Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Попразднство Рождества Христова

Μεθέορτα των Χριστουγέννων

 

Иоанн Фундулис, почетный профессор Фессалоникского университета

Ιωάννου Φουντούλη, ομότιμου καθηγητού του Α.Π.Θ.

Икона Рождества <br/>Хрисова | Рождение, Рождество, Религиозное искусство

Мы праздновали по милости Божией праздник Рождества Христова. Радостные гимны великого праздника и священные чтения из Священного Писания до сих пор звучат в наших ушах. Величественная кульминация сверхъестественной тайны перенесла нас в священную пещеру Вифлеема, города Иудеи, где Христос родился от Девы, где пастухи воздают поклонение, а волхвы приносят свои царские дары. Там, где безначальный восприял начало и Бог Слово воплотился. Где впервые прозвучало ангельское славословие, обозначая рассвет нового  дня,  явление солнца праведности. Те верующие, которые побороли беспечность и поспешили рано прийти в храмы, никогда не забудут внеземную атмосферу, в которую их перенесло светлое последование утрени этого дня. В тусклом свете последних часов ночи, под наводящими на воспоминания куполами наших храмов, в радостных гимнах и благовониях, человек думает, что он вне пространства и времени. Затем он внезапно слышит на дорическом языке предложенный для чтения синаксарь дня, написанный ямбическими стихами, творение Христофороса Митилинского:


«25 числа сего месяца, по плоти Рождение Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Бога родила Дева Матерь, разве тварь: видело ли творение нечто столь же великое и новое? В этот день совершают поклонение Волхвы. Тебе, Слове, поклоняется чин языческий, прообразуя поклонение Тебе во всех языцех. В Паству свою оставили пастыри и поспешили, дабы узреть Доброго Пастыря Христа. Тому подобает слава во веки веков. Аминь».

 

Никто не знает, жил ли он в наше время, или в  Византийскую эпоху, либо же в ту ночь, когда произошли эти события. Это, несомненно, тайна нашего богослужения. Она нарушает границы времен и текущие временные рамки этого мира. Настоящее, прошлое и будущее упраздняются. «Сегодня» и снова Христос рождается, как он родился в прошлом году и в тот же день прошлых веков, Как он будет раждаться до скончания веков, точно так же, как он родился в божественную Рождественскую ночь первого года христианского летоисчисления. В этом контексте человек чувствует, что Христос есть «вчера и сегодня, и во веки тот же» 1, что Церковь есть Его тело, вечное и нестареющее, как и Он.

Как каждый из нас не одинок, но является членом этого святого общества, людей, возрожденных во Христе, для которого не существует тления и времени, вчера и сегодня, и завтра, но есть вечное и нетленное «сегодня», которое живут и наслаждаются им поколения верующих, которые были крещены во Христа и облечены во Христа. Которые царствуют со Христом вместе с поколениями, которые пришли и еще появятся, но никогда не пройдут, потому что Царство Христа есть «Царство всех веков и Его владычество в каждом роде и роде».2

На лекции, которую мы читали в прошлую субботу, мы увидели что в подражание периоду Пасхи был увеличен и подготовительный период предпразднства и перед Рождеством Христовым. Мы видели, что на основе праздника Рождества Христова 25 декабря были установлены праздники предшествующие ему: зачатие Иоанна Предтечи, а после Благовещение Богородицы и рождество Иоанна Крестителя, до какой меры развился Рожественский пост, ставший сорокадневным, и как постепенное восхождение к великому празднику завершается и увенчивается Страстной неделей и Пасхой, точно также, как мы говорили, происходит и с Рождеством Христовым. Однако Пасха продолжается. Следующая неделя – после Пасхи считается, согласно принятой традиции, за один день Пасхи!  Восьмой день - это воскресенье Фомы, или Антипасха, прообраз восьмого будущего века. На сороковой день пасхальный период завершается праздником Вознесения, восхождением Господа во плоти в Его славу, во святая святых на небесах. Давайте проследим за тем за влиянием этого Пасхального периода на попразднство после Рождества Христова и его формирование.

