Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Архимандрит Афанасий Мителинеос

Святой Григорий Палама, его богословие и его значение

 

π. Αθανάσιος Μυτιληναίος, Ο άγιος Γρηγόριος ο Παλαμάς, η θεολογία του και η σημασία αυτής.

 2 НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

ΚΥΡΙΑΚΗ Β΄ΝΗΣΤΕΙΩΝ

Расшифрованная запись беседы старца Афанасия Митилинеоса на тему

СВЯТОЙ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА

ЕГО БОГОСЛОВИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

Απομαγνητοφωνημένη ομιλία μακαριστού γέροντος Αθανασίου Μυτιληναίου με θέμα:

«Ο ΑΓΙΟΣ ΓΡΗΓΟΡΙΟΣ Ο ΠΑΛΑΜΑΣ,

Η ΘΕΟΛΟΓΙΑ ΤΟΥ ΚΑΙ Η ΣΗΜΑΣΙΑ ΑΥΤΗΣ»

                

Произнесена в священной обители Конинеу в Ларисе 22-3-1981

[εκφωνήθηκε στην Ιερά Μονή Κομνηνείου Λαρίσης στις 22-3-1981]

B·UO?·E‰EOO1

 

Возлюбленные мои, сегодня во второе Воскресение Великого поста, наша Церковь празднует память великого отца и богослова 14 столетия, святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского.

Если Неделя Православия, которую мы праздновали в прошлое Воскресенье, это праздник, во время которого Отцы нашей Церкви на VII Вселенском соборе показали, что Сын Божий во-истину стал человеком, для того чтобы человек достиг обожения, то в это Воскресенье на первый план поставляется великая личность и святой, святой Григорий Палама. Мы же несомненно не совершаем его законную память, но представляем со всей ясностью свт. Григория Паламу как богослова и борца за Православие. Поскольку святой Григорий Палама вел борьбу как монах и епископ и чтобы, несомненно, показать, что этому возможно случиться.

Чему? Тому, что VII Вселенский собор уже установил, что Слово стало плотию, дабы плоть стала словом. То, что все Отцы нашей Церкви соблюдали и сохраняли на всем историческом пути Церкви: что Бог стал человеком, дабы человек стал Богом. И два великих Вселенских Собора, которые прошли в Константинополе в 1341 и 1351гг., подтвердили эту великую истину. Это были последние великие Соборы, которые прошли в Константинополе, который шел к своему закату, за 100 лет до захвата Константинополя и Востока, оказавшихся под властью иноверцев. Однако же Божественный Дух собрал эти два Собора, и появился этот великий святой, который вызвал созыв этих Соборов, дабы те отметили его значение, поскольку поводом для этого послужил Запад, поддерживавший через личность Варалаама Калабрийского противоположные воззрения. Мнение что человеку невозможно достичь обожения. И вы увидите далее, что в действительности это означает. Этот святой отец, который столько боролся, благодаря этим Соборам, в их основу поставил Восток, Восточное Православное богословие, дабы, когда придут великие потоки и течения  с Запада их потопить, его ввести в основу.

Главная проблема, которая тогда, в 14 столетии волновала всех была следующая: Что является основным признаком Христианского бытия. Каковы возможности человека для того, чтобы его обрести? Эта была проблема. Конечно же это не была проблема. Этот вопрос был поставлен миром уже в первые моменты после основания и появления Церкви и ее проповеди. Все древние Отцы уже дали путь для навигации. Но каковы, в действительности, возможности человека как христианина для того, чтобы достичь чего? Но поскольку этот вопрос был поднят в 14 столетии по причине появление Варлаама Калабрийского с Запада, Варлаама, который представлял Запад, а это Запад верил в то, что человек не может достичь большой меры, а поэтому предполагалось, что вопрос станет проблемой. Святой Григорий Палама ее отстаивал и ее подтвердили и одобрили два пометных Константинопольских собора 1341 и 1351гг.

