Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

ВОСКРЕСЕНИЕ ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ

В ИЕРУСАЛИМСКОЙ ПАТРИАРХИИ

 

Η ΚΥΡΙΑΚΗ ΤΗΣ ΟΡΘΟΔΟΞΙΑΣ ΕΙΣ ΤΟ ΠΑΤΡΙΑΡΧΕΙΟΝ

 

ВОСКРЕСЕНИЕ ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ В ИЕРУСАЛИМСКОМ ПАТРИАРХАТЕ

Η ΚΥΡΙΑΚΗ ΤΗΣ ΟΡΘΟΔΟΞΙΑΣ ΕΙΣ ΤΟ ΠΑΤΡΙΑΡΧΕΙΟΝ

 

Воскресенье 11-го / 24-го марта 2024 года отмечалась Патриархатом как первое воскресенье Великого поста и как седмица Торжества Православия, то есть память о восстановлении почитания святых икон после жестокого и нечестивого гонения на них, длившего более чем ста лет.

Этот праздник отмечался как торжество возвращения икон в святые храмы Патриархом Константинопольским Мефодием и императрицей Феодорой и ее сыном Михаилом. Императрица Феодора длительной молитвой к Богу испросила у Бога прощения своему мужу, императору Феофилу иконоборца ( См. Синаксарь в Триоди на этот день). С тех пор Церковь непоколебимо и невозмутимо чтит святые иконы как свидетельство и подтверждение тайны воплощения и вочеловечения Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Это истинное и спасительное событие отмечалось во Всесвятом Храме Воскресения Великой Вечерней накануне вечером, которая называется «паррисией» (παρρησία) и включает в себя посещение и поклонение Святому Камню Помазания, затем к Пресвятому Гробу Господню и Страшной Голгофе, звон бил, каждение всех святынь, Великий вход и освящение хлебов (Ἀρτοκλασία то есть Лития на Велико вечерни – коммент. Переводчика. ). Службу возглавил Его Блаженство Блаженнейший Отец наш и Патриарх Иерусалимский Феофил, сослужили иеромонахи и диаконы, молились верные члены Иерусалимской Церкви и немночисленное количество паломников.

В первое Воскресение Великого Поста Божественную литургию в Кафоликоне Пресвятого Храма Воскресения возглавил Его Блаженство, Ему сослужили Их Высокопреосвященства Митрополит Капитольядский Исихий, Архиепископы Герасский Феофан, Константинский Аристарх, Севастийский Феодосий, Лиддский Димитрий, иеромонахи Святогробцы, первым из которых был Старший Камарасис архимандрит Нектарий, представитель Русской Церкви архимандрит Вассиан, представитель Румынской Церкви архимандрит Феофил, архидиакон Марк и иеродиаконы Евлогий и Досифей и другие. Пели иеродиакон Симеон и правый псаломщик Евстафий Цуманис в почетном присутствии Генерального консула Греции в Иерусалиме г-н Димитрия Ангелосопулоса и Посла Грузии г-жи Зазы Канделаки.

После Божественной литургии трижды совершалось шествие вокруг Всесвятого Гроба Господня и по святыням.

По окончании шествия перед Всесвятым Гробом Господним был прочитан Синодик Православия в память Патриарха Мефодия, императрицы Феодоры и ее сына Михаила и всех Патриархов и Архиереев и императоров, покровителей святых и честных икон, которые почитаются не богослужебно, а условно, по определению канонов Церкви и в осуждение всех боровшихся против святых икон.

