Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

«Вероисповедная» двусмысленность, неясность и путаница

«Ὁμολογίακή» διγλωσσία, ἀσάφεια καί σύγχυση

Преосвященный Митрополит Навпактский и св. Власия Иерофей

От редакции ПА: Преосвященнейший автор, митрополит Иерофей, известный, авторитетный и крупный богослов, архипастырь Элладской Православной Церкви, член ее Постоянного Священного Синода, дает раскрытую и обстоятельную оценку причин появления в современном православном мире специфического языка, который активно внедряется в сознание современной православной иерархии, духовенства, богословов и даже в официальные документы Православной Церкви. За этой двусмысленностью скрывается специфическая экуменическая ментальность и экклезиология, совершенно чуждая православной. Она сегодня призвана обслуживать осуществление и реализацию межхристианской унии, которая заложена в перспективе двустороннего Богословского диалога. Этот же двусмысленный язык проник и в документы, предложенные для утверждения Святым и Великим Собором, который вскоре начнется на о. Крит.  Эта новая ментальность сегодня является реальной угрозой Православной Церкви.


* **

В последнее время профессорами, богословами, клириками опубликованы разные статьи, которые поставили серьезные вопросы к тем вопросам, которыми будет заниматься Святой и Великий Собор.

Большинство из этих статей занимаются теоретическими вопросами и в них игнорируется тот факт, то вплоть до 19 столетия в Соборных и Церковных документах-текстах, которые официально публиковались Церковью, была в основе вполне ясная экклезиологическая последовательность, как это видно в тексте Восточных Патриархов 1848г.

Несмотря на это с 20 столетия получили начало двусмысленность и неясность в церковных вопросах. Это вскрывается, если кто-то прочтет официальные документы, которые издаются и оглашаются на различных уровнях. Эти двусмысленность и неясность появляются в вопросах: что такое Церковь, кто является ее членами, что такое ересь, как Церковь принимает еретиков, когда они к ней возвращаются и т.д.

В аудитории, где твёрдо стоят в учении Отцов, используется язык традиционный и православный, в то время как в другой аудитории применяется язык, который мы могли бы охарактеризовать, в мягкой форме, как язык церковной дипломатии. Конечно, в некоторых случаях имеется необходимость в тактичном языке, без необходимости изменять веру, но основная проблема состоит в том, что этой двойной язык (двусмысленный) выражает церковную путаницу, которая сегодня преобладает, из-за чего экклезиологическая неясность покровительствует этой экклезиологической путанице.

Многие клирики и богословы приводят различные слова Отцов, главным образом слова свт. Василия Великого. Однако ими демонстративно игнорируется то, что Отцы Церкви, в особенности свт. Василий Великий, к ту критическую эпоху, в которую они жили, они обладали опытной жизнью в Боге, они были авторитетными богословами и богословами опыта, обладая умной молитвой и созерцанием Бога, а следовательно она действовали с рассуждением и богодухновенно. Тот кто игнорирует исихасткий образ жизни свт. Василия Великого, тот не может его правильно истолковывать, а следовательно таковой его неправильно понимает.

Характерно то, что исихастские Соборы 14 столетия на которых защитником, борцом выступил свт. Григорий Палама, который от свт. Филофея Коккина, Патриарха Константинопольского получил характеристику как четвертого Святителя и четвертого Богослова в Церкви, представлял сторону исихазма, который является условием для догматов-верооопределений, сущностной методологией и богословской основой всех Поместных и Вселенских Соборов.

Во всяком случае для того, чтобы выявить отличие, которые имеется в решении вопросов у Отцов Церкви и у современных богословов, я приведу один современный пример для того чтобы показать как на деле излагается двусмысленность (двоякий язык), неясность и путаница в вопросах экклезиологии. Добрым делом является истолкование фактов церковной истории, которая много раз искажалась, когда игнорируется делание и созерцание (πράξη καίθεωρία), как они понимаются православно, но нам при этом следует посмотреть на то, какова нынешняя практика.

