Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Свт. Симеон архиепископ Фессалоникийский[1]

Συμεών Ἀρχιεπισκόπου Θασσαλονίκης

Peinture sainte sophie 01558.jpg

Против всех ересей

ΚΑΤΑ ΠΑΣΩΝ ΤΩΝ ΑΙΡΕΣΕΩΝ

Κεφάλαιον  Θ΄

Гл.9

О Западных (христианах)

Περί  τῶν Δυτικῶν

Арх(иепископ): Итак, после Седьмого Собора не было никакого вселенского собора более, кроме так называемого Восьмого[2], о котором говорят и Западные, и деяния этого Собора частично известны, и  они изданы. В них можно было бы в точности изучить то, что говорится о новшестве Западных, и как этот Собор предал анафеме тех, которые дерзали говорить, что Божественный Дух исходит и от Сына. И он нам передал всяким образом непоколебимо сохранять (все то, что есть) в священном Символе. Итак, это-то и стало причиной раскола с Западной Церковью, которая прежде исповедала и добрым образом следовала  священному Символу, и традициям Апостолов и Отцов, и она была первой, потому что не скрывала истину. И мы вновь желали бы ее видеть первой, только если бы она сохранила бы чистым и незапятнанным характер православной Веры.  Однако теперь она пренебрегает всем, даже не мысля о том, что «кто хочет быть первым, будь из всех последним» (Марк. 9, 35), или что «всякий возвышающей сам себя унижен будет » ( Лук. 14, 11). Но эти верующие во Христа, когда через Петра  и его преемников отбросили безбожие эллинов, не захотели получить уврачевание через покаяние, ни даже  поверить и подчиниться Божественному Символу, который был составлен Отцами по действию Божественного Духа, но они хотят, конечно же, и имеют горячее желание и нас притянуть  к своему мнению. И с того времени, как они стали хвалиться властью великого Петра, они идут путем противоположным покаянию Петра, который, как известно, благодаря ему, конечно же, и стал Учителем в Риме и первым пастырем, дабы наставить и научить обращению и покаянию, подавая собой пример.  Поскольку и он сам от похвалы и бахвальства потерял чистоту, а поэтому пал, и нарушил исповедание, которое он ранее исповедал. И он не иным образом обрел исправление как через покаяние.

И мы помним, что ему пророчески было сказано «Симон, Симон! Се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; иты некогда, обратившись, утверди братьев твоих»[3], с которым это и произошло тогда, дабы после того как он отрекся, он обратился бы, а своим обращением утвердил бы многих (в вере). Только бы и теперь это бы случилось, по человеколюбию Христа, и по молитвам Петра; дабы как Петр, также и эти Западные со смирением обратилсь бы, и с горячим исповеданием, к православию, и по любви и горячей Вере Петра, дабы утвердить братьев миром и любовью и добрым исповеданием в православном Символе Веры.

Но и Петр же покаянием и слезами, как мы говорили, и троекратным исповеданием своей любви ко Христу не только был сопричтен к лику Апостолов, но был принят  и рукоположен Главой и Пастырем Пастырей Христом. Но инославные  восстали против других, но и для самих себя стали причиной бедствия в Церкви Христовой преимуществено из-за тех, которые временами подвигались против нее, потому что они стали оторванными и отколотыми членами Христа, и теперь подают на протяжении стольских времен мириады соблазнов для всех братьев, которые искуплены Божественной кровью Христа.

Клир. Каковые же эти самые главные новшества, которые были составлены Западными, из-за которых они оторвались от Кафолической Христовой Церкви?

 Каковы же те новшества, которые вводятся Западными

 Арх. Первым является то, что они приняли добавление в святеший Символ, который Отцы оберегали, дабы туда ничего не довалялось, и из ничего не убавлялось. В последствии они (латиняне) внесли нововведения  и многие иные, которые чужды древнему обычаю Церкви, поскольку они привносят их в Таинства – опресноки для совершения жертвы, как мы слышим, в посты вопреки тому, что передано от Апостолов и Отцов, то есть в среду, и в первые два дня святой Четыредесятницы; подобным образом и в некоторые другие посты, вопреки христианскому учстановленному порядку, и вопреки слову наших Святых Отцов; что предписывает о постах Апостольское правило, и чему научил весь сонм Святых.

Они постятся каждую субботу, вопреки и этому апостольскому правилу, и вопреки установлениям Отцов. Поскольку они предписывают нам поститься только в одну Субботу, то есть п Великую, но не в другие (субботы), поскольку  это день благодарения Богу за творение (мира), поскольку  как день Господень является днем Воскресения, то  во-истину  и Суббота подобна воскресению, поскольку наш Спаситель в этот день душой сошел во ад, и нам даровал  свободу и Воскресение; в чем нас убеждает и Церковь, когда она совершает в каждую Субботу поминовение в вере почивших душ. Они вводят новшества и в хиротонии, не следуют ни тому, что передано от Апостолов и Отцов; поскольку они нам передали совершать рукоположение не через миропомазание, а через возложение рук, как об этом заключает (в своих творениях) преемних Апостолов, весьма божественный Дионисий.