 

  

Замечание Редакции ПА: Просим обратить наших читателей на то, что в матери всех Церквей Иерусалимской Церкви неуклонно сохраняется чтение всего Синодика Православия, сводный обобщенный текст, как он сложился к 14 столетию. (По данному вопросу см. Митрополит Навпактский и Власиевский Иерофей. Синодик Православия. Публичное свидетельство Христианского сознания (Το Συνοδικόν της Ορθοδοξίας Δημόσια εξαγγελία Χριστιανικού φρονήματος Μητροπολίτου Ναυπάκτου και Αγίου Βλασίου κ. Ιεροθέου.//https://www.oodegr.com/oode/orthod/genika/synodiko_or8odoksias_1.htm )

 То есть Синодик, напомним, состоит из Многолетий Римским-Византийским императоров, начиная со св. равноапостольного императора римского Константина и св. равнопостольной императрицы Елены, и заканчивая императорами Иоанном Палеологом, Андроником Палеологом, Иоанном Кантакузином, созвавших Великие Константинопольские соборы 14 столетия в защиту учения свт. Григория Паламы о нетварности Божественного света, о различении в Боге сущности и энергии-действования, и священной умной молитве. А также неотъемлемой частью Синодика является произнесение анафем еретикам и еретическим учениям, которые несогласны с учением Кафолической Православной Церкви. (См. также "Синодик Православия" является превосходным и весьма сводным текстом, который охватывает все правосавлное учение нашей Церкви. Τὸ «Συνοδικὸν τῆς ᾿Ορθοδοξίας» εἶναι ἕνα ὑπέροχο πολὺ συνοπτικὸ κείμενο, ποὺ εἶναι περίληψη ὅλης τῆς ὀρθόδοξης διδασκαλίας τῆς ᾿Εκκλησίας μας// https://www.imoph.org/Theology_el/3d7027Orthodoxias-06.pdf )

К сожалению в данной церемонии хотя и были торжественно прочитаны Анафемы еретикам императорам и ересиархам и ересям, однако список ересей был сокращен до анафем монофизитству, монофелитству и ересиархам монофизитства – Диоскору Александрийскому и Севиру Антиохийскому. Данное сокращение непонятно потому, что даже в Документах т.н. Великого собора (лжесобора) 2016г. Константинопольские соборы 14 столетия отнесены к категории «великих соборов», поэтому осуждения Варалааму Калабрискому, Акиндину и отвергающим учение свт. Григория Паламы получили исторически и соборно общецерковную рецепцию, а их опущение в данной службе иерусалимской Патриархии непонятно.

При Блаженнейшем Патриархе Диодоре чтение Синодика отличалось необыкновенной торжественностью, в особенности чин Анафематизмов. Церковь ясно и со всей благодатной силой свидетельствовала ими, что все перечисленные ереси: иконоборчество, арианство, духоборчество, монофизитство всех течений и т.д. лишены Спасения, как отпавшие от Церкви Христовой. Этот чин анафематизм в особенности важно совершать в наши дни, когда всеересь Экуменизма, вдохновленная дьяволом и его слугами, пытается стереть грань между истиной и ложью, между Церковью и ересью. И одной из методик этого коварного стирания является ведение двусторонних диалогов на основании т.н. догматического минимализма, которым отвергаются фактически богодухновенные решения Вселенских соборов после ΙΙΙ Вселенского собора и первоочередной задачей является не принятие еретиками (например Антихалкидонитами : Копты, Малабарцы, Армяне) полноты истины, а достижение странного единства любой ценой путем компромиссов в догматах.

И о смысле и важности этого чина в Воскресение Торжества Православия нам говорят современные иерархи и профессора:

«Как весьма точно говорит защитник и исповедник веры митрополита Пирейский г-н Серафим, "анафемы в Церкви не является выражением гнева или проклятия или высокомерия, а торжественным провозглашением того, что конкретные лица не принадлежат к телу Церкви и народ Божия призван увеличить внимание к такому человеку, и не искать пользы или выгоды от общения с тем, кто предан анафеме, чтобы не утратить здравое учение, вне которого не существует спасения. Следовательно, анафемы особенно в наше время унификации и синкретизма, являются превосходным защитным механизмом и педагогической мерой для сохранения Православного самосознания и истины... "[8]. Согласно мнению почетного профессора патрологии Фессалоникского университета им. Аристотеля протопресвитера Феодора Зисиса, анафемы является пастырской мерой любви[9]. Святые Отцы, когда они на заседаниях Соборов анафематствовали еретиков, делали это не из ненависти к ним, а с великой болью в душе отсекали их «как неисцельно заболевших», от тела Церкви, точно также как и хирург отсекает отмеченную и мертвую часть тела для того, чтобы заражение не передавалось остальной части тела.»[1]

 

 

После окончания Божественной литургии все поднялись в Патриархат, где Его Блаженство Отец наш и Патриарх Иерусалимский Феофил обратился к присутствующим со словами:

«Неописанное Слово Отчее, из Тебе, Богородице, описася воплощаемь, и оскверншийся образ в древнее вообразив, Божественною добротою смеси. Но исповедающе спасение, делом и словом, сие воображаем», — говорит песнопевец.

