Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Апостольская традиция и Апостольское преемство согласно о. Георгию Флоровскому

Ἀποστολική Παράδοση καί Ἀποστολική Διαδοχή, κατά τόν π. Γεώργιο Φλωρόφσκι

Из статьи митрополита Навпактского и Святовласиевского Иерофея

«Ἀποστολική Παράδοση καί Ἀποστολική Διαδοχή στό μυστήριο τῆς Ἐκκλησίας»

05 02

 

Отец Георгий Флоровский был великим богословом двадцатого века, который жил в России, Европе и Америке, где он столкнулся с различными христианскими течениями, с которыми он имел дело, оценивая их с позиции православного церковного мышления. Он должен был выразить свои взгляды на еретиков и христиан-раскольников, на ереси и расколы, и его слова отличались трезвостью, отсутствием законничества и морализаторства.

Среди прочего, отец Георгий Флоровский раскрывает, что такое Пятидесятница в Церкви, и связывает Пятидесятницу с Апостольской Традицией и Апостольским преемством.

Церковь, по словам отца Георгия Флоровского, является единой в том смысле, что она составляет одно единство, а оно связано с тем фактом, что Церковь это Тело Христово, которое связано с Пятидесятницей. Он пишет: «Таким образом, Пятидесятница является полнотой и источником всех таинств и сакраментальных действий, единым и неиссякаемым источником всей сакраментальной и духовной жизни Церкви. Пребывать или жить в Церкви означает участвовать в Пятидесятнице».

Пятидесятница, которая является жизнью Церкви, «становится вечной благодаря Апостольскому преемству, то есть в непрерываемом иерархическом достоинстве, в котором каждая часть Церкви в каждый момент органически соединяется с первоисточником». Это означает, что Пятидесятница не передается и переживается невидимо, но через Апостольскую преемственность. Это «Апостольская преемственность - это не просто каноническая структура Церкви», поскольку «иерархия - это прежде всего харизматический принцип, то есть« служение таинств» или «божественная икономия». Иерархия - это «орган Кафолического единства Церкви. Это единство благодати. Для Церкви это то же самое, что циркуляция крови в человеческом теле ».

Епископы являются «органом Апостольского преемства» и несут ответственность за единство Церкви, совершая Таинство Божественной Евхаристии и Таинство Хиротонии-рукоположения. «Тайная Вечеря и Пятидесятница неразрывно связаны друг с другом». С этой точки зрения каждый епископ составляет единство и центр поместной Церкви, потому что в основном именно епископ участвует в этой «кафоличности (соборность)» Тела Церкви в каждую историческую эпоху.

Рукоположение епископа осуществляется двумя или тремя епископами, которые действуют не индивидуально, а как участники этой кафоличности Церкви, и реализация или расширение Апостольской преемственности происходит в непрерывной кафоличности всей Церкви.

Так, «Апостольское преемство никогда не может быть отделено или оторвано от органического контекста жизни всей Церкви, хотя у нее есть свое божественное происхождение». По этой причине апостольское преемство «никогда не должно сводиться к абстрактному перечислению последовательных рукоположений» но его следует рассматривать как участие в благодати и кафоличности Церкви. «Апостольское преемство не представляет собой самодостаточную цепь или порядок епископов. Это орган и система единства Церкви ».

Следовательно, Апостольское преемство - это не просто последовательность рукоположений, но а оно неразрывно связано с Апостольской традицией и Пятидесятницей. Ссылаясь на священные каноны, на которых основано единство Церкви, он пишет: «Каждое попирание «канонов» одновременно означает определенную потерю благодати, а именно - изоляция, отчуждение, пренебрежение, сакраментальное забвение, ограничение церковного мировоззрения, и уменьшение любви. Ибо Апостольское преемство было установлено ради единства и соборности и никогда не должно становиться проводником исключительности и разделения ».

Связывая Апостольское преемство с Пятидесятницей, он пишет: «Апостольское преемство не должно быть отделено от Апостольской традиции и никогда не может быть таковой вообще». Эта традиция - не историческое воспоминание или музей прошлого, а «память Церкви». Во-первых, это непрерывный поток духовной жизни, исходящий от Всевышего ... Верность Традиции - это также участие в Пятидесятнице, а Традиция представляет собой исполнение Пятидесятницы ... Традиция - это способность учить, исповедовать, свидетельствовать и провозглашать из глубины церковного опыта, который остается неизменным и неискаженным ».

