У конца нефа была единственная апсида.

К сожалению, очень трудно выявить какие-либо сохранившиеся остатки базилики Константина. Из секций стен, которые были открыты, мы можем только подтвердить ее местоположение и первоначальное существование. Позади (к западу) от базилики Константина был большой открытый сад, на другой стороне которого, в ротонде, стоял Гроб Иисуса. Апсида базилики направлялась в сторону гроба. Ученые, занятые реставрацией, расходятся во мнениях относительно вопроса о том, когда гроб был накрыт ротондой. Корбо принимает одну точку зрения, о. Чарльз Куазнон — другую. Куазнон (ум. 1976) — архитектор латинской общины, занимавшейся реставрационными работами. В 1974 г. он опубликовал предварительный отчет о раскопках[12].

Куазнон считал, что гроб был расположен в изолированной квадратной нише, примыкающей к Святому Саду. По его мысли, гроб оставался незащищенным, стоял на открытом воздухе, до смерти Константина, когда вокруг него была построена ротонда, в результате чего Святой Сад оказался между ротондой и базиликой Константина. Этот взгляд отвергает Корбо, который, вероятно, прав.

 Согласно теории Корбо ротонда была частью первоначальной конструкции Константина и его замысла. К несчастью, из-за методологии раскопок Корбо и ограниченных археологических свидетельств в этом отчете, невозможно проверить его датировку стен.

Существует один аргумент Корбо, который может говорить о верности его позиции: многие храмы в честь богинь, такие как храм Венеры (Афродиты), являются круглыми. Как говорит Евсевий Кесарийский, Адриан построил здесь храм Венеры, который, возможно, был круглым храмом. Христианская ротонда могла вполне быть вдохновлена этой языческой ротондой. Если архитектура ротонды Адриана вдохновила постройку христианской ротонды, то вполне вероятно, что ротонду построил сам Константин, а не позднейший правитель, который не имел представления о языческой ротонде. Сохранились 2 колонны ротонды, построенной вокруг гроба Иисуса. О. Куазнон предположил, что они были двумя половинками, составлявшими одну колонну. По мнению Куазнона, эта колонна первоначально была в портике храма Адриана; две половинки позднее использовались в ротонде. В этом он, по-видимому, прав.

 На той стороне ниши, которая отмечает гроб Иисуса, из камня был вырезан дренаж, очевидно для того, чтобы позволить вытекать из гроба дождевой воде. Это может свидетельствовать о том, что по крайней мере в течение некоторого времени гроб стоял на открытом воздухе. Как долго, мы не можем сказать. В любом случае вскоре вокруг гроба была построена ротонда, в которой сегодня и находится гробница — в центре современной ротонды, называемой Анастасис.

Между ротондой и базиликой церкви находился Святой Сад. Он, полагает Куазнон, был окружен со всех четырех сторон портиками с рядами колонн, создававшими прямоугольный двор. За двором, окруженным портиком, со стороны ротонды была стена с восемью вратами, которые вели к ротонде. Однако Корбо указывает только на колонны с трех сторон, почему и называет двор с садом трипортиком. Корбо опустил портик со стороны ротонты, расположенный рядом с восьмивратной стеной. Возможно, что он прав. Таким комплекс церкви Святого Гроба был до персидского вторжения в 614 г. н.э. В это время он был поврежден огнем, но не был полностью разрушен. Когда персы завоевали Иерусалим, они превратили в развалины многие церкви, оставив целым храм Гроба Господня. 

 Корбо предпринял попытку реконструкции плана комплекса, построенного Константином Великим. Здесь черные области показывают сохранившиеся до настоящего времени части комплекса. Точками показаны те места, которые не найдены, но их существование предполагается. Ротонда с колоннами и столбами, окружающими Гроб Иисуса, и три ниши во внешней стене оттенены желтым цветом. Эта ротонда, наверное, напоминает римскую ротонду или мавзолей дочери Константина — церковь Святой Констанции в Риме. Святой Сад с портиком с колоннадами с трех сторон окрашен в зеленый цвет. Восьмивратная стена отделяет ротонду от Святого Сада (врата показаны стрелками). В юго-восточном углу Святого Сада находится скала Голгофа (см. стрелку). С другой стороны Святого Сада находится базилика — Мартириум (окрашенная в голубой цвет) с единственной апсидой к ротонде и нефом с двумя боковыми по сторонам. Перед базиликой — атриум, или нартекс. Ступени ведут вниз к главной оживленной улице Cardo, проходящей с севера на юг. В восточном углу Мартириума № 307, 308, 309 показывают подземные ямы, которые частично использовались как часовни во время Крестовых походов. 

 

Реконструкция Храма Гроба Господня Константина

Реконструкция Храма Гроба Господня Константина

Реконструкция Храма Гроба Господня Константина

Реконструкция Храма Гроба Господня, построенного при императоре Константине Великом

 

Модель Храма Гроба Господня на 3D-реконструкции Иерусалима IV—VII вв. из Церкви св. Петра в Галиканту (на Сионе), фото Мих. Короля, 2006

Модель Храма Гроба Господня на 3D-реконструкции Иерусалима IV—VII вв. из Церкви св. Петра в Галиканту (на Сионе), фото Мих. Короля, 2006

 На сохранившейся мозаичной карте Иерусалима из Мадабы (VI в. н.э.) отражены улицы города и церковь Святого Гроба. По убеждению Дана Бахата, детали, показанные на ней, свидетельствуют о том, что здание церкви Константина сохранялось неизменным в VI веке, когда эта мозаика была выполнена на полу церкви в сегодняшней Иордании. Церковь Святого Гроба представляет собой большое строение, перпендикулярное Cardo, главной оживленной улице, идущей справа налево через центр города. Церковь находится в середине Cardo, прерывая ряд колонн. 