Итак, вопрос состоял в том, каковы возможности человека, и чего они могут достичь. Чем может стать человек? И святой Григорий Палама отвечал: «Необходимо обожиться!» Это обожение. Что означает слово обожение (θέωσις) ? Оно означает общение, личное общение человека с Богом. Безусловно, оно и стало проблемой, но по какой же причине? «Θεώνομαι» (ОБОЖИВАТЬСЯ), которое является чисто греческим словом, и которое не может быть переведено ни на какой иной язык, на не латинский, и оно остается словом исключительно нашего языка. И если бы необходимо было говорить латинянину, немцу или китайцу, то пришлось бы говорить, используя греческое слово «обожение» (θέωσις), это обоготворение (η θεοποίησις) свт. Афанасия Великого и свт. Василия Великого. Это означает, что человек должен стать Богом. И что человек должен иметь общение с Богом через некий уникальный способ.

Но был поставлен вопрос: Возможно ли это? Поскольку Бог непостижим и «живет во свете неприступном» (1 Тим. 6, 16), то как возможно, чтобы человек достиг Божественной области и достиг обожения? Сами же Отцы вновь утверждали, что Бог непостижим и неприступен. Однако же, по данному вопросу был сделан великий вклад святого отца, который, и нам это следует отметить, не является чем-то новоявленным. Святой Григорий Палама основывается на двух основах, а они то его и делают самым православным. И все, о чем он хотел богословствовать, если он основывается на этих двух основах, будет оставаться православным. Это библейская история и Отцы Церкви, как толкователи библейской истории. Святой Григорий живет фактами библейской истории. Живет этой историей. Живет в этом Вочеловечении. Живет Распятием Христа, Воскресением Его, Его Вознесением, Его Преображением. Он берет событие Преображения, я подчеркиваю, что он берет событие Преображения. Он ничего не аллегоризирует. Он берет событие само по себе. И о нем богословствует. Но он об этих событиях богословствует святоотечески. Как понимали эти факты Отцы и персонально, личностно переживает библейскую историю. Это две основы Православия. А кто говорит на основании этих двух основ и на них утверждается, тот никогда не впадет (в ересь). Таков православнейший святой Григорий.

Теперь наступает момент, когда нам следует о Западе, который, если хотите, представляет, рассудочное понимание, философские позиции, в особенности аристотелевские. Как человек может достигнуть и войти в таинство Бога, непостижимого, неприступного и обожиться? И святой Григорий Палама говорит: Если в Боге существует различие между Его сущностью и божественными энергиями; то Бог как сущность в действительности непостижим, неописуем и неприступен. Божественная сущность никогда не входит в контакт, общение с творением. Бог как сущность родил только Бога Сына. Мир Он творит по средством своих энергий. То есть в этом и состоит великий вклад святого Григория Паламы

Сейчас, конечно, это кажется вам трудным, но теперь вы увидите, что из этого выйдет. Поэтому, пожалуйста, не закрывайте глаза, а слушайте и смотрите. Потому что однажды мы должны погрузиться в глубокие воды и научиться в них плавать. Пожалуйста, смотрите. Как именно проводится это различие? Различие проводится без разделения. Мы отличаем энергии Бога от сущности Бога, но не отделяем энергии Бога от сущности Бога. Потому что энергии Бога не сотворены, а поэтому это Бог. Также как солнце с его сиянием. Солнце, как мы его видим, недоступно. Кто бы мог взойти на солнце? И поймать его? Это недоступно. Но оно становится доступным благодаря своему свечению, энергией своего излучения. Послушайте, что я сказал: с энергией своего излучения. У нас есть солнце здесь, у нас оно есть на земле. Он освещает нас, оживляет, мы видим его, но не можем подойти к солнцу. Подобным образом и эта сущность Бога с Его энергиями.