Но и Священнодействие (т.е. Божественную литургию - примеч. перевод) это они не сохранили непорочным, но и его совершают вопреки преданию. Прежде всего потому, что они приносят опресноки, как приносили и иудеи, и празднуют с нами, но все является новым. А наша традиция научает, чтобы приносился совершенный хлеб-артос, поскольку и хлеб-артос нашей жизни Бог Слово даруется совершенным, соединившись с этим смешением нашего тела, как совершенный Бог, и становясь совершенным человеком. Посему то и Спаситель уподобляет Свое царствие и домостроительство глаголемой закваске: «уподобися царствие небесное квасу (закваске)».[4] Во-вторых же, потому что Западные не литургисают вместе с нами, не на той же чаше и хлеба не причащают мирян, как совершает наша Церковь, как она приняла, но согласно иному обычаю.

Они также вводят новшество даже в Крещение, поскольку не крестят в три погружения (входа и выхода- дословно), но обливанием и окроплением и без Мира; не причащая крещаемого младенца, ни ребенка вплоть до некоего определеного возраста. Но они не совершают в алтаре рукоположения епископов через возложение рук, согласно вышеуказанному от нашего Христа Бога и преданию Апостолов; «то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им, глаголет им»[5] и Духа Святого низвел на главы Апостолов через возложение (рук), говорит Павел, «рук пресвитеров», а не через Миро и Миропомазание. «И не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе, - говорит он к Тимофею, - через возложение моих рук».[6] И семь дьяконов, и Варнава, и сам Павел, и все  восприняли возложение рук, которое является и называется истинным руокоположением (χειροτονία ληθενή)/

 К тому же не многие епископы руокополагают одного епископа, как говорит апостольское правило, ни возложением открытого Евангелия, как учит великий Дионисий, но один епископ неоднократно рукополагает епископа через Миропомазание (μέ τό Χρίσμα), что вне традиции Апостолов. Я говорил также, что ныне многие епископы не сослужат все с первенствующим (μέ τό πρῶτον), а поскольку не сослужат, то есть  они не рукополагают вместе и рукополагаемого; а это из-за того, потому что никогда они не сослужат многие, поскольку невозможно разделисть священнодействуемй опреснок и чтобы его раздать многим, как нам передал Спаситель, когда Он священнодействовал и разломил Хлеб (ρτος) и преподал Своим Ученикам. Итак, по этой-то причине Западные не придерживаются обычая, что сослужили многие пресвитеры, или епископы, ни того, чтобы причащаться от единого Хлеба и Чаши, как воспринял от Господа Павел, и он передал нам благочестивым, чтобы мы так совершали. Поэтому то никогда не сослужат Папе другие епископы, кроме одного дьякона. Как и схима монахов, в то время как она является одной, однако она разелена на многие чины, и они (монахи) создали многие и различные схимы, о чем ничего не определяли Отцы, но все они согласно говорят об одной (схиме) и одной называют схиму монаха, как Крещение, о котором законополагает божественный Дионисий.

Он сказал и говорит, что называемые и различаемые у нас малая и великая схимы, не являются двумя (схимами), но одной, и существует только великая и совершенная: Другая же, так называемая малая схима, является залогом великой, и является началом ее, подобием, котороя была выдумана в последствии, некоторыми отцами ради немощи человеческой, а дается в качестве залога первой, а в последствии завершается этой великой и одной, как было предано от божественных Отцов. Отсюда и залог называется залогом Святой и великой Схимы, как об этом говорит причисляемый к великим Богословам и Исповедникам и Отцам Феодор Студит.

Ктому же, что касается вкушения нечистых животных и конечно же удавленины,  что их есть нехорошо, является влиянием Закона (Моисеева), которые оказывают влияние не потому что они нечистые, поскольку «ибо всякое творение Божие хорошо, - как говорит Павел, - и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением»[7]; прежде всего, он говорит  что (пища) принимается с благодарением, а не с безразличием, и что она освящается словом Божием и молитвой. Апостол нас учит быть благоговейными и воздержными по отношению ко всему. «Все подвижники воздерживаются от всего»[8],- говорит он. И если «пища соблазняет  брата моего, не буду мяса есть вовек».[9] А то, что нам необходимо воздерживаться и избегать мяса, об этом сам постящийся апостол Павел нас наставляет вновь, говоря «часто в посте»[10]и «изнуряя и порабощая свое тело»[11]. Подобным образом и Петр ел бобы на один ассарий, и все остальные Ученики усердно постились, а пост нам был передан и о Спасителе, и в среду и в пятницу, в те дни, во время которых узаконено нам оставлять мясо, яйца и молоко, как мы приняли свыше от самих Апсотолов и наших Отцов.

Перевод выполнен И. С.

 

[1]   Перевод выполнен по изданию: Συμεών Ἀρχιεπισκόπου Θασσαλονίκης. ΤΑ ΑΠΑΝΤΑ. ΕΝ ΑΘΗΝΑΙΣ 1862, Σ. 35-36

[2] Свт. Симеон Солунский здесь, несомненно, говорит о Константинопольском соборе 879-880гг., утвердившем деяния VII Вселенского собора и осудившем нововведение на Западе filioque в Символ веры.

[3] Лук. 22, 32

[4] Мф. 13, 33

[5] Лук. 24, 30

[6] 1 Тим 4, 14 мы даем дословный перевод с греческого языка слов ап. Павла

[7] 1 Тим. 4, 4

[8] 1 Кор. 9, 25

[9] 1 Кор. 8, 13

[10] 2 Кор. 11, 27

[11] 1 Кор. 9, 20



Подписка на новости

Последние обновления

События