 

Модель Храма Гроба Господня на 3D-реконструкции Иерусалима IV—VII вв. из Церкви св. Петра в Галиканту (на Сионе), фото Мих. Короля, 2006Модель Храма Гроба Господня на 3D-реконструкции Иерусалима IV—VII вв. из Церкви св. Петра в Галиканту (на Сионе), фото Мих. Короля, 2006 



Ситуация, однако, была совершенно иной в 1009 г. н.э. Во время правления халифа Каира Эль Хакима весь комплекс церкви — базилика, ротонда, гроб внутри, а также портики между ротондой и базиликой — были сильно повреждены; базилика навсегда была разрушена до основания. Только в 1968 г. были открыт фундамент западной апсиды базилики, которые позволяют определить ее местоположение. Ротонда также была сильно повреждена, после чего ее высота составляла 1,5 метра.

 Между 1042 и 1048 гг. византийский император Константин IX Мономах попытался восстановить комплекс. Ему удалось почти полностью возродить ротонду с небольшими изменениями. Если ротонда Константина Великого имела три ниши с трех сторон, то Мономах добавил четвертую. Алтарь теперь был сделан с восточной стороны, как и в большинстве церквей. Напротив ротонды Мономах сохранил открытый сад. Северная колоннада была перестроена и сохранилась до настоящего времени, таким образом позволив нам изучать характер реставрации Мономаха. До нашего времени также дошли мозаичные полы эпохи Константина Мономаха.

Вместо базилики Мономах построил три вида часовен. Один вид, состоявший из трех часовен, граничил со старым баптистерием; во второй также входило три часовни, построенных недалеко от места апсиды разрушенной базилики (эта группа известна только по историческим документам); третий представлял собой часовню к северу от ротонды.

Во время реконструкции Мономах открыл цистерну, где, согласно преданию, царица Елена обнаружила Честный Крест. Корбо полагает, по-видимому, справедливо, что это предание появилось только в XI столетии (по археологическим данным цистерна датируется XI-XII вв.). Более того, на этом месте в память предполагаемого обнаружения Еленой Честного Креста ничего не было построено ни до Константина Мономаха, ни даже позднее, до периода крестоносцев.

Тем не менее Куазнон полагает, что предание о том, что царица Елена нашла здесь Честный Крест, датируется временем Константина. Ученый считает, что Константин построил небольшую крипту в цистерне-пещере. Куазнон признал, однако, что современная часовня Святой Елены датируется эпохой Крестовых походов. В то же время, часовня Святой Елены, предмет интереса для археологов даже сегодня, была построена отчасти в самой цистерне и отчасти рядом с ней.

 Крестоносцы, правившие Иерусалимом с 1099 по 1187 г., также перестроили церковь и придали ей тот вид, который она имеет сегодня. Ротонда была в центре новой структуры. Сегодняшние паломники входят в церковь Святого Гроба через фасад церкви крестоносцев. Эта церковь была построена в XII веке на месте Святого Сада, в котором стояла скала Голгофа. 

 В области сада с портиками напротив ротонды крестоносцы построили неф с трансептом, образующий крест, и престол. Скала Голгофа, где был распят Иисус, впервые была включена в здание церкви. Во время Адриана скала Голгофа возвышалась выше платформы Адриана. По свидетельству Иеронима, на вершине скалы была установлена статуя Афродиты. Эта статуя была удалена христианами, которые почитали скалу. Когда Константин построил свою базилику, скале была придана квадратная форма для того, чтобы подогнать ее к часовне в юго-восточном углу Святого Сада.

Как отмечалось, в церкви крестоносцев скала была заключена в часовню внутри самой церкви. Уровень пола этой часовни находится почти на вершине скалы, поэтому внизу была построена нижняя часовня, названная в честь Адама, в которой можно увидеть нижнюю. Эта нижняя часовня служила в качестве места погребения для королей крестоносцев в XII в. Гробницы были перенесены после большого пожара 1808 г. 

Когда вы входите в церковь, ротонда, окружающая гроб Иисуса, остается слева. Первоначально построенная вокруг гроба Иисуса в IV веке, ротонда была включена в состав церкви крестоносцев и стала ее главной частью. Справа в церкви крестоносцев, в ее восточном конце, находятся ступени, ведущие вниз к часовне Святой Елены, где согласно преданию она нашла Честной Крест. Квадратная башня слева у фасада является колокольней крестоносцев.

Трехтомный труд о. В. Корбо может быть назван последним словом о церкви Святого Гроба. Несмотря на свою монументальную природу, этот труд, тем не менее, уязвим для критики. Несмотря на заглавие, этот труд не является археологическим отчетом. В нем не описываются почти никакие находки, и невозможно понять из рисунков текста автора, почему конкретная стена приписывается тому или иному периоду. Это печально. Точные описания этих находок и их местоположения в значительной степени могли бы расширить наши знания не только в отношении истории церкви, но и в отношении исследования средневековой керамики, монет и других артефактов. Также важно, что ученые могли бы проверить атрибуцию стен и других архитектурных элементов. На фото 207 мы видим фрагменты, приписываемые Корбо надгробию Болдуина V[13], но почти невозможно понять, где оно было найдено, поскольку упоминается только общее местоположение. В отличие от многих археологических отчетов Корбо не дает нам индекса мест. Таким образом, любой, кто желал бы тщательно изучить отдельные места, их содержание и атрибуцию, находится совершенно в безвыходном положении.