Речь идет о документе-тексте, который был представлен архиепископом Фиатирским в 1975 году на двух языках, английском и греческом. Книга имеет название: «The Thyateira Confession» — «Вероисповедание Фиатирян» и подзаголовок «Вера и молитва народа Божия». Она была написана Проесященейшим Архиепископом Фиатирским и Великбританским Афинагором Коккинаки и, как там пишется, ее прочли многие люди еще до ее издания, и она произвела впечатление на людей, среди которых «Архим. Каллистос Уаэр, настоятель Греко-православной общины Святоц Троицы и Благовещения в Оксфорде. И этой книге «дается благословение и одобрение Вселенской Константинопольской Патриархией».

Я сосредоточу свое внимание на второй части книги, которая разделяется на восемь глав, т.е.: Единая Церковь и Церкви, Римо-католические Христиане, Христиане Англикане, Копто-армяне и Христиане Эфиопы, Лютеране и иные Протестанты Христиане, Экуменическое сотрудничество Христиан, Заключение.

В этой части книги преобладает как экклезиологическая двусмысленность, так и экклезиологическая неясность, или умышленная, преднамеренная путаница. Эта ментальность является образом мышления многих клириков сегодня и мы его встречаем и в документах, которые подготовлены для обсуждения и утверждения Святым и Великим Собором Православных Церквей. Это положение создает особую проблемность.

Я приведу некоторые образцы, которые указывают на притупление и ослабление православной веры и церковно жизни, а, следовательно совершенно оправданными являются те, которые выражают протест в отношении экуменической ментальности, которых, к сожалению, другие расценивают как «фундаменталистов», которые обладают «провинциальным» менталитетом, а другие их расценивают как «радикалистов»!!


 

1 «Вселенское сотрудничество Христиан»

В этом «вероисповедном» документе выделяются и подчеркиваются блага «вселенского сотрудничества», которое развивалось в последние годы. В нем исповедуется следующее:

«Народ знает, что Вселенское сотрудничество возрастило некую новую дружбу между христианами. Народ знает, что собеседования и широко известный Богословский Диалог сузил пропасть, которая разделяет Христианские Церкви.

Христиане сегодня посещают Церкви и молятся с другими Христианами различных традиций с которыми в прошлом было воспрещено иметь отношения, поскольку они считались еретиками, раскольниками и антихристами.

В связи с этим новым отношением, которое сегодня преобладает между православными христианами, в отношении Христианства учение не может быть более оставаться полемическим и антагонистическим. Невозможно более выражать нежелание, отказ в дружбе другим христианам. Изоляция более невозможна, более неприемлема, ни духовно благоприятна» (стр. 158-159).

Этот текст проблематичен, потому что в нем пишется, что с помощью диалога «сузилась пропасть, которая разделяет Христианские Церкви», что теперь инославные не считаются «еретиками, раскольниками и антихристами», и что не существует конкуренции, вражды.

Последствия всех этих высказываний таковы, что ими сознается ощущение единой Церкви, которая «имеет двери, но не имеет стен». Христиане различных Конфессий должны ощутить, что они не заперты и не ограничены стенами их «Церквей».

«Православные Христиане, Римо-католики, Англикане, Коптоармяне и Эфиопы, Лютеране и другие Протестанты являются христианами крещенными во имя Отца и Сына и Святого Духа. Как крещенные они ощущают, что они не являются духовно облагодетельствованными, чтобы закрывать самих себя в стенах их Церквей. Стены более не удерживают христиан в состоянии разделенности. Церковь имеет двери, но не имеет стен. Святой Дух вдохновляет Христиан на то, чтобы искать и находить выход и они выходят для того, чтобы встретить других христиан дабы стать друзьями, чтобы молиться вместе и совместно трудиться ради великой цели Христианского единства. Святой Дух ведет верующих к тому, чтобы они вмести шли далее к таинству Бога и чтобы они поняли, что это таинство не ограничивается местом, традицией или теоретическими границами» (с. 159)

Эти взгляды ведут мысль Христиан, что хотя и существуют между Христианами отличия, однако общие признаки являются «более сильными, нежели те, которые нас приводят к разногласию».

