Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

И. М. Фундулис, почетный профессор Фессалоникского университета им. Аристотеля

Успение Богородицы

Κοίμησις τῆς Θεοτόκου

МОЗАИКИ И ФРЕСКИ КАХРИЕ-ДЖАМИ (+ ФОТО): mon_sofia — LiveJournal

Праздник Успения Богородицы, который празднуется христианским миром 15-28 августа, является самым большим из праздников, которые Церковь установила в честь Матери Господа, богородичных праздников. Вероятно что он является и самым древним из всех праздников. Первые свидетельства о нем мы имеем в 5 столетии, то есть в эпоху созыва III Вселенского собора в Ефесе (431г), который установил богородичный догмат и появился повод для развития почитания личности Богоматери. Вероятно, как нам кажется, он совершался 13 августа в Иерусалиме, а позднее был перенесен на 15 августа того же месяца. В целом он имел богородичный характер, не повествуя специально о событии Успения. Он назывался «день Богородицы Марии» (ἡμέρα τῆς Θεοτόκου). Центром этого празднования, как сообщается является «Кафизма» (Κάθισμα), храм Ее имени, который находится вне Иерусалима в трех милях по дороге, ведущей в Вифлеем. Связь этого праздника с Успением Богоматери была установлена в хорошо известном храме Богородицы, который находится в Гефсимании, «здании императора Маврикия» (εὐκτήριο τοῦ Μαυρικίου), где был и ее гроб. Этот храм в самое краткое время приобрел характер самого великого места почитания Богоматери, а его необычайное свечение стало причиной того, что праздник 15 августа быстро распространился во всем христианском мире, а в 6 и 7 столетиях он стал преобладать на востоке и на западе как праздник Успения, то есть смерти Богоматери. Позднее к празднику был добавлен подготовительный пост и добавлено празднование вплоть до 23 августа или же до конца августа месяца. И он стал не только величайшим богородичным праздником, но и одним из наиважнейших праздников церковного года. Это, несомненно, было вполне естественно, поскольку Богоматерь является наиболее любимой и священнейшей личностью после Господа. А посему на Ней сосредоточено почитание и благоговение всех христианских поколений. Построено бесчисленное количество храмов и монастыре в честь Ее Успения. В задней части главного входа каждого храма размещаются фрески с изумительной композицией священного погребения Богоматери, избранные песнопения украсили богослужение, посвященное ей, а изумительные слова и похвальные речи, составленные Отцами и новейшими церковными мужами, оглашаются в этот день. Все поколения людей словно соревновались в том, чтобы принести Деве Марии самое лучшее и представить Ей для того, чтобы ее ублажить и делом и словом. «Се бо отныне ублажат Мя вси роди».

Для того чтобы понять содержание праздника Успения, как в принципе и других богородичных праздников: Зачатия, Рождества и Введения во храм, нам следует сделать небольшой экскурс к источникам, из которых были взята эта богородичная тематика. Невозможно интерпретировать что-либо связанное с этим праздником иначе как-то синаксарь, гимнографию и иконографию. Авторитетные исторические источники, Евангелие и другие книги Нового Завета не сохранили для нас сведения о фактах из жизни Богородицы до Благовещения и о фактах после Вознесения Господа. Намерение святых писателей состояло в том, чтобы рассказать о жизни и спасительном деле Христа и о том, что было самым непосредственным образом с этим связано, а не в том, чтобы удовлетворить благоговейное любопытство и исторический интерес их читателей. Предание Церкви, однако же благодаря передаче из уст в уста сохранила сведения, которые повествуют о жизни Богоматери до зачатия Господа и после Его Вознесения. Позднее разные благоговейные, по большей части, писатели включили в свои труды эти сведения и их развили с присущей им фантазией, а для того, чтобы они имели авторитет, они придали им наименование трудов с апостольскими именами. Церковь отвергла многие из этих повествований и их назвала «Апокрифы» или «Псевдоэпиграфы». В последующее время многие из этих рассказов, по крайней мерев своих общих чертах, дали материал для составления праздников, составления синаксариев, поэтических гимнов и дл иконографии. С другой стороны, как мы уже сказали, в основе этих повествований лежали древние исторические традиции, относящиеся к личности Богоматери.

