Святой Афанасий Парийский: Святой Марк Евгеник(Антипапа) – Краткая история папства.
Святой МаркЕвгеник. (Антипапа). Его деяние и похвальное слово, написанные святым Афанасием Парийским.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПАПИЗМА
часть 3
О Первенстве власти и Филиокве
Этот народ латинян, которого общепринятый обычай называет франками из Франкии, ныне называемой Фрадза, не был отделен от нас с самого начала, и не было двух враждующих Церквей, Восточной и Западной, как это есть сегодня. Но была и называлась одна Церковь, Восточная и Западная, как избранная невеста, как доброе тело, имеющая небесного жениха и бессмертного главу, Богочеловека Иисуса, Господа и Бога нашего.
И Рим тогда был для нас не пасть Ада, а врата рая. И монахи* были истинными монахами, то есть братьями, а не, как сегодня, братоубийцами, подобно Каину, орудиями сатаны, слугами ада и темными ангелами антихриста. Это мирное единство Церквей и братское согласие продолжалось до 800 года н.э., а может быть, и дольше.
* примечание наш: frater/frater; (древнегреческий), frater (лат.) = брат, ο αδελφός..
Административный раскол
Во время правления императоров Михаила III (842-867) и Феодоры (842-856) папы Римские, действуя неразумно, отлучили наших православных и низложили Вселенских Патриархов*. Наш народ, напротив, поступив справедливо, не обратил внимания на молнию, упавшую с неба римского собора. Папы мечтали о монархии и призывали наших Патриархов к своему верховному суду и, так сказать, хотели всеми средствами подчинить своей власти Восточную Церковь.
* Западные учебники истории христианства описывают и говорят о «расколе Фотия». Святитель Фотий не создавал никакого раскола, это подделка и клевета западной папской историографии. Обычно это «раскол папы Николая» или «раскол относительно первенства Николая, епископа Рима».
Однако восточные люди, воспитанные на управлении по древним обычаям и апостольским и синодальным канонам, внезапно отказались от такой верховной власти и авторитета папы над всей Церковью и не подчинились папским приказам. С этого момента начался первый раскол двух дружественных и братских Церквей. Я сказал начало раскола, а не окончательный раскол.
Потому что, пока шли разговоры об обычаях и церковных установлениях, как это было в то время, ни учение веры не колебалось, ни соблазна, ни окончательного разделения не было. Поскольку их можно было бы легко исправить как более мелкие и индивидуальные разногласия.
Филиокве
Но, к сожалению для нас, злой и коварный демон позавидовал благу мира и согласия. Таким образом, в то время, когда Римская церковь возненавидела Восточную церковь за то, что она не хотела нести иго ее тирании, вот, страшное богохульство родилось от нее в святом Символе Веры. Что это за богохульство? То есть что Святой Дух «исходит как от Отца, так и от Сына». И невозможно описать словами, как сильно это кощунство потрясло Восточную Церковь, когда о нем стало известно. Богохульство, которое само по себе было достаточным, чтобы разделить и разлучить две церкви, столь же далекие друг от друга, как Восток и Запад.
И теперь речь шла уже не о рукоположениях и предпочтениях кафедр, а об этих важнейших вопросах православной веры. Наши отцы немедленно осудили и отвергли дополнение к Символу веры, следуя примеру древних благочестивых мужей. Они осудили его, потому что оно очищает и ниспровергает все богословие, которое этот самый Иисус Христос, единородный Сын Божий, единственный способный истолкователь и учитель тайны сверхбожественной и Святой Троицы, передал нам в Своем святом Евангелии, говоря, что Святой Дух исходит от Отца, «который от Отца исходит» (Иоанна 15:26).
Восьмой Вселенский Собор
Не говоря уже о многих подробностях, через несколько лет после того, как эта ересь начала распространяться, из-за церковных неурядиц император Василий Македонянин созвал Вселенский собор (879)*, на котором присутствовали также викарии папы Иоанна VIII (872-882) . . Тогда сам император повелел прочесть и подтвердить вероопределение, то есть священный Символ веры. Фактически, протоколы этого Синода на Шестом собрании дословно говорят следующее:
* примечание Наше : Это Четвертый Константинопольский собор (879/880 гг. н. э.) под руководством патриарха Фотия, на котором было осуждено Филиокве. В совещании приняли участие представители всех пяти Патриархатов, включая Римский (всего 385 епископов).
«Святейшие хранители древнего Рима сказали, как повелел наш великий царь от Бога, что не следует возобновлять никакого другого указа, но чтобы этот древний и действующий во всем мире был открыто прочитан и подтвержден. И читалось это так, чтобы все могли слышать святой Символ веры, то есть: «Верую во единого Бога...» и остальное до конца, без всякого прибавления или убавления, или малейшего изменения, но неизменно, как мы читаем. это сегодня.