«Поставляются границы и у нас имеются отличия. Но Святой Дух всегда действует и ведет народ для того, чтобы найти решения и наступит один день, когда будет путь для разрешения отличий. Сегодня энергично отмечается не то, что приводит Христиан к разногласиям, но главным образом то, что приводит к согласию. Те признаки которые приводят к согласию являются наиболее сильными нежели те, которые являются причиной разногласий». (с. 159)

В соответствии с этим «вероисповедным» текстом, который был написан и одобрен для Катехизиса Православных Церквей, Православные Христиане приветствуют, когда Православная Церковь участвует в Экуменическом движении, поскольку там самым она оказывает помощь чтобы соединились Христиане Протестанты, потому что и Протестанты являются «харизматичными».

«Православные Христиане знают и радуются, потому что Православная Церковь участвует в Экуменическом движении, так как она хочет оказать помощь Христианам Протестантам, чтобы они соединились. Потому что она знает, что Христиане Протестанты любят и имеют стремление к распространению Священного Писания. Потому что и Протестанты являются харизматичными. И через Святой Дух действует в Христианском просвещении людей через распространение и изучение Священного Писания» (с. 216).

Согласно «Исповеданию» Святой Дух «действует в Церкви и вне Церкви», поскольку Церковь «является разделенной», «но и соединенной», как это происходит с двумя природами Христа!!!

«Православные Христиане знают и верят и каждый день видят, что святой Дух имеет неограниченную силу, который действует в Церкви и вне Церкви. Поэтому Церковь имеет границы, но постоянно расширяющиеся и не имеют стен. Она обладает характерным нравом, но она не подобна всему. Она обладает единством и разнообразием. Церковь является разделенной, но и соединенной, как Христос имеет две отличающиеся природы, божественную и человеческую, но, они неразделенными пребывают в Едином и единственном Богочеловеке. Поэтому и Церковь, которая является Телом Христа является едино, как Единым является Христос. Несмотря на все эти разделения Церковь продвигается к концу, или ее цели, которой является единство всех во Христе» (с. 216).

Пишется также, что существует «возможность союза», который объединяет всех тех, которые верят во Христа, ради этого и ведется Богословский диалог.

«Православные Христиане уважают, чтут и любят всех Христиан. Однако они ощущают, что существует возможность для союза, который их соединит с Римо-католиками, Англиканами, Коптоармянами и Эфиопами, Старокатоликами и в некоторой степени с Лютеранами. По этой причине организованы Богословский диалог, который выражает надежду и мы молимся об этом, что он приведет в дню празднования единства всех упомянутых Христиан.

Православные Христиане вместе со всеми Христианами молятся и сотрудничают, и исследуют жизнь Церкви и Священное Писание. Она признают, что признаки, которые их объединяют намного больше и намного сильнее нежели те, которые их разделяют. Итак это уже не теория, а основная надежда на то, что эти верующие Христиане имеют место в соединяющей силе любви Христово, которая спасает и обоживает». (с. 216)

Речь ведется о любви, которая «спасает и обоживает», без необходимости различения того чья эта любовь. Может быть это некая сострадательная, этическая, философская любовь?

В этом тексте дается различие между тремя «Христианскими Церквами», которые «находятся в границах основной надежды на соединение».