С археологической точки зрения книга является неудовлетворительной. В ней даже не затрагиваются вопросы стилистического развития романской церковной архитектуры на примере ротонды или церкви крестоносцев. Однако никто, изучающий это величайшее здание, не может обойтись без этих книг.


[1] Corbo V. Il Santo Sepolcro di Gerusalemme, Aspetti arceologici dalle origini al periodo crociato. Parts I-III. - Jerusalem: Franciscan Printing Press, 1981-1982.

[2] В 1960 г. Корбо был назначен археологом, ответственным за этот проект со стороны латинской общины, а в 1963 со стороны греческой и армянской общин.

[3] См.: Magen Broshi. Recent Excavations in the Church of the Holy Sepulchre. Qadmoniot. Vol. 10. No. 1, 1977. - S. 30ff (in Hebrew). См. также: Magen Broshi and Gabriel Barkay. Excavations in the Chapel of St. Vartan in the Holy Sepulchre. Israel Exploration Journal 35. Nos. 1-3 (1985). -  S. 108ff.

[4] Броши и Баркей не упоминают об этом слое пахотной почвы; вместо этого они нашли пол из утоптанной земли эпохи железного века, выше каменоломни. Основываясь на этом и большом количестве керамики эпохи железного века, найденных ниже и выше этого пола, они сделали вывод, что эта область была обитаемой с конца VIII века до разрушения Иерусалима вавилонянами. Они датируют карьер IX-VIII вв. до н.э., до того времени как город стал расширяться в этом направлении в конце VIII века. Корбо оспаривает это и утверждает, что этот пол не может быть датирован эпохой железного века.

[5] Conrad Schick. Notes from Jerusalem. - Palestine Exploration Fund Quarterly Statement, 1887. - S. 156-170.

[6] Слово нефеш буквально означает «душа». В раввинистической литературе оно также означает монумент, сконструированный над могилой в память об умершем. В современных греческих надписях эквивалентом этому слову было слово «стела».

[7] Ашлар - камень, вырезанный в форме квадрата или многоугольника для того, чтобы вставить его в строение.

[8] См.: Nancy Miller. Patriarchal Burial Site Explored for First Time in 700 Years. BAR 11:03.

[9] Более того, в самой реконструкции стена T 62 C не имеет функций. Стена T 10 G с двумя ангелами не имеет смысла вообще.

[10] Если Корбо полагал, что его модель храма на месте церкви Гроба Господня напоминает храм Фортуны в Риме или Maison Caree в Ниме, Франция, которые являются современными храму, то он ошибался в следовании этим моделям. Лестница не должна занимать всю ширину структуры; сзади шести внутренних колонн должны быть две дополнительных колонны, закрытые двумя антами, аркоподобными стенами, которые исходят от основных стен структуры, и боковые колонны не должны быть свободно стоящими, но только половина колонн прикреплена к поверхности стен.

[11] Eusebius. Life of Constantine. - Palestine Pilgrims Texts Society. Vol. I, 1891.- S. 1-12.

[12] The Church of the Holy Sepulchre in Jerusalem. - London: Oxford University Press. См.: J.-P. B. Ross. The Evolution of a Church - Jerusalem‘s Holy Sepulchre. BAR 02:03.

[13] См. также фотографии Корбо № 24, 25 и 204.

Источник: https://bogoslov.ru/article/398967

Новая Церковь Богородицы в Иерусалиме,

построенная императором Юстинианом на Храмовой горе

New Church of the Virgin Mary in Jerusalem built by Emperor Justinian on the Temple Mount

Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне

 

История Святой Софии — от храма Юстиниана до мечети Эрдогана. Фотогалерея  :: Общество :: РБК

 

остатки храма Богородицы Неа

Эпоха правления императора Юстинина было временем политического и культурного взлета Византийской – Восточно-Римской империи. Ее главным символом до сих пор является храм Святой Софии в Константинополе. В правление императора Юстиниана Римская империя, которая теперь сосредотачивалась не вокруг Древнего Рима, а в Новом Риме, Константинополе, вернула большинство утраченных провинций после падения Западной Римской империи, которое считается, произошло в 396г. 

Выдающийся ученый и византолог Г. А. Острогорский в своем известном труде "История Византийского государства" дает нам очень точную и верную характеристику личности императора Юстинина: "Бесспорным свидетельством величия личности Юстиниана является охватывающая весь мир широта его политических целей и исключительная многосторонность его деятельности. Весьма многочисленные и прискорбные слабости его характера бледнеют перед мощью его всеохватного ума. Конечно, не он, а Велисарий и после него Нарсес вели завоевательные войны, не он, а Трибониан провел масштабную кодификацию права, не он, а префект претория Иоанн Каппадокиец принимал важнейшие меры в управлении. Но тем не менее именно он был вдохновителем всех великих деяний своей великой эпохи. Восстановление всемирной Римской империи было вечным желанием византийцев. Этому желанию реставрационная политика Юстиниана дала грандиозное выражение. И потому для будущих поколений она является великим примером, даже несмотря на то, что дело реставрации оказалось недолговечным, а его неудача имела для Империи тяжелейшие последствия."