Преподавание и свидетельство о Церкви преподносится, прежде всего, иерархией, которая выполняет эту задачу «как орган Церкви», и она ограничена «согласием Церкви [e consensus ecclesiae], и опять же не столько согласно взгляду канонического права, сколько из духовной жизни и свидетельства». Поэтому епископ обучает людей и свидетельствует об опыте Церкви, и он получает эту власть от Христа, а не от своей паствы.

Пятидесятница - это жизнь Церкви и всей ее структуры. И те, кто находятся в Церкви, должны быть причастны опыту Пятидесятницы. «Весь смысл и величие христианской жизни заключается в обретении Духа. Мы вступаем в общение с Духом в таинствах, и мы должны стремиться быть наполненными Духом в молитве и действии. Это составляет тайну нашей внутренней жизни. Но даже в этом случае предполагается, что мы принадлежим к Церкви и являемся частью ее самой структуры ». Когда Апостольская Традиция отделена от непрерывности духовной жизни, Апостольское преемство не может быть сохранено.

Он также отмечает, что таинства не зависят от веры тех, кто совершает их и участвует в них:

«Вообще говоря, результативность и истинность таинств не зависит от веры тех, кто принимает в них участие. Поскольку таинства совершаются силой Божьей, а не человека, а слабость и несовершенство отдельного священника исправляются таинственным участием всей Церкви в его действиях - той Церковью, которая назначила его и уполномочила его совершать «служение таинств». Однако, несмотря на это, вряд ли возможно полностью изолировать объективно-харизматический момент таинств. Например, как можно сохранить Апостольское преемство, когда Апостольская Традиция была нарушена вместе с непрерывностью духовной жизни? В любом случае повреждение веры не может не отразиться так или иначе на иерархии таких общин, в которых апостольское «хранилище веры» не было сохранено, и где полнота Традиции была умалена из-за нарушений исторической преемственности «.

Далее он ссылается на возможность продолжения Апостольского преемства в общинах, когда они отделяются от Церкви, а хатем возвращаются к ней.

«Еще более сомнительным является продолжение Апостольского преемства в раскольнических общинах, особенно если оно было продолжено или даже« восстановлено »именно ради того, чтобы разделение было постоянным. Как может иерархическая цепочка сохраняться в разделении, когда ее смыслом является единство? И как раскольники могут действовать от имени и во имя Кафолической Церкви? И все же церковная жизнь на практике свидетельствует о том, что это возможно, и что жизнь в благодати в раскольнических общинах не гасится и не истощается, во всяком случае, конечно, не сразу. Однако мы не можем считать возможным, чтобы это продолжалось без ущерба, именно по той причине, что нельзя резко изолировать различные аспекты органического целого церковной жизни. Человеческая и историческая изоляция, даже если они не приводят к разрушению Апостольского преемства, в любом случае  они должны мистически ослабить ее. Ибо единство в благодати может проявиться только в «тайне свободы», и только через возвращение к кафолической полноте и общению, когда каждый отделенный иерархически орган может восстановить свое полное мистическое значение. Одновременно с этим возвращением происходит принятие апостольского «залога веры» во всей его полноте».

Это означает, что, хотя благодатная жизнь не сразу прекращается в раскольнических случаях, Апостольская преемственность, тем не менее, ослабляется, и это проявляется в возвращении к полноте и общению в Кафолической Церкви.

«В любом случае ущерб, наносимый вере, не может не отражаться тем или иным образом на иерархии таких общин, в которых апостольское« хранилище веры »не было защищено, и где полнота Традиции была умалена вследствие нарушений в истории непрерывность «.

Вывод отца Георгия Флоровского заключается в том, что «Апостольское преемство укрепляется только верностью в вере и сохранением Апостольской традиции. В их неразрывности лежит полнота Пятидесятницы ».

Это означает, что Пятидесятница, Апостольская традиция и Апостольское преемство неразрывно связаны и реализуются в Церкви и ее кафоличности, которая является великой тайной. Именно в этом контексте епископ выполняет свою задачу и свидетельствует об этом, исповедуя веру.

Эта связь предполагает, что епископы, которые причастны обоживающей энергии Святого Духа в тайне Пятидесятницы, имеют Апостольскую Традицию и Апостольское Преемство, являются членами иерархии своих Церквей и которые выражают себя соборно. В этом случае они являются истинными пастырями народа Божьего, которые право правят слово истины.

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2020г.

 http://parembasis.gr/index.php/el/5716-2019-04-16

 



Подписка на новости

Последние обновления

События