Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Толкование Божественной литургии

Высшее Таинство Церкви

Ερμηνευτική στη Θεία Λειτουργία

Η κορυφαία Μύηση τής Εκκλησίας

 

Преосвященнеший Митрополит Писидийский Сотириос

Σεβ. Μητροπ. Πισιδίας Σωτηρίου

 

Беседа 30.

Духовная подготовка верующего до Священной Анафоры (Возношения)

 Η πνευματική προετοιμασία τού πιστού προ τής Αγίας Αναφοράς

 

После Символа Веры, «Верую..», который мы все вместе читаем за Божественной литургией, диакон призывает:

 

Станем добре ! Станем со страхом. Вонмем, святое приношение в мире приносяще».

 

Народ отвечает: «Милость мира, жертву хваления».

 

Этот призыв диакона: «Станем добре! Станем со страхом», появляется в данном месте совершенно не случайно. Это делается для того, чтобы возвысить наши мысли, ниспадающие на землю. Чтобы иметь возможность представить прямо перед Богом свою душу, бодрствующую, свободную от духовного паралича, вызванного житейскими заботами.

«Постарайся, брат мой, — советуют нам наши Святые Отцы — понять, подле Кого ты стоишь. С кем ты будешь призывать Бога: с Ангелами, с Херувимами... Никто не должен в это время заниматься житейскими помыслами. Но удаляет от ума своего все противные мысли, целиком переносит себя на небо, как бы стоя у самого Престола славы, и летая с Серафимами. Так встанем, как подобает человеку, подле Бога, с трепетом и божественным страхом, с бодрствующей душой».

И, тем не менее, с миром, миром в душе, с мирными чувствами принесем Святое Возношение (Анафору - )  всем остальным. Случаи, которые могли произойти с нашими ближними и огорчили нас, несправедливости, которые они причинили нам, горькие слова, причинившие всем нам боль, мы особенно забываем в эту священную минуту; мы прощаем их, мы умиряемся, приемля силу от Христа, которая подает нашим сердцам подлинный и единственный мир.

На этот призыв литургисающего священника церковный народ отвечает: «Милость мира, жертва хваления».

То есть мы приносим святое Возношение не только с миром, но мы приносим и сам мир вместо любого другого дара и жертвы. Ведь милость и сочувствие — плоды чистого мира. Ибо, когда душу не смущают никакие страсти, нет препятствия к тому, чтобы она была полна милости.

После этого ответа верующих священник просит о народе святейшего и величайшего из всего: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святого Духа буди со всеми вами».

Это молитвенное пожелание взято из посланий апостола Павла (2 Кор. 13:13) и дает нам благодать от Сына, любовь от Отца и общение от Святого Духа. Почему эти различия сделаны для каждого лица Святой Троицы? Потому что Сын, Иисус Христос, без нашего участия и пока мы еще находимся под властью греха и дьявола, принес Себя в жертву за нас. «Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых» (Рим. 5:6), — поясняет апостол Павел. Так что промысел Христов для нас - благодать.

 

Бог-Отец через страдания Своего Сына примирился с родом человеческим и возлюбил людей, которые были далеки от Него, поэтому Его благодеяния к нам называются любовью.

И Дух Святой нисходит на святых Апостолов и Церковь, чтобы передать всем богатые блага Отца и соединить их всех тесно, как великую духовную семью, возглавляемую Христом. Вот почему благодеяние Святого Духа называется общением.

Можно подумать, что эти блага с пришествием в мир Спасителя были даны всем людям. Насколько же нужна эта молитва о дарах, которые нам дарованы! Священник молится о них, дабы мы их не утратили, после того как мы их приняли, но также чтобы мы их сохранили до конца, а особенно в эти священные моменты священной Анафоры. Вот почему священник не говорит «да будут дарованы вам», а «да будут со всеми вами», то есть данная вам благодать никогда да не покинет вас. Всегда пребывайте в благодати, любви и общении с Триединым Богом.

 

Верующие, принявшие эту молитвенное пожелание священника, возвращают его служителю и обращаются к священнику: «И со духом твоим». Это потому, что нам заповедано молиться друг за друга (см. Иак. 5:16).

После того, как служитель, дав эти молитвенные пожелания, поднял души верующих с земли, он высоко возвышает мысли и чувства и призывает: «Горе имеем сердца». В высь, к Небесному Жертвеннику, который со временем примет Святые Дары.

Народ отвечает: «Имамы ко Господу». То есть наши сердца возвышены туда, где Христос, одесную (справа) Отца. Давайте все обратим внимание на этот момент, чтобы то, что мы говорим, соответствовало действительности. Вы понимаете, что я имею в виду. Я не могу механически сказать, что мое сердце обращено ко Христу, а я думаю о других вещах в этот самый священный момент.

И завершается этот священный диалог между служителем и членами церкви последним призывом священнослужителя: «Благодарим Господа». После того, как верующие со своей стороны подтвердят, что пришло время великой Тайны, они теперь исповедуют, что «Достойно и праведно» благодарить Господа за святое Возношение (Анафору).

Теперь же все готовы к началу священного Возношения (Анафоры) Отчета, во время которого будет совершено высочайшее Таинство Евхаристии. Давайте все будем участвовать в этом с глубоким осознанием. Аминь.

http://oodegr.com/oode/biblia/8_leitoyrgia/30.htm

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2022г.



Подписка на новости

Последние обновления

События