Византийские императоры всегда стремились вернуть захваченные земли Западной империи, и каждый византиец, считавший себя римлянином, видел в покоренных варварами землях Западной империи свою землю.  Идея о единой Римской империи органически жила в душе всякого византийца, а тем более императора. "В кризисе, погубившем западную половину Римской империи, выстоял более здоровый организм экономически более сильной и более густонаселенной восточной ее части. Однако даже эта часть Империи подверглась этому кризису, пережив все ужасы переселения народов и в течение столетия борясь с опасностью варваризации своего государства и армии. В то время, когда волны переселения народов сомкнулись над Западом, сама Византия, ослабленная во всех частях, лишь изредка решалась выйти из роли просто пассивного наблюдателя. На рубеже V-VI вв. этнический кризис на Востоке был окончательно преодолен, и Византия наконец оказалась в состоянии проводить более активную политику и предпринять попытку спасения утраченных западных областей. Как удавалось сохраняться идее единства Империи, несмотря на раздельное управление ее обеих частей, так же осталась жива и идея универсальности Римской империи, несмотря на германское завоевание Запада. Как и раньше, римский император считался главой всего римского мира и христианской ойкумены. Территории, которые некогда принадлежали Римской державе, считались ее вечным и неотъемлемым владением, даже когда ими управляли германские короли. Начнем с того, что и сами эти короли признавали суверенные права римского императора, пользуясь всего лишь делегированной им, императором, властью147. Естественным правом римского императора было возвратить себе римское наследие. Более того, его священной миссией было освободить римскую землю от господства иноплеменных варваров и арианских еретиков, дабы восстановить Империю в ее старых границах как единственную римскую православную христианскую державу. Служению этой миссии была подчинена политика Юстиниана I (527–565)." (А. Г. Острогорский. История Византийской империи. 3. Реставрационная политика Юстиниана и ее крушение. https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-vizantijskogo-gosudarstva/1_4) И только императору Юстиниану удалось осуществить то, чего не мог никто сделать из его предшественников - вернуть большую часть Западной империи. 

Расширение территории Византии с начала правления Юстиниана (синим цветом выделена империя на момент начала правления Юстиниана в 527 году) и до его смерти (фиолетовым цветом выделены завоёванные полководцами Юстиниана территории к 565 году)

Храмоздание и активное строительство городов в эпоху императора Юстиниана Великого велось повсеместно. И в Иерусалиме императором была также построена одна из прекраснейших базилик, здание которой до нашего времени не сохранилось. Базилика, посвященная Богоматери на Храмовой горе, так называемая Новая Церковь (Νέα Ἐκκλησία) Но именно об этой базилике мы хотели бы привести некоторые сведения, поскольку на протяжении многих столетий она являлась одним из важных христианских символов Иерусалима. В современных доступных путеводителях по Иерусалиму и по Храмовой горе, либо ничего не говориться об этой исторической эпохе, либо говориться так: «Во время византийского периода Храмовая гора пребывала в запустении.

Σπάνια βυζαντινή εκκλησία βρέθηκε στους Αγίους Τόπους

Под её стенами была устроена городская свалка. Храмовая гора не играла значимой роли в христианской традиции и не осталось никаких заметок современников о сооружениях, находившихся на месте разрушенного Храма»[1]. На самом деле такого рода сведения имеют чисто идеологический характер, чтобы доказать путем сокрытия подлинных фактов, что в Византийскую эпоху и Иерусалим , а тем более Храмовая гора были преданы забвению.

Мы приведем интересные сведения из докторской диссертации Димитрия К. Цулканаки «Византийское присутствие на Святой Земле с Константина Великого и до арабского зовоевания» (Διδακτορική διατριβή του Δημητρίου Κ. Τσουλκανάκη “Η βυζαντινή παρουσία στους Αγίους Τόπους από το Μέγα Κωνσταντίνο έως την αραβική κατάκτηση”.)[2]

мозаичный пол одной из византийских базилик в Иерусалиме эпохи императора Юстиниана

«Эпоха Юстиниана принесла новое дыхание для экономического развития в Палестине. Император выделил значительные средства на строительство. впечатляющих храмов и для проведения важных общественных работ, а также для поддержания уже ведущихся работ. 20 ноября 543 года им был в Иерусалиме открыт внушительных размеров храм «Новая церковь» Богородицы, подробное описание которого оставил нам Прокопий в его произведении «О постройках» (Περί κτισμάτων). Историк, полный восхищения, утверждает, что огромные валуны кладки должны были доставляется из карьера на строительную площадку специально изготовленными тележками, которые тащили 40 избранных крепких быков, что крышу храма поддерживали огромные колонны пурпурового цвета и этот огромный комплекс включал в себя монастырь, больницу и общежитие.4 Группа израильтян археологов Иерусалимского университета под руководством Н. Авигад (Avigad) обнаружил ктиторскую надпись храма (κτητορική επιγραφή του ναού), текст которой упоминает как покровителя работы императора Флавия Юстиниана и сторожа-эпистата священника и игумен Константина:

“Κ(αί) τοῦτο τό ἔργον ἐφιλοτιμήσατο ὁ εὐσεβ(έστατος) ἡμῶν βασιλεύς Φλ(άουιος) Ἰουστινιανός, προνοίᾳ κ(αί) σπουδῇ Κωνσταντίνου ὁσιωτά(του) πρεσβ(υτέρου) κ(αί) ἡγουμέ(νου), ἰνδ(ικτιῶνος) ιγ'”»[3]

«И это дело, которое наш благочестивый император Флавий Юстиниан щедро выполнил под опекой и преданностью преподобнейшего Константина, пресвитера и игумена в тринадцатого [году] индикта».

