Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Успение Богородицы, праздник

Κοιμήσεως τῆς Θεοτόκου, ἐορτή

Иоанн Фундулис, почетный профессор Фессалоникского университета им. Аристотеля

 

Праздник «Успения», или «Преставления Богородицы», или иначе «память пресвятой Богородицы», на латинском языке Pausatio, Dormitio, Despositio, Natale,или  Transitus Beatae Mariae Virginis, впервые, как оказывается появился в Палестине, а там он совершался в «Кафизме», в трех милях на пути от Иерусалима в Вифлеем 13 августа, а несколько позднее 15 августа и в знаменитом храме Богородицы в Гефсимании, «построенном Маврикием [императором]», где находится ее гроб.

Первые свидетельства об этом празднике восходят ко времени 3 Вселенскособора во Ефесе (431), но все они сообщают уже о существовании праздника. Также к 5 столетию восходит свидетельство о празднике в армянском Лекционарии, в котором 15 августа характеризуется как «день Богородицы Марии». Предлагаются для праздника чтения из Священного Писания (Исайя 2, 10-15, Гал. 3, 29;4, 7 и Лук. 2, 1-7) и прокимен (Пс. 131, 8) и аллилуарий (Пс. 109, 1). Как из характера праздника, так и из его чтений совершенно очевидным становится то, что, что тематика праздника особо не ограничивается успением, но речь идет в общем о празднике, посвященном почитанию матери Господа. Подобным же образом о празднике говорит Прокл Константинопольский в своем слове, вероятно произнесенном 15 августа в 429 году. Подобные праздники совершались и на Западе, в Галатии же 18 января, в Равенне и Медиолане в Воскресенье после Рождества Христова, или же в Риме на восьмой день после Рождества Христова, то есть 1 января.

Все эти празднике в целом имели изначально, богородичный характер и постепенно превратились в специальный праздник успения Богоматери. На это вполне вероятно оказало влияние возрастающее свечение место поклонения в Гефсимании, и стечение многочисленных паломников для поклонения гробу Богоматери 15 августа, когда совершались праздники.

В 6 столетии праздник получил широкое распространение в Сирии, о чем говорят восходящие к этому времени свидетельства Иакова Sagur (+523)Феодора Иерусалимского (+529). В конце этого столетия указом императора Маврикия (582-602)было установлено обязательное празднование Успения Богоматери 15 августа по всей Византийской империи (Никифор Каллист, Церковная история PG t. 147, p. 292A-B17, 28)[1]. Немного позднее праздник получил распространение и на Западе: Римский папа Сергий I Сириец (628-701) установил во время этого праздника совершать литанию (крестный ход) от св. Андриана до св. Марии. Кроме того, на Востоке и на Западе  праздник 15 августа стал преобладающим и глубоко укоренившимся настолько, что он стал считаться самым важным богородичным праздником.

Гимнографы этого праздника, также как и составители соответствующих литургических текстов, касающихся этого события, не пренебрегали черпать сведения из апокрифических сказаний, имеющихся от самых древних времен и до 2 столетия и иных преданий о кончине и погребении Матери Господа, а также и о постоянно распространяющейся и получающей доминирующий характер веры о телесном Ее восшествии на небеса. В этой вере необходимо видеть и причину и в новейшем наименовании этого праздника, используя термин «Преставление, Перенесение, Вознесение – Μετάστασις -Αssamptio» (См. «Преставление, перенесение пророка Илии –Μετάστασις τοῦ προφήτου Ἠλίου», «Μετάστασις Ἰωάννου Θεολόγου»  и др.), либо же термин, который используется для указание на естественную смерть  (См. 5-ю коленнопреклонную молитву праздника святой Пятидесятницы или 6 молитву данного богослужения).

На Востоке празднику предшествует, по крайней мере с 10-го столетия, 15-дневный пост («τόμος ἐνόσεως»), во время которого на протяжении всего поста, согласно обычаю мы поем всякий раз умилительный канон (Богоматери - παρακλητικῶν κανόνῶν ) характерный для педпраздничного времени.

Отдание празднику совершается 23 августа (по Юлианскому календарю, то есть 5 сентября ), однако же это не имеет силы везде и повсюду. В Иерусалиме также совершается отдание 22 августа, в Студийском монастыре 18 августа, на Святой Горе Афон и в некоторых константинопольских монастырях 28 августа. Указ императора Андроника II Палеолога (1282-1328) установлено, чтобы праздник праздновался весь месяц, с 1 и по 31 августа.

В гимнография праздника в достаточном количестве включена Минеи, которая используются с 14 по 22 августа, но также встречаются и неопубликованные тексты из различных кодексов.

На Западе литургические тексты, связанные с праздником, были обновлены по большей части после провозглашения переселения Богородицы на небо как догмата.

Источник: ΘΡΗΣΚΕΥΤΙΚΗ ΚΑΙ ΗΘΗΚΗ ΕΓΚΛΟΠΑΙΔΕΙΑ, 7’ος τομος, ΑΘΗΝΑΙ 1985, σς.22’24

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2024г.

 


[1] Μετὰ δὲ τὴν σύνοδον , ὁ βασιλεὺς τὸ τροπάριον τό , "Ομονογενὴς Υἱὸς καὶ Λόγος τοῦ Θεοῦ- συνθέμενος, τῇ Ἐκκλησίᾳ Θεοῦ παραδέδωκε ψάλλειν ὅ κα εις δεῦρο ως νόμο αλυτον διατερεί Τάττει δὲ καὶ τὴν τοῦ Σωτῆρος ὑπαπαντὴν ἄρτι πρώτως, ἀπανταχοῦ τῆς γῆς ἑορτάζεσθαι , ὥσπερ Ἰουστῖνος τὴν τοῦ Χριστοῦ ἁγίαν γέννησιν · καὶ Μαυρίκιος οὐ πολλῷ ὕστερον, τὴν τῆς πανάγνου καὶ Θεομήτορος κοίμησιν, κατὰ τὴν πεντεκαιδεκάτην τοῦ Αὐγούστου μηνός .



Подписка на новости

Последние обновления

События