Затем он продолжает прямо говорить следующее: После прочтения собравшиеся воскликнули: «Мы все так думаем, так веруем, этим исповеданием мы крестились и удостоились священного сана. А тех, кто думает иначе, мы считаем врагами Бога и истины. И если кто в этом священном Символе осмелится написать что-либо иное, или прибавить, или убавить, или даже создать другое определение, да будет осужден и отлучен от всякого христианского исповедания. Потому что изъятие или добавление чего-либо делает недействительным исповедание Святой и Единосущной Троицы, существовавшее до сих пор, и противоречит апостольскому преданию и учению отцов. Итак, если кто-либо осмелится дойти до такого безумия, как было сказано выше, и представит другой символ и назовет другой термин, или сделает прибавление или убавление к тому, что было передано нам Святым и Вселенским Никейским Собором, первый великий собор, быть отлучен от церкви».
Мы сказали выше, что это кощунство зародилось в Западной Церкви, и на настоящем соборе викарии папы первыми постановили, что святой Символ веры должен оставаться неизменным и непоколебимым, и вместе со всеми Отцами того Собора, которых было триста и восемьдесят пять, они предают анафеме всякого, кто собирался что-либо добавить, или убавить, или внести какие-либо иные изменения в этот общий Символ Церкви.
Франкская ересь
Теперь возникает вопрос, который может задать кто-то: как это было возможно в то время, когда Западная Церковь сделала это дополнение, как это было возможно, я имею в виду, для ее собственных наместников, анафематствовать свою собственную Церковь на этом Соборе И этот вопрос действительно имеет смысл. Однако пусть этот собрат, который задается вопросом, знает, что, как пишут древние историки, это экстравагантное дополнение впервые произошло во Франдже*, сразу после Седьмого Вселенского Собора (787 г.).
* Это псевдособор в Экс-ла-Шапель или Аахене в 809 году, который внес учение о «Филиокве» в Символ веры. Инициатором этого акта является Карл Великий и его советники. Это положило начало современному папству, и тогда оно действовало в пределах границ Франкского государства или (так называемой) Священной Римской империи.
И вот через несколько лет случилось так, что болгарский народ вернулся к вере Христовой (в 864 году), во времена императора Михаила и святейшего патриарха Фотия. Болгары крестились, и их царь по имени Богорис (852-889) был крещен первым, получив имя императора Михаила, который и стал его преемником.
Когда тогдашний Папа Николай I (858-867) узнал о возвращении болгар, он захотел присвоить Болгарию. Вот почему он послал епископов из Рима, чтобы они учили вере Христовой и подчинялись Папе. Так вот, эти лжеепископы оказались орудиями сатаны. Они поддерживали ересь, зародившуюся во Франдже. Вот почему впервые предшественники антихриста проповедовали это непочтительное отношение именно в Болгарии. В Риме не проповедовалось безбожие, и папы римские яростно с ним боролись.
Как мы читаем в истории и как свидетельствует письмо вышеупомянутого папы Иоанна, он пишет Фотию и сообщает ему, «что он не только не исповедует и не принимает этого богохульства, но даже причисляет, вместе с предателем Иудой, те, кто осмелился признаться в этом «впервые».
Итак, во времена святого Собора, который справедливо именуется Восьмым Вселенским Собором, это кощунство не имело корней в Риме. И вот почему, как благочестивые хранители Папы, они проклинали тех, кто осмеливался ввести святой Символ.
Однако пусть читатель не подумает, что этот Собор был первым, кто произнес эти страшные проклятия. Конечно, нет. Начало положил состоявшийся в Ефесе Святой Третий Вселенский Собор. Он первый решил, что Символ, переданный нам божественными Отцами Первого Собора, совершенен, и отныне, говорит он, никто не должен сметь ни прибавлять, ни убавлять ни малейшей вещи. И кто осмелится, да будет под анафемой. Четвертый Вселенский Собор постановил то же самое, но с еще большей строгостью. Аналогично Пятый, Шестой и Седьмой Вселенские Соборы.
Последующий Собор всегда подтверждал первый и всегда принимал те страшные решения, которые никто не может нарушить, кроме того, кто решает быть нечестивым. Поэтому, следуя примеру тех святых Вселенских Соборов, Восьмой Вселенский Собор, о котором мы упомянули, с той же властью Святейшего Духа, что и они, также постановил с большой ясностью, чистотой и строгостью, то, о чем мы уже говорили много раз. .
Все это не является излишним или не имеющим отношения к нашему делу, как можно было бы сказать, но это необходимо и существенно. Во-первых, потому, что они известны не всем, а всем необходимо понимать, почему в Ферраре состоялся тот собор, на котором дядя Марк выступил единственным защитником истины. Во-вторых, потому, что дело, за которое он боролся, было не малым и не презренным, но, как всякий может видеть, оно было такого рода и столь важно, что с самого начала оно сильно возмутило и смутило Восточную Церковь, так как даже малейшая смелость добавление к святому Символу было осуждено и решено совместно всеми Соборами и всеми отдельными Отцами и Богословами, как ниспровержение Православной Веры.