 

Этот снимок сделан на остатках апсиды церкви Неа за южной стеной Старого города. На переднем плане видна изогнутая апсида.

Большая кладка в центре картины - стена церкви Неа.

На строительство «Новой» Церкви Юстиниан потратил значительные средства из государственной казны Палестины, дав приказ фермерам (τρακτευτές) оказать финансовую поддержку проекту. Другой, не менее важный общественный проект, финансируемый Юстиниана в Иерусалиме, согласно имеющимся археологическим свидетельствам, было строительство южной части Кардо Максимус (cardo maximus)[4], которая проходила прямо напротив «Новой» Церкви Самая центральная улица Иерусалима начиналась к северу от ворот Св. Стефана (имеется в виду ворота Дамаска = Дамасские Ворота Πύλη της Δαμασκού=Damascus Gate) и, пересекая город, заканчивались на юге в районе, сегодня он называется «гора Сион». Юстиниан, протягивая cardo на юг, должен был быть направлен на строительство единой главной магистрали, которая объединила бы два важнейших здания византийского Иерусалима: Храм Воскресения Константина и его собственную «Новой Церковь».[5]

cardo-drawing

храм Новая Церковь (Νέα Εκκλησία) в честь Богородицы, графическая реконструкция церкви, находившейся в южной оконечности главной улицы Иерусалима времен императора Юстиниана  Cardo Maximus, реконструкция сделана Anna Yamim. (https://www.biblicalarchaeology.org/daily/biblical-sites-places/jerusalem/who-built-the-nea-church-and-the-cardo-in-jerusalem/)

 На месте октогонального Храма Рождества Христова в Вифлееме, который был подожжен во время великого восстания самаритян в 529 г. Юстиниан решил построить новый, более крупный и обильно украшенный храм. Постройка императора Константина IV века коренным образом изменилась, потому что Святилище, в котором были встроены три ниши, приобрело форму трилистника. Кроме того, были открыты два входа в Пещеру Рождества под полом Святилища, тем самым давая доступ паломникам к месту, где напротив Святилища-алтаря по традиции родился Христос.

Запись общественных работ, в результате которых были отремонтированы или построены Юстинианом снова здания в Иерусалиме и во всем регионе Палестины, делает Прокопий Кесарийский в своем труде «О постройках». Историк утверждает, что Император отремонтировал многие церкви и монастыри, построил новые колодцы питьевой вода, дома для бедных и странников, а также стены в Тивериаде и Вифлеем.[6]

карта Мадабы 6в., показывающая, что Новая Церковь в честь Богородицы (Νέα Εκκλησία)располагалась по главной улице Иерусалима Cardo Maximus

Наконец, византийский император Юстиниан Великий обратил внимание на растущее политическое значение Элии Капитолины, так назывался Иерусалим после его разрушения императором Титом в 70 г. по Р. Х. и решил превратить этот город в великий религиозный центр. В этот момент произошел большой пересмотр государственной политики Священной Восточной Римской Империи в отношении Харам-эш-Шерифа. Юстиниан правил более тридцати лет. За это время он значительно преобразил Иерусалим. В это время город приобрел такое великолепие, которое он не видал за всю свою историю, как прошлую, так и будущую. Тогда это был воистину христианский Иерусалим – краса и гордость Востока. Паломники поражались византийским великолепием Святого града и восхваляли Господа, позволившего создать всю эту красоту. С этим периодом связано два двунадесятых христианских праздника: Введение Богородицы во Храм и Сретение Господне. Многие христиане, как католики, так и православные чтят эти праздники, но мало кто может рассказать историю их возникновения. А ведь это очень важно для понимания многих вещей, что творятся и сегодня. История этих праздников тесно связана с Харам-эш-Шериф. Юстиниан Великий все же решил упразднить «мерзость запустения» и вновь превратить Священный двор в святое место. Юстиниан I в одном из своих указов обратился с мольбой к Деве Марии, прося ее о ходатайстве перед Богом для восстановления Римской империи. Затем он начал строительство одного из самых величественных храмов в истории человечества – Неа (Новая Церковь). Сейчас уже стерлась даже память об этом храме, но тогда он был знаменит во всем мире. Там, где уходят вниз склоны горы Мориа, этот прославленный христианский храм Богородицы поражал своим великолепием паломников. Чтобы выровнять поверхность для постройки здания, потребовалось в восточной и южной части горы возвести каменную стену, начинавшуюся в долине внизу, и соорудить обширное основание, частично из сплошного камня, а частично в виде арок и колонн. Камни были просто огромными – каждую глыбу нужно было перевозить в телеге, запряженной сорока сильнейшими быками императора. Чтобы обеспечить проход этим телегам, пришлось расширить дороги, ведущие в Иерусалим. Леса Ливана отдали прекраснейшие свои кедры для брусов кровли, и созданная поблизости в горах каменоломня, где добывали разноцветный мрамор, обогатила здание великолепными мраморными колоннами. Рядом с храмом Юстиниан приказал соорудить странноприимные дома для путников, больных и нищих всех национальностей. Это грандиозное строительство было предпринято св. императором Юстинианом прп. Саввой Освященным в качество одного из главных условия возрождения с Божьей помощи Римской империи. По своему великолепию этот храм напоминал лишь храм Софии в Константинополе, а по мнению многих современников, и превосходил его. Само название базилики – Новый храм было необычным, в нем не было ни имен святых, ни воспоминания священных событий. Оно показывало особый статус этого храма в христианском мире. Новый храм Богородицы взамен старого храма евреев, разрушенного Титом. День освящения базилики Неа и празднуется многими христианами мира как праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