В частности, событие Успения Девы Марии передается, среди прочего, одним апокрифическим повествованием; которое преподносится под именем возлюбленного ученика Господа, Иоанна. Содержание этого пространного текста мы представим здесь. В каждом его параграфе читатель может вспомнить соответствующие фразы и высказывания из песнопений и синаксария праздника, а также подробные детали из иконы Успения, которые с особой любовью изобразили византийские иконописцы: Богоматерь после Вознесения Христа ежедневно приходила на живоносный Гроб и там молилась. В одну из пятниц Ей предстал архангел Гавриил и Ее приветствовал: «Радуйся, рождшая Христа Бога нашего. Господь услышал Твою молитву и ты составишь этот мир и перейдешь к жизни истинной и нескончаемой». Богоматерь возвращается в свой дом, возжигает фимиам и молится Христу, а Он посылает ей Иоанна и остальных апостолов, дабы они предстали перед Ней во время кончины. Ее молитва услышана, и первым появляется, взятый облаком, Иоанн, а немного позднее на облаках появляются и другие апостолы, которые были разбросаны по всему миру. В Воскресный день является с тысячами ангелов Господь в своей сияющей как молния славе для того чтобы принять душу Своей матери. Она благословляет апостолов и мир, молится о спасении всех, а, поскольку она дает обещание, что «всякая душа, призывающее Ее имя не будет посрамлена, но обретет милость и утешение и получит возможность и дерзновение и в нынешнем веке и в будущем», Она предает Свою святую душу в руки Своего Сына. Апостолы обступили Ее одр и поя псалмы переносят Ее ложе с телом во гроб. Некий еврей по имени Иефония устремляется ко одру и пытается «его ниспровергнуть», но ангел Господень «огненным мечом» отрубает ему руки от плеч, которые остаются висящими на ложе. Он приносит покаяние, и его руки снова срастаются, в то время как апостолы беспрепятственно продолжают похоронное шествие. Тело Богоматери вносится в гробницу в Гефсимании, однако же, на третий день «оно переносится … в Рай».

Церковная поэзия украшает это простое повествование. В третьей стихире вечерни, которую мы услышим, 1-го гласа, первый самогласен и другие два подобны первому, в которых превосходным образом восхваляется Богоматерь и Ее успение. Однако в основе повествования легко прочитывается апокриф: Гефсимания, слова Гавриила, явление ангельских сил, переход от гроба на небо.

 

О, ди́вное чу́до! Исто́чникъ Жи́зни во гро́бѣ полага́ется, и лѣ́ствица къ небеси́ гро́бъ быва́етъ. Весели́ся Геѳсима́ніе, Богоро́диченъ святы́й до́ме. Возопіе́мъ вѣ́рніи, Гавріи́ла иму́ще чинонача́льника: Благода́тная, ра́дуйся, съ Тобо́ю Госпо́дь, подая́й мíрови Тобо́ю ве́лію ми́лость.

Ди́вны Тво́я та́йны, Богоро́дице: Вы́шняго престо́лъ яви́лася eси́, Влады́чице, и отъ земли́ къ небеси́ преста́вилася eси́ дне́сь. Сла́ва Твоя́ боголѣ́пная, богоподо́бными сія́ющи чудесы́. Дѣ́вы съ Ма́терію Царе́вою, на высоту́ вознеси́теся. Благода́тная, ра́дуйся, съ Тобо́ю Госпо́дь, подая́й мíрови Тобо́ю ве́лію ми́лость.

Твое́ сла́вятъ успе́ніе Вла́сти и Престо́ли, Нача́ла и Госпо́дства, Си́лы и Херуви́ми, и стра́шніи Серафи́ми, ра́дуются земноро́дніи, о Боже́ственнѣй Твое́й сла́вѣ крася́щеся, припа́даютъ ца́ріе со Арха́нгелы и Ангелы, и воспѣва́ютъ: Благода́тная, ра́дуйся, съ Тобо́ю Госпо́дь, подая́й мíрови Тобо́ю ве́лію ми́лость. 

Ту же тематику содержат и стихиры на хвалитех 4 гласа а подобен «Яко добля». В первой стихире поется о то м, что весь мир, небесный и земной, радуется предсказаному Матери Христа и поет Ей «исходную песнь». В других двух стихирах описывается  явление Апостолов и погребальные их песнопения и принятием Христа Ее непорочной души.

 

Въ сла́вномъ успе́ніи Твое́мъ* небеса́ ра́дуются,* и а́нгельская возра́довашася во́инства,* вся́ же земля́ весели́тся,* пѣ́снь Тебѣ́ исхо́дную провозглаша́ющи,* Ма́тери всѣ́ми Влады́чествующаго,* Неискусобра́чная Пресвята́я Дѣ́во,* Яже ро́дъ человѣ́ческій изба́вльшая* прароди́тельнаго осужде́нія. 