Сегодня, в первую Неделю Великого Поста, Святая Церковь Христова отмечает память восстановления почитания святых икон приснопамятными Константинопольскими императорами Михаилом и его матерью Феодорой при Святом и исповеднике Патриархе Мефодии.

На протяжении более чем ста лет гонения на употребление и почитание икон со стороны нечестивых императоров Льва Исавра и Феофила, мужа благочестивой императрицы Феодоры, сотрясалии Церковь Христову.

Почитание святых икон Христа, Богородицы, Ангелов и Святых — догмат Православной веры и богословия, сформулированное Седьмым Вселенским собором в Никее Вифинской в 787 году. Этот догмат вытекает из основного догмата о воплощении второго лица Святой Троицы. Икона Спасителя нашего Иисуса Христа является неопровержимым свидетельством истинного воплощения Слова Божия.

Святой Иоанн Дамаскин, выдающийся богослов иконы Христовой, ссылается насвт. Василия Великого и говорит: «Сначала сотворил Бог человека по образу Своему. Почему же мы поклоняемся друг другу, но разве не ка созданному по образу Божию? Как говорит богоносный Василий, «честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз». Первообраз – это то, что изображено, из чего сделан производный образ. И снова святой Отец Иоанн Дамаскин вопрошает себя: «А сверх этого, кто может сделать себе подобие невидимого, и бестелесного, и неописуемого, и не имеющего формы Бога? Поэтому изображать Божество – дело крайнего безумия и нечестия […] А так как Бог по милосердию Своему поистине сделался человеком ради нашего спасения, […] но по существу воистину сделался человеком и жил на земле, и вступил в единение с людьми (Варух 3: 38), творил чудеса, пострадал, был распят, воскрес, вознесся, и все это случилось поистине и было видимо людьми, было записано для напоминания нам и наставления».

Это событие восстановления почитания икон, которое мы сегодня торжественно и с дерзновением отметили во  Всесвя храме Воскресения, было признано торжеством Православия над злочестием (лжеучениями - ἐπί τῆς κακοδοξίας , так обычно на греческом языке называют ереси). Посему послушаем песнописца, поющего и говорящего: «Празднуй, ликуй, христоименный народ Господень, видя Церковь, сияющую вновь красотой божественного образа, как Бог облекся в него, как человек, ради нашего спасения».

Мы молимся, чтобы красота божественного образа, иконы сияла в сердцах и умах тех, кто правит землей. Аминь. Лет долгих и мирных».

Главный Секретариат

Источник https://jerusalem-patriarchate.info/η-κυριακη-τησ-ορθοδοξιασ-εισ-το-πατρι-11/

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»

 

[1] АНАФЕМЫ: СОХРАНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО САМОСОЗНАНИЯ И ИСТИНЫ.  

ΑΝΑΘΕΜΑΤΑ˙ ΔΙΑΣΦΑΛΙΣΗ ΤΗΣ ΟΡΘΟΔΟΞΟΥ ΑΥΤΟΣΥΝΕΙΔΗΣΙΑΣ ΚΑΙ ΑΛΗΘΕΙΑΣ. протопресвитер о. Ангелос Ангелопуло

ο πρωτοπρεσβ. π. Άγγελος Αγγελακόπουλος,// https://apologet.spb.ru/ru/67-актуальные-темы/1305-anafemy-sokhranenie-pravoslavnogo-samosoznaniya-i-istiny-protopresviter-o-angelos-angelopulo.html

 

 



Подписка на новости

Последние обновления

События