Потому что остальные только тайно и устно богохульствовали. В то время как Папа-антихрист сделал это прочным учением Западной Церкви. Ибо во-первых, тот дерзкий, презрев Евангелие и презрев Вселенские Соборы, и не считаясь ни с чем самым нечистым и анафемным из всех святых Соборов, осмелился приложить руку к святому Символу и приписать письменно: сын погибели, что «Дух Святой исходит от Сына». О, безбожное мнение и дерзость и рука, крайнее безумие и полное отсутствие ума! О, новый Арий и злой Савеллий и предатель Иуда!
Так что же должны были делать жители Востока, оказывая столько милосердия и братской любви жителям Запада на протяжении более ста лет, надеясь, что со временем и различными заботами они потушат этот пожар Запада? Что же им было делать, говорю я, когда это яркое пламя не только не погасло, но с дерзостью и сообща сами папы затем зажгли его, чтобы оттуда поджечь всю католическую церковь темным пламенем Ад?
Папский раскол 1009 года, подтверждение и осуждение раскола 1054 года
Вот что они сделали. Того, чего опасался вышеупомянутый папа Иоанн много лет назад, он в письме, написанном им свт. Фотию, горячо просил его не отсекать его от остального тела Церкви за это богохульство. Я говорю о том, чего он боялся и о чем молился, и это было сделано Святейшим Вселенским Патриархом Сергием II (999-1019) во время правления Василия II Болгаробойцы (976-1025) и Константина VIII (976- 1028) Багрянородного. . В 1009 году он соборно исключил имя антихриста папу Сергия IV (1009-1012) из диптихов Великой Церкви, чтобы он больше не упоминался вместе с православными патриархами. Это, несомненно, было знаком того, что Восточная Церковь, не надеясь больше на исправление Западной Церкви, отсекла ее, как гнилую конечность, изгнав ее собственную главу, то есть Папу.
С этого момента единая Церковь стала двумя, отделенными друг от друга. Мы также оставались, как и по сей день остаемся по благодати Божией, в пределах Вселенских Соборов и наших Отцов, тогда как они, напротив, оставались в заблуждении своей ереси и останутся таковыми на всю вечность.
Однако ни одна из сторон не прекращала попыток объединить Церкви с самого начала, но когда? Когда одна сторона нуждалась в другой, а не в любви к Богу*.
* Это печально, но историческая реальность это подтверждает. В римско-византийскую эпоху в целях противостояния военным противникам вопрос религиозного союза всегда стоял на повестке дня дипломатических контактов между Западом и Востоком. С другой стороны, представители Запада делали это для того, чтобы управлять Восточной Церковью или демонстрировать свою папскую власть, когда западный собор или западное государство бросали ей вызов. А жители Востока — предотвратить военное нападение Запада или запросить военную помощь в связи с опасностью на своих восточных границах.
Действительно, наши люди увидели сатанинское упорство тех, кто говорил: «то, что Папа решает с престола Петра, является безгрешным-непогрешимым», (так они услышали, что) невозможно, чтобы это дополнение было удалено из святого Символа Веры, потому что авторитет Папы ввел его и установил, что в него следует верить как в божественное и святое учение». Видя же, говорю я, народ наш эту сатанинскую одержимость, не только удалили имя папы из диптихов, как мы сказали выше, но и на разных соборах и в разное время* предали анафеме их и их добавление. Как это предположительно произошло из-за этой одержимости еретическими взглядами, ниспровержения Православной Веры.
* Соборы, осудившие Filioque, помимо Четвертого Константинопольского собора (879/880 гг.), включают Собор 1054 г. под руководством Керулария, Нимфейский собор (η σύνοδος του Νυμφαίου), Второй Влахернский собор (1285 г.) и Иерусалимский собор, Константинопольский собор, Московский, которые осуждает псевдособор Феррары и Флоренции. У нас также есть много соборов и Окружных посланий православных патриархатов, которые осуждают или порицают учения и действия, являющиеся пропагандой папства в Церкви.
Источник: https://greekdownloads-wordpress-com.translate.goog/2024/11/25/%ce%ac%ce%b3%ce%b9%ce%bf%cf%82-%ce%b1%ce%b8%ce%b1%ce%bd%ce%ac%cf%83%ce%b9%ce%bf%cf%82-%ce%bf-%cf%80%ce%ac%cf%81%ce%b9%ce%bf%cf%82-%ce%ac%ce%b3%ce%b9%ce%bf%cf%82-%ce%bc%ce%ac%cf%81%ce%ba%ce%bf%cf%82-4/?_x_tr_sl=el&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=wapp#more-38377