Отъ коне́цъ стеко́шася* апо́столовъ лу́чшіи,* богонача́льнымъ манове́ніемъ, погребсти́ Тя́,* и отъ земли́ взе́млему Тя́* къ высотѣ́ зря́ще,* гла́съ Гавріи́ловъ ра́достію вопія́ху Тебѣ́:*ра́дуйся, Носи́ло Божества́ всего́.* Ра́дуйся, Еди́на, земна́я съ вы́шними,* Рождество́мъ Твои́мъ совоку́пльшая.

Яже Живо́тъ ро́ждшая,* къ жи́зни премину́ла еси́,* честны́мъ успе́ніемъ Твои́мъ, безсме́ртнѣй,* доринося́щимъ Тя́ Ангеломъ,* Нача́ломъ и Си́ламъ,* апо́столомъ и проро́комъ, и все́й тва́ри,* пріе́мшу же нетлѣ́нными дла́ньми Сы́ну Твоему́,* непоро́чную ду́шу Твою́,* Дѣ́во Ма́ти Богоневѣ́сто.

 

В завершении мы остановимся на тропаре этого праздника, но и на всех наших тропарях. Речь идет о стихиры на «Славу» Великой вечерни. Ее содержание основано на соответствующем апокрифическом сказании: апостолы появляются на облаках и совершают погребение тела Богоматери. Этот исход сопровождает Христос с небесными силами. Но одр переносится на небо, нижние силы взывают к высшим силам, дабы они открыли небесные врата, дабы через них вошла «всецарица божественная». Вся композиция гимна уникально. В уста ангелов и народа впрочем, влагаются превосходные слова и высочайшие по богословию панегирики, хвалебные слова Богородице. Своеобразие этого тропаря состоит в том, что он не поется также как и другие церковные песнопения, на один глас, но на восемь гласов. Он начинается 1-м гласом, затем поется 2-м, 3-м, 4-м, а в завершении происходит возвращение к 1-му гласу.

Глас 1-й

Богонача́льнымъ манове́ніемъ, отвсю́ду Богоно́сніи апо́столи, о́блаки высо́цѣ взима́еми, доше́дше

 плаг.1

 пречи́стаго и живонача́льнаго Твоего́ тѣ́ла, любе́зно лобыза́ху.

Глас  2-й

 Превы́шнія же небе́сныя си́лы, съ свои́мъ Влады́кою прише́дше,

плаг.2

 богопрія́тное и пречи́стое тѣ́ло предсыла́юще, у́жасомъ одержи́ми; прекра́сно же предъидя́ху, и неви́димо вопія́ху превы́шнимъ чинонача́ліемъ: се́ Всецари́ца Богоотрокови́ца пріи́де.

Икос 3-й

 Возми́те врата́ и Сію́ премíрно подъими́те, Присносу́щаго Ма́терь Свѣ́та,

Плаг 3 (βαρύς)

 Тоя́ бо ра́ди всеро́дное человѣ́комъ спасе́ніе бы́сть. На Ню́ же взира́ти не мо́жемъ, и То́й досто́йную че́сть возда́ти немо́щно:

 Икос 4-й

 Тоя́ бо преизя́щное прехо́дитъ вся́къ у́мъ.

Плаг. 4-й

 Тѣ́мже, Пречи́стая Богоро́дице, при́сно съ Живоно́снымъ Царе́мъ, и Рождество́мъ живу́щи, моли́ся вы́ну сохрани́ти и спасти́, отъ вся́каго прило́га проти́внаго, но́выя лю́ди Твоя́: Твое́ бо предста́тельство стяжа́хомъ,

Икос 1-й

 во вѣ́ки свѣтоявле́нно блажа́ще.

Источник: ΙΩΑΝΝΟΥ Μ. ΦΟΥΝΤΟΥΛΗ, Καθηγητοῦ Παν/μίου Θεσσαλονίκης. ΛΟΓΙΚΗ ΛΑΤΡΕΙΑ. Έκδοση Τρίτη. ΕΚΔΟΣΕΙΣ ΑΠΟΣΤΟΛΙΚΗΣ ΔΙΑΚΟΝΙΑΣ ΤΗΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ ΤΗΣ ΕΛΛΑΔΟΣ. 1997, σελ.189-198

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2020г.



Подписка на новости

Последние обновления

События