Василий Тулумуцис, богослов
Βασίλειος Τουλουμτσής, Θεολόγος
Комментарий святого Никодима Святогорца на 28 правило Пято-Шестого Вселенского Собора
Ο σχολιασμός του ΚΗ΄ Κανόνα της Πενθέκτης Οικουμενικής Συνόδου από τον άγιο Νικόδημο τον αγιορείτη
В эти дни по причине всеобщего смятения, вызванного коронавирусом, возникли дебаты относительно того следует ли церковному руководству занять иную позицию в отношении преподания пречистых Тайн Христовых. Нам пришлось слышать различные мнения, которые нам в данном случае придется прокомментировать. Безусловно, я не питаю иллюзий относительно того, что то, что говорится и предлагается, играет какую-то значение и роль, в особенности все то, что исходит из сферы журналистики или политики. Несомненно, что даже те, которые являются некими носителями богословского права делать предложения, и это факт, они лишь повторяют мнения, основываясь на бесплодных, тщетных, иностранных мнениях, не оказывая никакого влияния, к счастью, на Церковь.
Мне хотелось бы особо коснуться конкретно одной статьи, которая распространилась в двух видах и содержит в себе комментарий прп. Никодима на 28 правило Пято-Шестого Вселенского Собора. Очевидно, вторая форма статьи без разбора копирует выводы первой. В целом, тексты не следует изучать вне их исторической связи и духа правил, поскольку существует явный риск для неправильного их истолкования. Я считаю, что исключение комментария из контекста толкуемого правила приводит к очевидному неверному толкованию буквы и духа святого Никодима. В частности, в тексте, который был опубликован в первую очередь, содержится вывод автора о том, что святой Никодим побуждает священников и архиереев причащать больных чумой из отдельной святой Чаши. После использования этого сосуда, вместе со лжицей, их необходимо промыть уксусом, который затем будет слит к храмовый колодец.. Таким образом, этим фактом, фактически укорененным в церковной традиции, подчеркивается возможность передачи вирусов через Божественное Причащение, что заставило святого Никодима обновить литургическую практику и предложить дезинфицирующие меры для гигиены священной утвари. «Другими словами, больные чумой не причащаются из общей святой Чаши, но из отдельного сосуда, который не потребляется священником, а просто омывается уксусом. Итак, почему такова практика? Она разве не является предохранительной и удерживающей?» (sic) Таков вывод этого конкретного прочтения отрывка из комментария. Поэтому я хотел бы, исходя из этого, представить иную точку зрения на связь и актуальность соответствующих правил.
28 правило Пято-Шестого Собора повторяет содержание 3 и 4 апостольских правил. Эти правила говорят о запрете приносить различные вещества и плоды для совершения бескровной Божественной Евхаристической жертвы вопреки установленным продуктам. «Если какой-либо епископ или пресвитер, вопреки установлению Господа о жертвоприношении, принесет в алтарь что-либо иное: мед, молоко или приготовленный сикер вместо вина, птицу, каких-либо животных или овощи, вопреки установлению, да будет извержен из сана. Исключение составляют молодые зерна и виноград, приносимые в подобающее время. Да не будет позволено доставлять в алтарь что-либо иное, кроме елея для светильника и фимиама, ко времени святого приношения». Все остальное, то все то, что является начатками плодов, либо приносимое в качества дара, должны находится вне священного алтаря и там благословлятся.
В том же духе движется и 28 правило Пято-Шестого Вселенского Собора, повторяя то же запрещение для совершаемой практики, согласно которой «в алтарь по некоему укоренившемуся обычаю приносят виноград, священнослужители, соединяя его с бескровной жертвой приношения, то и другое вместе разделяют затем народу, мы постановили, чтобы впредь никто из посвященных так не делал, но во отпущение грехов и оживотворение преподавал народу одно только приношение. Подношение же винограда иереи пусть рассматривают как приношение начатков и, благословляя его отдельно, преподают просящим в благодарение Подателю тех плодов, питаясь которыми наши тела, по Божественному повелению, укрепляются и возрастают»3.
Святой Никодим толкует это правило и в дополнение к толкованию, желая исправить современную ошибочную литургическую практику, он пользуется этим случаем и предлагает следующий комментарий: «Следовательно иереям и архиереям во время чумы следует употреблять для причащения больных такой способ, который не противоречит этому правилу Они не должны класть святой Хлеб в виноград, но в какой-либо священный сосуд, из которого находящиеся при смерти (οι μόρται) и больные могут брать его лжицей. Сосуд и лжицу затем следует погружать в уксус, а уксус выливать в алтарный колодец. Или же неким иным надежным образом (причащать), не нарушая правило»4. Прежде всего, следует пояснить, что в комментарии св. Никодима говорится о необычном причастии больных, которое происходит не в рамках богослужения внутри церкви, но и вне ее в незапланированное время, в известных случаях, когда священник берет из Дарохранительницы часть высушенного преждеосвященного в Великий четверг хлеба и приносит его к прикованным к постели или вообще немощным, чтобы они смогли бы принять участие в общей божественной Евхаристии5. Поэтому, в любом случае, совершенно неуместно использовать этот комментарий для поддержки мер по предотвращению якобы распространения инфекционных болезней через божественное Причащение, совершаемой Божественной Евхаристии.