Великий праздник празднуется семь дней. 26 декабря празднуется Собор Пресвятой Богородицы, Матери Христа, и мы вспоминаем бегство святого «семейства» в Египет. 29-го числа празднуется память младенцев из Вифлеема, убиенных Иродом. Воскресенье, приходящееся на этот период, воскресенье «после Рождества Христова», посвящено Иосифу, обручнику и хранителю Богородицы, Иакову, «брату» Господню по плоти, сыну Иосифа от другой жены, которая у него была ранее обручения с Богородицей, и общему предку, царю Давиду. В течение семи дней Рождественские гимны переплетаются с чередой ежедневных святых, и весь цикл праздника повторяется во время отдания праздника 31 декабря. Параллельно с Неделей (воскресеньем) святого Фомы проходит праздник Обрезания Христа, согласно Моисееву закону, мы его празднуем 1 января, на восьмой день после Рождества. Подобно тому, как явление Господа Фоме способствует укреплению и подтверждению сверхъестественного факта воскресения из мертвых у самого сомневающегося и упрямого ученика, так и восьмидневное обрезание и очевидное наименование его составляют печать совершенного вочеловечения Христа, принятие Им неизменной человеческой формы, реальность сверхъестественного воплощения Слова Божьего и Его сопричтение через знак обрезания к народу Божию и Его подчинение Закону. Этот восьмой день, благодаря появлению и присутствию воскресшего Христа среди Его учеников, становится прообразом восьмого дня будущего века и непрерывного присутствия и наслаждения Христом. И этот, восьмой день от рождения, «изображает», согласно составителям священных гимнов, «непрестанную жизнь будущего» 3 ˙ «несет образ будущего» 4 именно из-за официального явления во плоти Христа среди Его народа и между людьми.

 

Собор Пресвятой Богородицы - тихое семейное торжество | Православие и мирфреска современная Собор Пресвятой Богородицы

Праздничный период продолжается. К празднику Богоявления добавляется его предварительное празднование и попразднство, которые продлеваются до 14 января, чтобы начаться на следующий день, 15-е, новый предпраздничный период, который вводит праздник сорокового от дня по рождению, праздник Сретения Господня 2 февраля. Это кульминация Рождественских праздников, в своем роде их исполнение, параллель празднику Вознесения, сороковому дню после Пасхи. Христос в виде четырехдневного младенца входит в Свой храм, в небо на земле. Там Он будет принят и признан исполнением пророчества Ветхого Завета и будет провозглашено истечение срока его действия и его исполнение устами праведного Симеона и пророчицы Анны, потому что пришел тот, о ком продвозвещали, «свет во откровение языков» и «слава Его народа», ветхого и нового Израиля.5
В этом направлении движется и цикл попразднства Рождества Христова. Вместе с циклоп предпразднства, как мы уже видели в последней лекции, Рождественский полный цикл занимает почти пятую часть церковного года. Если, в дополнение к этому, мы примем во внимание, что порядок упомянутых нами неподвижных праздников, Благовещения Девы Марии, зачатия и рождения Предтечи зависит от праздника Рождества, мы увидим, насколько точна его характеристика как полюса неподвижных праздников. церковного года. Праздник Рождества Христова нашел в литургической жизни Церкви свое справедливое и достойное место. Оно стало второй Пасхой, первой после царицы и госпожи праздников праздников, которому постепенно Рождество Христово все больше старалось подражать и имитировать, но, наконец, не достигнув ее меры.

Вернемся к теме «Воскресенья после Рождества Христова». В трех личностях память которых празднуется в этот период, сводятся во едино темы предпраздничного и после праздничного периода Рождества Христова. Давид - начальник царской династии иудеев, от которой произошел Христос по плоти. Тот, кто получил пророческое обетование: «От плода чрева твоего посажду на престоле твоем»6. «Корень Иессеов», из которого, как из высохшего, расцвел цветок, Христос, как царь и «игумен» 7, «чаяние (ожидание)» народов. 8 Обручник Иосиф ублажается за то, что он, что он утверждал, что является хранителем и попечителем Девы Марии и верно служит дому Божьему, предлагая Марии и новорожденному Иисусу необходимую им защиту и заботу. Это связь между Ветхим и Новым Заветами. Своими глазами он видел исполнение пророчеств, а его уши слышали ангельские голоса, подтверждающие пришествие Мессии. Иаков, брат Божий и первый епископ Иерусалима после него, также прославляется как свидетель рождения Христа и неустанный даже до крови проповедник воплощения. Именно так восхваляют их тропари Воскресенья, три стихиры вечерни 1-го гласа, подобны «Небесных чинов». Первый относится к Давиду, второй - к Иосифу, а третий - к Иакову. Давид и Иаков соединяется прославлением в стихире на Славу вечерни, 2-го гласа. И трое являются учителями т свидетелями Рождества.