Итак, когда мы говорим, что будем жить или увидим Бога в этой жизни…то  кто может увидеть Бога? В Библии сказано: «Бога никто же не видел никогда».Но когда мы говорим, что можем видеть Бога в настоящей жизни, это означает, что Бог проявляется через Свои действия-энергии. Но что делают Его энергии-действия? Это словесная вещь? Просто как беседа? «Нет, - отвечает св. Григорий Палама, - это онтологическое явление Бога в Его энергиях, а не в Его сущности», которая действительно непостижима и недоступна. И поэтому я могу видеть Бога. Видеть Бога? Я могу видеть Бога лицом к лицу. И, видя Бога лицом к лицу из настоящей жизни, мы обоживаемся.

    Это «Блаженны чистые сердцем, ибо они узрят Бога» - основа Евангелия. Святой Симеон Новый Богослов говорит - послушайте довод: «Кто такие чистые сердцем? Те, кто увидят Бога. Вы говорите, что увидите Бога в будущей жизни. Но в другой жизни нет возможности очистить свое сердце, увидеть Бога». Вы видели аргумент? Это возможность очистить свое сердце, чтобы увидеть Бога. Итак, здесь вы увидите Бога, здесь, в настоящей жизни.

Но каковы последствия? Мои дорогие, это имеет следующие последствия. Лишь в XIV веке он был сформулирован как догмат. Тем не менее об этом всегда было известно. Это не было чем-то новым. Потому что, как я сказал вам, это был личный опыт Отцов Церкви и святых Церкви: а именно (обратите внимание), что духовная жизнь не заканчивается покаянием, но простирается до возрождения. Как мы на самом деле об этом говорим? Вот как мы это говорим. Посмотрите, насколько сегодня важно поставить на передний план личность святого Григория Паламы и его богословие. Сегодня мы говорим «покайся», и как только я каюсь, иду и исповедуюсь, у меня возникает чувство самодостаточности, что я стал совершенным. После того, как я пошел и исповедался, я скрепил свое покаяние Святым Причастием, и все закончилось. Вы стали совершенными? Но разве завершается духовная жизнь одним покаянием? Духовная жизнь превосходит покаяние. Это перерождение. Вот почему святой Никодим Святогорец говорит и весьма верно и правильно ... - знаете ли вы, что в этом опыте у нас всегда есть святые, в святом Никодиме, в святом Нектарии, которые являются нашими современныиками, а также есть современные святые, которых, возможно, Церковь еще не прославила в лике святых, может никогда не возвестить о них, Но это не имеет значения. Неизвестные люди живут этим опытом.

Обратите внимание. Святой Никодим Святогорец говорит: «Когда кто-то умирает, то зовут нас исповедать умирающего и причастить его святых Тайн, мы идем по необходимости для исполнения нашей обязанности, потому что нас просят. Но мы не знаем, будет ли спасен этот человек. Просто потому, что мы позволяли своей жизни идти своим чередом и думали, что к концу нашей жизни ... и мы совершаем эту ошибку, что в конце мы позволим себе покаяться. Нас спасет не покаяние. Возрождение. Это возрождение. Ты оставил покаяние, брат мой, чтобы пройти твою жизнь, а потом покаешься, сказал ты. Ты уверен, что состаришься? Вы уверены, что у вас не будет внезапной смерти? По меньшей мере. Но когда ты сможешь возродиться? Когда вы наверстаете упущенное?»

