Величайший враг Церкви
Η ΜΕΓΑΛΥΤΕΡΟΣ ΕΧΘΡΟΣ ΤΗΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ
протопресвитер Георгий Металлинос
почётный профессор Афинского университета
Π
ρωτοπρ. Γεώργιος Μεταλληνός,
«Да будут все едины, якоже и Мы» (Ин. 16, 11)
«…ίνα ώσιν εν, καθώς ημείς» (Ιωάν. ιζ’ 11)
Сегодня, когда наша Церковь совершает память Святых и Богоносных Отцов I Вселенского собора (Никея 325г.) , потому что они освободили Церковь от духовной болезни арианского нечестия, мы в качестве своей цели ставим задачу подвергнуть тщательному рассмотрению в основном того, в чём состоит смысл ереси, этого величайшего врага единства Церкви.
-
Наша вера имеет кафолический характер. Согласно священному Символу веры наша Церковь кафолична. Это свойство, особенность Церковь, основывается а словах Самого воскресшего Господа: «Идите, научите все народы, крестя их во имя отца, и Сына, уча их хранить все, что Я заповедал вам» (Мф. 28, 20) Церковь обладает кафоличностью в двух измерениях. Вертикальном. То есть она приемлет всю богооткровенную истину, всю полноту божественного откровения. И горизонтальном. То есть она распространяет эту истину на все народы. Итак, миссия Церкви состоит прежде всего в сохранении в чистоте и в точности веры «однажды переданной» (Иуд. 3 )и в её распространении по всем миру.
-
Но каков же был «мир», когда первая Церковь приняла на себя исполнение этой величайшей миссии на земле? Идолопоклонство, атеизм, безнравственность, нечестие, эксплуатация, рабство и всё то, что апостол Павел описывает в своём послании к Римлянам (Рим. 1, 18; 5). И из этой среды появлялись новые члены Церкви. Весьма выразительными являются слова Павла, обращенные к христианам Эфеса: «Вы были некогда тьма, а теперь свет в Господе» (Еф. 5, 8). Церковь просияла в мире как некий свет во тьме. Итак, те, которые вняли божественному призыву и стали членами Церкви, им следует принять и её веру. Чтобы таким образом им стать действительно и в сущности едиными с другими членами Церкви, жить её истиной, им необходимо изменить обычаи, присущие миру, на образ жизни в святости, любви и праведности. Итак, Церковь с самого начала требует от нас всецелого изменения. Итак, человек реально должен стать «новым творением».
Но чтобы это совершилось в действительности, новые верующие должны переродится духом Церкви, чтобы стать совершенными, и их средоточием чтобы стала сама Церковь… И было очень много таких, которые явили ревностное желание навстречу этому её требованию. Однако немало было и таких, которые, несмотря на свой вполне добровольный уход из мира и приход в Церковь, не желали расставаться со своим прежним образом жизни. С ними происходило тоже самое, что и с израильтянами, которые едва вышли из Египта и вдохнули свободу, стали вспоминать с сожалением о мясе и котлах в Египте (Числ. 11, 5). Слово Божие такое расположение с поразительной силой расценивает как обычай пса возвращаться «на свою блевотину», или свиньи, которая идёт «валяться в грязи» (2 Петр. 2, 22).
-
Каковы же были эти христиане? Некоторые из них были иудействующие. Они требовали от христианства соблюдать букву Закона Моисея и отождествляли его всемирную миссию с иудейским национализмом. Некоторые же были эллинствущими. Они старались смешать христианство с мирской лжефилософией и втиснуть его в рамки некой религии с помощью приспособления её к идолопоклонству. Другие же были римлянами. Они, будучи реалистами и прагматиками, смотрели на новую религию как на некое средство для установления их всемирного господства и земной власти.
Каждое из этих направлений принимало из христианского учения то, что их устраивало и что им подходило. Однако некая тяжесть и груз ложились на их собственные принципы, на их собственные цели, но что ещё хуже — таким образом создавалось новое учение, которое выдавалось за церковное христианское учение. Мы на этом не останавливались. Но и это учение несмотря на то, что верили что оно живёт внутри самой Церкви, предлагалось как её собственное учение, однако оно не являлось таковым. Это несомненно было тем, что на церковно-богословском языке именуется как ересь. То есть это то, когда она представляется кем-либо, будучи собственным мнением и убеждением, за учение Церкви, а собственная интерпретация божественного откровения в качестве церковного учения и истолкования.