Конечно, говорится соответственно о том, что «план работы по соединению», который обсуждался «важными Всемирными деятелями», не является тем, что предопределит «Экуменическое движение» «в планах миссии глубокого общения», но ориентированность деятельности его состоит в том, чтобы «направить движение к соединению Христианских групп и Церквей» (с. 217) Единство «Церквей» не должно касаться «общего организационного» управления и «идентичности традиции и обычаев», но должно иметь в виду два положения, то есть первое - «каждая Церковь должна сохранять свой исторический путь и охранять свои черты», а второе – необходимо «применять ее учение к таинству Святой Троицы, Таинству Воплощения Христа и Таинству Церкви как проповедовали Апостолы, их Преемники, Отцы и Святые Неразделенной Церкви и Вселенские Символы» (с. 218)

Действительно речь идет о двояком понимании, языке, который доминирует в ментальности Экуменического движения в отношении соединения всех «Церквей». В дальнейшем обнаружится, что «все они являются основными в человеческом суждении», но «к Святому Духу что признано всеми нами лучшим что Ему необходимо делать» (с. 218). Во всяком случае, то, чего оно добилось «в границах Экуменического движения является великим и достойным делом», поскольку «любовь вновь излилась свыше в сердца народа Божия. Руководимые даром любви, мы несомненно достигнем осуществления пророческого слова Христа: «да будут все едины»». (с. 218)

Становится вполне очевидным убежденность в том, что вне Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церкви существуют и другие Церкви, которые должны сохранять свои «характерные особенности», но увязывать свое учение с учением Апостолов и Отцов, так чтобы когда-то дойти до осуществления, сказанного в Первосвященнической молитве «да все едины будем», поскольку эта просьба не была осуществлена в день Пятидесятницы, когда Апостолы достигли созерцания Божественной славы в лице Иисуса Христа, согласно учению Отцов.

Касательно учения о Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церкви, то в тоже время существования других Церквей вне ее, в «Экуменическом Движении», относительно единства «разделенной», но и «соединенной» Церкви существует в высшей степени «двусмысленность», которая преобладает в «вероисповедных» текстах.


 

2. «Одна Церковь и Церкви»

В этом «вероисповедном» документе Экуменического Движения показывается, что означает слово единая Церковь, но и многие. Конечно, это выражение не относится к Едино Церкви, Православной, которая имеет поместные Церкви, но к «Единой Православной Церкви» и другим еретическим «Церквам».

В той же самой главе под названием «единая Церковь и Церкви» делается сообщение о том, кто является членом Церкви, и достаточно ясно под ними понимаются все Христиане, Православные, «Римо-католики», «Англикане», «Коптоармяне и Эфиопы», «Лютеране и иные Протестантские Христиане», не взирая и отличия между ними, все они в разной степени имеют Таинства и являются членами Церкви.

Прежде всего подчеркивается, что те, которые верят в Святую Троицу, во Христа как Сына Божия, который вочеловечился, во Святого Духа, Который «обитает в Церкви и направляет ум Церквей и освящает Церковь в Таинствах и иных священных последованиях», «являются истинными Христианами и принадлежат Единой Церкви», «являются членами Тела Христова, которое Едино и пребывает нераздельно как Богочеловек» (с. 201).

Конечно, в этом «вероисповедном» тексте утверждается, что «Православные Христиане веруют, что Православная Церковь способна сегодня утверждать, что она является Единой Церковью», которая была основана на земле Христом, поскольку «она учит истине и полной вере, хотя иные Христианские Тела в разно степени не сохранили всецело эту веру кроме прошений последований в богослужениях» и говорит о четырех из них. Речь идет об отрицании источника Откровения, которым является Священное Писание и Предание, разрыве с Апостольской традицией последования в служении Таинств, «во главе которых стоит законный епископ», выдумке обычаев, которые чужды обычаям Церкви и исследовании Священного Писания тем способом, который вызвал сомнения в нетронутости его и авторитетности (с. 202).

Однако, в соответствии с использованием двусмысленности в экклезиологических вопросах в этом «вероисповедном» тексте делается утверждение, что и Христиане иных «Церквей» принадлежат в разной степени Церкви, поскольку существуют и различные степени, которые отделяют кого-то от Церкви.

«Однако не следует забывать, что, несмотря на то, что Православная Церковь является Церковью Христовой, Единой и нераздельной Церковью, однако существуют многие и различные способы с помощью которых возможно кому-то принадлежать к Церкви, точно также как существуют и многие различные способы через которые кто-то отделяется от Церкви» (с. 202).