На самом месте, где в течение многих лет царила "мерзость запустения", засиял своей новой красотой Новой Храм в честь Богоматери. Рядом с храмом Юстиниан приказал соорудить странноприимные дома для путников, больных и нищих всех национальностей. По своему великолепию этот храм напоминал лишь храм Софии в Константинополе, а по мнению многих современников, и превосходил его. Само название базилики – Новый храм было необычным, в нем не было ни имен святых, ни воспоминания священных событий. Оно показывало особый статус этого храма в христианском мире. Новый храм Богородицы взамен старого храма евреев, разрушенного Титом. День освящения базилики Неа и празднуется многими христианами мира как праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы. 

хорошо сохранившееся основание Новой Церкви

Безусловно, что наибольший интерес для любого историка представляет описание сооруженного императором Юстинианом храма Богородицы, которое было сделано свидетелем события Прокопием Кесарийским. В своем известном труде «О посторойках», в 5 главе он пишет:

«1. Такова была деятельность императора Юстиниана в Киликии. В Иерусалиме же он воздвиг храм богоматери, с которым никакой другой сравнить невозможно.

2. Каков он, я сейчас расскажу, только предварительно замечу, что этот город по большей части состоит из холмов, и эти холмы состоят не из земли, но они каменисты и обрывисты, и улицы по ним сверху вниз тянутся вроде лестниц.

3. Все другие сооружения в городе обычно строятся по одному способу: они воздвигаются или на вершине холма, или внизу, на ровной земле. Один только этот храм был выстроен не так.

4. Император Юстиниан приказал, чтобы он был выстроен на самом высоком из холмов, указав, каким он должен быть во всех остальных отношениях, сам определив и его ширину и длину.

5. Но ни один холм не подходил для такого сооружения согласно приказу императора: не хватало места четвертой части храма, обращенной на юго-восток, там, где полагается священникам совершать свои таинства.

6. Поэтому те, на ком лежало выполнение этого дела, придумали следующее: заложив фундамент в самом основании низины, они воздвигли сооружение, крепко прилегающее к скале.

7. Когда они вывели его вверх до самой вершины холма, они наверху на эти стены положили купол и соединили свое сооружение с остальным основанием храма.

8. Таким образом, часть храма покоится на крепкой скале, часть же висит в воздухе, мощью императора хитро приделанная к холму громада.

9. Камни этого сооружения по своей величине не такие, какие мы (обычно) знаем.

10. Назначенные руководителями этим делом, вступив в борьбу с природою места и стремясь достигнуть вершины стоящей перед ними скалы, отнеслись с презрением ко всем обычным средствам и обратились к казавшимся невероятными и совершенно неизвестным приемам.

11. Они вырубали камни огромной величины из гор, которые, уходя в небо, поднимались в окрестностях города, и, искусно обтесав их, перевозили их оттуда следующим образом.

12. Они выстроили повозки, величиной равные этим камням, и на каждую повозку клали по одному камню; взяв отборных из императорских волов, они запрягали их по сорока в повозку и тащили камень.

13. Но так как по ведущим в город дорогам тащить такие повозки было невозможно, то, вырубив насколько возможно шире горы, они сделали их доступными для созданных ими телег. Таким образом, они создали храм такой <огромной> длины, какая была угодна императору.

14. Выстроив его в ширину таким, как он указал, они никак не могли найти материала, чтобы сделать крышу над храмом.

15. Обходя все леса и чащи и всякие местечки, где, как они слыхали, росли уходящие в небо деревья, они нашли рощу, густо заросшую кедрами невероятной высоты, из которых они и сделали крышу храма, и, в соответствии с тем, какова была его ширина и длина, они вывели его высоту.

16. Все это было создано императором Юстинианом человеческими силами и искусством. Придавала энергии и уверенность в благочестии <такой деятельности>, которая воздавала ему в ответ честь и помогала в этом стремлении.

17. Этому храму со всех сторон недоставало колонн, таких, чтобы по внешнему виду они были не хуже красоты храма, и такой величины, чтобы они были в состоянии выдерживать тяжесть покоящегося на них сооружения.

18. Местность эта, находясь среди материка и вдали от моря, отовсюду огражденная отвесными горами, о чем я уже говорил, в силу своей почвы не представляла строителям удобных проезжих дорог, чтобы вывезти эти колонны из другого места.

19. Когда император был огорчен невозможностью такого выполнения, то бог в ближайших горах указал как раз подходящий для этого камень (мрамор): был ли он раньше, но только скрыт до этого времени, или бог только что сейчас его создал, кто это знает?

20. В обоих случаях высказанное предположение можно считать вероятным и причину его ставить в зависимость от воли божества.

21. Ведь мы, измеряя все человеческими силами, многое считаем невыполнимым, для бога же из всего этого нет ничего невыполнимого или невозможного.