Святой Никодим, очевидно, имеет в виду священников, которые в силу своего маловерия не причащали больных чумой обычным образом, но, они приходили в их дома или медицинские учреждения, в которых больные были изолированы, клали преждеосвященный хлеб (Тело и Кровь Христа) в виноград, который давали пациентам, чтобы избежать контакта между ними и священными сосудами. Этим священникам и архиереям, которые примешивали другие вещества к божественному Причастию (в данном случае виноград), в нарушение того, что определили вышеназванные правила, это правило настойчиво рекомендует причащать больных исключительно и только обычным способом с помощью лжицы. Если бы святой Никодим имел бы тенденцию к развитию страха перед микробами, подобно некоторым из наших современников в отношении святой Чаши, то несомненно, что он обобщил бы практику дезинфекции, а не делал бы ее специфической, исключительно для маловерных священников, употребляющих виноград. Фактически, такой комментарий включал бы в себя обширный анализ, а не ограничивался бы кратким комментарием. Итак, понятно, что центр внимания делается на том, о чем упоминает св. Никодим, - это не преподание Таинств из отдельной чаши и их последующая дезинфекция, как ошибочно сказано в комментарии, а на не смешивании приносимых плодов или других веществ с божественным Причастием. Вполне очевидно, что прп. Никодим стремится обратить особое внимание на необходимости причащения больных установленным способом, чтобы противодействовать личным импровизированным и антиканоничным практикам некоторых священников. Об этом также свидетельствует окончательное предложение «или же они могут(причащать) каким угодно другим, более надежным способом, не нарушающим правило» (ή με όποιον άλλον τρόπον δυνηθώσιν ασφαλέστερον και κανονικόν). То есть он напоминает малообразованным и маловерным служителям о рамках законности. Святой Никодим, будучи глубоким знатоком, систематическим исследователем и толкователем священных правил, был хорошо знаком с каноническими рамками совершения Таинств и их преподания, которые он стремится передать с помощью своих комментариев, связывая их с его современной действительностью и существующими практиками.
В заключение следует сказать, что святой Никодим Святогорец отнюдь не охвачен сомнениями и фобиями относительно возможной передачи болезней через божественное Причащение. Традиция церкви, подлинным носителем которой и похвалой в данном случае является святогорское монашество подтверждает противоположную позицию. Фактически, даже в современной практике священников любое омовение священных сосудов после Божественного Причащения выражает исключительно характер благочестия, чтобы исключить возможность того, чтобы даже небольшая часть пречистых Тайн не оставалась бы. И не имеется никаких причин допускать какие – то основания и вероятность о передачи болезней через Божественное Причащение. Все вышеперечисленное - просто попытка восстановить истину с помощью систематического, а не поверхностного подхода к нашей текстологической традиции.
Сноски:
1 Агапий иеромонах и Никодим монах. Пидалион. Αγαπίου Ιερομονάχου και Νικοδήμου μοναχού, Πηδάλιον της νοητής νηός της μίας αγίας καθολικής και αποστολικής των ορθοδόξων Εκκλησίας, εκδ. Αστήρ, Αθήναι 1957, σελ. 4.
2 Там жеΑγαπίου Ιερομονάχου και Νικοδήμου μοναχού, Πηδάλιον, σελ. 243:
«Поскольку мы узнали, что в различных Церквах, когда в алтарь по некоему укоренившемуся обычаю приносят виноград, священнослужители, соединяя его с бескровной жертвой приношения, то и другое вместе разделяют затем народу, мы постановили, чтобы впредь никто из посвященных так не делал, но во отпущение грехов и оживотворение преподавал народу одно только приношение. Подношение же винограда иереи пусть рассматривают как приношение начатков и, благословляя его отдельно, преподают просящим в благодарение Подателю тех плодов, питаясь которыми наши тела, по Божественному повелению, укрепляются и возрастают. Если же какой-либо клирик поступит против предписанного, да будет извержен»
«Ἐπειδὴ ἐν διαφόροις ἐκκλησίαις μεμαθήκαμεν, σταφυλῆς ἐν τῷ θυσιαστηρίῳ προσφερομένης κατά τι κρατῆσαν ἔθος, τοὺς λειτουργοὺς ταύτην τῇ ἀναιμάκτῳ τῆς προσφορᾶς θυσίᾳ συνάπτοντας, οὕτως ἅμα τῷ λαῷ διανέμειν ἀμφότερα, συνείδομεν, ὥστε μηκέτι τοῦτό τινα τῶν ἱερωμένων ποιεῖν, ἀλλ’ εἰς ζωοποίησιν, καὶ ἁμαρτιῶν ἄφεσιν, τῷ λαῷ τῆς προσφορᾶς μόνης μεταδιδόναι· ὡς ἀπαρχὴν δὲ τὴν τῆς σταφυλῆς λογιζομένους προσένεξιν, ἰδικῶς τοὺς ἱερεῖς εὐλογοῦντας, τοῖς αἰτοῦσι ταύτης μεταδιδόναι, πρὸς τὴν τοῦ δοτῆρος τῶν καρπῶν εὐχαριστίαν, δι’ ὧν τὰ σώματα ἡμῶν, κατὰ τὸν θεῖον ὅρον, αὔξει τε καὶ ἐκτρέφεται. Εἴ τις οὖν κληρικὸς παρὰ τὰ διατεταγμένα ποιήσοι, καθαιρείσθω».
3 Αγαπίου Ιερομονάχου και Νικοδήμου μοναχού, Πηδάλιον, σελ. 243.
4 там же
5 Нами делается разъяснение для тех, кто не знает, потому что эти случаи происходят в любое время (утро, полдень, вечер), и священник не всегда может потреблять святые Дары, но использует необходимое количество Причастия, а остальное, если осталось, он кладет его, не потребляя, в специальную Дарохранительницу, которая стоит на святом Престоле
©перевод инетернет-содружества «Православный Апологет»2020год.