-
Ересь создаёт в Церкви величайшее зло, нежели грех. Грешник падает как индивидуум, и он имеет возможность вновь восстать от греха, используя для этого имеющиеся в Церкви благодатные средства. Но еретик вполне конкретно отпадает от тела Церкви. И это потому, что он не верит в Церковь как в ковчег божественного откровения. Он верит только самому себе и возлагает на себя роль судии в отношении «переданной» веры. То есть он обоживает сам себя. Посему он не приемлет иного высшего авторитета как только свою собственную персону. Всякая ересь является порождением и плодом собственного недуга, человеческого эгоизма. Все ереси обладают одной и той же закваской. Тем самым ересь разделяет Церковь и разрушает её единство. Наверняка не будет преувеличением то, если мы станем рассматривать в качестве первых еретиков в истории первозданных людей, поскольку эти люди поставили свою собственную волю над божественной волей и отпали от божественного общения. Поэтому ересь является хулой на святого Духа. Не удивительно то, что большинство еретиков, кроме иных своих заблуждений, являются к тому же и духоборцами, начиная с первых последователей Македония — македониан и вплоть до современных наших хилиастов — Лжесвидетелей Иеговы.
Следовательно ересь разрывает церковное тело. Она разрушает её единство. Она искажает, извращает божественное откровение и его уничтожает. Она смешивает истину с заблуждением. Поэтому ересь является даже хуже всякой религии. Поэтому она не может быть принята. Ересь появляется в теле Церкви как скрытая раковая опухоль. Она распространяется под видом под одеждой истины и под цветом церковности и тем самым весьма легко добивается того, чего она желает. Она является страшнейшим орудием дьявола по отношению к Церкви и её гонителей. Посему она не убивает тленное тело, но бессмертные души. Поэтому еретики конечно же являются скрытным образом и коварно слово члены Церкви, христианами, то есть они стремятся соблазнить своей ложной святостью наивных и простодушных людей. Это то и происходит и в нашей стране с разными еретиками, которые с помощью Священного Писания, которое они держат в своих руках, скрывают свое лукавство и злобу. Но за религиозным заблуждением ереси скрывают и вполне очевидную заинтересованность — политические стремления обслуживание интересов их независимых центров. Пи поразительном проявлении человеколюбия, при якобы строгой жизни, искусной и хорошо подготовленной пропаганде, они портят и искажают сознание людей и целенаправленно ведут к своей убийственной цели, корой является ни что иное как уничтожение Церкви и разрушение дела Христа.
Вполне достаточно всякому окинуть взглядом церковную историю, чтобы прийти к тому убеждению, что для жизни Церкви значит ересь. Поскольку ересь является не только порождением диавола, она вызывала беспокойство у духовых отцов и подвигала их на защиту своих детей. Но как вполне справедливо говорится, если величайшей победой сатаны может явиться уничтожение человечества, чтобы нас не было, то величайшим успех ереси состоит в том, чтобы убить верующих с помощью образованных людей, несущих самую непосредственную ответственность, представляя ересь в качестве смиренного деяния, и проявляя заботу о простом народе в том, что он якобы в различных еретических группах найдёт истину и подлинную христианскую жизнь. Но мы, которые имеют желание остаться верными преданию и традиции Святых отцов нашей церкви, считаем, что непосредственным следствием нашей веры и нашей священной обязанностью является: а) разоблачение всех ересей, б) осознание того факта, что все ереси обслуживают нужды тьмы и ведут работу по разрушению веры, в) охранение самих себя и наших братьев от этого страшного яда дьявола.
©Перевод «Православного Апологета», 2012г.
Источник: ΕΥΑΓΓΕΛΙΚΑ ΚΑΙ ΑΠΟΣΤΟΛΙΚΑ ΜΗΝΥΜΑΤΑ (Απάνθισμα κηρυγμάτων από την «ΦΩΝΗ ΚΥΡΙΟΥ» των ετών 1980 και 1983)ΠΡΩΤΟΠΡ. ΓΕΩΡΓΙΟΥ Μ. ΜΕΤΑΛΛΗΝΟΥ ΕΚΔΟΣΕΙΣ «ΟΡΘΟΔΟΞΟΣ ΚΥΨΕΛΗ