Вот почему мы идем и приходим к исповеди, мы идем и приходим годами, думая, что мы можем ограничиться обновлением в покаянии, а не возрождением. Это к сожалению, у нас является правилом. И я должен вам сказать, что именно этим мы и занимаемся сегодня. По этой причине богословие святого Григория Паламы кажется нам сегодня очень далеким. До сих пор Запад не понял святого Григория Паламу, его учение о возрождении на основании богословия обожения. Нам действительно следует достичь этой меры

А сегодня знаете, что мы ощущаем? У нас такое чувство. И я говорю с вами, мои дорогие. Мы все дети своего времени, и у всех одинаковый менталитет. У нас есть следующее чувство: эти святые с их богословием, которое есть не что иное, как евангельское богословие, как оно истолковано Отцами, как они понимают его и живут им, как я сказал вам, это плод их личного опыта. Я это подчеркиваю, так что они оказываются на вершине Олимпа, а мы будем на равнине, увидим и скажем: «И как теперь подняться туда? На эти недоступные вершины ». Но это прискорбно. Это прискорбно, потому что эти вещи непосредственно относятся к нашему спасению.

По этой причине, она мне кажется, первый шаг, первый этап, на который нам следует взойти, это поставить на первый план святых, которые сражались со всей силой, таких как святой Григорий Палама, с его богословием, - не это Новое богословие, я это вновь повторяю, а это библейское и святоотеческое богословие, но оно просто было прояснено и проставлено на передний план, потому что тогда для этого были поводы. Они должны быть отображены. И наша Церковь пытается это сделать. Смотрите, ведь наша Церковь выделяет Первую Неделю Великого поста, Неделю Православия. И он празднует свой собственный праздник, свое православие. Он указывает на святого Григория Паламу во 2-е Воскресенье Великого поста, чтобы показать, что тот, кто тогда в течение  более чем ста лет боролся за VII Вселенский Собор, чтобы защитить человеческую природу Бога Слова, теперь приходит святой Григорий, чтобы сказать нам, что возможно следующее: что человек может теперь, после того как Бог стал человеком, человек может стать Богом.

Вот почему, дорогие, в завершении скажу вам, что не живите в узких рамках недостаточного и элементарного покаяния. Одно покаяние без слез; многократное и без слез, без сознания, по привычке мы идем говорить свои грехи и ничего больше. Пусть наше покаяние будет по крайней мере с преспеянием! Пусть будет плодоносным! Это стоило бы того. Это тоже не предпосылка. Почему? Потому что перед нами, перед нашим взором нет перерождения. Если в нашем визуальном горизонте есть перерождение, тогда мы увидим, что покаяние - это переходный этап.

Конечно, мы должны каяться всю жизнь, потому что мы люди, и мы падаем. Но если вы этого хотите, в жизни великих святых у нас больше нет покаяния. Несмотря на то, что они говорили «позвольте мне еще покаяться», как сказал Святой Сисой. «Дай мне покаяться». И он весь светился. Но, как говорит святой Симеон Новый Богослов, «тот, кто вошел в возрождение и обожение, уже не нуждается в покаянии и даже слезах. Это уже не область покаяния, а богословия ». Это большое дело. Что ж, эта перспектива, эти горизонты были потеряны для нас. И нам остается только покаяние. Потому что мы думаем, что покаяние это все. Мы тоже оставляем его, и оно теряется, потому что человек не хочет дойти до конца. Но он говорит: "Десять?" Позвольте мне рассказать вам об этом на небольшом примере. Мы все это понимаем, испытываем. «Во сколько служба завершается в Церкви? В девять? Е, пойду в 8.30. В десять; Я пойду в 9.30. Завершается в 12-00? Я пойду в 11.30 ». Вот что мы испытываем. Мы говорим «покаяние, ну пусть здесь даже и совсем незначительное, не смущайся». Давайте спроецируем, повторяю еще раз, на наш визуальный горизонт всю величину тайны нашего спасения. Им является возрождение человека, которое с такой силой проявлено у святого отца, святого Григория Паламы и которого наша Церковь поставляет в пример в каждое Второе Воскресение Великого поста.

 

ВО СЛАВУ В ТРОИЦЕ ССЛАВИМОГО БОГА

 

Расшифровка магнитозаписи беседы Елена Леондораки

http://aktines.blogspot.com/2021/03/blog-post_128.html#more

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2021г.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События