Одним из способов, с помощью которого всякий принадлежит к Церкви является таинство Крещения, так называемое крещальное богословие, которое была развито «Римо-католиками» и Протестантами, но без всякого колебания было усвоено и Православными, как это следует из этого «вероисповедного» текста.

«Действительность крещения является одним из способов с помощью которого можно кому-то принадлежать Церкви» (с.202).

«Православные Христиане веруют, что те, которые крестились во имя Отца и Сына и Святого Духа либо от священника, либо от мирянина, по необходимости, являются истинными Христианами и принадлежат Церкви и являются членами Тела Христова, которое Одно и пребывает неразделенным как Богочеловек» (с. 201).

В действительности здесь не дается разъяснение о крещении и вне Церкви, потому что они оба расцениваются как равные.

Это происходит и с таинством Священства. Конечно, исповедуется, что «присутствие Святого Духа, то есть Параклита» животворит Церковь, и «через каноническое избранием и хиротонию епископов рукополагают епископов, священников и диаконов» и это называется «Апостольским преемством», однако же поэтому «истинную хиротонию и Священство» имеют все «епископы» разных Конфессий.

«Христиане верят, что истинной хиротонией и Священством обладают и передают его Православные епископы, Римо-католические епископы, Копто-армянские и Эфиопские епископы. Вселенская Патриархия и Александрийская Патриархия, а Иерусалимская патриархия и Патриархия Бухареста и Кипрская Церковь заявили пятьдесят лет назад, что рукоположения Англикан по икономии признаются как действительные и законные. Поэтому таинства Англикан являются Таинствами Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церкви, каковыми являются таинства Римо-католиков» (с. 203).

Пишется, что в Православной Церкви есть некоторые «консерваторы», которые имеют «отличающееся мнение в отношении рукоположения Англикан», «следовательно, и о таинствах, которые совершаются вне Православной Церкви». Но это отличающееся мнение будет представлено и ему будет дан ответ на созываемом в будущем «Вселенском Соборе Православной Церкви». Отсюда вполне явно вытекает, что Свято и Великий Собор, который подготавливали к созыву, расценивался как Вселенский.

«Различные мнения Православных основываются на том факте, что Православная Церковь в целом даже не изучала это вопрос. Однако она надеется, что Вселенский Собор Православной Церкви, о котором говорится, что он в скором времени будет созван, он исследует не только Таинство единства, но также и Таинство разделения и ответит между прочим на вопрос о действительности Священства и Таинств, которые совершаются вне Православной Церкви»(с. 203-204).

В этом «вероисповедном» тексте делается признание, что существуют некоторые вопросы, по которым нет согласия Православных с другими Христианами, а это «не должно следует нам скрывать», но «нам следует говорить правду всегда и всем», поэтому эти «различия обсуждаются».. Однако, во имя двусмысленности следует говорить и другую правду, что все Христиане веруют в Того же Бога.

«Однако незыблемой истиной является то, что Христиане не взирая на различия, веруют в того же Бога. Все Христиане веруют в Святую Троицу. В Единого Бога в трех лицах. Мы все признаем и верим в Иисуса Христа, воплощенного Сына Божия как нашего Господа и Бога и нашего Спасителя.

Все Христиане через то же крещение становимся членами Тела Христова, которым является Церковь. Все различными способами и образам смотрим на Божественную Евхаристию как на Таинство Причащения, где мы соединяемся со Христом.

Мы все имеем Святого Духа как утешителя и защитителя и укрепителя в нашей Христианской жизни, в трудностях и искушениях.

Хотя наше разногласие имело и имеет характер полемики и порождало ненависть. Сегодня мы обсуждаем наши разногласия с любовью и стараемся найти решение» (с. 204)


 

3. Церковное применение

Взгляд, что существует Единая Церковь, но и другие Церкви, и что несмотря на отличия существуют общие признаки между «Церквами», а также Таинства, является следствием экуменической экклезиологии. Мы увидим некоторые последствия, которые записаны в этом тексте.