 

Богоотца́ вси́ восхва́лимъ,* Дави́да царя́,* изъ него́ бо про́йде же́злъ — Дѣ́ва.* И изъ Нея́ возсія́ цвѣ́тъ — Христо́съ,* и Ада́ма со Евою* отъ тли́ воззва́,* я́ко Благоутро́бенъ.

Проро́ческая прорече́нія ви́дѣ въ ста́рости* я́вѣ Іо́сифъ Обру́чникъ,* проявле́нно исполня́емая,* обруче́ніе вои́стинну стра́нное,* открове́ніе а́нгелы пріе́мъ, —* Бо́гу сла́ва, — вопію́щихъ, —* на зе́млю ми́ръ низпосла́вшему.

Бра́та Бо́жія вси́ восхва́лимъ,* я́ко святи́теля су́ща,* муче́ніемъ же па́ки просія́вша до́блественнѣ.* Его́же моли́твами, Іису́се Бо́же на́шъ,* въ верте́пѣ и въ пелена́хъ пови́выйся,* спаси́ вся́, пою́щія Тя́.[1]

Па́мять соверша́емъ Дави́да и Іа́кова благочести́выхъ, царя́-проро́ка, и апо́стола, пе́рваго епи́скопа: тѣ́хъ бо уче́ньми ле́сти изба́вльшеся, Христа́ славосло́вимъ, отъ Дѣ́вы возсія́вшаго и вопло́щшагося, е́же спасти́ ду́ши на́ша. [2]

 

Распространенное воспоминание о них как о служителях таинства Рождества Христова повторяет поэт прекрасного эксапостилария, на подобен «Со Ученики собираются»:

Со Іа́ковомъ воспои́мъ, сла́внымъ богобра́томъ, Дави́да богоотца́, Іо́сифа же боже́ственнаго, Богоро́дицы обру́чника: Христо́ву Боже́ственному Рождеству́ послужи́ша во гра́дѣ Виѳлее́мѣ боголѣ́пно, со а́нгелы, волхвы́ же и па́стырьми Тому́ пѣснь пою́ще, я́ко Бо́гу и Влады́цѣ.

 

Праздник Рождества является прежде всего праздником пророчества Ветхого Завета. Он является границей между двумя Заветами. Ветхий предсказывает и подготавливает к пришествию Христа и завершается Его рождением. Новое начинается со дня воплощения. Это «великий и славный день Господень», предсказанный пророком Иоилем. 9 Бог дал земле и небесам Свои обещанные сверхъестественные знамения: кровь, огонь и дым. Давид и святые мужи Нового Завета, с двумя членами святого «семейства», Иосиф обручник и Иаков, брат Божий, приходят первыми, чтобы вместе с народом Божьим отпраздновать исполнение пророчеств, великую тайну божественного воплощения. Разрешение и раскрытие пророческой тайны. Кровь - воплощение Слова, огонь - Божество, дым - Дух Святой. Именно это мы услышим, как богословие  у составителя стихиры на Славу на Хвалитных стихирах 4 –го гласа:

Кро́вь, и о́гнь, и куре́ніе ды́ма, чудеса́ на земли́, я́же прови́дѣ Іо́иль: кро́вь — воплоще́ніе, о́гнь — Божество́, куре́ніе же ды́ма — Ду́хъ Святы́й, наше́дый на Дѣ́ву и мíръ облагоуха́вшій. Ве́ліе та́инство Твоего́ вочеловѣ́ченія, Го́споди, сла́ва Тебѣ́.

 

 

СНОСКИ

1. Εвр. 13, 8.
2. Псалом. 144, 13.
3. Канон 1-й, песнь 4-я, тропарь 2-й.
4. Κнон 1-й. Песнь 1-я, тропарь 1-й
5. Лука 2, 32.
6. Псалом. 131, 11.
7. Бытие. 49, 10.
8. Ис 11, 1.
9. глава. 3, 4.
10. Иоиль 3, 3.

(Из книги блаженной памяти профессора Богословского факультета Фессалоникского университета им. Аристотеля Ιωάννου Φουντούλη: “Λογική Λατρεία”, εκδ. Αποστολικής Διακονίας, Αθήνα 1984).

©перевод интерент-содружеста «Православный Апологет»2021год

Разрешается свободное распространение текста с указанием источника публикации.

 

 


[1] Все три стихиры из последования Великой вечерни «НЕДѢЛЯ ПО РОЖДЕСТВѢ ХРИСТОВѢ. », стихира на Господи воззвах.

[2] Стихира на «Славу» стихир на Господи воззвах



Подписка на новости

Последние обновления

События