22. И вот со всех сторон храма они подставляют огромные глыбы колонн, высеченных из этих гор и по цвету похожих на пламя огня; одни из них стояли внизу, другие наверху, иные вокруг тех галерей, которые окружали весь храм кроме стороны, обращенной к востоку. Из них две стояли перед вратами храма, поразительно чудесные: на всей земле не было вторых подобных колонн.

23. Отсюда идет другая галерея, названная по имени тростника «нартексом», – думаю, потому, что она не расширяется.

24. За ней идет зала, покоящаяся в четырех углах на подобных же колоннах. Двери посередине, ведущие из этой залы, до такой степени вызывают благоговейное удивление, что тем, которые входят извне, дают почувствовать, что предстоит им тут увидать.

25. Отсюда ведут чудесные пропилеи, и на двух колоннах поднимается круглая арка несказанной высоты. Если идти вперед, то с той и другой стороны дороги к храму находятся друг против друга два полукруга. По другой дороге с той и другой стороны находятся две гостиницы, сооружение императора Юстиниана: одна из них – пристанище для прибывающих сюда иноземцев, другая же – дом отдохновения для бедных больных.

26. Чтя этот храм Богородицы, император Юстиниан пожертвовал <для поддержания его> большие денежные доходы. Вот что было создано императором Юстинианом в Иерусалиме.»

Несколько интересных замечаний относительно созданной императором Юстинианом Новой Церкви в честь Богородице в Иерусалиме, делает греческий археолог Анастасиос Танцис «Галерея в строении византийского храма».[7] Он в частности пишет: «Церковь, которая стала известной как «Новая» (Νέα) эта та, которую Прокопий приписывает Юстиниану, построенную в Иерусалиме, и  которой он дает краткое описание. Церковь связана с особым усердием Юстиниана в построении храмов в честь Пресвятой Девы. И исходя из сделанного описания этой церкви, следует, что она имела структуру базилики с боковыми галереями. Эта была самая большая церковь Иерусалима, доказательство стремления Юстиниана превзойти в великолепии здания храма всех своих предшественников, имена которых были связаны с финансированием строительства церковных зданий в Иерусалиме».[8]

Однако идея создания именно такого храма и на Храмовой горе была намного глубже, а не просто некие честолюбивые устремления императора. Храм, который по своим размерам превосходил в два раза Иерусалимский храм имел значение духовного символа торжества христианства над отверженными Богом иудеями, и органического преемства между Ветхим и Новым Заветами. Эта идея преемства очень хорошо была отражена в богослужебных текстах праздника Введения Пресвятой Богородицы, который был установлен в день именно открытия этого прекрасного храма. Размеры храма превышали в два раза размеры Иерусалимского храма. На основании проведенных раскопок можно сказать, что все здание было в длину 116 метров, а в ширину 105 метров. Сама базилика была длиной 100 метров, а в ширину 52. Она имела прямоугольный вид . В восточной части ее находилась алтарная апсида, диаметром 12 м.  Это была трехнефная базилика с нартексом. (ΓΡΗΓΟΡΙΟΣ Ι. ΠΑΡΘΕΝΙΑΔΗΣ. H ΝΑΟΔΟΜΙΑ ΣΤΗΝ ΕΠΟΧΗ ΤΟΥ ΙΟΥΣΤΙΑΝΟΣ. ΙΔΕΟΛΟΓΙΚΗ ΚΑΙ ΤΥΠΟΛΟΓΙΚΗ ΘΕΩΡΗΣΗ. Θεσσαλονίκη 2010, σελ. 99-101)

Аэрофотоснимок южной окраины Старого города (вверху справа), южной стены Старого города и раскопок за южной стеной. Накладывается план церкви Неа. Самая южная апсида Неа (3) выступает за стену и примыкает к руинам византийского приюта. По периферии стены (4) расположены жилые дома и другие постройки времен Второго Храма, византийских и раннеисламских времен. Постройки, доходящие почти до Навозных ворот (2) внутри стен, представляют собой постройки восстановленного Еврейского квартала.

"Подобно инженерам  царя Ирода, которым пришлось расширить южный конец платформы Храма, архитекторы Юстиниана сделали то же самое; и так же, как Соломон были привезены кедры из Хирама Тирского для кровли Храма, Юстиниан привез кедры из Ливана. Прокопий ссылается на монументальные колонны Яхим и Вооз, которые обрамляли вход в Храм, описывая колонны, украшавшие вход в Новую Церковь Богородицы. Наконец, существует этимологическая связь между Новой Церковью и Храмом в описании Прокопия. В Новом Завете для обозначения «Храм» используются два разных греческих слова. Чаще «иерон» относится к общей территории храма (например, от Матфея 21: 14–15). Для обозначения фактического Храма или внутреннего святилища в Новом Завете используется слово «наос» (например, от Матфея 23: 16–17). Последний термин был использован и переосмыслен Прокопием, таким образом, перенеся этот священный термин на недавно построенный храм Неа (Νέα Εκκλησία). Последствия создания нового священного пространства, посвященного Деве, попытка унаследовать священную мифологию Храма Соломона, довольно глубоки. Мало того, попытка Юстиниана создать сакральноτ сооружение была связана не только с политическими мотивами, но для христиан шестого века Новая Церковь в честь Богородицы, несомненно, символизировала превосходство христианства и Девы над заброшенной Храмовой горой, которая представляла иудаизм." (New Church of the Theotokos. https://www.wikizero.com/en/New_Church_of_the_Theotokos)

Это великолепное сооружение императора Юстиниана «Νέα Εκκλησία» в честь Пресвятой Богородицы просуществовало, к сожалению, недолго. Оно в 614 году, год нашествия персов и захвата Иерусалима, было разрушена. То есть в то же время, когда из Иерусалима был похищен Животворящий Крест Господень. Однако, судя по более поздним упоминаниям, церковь была восстановлена и просуществовала вплоть до начала 9 столетия. В 9 столетии она упоминается как разрушенная.