А) Римо-католические Христиане

В «Вероисповедном» тексте дается определенное воззрение на то, что день , когда пришла «схизма» 1054г. Однако мы знаем, что тогда были наложены анафемы, в то время как отдаление Ветхого Рима от Нового Рима произошло в 1009-1014гг по причине введение в Символ веры filioque.

Во всяком случае, как исповедуется в этой книге, после раскола 1054г.. как будто тогда разорвалось единство Церкви, «Римо-католики» «добавили в учение Церкви моменты из-за которым с ними Православные не согласны» (с. 204). Этими «моментами» являются отсутствие Миропомазания после Крещения, термин «пресуществление- μετουσίωσις» в «Божественном Причащении», «очистительный огонь», «вопросы касающиеся Пресвятой Марии» (т.е. Мариология, примеч. Перевод.), «вопрос о Папе», то есть о него непогрешимости и первенстве.

Несмотря на это сегодня, как отмечается, «благодари мудрости Папы Павла VI и благодаря наследию, которое оставил Папа Иоанн XXIII многое было исправлено. Сегодня Церкви Запада и Востока имеют любовь и сотрудничают и молятся вместе об их полном соединении». (с. 206-208)

Сообщается о семи положениях, которые указывают на направление соединению «Римо-католиков» и Православных, которые одновременно выражают и единство Церкви.

Первым положением-признаком «исправления» является то, не существует раскола 1054г.

«Раскол 1054г., который разделил Православную и Римо-Католическую Церковь не существует. Любовь погасила его с помощью подписей Патриарха Константинопольского Афинагора I и Патриарха Запада Павла VIпоставленных 6 декабря 1967г.» (1965г.) (с. 208-209)

Я напомню, что 7 декабря 1965г, согласно Решению Священного Синода Вселенской Патриархии, произошло снятие анафем, а не снятие раскола. Несмотря на это в заявлении, которые было тогда подписано Вселенским Патриархом с тогдашним Папой на французском языке, и переведенном на английский язык и греческий, говорится о снятии прекращения общения, которое в действительности произошло в 1009 из-за введения filioque в Символ веры. Это один из вопросов, который указывает на сильную двусмысленность языка, которое получило сегодня преобладание.

Вторым пунктом-знаком «исправления» являются смешанные браки. Характерным является то, что оправдывается, оправдывается не по причине икономии, а экуменическим способом. «Таким образом, не утрачиваются их права и она не отрываются от их Церкви как Православные, так и Римо-католические Христиане» (с. 209) Не смотря на это наставления «Папского документа» 1970г. «противостали против двойного благословения брака». Это считается одним из «препятсвий» для единства.

Третье положение-признак «исправления» состоит в том, что для «Римо-катлических Христиан» «таинство Елеоосвящения не будет более совершаться для приговляющихся к смерти», и «в Таинстве Елеоосвящения Христиане несколько раз могут принимать Тело и Кровь Христа» (с. 209).

Четверное положение-признак «исправления» состоит в том, что и православные и римо-католики , оба могут причащаться в других Церквах.

«С точки зрения Римо-католической в случае необходимости Римо-католикам дозволяется причащаться в Православных Церквах и Православные при необходимости должны причащаться в Римо-католических Церквах» (с. 209)

Пятым признаком-положением «исправления» является то, что дозволяется совместная молитва и использование храмов для нужд обеих «Церквей».

«Дозволяется молитва между Православными и Римо-католиками и использование храмов Православных только в некоторых случаях для совершения Римо-католической литургии и храмов Римо-католиков для Православной литургии. Все это совсем в недавнее время воспрещалось. Все они являются светлыми признаками обоюдной любви и уважения» (с. 209).

Шестой признак-положение «исправления» состоит в том, что Рим вохращается к соборной системе.

Седьмой признаком «исправления» является то, что «две группы» усердно взращивают любовь и сотрудничество и таким образом настает «час благословенного согласия и соединения», однако без того, чтобы испрашивали прощения «Римо-католики», ни чтобы Православные подчинялись «юрисдикции Папы», то есть мы достигнем некой перспективной Унии.

«Дружба и визиты, и все другие виды проявления любви и сотрудничества показывают, что постепенно наступает время благословенного согласия и соединения. В этом согласии Римо-католики не будут приходить к Православным, чтобы говорить, что мы сделали ошибки и просим прощения. Православные не будут говорить, что вы подчиняемся юрисдикции Папы. Они не будут принимать обычаи и другое, чего хотят чтобы приняли римо-католики. С помощью союза и силы любви две группы продвинутся вперед ко встрече Христа и сохранять общую Традицию, которая существовала на Востоке и на Западе с самого начала и до 1054г.».

Разве это не напоминает о некоем виде самой Унии?


 

Б) «Христиане Англикане»

Согласно этому «вероисповедному» тексту делается заявление, что Православные «в некоторых вопросах не согласны с Англиканами». Речь идет о Божественной Евхаристии, поскольку Англикане не принимают теорию Пресуществления, но не принимают и определение «Духовное Присутствие Христа» в хлебе и в вине». Это учение «является более чем стремлением богословов к истолкованию Таинства. Это очевидно означает, что Христиане Англикане не вверяю в то, что когда они причащаются, то они принимают Богочеловека Христа» (с. 211)

Отличия также имеются также в отношении к Вселенским Соборам в вопросе об «авторитетности учения Церкви», и в вопросах, которые включены в 39 параграфов, которые говорят о не признании непогрешимости Вселенских Соборов, о не почитании Святых, святых мощей и икон, мнение, что таинство Божественной Причащения «преподается «небесным и духовным образом»», вопрос об «абсолютном предопределении» и учении их, что «Таинств только два (Крещение и Евхаристия), в то время как другие пять это произведение ошибочного учения и признак удаления от Апостольского учения» (с. 212)

Однако, несмотря на эти различия «Православные Христиане признают, что Англикане Православно веруют в Святую Троицу и Богочеловека Христа и в Утешителя, Святого Духа, и в Церковь с ее Таинствами и Преданием» (с. 210)

Еще более вызывающим в этом «вероисповедном» тексте является то, что в нем говорится о том, что между Православными и Англиканами совершаются совместные молитвы, и что Православные могут причащаться в храмах Англикан, а Англикане должны причащаться в храмах Православных и это совершается «по причинам необходимости и Христианского радушия, гостеприимства в Таинствах». Божественная Евхаристия рассматривается как некая общая трапеза, которая приносится в дома, где имеет силу кинониальное радушие.

«По причине дружбы, которая стала преобладать, Православные должны отпевать Англикан и их причащать там, где нет англиканских священников. Также, там, где нет Православных священников, Англикане должны отпевать и причащать Православных Христиан. Это совершается, делается сознательно, но и при отсутствии и неведении о существовании Церкви в некоторых местах, но и по причинам нужды и Христианского радушия в Таинствах. Конечно, это несомненно, что только Христиане требуют Причащения. Это является признаком расположения народа Божия к соединению Христиан, когда их связывает Предание, Священное Писание, Священство и Символ веры Никео-Константинопольский». (с. 210-211)


 

В) «Копто-армяне и Христиане Эфиопы»

Под названием «Христиане Копто-армяне и Эфиопы» понимаются антихалкидониты, Христиане, которые не приняли решения IV Вселенского собора, который состоялся в Халкидоне, которые именуются Христианами Монофизитами или Восточными Христианами.

Мнение о том, что человеческая природа Христа «утрачена и осталась только божественная» «является еретической и называется Монофизитством». Однако и в данном случае имеется надежда на соединение.

«Однако сегодня Копты и Армяне, и Эфиопы заявляют, что она не принимают Монофизитство. Если принять во внимание вероисповедания веры, которые сделали современные начальники этих Церквей, тогда мы увидим, что их вера во Ъриста является Православной, поскольку они приемлют Христа в двух соединенных природах, природе Божией и природе человеческой.