 

Βρέθηκε άθικτο μωσαϊκό 1.500 χρόνων με ελληνική επιγραφή στην Ιερουσαλήμ [εικόνες]  | iefimerida.gr 1мозаичная надпись, найденная в ходе недавних раскопок в Старом Городе группой израильских археологов под руководством Дейвида Гельмана. (https://www.iefimerida.gr/news/357731/vrethike-athikto-mosaiko-1500-hronon-me-elliniki-epigrafi-stin-ieroysalim-eikones)

Надпись гласит: "«Благочестивейший Римский император Флавиос Юстиниан и боголюбивейший священник и игумен Константин, построили здание, в котором разместили (мозаичную надпись) 14 индикта».
 

И.С. кандидат богословия

Некоторые статьи о Новой Церкви и результатах раскопок:

  1. The Emperor’s New Church on Main Street, Jerusalem. https://www.baslibrary.org/biblical-archaeology-review/39/6/2

2.New Church of the Theotokos. https://www.wikizero.com/en/New_Church_of_the_Theotokos

3.Found After 1400 Years—The Magnificent Nea. https://www.biblicalarchaeology.org/daily/biblical-sites-places/jerusalem/found-after-1400-years-the-magnificent-nea/

4. Who Built the Cardo in Jerusalem? https://www.biblicalarchaeology.org/daily/biblical-sites-places/jerusalem/who-built-the-nea-church-and-the-cardo-in-jerusalem/

 

 

 


[1] История храмовой горы. https://guide-israel.ru/history/5171-istoriya-xramovoj-gory/

[2] ΠΑΝΕΠΙΣΤΗΜΙΟ ΘΕΣΣΑΛΙΑΣ Σχολή Επιστημών του Ανθρώπου Τμήμα Ιστορίας, Αρχαιολογίας και Κοινωνικής Ανθρωπολογίας Διδακτορική διατριβή του Δημητρίου Κ. Τσουλκανάκη Θέμα: “Η βυζαντινή παρουσία στους Αγίους Τόπους από το Μέγα Κωνσταντίνο έως την αραβική κατάκτηση”. Βόλος, Σεπτέμβριος 2011

[3]» Di Segni, “Urban building”,, стр. 330. Надпись, обнаруженная в 1977 г. в одной из стены подземной цистерны, поддерживающей надземный комплекс храма, интегрирован в tabula ansata длиной 1,58 метра, при этом каждый его рельефный характер имеет высоту 8-10 см и окрашен в красный цвет. Увидеть Авигад, Иерусалим, стр. 240-245, Авигад, «Неа», стр. 133, Гева, «Иерусалим», стр. 777. Идентификация старшего и Игумен Константин из надписи игуменом «Нового», о котором упоминается Иоанниса Мошоса (Leimon, PG 87.3, 2857A) в конце 6 или начале 7 века, позволили археологам с абсолютной уверенностью идентифицировать весь комплекс как "Новая церковь" Юстиниана.

[4] cardo был главной магистралью, которая пересекала каждый римский город по прямой линии с направление с севера на юг. cardo был разрезан decumanus вертикально под углом 90 градусов, который пересекал город с востока на запад.

[5] См. Avigad, “The Nea”, σ. 128.

[6] Προκόπιος, Περί κτισμάτων, 5.9.1-21.

[7] Ανασράσιος Τάντσης. Βυζαντινή αρχαιολογία. ΤΟ ΥΠΕΡΩΟ ΣΤΗ ΒΥΖΑΝΤΙΝΗ ΝΑΟΔΟΜΙΑ. ΔΙΔΑΚΤΟΡΙΚΗ ΔΙΑΤΡΙΒΗ. Θεσσαλονίκη 2008, σελ. 416

[8]Σελ. 416

[9] Дата разрушения церкви Неа точно не известна. Согласно отчетам, сохранившимся в «Взятии Иерусалима» (Expugnationis Hierosolymae), персы-завоеватели и их еврейские союзники разрушили церковь и убили духовенство в 614 году. Степень ущерба неясна, поскольку патриарх Софроний произнес свою рождественскую проповедь в церкви Неа в 634 году. Дальнейший ущерб церкви мог быть нанесен землетрясением в 746 году. В 808 году упоминание о церкви появилось в Commemoratorium de casis Dei, а в 870 году она была упомянута Бернаром Монахом, который останавливался в хосписе рядом с монастырем. церковь. В X веке Евтихий, мелькитский патриарх Александрии, обратил внимание на руины церкви Неа. Ущерб, нанесенный персами в 614 году, мог быть серьезным, поскольку персы, возможно, искали сокровища, которые, как предполагается, хранились в церкви, как предполагалось в сообщении Прокопия о том, что император Юстиниан отправил священные предметы в Иерусалим. https://en.wikipedia.org/wiki/New_Church_of_the_Theotokos



Подписка на новости

Последние обновления

События