Поэтому мы надеемся сегодня, что не следует отвергать возможность соединиться Эфиопской Церкви, Коптов и Армян с Единой. Святой, Кафолической и Апостольской Церковью» (с. 213)

Г) «Лютеране и другие Протестантские Церкви»

«Лютеране являются Христианами, которые следуют немцу Мартину Лютеру, который был Римо-католическим Священником», который отошел от папы, и «из этого движения происходят все современные Христиане Протестанты».

«Это движение в мире делало добро благодаря распространению Священного Писания, однако оно сделало и зло, потому что Церковь на Западе разделилась на части, поскольку появилась причина для войн и потому что многие удалились от Предания Христианской Церкви» (с. 214).

Лютеране и Протестанты «принимают только Священное Писание и отвергают Священное Предание Христианства», и они признают, «что существуют только два Таинства, Крещение и Божественная Евхаристия». Они не принимают того, что своим происхождением имеет Священное Предание, как Священство с Апостольским преемством, семь Таинств, Вселенские Соборы, почитание Богородицы, почитание Святых, мощей и икон, не почитают и не принимают Богослужебный порядок, пост.

Православные отличаются от Лютеран и от других Протестантских Христиан во всем этом.

«Однако правдой является то, что Лютер и его последователи проявляли почтение к Отцам Церкви Востока и Запада, и что многие мысли они взяли из их книг. Правдой также является то, что они считают за абсолютный авторитет только Священное Откровение, то есть Священную Библию, хотя считают Священное Предание, то есть незаписанные источники Христианства как не достойные внимания» (с. 214).

Несмотря на это и в отношении Лютеран и других Христиан Протестантов в данном «вероисповедном» тексте утверждают то же, что было написано ранее о «экуменическом сотрудничестве» Христиан и «единой Церкви и Церквах», в отношении крещения, совместной молитвы и проявления «мистириального радушия» в Божественном Причащении, на пути к соединению без расположения к «полемике и противостояниям», но с любовью, которая «спасает и обоживает»!! То есть – полная экуменическая ментальность.


 

Выводы

Эти основополагающие положения «вероисповедного» текста, который был написан и предназначен для «духовных нужд образованной паствы», для оказания катехизической помощи и для инославных Христиан, которые заинтересованы в том, чтобы быть информированными в отношении того, во что верит Православная Церковь в период 1975 года.

Не имеет значения то, что этот «вероисповедный» текст имел распространение в течение 40 лет, потому что с тех пор и до сего дня, с одной стороны - не было уверенности в практическом применении всех этих взглядов, а с другой - многое еще не вступил в еще более худшую фазу.

Каждый может заметить, что сегодня формулируются слова, которые аналогичны с теми, что имеются в аудитории, но между тем антиправославные устремления к «соединению» н вопреки существующим различиям методично продвигаются. Божественная Евхаристия рассматривается как область «для мистирильного радушия» (μυστηριακς φιλοξενίας) и для инославных, и считается, что Церковь «имеет двери, но не стены», а «соединение» произойдет при сохранении «особенностей-характеристик» всякого богословия.

Этот менталитет, который сегодня преобладает в межправославном и межхристианском мире и может возникнуть душевная скорбь, если этот некий менталитет утвердится решениями Святого и Великого Собора.

Это мое слово, на котором я настаиваю, как это делают и иные епископы, клирики, монахи и богословы, что тексты-документы, которые будут подписаны созываемым Святым и Великим Собором должны быть с богословской стороны чистыми, иметь вероисповедный характер, связанными с двухтысячелетней традицией Церкви и не искажать богословие Великих и Вселенских Соборов, но и решений Восточных Патриархов. Некая двусмысленность, двойной язык будет трагически служить «вероисповедной» двусмысленности и путанице текста, который мы видели прежде. А это будет прискорбно.

Июнь 2016г.

http://parembasis.gr

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2016г.
 



Подписка на новости

Последние обновления

События